Кто такие собственники и бенефициары

В рамках 44-ФЗ заказчик не может обязать участника предоставлять сведения о цепочке собственников. Если закупка проводится в рамках 223-ФЗ, то предоставление сведений должно быть предусмотрено положением о закупках заказчика.

Запросинформации о цепочке собственников, включая бенефициаров, исходит из письма АП РФ от 30.12.11 № П24-746в, в котором ряду крупнейших государственных компаний несколько лет назад был разослан перечень поручений Председателя Правительства РФ от 28.12.11 № ВП-П13-9308, в том числе обязанность обеспечить раскрытие контрагентами этих госкомпаний цепочки собственников .

То есть, чтобы госчиновники не имели возможности бесконтрольно создавать юридических лиц для реализации незаконных схем, и управлять ими через посредников.

Речь в этой формулировке идет о фактических учредителях юридического лица участника (либо текущих держателей долей, если изначальные учредители перепродали их), причем заканчиваться цепочка должна на указании физических лиц. Ни одно юрлицо, указанное в цепочке не должно остаться «нераскрытым» на физических участников.

Если же среди учредителей, либо материнских компаний юрлица участника есть иностранные юридические лица, то здесь уже необходима конкретизация «бенефициара», то есть, какое именно лицо на самом деле получает выгоду и управляет компанией.

Как указывать собственников контрагента

Заполняется цепочка собственников достаточно просто: если собственниками контрагента являются физлица, необходимо указывать их, если учредителями (собственниками) выступают юридические лица, нужно указывать их учредителей (собственников).

Пример

Учредителями компании участника ООО «Стремнина» являются граждане Петров (22%), Сидоров (44%) и ООО «Аполлон» (33%). Участник при заполнении цепочки собственников указывает Петрова, Сидорова, а затем собственников ООО «Аполлон»: Махмудова и Куценко.

Если соучредителем ООО «Аполлон» также является юридическое лицо, нужно указать и физических лиц-учредителей этого юрлица тоже. Таким образом, в итоге должна получиться цепочка, в которой указаны все физические лица, являющиеся выгодоприобретателями от компании участника.

Кому нужно раскрывать цепочки собственников

Обязанность по установлению бенефициарного владельца, декларируемая в вышеприведенном письме АП РФ, также предусматривается Законом №115-ФЗ о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Перечень юрлиц, подпадающих под действие этого закона, весьма широк, от кредитных организаций до риелторских компаний, и такая информация может быть запрошена, если контрагент участника входит в их число.

Если контрагент участника не входит в число юрлиц, подпадающих под действие , и также не входит в перечень крупнейших госкомпаний, к которым относилось письмо АП РФ и соответствующее поручение, тогда законные основания для того, чтобы участник раскрывал цепочку собственников, отсутствуют.

Закон о цепочке собственников и бенефициарах

Упомянутое выше поручение Председателя Правительства РФ имеет закрытый статус и отсутствует в публичном пространстве. Формально оно действует бессрочно, но при этом распространяется лишь на фиксированный список крупнейших госкомпаний.

Участникам госзакупок следует обратить внимание на вступивший в силу 21 декабря 2016 года Закон , вносящий изменения в Закон №115-ФЗ в части хранения и запроса данных о бенефициарных владельцах. Так, по новому закону юрлица обязаны располагать информацией о своих бенефициарах и «принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению» их персональных данных.

Законом также определено, что передача такой информации не является нарушением законодательства РФ о персональных данных. Небольшой промежуток времени, прошедший с момента введения Закона №215-ФЗ пока не позволяет собрать достаточно статистики, чтобы оценить его влияние на сферу закупок.

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Кто обязан представлять справку о бенефициарных владельцах и кто вправе ее требовать

Сведения о бенефициарных владельцах, под которыми в ст. 3 закона № 115 понимаются физлица, владеющие компаниями или оказывающие влияние на их управление (напрямую или через других лиц), являются обязательной частью документации юридического лица, совершающего операции с деньгами или имуществом. Под владением понимается не менее чем 25%-е участие.

Схемы для определения бенефициарного владельца нет, поэтому, несмотря на отличие в терминологии (бенефициарные владельцы и юрлицо в законе № 115 — взаимозависимые лица в Налоговом кодексе РФ), можно предложить использовать метод, определенный в ст. 105.2 НК РФ.

Перечень субъектов, обязанных хранить указанные сведения, содержится в ст. 5 закона № 115. Ряд юрлиц из этого списка освобождены от обязанности вести учет бенефициарных владельцев (абз. 2–5 подп. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115):

  • органы госвласти;
  • предприятия и учреждения, в которых долю более 50% имеют РФ, ее регионы или муниципальные образования, и др.

Список необходимо вести постоянно и 1 раз в год обновлять, самостоятельно выясняя личные данные владельцев. Юрлицо обязано представлять его по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913, по запросу:

  • ФНС и ее подразделений;
  • Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений.

Кроме того, справку о бенефициарах уполномочен запросить банк (п. 14 ст. 7 закона № 115). Может он понадобиться и для участия в торгах. Многие положения о закупках включают требование показать всю цепочку связей и огласить бенефициаров, что признается законным требованием (решение Московского УФАС России от 17.08.2015 по делу № 1-00-1338/77-15).

Как составить письмо о бенефициарных владельцах: образец справки

Ни ФНС, ни Росфинмониторинг не предложили какой-нибудь хотя бы рекомендательной формы для списка бенефициарных владельцев, в связи с чем его можно составить на свое усмотрение. Основное условие: список должен содержать сведения, перечисленные в абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 7 закона № 115, а именно:

  • полное имя лица;
  • дату рождения и гражданство;
  • реквизиты паспорта гражданина РФ или документа на право проживания в РФ иностранного гражданина или апатрида;
  • ИНН.

На практике организации перерабатывают для рассматриваемой цели список аффилированных лиц.

Банки обычно предлагают свою форму справки, где могут указать несколько расширенный или наоборот суженный (в случае, когда допустима упрощенная идентификация клиента согласно подп. 1.11 п. 1 ст. 7 закона № 115) перечень сведений. Форма сведений о бенефициарах для торгов в рамках закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ предлагается заказчиком вместе со всей конкурсной документацией и диктуется обычно положением о закупках соответствующего заказчика.

Примерный образец письма о бенефициарных владельцах можно скачать здесь:

Итоги

Таким образом, образец справки о бенефициарах может быть предложен запросившей его уполномоченной организацией/органом или составлен самостоятельно. Обязав ряд юридических лиц выяснять и хранить сведения о бенефициарных владельцах, законодатель не предложил формы документа, содержащего актуальные сведения о таковых.

В основе создания любой коммерческой компании лежит формирование ее уставного капитала. Он в свою очередь может принадлежать другим юрлицам либо же обычным гражданам – физлицам, являющимся учредителями или акционерами. Таким образом каждая организация кому-то принадлежит, у нее есть совершенно определенные владельцы, которые в некоторых случаях могут оказывать влияние на процесс ведения деятельности. В то же время само по себе юрлицо является субъектом права, несет самостоятельную ответственность и определенные обязательства по факту своей регистрации. Рядом нормативных актов установлены рамки, которые позволяют соблюсти баланс между интересами компании и ее собственниками. Так, например, Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлено понятие, что такое бенефициарный владелец юридического лица, сведения о котором обязана собирать и хранить каждая компания.

Что такое бенефициарный владелец юрлица

Статьей 3 выше упомянутого закона №115-ФЗ понятие бенефициарного владельца юридического лица применяется в отношении физического лица, которое на прямую или через третьих лиц владеет более 25% в уставном капитале юридического лица либо имеет возможность контролировать его действия. Бенефициаром физлица является само физлицо, проще говоря каждый гражданин самостоятельно блюдет свои интересы, принимает решение и несет за них ответственность. Впрочем, законом предусмотрены и исключения: бенефициарным владельцем физлица может быть иное физлицо.

Но вернемся к понятию бенефициаров юрлица. Каждая организация обязана хранить сведения о своих бенефициарных владельцах. Образец таких сведений должен содержать ряд обязательных данных, как то ФИО, дата рождения, гражданство, паспортные данные, а также данные миграционной карты или документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание или проживание в России, адрес места жительства и, в случае его наличия, ИНН. Данный перечень установлен пунктом 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, а статья 6.1 того же нормативного акта обязывает юридическое лицо не только единоразово собрать и запротоколировать данные сведения, то и регулярно и ежегодно обновлять информацию о своих бенефициарах. Причем запрашивать данные для этого организация может непосредственно у своих владельцев, а они в свою очередь обязаны ей их предоставить.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *