Содержание

Состав и расстояния от объектов строительства до инженерных коммуникаций т.е. охранные зоны — определены в СНиП 2.07.01-89*, актуальная действующая редакция этого СНиПа — СП 42.13330.2011. Собственно из этого СНиПа следует:

  • Охранная зона бытовой канализации
  • Охранная зона водопровода
  • Охранная зона тепловых сетей
  • Охранная зона кабелей и сетей связи
  • Охранная зона ЛЭП
  • Охранная зона жилых домов и общественных зданий
  • Охранная зона деревьев и кустарника
  • Охранная зона газопровода
  • Минимальные расстояния между инженерными коммуникациями

Охранная зона бытовой канализации

Отличают напорную и самотечную канализацию. Соответственно охранная зона бытовой напорной канализации — 5 метров от трубы до фундамента здания или сооружения.

Если канализация самотечная, то согласно СНиП охранная зона составит — 3 метра.

При этом минимальное расстояние от забора или опор контактной сети до канализации составит 3 и 1,5 метра соответственно.

Охранная зона водопровода

Охранная зона водопровода — 5 метров от фундамента объекта до сети. Охранная зона от фундамента ограждения предприятий, эстакад, опор контактной сети и связи, железных дорог до водопровода — 3 метра.

Кроме того, из СП 42.133330.2011 Таблица 16 (подробнее см.ниже), можно подчерпнуть следующие сведения, касающиеся прокладки водопровода и канализациионных труб:

«2. Расстояния от бытовой канализации до хозяйственно-питьевого водопровода следует принимать, м: до водопровода из железобетонных и асбестоцентных труб — 5; до водопровода из чугунных труб диаметром до 200мм — 1.5 , диаметром свыше 200мм — 3; до водопровода из пластиковых труб — 1,5.

Расстояние между сетями канализации и производственного водопровода в зависимости от материала и диаметра труб, а также от номенклатуры и характеристики грунтов должно быть 1,5м.»

> Охранная зона тепловых сетей

Минимальная охранная зона тепловых сетей от наружной стенки канала, тоннеля, от оболочки бесканальной прокладки, до фундамента здания — 5 метров.

Охранная зона кабелей и сетей связи

Охранная зона силовых кабелей всех напряжения и кабелей связи от сети до фундамента здания или сооружения — 0,6 м.

А вот и сама таблица — её первая часть:

Охранная зона ЛЭП

Действующие правила по определению охранной зоны для ЛЭП определены согласно постановлению №160 правительства РФ от 24го февраля 2009го года. И в общем случае гласят, что охранной зоной для воздушной ЛЭП является вертикальная плоскость на заданном расстоянии от крайних проводов силовой линии. Само же расстояние меняется в зависимости от мощности линии и определено в Приложении. Согласно пункту а) этого приложения — для воздушных линий в зависимости от мощности они будут составлять:

до 1 кВт до 12 метров
1-20 кВт 10 метров
35 кВт 15 метров
110 кВт 20 метров
150-220 кВт 25 метров
300-500 кВт 30 метров
750 кВт 40 метров
1150 кВт 55 метров

Впрочем, согласно того же пункта, если силовые линии проложены в границах населенных пунктов под тротуаром то:

  • до 1 кВт, допустимая охранная зона от крайних проводов — 0,6 метра до фундамента здания и 1 метр до проезжей части.
  • Для линий свыше 1 и до 20 кВт — охранная зона составит 5 метров.

Согласно тому же приложению, в местах где линии ЛЭП пересекают судоходные реки, охранная зона для них составит 100 метров. Для несудоходных рек охранные зоны не меняются.

В охранных зонах ЛЭП определен особый порядок землепользования. В пределах охранных зон земля не отторгается у владельца, но на её использование накладываются обременения — не строить, не складировать, не блокировать, не долбить сваи, не бурить шурфы, работы с помощью тяжелой техники производить только по согласованию с Сетевой организацией, и т.п. подробнее — см. постановление.

Охранные зоны хоть и определяются согласно приложению, но в конечном итоге устанавливаются владельцем сетей, сведения о них передаются в кадастровую палату. Пункт 7й постановления гласит, что сетевая организация должна за свой счет разместить сведения о наличии, опасности, и размерах охранных зон, в этих самых зонах — т.е. установить соответствующие информационные знаки.

Охранная зона жилых домов и общественных зданий

Так же в СП 42.13330.2011, можно найти таблицу регламентирующую расстояние от жилых домов до гаражей, автомобильных стоянок и станций технического обслуживания и до общественных зданий включая образовательные и дошкольные учреждения.

Охранная зона деревьев и кустарника

На самом деле эту таблицу стоит понимать с точностью до наоборот, так как регламентируется расстояние от зданий до деревьев и кустарника (зеленых насаждений).

Из неё следует, что минимальное расстояние от стены здания до оси ствола дерева составляет 5 метров.

Охранная зона газопровода

Газопроводы различают по устройству (надземные, подземные) по давлению внутри трубы (от нескольких килопаскалей, до 1,5 мегапаскалей) и диаметру трубы. Расстояние от газопровода до здания определено в СП 62.13330.2011 в Приложении Б. Здесь представлены выдежки из этого приложения для определения охранных зон для подземных и надземных газопроводов.


Минимальные расстояния между инженерными коммуникациями

Еще в СП можно найти таблицу регламентирующую минимальные расстояния между инженерными коммуникациями. Расстояния между водопроводом и канализацией, силовыми кабелями и тепловыми сетеми, между ливневой канализацией и бытовой, и т.д.

>CadSupportГрадостроительство

Расстояние от фундамента до канализации

При закладке следует выдерживать расстояние от канализации до фундамента основания построек, канализационные трубы должны располагаться с соблюдением дистанционных нормативов.

Канализацию укладывают параллельно застроечным красным линиям, при монтаже на улице выбирается сторона с меньшим числом иных сетей и наибольшим количеством присоединительных патрубков.

Дистанция до здания должна давать возможность проведения монтажных и ремонтных работ, обеспечивать защиту смежных трубопроводов, при возникновении аварий, связанных с размывом грунта, размерные параметры должны обеспечивать сохранность фундаментной основы от подмывания.

При определении дистанции от трубопровода до фундамента должна быть исключена малейшая возможность проникновения сточных вод при аварийных протечках в магистраль водоснабжения.

Минимальные дистанции от канализации и ливневки до фундаментов:

  • зданий и сооружений – 3 м, при монтаже напорной канализации – 5 м;
  • защитных оград предприятий, автомобильных эстакад, опор электросетей, железнодорожных путей -1,5 м;
  • железных дорог шириной с колеи 1520 мм не меньше глубины траншеи до насыпной основы и края выемки – 4 м;
  • рельсовых путей с колеей 750 мм – 2,8 м;
  • бордюров улиц, усиленных обочин автодорог – 1,5 м;
  • внешней кюветной бровки или подошвы дорожной насыпи – 1 м;
  • опор линий электрических сетей, проходящих по воздуху: – до 1 кВт (уличное освещение, контактные провода городского электротранспорта) – 1 м; – 1 – 35 кВ. – 2 м; – 35 – 110 кВ. – 3 м.

Также строительные правила регламентируют расположение канализационной линии, расположенной в земле, по отношению к корневой системе деревьев, дистанцию от трубопровода до центральной оси дерева берут не меньше 1,5 м, при дренажной канализации – от 2 м.

Рис.6 Примеры прокладки подземных инженерных коммуникаций

4 ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГАЗОПРОВОДАМИ ВОДНЫХ ПРЕГРАД И ОВРАГОВ

5.4.1 Подводные и надводные газопроводы в местах пересечения ими водных преград следует размещать на расстоянии от мостов по горизонтали в соответствии с таблицей 4.

Таблица 4

Водные преграды

Тип моста

Расстояние по горизонтали между газопроводом и мостом, не менее, м, при прокладке газопровода

выше моста

ниже моста

от надводного газопровода диаметром, мм

от подводного газопровода диаметром, мм

от надводного газопровода

от подводного газопровода

300 и менее

свыше 300

300 и менее

свыше 300

всех диаметров

Судоходные замерзающие

Всех типов

Судоходные незамерзающие

То же

Несудоходные замерзающие

Многопролетные

Несудоходные незамерзающие

Несудоходные для газопроводов давления:

Одно- и двухпролетные

низкого

среднего и высокого

Примечание – Расстояния указаны от выступающих конструкций моста

5.4.2 Газопроводы на подводных переходах следует прокладывать с заглублением в дно пересекаемых водных преград. При необходимости, по результатам расчетов на всплытие необходимо произвести балластировку трубопровода. Отметка верха газопровода (балласта, футеровки) должна быть не менее чем на 0,5 м, а на переходах через судоходные и сплавные реки – на 1,0 м ниже прогнозируемого профиля дна на срок 25 лет. При производстве работ методом наклонно-направленного бурения – не менее чем на 2,0 м ниже прогнозируемого профиля дна.

5.4.3 На подводных переходах следует применять:

стальные трубы с толщиной стенки на 2 мм больше расчетной, но не менее 5 мм;

полиэтиленовые трубы, имеющие стандартное размерное отношение наружного диаметра трубы к толщине стенки (SDR) не более 11 (по ГОСТ Р 50838) с коэффициентом запаса прочности не менее 2,5 для переходов шириной до 25 м (при уровне максимального подъема воды) и не менее 2,8 в остальных случаях.

При прокладке газопровода давлением до 0,6 МПа методом наклонно-направленного бурения во всех случаях могут применяться полиэтиленовые трубы с коэффициентом запаса прочности не менее 2,5.

5.4.4 Высоту прокладки надводного перехода газопровода от расчетного уровня подъема воды или ледохода по СНиП 2.01.14 (горизонт высоких вод – ГВВ или ледохода – ГВЛ) до низа трубы или пролетного строения следует принимать:

при пересечении оврагов и балок – не ниже 0,5 м над ГВВ 5 %-ной обеспеченности;

при пересечении несудоходных и несплавных рек – не менее 0,2 м над ГВВ и ГВЛ 2 %-ной обеспеченности, а при наличии на реках корчехода – с его учетом, но не менее 1 м над ГВВ 1 %-ной обеспеченности;

при пересечении судоходных и сплавных рек – не менее значений, установленных нормами проектирования для мостовых переходов на судоходных реках.

Запорную арматуру следует размещать на расстоянии не менее 10 м от границ перехода. За границу перехода принимают места пересечения газопроводом горизонта высоких вод с 10 %-ной обеспеченностью.

Виды газопроводов

Расстояние от водопровода до трубы газопровода в каждых случаях рассчитывают по замерам того или иного участка. Тем не менее до водопровода по горизонтали соблюдают пространство около 1 метра.

Трубопровод в городе

Когда газовики кладут газовую коммуникацию на водопроводную слишком близко, то эта работа не соответствует нормам СНиП (СП). После этого можно обратиться в суд и пожаловаться на недобросовестных газовиков.

Чтобы монтаж был выполнен по нормам СНиП, нужно знать не только то, какое расстояние между газопроводом и водопроводом желательно соблюдать. Рекомендуется хотя бы кратко узнать о разновидностях газопроводов. Их всего три:

  • линия низкого давления;
  • газопровод среднего давления;
  • газопровод высокого давления.

Подземный трубопровод

Некоторые люди, которые строят дом и предполагают самостоятельно провести коммуникации или занимаются уличными строительными работами, часто не знают, как правильно должна быть расположена труба водоснабжения от газовой.

Например, расстояние от газопровода до водопровода прокладывается рядом только с позволения водоканала по нормам СНиП

Важно отметить, что газопровод должен быть монтирован на промежутке от фундамента дома

Стоит уточнить, что в дома проводят газ, по своим характеристикам обладающий теплопроводностью. Коэффициент такого топлива составляет почти 10 000 ккал/нм³.

Прокладка труб зимой

Основное назначение газопроводов:

  1. Газопровод низкого давления поставляет ресурс для хозяйских потребностей. Делают эти трубы для таких зданий, как многоэтажки, клиники, офисные помещения, столовые, образовательные учреждения.
  2. Линия среднего давления предназначена для магистралей или для работы котельной. В цифрах давление на таких газопроводах равняется 0,05 кгс/см² – 3,0 кгс/см². В домах обычно их не устанавливают.
  3. Газопровод высокого давления по нормативному правилу монтируется, чтобы снабдить топливом предприятия, цехи. Давление варьируется от 3,0 кгс/см² до 6,0 кгс/см².

Нормы удаленности коммуникаций согласно СНиП и СП

Для прокладки подземного газопровода подходят изделия из устойчивых крепких полимерных материалов. Также стоит учитывать, что пластиковый трубопровод подходит только для транспортировки газа низкого давления, до 0,05 кгс/см².

Качественным материалом для прокладки подземных труб считается медь из-за коррозийной устойчивости. Но трубопроводы из данного материала можно встретить редко в магазине. Для того чтобы изделие из другого металла служило дольше, его следует покрыть несколькими слоями масляной краски.

Дистанции от водопроводов по горизонтали согласно СП (СНиП)

3 НАДЗЕМНЫЕ ГАЗОПРОВОДЫ

5.3.1 Надземные газопроводы в зависимости от давления следует прокладывать на опорах из негорючих материалов или по конструкциям зданий и сооружений в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3

Размещение надземных газопроводов

Давление газа в газопроводе, МПа, не более

1 На отдельно стоящих опорах, колоннах, эстакадах и этажерках

1,2 (для природного газа); 1,6 (для СУГ)

2 Котельные, производственные здания с помещениями категорий В, Г и Д и здания ГНС (ГНП), общественные и бытовые здания производственного назначения, а также встроенные, пристроенные и крышные котельные к ним:

а) по стенам и кровлям зданий I и II степеней огнестойкости класса пожарной опасности СО (по СНиП 21-01)

1,2*

II степени огнестойкости класса С1 и III степени огнестойкости класса СО

0,6*

б) по стенам зданий III степени огнестойкости класса С1, IV степени огнестойкости класса СО

0,3*

IV степени огнестойкости классов С1 и С2

0,005

3. Жилые, административные, общественные и бытовые здания, а также встроенные, пристроенные и крышные котельные к ним

по стенам зданий всех степеней огнестойкости

0,005

в случаях размещения ШРП на наружных стенах зданий (только до ШРП)

0,3

* Давление газа в газопроводе, прокладываемом по конструкциям зданий, не должно превышать величин, указанных в таблице 2 для соответствующих потребителей

5.3.2 Транзитная прокладка газопроводов всех давлений по стенам и над кровлями зданий детских учреждений, больниц, школ, санаториев, общественных, административных и бытовых зданий с массовым пребыванием людей не допускается.

Запрещается прокладка газопроводов, всех давлений по стенам, над и под помещениями категорий А и Б, определяемыми нормами противопожарной безопасности , за исключением зданий ГРП.

В обоснованных случаях разрешается транзитная прокладка газопроводов не выше среднего давления диаметром до 100 мм по стенам одного жилого здания не ниже III степени огнестойкости класса СО и на расстоянии до кровли не менее 0,2 м.

5.3.3 Газопроводы высокого давления следует прокладывать по глухим стенам и участкам стен или не менее чем на 0,5 м над оконными и дверными проемами верхних этажей производственных зданий и сблокированных с ними административных и бытовых зданий. Расстояние от газопровода до кровли здания должно быть не менее 0,2 м.

Газопроводы низкого и среднего давления могут прокладываться также вдоль переплетов или импостов неоткрывающихся окон и пересекать оконные проемы производственных зданий и котельных, заполненные стеклоблоками.

5.3.4 Высоту прокладки надземных газопроводов следует принимать в соответствии с требованиями СНиП II-89.

5.3.5 По пешеходным и автомобильным мостам, построенным из негорючих материалов, разрешается прокладка газопроводов давлением до 0,6 МПа из бесшовных или электросварных труб, прошедших 100 %-ный контроль заводских сварных соединений физическими методами. Прокладка газопроводов по пешеходным и автомобильным мостам, построенным из горючих материалов, не допускается.

Проход труб через фундамент зданий

Наружную сеть водопровода и канализации вводят в дом через фундамент с помощью стальных гильз большего диаметра, их стандартный размер для труб ПНД – 75 мм, для канализации из ПВХ 110 мм используется труба диаметром 160 мм.

Правила прокладывания наружных водопроводов регламентированы сводом правил СП 31.13330.2012 и включает в себя следующие пункты:

  • Ввод коммуникаций в дом производится через обрезки металлических труб (гильзы) с наименьшим диаметром 50 мм.
  • Для ликвидации последствий линейных расширений при температурных перепадах используют компенсаторные вводы.
  • Дистанция между входом в фундаментную основу труб воды и стоков должна быть от 1,5 м., при входе по вертикали промежуток между гильзами – от 0,4 м.
  • Диаметр отверстия в несущих конструкциях делают больше места вставляемый гильзы минимум на 2 мм.
  • Для обеспечения самотека гильза канализационных труб вставляется с уклоном 4 – 7 градусов.
  • Глубина залегания подходящих к дому трубопроводов берется больше 0,7 м. от отмостки.

Рис. 9 Схема прокладки ввода трубы в здание

При прокладке водопроводных магистралей необходимо соблюдать нормы расстояний до фундамента – это позволит избежать негативных последствий в случае прорыва трубопроводов или просадки здания

В бытовом домостроении важно придерживаться норм при укладке коммуникаций, которые должны размещаться в разных траншеях, тогда прорыв канализационных труб при любых обстоятельствах не приведет к заражению питьевой воды

Расстояние между осями смежных технологических трубопроводов

Опубликовано: 25.12.2016

Рекомендуемые минимальные расстояния между осями смежных технологических трубопроводов (в миллиметрах) в соответствии с “Рекомендациями по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов“.

Номинальный диаметр трубопровода Трубопроводы в изоляции Трубопроводы без изоляции
Температура стенки, 0С Без фланцев С фланцами в одной плоскостипри давлении среды, МПа
-30..+19 +20..+600 1,6..4,0 4,0..6,3 6,3..10
20 160 120 150 40 80 80 90 90
25 170 130 150 40 90 90 100 100
32 190 130 150 40 100 100 100 100
40 190 130 150 50 100 100 110 110
50 220 160 180 50 110 110 120 130
65 250 190 230 60 120 120 130 140
80 260 200 260 70 130 130 130 140
100 300 240 280 80 140 140 150 160
125 340 280 300 100 150 160 180 180
150 350 290 310 110 170 180 200 200
200 380 320 360 140 190 210 230 240
250 430 370 390 160 230 250 260 300
300 480 420 440 190 260 280 290 320
350 530 470 470 210 290 310 330 350
400 590 530 530 240 320 360 360 390
500 690 630 590 290 380 410 490
600 740 680 660 340 450 470
700 780 720 700 380 480 530
800 860 800 800 450 500 610
1000 960 900 900 560 680
1200 1060 1000 1000 660 800
1400 1160 1100 1100 760 900

Рекомендуемые минимальные расстояния между технологическими трубопроводами и стенками каналов и/или стенками зданий (в миллиметрах) в соответствии с “Рекомендациями по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов“.

Номинальный диаметр трубопровода Трубопроводы в изоляции Трубопроводы без изоляции
Температура стенки, 0С Без фланцев С фланцами в одной плоскостипри давлении среды, МПа
-30..+19 +20..+600 1,6..4,0 4,0..6,3 6,3..10
20 210 170 200 70 110 110 120 120
25 220 180 200 70 110 110 120 120
32 240 180 200 70 120 120 130 130
40 240 180 200 80 130 130 140 140
50 270 210 230 80 130 130 140 150
65 300 240 280 90 140 140 150 160
80 310 250 310 100 150 150 160 170
100 370 310 350 110 160 170 180 190
125 410 350 370 120 180 190 200 210
150 420 360 380 130 190 200 220 230
200 450 390 430 160 220 240 260 270
250 500 440 460 190 260 280 290 330
300 560 500 520 210 280 310 320 350
350 610 550 550 240 310 340 350 380
400 690 630 630 260 340 380 390 410
500 790 730 690 320 410 440 520
600 840 780 760 370 470 500
700 880 820 800 410 510 550
800 980 920 860 490 590 650
1000 1130 1070 1070 610 730
1200 1230 1170 1170 710 850
1400 1330 1270 1270 810 950

В представленных таблицах я убрал редкие (практически неиспользуемые) диаметры трубопроводов и оставил только те, которые часто применяются в проектировании и строительстве нефтегазовых объектов на технологических площадках. Информация по “расстояниям” специально разбита на две таблицы, т.к. это, на мой взгляд, облегчает поиск необходимых значений в массиве данных.

Например, имеется эстакада из двух трубопроводов DN80 и DN125 (без изоляции и без фланцев в одной плоскости). Согласно таблиц, межосевое расстояние между трубопроводами должно быть не менее 220 мм. Однако, опытные проектировщики, устанавливают расстояние между осями не 220 мм, а 250 мм (либо 300 мм).

Поверьте, на строительной площадке рабочим гораздо удобнее будет монтировать трубопроводы при “круглых” расстояниях (50мм, 100мм, 200мм, 300мм, 500мм и т.д.), чем, например, при точных значениях (237мм, 482мм, 331мм и пр.).

Расположение водопровода

На местности, где установлены коммуникации, следует придерживаться норм перпендикулярных и параллельных расстояний между трубами, проводящими газ и воду. Также знание правил СНиП поможет грамотно провести водоснабжение и газ в дом, сэкономив при этом на раскапывании траншей для прокладки коммуникаций.

Магистральный газопровод высокого давления

Газовую трубу запрещено монтировать с трубами, перемещающими легковоспламеняющиеся жидкости, и рядом с электрическими кабелями.

Наличие колодца или скважины около дома требует минимального заглубления трубопроводной магистрали. Установка должна равняться нижней точке промерзания земли с дополнительными 0,5 м. Около фундаментов зданий также можно проводить воду, но при соблюдении некоторых условий СНиП:

  1. Выбирать материал трубопровода из современных прочных полимеров.
  2. Рекомендуемое расстояние от фасадной части дома до трубы желательно до 1,5 м.
  3. Дистанция, по которой проходит водопровод с дополнительным пространством, предназначенным для возможности ремонта, демонтажа и других работ.
  4. При прокладке трубопровода вероятность проникновения сточных вод в трубопроводную магистраль нужно свести до минимума.
  5. Минимальная рекомендуемая норма дистанции от канализации до дома – 3 метра.
  6. Дистанция до газопровода, в котором низкое давление, рассчитана в 1 м.
  7. Между высоконапорным газопроводом и водопроводом рекомендовано заведомо оставить свободное место от 2 метров.
Давление газа Низкое Среднее Высокое
Отступ от водопровода 1 метр 1,5 метра 2 метра

Требования при размещении водопроводных коммуникаций

Все нормы, созданные для сферы строительства, нужны для соблюдения безопасности в сооружениях и инженерных сетях. Эти рекомендации относятся не только к трубопроводным магистралям, но и к людям, и окружающей среде.

Работа в сельской местности

Следует соблюдать некоторые условия:

  1. Слишком близкая дистанция между коммуникациями может привести к тому, что при аварийной обстановке вода, вытекающая из водопровода, не будет просачиваться в грунт до того, как достигнет фундамента дома. Поэтому расстояние от водопровода должно соответствовать нормативам.
  2. Если требуемое расстояние между домом и трубой соблюдать не получается по разным причинам, то водопровод можно прокладывать в кожухах. Это решение следует обговорить с водоканалом и вызвать трубопроводчиков.
  3. Когда в земле повышенная кислотность, то это может негативно отразиться на слое гидроизоляции и состоянии коммуникации. Трубопровод будет сложно вскрыть, чтобы отремонтировать или заменить детали. Придется снимать часть фундамента, что невозможно в некоторых домах.

Около деревни

Прокладка газопровода и водопровода должна быть заранее спроектирована по особенностям того или иного участка. Этот момент поможет избежать ошибок и проблем при дальнейшей эксплуатации труб.

Каким должно быть расстояние от колодца до колодца

Для устройства колодца на участке, не хватает место с доступным уровнем залегания водоносного слоя. Дело в том, что существует ряд других требований к месту размещения источника водоснабжения, и в случае если их не выполнять, то вода не составит большого труда негодной для применения в пищевых целях.

Потом мы рассмотрим эти требования, выполняя каковые, вы сможете избежать неприятностей, связанных с нехорошим качеством воды.

Какие конкретно бывают источника загрязнения

К источникам загрязнения относится ряд объектов:

  • Выгребные уборные и ямы;
  • Места захоронения животных и людей;
  • Склады ядохимикатов и удобрений;
  • Предприятия индустрии;
  • Канализационные сооружения
  • Свалки и пр.

Из этого следует, что при выборе места, необходимо ориентироваться на расстояние от колодца до туалета, и на удаленность от других объектов загрязнения на своем и соседних участках. Связано это с тем, что нежелательные элементы будут попадать в воду, в следствии она может нанести ущерб здоровью.

Какие бывают требования к расположению подземных коммуникаций

Основным нормативным документом, которым руководствуются при строительстве, является СНиП 2.07.01-89 с указанием расстояний при укладке коммуникаций относительно друг друга и других объектов с точки зрения безопасности и надежности.

При эксплуатации канализационных, отопительных и водоподающих инженерных сетей должно учитываться негативное влияние на фундамент сооружений переносимой среды при прорыве труб. Вытекающая жидкость может подмыть грунтовое фундаментное основание, проникнуть в нижние и цокольные помещения, нанеся существенный вред постройкам.

В случае закладки рядом с фундаментом водоносных коммуникаций при эксплуатации сооружений следует принимать меры по их безопасному расположению относительно здания. Когда не удается выдержать безопасную дистанцию от трубопроводов до сооружения по техническим причинам, используют кожухи для защиты коммуникаций под землей. После согласования с надзорными органами рядом с фундаментами допускается прокладывать водопровод в футляре, обеспечивающем изоляцию труб в случае осадки, и защищающим саму фундаментную основу от разрушения при повреждениях водопровода.

Обычно на участке с построенным домом располагаются сети различного вида, в земле прокладывают водопроводные, канализационные, отопительные, газовые трубы, протягивают кабель электропитания. Для безопасного расположения относительно друг друга различного вида магистралей необходимо знать нормы расстояний между коммуникациями при параллельном и перпендикулярном расположении.

Также знание нормативов поможет сэкономить финансовые средства, ведь некоторые типы коммуникаций можно прокладывать в единой траншее без существенных отрицательных последствий в случае прорыва труб.

Рис.2 План участка – пример

Градостроительство Охранные зоны наружных инженерных сетей

Состав и расстояния от объектов строительства до инженерных коммуникаций т.е. охранные зоны — определены в СНиП 2.07.01-89*, актуальная действующая редакция этого СНиПа — СП 42.13330.2011. Собственно из этого СНиПа следует:

Охранная зона бытовой канализации

Отличают напорную и самотечную канализацию. Соответственно охранная зона бытовой напорной канализации — 5 метров от трубы до фундамента здания или сооружения.

Если канализация самотечная, то согласно СНиП охранная зона составит — 3 метра.

При этом минимальное расстояние от забора или опор контактной сети до канализации составит 3 и 1,5 метра соответственно.

Охранная зона водопровода

Охранная зона водопровода — 5 метров от фундамента объекта до сети. Охранная зона от фундамента ограждения предприятий, эстакад, опор контактной сети и связи, железных дорог до водопровода — 3 метра.

Кроме того, из СП 42.133330.2011 Таблица 16 (подробнее см.ниже), можно подчерпнуть следующие сведения, касающиеся прокладки водопровода и канализациионных труб:

«2. Расстояния от бытовой канализации до хозяйственно-питьевого водопровода следует принимать, м: до водопровода из железобетонных и асбестоцентных труб — 5; до водопровода из чугунных труб диаметром до 200мм — 1.5 , диаметром свыше 200мм — 3; до водопровода из пластиковых труб — 1,5.

Расстояние между сетями канализации и производственного водопровода в зависимости от материала и диаметра труб, а также от номенклатуры и характеристики грунтов должно быть 1,5м.»

Охранная зона тепловых сетей

Минимальная охранная зона тепловых сетей от наружной стенки канала, тоннеля, от оболочки бесканальной прокладки, до фундамента здания — 5 метров.

Охранная зона кабелей и сетей связи

Охранная зона силовых кабелей всех напряжения и кабелей связи от сети до фундамента здания или сооружения — 0,6 м.

А вот и сама таблица — её первая часть:

Охранная зона ЛЭП

Впрочем, согласно того же пункта, если силовые линии проложены в границах населенных пунктов под тротуаром то:

  • до 1 кВт, допустимая охранная зона от крайних проводов — 0,6 метра до фундамента здания и 1 метр до проезжей части.
  • Для линий свыше 1 и до 20 кВт — охранная зона составит 5 метров.

Согласно тому же приложению, в местах где линии ЛЭП пересекают судоходные реки, охранная зона для них составит 100 метров. Для несудоходных рек охранные зоны не меняются.

В охранных зонах ЛЭП определен особый порядок землепользования. В пределах охранных зон земля не отторгается у владельца, но на её использование накладываются обременения — не строить, не складировать, не блокировать, не долбить сваи, не бурить шурфы, работы с помощью тяжелой техники производить только по согласованию с Сетевой организацией, и т.п. подробнее — см. постановление.

Охранные зоны хоть и определяются согласно приложению, но в конечном итоге устанавливаются владельцем сетей, сведения о них передаются в кадастровую палату. Пункт 7й постановления гласит, что сетевая организация должна за свой счет разместить сведения о наличии, опасности, и размерах охранных зон, в этих самых зонах — т.е. установить соответствующие информационные знаки.

Охранная зона жилых домов и общественных зданий

Так же в СП 42.13330.2011, можно найти таблицу регламентирующую расстояние от жилых домов до гаражей, автомобильных стоянок и станций технического обслуживания и до общественных зданий включая образовательные и дошкольные учреждения.

Охранная зона деревьев и кустарника

На самом деле эту таблицу стоит понимать с точностью до наоборот, так как регламентируется расстояние от зданий до деревьев и кустарника (зеленых насаждений).

Из неё следует, что минимальное расстояние от стены здания до оси ствола дерева составляет 5 метров.

Охранная зона газопровода

Газопроводы различают по устройству (надземные, подземные) по давлению внутри трубы (от нескольких килопаскалей, до 1,5 мегапаскалей) и диаметру трубы. Расстояние от газопровода до здания определено в СП 62.13330.2011 в Приложении Б. Здесь представлены выдежки из этого приложения для определения охранных зон для подземных и надземных газопроводов.

Минимальные расстояния между инженерными коммуникациями

Еще в СП можно найти таблицу регламентирующую минимальные расстояния между инженерными коммуникациями. Расстояния между водопроводом и канализацией, силовыми кабелями и тепловыми сетеми, между ливневой канализацией и бытовой, и т.д.

Ограничения для установки

Важно учитывать тот факт, что высокое давление в трубах опасно. Их нужно размещать как от жилых построек, так и от водопровода на безопасной удаленности

Таблица удаленности от зданий и сооружений согласно СНиП

Стоит знать главные запреты СНиП:

  1. Газовая труба должна по строительным нормам ограждаться двумя параллельными линиями, расположенными от нее. Расстояние до линий рассчитывается по-разному в зависимости от давления.
  2. Фундаментальная часть здания должна находиться на определенной дистанции от газопровода с низким показателем давления – 2 метра.
  3. Фасадные стены должны быть на удаленности 4 метра от газовой коммуникации среднего давления.
  4. Газопроводы с газом под высоким давлением должны находиться на безопасном расстоянии от дома – 7 метров.
  5. Удаленность трубы, поставляющей газ через оконный или дверной проем, должна составлять 50 см.
  6. Расстояние от трубы до крыши должно быть около 20 см.

Стыковка труб

Инженерно технические коммуникации

Инженерно-технические коммуникации — обязательная составляющая любого здания и сооружения. Их состав, эффективность и надежность определяют комфорт, безопасность объекта, его технологические характеристики. Они бывают внутренние, которые монтируются в помещениях, и наружные, размещение которых осуществляется в пределах технической зоны инженерных коммуникаций, выделенных градостроительным планом.

В зависимости от назначения различают следующие инженерно-технические системы:водоснабжение и канализация;

  • электроснабжение и слаботочные сети;
  • газоснабжение;
  • отопление;
  • вентиляция и кондиционирование;
  • системы безопасности, противопожарной защиты и т.д.

Проектирование и обслуживание инженерно технических коммуникаций

Разработку проекта необходимо осуществлять совместно с созданием архитектурного проекта здания в строгой согласованности с ним. Первоначально составляется технический план на инженерные коммуникации и выполняется проект внутренних, а затем наружных сетей. При этом должны строго соблюдаться требования СНиП и другой нормативной документации, учитываться функциональное назначение объекта, количество постоянно пребывающих на нем людей и другие значимые факторы. Также учитываются требования экономической целесообразности технической эксплуатации и обслуживания инженерных коммуникаций.

Монтажные работы должны проводиться в строгом соответствии с подготовленной проектной документацией квалифицированными специалистами высокого класса. При этом применяется современное оборудование, позволяющее обеспечить высокое качество и сжатые сроки проведения работ. Любая ошибка, допущенная на стадии разработки и установки, может привести к невозможности нормальной эксплуатации установленного оборудования и серьезному материальному ущербу, а также может представлять угрозу безопасности.

При создании внешних и внутренних систем может применяться три основных подхода:

  • самостоятельное проектирование и инсталляция силами организации;
  • разработка проекта и установка силами строительной организации, осуществляющей возведение здания;
  • выполнение задачи силами узкоспециализированной компании.

Практика показывает, что лучше всего для заказчика будет поручить исполнение всего объема работ специализированной организации. Это позволит значительно сократить сроки исполнения и получить оптимальный результат.

Профессиональная разработка и монтаж инженерно-технических систем

Компания «Акрукс-Про» осуществляет инженерное обеспечение объектов любого назначения, масштаба и уровня сложности в Санкт-Петербурге и Ярославле. В том числе мы предлагаем свои услуги владельцам жилищных комплексов, производственных, коммерческих, общественных зданий и т.д.

Наша компания давно занимается инженерно-техническими коммуникациями и объектами. Поэтому все задачи решаются специалистами с большим опытом и высокой квалификацией. Мы применяем высококачественные материалы и оборудование и предоставляем гарантию на длительные сроки.

Технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны

7.5.3. На территории муниципального образования предусматривают следующие виды технических (охранно-эксплуатационных) зон, выделяемые линиями градостроительного регулирования: магистральных коллекторов и трубопроводов, кабелей высокого и низкого напряжения, слабых токов, линий высоковольтных передач.

7.5.4. На территории выделенных технических (охранных) зон магистральных коллекторов и трубопроводов, кабелей высокого, низкого напряжения и слабых токов, линий высоковольтных передач, как правило, не допускается прокладка транспортно-пешеходных коммуникаций с твердыми видами покрытий, установка осветительного оборудования, средств наружной рекламы и информации, устройство площадок (детских, отдыха, стоянок автомобилей, установки мусоросборников), возведение любых видов сооружений, в т.ч. некапитальных нестационарных, кроме технических, имеющих отношение к обслуживанию и эксплуатации проходящих в технической зоне коммуникаций.

7.5.5. Благоустройство полосы отвода железной дороги следует проектировать с учетом СП 119.13330.

7.5.6. Благоустройство территорий водоохранных зон следует проектировать в соответствии с водным законодательством.

Велосипедная инфраструктура

7.6.3. Типология объектов велосипедной инфраструктуры зависит от их функции (транспортная или рекреационная), роли в масштабе города и характеристик автомобильного и пешеходного трафика пространств, в которые интегрируется велодвижение. В зависимости от этих факторов могут применяться различные решения — от организации полностью изолированной велодорожки, например, связывающей периферийные районы с центром города, до полного отсутствия выделенных велодорожек или велополос на местных улицах и проездах, где скоростной режим не превышает 30 км/ч.

7.6.4. К объектам велосипедной инфраструктуры предъявляются следующие основные требования: безопасность, связность, прямолинейность и комфортность. Безопасность предполагает изоляцию велодвижения от интенсивных транспортных и пешеходных потоков и обеспечение видимости «водитель – велосипедист». Комфортность включает в себя следующие характеристики: ширина полосы движения, материал покрытия, отсутствие резких перепадов, освещенность и др.

7.6.5. Для эффективного использования велосипедного передвижения необходимо предусмотреть следующие меры:

— маршруты велодорожек, интегрированные в единую замкнутую систему

— комфортные и безопасные пересечения веломаршрутов на перекрестках пешеходного и автомобильного движения (например, проезды под интенсивными


автомобильными перекрестками)

— организация безбарьерной среды в зонах перепада высот на маршруте

8. Городское оформление и информация

Вывески, реклама и витрины.

8.1.3. Установка рекламных и информационных конструкций (далее вывесок), а также размещение иных графических элементов должна выполняться в соответствии с утвержденными правилами.

8.1.4. Организациям, эксплуатирующим световые рекламы и вывески, необходимо обеспечивать своевременную замену перегоревших газосветовых трубок и электроламп. В случае неисправности отдельных знаков рекламы или вывески следует выключать полностью.

8.1.5. Не допускается размещать на зданиях вывески и рекламу, перекрывающие архитектурные элементы зданий (например: оконные проёмы, колонны, орнамент и прочие). Вывески с подложками не допускается размещать на памятниках архитектуры и зданиях, год постройки которых 1953-й или более ранний. Рекламу рекомендуется размещать только на глухих фасадах зданий (брандмауэрах) в количестве не более 4-х.

8.1.6. Следует размещать вывески между первым и вторым этажами, выровненные по средней линии букв размером (без учета выносных элементов букв) высотой не более 60 см. На памятниках архитектуры следует размещать вывески со сдержанной цветовой гаммой (в том числе натурального цвета материалов: металл, камень, дерево). Для торговых комплексов рекомендуется разработка собственных архитектурно-художественных концепций, определяющих размещение и конструкцию вывесок.

8.1.7. Расклейку газет, афиш, плакатов, различного рода объявлений и реклам разрешается на специально установленных стендах. Для малоформатных листовых афиш зрелищных мероприятий возможно дополнительное размещение на временных строительных ограждениях.

8.1.8. Очистку от объявлений опор уличного освещения, электроснабжения, цоколя зданий, заборов и других сооружений следует осуществлять организациям, эксплуатирующим данные объекты.


8.1.9. Размещение и эксплуатацию рекламных конструкций следует осуществлять в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования, а также в соответствии с утверждённым административным регламентом.

8.1.10. Крупноформатные рекламные конструкции (билборды, суперсайты и прочие) не допускается располагать ближе 100 метров от жилых, общественных и офисных зданий.

8.1.11. Рекламные конструкции, информационные вывески не допускается размещать на опорах уличного освещения на территории муниципального образования.

8.2. Праздничное оформление территории

8.2.3. Праздничное оформление территории муниципального образования необходимо выполнять по решению администрации муниципального образования на период проведения государственных и городских праздников, мероприятий, связанных со знаменательными событиями.

8.2.4. Оформление зданий, сооружений следует осуществлять их владельцами в рамках концепции праздничного оформления территории муниципального образования.

8.2.5. В праздничное оформление включаются: вывеска национальных флагов, лозунгов, гирлянд, панно, установка декоративных элементов и композиций, стендов, киосков, трибун, эстрад, а также устройство праздничной иллюминации.

8.2.6. Концепцию праздничного оформления необходимо определять программой мероприятий и схемой размещения объектов и элементов праздничного оформления, утверждаемыми администрацией муниципального образования.

8.2.7. При изготовлении и установке элементов праздничного оформления не допускается снимать, повреждать и ухудшать видимость технических средств регулирования дорожного движения.

8.3.Рекомендации к размещению информационных конструкций (афиш) зрелищных мероприятий:

8.3.3. При размещении информации о культурных, спортивных и других зрелищных мероприятиях конструкции должны учитывать архитектурно-средовые особенности строений и не перекрывать архитектурные детали (например: оконные проёмы, колонны, орнамент и прочие), быть пропорционально связаны с архитектурой. Рекомендуется использование конструкций без жесткого каркаса.

8.3.4. Количество рекламы не должно быть избыточно, а сами информационные поверхности между собой должны быть упорядочены по цветографике и композиции.

8.3.5. При размещении в нишах и межколонном пространстве, афиши необходимо расположить глубже передней линии фасада, чтобы не разрушать пластику объемов здания. Для этой же цели желательно выбрать для афиш в углублениях темный тон фона.

8.3.6. При отсутствии места на фасаде и наличии его рядом со зданием возможна установка неподалеку от объекта афишной тумбы.

Городская навигация.

8.4.1. Элементами городской навигации являются :

— аншлаги (указатели) с названиями улиц, переулков, площадей, набережных, водных коммуникаций, мостов, жилых комплексов и микрорайонов;

— номерные знаки домов (участков), указатели подъездов, номеров квартир;

— стенды с планами поселений или отдельных микрорайонов;

— указатели границ земельных участков частных владений.

8.4.2.Аншлаги с наименованием улицы, переулка, площади, набережной устанавливаются в начале и конце квартала.

8.4.3. Указатели номеров домов устанавливаются с левой стороны фасада — на домах, имеющих четные номера и с правой стороны фасада — на домах, имеющих нечетные номера.

8.4.4. Для предприятий (организаций), имеющих несколько строений (независимо от количества выходящих на улицу фасадов), указанные аншлаги устанавливаются в начале и вконце ряда строений.

8.4.5. Аншлаги и указатели устанавливаются на высоте 2,5 метра и удалении 0,5 метра от угла здания.

8.4.6. Выдача разрешения на присвоение номера строению или земельному участку производится на основании постановления администрации Волховского муниципального района.

8.4.7. Под арками ворот, в вестибюлях или у входа на лестницу вывешиваются таблички, информирующие об адресах и номерах телефонов жилищно-эксплуатационных служб, неотложной медицинской помощи, ближайшего опорного пункта или отделения полиции, пожарной охраны.

8.4.8.Указатели номеров подъездов и квартир вывешиваются у входа в подъезд. Нумерация подъездов и квартир должна идти слева направо.

Наличие одинаковых номеров подъездов и квартир в одном доме не допускается.

8.4.8. У каждого индивидуального домовладения устанавливается знак с указанием номера дома, наименования улицы, а также фонарь для освещения номерного знака.

8.4.9. На въезде в город могут устанавливаться знаки информационно-декоративного характера с наименованием населенных пунктов, а также схема генерального плана. На схеме обозначаются маршруты движения транзитного транспорта, основные улицы, ориентиры, а также достопримечательности. Указанные знаки и схемы согласовываются с администрацией Волховского муниципального района, а также с владельцами, собственниками земельных участков.

8.4.10. На стендах со схемами застройки кварталов, микрорайонов, устанавливаемых на прилегающих городских улицах, у остановок общественного транспорта, обозначаются жилые и общественные здания, их почтовые номера, основные пешеходные пути, площадки отдыха и спорта, площадки выгула домашних животных.

Установка стендов согласовывается с администрацией Волховского муниципального района.

8.4.11. Границы приватизированных земельных участков могут обозначаться специальными табличками «частное владение».

8.4.12. Знаки городской навигации должны быть унифицированы, образцы каждого знака, его форма, цветовое решение утверждаются администрацией Волховского муниципального района.

8.4.13. Изготовление, установка и содержание знаков городской навигации

осуществляется счет средств местного бюджета, а номерных знаков индивидуальных жилых домов, зданий, сооружений и участков, а также указателей границ частных владений за счет средств владельцев (собственников).

8.4.14.Городская навигация должна размещаться в удобных для своей функции местах не вызывая визуальный шум и не перекрывая архитектурные элементы зданий.

4.3.2 Транспортные коммуникации и инженерные сети

Для своевременного развертывания строительства и создания необходимого фронта работ строительным организациям в первую очередь возводятся транспортные коммуникации и инженерные сети.

Выбор параметров дорог (протяжённость, размещение, покрытие) осуществляется на основе схемы движения автотранспорта на строительной площадке, предусматривающей беспрепятственный проезд всех автотранспортных средств в обслуживаемые зоны.

Для нужд строительства в первую очередь используются постоянные автодороги, а также, в зависимости от конкретных условий строительства, прокладываются при необходимости временные дороги. Использование для нужд строительства постоянных дорог снижает стоимость строительства и повышает культуру производства.

Последовательность проектирования дорог включает следующие этапы – составление схемы движения автотранспорта, выбор вида дорог, определение характеристик и конструкций дорог.

Схема расположения временных дорог должна обеспечить подвоз материалов и конструкций в зоны действия подъемных строительных машин, поэтому трассы дорог проектируются после поперечной и продольной привязок монтажных путей кранов. Обычно временную дорогу намечают ближе к центру зоны действия кранов с тем, чтобы наиболее производительно осуществлять выгрузку грузов. Часть зоны действия крана, расположенную между дорогой и монтажными путями, отводят под открытые склады наиболее тяжелых материалов. Построечные дороги устраивают кольцевыми, а на тупиковых подъездах предусматривают площадки для разворота транспортных средств. По мере ввода объектов комплекса в эксплуатацию трассы временных дорог могут меняться с целью недопущения движения транспорта через эксплуатируемую часть комплекса.

Ширину проезжей части дороги принимают в зависимости от схемы движения транспорта и основных характеристик дорог представленных в Приложении В ‑ таблица. В.10

При одностороннем движении ширина проезжей части принимается 3,5 м, при двустороннем и в местах уширений для разъездов – 6 м (Приложение В таблица В.10). При использовании тяжелых транспортных средств грузоподъемностью более 25 т ширина проезжей части принимается до 8 м. Радиусы поворотов дорог определяют по радиусам поворотов транспортных средств, которые составляют 12…18м. (Приложение В – рисунок В.1). При однополосной дороге в местах ее поворота делают уширения до 5 м.

При определении схемы расположения дороги учитывают допустимые расстояния от края дороги до других элементов строительной площадки (таблица В.11 Приложения В).

При устройстве инженерных коммуникаций целесообразно вначале выполнять работы по канализации, используемой для организованного отвода вод со строительной площадки.

Прокладка водопровода производится от мест подключения к городской сети до водомерных узлов, расположенных в зданиях. Целесообразна опережающая, в подготовительный период строительства, прокладка сети проектируемого постоянного водопровода к строящемуся объекту. Временный водопровод прокладывается от колодцев постоянной сети к местам потребления воды, предусмотренным стройгенпланом.

Для возможного тушения пожара в водопроводных колодцах (желательно на постоянной закольцованной водопроводной сети, обеспечивающей требуемые расход и напор) устанавливаются пожарные гидранты – устройства для подключения средств водяного пожаротушения.

Количество гидрантов и их размещение на строительной площадке или в непосредственной близости от нее должно обеспечивать возможность тушения пожара на любом участке строительной площадки.

До начала монтажа подземной части должны быть завершены работы по обеспечению строительства электроэнергией за счёт прокладки кабельных сетей и устройства ЛЭП, сооружения трансформаторных подстанций.

В соответствии с возможностями существующих электрических сетей и понизительных подстанций в районе строительства возможны две схемы электроснабжения строительной площадки:

— с устройством временной подводящей электрической сети низкого напряжения (0,4 кВ), (рисунок 4.1а). На участке ввода на площадку подводящего электрического кабеля устанавливаются электрошкафы – вводно-распределительное устройство со счетчиком потребляемой электроэнергии, рубильником включения-отключения, предохранителями. От вводного шкафа через силовые ящики идут провода электроосвещения напряжением 220 В (как правило, воздушная линия) и силовые электрические кабели 380 В к потребителям – машинам и инструментам с электродвигателями;

— с устройством временной подводящей электрической сети высокого напряжения (6…10 кВ) (рисунок 4.1б). При отсутствии резервных мощностей на существующих понизительных подстанциях на строительной площадке устанавливается собственное понизительное устройство – передвижная комплектная трансформаторная подстанция (КТП) соответствующей мощности. Потребительские сети на площадке – осветительные и силовые, запитываются от этой подстанции.

Рисунок 4.1. ‑ Временное электроснабжение строительной площадки: а) ввод низковольтного электрокабеля (0,4 кВ) от существующей трансформаторной подстанции (ТП), имеющей резервные мощности; б) ввод высоковольтного электрокабеля (6…10 кВ)

Транспортная инфраструктура

Транспортная инфраструктура — совокупность путей сообщения, транспортных сооружений и устройств различных видов транспорта, предназначенных для пассажирских и грузовых перевозок, ремонта, технического обслуживания и хранения транспортных средств (подвижного состава) в пределах определенной территории. В составе транспортной инфраструктуры выделяются: транспортные системы городов, единые транспортные системы городов-центров и тяготеющих к ним районов, транспортные системы отдельных регионов и страны в целом.

Виды транспортных коммуникаций, сооружений и устройств и их особенности

Транспортную инфраструктуру городов образуют линии, сооружения и устройства городского, пригородного, внешнего транспорта.

Улично-дорожная сеть городов обеспечивает связи жилых, производственных, туристских и рекреационных градостроительных образований с центром поселения и между собой, подъезды и подходы к земельным участкам всех зданий и сооружений, а также транспортные связи поселения с прилегающими территориями и другими поселениями.

Различие между улицами и дорогами населенных мест следующее: улицы предназначены для проезда и стоянки транспортных средств, пешеходного движения, подъезда и подхода к зданиям и внутриквартальным территориям, размещения остановочных пунктов пассажирского транспорта и прокладки инженерных коммуникаций; дороги — участки улично-дорожной сети с преобладающим движением транзитного и грузового автомобильного транспорта, прокладываемые в изоляции от жилых территорий, общественных центров, зон отдыха (вдоль железных дорог, в оврагах, вдоль промышленных зон).

Выделяются улицы и дороги магистральные и местного значения.

Магистральные улицы и дороги (непрерывного движения, общегородского и районного значения, главные улицы городов) выполняют соединяющие и распределяющие функции. Они обеспечивают пропуск основных транспортных потоков, включая внешние связи и связи между основными районами городов. По ним проходят маршруты общественного пассажирского транспорта (трамвая, троллейбуса, автобуса и др.).

Система магистральных улиц и дорог, являясь результатом предшествующего развития, продолжает развиваться и трансформироваться в процессе его дальнейшего роста.

Главные улицы городов выполняют репрезентативную функцию. Вдоль них формируются архитектурные ансамбли, размещаются городские площади с общественными зданиями. На главных улицах размещаются театры, другие уникальные культурные, обслуживающие и торговые объекты.

Для того чтобы уменьшить транспортные нагрузки на главные улицы, они дублируются транспортными магистралями.

Автомобильные улицы и дороги непрерывного движения — магистральные автомобильные улицы и дороги, которые обеспечивают в крупных и крупнейших городах скоростные сообщения между удаленными районами, между городами и прилегающими к ним территориями (к аэропортам, зонам отдыха, пригородным поселениям и пр.), транспортные выходы городов на магистральные автомобильные дороги общего пользования.

Для обслуживания прилегающей застройки вдоль них устраиваются боковые проезды.

Территории вдоль улиц и дорог с интенсивным автомобильным движением имеют неблагоприятные экологические характеристики среды — повышенные загрязненность воздуха, почв, уровни шума, вибрации, электромагнитных излучений. Наиболее велико негативное воздействие на городскую среду автомобильного грузового транспорта .

Для защиты прилегающей застройки и приуличных территорий от шума, выхлопных газов, пыли, улицы с интенсивным движением заглубляются, обваловываются; между ними и прилегающей застройкой размещаются плотные многоярусные посадки деревьев и кустарников, шумозащитные экраны в сочетании с растительностью, проектируется специальная шумозащитная застройка.

Пешеходные переходы через улицы с интенсивным движением транспорта должны создаваться, как правило, подземными или надземными, что обеспечивает безопасность пешеходов и непрерывность движения транспорта. При этом должна учитываться необходимость пользования ими маломобильными группами населения.

Улицы общегородского и районного значения выполняют соединяющие и распределяющие функции в городах и обеспечивают пропуск основных транспортных потоков, включая внешние связи и связи между основными районами городов.

Улицы местного значения (жилые основные и второстепенные, производственных и коммунально-складских зон, поселковые дороги, проезды) обеспечивают локальные связи в пределах застройки, подъезды к зданиям и сооружениям.

Железные дороги. В крупных городах помимо внешних связей между городами, связей «город—пригород», железные дороги могут использоваться и для связей между городскими районами. Для повышения провозной способности железнодорожных линий строятся дополнительные пути, по которым осуществляется параллельное движение городских поездов.

Железные дороги не только связывают, но и разделяют городские районы, являясь пространственным барьером между ними. Полосы отвода железных дорог часто являются единственным резервом для строительства новых автомагистралей, потребность в которых возникает в процессе развития городов.

Исторически сложилось отношение к пространствам вдоль железных дорог, как «задворкам» города со складскими и промышленными объектами. В настоящее время это отношение меняется. Параллельно железным дорогам прокладываются новые автомагистрали, полосы отвода железных дорог используются для строительства новых общественно-деловых комплексов. С увеличением количества пассажиров, перевозимых по железным дорогам, повышаются архитектурно-художественные требования, предъявляемые к застройке придорожных территорий. Железные дороги — это также туристские трассы, по которым туристы въезжают в города, и первое впечатление от города формируется у них от видов из окна поезда .

Водные пути. Передвижение людей и грузов по водным путям имеет давние традиции и на протяжении веков было самым массовым. С развитием железнодорожных, автомобильных и других видов пассажирских сообщений дешевый, но тихоходный водный транспорт потерял лидирующие позиции. Серьезным недостатком его использования на большей части территории России является сезонность работы.

Тем не менее, многие города имеют речные и морские порты и пристани, в них организованы внутригородские и пригородно-городские водные пассажирские сообщения. Водный транспорт выполняет относительно небольшой объем пассажирских перевозок, но очень популярен как прогулочный и туристско-экскурсионный вид транспорта.

Водные туристско-экскурсионные маршруты организуются по рекам, каналам, озерам, водохранилищам, вдоль морского побережья. Наряду со стационарными водными вокзалами для причала водных судов используются плавучие дебаркадеры. Они позволяют устраивать места посадки-высадки пассажиров практически в любом месте и наиболее удобны для организации туристско-экскурсионных маршрутов.

Транспортно-коммуникационные (транспортно-пересадочные) узлы — пересечения и примыкания путей сообщения в одном или разных уровнях, которые служат для распределения транспортных потоков по направлениям. В них сходятся (пересекаются) не менее двух линий одного или разных видов транспорта. Транспортно-коммуникационные узлы зачастую являлись исторически определяющим фактором возникновения и развития городов.

Транспортно-пересадочные узлы являются «фокусами» концентрации общественных функций, к ним пространственно тяготеют центры и комплексы общественного обслуживания (рис. 5.7.1) .

Рис. 5.7.1. Схема транспортно-пересадочного узла (по Е. Русакову)

На основе железнодорожных вокзалов и станций, автовокзалов и автостанций, конечных пунктов пригородных автобусных маршрутов целесообразно формировать транспортно-общественные центры, которые включают торговые комплексы, объекты бытового и коммунального обслуживания, где пассажиры, совершающие пересадки, попутно могут получить дополнительные услуги (рис. 5.7.2) .

Транспортно-обслуживающие предприятия и объекты — здания, сооружения или их комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров,

Рис. 5.7.2. Проектное предложение по созданию многофункционального транспортно-общественного центра

проведения операций с грузами и подвижным составом, для хранения, технического обслуживания и ремонта транспортных средств. К транспортно-обслуживающим предприятиям и объектам относятся пассажирские вокзалы и станции, грузовые станции и терминалы, аэропорты, порты, пристани, причалы, базы маломерных судов, депо, парки, гаражи, автостоянки, остановочные пункты (конечные и промежуточные) маршрутного наземного и подземного транспорта, площадки отстоя транспортных средств, станции технического обслуживания, автозаправочные станции.

Наиболее широко распространенным видом транспортно-обслуживающих объектов являются автостоянки и другие места парковки автомобилей. Их отличает большое разнообразие видов и пространственных решений. Парковки могут находиться на земле, под землей, на крыше здания, примыкать к нему, размещаться в многоэтажных домах.

Преимущества наземного размещения парковок — низкие строительные затраты, удобство для пользователей. Недостатки — потребность в больших площадях территории.

Строятся автостоянки открытого и закрытого типов, с пандусами (рампами) и с механизированными способами перемещения автомобилей к месту хранения.

В современной градостроительной практике, в связи с ростом уровня автомобилизации, предпочтение отдается сооружению подземных и наземных многоуровневых паркингов (рис. 5.7.3).

Рис. 5.7.3. Многоуровневый паркинг в центре Токио, Япония

Велодорожки и велотрассы. Специально выделенные велодорожки могут включаться в состав транспортных и пешеходных улиц, прокладываться по рекреационным территориям общего пользования. Велодорожки и велотрассы выделяются с помощью контрастного покрытия, специальной разметки, оборудуются звуковыми и световыми сигнальными системами, отделяются от велодорожек встречного направления движения и других путей движения с помощью разделительных полос, ограждающих конструкций, моделирования рельефа.

Проектирование и строительство зданий в технической и охранной зоне Московского метрополитена

  • копию кадастрового паспорта земельного участка;
  • инженерно-топографический план (геоподоснова) М 1:500 с выделением цветом объекта или участка территории;
  • ситуационный план М 1:2000 с выделением цветом объекта или участка территории.

После чего, в зависимости от ситуации, ГУП «Московский метрополитен» направляет Застройщика с документацией на согласование в АО «Мосинжпроект» (перспективные линии, проектируемые сооружения метрополитена) или в АО «Метрогипротранс» (существующие, эксплуатируемые объекты метрополитена).

В случае попадания здания в техническую зону проектируемых линий или сооружений метрополитена, АО «Мосинжпроект» выдаст рекомендации по габаритам здания и глубине залегания фундаментов и ограждающих конструкций подземной части, после чего обяжет согласовать готовый проект здания.

В случае с попаданием в техзону эксплуатируемых сооружений метрополитена, процедура осложнится для Застройщика увеличением временных и материальных затрат, в связи с необходимостью выполнить следующее:

  • До начала проектирования силами специализированной организации, имеющей разрешение на производство работ на метрополитене (допуск, выписка СРО), необходимо выполнить обследование фактического состояния конструкций метрополитена, попадающих в зону влияния строительства, с учётом окружающего их грунтового массива и расчёт, подтверждающий возможность размещения здания по указанному адресу.
  • До начала проектирования следует выполнить мониторинг виброакустической ситуации. Для этого силами специализированных организаций, занимающихся данной тематикой, выполняют комплекс натурных измерений существующих уровней вибрации и шума на участке строительства/реконструкции здания. По итогам работ выпускают научно-технический отчёт прогнозирования вибрации и структурного шума в помещениях проектируемого объекта. В отчёте предоставляются результаты исследования виброакустического воздействия на проектируемый объект от движения поездов метрополитена. После этого необходимо получить экспертное заключение органов Роспотребнадзора. Согласно требованию санитарных норм РФ (п.3 таблицы 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»), эквивалентный уровень шума не должен превышать 40 дБА, а максимально допустимый — 55 дБА. В случае превышения данных значений, в проектной документации необходимо предусмотреть соответствующие защитные мероприятия, обеспечивающие снижение уровня виброакустического воздействия на проектируемое здание до санитарных норм.
  • Рабочую документацию, выполненную с учётом заключения специализированной организации, производящей обследование сооружений метро, и экспертного заключения органов Роспотребнадзора, предоставляют на рассмотрение в ГУП «Московский метрополитен», предварительно согласовав с ОАО «Метрогипротранс».
  • При расположении проектируемого здания или его элементов в технической зоне метрополитена на расстоянии менее 10 м до сооружений метрополитена, до начала производства строительно-монтажных работ необходимо издать совместный приказ по строительной организации и ГУП «Московский метрополитен». Приказ регламентирует порядок производства работ в технической зоне метрополитена, а именно:
    • порядок и срок согласования организационно-технологической документации (ППР);
    • время и последовательность производства работ;
    • обеспечение безопасности строительно-монтажных работ и эксплуатации метрополитена.

Технические и охранные зоны

5.26.1Охранные и технические зоны метрополитена должны наноситься на топографические планы городской территории масштаба 1:2000 и 1:500.

5.26.2Проведение каких-либо работ в пределах технических и охранных зон допускается только по согласованию с организациями, проектирующими и эксплуатирующими метрополитен.

5.26.3У наземных станций необходимо предусматривать строительные технические зоны шириной 20 м и длиной не менее 60 м в каждую сторону для обеспечения реконструкции, связанной с увеличением их размеров.

5.26.4Технические зоны для обеспечения эксплуатации объектов метрополитена следует предусматривать:

— у наземных вестибюлей станций;

— у венткиосков и камер демонтажных шахт;

— с наружной стороны ограждений наземных участков линий метрополитена, соединительных веток, электродепо и других сооружений.

5.26.5Границы технических зон следует устанавливать с целью создания нормальных условий для движения пассажиров и обеспечения ремонтно-профилактических работ исходя из реальной обстановки на прилегающих участках городской территории.

5.26.6Граница технической зоны отдельно расположенного наземного вестибюля станции должна отстоять не менее чем на 5 м от наружного контура сооружения с увеличением в местах передвижения пассажиров и на участках, используемых для обеспечения ремонтных работ.

При размещении вестибюля в здании другого назначения границу технической зоны следует определять только для части здания, используемой метрополитеном.

5.26.7У входа (выхода) в вестибюль или в подуличный переход границу технической зоны принимают на расстоянии 15 м от них, но не далее начала проезжей части.

5.26.8В местах устройства площадок для размещения элементов эскалатора и другого эксплуатационного оборудования у вестибюлей станций, демонтажных шахт, над водопроводными, тепловыми и кабельными вводами и т.п. границы технической зоны назначать в соответствии с технологией ремонтных работ.

Ширина проездов к месту ремонтных работ должна быть не менее 4 м.

5.26.9Границу технической зоны для отдельно стоящих зданий производственного назначения принимают на расстоянии 7 м от наружного контура здания в плане.

5.26.10Границу технической зоны вокруг вентиляционных киосков принимать на расстоянии 25 м от их наружного контура.

5.26.11Ширину технической зоны за пределами ограждений наземных участков линий и других наземных сооружений для устройства проездов принимают не менее 4 м.

5.26.12Охранные зоны предусматривать над:

— подземными станциями независимо от глубины их заложения и подуличными переходами;

— стволами вентиляционных и демонтажных шахт, устьями скважин и колодцами водоотливных и канализационных установок;

— участками примыкания водопроводных, тепловых и кабельных вводов к сооружениям метрополитена.

Границы охранных зон следует определять с учетом градостроительной и транспортной обстановки.

5.26.13Расстояние между наружным контуром сооружения в плане и границей охранной зоны должно составлять, м, для:

а) станции, сооружаемой закрытым способом, — 5;

б) станции, сооружаемой открытым способом, — 10;

в) других сооружений мелкого заложения на уровне до 8 м включительно от поверхности земли — 10.

5.26.14На территории города для проектируемых, строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений метрополитена следует устанавливать охранные зоны от воздействия факторов природного и техногенного характера: 100 м в обе стороны от внешнего контура.

.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *