Таможенные органы

Общее руководство таможенным делом в России осуществляет Правительство РФ. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела. В настоящее время таким органом является Федеральная таможенная служба, которая действует на основании Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. №459. Согласно данному Постановлению Федеральная таможенная служба осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Таможенные органы РФ составляют единую централизованную систему (ч. 1 ст. 10 Закона о таможенном регулировании).

Как центральный аппарат системы таможенных органов, так и сама система в целом имеют название Федеральной таможенной службы, или, сокращенно, ФТС России.

Руководство ФТС России осуществляет Правительство РФ.

ФТС РОССИИ

(центральный аппарат: главные управления, управления, отделы, отделения)

Региональные таможенные управления

(службы, отделы, отделения)

Таможни центрального подчинения6

Таможни

(отделы, отделения)

Таможенные посты

Таможенные посты

(отделы, отделения)

Нижестоящими таможенными органами по отношению к центральному аппарату (ФТС России) являются региональные таможенные управления и таможни центрального подчинения.

По видам решаемых задач все региональные таможенные управления могут быть разделены на несколько групп:

— территориальные или общие региональные таможенные управления;

— специализированные региональные таможенные управления.

Территориальные региональные таможенные управления созданы в соответствии с границами федеральных округов (см. Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»):

  1. Дальневосточное таможенное управление;

  2. Приволжское таможенное управление;

  3. Северо-Западное таможенное управление;

  4. Сибирское таможенное управление;

  5. Уральское таможенное управление;

  6. Центральное таможенное управление;

  7. Южное таможенное управление;

  8. Северо-Кавказское таможенное управление.

Специализированные региональные таможенные управления призваны способствовать нормальной работе всей системы таможенных органов по отдельным направлениям выполняемых функций (правоохранительной, контрольной и т.д.). Например, специа­лизированными региональными таможенными управлениями являются:

  1. Региональное оперативно-поисковое управление;

  2. Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры;

  3. Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление;

  4. Региональное таможенное управление организации силового обеспечения.

Таможенные органы, непосредственно осуществляющие таможенные операции, связанные с выпуском товаров (прием и проверка таможенных деклараций), представлены таможенными постами.

  1. Общий порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза РБ, РК и РФ

Объект – таможенное право

Предмет – институт перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

Общий порядок перемещения товаров и транспортных средств выражен в основных принципах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу – это фундаментальные правовые требования, на основе соблюдения которых всеми участниками таможенно-правовых отношений должно осуществляться правовое регулирование порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

К таким принципам относятся:

1. Равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств.

2. Возможность запрещения ввоза и вывоза отдельных товаров.

3. Возможность введения ограничений на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств.

4. Добровольность выбора и изменения таможенного режима.

5. Обязательность таможенного оформления и таможенного контроля.

6. Определенность места и времени пересечения таможенной границы.

7. Регламентированность порядка пользования и распоряжения перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами.

  1. Понятие «таможенная процедура». Виды таможенных режимов.

Таможенная процедура является одним из основных и наиболее важных институтов таможенного права. Таможенная процедура – основной инструмент, посредством которого применяются как таможенно-тарифные, так и нетарифные меры регулирования экономики. Понятие «таможенная процедура» пришло на смену понятию «таможенный режим», существовавшему в российском таможенном законодательстве в период действия Таможенных кодексов РФ 1993 и 2003 гг. Следует отметить, что сущностная часть данного определения осталась фактически без изменений, что позволяет использовать накопленный научный материал, касающийся таможенных режимов в отношении таможенных процедур с некоторыми оговорками.

Таможенный режим – совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации для таможенных целей.

Таможенная процедура — совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами (ст.4 ТК ТС).

При помощи различных таможенных процедур определяются:

1) порядок перемещения товаров через таможенную границу в зависимости от их назначения и целей такого перемещения;

2) условия нахождения товаров на либо вне таможенной территории Таможенного союза;

3) права и обязанности декларанта, заявляющего таможенную процедуру;

4) дополнительные требования, предъявляемые в отдельных случаях к статусу товаров либо лицу, их перемещающему.

Таможенная процедура имеет сложную правовую природу и сочетает в себе, как полагают специалисты, элементы административно-правового и финансово-правового регулирования.

Статья 202 ТК ТС выделяет следующие виды таможенных процедур:

  1. выпуск для внутреннего потребления;

  2. экспорт;

  3. таможенный транзит;

  4. таможенный склад;

  5. переработка на таможенной территории;

  6. переработка вне таможенной территории;

  7. переработка для внутреннего потребления;

  8. временный ввоз (допуск);

  9. временный вывоз;

  10. реимпорт;

  11. реэкспорт;

  12. беспошлинная торговля;

  13. уничтожение;

  14. отказ в пользу государства;

  15. свободная таможенная зона;

  16. свободный склад;

  17. специальная таможенная процедура.

Классификация таможенных процедур по различным основаниям:

1. В зависимости от направления движения товаров таможенные процедуры могут быть подразделены на ввозные, вывозные, комбинированные.

2. В зависимости от территориальных ограничений можно выделить таможенные процедуры, ограниченные определенной территорией, в частности территорией свободной таможенной зоны, свободного склада, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, и процедуры, используемые без территориальных ограничений.

3. В зависимости от периода возможного нахождения товаров и транспортных средств под таможенной процедурой следует различать срочные (таможенный склад, временный ввоз, переработка на таможенной территории и др.) и бессрочные таможенные процедуры (выпуск для внутреннего потребления, уничтожение, экспорт и др.).

  1. Юридическая ответственность за таможенные правонарушения (ответственность в таможенном праве).

Объект – правонарушение в таможенном деле.

Предмет – ответственность за правонарушение в таможенном деле.

Правонарушение в таможенном деле – это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам таможенного права и наносящее вред обществу.

Критериями разграничения разных видов правонарушений в таможенном деле является причиненный вред. Основными видами правонарушений в таможенной сфере являются преступления и административные правонарушения. Помимо этого сотрудники таможенных органов могут совершать дисциплинарные проступки, за которые устанавливается дисциплинарная ответственность.

Административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) — противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на установленные таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации правила таможенного регулирования, за которое КоАП установлена административная ответственность.

Ст. 14 УК РФ определяет преступление как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Юридическая ответственность за таможенные правонарушения – это предусмотренная нормами таможенного права обязанность субъекта таможенного правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия в результате совершенного им противоправного деяния.

В теории права принято выделять четыре вида ответственности:

1) уголовная,

2) административная,

3) дисциплинарная,

4) и материальная (гражданская).

Административная ответственность в области таможенного дела – предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного регулирования (нарушения таможенных правил), связанная с применением к виновным лицам административных наказаний (санкций).

Законодательство РФ не содержит легального определения административной ответственности за нарушение таможенных правил.

Признаки:

1) форма административного принуждения в области таможенного регулирования;

2) является правовым последствием виновного антиобщественного поведения;

3) является элементом реализации государственной власти, применяется судами, таможенными органами и их должностными лицами на основании материальных и про­цессуальных норм, установленных административным законодательством;

4) находится за пределами компетенции органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

5) реализуется в процессуальных формах, нормативно определенных КоАП и международными соглашениями;

6) сопровождается публичным государственным и общественным осуждением поведения правонарушителя и выражается в претерпевании правонарушителем отрицательных для него последствий материального и морального характера;

7) состоит в применении к правонарушителям узкого круга административных наказаний в виде предупреждения, административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения;

8) нацелена на восстановление публичных интересов государства: выполнение фискальных функций, защиту экономики, защиту правопорядка и безопасности населения при перемещении товаров и средств международных перевозок через таможенную границу;

9) в целях формирования единого таможенного пространства в рамках Таможенного союза административный процесс по привлечению виновных лиц к ответственности за нарушение таможенных правил строится на принципах сотрудничества таможенных служб государств, взаимной помощи в таможенной сфере, сближения и унификации административного законодательства в рамках Таможенного союза.

Глава 16 КоАП РФ («Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)», содержит 23 статьи, касающиеся конкретных административных правонарушений в таможенной сфере.

Нормативной основой административной ответственности в сфере таможенного дела на таможенной территории РФ является КоАП.

Статьей 3.2 КоАП установлено девять видов административных наказаний, которые перечисляются в порядке от менее к более суровым:

— предупреждение;

— административный штраф;

— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

— лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

— административный арест;

— административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

— дисквалификация;

— административное приостановление деятельности;

— обязательные работы.

Учитывая особенности и экономическую природу нарушений в сфере таможенного управления, законодатель в санкциях статей гл.16 КоАП ограничивается применением только трех видов административных наказаний, таких, как:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) конфискация орудия совершения или предмета правонарушения.

Анализ действующего уголовного законодательства Российской Федерации (УК РФ 1996 г.) позволяет выделить несколько преступлений, которые могут быть включены в группу таможенных преступлений.

Уголовный кодекс РФ предусматривает 4 вида таможенных преступлений.

Ст.189 УК РФ. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники иностранной организацией наказывается штрафом от 700 до 1000 МРОТ, либо лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 3-х лет.

Ст.190 УК РФ. Невозвращение в установленный срок на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, вывезенных за её пределы, если такое возвращение является обязательным, наказывается лишением свободы на срок до 8 лет с конфискацией имущества или без таковой.

Ст.193 УК РФ. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте в крупном размере, т.е. более 10000 МРОТ, руководителем организации, если эти средства подлежат обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, наказываются лишением свободы на срок до 3-х лет.

Ст.194 УК РФ. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершённое в крупном размере, т.е. более 1000 МРОТ, наказывается штрафом от 200 до 7000 МРОТ или иного дохода осуждённого за период от 2-х до 7 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до 2-х лет.

  1. Правовой анализ нормативно-правовых актов (примерный перечень – прилагается).

5. Таможенные представительства Российской Федерации за рубежом

В соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459, приказ ФТС от 04 июля 2008 г. № 818 утвердил Типовое положение о представительствах (представителях) таможенной службы Российской Федерации за рубежом (далее Типовое положение).

Указанное Типовое положение определяет задачи, функции и компетенцию представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации за рубежом (далее — представительства (представители)), создаваемых в целях реализации установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий ФТС России в области таможенного дела.

Представительства (представители) учреждаются и осуществляют свою деятельность за рубежом в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1997 г. № 582 «Об организации и порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями функций, связанных с деятельностью за рубежом», и в соответствии с международными договорами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Представительства (представители) в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной таможенной службы и Министерства иностранных дел Российской Федерации, Положением о Федеральной таможенной службе, а также типовым положением.

Контроль за деятельностью представительств (представителей) осуществляется в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФТС России.

Представительства (представители) осуществляют в установленном порядке согласование своей деятельности с дипломатическими представительствами Российской Федерации в государстве пребывания, в пределах своих полномочий оказывают содействие в осуществлении их функций и регулярно информируют о содержании своей работы. При осуществлении своих функций представительства (представители) соблюдают законодательство государства пребывания.

Представители осуществляют свою деятельность в составе посольств Российской Федерации в иностранных государствах без включения их в штатную численность этих посольств.

Представительства (представители) осуществляют следующие полномочия в установленной сфере деятельности ФТС России:

1) представляют интересы ФТС России в государстве пребывания в области таможенного дела;

2) осуществляют меры по реализации международных договоров Российской Федерации в области таможенного дела, а также обязательств Российской Федерации по участию в международных организациях и интеграционных объединениях в области таможенного дела;

3) обеспечивают взаимодействие и сотрудничество ФТС России с таможенными и иными государственными органами, международными организациями и интеграционными объединениями, деловыми кругами государства пребывания в области таможенного дела с целью обеспечения экономической безопасности и продвижения российских интересов;

4) осуществляют сбор и анализ информации о нормативной и правовой базе таможенной службы государства пребывания, ее состоянии и деятельности (структура, показатели работы), проводимой ею политике в отношении дальнейшего развития сотрудничества с ФТС России;

5) организовывают обмен информацией с таможенной службой государства пребывания, международными организациями и интеграционными объединениями в области таможенного дела;

6) осуществляют мониторинг ситуации по товарам и транспортным средствам, перемещаемым между Российской Федерацией и государством пребывания, с целью прогнозирования и выявления причин, препятствующих свободному прохождению грузов, разрабатывают и представляют для доклада руководству ФТС России соответствующие предложения по их устранению;

7) участвуют совместно с таможенными органами государства пребывания в реализации мер, направленных на пресечение незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, а также на пресечение правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов;

8) оказывают содействие структурным подразделениям ФТС России в исполнении в соответствии с установленным порядком международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с оперативными проверками;

9) взаимодействуют в рамках своей компетенции со средствами массовой информации государства пребывания при освещении вопросов, касающихся таможенного дела;

10) участвуют по поручению ФТС России в мероприятиях различного формата, проводимых по линии двустороннего и многостороннего таможенного сотрудничества, а также международных организаций и интеграционных объединений;

11) осуществляют планирование расходов на содержание представительства (представителя) и представление на утверждение в ФТС России бюджетных смет на содержание представительства (представителя);

12) организовывают ведение бюджетного учета и представление в установленные сроки в ФТС России бюджетной отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и ФТС России;

13) осуществляют выполнение в рамках своей компетенции поручений руководства ФТС России.

Представительства (представители) в пределах своих полномочий, осуществляют свою деятельность в следующих целях:

1) информирования о возможных угрозах экономической безопасности Российской Федерации на основе анализа информации, полученной в государстве пребывания;

2) обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации в области таможенного дела;

3) дальнейшего формирования и совершенствования договорно-правовой базы сотрудничества с таможенной службой государства пребывания, международными организациями и интеграционными объединениями;

4) укрепления и расширения позиций ФТС России в международных организациях и интеграционных объединениях, таможенной службе, а также деловых кругах государства пребывания;

5) обеспечения выполнения соглашений между Российской Федерацией и государствами пребывания о единстве управления таможенными службами;

6) разработки и реализации мер, направленных на формирование и укрепление Таможенного союза между Российской Федерацией и государством пребывания;

7) изучения законодательства государства пребывания и выработки предложений по унификации и гармонизации законодательства Российской Федерации в области таможенного дела с международными стандартами.

Представительства (представители) с целью реализации полномочий, установленных настоящим типовым положением, имеют право:

1) представлять ФТС России в таможенной службе государства пребывания, международных организациях и интеграционных объединениях, а также в рамках своей компетенции взаимодействовать с иными органами государственной власти государства пребывания;

2) вносить предложения, направленные на повышение эффективности реализации международных договоров Российской Федерации в области таможенного дела, развитие сотрудничества с таможенной службой государства пребывания, международных организаций и интеграционных объединений, а также совершенствования своей деятельности;

3) участвовать в осуществлении международного обмена информацией по вопросам правоохранительной деятельности и взаимодействовать с правоохранительными органами таможенной службы государства пребывания и международными правоохранительными организациями. Данная работа координируется структурным подразделением ФТС России, уполномоченным в области правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации;

4) оперативно взаимодействовать со структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России, региональными таможенными управлениями (РТУ), таможнями, непосредственно подчиненными ФТС России, учреждениями, находящимися в ведении ФТС России, запрашивать и получать информацию, необходимую для выполнения ими своих функций;

5) рассматривать и принимать решения по обращениям организаций и граждан государства пребывания по вопросам, входящим в компетенцию представительства (представителя);

6) открывать по согласованию с ФТС России счета в банках и иных кредитных учреждениях государства пребывания;

7) заключать в пределах своей компетенции и в выделенных на эти цели объемах ассигнований для выполнения действующих обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, договорами и соглашениями с организациями государства пребывания, договоры, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью представительства (представителя).

Представительства возглавляют руководители представительств. Руководители представительств, осуществляющие свою деятельность при таможенных службах иностранных государств, назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем ФТС России. Руководители представительств (представители), осуществляющие свою деятельность в составе дипломатических представительств Российской Федерации в иностранных государствах, назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем ФТС России по согласованию в установленном порядке с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Сроки работы руководителей представительств (представителей) определяются ФТС России с учетом норм законодательства о труде, регулирующих особенности труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственные учреждения Российской Федерации за рубежом.В соответствии состатьей 338 Трудового кодекса Российской Федерациисрок работы в представительствах таможенной службы Российской Федерации за границей установлен до трех лет (но по решению ФТС, он может быть изменен). Более того, в соответствии с законодательством Российской Федерации работа руководителей представительств (представителей) за рубежом может быть прекращена досрочно.

Уровень аккредитации представителей определяется по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Министерство иностранных дел Российской Федерации рассматривает вопрос о выдаче представителям паспорта, соответствующего их статусу.

Общее руководство деятельностью представительств (представителей) осуществляет заместитель руководителя ФТС России, курирующий вопросы таможенного сотрудничества в соответствии с распределением обязанностей между руководителем ФТС России и его заместителями.

Оперативное руководство, контроль и координацию работы представительств (представителей) осуществляет Управление таможенного сотрудничества (УТС).

По вопросам правоохранительной деятельности таможенных органов работу представительств (представителей) ФТС России за рубежом координирует заместитель руководителя ФТС России, курирующий оперативно-розыскную работу и правоохранительную деятельность таможенных органов Российской Федерации.

Координация деятельности представительств (представителей) ФТС России за рубежом по вопросам международного правоохранительного сотрудничества, в том числе в сфере исполнения международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок, осуществляется структурным подразделением ФТС России, уполномоченным в области правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Взаимодействие представительств (представителей) со структурными подразделениями ФТС России, региональными таможенными управлениями, таможнями, непосредственно подчиненными ФТС России, учреждениями, находящимися в ведении ФТС России, осуществляется через УТС в части, касающейся международного сотрудничества.

Руководители представительств (представители) по решению руководства ФТС России принимают участие в заседаниях коллегии ФТС России, совещаниях, проводимых руководством ФТС России при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции представительства.

Работа представительств (представителей) строится на основе планов работы ФТС России, планов представительств (представителей), составленных на основе задач, утвержденных руководителем ФТС России, а также на принципах единоначалия и персональной ответственности каждого должностного лица за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений.

Меры по обеспечению безопасности представительств (представителей), включая действия в условиях чрезвычайных ситуаций в государстве пребывания, сотрудников представительства и членов их семей по соблюдению в соответствии с международным правом и законодательством государства пребывания их привилегий и иммунитетов по организации защиты государственной и иной охраняемой законом тайны осуществляются представительствами (представителями) во взаимодействии и по согласованию с Посольством Российской Федерации в государстве пребывания.

Руководители представительств:

1) осуществляют руководство деятельностью представительства на принципе единоначалия;

2) организуют работу представительств, выполнение возложенных на них задач и полномочий, обеспечивают соблюдение законности и дисциплины в деятельности представительств;

3) отвечают за состояние и результаты деятельности возглавляемых ими представительств;

4) распределяют обязанности между должностными лицами представительства и устанавливают степень их ответственности за ведение работы на порученном участке;

5) вносят согласно установленному порядку представления о присвоении специальных званий и классных чинов должностным лицам представительств, а также предложения об их поощрении, наложении на них дисциплинарных взысканий;

6) издают приказы по вопросам организации деятельности представительства, подписывают документы и организовывают проверку их исполнения;

7) принимают меры по обеспечению необходимых условий службы для должностных лиц представительств.

Руководители представительств (представители):

1) пользуются правами, исполняют обязанности и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) представляют ФТС России в органах государственной власти государства пребывания в соответствии с поручением ФТС России;

3) несут ответственность за организацию бухгалтерского учета в представительстве, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций и своевременное представление в ФТС России бюджетной отчетности.

Должности руководителей представительств (представителей) и их заместителей замещаются в установленном порядке сотрудниками таможенных органов Российской Федерации, имеющими специальные звания, или федеральными государственными гражданскими служащими таможенных органов Российской Федерации в соответствии со штатным расписанием.

Штатное расписание представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации за рубежом составляют должности должностных лиц (сотрудники, имеющие специальные звания, и федеральные государственные гражданские служащие) и должности работников.

Должности сотрудников и должности федеральных государственных гражданских служащих в представительствах замещаются соответствующими должностными лицами таможенных органов Российской Федерации, назначаемыми на должность и освобождаемыми от занимаемой должности в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ФТС России.

Должности работников в представительствах замещаются гражданами Российской Федерации (в том числе из состава членов семей лиц, направленных на работу за границу) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Представительства являются юридическими лицами, имеют самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, счета в банках и иных кредитных учреждениях государства пребывания.

Финансирование расходов на содержание и обеспечение деятельности представительств (представителей) осуществляетсяза счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете в разделе «Международная деятельность». (Постановление Правительства РФ от 04.12.1995 N 1192), в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание таможенных органов Российской Федерации на соответствующий год, и в соответствии с утвержденными бюджетными сметами.

Оплата труда должностных лиц и работников представительств (представителей) в период работы за рубежом осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На должностных лиц, работников представительств (представителей) и членов их семей распространяются гарантии и компенсации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации для работников, направляемых на работу в представительства федеральных органов исполнительной власти за границей.

Квалификационные требования к должностям представителей, к должностям руководителей представительств таможенной службы Российской Федерации (представителей) и заместителей руководителей представительств регламентируются Приказом ФТС России от 12 декабря 2006 г. № 1304 «Об утверждении перечней должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава таможенных органов Российской Федерации, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом, соответствующих им специальных званий и общих квалификационных требований», зарегистрированным Минюстом России 26 января 2007 г., № 8851 (в редакции Приказа ФТС России от 12 сентября 2007 г. № 1123 (зарегистрирован в Минюсте России 10 октября 2007 г., № 10296)).

На должностных лиц, работников представительств (представителей) и членов их семей распространяются законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также обязательства по соблюдению конституции и законодательства государства пребывания.

В соответствии с Приказом ФТС России от 8 октября 2008 г. N 1250 «Об утверждении перечня региональных таможенных управлении, таможен, таможенных постов (со статусом юридического лица), учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом» Перечень представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом по состоянию на 1 октября 2008 г представлен в Таблице 1.

Таблица 1

Перечень представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом по состоянию на 1 октября 2008 г.

N п/п

Представительство таможенной службы Российской Федерации за рубежом

Численность сотрудников

Численность федеральных государственных гражданских служащих

Численность работников

Представительство таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Беларусь

Представительство таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Казахстан

Представительство таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Киргизской Республики

Представительство таможенной службы Российской Федерации в Украине

Представительство таможенной службы Российской Федерации в Финляндской Республике

Представители таможенной службы Российской Федерации в Федеративной Республике Германия

Представитель таможенной службы Российской Федерации в Королевстве Бельгия

Представители таможенной службы Российской Федерации в Китайской Народной Республике

ИТОГО

Контактная информация представительств ФТС России за рубежом представлена в Таблице 2

Таблица 2

Представительство ФТС за рубежом

Контактная информация

Представительство ФТС России в Федеративной Республике Германия

1. Генеральное Консульство РФ в Германии, Вальдштр.42, 53177, Бонн, Германия телефон: (1049 228) 31-20-85, факс: (1049 228) 31-15-63, 2. Бюро Представительства Годесбергер аллея 88, 53175, Бонн, Германия телефон: (810 49228) 81-92-380, факс: (810 49228)81-92-388. E-mail: RUSSZOLLVERTRETUNG@T-ONLINE.DE

Представительство ФТС России в Финляндской Республике

Финляндия 00140 Хельсинки 14, Техтаанкату, 1 В, Посольство РФ в Финляндской Республике Embassy of Russian Federation in Finland, Tehtaankaty, 1 В, 00140 Helsinki 14, Finland Телефон: (810358 9) 62-80-77, факс (810358 9) 63-90-09

Представительство таможенной службы Российской Федерации в Королевстве Бельгии

Бельгия, 1180, Брюссель, Дрефделорен,45 телефон/факс (10322) 372-98-85

Представительство таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Беларусь

Республика Беларусь, 220029, г. Минск, ул. Коммунистическая, д. 11. телефон: (10 37517) 228-60-80, факс: (10375 17) 228-60-87. Телефон/факс дежурной службы: (10375 17) 228-60-87

Представительство таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Казахстан

010000 г. Астана, ул. Ауэзова, д.34, Телефон/факс: (7172)22-73-28; 22-73-19; E-mail: rtpkaz@ca.customs.ru

Представительство таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Киргизской Республики

720020 , Киргизская Республика, г. Бишкек, ул. Байтик-Баатыра, д. 4а. телефон: (10 996312) 51-15-30, факс: (10 996312) 51-15-26. Телефон дежурной службы: (10 996312) 51-15-30, факс: (10 996312) 51-15-26.

Представительство ФТС Российской Федерации в Украине

03049, Украина, г. Киев, Воздухофлотский проспект, д. 27 телефон/факс: (10380 44) 246-53-93

Структура таможенных органов Российской Федерации

Президент России
Правительство России
Министерство Финансов
Российской Федерации
Федеральная
таможенная служба
Региональные
таможенные управления
Таможни
Таможни
  • Шереметьевская
  • Домодедовская
  • Внуковская
  • Центральная Акцизная
  • Центральная Энергетическая
  • Калининградская областная
  • Крымская
  • Севастопольская

Таможенные посты Таможенные посты Таможенные посты

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.

Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

В непосредственном подчинении Федеральной таможенной службы находятся таможни прямого подчинения, а также региональные таможенные управления, которые, в свою очередь, управляют региональными таможнями.

Пункты пропуска через государственную границу находятся в подчинении таможен, к которым они прикреплены.

Характеристика деятельности регионального таможенного управления

Определение 1

Региональное таможенное управление – это правоохранительный орган, который входит в систему органов таможенной службы Российской Федерации и осуществляет руководство таможенной службы на территории определенного региона.

Региональное таможенное управление относится к таможенным органам, которые включены в состав единой федеральной централизованной системы таможенных органов Российской Федерации и обеспечивают выполнение задач и функций Федеральной таможенной службы России в регионе деятельности Управления в пределах компетенции, которая устанавливается Положением, принятым на основании приказа Федеральной таможенной службы от 12 января 2005 года №7 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне».

Регион деятельности РТУ определяется Федеральной таможенной службой. На сегодняшний день пределы деятельности регионального управления совпадают с границами округа, на территорию которого оно распространяется.

Это связано со спецификой развития экономики региона и внешнеэкономической деятельности, которая соответствует региональным условиям. Региональное управление реализует свою деятельность при взаимодействии с уполномоченным представителем Президента России в округе, территориальными органами иных государственных органов исполнительной власти, органами власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления, общественными организациями и объединениями, а также физическими и юридическими лицами. Органами регионального таможенного управления осуществляется управление деятельностью таможенных пунктов, кроме тех, которые непосредственно подчиняются Федеральной таможенной службе России, а также постов, подчиненных региональному таможенному управлению, которые расположены в регионе деятельности Управления и по отношению к ним они являются вышестоящим органом таможенной сферы. Федеральная таможенная служба уполномочена формировать, упразднять и ликвидировать региональное таможенное управление.

На основании приказа министерства экономического развития от 04 октября 2004 года «О структуре таможенных органов ФТС» была утверждена структурная иерархия органов таможенной службы России, в состав которой вошли Дальневосточное, Приволжское, Северо-западное, Сибирское, Уральское, Центральное и Южное таможенные управления. Помимо этого, было сформировано четыре региональных таможенных управления специального назначения: оперативно-поисковое управление, таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов инфраструктуры таможенной службы, управление силового обеспечения, центральное экспертно-криминалистическое управление. Эти управления предназначены для решения специальных задач, которые соответствуют их названиям.

Региональное таможенное управление представляет собой юридическое лицо, которое имеет самостоятельный баланс, печать с Государственным Гербом России и собственным наименованием, а также с другими печатями и штампами, счетами в федеральном казначействе, банках и других кредитных организациях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Финансирование регионального управления выполняется за счет денежных средств, выделяемых из федерального бюджета, направленных на обеспечение федеральных органов исполнительной власти, и других источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Региональное управление обладает значительным перечнем полномочий, который позволяет решать задачи по организации таможенного дела в определенном регионе.

Пример 1

Согласно приказа №7 от 12 января 2005 года список полномочий, предоставляемых органам регионального управления, составляет 63 пункта.

Замечание 1

Стоит отметить, что последнее четко определяет направления деятельности каждого конкретного таможенного органа сверху вниз по иерархии.

Вывод 1

Фактически, цели и задачи нижестоящих органов таможенной службы зачастую совпадают с целями и задачами, установленными Федеральной таможенной службой России; любым органом должны быть выполнены функции, закрепленные за органами таможенной службы (основная функция – фискальная), но число полномочий пропорционально административно-правовому статусу органа таможенной службы и ограничен той территорией, на которую распространяется деятельность конкретного органа таможенной службы.

Для правильной организации таможенного дела на территории определенного федерального округа, таможенное управление должно решать задачи, которые можно классифицировать следующим образом:

  • Контрольно-регулятивные задачи;
  • Задачи правоохранительного характера;
  • Организационно-хозяйственные задачи;
  • Аналитические задачи.

Особенности контрольно-регулятивных задач в таможенной деятельности

При решении контрольно-регулятивных задач региональное управление выполняет следующие обязанности:

  • Систематизирует учет законодательных и иных нормативно-правового характера, актов ненормативного характера, поступающих в управление; собственных актов, осуществление контроля за ними и оповещение подчиненных органов таможенной службы;
  • Контроль за исполнением подчиненными органами таможенного пропуска и оформления товаров и транспортных средств, а также контроль за применением единого порядка таможенного оформления;
  • Контроль за соблюдением подчиненными органами российского законодательства при реализации таможенных процедур;
  • Контроль за правильностью начисления и взыскания таможенных платежей и их учета в соответствии с зафиксированным порядком; передача подчиненным органам и Федеральной службе информации о перечислении таможенных платежей в государственный бюджет;
  • Принятие решений относительно классификации товаров согласно Таможенного Кодекса Внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, об их таможенной стоимости и стране происхождения, полном или частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов в порядке ведомственного контроля, при рассмотрении жалоб на решения, действие/бездействие подчиненных органов таможенной службы, а также их должностных лиц;
  • Контроль деятельности подчиненных органов в сфере защиты прав интеллектуальной собственности в порядке и формах, которые определены Федеральной таможенной службы Российской Федерации;
  • Контроль проведения валютных операций, которые связаны с транспортировкой товаров через таможенную границу России и контроль выполнения внешнеторговых бартеров, валютных операций, которые связаны с перевозом валютных ценностей, российской валюты, внутренних ценных бумаг в рамках компетенции органов таможни; управление и контроль этой деятельности в подчиненных органах таможенной службы;
  • Контроль за обоснованным выполнением возвратов излишних денежных средств при уплате таможенных платежей, неизрасходованных авансовых платежей, денежного залога;
  • Контроль законности предоставления отсрочек/рассрочек по уплате таможенных платежей подчиненными органами таможенной службы;
  • Контроль деятельности должностных лиц регионального управления , подчиненных органов таможни по делам о контрабанде, при выполнении оперативно-розыскной деятельности, возбуждении дел об административных правонарушениях, и проведении рассмотрения дел и административного расследования;
  • Учет задолженностей по уплате таможенных платежей, пеней, процентов, а также контроль взыскания таможенных платежей, регламентированных региональным управлением;
  • Применение мер относительно обеспечения исполнения контрольных показателей взыскания таможенных платежей подчиненными таможенными органами;
  • Организация, контроль, координация за соблюдением российского законодательства подчиненными таможенными органами относительно распоряжения товарами и транспортными средствами, переданными в государственную собственность; распоряжением товарами, срок временного хранения которых истек; распоряжением товарами, которые являются вещественные доказательства в делах об административных правонарушениях согласно установленному российским законодательством порядку;
  • Проверка деятельности подчиненных таможенных органов согласно порядка и форм, установленными Федеральной таможенной службой России.

Меры, предпринимаемые таможенными органами для решения правоохранительных задач

Для решения задач правоохранительного характера региональным таможенным управлением:

  • Проводятся экспертизы товаров и транспортных средств, которые перемещаются через таможенную границу России, а также документов, которые содержат в себе сведения товарах или проведении операций в отношении этих товаров;
  • Проводятся криминалистические экспертизы/исследования, обеспечивается содействие в организации проведения этих процедур;
  • Осуществляется проведение таможенных ревизий (таможенных проверок – после вступления в силу Таможенного Кодекса Таможенного Союза);
  • Осуществляется дознание и проведение следственных действий неотложного характера согласно уголовно-процессуального законодательства;
  • Обеспечивается и проводится оперативно-розыскная деятельность согласно российского законодательства;
  • Принимается участие в борьбе с терроризмом, в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;
  • Обеспечивается профилактика правонарушений среди должностных лиц регионального управления и подчиненных им органов таможенной службы.

Для эффективной реализации вышеуказанных мероприятий, в распоряжении регионального управления должна быть инфраструктура, оборудование, техника, средства связи, транспорт, достаточное количество специалистов, организация бесперебойной работы всех органов таможенной службы региона.

Мероприятия, направленные на реализацию организационно-хозяйственных задач

Для выполнения организационно-хозяйственных задач, региональным таможенным управлением проводятся следующие мероприятия:

  • Выявление потребности органов таможенной службы в обеспечении объектами необходимой инфраструктуры;
  • Обеспечение и контроль эксплуатаций зданий и сооружений, которые находятся на собственном балансе;
  • Участие в проектировании, строительстве, реконструкции объектов инфраструктуры, в том числе и социального назначения;
  • Обеспечение функционирования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, интегрированной телекоммуникационной сети, информационной безопасности, оснащения техническими средствами таможенного контроля и техническими средствами охраны таможенных постов;
  • Обеспечение в региональном управлении, организация и контроль эффективного применения, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта средств вычислительной техники, технических средств таможенного контроля;
  • Реализация метрологического обеспечения деятельности регионального таможенного управления и подчиненных органах таможенной службы, а также осуществления контроля этой работы;
  • Организация работы по подбору, обучению и воспитанию кадров, проведения проверок сведений и документов, которыми предоставляются гражданами при принятии их на службу в органы регионального таможенного управления;
  • Организация и обеспечение профессиональной, боевой и физической подготовки должностных лиц, а также и переподготовки, повышения квалификационного уровня и стажировки;
  • Участие в подготовке квалифицированных кадров в сфере таможенного дела для органов государственной власти и юридических лиц, которые находятся на территории деятельности регионального таможенного управления;
  • Обеспечение охраны труда, проведение мероприятий по гражданской обороне, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, соблюдения правил техники безопасности и пожарной безопасности, а также мобилизационная подготовка, контроль и координация этой деятельности в подчиненных органах таможенной службы;
  • Обеспечение пенсионного обеспечения лиц, которые проходили службу в РТУ и в подчиненных органах, а также членов их семей;
  • Организация медицинского обеспечения и осуществление согласно установленного законодательством порядка медицинской деятельности;
  • Осуществление функций распорядителя и получателя денежных средств, выделяемых из федерального бюджета;
  • Осуществление финансового контроля расходования бюджетных средств подчиненными органами при целевом использовании и своевременном возврате средств, а также предоставления отчетности;
  • Определение сводной потребности в материально-техническом обеспечении согласно утвержденных Федеральной таможенной службой табелей дозволенности по централизованно и децентрализованно планируемой, закупаемой и распределяемой продукции;
  • Приобретение на конкурсной основе, осуществление хранения, распределения и перераспределения материально-технических средств по номенклатуре планируемой и распределяемой продукции среди подчиненных таможенных органов в рамках установленных лимитов;
  • Ведение делопроизводства, организация работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, которые были созданы в процессе деятельности регионального таможенного управления, контроль их ведения и исполнения в подчиненных органах таможенной службы;
  • Обеспечение выполнения программ планов, показателей деятельности регионального таможенного управления; осуществление контроля деятельности органов по выполнению планов и показателей их деятельности.

Аналитическая работа в органах таможенной службы

В рамках проведения обширной аналитической работы, региональное таможенное управление проводит:

  • Сбор, обработку и передача в Федеральную таможенную службу России информации об оперативной обстановке в подчиненных им органах, о чрезвычайных происшествиях и конфликтах;
  • Анализ и контроль деятельности, проводимой согласно системы управления рисками, по обеспечению правильного начисления и своевременной уплаты таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений, установленных согласно российского законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, на основании показателей и согласно установленного Федеральной таможенной службой порядка;
  • Анализ состояния исполнительной дисциплины РТУ и подчиненных им органах;
  • Анализ судебной практики и практики применения правовых норм на территории деятельности управления, предоставление Федеральной службе материалов и документов аналитического характера;
  • Сбор и обработка данных, связанных с перевозом товаров за пределами Российской Федерации через таможенную границу с целью формирования таможенной статистики относительно внешней торговли; предоставление статистических данных, обеспечение их опубликования, формирование и ведение специальной статистики таможенных органов согласно установленного Федеральной службой порядка.

Для реализации иных полномочий, предоставленных Региональному таможенному управлению, они наделены правом:

  • Представления подчиненных им таможенных органов в органах государственной власти;
  • Быть истцом, ответчиком, третьим лицом на судебных заседаниях;
  • Издания правовых распорядительных и организационных актов; осуществления контроль за соблюдением российского законодательства при издании нормативно-правовых актов подчинены им таможенных органов; принятие мер относительно отмены или изменения вышеуказанных актов в случае их несоответствия законодательству;
  • Установления контрольных показателей деятельности, в частности взимание таможенных платежей;
  • Отмена или изменение по жалобам лиц, протестам прокуроров, при исполнении ведомственного контроля должностных лиц, подчиненных им таможенных органов; принятие предусмотренных законодательством мер относительно неправомерных действий должностных лиц;
  • Привлечение должностных лиц к материальной ответственности согласно установленного законодательством порядка;
  • Проведение согласно установленного порядка конкурсов и заключение договоров на выполнение работ, договоров оказания услуг, поставки товаров для нужд органов таможенной службы;
  • Утверждения проектно-сметной документации объектов строительства согласно порядка, установленного Положением о таможенной службе;
  • Проведение научно-исследовательских работ;
  • Привлечение научных и других организаций, экспертов и специалистов к рассмотрению вопросов, которые относятся к компетенции управления;
  • Направление в Федеральную таможенную службу Российской Федерации:
    • Предложений по вопросам совершенствования реализации таможенного оформления и контроля;
    • Предложений об аннулировании квалификационных аттестатов квалифицированных лиц по таможенному оформлению;
    • Предложений об изменении пределов территории региона деятельности подчиненных органов таможенной службы, их местонахождения, создания, реорганизации и упразднения таможенных постов и пунктов;
    • Предложений о развитии в регионе деятельности социальной базы таможни;
    • Предложений относительно материально-технического обеспечения управления;
    • Проектов программ перспективного развития и планов капитальных вложений;
  • Разъяснения физическим и юридическим лицам по вопросам, которые относятся к компетенции Управления;
  • Применения ограничительных, предупредительных и профилактических мер, направленных на недопущение и пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами требований, которые прописаны таможенным законодательством Российской Федерации, а также законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также принятие мер по устранении последствий приведенных нарушений согласно российского законодательства;
  • Организация проведения исследований, испытаний, экспертиз, анализов, оценок, научных исследований;
  • Запроса и требования сведений, необходимых для принятия решений по компетентным вопросам;
  • Создания совещательных и экспертных органов (советов, комиссий, групп, коллегий);
  • Проведение работ, связанных с использованием данных, представляющих собой государственную тайну.

>Виды таможен и таможенных союзов

Современная структура таможенных органов

Прообразы таможен появились в еще X веке. Первые пошлины взимались за перемещение по территории и за въезд купцов со своим товаром. Сбор производился мытниками (аналог современных таможенников), которые несли службу на заставах. Немного позже, после введения монголо-татарами пошлины «тамга», заставы стали носить название таможни, а сборщиков пошлины стали называть таможенниками.

Современная таможенная структура состоит из Центрального аппарата, который подразделяется на Главное управление и Управление. Таможне подчиняется региональное таможенное управление и таможня непосредственного назначения. Сами таможни разбиты на территориальные региональные управления, которые совпадают с федеральными округами:

  1. Центральная таможня,
  2. Дальневосточная, таможня,
  3. Северо-Кавказкая таможня,
  4. Приволжская таможня,
  5. Уральская таможня,
  6. Южное управление,
  7. Сибирское управление,
  8. Северо-Западная таможня.

У данных управлений находятся в подчинении таможни, в состав которых входят посты. Таможни делятся на:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. авиационные (Внуково, Домодедово, Шереметьево),
  2. специализированные (Центральная акцизная таможня, Центральная энергетическая таможня),
  3. территориальные (Калининград, Крым, Московская областная таможня, Севастополь),
  4. обеспечивающие (Центральная базовая таможня, Кинологический центр ФТС России).

Виды таможенных постов

Самым распространенным видом таможен является таможенный пост.

Определение таможенного поста прописано в Приказе ФТС №1701 от 4.09.2014г. «Об утверждении Общего положения о таможенном посте».

Определение 1

Таможенный пост – это таможенный орган, который входит в централизованную систему Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ и обеспечивает реализацию задач и функций ФТС РФ в регионе деятельности таможенного поста.

Помимо этого, его правовой статус прописан в Конституции РФ, Таможенной кодексе (ТК), Федеральном законе №311 «О таможенном регулировании, в Российской Федерации».

Таможенный пост охватывает свой регион деятельности, в который могут входить:

  • муниципалитет,
  • объекты транспортной инфраструктуры – речные или морские порты, аэропорты, железнодорожные станции и т. д.,
  • крупное предприятие. Таможенные посты могут находиться на территории крупных комбинатов.

Таможенные посты подчиняются таможне или региональной таможне и являются самым нижним звеном в системе таможенных органов. Несмотря на это именно на таможенных постах происходит большая часть операций декларирования на ввозимый или вывозимый товар. На сегодняшний день в России насчитывается 537 подразделений, из которых 93 находятся в ведении таможни.

Все таможенные посты подразделяются на 2 вида:

  1. пограничный пост. Данный пост располагается на пунктах пропуска через таможенную границу. Пограничные посты бывают: автомобильными, воздушными, морскими, смешанными, речными, озерными, пешеходными,
  2. внутренний пост,

По критерию гражданской принадлежности пересекающих границу лиц и государственной принадлежности перемещаемого ими имущества и транспортных средств все пункты пропуска можно разделить на многосторонние, двусторонние и местные.

В зависимости от того, какой вид транспорта пересекает таможенный пост, их разделяют на автомобильный пост, железнодорожный, воздушный и морской.

По типу полномочий таможенный пост может быть с образованием юридического лица (ЮЛ) и без него. Таможенные посты, которые носят статус ЮЛ, образуется при решении ФТС России и имеют более широкие полномочия с собственным финансовым счетом. При этом в штатной единице обязательно присутствует главный бухгалтер

Помимо это существую специализированные посты, которые предназначены для:

  1. ввоза специализированного товара: биологические, химические и радиоактивные отходы.
  2. пропуска животных и растений,
  3. оформления изделий из металлов и камней,
  4. ввоза и вывоза акцизного товара, который облагается акцизами,
  5. таможенной очистки энергоресурсов

Таможенные союзы

Определение 2

Под таможенным союзом понимают объединение нескольких государств, которые подписывают соглашение об отмене таможенных пошлин между ними.

Таможенные союз предусматривает объединение и формирует единую таможенную территорию. Как правило, страны, договариваются о создании «единой таможенной территории». Существует достаточно много таможенных союзов, например: Европейский таможенный союз, Восточноафриканское сообщество, Таможенный союз ЕАЭС и т.д.

Таможенный союз ЕАЭС — это ответ Европейскому таможенному союзу. ЕАЭС (Евразийский экономический союз) создали Россия, Белоруссия и Казахстан в 1995. Чуть позже участниками данного союза стали Армения и Киргизия. В данном таможенном союзе на экспорт распространяются нулевые ставки и освобождаются товары от акцизов, при обязательном подтверждении их экспорта. В случае импорта на территорию РФ из стран-участниц союза акцизы взимают только российские налоговые органы. В отличии от ЕАЭС Европейский таможенный союз не только отменил для своих членов акцизный сбор, НДС, но и открыл внутренние границы.

В таможенных союзах зачастую возникают разлады между странами. Так из-за сравнительно недавнего конфликта и обвинений Белоруссии в поставках санкционного товара, возникла ситуация, при которой Белоруссия пригрозила разрывом отношений в ЕАЭС. Все помнят Brexit. Печальный опыт голосования англичан, результат которого удивил мировое сообщество. В марте 2019 года Великобритания официально выйдет из ЕС. Министр Великобритании заявил о том, что будет масса возможностей обсудить детально сотрудничество Великобритании и ЕС. Англичане проголосовали за выход из состава ЕС из-за ограничений, которые тормозили развитие местного бизнеса. Помимо этого, Великобритания выплачивала огромные членские взносы.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *