2.3. Борьба за живучесть судна.

Наставление по борьбе за живучесть судна регламентирует подготовку и действия членов экипажа по судовым тревогам – борьбе с пожаром водой, аварийными повреждениями, разливами нефтепродуктов, по спасению экипажей и пассажиров с использованием судовых коллективных и индивидуальных спасательных средств, — а также мероприятия, способствующие успеху этих действий.

Судовые тревоги.

Уставом службы на судах установлены следующие виды тревог: общесудовая, «Человек за бортом» и шлюпочная (при оставлении судна).

Тревоги объявляются следующими сигналами:

  1. Общесудовая – непрерывным звонком громкого боя в течение 25 – 30с, повторяемым три – четыре раза; при пожаре (взрыве) во время стоянки судна в порту сигнал общесудовой тревоги сопровождается частыми ударами в судовой колокол.

  2. «Человек за бортом» — тремя продолжительными (5 – 6с) звонками громкого боя, сигнал повторяется три – четыре раза.

  3. Шлюпочная (при оставлении судна) – не менее, чем семью короткими (1с) звонками и, вслед за ними, одним продолжительным (5 – 6с) звонком громкого боя, сигнал повторяется 3 – 4 раза.

Сигналы тревог дублируются голосом по трансляции с указанием вида тревог: общесудовая, «Человек за бортом», шлюпочная. В случае пробоины, пожара или разлива нефтепродуктов об этом объявляется дополнительно с указанием места пробоины или пожара. При отсутствии трансляции место пробоины или пожара объявляется любым другим способом.

При выходе из строя звонка громкого боя сигналы тревог подаются судовым свистком, тифоном или сиреной. Отбой тревоги объявляется голосом по трансляции или любым другим способом.

Расписание по тревогам.

В соответствии с Уставом службы на судах основными рабочими документами по организации и ведению борьбы за живучесть судна является расписание по тревогам и каютные карточки членов экипажа.

Расписание по тревогам должно быть выведено на видном месте, в помещении, наиболее посещаемом экипажем, и на ГКП.

Стояночное расписание по тревогам вывешивается на наиболее видном месте, а копия его должна находиться у вахтенного начальника.

В основном расписании по тревогам должны быть указаны: все виды и сигналы тревог; расположение спасательных средств, аварийного и противопожарного снабжения, а также лица командного состава (по должности), ответственные за их должностное содержание и готовность к использованию.

Должность

Судовой номер

Общесудовая тревога

Обязанности по тревоге «Человек за бортом»

Обязанности по «Шлюпочной тревоге»

Общие обязанности

Обязанности по борьбе с пожаром

Обязанности по борьбе с водой

Обязанности по борьбе с разливом нефтепродуктов

Обязанности по борьбе с ОМП

Капитан

Общее руководство

Общее руководство

Общее руководство

Общее руководство

Общее руководство

Общее руководство

Общее руководство

Механик

Работает с ПШ-2

Обеспечивает работу всех механизмов

Обеспечивает работу водоотливных средств

Обеспечивает работу тушаших и водооткачивающих средств

Следит за гемертизацией помещений, исправностью вентеляции

Обеспечивает готовность экипажа к принятию пострадавшего

Спасает судовую документацию

1 штурман

Проводит замер загазованности отсеков

Руководит тушением пожара на месте

Руководит заделкой пробоины на месте

Держит связь с берегом, закрывает задвижку, руководит закрытием люков

Оборудует душевую под ПСО

Руководит спуском и управлением шлюпкой

Руководит спуском шлюпки, устанавливает очередность спасения людей

1 помощник механика по эл. Оборудованю радиооператор

Обеспечивает электроэнергию и связь

Обеспечивает электроэнергию и связь

Обеспечивает электроэнергию и связь

Обеспечивает электроэнергию и связь

Обеспечивает связь с ближайшим диспечерским пунктом

Обеспечивает электроэнергию и связь

Находится на радиосвязи до распоряжения капитана, спасает документацию

Рулевой-моторист

№1

Работает пожарным рукавом № 1, 2, 6 ПГВ-600

Подносит переносной эжектор, шланги

Находится в распоряжении механика, закрывает люковые крышки

Наблюдатель №1, наблюдает за окружающей средой

Бросает спасательный круг и плот

Учавствует в спуске шлюпки. Гребец №1.

Рулевой-моторист

№2

Работает пожарным рукавом №3, 4, 5 ПГВ-600

Подносит переносной эжектор, клинья, иструмент

Находится у места разлива, подносит спасательные средства

Наблюдатель №2.

Ведёт наблюдение за окружвющей средой.

Спускает шлюпку. Гребец №1

Оказывает помощь в снабжении шлюпки, гребец №2

Рулевой-моторист

№3

Работает пожарным рукавом №7, 8, 9

Подносит к месту пробоины аварийный материал

Ведет наблюдение за полосой разлива. Предупреждает находящихся по близости людей.

Находится в распоряжении 1 штурмана. Под его руководством производит дезактивацию

Бросает спасательный круг и плот

Оказывает помощь повару в снабжении продуктами.

Матрос

Связной капитана. Подносит к месту пожара огнетушители

Связной капитана

Связной капитана

Оказывает 1 медецинскую помощь

Связной капитана

Находится на связи с капитаном, осматривает помещения

Повар

Подносит к месту пожара ведра, ломы, топоры

Оказывает медицинскую помощь

Оказывает медицинскую помощь

Обеспечивает правильное хранение воды и продуктов

Оказывает медицинскую помощь

Обеспечивает необходимый запас продуктов

Примечания:

  1. Первый, заметивший человека за бортом, сбрасывает спасательный круг и немедленно сообщает об этом на ходовой мостик. Вахтенный начальник, получив это сообщение, сбрасывает спасательный круг, обьявляет тревогу человек за бортом и, если судно на ходу, начинает маневрирование по спасению утопающего на борт.

  2. Первый, заметивший загорание или его признаки, поступление воды, немедленно сообщает об этом с указанием места и характера обнаруженного на ходовой мостик и принимает меры к ликвидации загорания или поступления воды подручными средствами до прибытия членов экипажа по тревоге. Вахтенный начальник, получив такое сообщение, объявляет общесудовую тревогу с указанием её вида, места пожара или пробоины.

  3. По тревоге члены экипажа обязаны: выходить одетыми по сезону и применительно к виду тревоги, имея при себе спасательные жилеты, а по шлюпочной тревоге и тревоге «Человек за бортом» — одеть их, кроме вахты на мостике и в машинном отделении.

  4. При уходе из каюты по тревоге каждый член экипажа должен загерметизировать и затемнить каюту, выключить освещение и электроприборы.

  5. При постановке судна по шлюпочной тревоге для предотвращения угона ветром спущенных спасательных плотов неободимо привязать их к шлюпкам.

Схема размещения противопожарных средств судна и их технические данные

Противопожарная водяная система служит для борьбы с пожаром, возникшим на судне, а также других судах и на берегу.

Кроме того от трубопровода противопожарной системы вода подается:

— на обмыв якорных цепей;

— для споласкивания палуб во время судовой приборки;

— на промывку фекальной цистерны;

— для питания эжектора осушения.

Трубопровод системы выполнен из стальных бесшовных труб. Трубы, оцинкованные снаружи и внутри горячим способом, слоем 100 мн.

Напорный трубопровод испытан на прочность гидравлическим давлением 9 кгс/см2 и на плотность на судне 5,6 кгс/см2, всасывающий соответственно 4 кгс/см2.

Для борьбы с пожарами на открытых палубах, в жилых и в служебных помещениях судна предусмотрена система пенотушения, которая является средством активной противопожарной защиты судна.

Судовое расписание по тревогам

Основой организации борьбы за живучесть судна является Расписание по тревогам.

В нем определены обязанности членов экипажа при аварии и место их сбора по тревогам.

Существуют типовые формы Расписания, зависящие от числааварийных партий.

В свою очередь число аварийных партий определяется численностью экипажа:

при численности свыше 100 чел.- 3 аварийные партии (носовая, кормовая и аварийная партия машинного отделения);

при численности 40 — 100 чел. — 2 (носовая и кормовая) и аварийная группа машинного отделения;

при численности 15 — 40 чел. — одна и аварийная группа машинного отделения;

при численности менее 15 чел. ни аварийных партий, ни групп на судне не создается;

борьба за живучесть ведется всем экипажем согласно Расписанию по тревогам.

На стоянке в порту, когда часть экипажа увольняется на берег, на судне ежедневно создают стояночную аварийную партию (группу). Главными задачами аварийных партий являются: борьба с водой, исправление поврежденных технических средств, эвакуация людей из аварийных помещений.
Кроме аварийных партий, на судах создают санитарную группу, а на пассажирских судах, кроме того, — партию охраны порядка и безопасности (ОПБ).

До выхода судна в первый рейс Расписание должно быть вывешено в нескольких местах судна. При изменениях в составе экипажа его своевременно корректируют. Каждый член экипажа должен иметь выписку из Расписания (каютную карточку) с указанием в ней сигналов тревог, места сбора и обязанностей по тревогам.
Каютные карточки пассажиров, выполненные на русском и английском языках, кроме того, должны содержать краткую иллюстрированную инструкцию по использованию спасательных жилетов и кругов. Карточки прикрепляют над койкой или на видном месте при выходе из каюты.

При условие сохранения структуры и полноты содержания типовой формы в Расписании допускаются некоторые уточнения и дополнения применительно к особенностям судна. Стояночное расписание по тревогам ежедневно вывешивают на видном месте у трапа.

Порядок объявления судовых тревог следующий

Общесудовую тревогу объявляет вахтенный помощник в аварийных случаях (пробоина, взрыв, пожар и т. п.) и в случае необходимости своевременной подготовки судна к отражению какой-либо опасности.

Тревогу «Человек за бортом» объявляет вахтенный помощник при падении человека за борт или обнаружении его за бортом.

Шлюпочную тревогу объявляют по указанию капитана в случае угрозы гибели судна.

Учебные тревоги объявляют только по указанию капитана с предварительным оповещением пассажиров по трансляции. При этом вид тревоги должен предваряться словом «Учебная», например «Учебная общесудовая тревога».

Обязательным условием подготовки к борьбе за непотопляемость является отличное знание каждым членом экипажа своего судна, а также умение применить на практике средства и способы борьбы с водой.
Это может быть достигнуто путем систематического проведения занятий, тренировок и учений, в результате которых выучка экипажа должна стать такой, чтобы в самой сложной аварийной обстановке (ночь, шторм, отсутствие освещения) все действия по борьбе за непотопляемость приносили бы максимальный эффект.
На занятиях изучают устройство судна, организацию и средства борьбы с водой на других судах и т. п. Очень важное значение придается тренировкам экипажа по борьбе с водой, которые должны проводиться в разное время суток.

Этим же целям, но в большем масштабе и в более сложных условиях служат учения, которые могут быть частными и общесудовыми.

Частные проводят непосредственно командиры аварийных звеньев, обычно без объявления учебной тревоги. После твердого усвоения экипажем обязанностей по тревогам проводят общесудовые учения, всегда предваряемые объявлением учебной общесудовой тревоги.

Учения по общесудовой и шлюпочной тревогам должны проводиться не реже одного раза в неделю на пассажирских судах и не менее одного раза в месяц — на остальных. На учениях по шлюпочной тревоге, проводимых как в море, так и на рейде, шлюпки спускают на воду поочередно, чтобы каждая из.них спускалась не реже раза в 4 мес.

Учения по тревоге «Человек за бортом» на всех судах проводят в море или на рейде не реже раза в месяц. По этой тревоге на воду спускают полностью укомплектованную спасательную шлюпку. По всем тревогам, кроме шлюпочной и «Человек за бортом,», экипаж жилеты не надевает, но обязательно подносит их к месту сбора. После каждой учебной тревоги проводят ее детальный разбор. Обо всех учениях делают записи в судовом журнале.

Организация службы машинной команды. Закрепление механизмов на обслуживание по заведованию.

Труд экипажа организуется капитаном в соответствие со штатным расписанием, утверждаемым судовладельцем в установленном порядке, Положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов речного флота и настоящим Уставом.

Каждый член экипажа должен заботиться о безопасности судна и при обнаружении опасности, грозящей судну, людям, грузу, обязан немедленно доложить об этом вахтенному начальнику или вахтенному механику, одновременно приняв меры по ее устранению.

Лица, использующие судовую или бытовую технику (независимо от того, в чьем заведовании она находиться), отвечают за ее использование по назначению, а при обнаружении неисправностей в работе обязаны немедленно сообщить лицу, в чьем заведовании находиться эта техника.

Член экипажа, в чьем заведовании находиться судовые технические и бытовые средства, используемые широким кругом лиц, обязан следить, чтобы каждое средство имело инструкции по обращению с ним.

Для содержания судна в должном состоянии и исправности все элементы корпуса и надстройки, судовые помещения, механизмы, системы, устройства, запасные части, инвентарь, приспособление и оборудование закрепляются расписанием по заведованию за членами судового экипажа – при экипажном методе работы или членами бригад, одновременно находящихся на судне, — при бригадном методе работы.

Члены экипажа обязаны выполнять объявленные капитаном аварийные и авральные работы. К аварийным работам по усмотрению капитана могут привлекаться и лица, временно находящиеся на судне.

Распоряжения по службе отдают в форме приказаний. Приказание должно быть конкретным и кратким. Отдавший приказание обязан убедиться, что оно правильно понято. Получивший приказание обязан по выполнении его. Равно как и при невозможности, выполнении его, доложить лицу, отдавшему приказание.

В случае получения от другого лица командного состава нового приказания, исполнение которого помешает выполнить первое, исполняющий обязан доложить об этом лицу, отдавшему второе приказание, и в дальнейшем действовать по его указанию.

Вахтенный моторист при заступлении на вахту обязан:

1) получить у сдающего вахту моториста сведения о состоянии и режимах работы обслуживаемых технических средств, о замеченных неисправностях в их работе и ознакомиться с распоряжениями, передаваемыми по вахте;

2)проверить исправность обслуживание технических средств, чистоту и порядок в машинном отделении;

3) доложить вахтенному механику о замеченных недостатках.

Во время вахты вахтенный моторист обязан:

1) находиться на своем посту и вести контроль за работой вверенных ему технических средств и осуществлять управление ими;

2) соблюдать инструкции по обслуживанию технических средств энергетической установки;

3) выполнять указания вахтенного механика по обеспечению бесперебойной работы механизмов на заданных режимах, а также другие его распоряжения;

4) при возникновении неполадок технических средств, пожара или поступление забортной воды внутрь корпуса немедленно доложить об этом вахтенному механику и действовать по его указанию;

5) поддерживать чистоту и порядок в машинном отделении.

Расписание по заведованию.

Должность Заведование
Капитан судна –1помощник механика (Злачевский В.Н.) Организация службы и контроль за общим техническим и санитарным состоянием
Механик-3 штурман (Бутаков А.А.) Главные и вспомогательные двигатели, топливная, масляная система, валовая линия
1 штурман –2помощник механика (Блаженов А.Н.) Шлюпочное устройство, буксирное устройство, брашпиль, рулевое устройство. Пожарное оснащение.
2 штурман –3помощник механика (Востров С.В.) Грузовые операции, ДГ – 1, ДГ – 2, фановая система. Комплекты пожарного № 1, 2.
Рулевой – моторист № 1 (Павлов А.О.) Первый ДГ, ДГ-1, левая сторона М. О.
Рулевой – моторист № 2 (Смирнов А.И.) Правый ДГ, ДГ-2, правая сторона М.О.
Рулевой – моторист № 3 (Синченко В.Г.) Помещения: шкиперская, форпик, фикальной цистерны, балоны для воздуха, задняя стена М. О.
Повар (Лучанкина Е.В.) Камбуз, холодильники, провизионная кладовая

Судовые расписания. Обязанности экипажа по судовым тревогам

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 4

Судовые расписания определяют распорядок дня, правила поведения на судне, порядок повседневной службы на каждом судне с учётом его назначения и эксплуатационных особенностей, а также расстановку людей, принимаемые меры и действия в случае возникновения опасной либо аварийной обстановки. Знание каждым лицом своих обязанностей, предписанных судовым расписанием, и их безупречное исполнение является обязательным требованием. На судах должны быть предусмотрены и введены в действие следующие расписания:

· Судовое штатное расписание;

· Расписание по безопасности пассажиров и экипажа судна;

· Расписание по заведованиям;

· Расписания по швартовым операциям;

· Расписание по распорядку жизни экипажа, его размещению и правилам поведения на судне;

· Расписание по судовым тревогам;

· Другие судовые расписания.

Судовое штатное расписание является основным судовым финансово-распорядительным документом, который разрабатывается, согласовывается с ведущими службами и вводится в действие судовладельцем для каждого типа судов.

Судовое штатное расписание с учётом требований международной конвенции по минимальному составу утверждает численный состав экипажа, способный, по мнению судовладельца, обеспечить нормальную эксплуатацию судна, указывает список конкретных должностей, устанавливает должностные ставки и надбавки к ним.

Расписание по безопасности пассажиров и экипажа судна разрабатывается старшим помощником капитана в соответствии с требованиями международной конвенции по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и утверждается капитаном судна.

В расписании по безопасности должны предусматриваться меры по предотвращению незаконных актов против пассажиров и экипажа на борту судна, поведение экипажа во время нападения, чтобы не стать жертвой насилия, порядок и средства оповещения, источники информации и помощи.

Расписание по заведованиямопределяет лиц экипажа судна, ответственных за надёжную работу, должное техническое обслуживание и постоянную готовность к действию судовых технических средств и оборудования, сохранность судового имущества и рациональный расход средств материально-технического снабжения.

На расписании по заведованиям основывается организация учёта и хранения на судне материальных ценностей. Расписания по заведованиям составляется и корректируются старшим помощником капитана старшим механиком и утверждаются капитаном судна.

Расписания по швартовым операциямпредусматривают различные варианты швартовок судна, а также расстановку лиц командного состава и рядового состава на палубе и в машинном отделении в период швартовых операций и плавания судна в районах и местах повышенной навигационной опасности (вход и выход из порта; шхеры; узкости;каналы; проливные зоны и т.д.).

Расписания по швартовым операциям, технологические карты и схемы разрабатываются старшим помощником капитана с учётом технической оснащённости судна, соблюдения правил техники безопасности и охраны труда и утверждаются капитаном судна.

Распорядок жизни экипажа, его размещение и правила поведения на судне,а также другие вопросы повседневной службы устанавливаются соответствующим судовым расписанием. Расписание предусматривает порядок комплектования и условия пользования судовыми спасательными, дежурными и рабочими шлюпками (катерами), хранения и осмотров индивидуальных спасательных гидротермокостюмов, систему осмотра служебных, жилых помещений и помещений общего пользования, порядок доступа в отдельные запираемые на ключ помещения, график работы лиц, входящих в состав службы быта, обеспечения санитарного состояния судна и другие стороны деятельности судового экипажа.

Расписание разрабатывается старшим помощником капитана и утверждаются капитаном судна.

Расписания по судовым тревогам — основа организации борьбы экипажа за живучесть судна. Их вывешивают на видных местах в обще­доступных помещениях судна. При составлении расписаний по судовым тревогам руководствуются следующими основными руководящими документами:

— Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, 1974 г. (SOLAS — 74) с поправками;

— Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения — МКУБ-93. Резолюция А.741 (18) ИМО. 04.11.93г.

— Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов, 1973/78 г. (MARPOL -73/78) с поправками;

Расписания по судовым тревогам составляются и корректируются старшим помощником капитана и утверждаются капитаном судна.

1. В расписании по тревогам должны содержаться подробное описание общесудового сигнала тревоги, предписанного правилом 3/50, а также действия членов экипажа и пассажиров по этому сигналу. В расписании по тревогам должно быть также указано, каким образом будет дана команда об оставлении судна.

2. В расписании по тревогам должны быть указаны обязанности различных членов экипажа, включая:

— закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, клапанов, шпигатов, иллюминаторов, световых люков и других подобных отверстий на судне;

— пополнение снабжения в спасательных шлюпках, спасательных плотах и других спасательных средствах;

— подготовку и спуск на воду спасательных шлюпок и плотов;

— общую подготовку других спасательных средств;

— сбор пассажиров;

— использование средств связи;

— комплектование аварийных партий по борьбе с пожаром;

— специальные обязанности, связанные с использованием противопожарного оборудования и водоотливных средств.

3. В расписании по тревогам должны быть указаны лица командного состава, ответственные за обеспечение того, чтобы спасательные и противопожарные средства содержались в хорошем состоянии и готовности к немедленному использованию.

4. В расписании по тревогам должны быть указаны заместители лиц, занятых на наиболее ответственных участках, которые могут оказаться выведенными из строя, учитывая при этом, что аварийные различные ситуации могут потребовать действий различного характера.

5. В расписании по тревогам указываются обязанности членов экипажа по отношению к пассажирам в случае аварии. Эти обязанности должны включать:

— предупреждение пассажиров;

— наблюдение за тем, чтобы пассажиры были надлежащим образом одеты и чтобы на них были правильно надеты спасательные жилеты;

— вывод пассажиров к местам сбора;

— обеспечение порядка в коридорах и на трапах, а также общее регулирование движения пассажиров;

— обеспечение подачи в спасательные шлюпки и плоты запаса одеял.

6. Расписание по тревогам должно быть составлено старшим помощником капитана и утверждено капитаном до выхода судна в море. Если после составления расписания происходят какие-либо изменения в составе экипажа, требующие внесения в расписание по тревогам изменений, капитан должен либо внести в него исправления, либо составить новое расписание. Экземпляры расписания должны вывешиваться на ходовом мостике, машинном отделении, жилых помещениях судового экипажа.

7. Форма расписания по тревогам для пассажирских судов должна быть одобренного типа.

При стоянке судна в порту составляется стояночное расписание аварийной партий (группы), утверждаемое капитаном. Расписание ежедневно корректируется старшим помощником капитана с учетом наличия членов судового экипажа на борту судна и состава вахты и вывешивается на видном месте у трапа. Лица, включенные в расписание, должны быть извещены о их обязанностях в случае тревоги.

Устанавливаются следующие расписания по судовым тревогам:

· Расписание по общесудовой тревоге (в том числе по борьбе с пожаром, водой, утечкой аммиака из судовых рефрижераторных установок и т.д.);

· Расписание по тревоге «Человек за бортом»;

· Расписание по шлюпочной тревоге при оставлении судна;

Для отработки практических навыков судового экипажа по действиям в аварийных ситуациях на судах должны регулярно проводиться учебные тревоги (учения) по борьбе с пожаром, водой, по оставлению судна.

Порядок проведения тревог, подаваемые сигналы, расстановка и действия людей, осуществление организационно-технических мероприятий и принимаемые при этом действия (меры), предусмотрены соответствующими международными конвенциями и национальными нормативно-распорядительными документами. Тренировки и практические учения экипажа должны проводиться с учётом их требований и рекомендаций.

Другие судовые расписания.Капитан судна в целях безопасности, если сочтёт нужным, может вменить дополнительные обязанности отдельным лицам, либо всему экипажу, по осуществлению определённых, по его мнению наиболее эффективных мер на случай нахождения судна в опасном для плавания районе (навигационные опасности, зона военных действий, районы неблагополучные в отношении незаконной миграции местного населения и т.д.), или на случаи пребывания судна в экстремальных условиях (шторм, обледенение, выпадение химических или радиационных осадков и другие), либо на любой другой непредвиденный случай (остановка главного двигателя, подвижка груза, необходимость осуществления спасательных операций и другие).

Каждый член экипажа судна должен иметь каютную карточку — выписку из Расписания по тревогам, в которой указаны: значение сигналов тревог; обязанности и место сбора по тревогам; номер и место нахождения спасательной шлюпки, за которой он закреплен по шлюпочной тревоге.

Каютная карточка должна быть прикреплена над койкой каж­дого члена экипажа или на видном месте при выходе из каюты. Формат каютной карточки 210×197 мм.

У спальных мест пассажиров или на видном месте при выходе из каждой пассажирской каюты должна быть вывешена каютная карточка, в которой указаны: значение сигналов тревог; обязанности и место сбора пассажиров по тревогам; номер и место нахождения спасательной шлюпки, за которой закреплены пассажиры кают по шлюпочной тревоге; иллюстрированная краткая инструкция по приемам надевания спасательных жилетов с указанием места их постоянного хранения и пользованию спасательными кругами.

Каютные карточки должны быть выполнены на русском и анг­лийском языках (или на другом языке, если судно занято пере­возкой пассажиров одной национальности). Формат каютной карточки пассажиров 297 x 420 или 210 x 297 мм.

Стояночное расписание по общесудовой тревоге составляется ежедневно, вывешивается на видном месте у трапа, оно определяет обязанности и действия состава стояночной аварийной партии (группы) по борьбе с пожаром, водой, утечкой газа и т.п.

Каютная карточка (образец) Обязанности по тревогам Судовой номер:__28____ Место сбора:__СП 4 КОРИДОР САН. КАЮТЫ Каюта №______
Виды тревог Обязанности по тревогам
Общесудовая тревога СП 4 Коридор сан. каюты. Санитар
При пробоине СП 4 (санитарная группа). По приказанию с ЦПР
При пожаре СП 4 (санитарная группа). По приказанию с ЦПР
При прорыве аммиака Санитар. Действую по по приказанию
При оставлении судна Плот №12 Доставляю на плот продовольствие и воду
Тревога “Человек за бортом” Санитар. Действую по по приказанию

Старший помощник капитана:_______________________________________________

Расписание по тревогам

Документом, определяющим подготовку и действия экипажа по борьбе за живучесть, является Наставление по борьбе за живу­честь судов морского флота Службы морского флота (НБЖС-82). В соответствии с его требованиями на судах создают постоянные аварийные партии (группы),

число которых зависит от численности экипажа. На сто­янке ежедневно комплектуют стояночную аварийную партию (груп­пу), командиром которой является вахтенный помощник капитана. Кроме аварийных партий, на каждом судне создают санитарную группу во главе с судовым врачом, а на пассажирских судах еще и партию охраны порядка и безопасности во главе с пассажирским помощником капитана.

Основой организации борьбы за живучесть является Расписание по тревогам, в котором определены обязанности членов экипажа при аварии и место их сбора по тревогам. Существуют типовые формы Расписания, зависящие от числа аварийных партий.

Расписания по тревогам составляет старший помощник капитана, а утверждает их капитан судна. В приложении к НБЖС-82 даны типовые Расписания по тревогам, которые на судне могут уточняться и дополняться.

До выхода судна в первый рейс Расписание должно быть выве­шено в нескольких местах судна; при изменениях в составе экипажа расписание его своевременно корректируют. Каждый член экипажа должен иметь выписку из Расписания (каютная карточка) с указа­нием в ней сигналов тревог, места сбора и обязанностей по тревогам; карточки прикрепляются обычно над койкой или на видном месте при выходе из каюты.

Порядок объявления судовых тревог следующий:

Общесудовую тревогу объявляет старший помощник капитана в аварийных случаях (пробоина, взрыв, пожар и др.) и в случае не­обходимости своевременной подготовки судна к отражению какой-либо опасности.

Тревогу «Человек за бортом» объявляет вахтенный помощник капитана при падении человека за борт или при обнаружении его за бортом.

Шлюпочную тревогу объявляют по указанию капитана в случае угрозы гибели судна.

Учебные тревоги объявляют только по указанию капитана с предварительным оповещением пассажиров по общесудовой транс­ляции.

По всем тревогам, кроме шлюпочной и «Человек за бортом», экипаж жилеты не надевает, но обязательно подносит их к месту сбора.

Рис. 1. Обозначения на фальшборте: а — водонепроницаемые переборки; б — за­бортные отверстия

Для быстрой ориентации членов экипажа на судне, особенно по тревогам, в соответствии с требованиями НБЖС-82, производят ну­мерацию и маркировку отсеков, водонепроницаемых переборок, шпангоутов и др. (рис. 1).
Отсеки нумеруют от носа к корме и снизу вверх; отсекам левого борта присваивают четные номера, правого — нечетные. На внутренней части фальшборта синей краской отмечают номера шпангоутов, кратные пяти, а также особо те из них, на кото­рых установлены водонепроницаемые переборки.

3.10 Судовые расписания

Судовые расписания определяют распорядок дня, правила поведения на судне, порядок повседневной службы на каждом судне с учётом его назначения и эксплуатационных особенностей, а также расстановку людей, принимаемые меры и действия в случае возникновения опасной либо аварийной обстановки. Знание каждым лицом своих обязанностей, предписанных судовым расписанием, и их безупречное исполнение является обязательным требованием. На судах должны быть предусмотрены и введены в действие следующие расписания:

· Судовое штатное расписание;

· Расписание по безопасности пассажиров и экипажа судна;

· Расписание по заведованиям;

· Расписания по швартовым операциям;

· Расписание по распорядку жизни экипажа, его размещению и правилам поведения на судне;

· Расписание по судовым тревогам;

· Другие судовые расписания.

Судовое штатное расписание является основным судовым финансово-распорядительным документом, который разрабатывается, согласовывается с ведущими службами и вводится в действие судовладельцем для каждого типа судов.

Судовое штатное расписание с учётом требований международной конвенции по минимальному составу утверждает численный состав экипажа, способный, по мнению судовладельца, обеспечить нормальную эксплуатацию судна, указывает список конкретных должностей, устанавливает должностные ставки и надбавки к ним.

Расписание по безопасности пассажиров и экипажа судна разрабатывается старшим помощником капитана в соответствии с требованиями международной конвенции по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и утверждается капитаном судна.

В расписании по безопасности должны предусматриваться меры по предотвращению незаконных актов против пассажиров и экипажа на борту судна, поведение экипажа во время нападения, чтобы не стать жертвой насилия, порядок и средства оповещения, источники информации и помощи.

Расписание по заведованиям определяет лиц экипажа судна, ответственных за надёжную работу, должное техническое обслуживание и постоянную готовность к действию судовых технических средств и оборудования, сохранность судового имущества и рациональный расход средств материально-технического снабжения.

На расписании по заведованиям основывается организация учёта и хранения на судне материальных ценностей. Расписания по заведованиям составляется и корректируются старшим помощником капитана старшим механиком и утверждаются капитаном судна.

Судовые расписания определяют распорядок дня, правила поведения на судне, порядок повседневной службы на каждом судне с учётом его назначения и эксплуатационных особенностей, а также расстановку людей, принимаемые меры и действия в случае возникновения опасной либо аварийной обстановки. Знание каждым лицом своих обязанностей, предписанных судовым расписанием, и их безупречное исполнение является обязательным требованием. На судах должны быть предусмотрены и введены в действие следующие расписания:

· Судовое штатное расписание;

· Расписание по безопасности пассажиров и экипажа судна;

· Расписание по заведованиям;

· Расписания по швартовым операциям;

· Расписание по распорядку жизни экипажа, его размещению и правилам поведения на судне;

· Расписание по судовым тревогам;

· Другие судовые расписания.

Судовое штатное расписание является основным судовым финансово-распорядительным документом, который разрабатывается, согласовывается с ведущими службами и вводится в действие судовладельцем для каждого типа судов.

Судовое штатное расписание с учётом требований международной конвенции по минимальному составу утверждает численный состав экипажа, способный, по мнению судовладельца, обеспечить нормальную эксплуатацию судна, указывает список конкретных должностей, устанавливает должностные ставки и надбавки к ним.

Расписание по безопасности пассажиров и экипажа судна разрабатывается старшим помощником капитана в соответствии с требованиями международной конвенции по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и утверждается капитаном судна.

В расписании по безопасности должны предусматриваться меры по предотвращению незаконных актов против пассажиров и экипажа на борту судна, поведение экипажа во время нападения, чтобы не стать жертвой насилия, порядок и средства оповещения, источники информации и помощи.

Расписание по заведованиям определяет лиц экипажа судна, ответственных за надёжную работу, должное техническое обслуживание и постоянную готовность к действию судовых технических средств и оборудования, сохранность судового имущества и рациональный расход средств материально-технического снабжения.

На расписании по заведованиям основывается организация учёта и хранения на судне материальных ценностей. Расписания по заведованиям составляется и корректируются старшим помощником капитана старшим механиком и утверждаются капитаном судна.

Судовые расписания определяют распорядок дня, правила поведения на судне, порядок повседневной службы на каждом судне с учётом его назначения и эксплуатационных особенностей, а также расстановку людей, принимаемые меры и действия в случае возникновения опасной либо аварийной обстановки. Знание каждым лицом своих обязанностей, предписанных судовым расписанием, и их безупречное исполнение является обязательным требованием.

На судах должны быть предусмотрены и введены в действие следующие расписания:

· Судовое штатное расписание;

· Расписание по безопасности пассажиров и экипажа судна;

· Расписание по заведованиям;

· Расписания по швартовым операциям;

· Расписание по распорядку жизни экипажа, его размещению и правилам поведения на судне;

· Расписание по судовым тревогам;

· Другие судовые расписания.

Судовое штатное расписание является основным судовым финансово-распорядительным документом, который разрабатывается, согласовывается с ведущими службами и вводится в действие судовладельцем для каждого типа судов.

Судовое штатное расписание с учётом требований международной конвенции по минимальному составу утверждает численный состав экипажа, способный, по мнению судовладельца, обеспечить нормальную эксплуатацию судна, указывает список конкретных должностей, устанавливает должностные ставки и надбавки к ним.

Расписание по безопасности пассажиров и экипажа судна разрабатывается старшим помощником капитана в соответствии с требованиями международной конвенции по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и утверждается капитаном судна.

В расписании по безопасности должны предусматриваться меры по предотвращению незаконных актов против пассажиров и экипажа на борту судна, поведение экипажа во время нападения, чтобы не стать жертвой насилия, порядок и средства оповещения, источники информации и помощи.

Расписание по заведованиямопределяет лиц экипажа судна, ответственных за надёжную работу, должное техническое обслуживание и постоянную готовность к действию судовых технических средств и оборудования, сохранность судового имущества и рациональный расход средств материально-технического снабжения.

На расписании по заведованиям основывается организация учёта и хранения на судне материальных ценностей. Расписания по заведованиям составляется и корректируются старшим помощником капитана старшим механиком и утверждаются капитаном судна.

Основы организации службы на судах. Судовые расписания. Надкоечные расписания.

Основой организации службы на судах являются судовые расписания, которые определяют обязанности всех членов экипажа, а также лиц, временно пребывающих на судне в качестве пассажиров. На судах должны быть следующие судовые расписания: штатное, по судовым тревогам, по заведованиям, по швартовным операциям, промысловое, по распорядку жизни экипажа, его размещению и правилам поведения на судне.

С учетом типа, назначения и особенностей судна, а также в целях обеспечения его безопасности при плавании в сложных условиях, других обстоятельствах, по усмотрению капитана могут составляться другие судовые расписания (по бункеровке судна, борьбе с обледенением, буксировке и т.д.).

Расписание по тревогам – основа организации борьбы экипажа за живучесть судна. Его вывешивают на видных местах в общедоступных помещениях судна. Для каждого члена экипажа составляют надкоечное расписание – выписку из расписания, в которой указывают значение сигналов тревоги, обязанности и места сборов по тревогам, номер и местонахождение спасательной шлюпки, за которой он закреплен по шлюпочной тревоге. Надкоечное расписание закрепляют над койкой члена экипажа или на видном месте при выходе из каюты.

=Уста РФ (стр.9)=

Судовая вахта. Ходовые и стояночные вахты. Правила несения вахты.

Судовая вахта.

Вахта является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного нахождения на посту или рабочем месте. Вахта обеспечивает управление судном, его безопасность, живучесть, производственную деятельность и контроль за посещением судна посторонними лицами. Ответственность за организацию вахты возлагается на капитана, а по судовым службам — на начальников служб. Ответственность за надлежащее несение вахты — на лиц, несущих вахту. Вахта должна быть организована таким образом, чтобы усталость лиц, обеспечивающих вахту, не повлияла на эффективность ее несения, чтобы состав первой при отходе судна в рейс и последующих вахт имели достаточный отдых и были способны должным образом выполнять свои обязанности. В течение вахты помощник капитана, механик (электромеханик), радист обязаны вести записи в соответствующих судовых журналах согласно правилам их ведения. При возникновении каких-либо сомнений или при необходимости помощи лицо, несущее вахту, обязано немедленно поставить об этом в известность своего начальника по вахте. Никто из вахтенных без разрешения своего начальника по вахте не имеет права оставлять пост (рабочее место) или передавать кому-либо исполнение своих обязанностей. Очередная вахтенная смена предупреждается о заступлении на вахту заблаговременно и должна явиться к месту несения вахты не позднее чем за 10 минут до ее начала. Сменившаяся вахта является подвахтенной и используется только для временного усиления вахты по решению капитана или для подсмены отдельных вахтенных. При стоянке в порту из состава экипажа назначается пожарная вахта, осуществляющая периодические обходы судна в целях обеспечения его безопасности. Лица пожарной вахты обязаны неотлучно находиться на судне. Судовые вахты разделяются на ходовые и стояночные. Продолжительность одной ходовой вахты при трехсменной вахте не должна превышать 4 часов, а при двухсменной — 6 часов. Продолжительность стояночной вахты не должна превышать 24 часов для командного состава и 8 часов для судовой команды. Члены экипажа с совмещенными профессиями (каждая специальность определена Уставом раздельно) выполняют свои основные вахтенные обязанности по той специальности, которая обусловлена принадлежностью к данной службе или ее подразделению.

=Устав РФ (стр.93)=

Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 5954;

Судовое штатное расписание.

12345678910

ВВЕДЕНИЕ…………….……………………………..………………………………………….5

Раздел 1.

«Организация службы на судах»…………………………………………………………8

1. Обязанности ст.лебедчика……………………………………………………………….8

2. Судовое штатное расписание…………………………………………………………….9

3. Судовое расписание по тревогам………………………………………………..……..12

4. Ведение судовых вахтенных журналов…………………………………………….…13

5. Основные правила безопасности на судне……………………………………………23

6. Общесудовые противопожарные мероприятия………………………….……………24

Раздел 2.

«Дноуглубление»………………………………………………………………………………25

1. Графики…………………………………………………………………..………………25

2. Схема расположения оперативных механизмов…………………………..………….25

3. Схема грунтозаборного устройства……………………………………………………27

4. Главный пульт управления…………………………………………………………….35

5. Средства автоматики……………………………………………………………………37

6. Оперативные лебедки, рабочие канаты, якоря, швартовые механизмы………..…..43

7. Описание способов работ землечерпательного (землесосного) снаряда……………45

8. Работы по перекладке папильонажных якорей…………………………………..…..50

9. Определение границ разрабатываемой прорези, определение срезки на перекате………………………………………………………………………….………52

10. Определение глубины опускания рамы в зависимости от РУВ………………………52

11. Наряд-задание………………………………………………………………….……….53

12. Коэффициент снижения производительности…………………………………….….54

13. Приемка землечерпательной прорези после выполнения работ…………………….54

14. Гидрологические характеристики лимитирующего участка ВП……………………55

15. Обязанности лебедчика – моториста………………………………………………….56

16. Технические характеристики рабочего катера (мотозавозни)……………………….57

17. Плавучий грунтопровод…………………………………………………………………58

18. Схемы сигнальных огней……………………………………………………………….60

19. Пропуск судов………………………………………………………………………….62

20. Выписка из расписания по тревогам………………………………………….……….64

21. Требования техники безопасности при выполнении палубных работ………………64

22. Обязанности третьего помощника командира…………………………………..……65

Раздел 3.

«Контрольно-измерительные приборы и автоматизация управления»…………..67

1. Автоматическое регулирование угловой скорости коленчатого вала……………….67

2. Автоматическое регулирование температурных режимов дизелей…………………68

3. Средства автоматизации топливных, смазочных систем, систем охлаждения и сжатого воздуха………………………………………………………………….……..68

4. Характеристика системы ДАУ и ее обслуживание………………………….……….72

5. Системы автоматической сигнализации и защиты……………………………………74

6. Автоматизация рулевых устройств, якорно-швартовых, буксирных и сцепных устройств……………………………………………………………………….……….75

7. Автоматизация общесудовых систем…………………………………………………77

8. Средства автоматизации котельной установки……………………………..………..78

9. Автоматизация холодильной установки и системы кондиционирования воздуха…………………………………………………………………………………..78

10. Контрольно-измерительные приборы поста управления земснаряда……….………80

11. Системы автоматического регулирования САРЗ……………………………..……….81

12. Система ориентации на прорези траншейных землесосов………………..…………82

13. Автоматическое управление вспомогательными механизмами и установками……………………………………………………………………..………82

Раздел 4.

«Планирование и учет работы земснарядов»……………………………………………..85

1. Перспективные схемы улучшения условий судоходства на водных путях…………85

2. Производственно-оперативный план на предстоящую навигацию………………………87

3. Сущность оперативного планирования землечерпательных работ в течении навигации…………………………………………………………………………..……90

4. Сущность метода выравнивания глубин на плесе…………………………………….91

5. Порядок приема сдачи вахты командным составом……………………………..…..92

6. Выдача наряд – задания и его закрытие по окончании разработки прорези……….92

7. Последовательность составления задания на вахту, ведение вахтенного журнала и его обработка после вахты. Составление суточного рапорта о работе. Порядок ведения рабочего журнала…………………………………………………………..…94

8. Сдача выполненной землечерпательной прорези, оформление акта сдачи. Составление сведений о дноуглубительной работе………………………….………96

9. Производственно-финансовый план земснаряда, его показатели. Месячные отчеты. Навигационный отчет…………………………………………………………….…….97

Раздел 5.

«Водные изыскания»……………………………………………………………………..….100

1. Виды речных наносов, причины их образования. Наблюдение за колебаниями уровня воды, измерений скоростей и направлений течения……………………….100

2. Определение расхода воды. Цели и задачи водных изысканий. Плановое и высотное обоснование русловых съемок. Составление плана участка водного пути. Анализ русловых переформирований………………………………………………..104

3. Проектирование землечерпательных прорезей. Составление укрупненного плана прорези. Подсчет объема извлекаемого грунта. Вынос в натуру проектов путевых работ……………………………………………………………………………………114

4. Техника безопасности при производстве водных изысканий………………………119

Раздел 6.

«Навигационное оборудование внутренних водных путей»……………………………122

1. Состав и назначение навигационных знаков………………………………………..122

2. Видимость навигационных знаков и огней………………………………………….124

3. Конструкции береговых и плавучих навигационных знаков………………………125

4. Источники света и светосигнальные приборы………………………………………128

5. Расстановка навигационных знаков на внутренних водных путях………………..135

Раздел 7.

«Охрана окружающей среды при проведении дноуглубительных работ»…………..138

1. Источники загрязнения водоемов. Борьба с загрязнением водоемов и берегов судами технического флота…………………………………………………………..138

2. Требования по охране окружающей среды, которые необходимо учитывать при проектировании землечерпательных прорезей и мест отвала грунта……………..140

3. Принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания………………………………………………………………………………..141

Раздел 8.

«Судовые вспомогательные механизмы и энергетические установки»………………143

1. Технические характеристики вспомогательных устройств земснаряда…………..143

2. Технические характеристики общесудовых систем…………………………………144

3. Схема системы водоснабжения………………………………………………………146

4. Котельная установка, холодильная установка………………………………………147

5. Технические характеристики главных и вспомогательных двигателей…………..148

6. Правила техники безопасности при обслуживании ДВС…………………………..149

7. Схемы систем главного двигателя земснаряда………………………………………152

8. Способ подготовки дизеля к пуску…………………………………………………..157

9. Контроль над дизелем во время работы……………………………………………..169

10. Реверс – редукторная передача………………………………………………………172

11. Описание автономного и утилизированного котлов………………………………..173

12. Основные операции при обслуживании систем пуска………………………………175

13. Обязанности третьего помощника механика земснаряда…………………………..178

Заключение……………………………………………………………………………………182

Список используемой литературы…………………………………………………………183

Приложения…………………………………………………………………………………184

ВВЕДЕНИЕ.

1. В данном отчете предоставлены сведения о прохождении производственной практики в ЯРВПиС (Якутском Районе Водных Путей и Судоходства) на землесосном снаряде «Индигирка».з/с «Индигирка» был построен в 1986 .г. на верфи «Вяртсия» в городе Турку (Финляндия). Проект П-2104. п/п Якутск.

Судно представляет собой самоходный, мелкосидящий землесос, предназначенный для работы на устьевых участках северных рек Сибири. Судно производит дноуглубительные работы в районах, где подлежащий извлечению материал представляет собой песок, ил или другой несвязный грунт.

Судно может работать на открытых участках класса М – СП. В защищенных от ветра районах внутренних водоемов судно извлекает грунт с помощью широкого грунтозаборного устройства, состоящего из двух частей причем глубина выработки грунта составляет 1,8 – 10 м с оптимальной глубиной 3 – 4 м. При этом перемещение судна осуществляется при помощи пяти оперативных лебедок.

Грунтоприемники грунтозаборного устройства оборудованы гидравлическими разрыхлителями, размывающими грунт дна.

Пульпа, т.е. водогрунтовая смесь, доля твердых частиц которой составляет 20%, откачивается за борт на расстояние 50 м от борта судна с помощью поворотной грунтоотводной трубы.

Корпус судна имеет усиление для временного прохождения в условиях мелкобитого, дрейфующего льда толщиной не более 0,4 м и целостности не более 70%.

2. Водоизмещение з/с «Индигирка» составляет 2733,4 тонны. Проект – П-2104. Мощность (л.с) 8450. Производительность 4000 М3/ч. Установленные двигателя 12V22MD две единицы. 8R22MD две единицы. 6VD21/15 две единицы. TМЗ 8481.10. UNEX B-900.Судну присвоен класс М – СП3,5 (ЛЕД 40).

Главные размерения.
Длина наибольшая 113,48 м
Длина по ватерлинии 103,2 м
Длина между перпендикулярами 102,1 м
Ширина (расчетная) 16 м
Высота борта (расчетная) 5 м
Осадка при переходе без груза пульпы, при 100% запасах, без рабочего катера. 1,88 м

Таблица 1

Высота палуб.
На твиндеке 2,85 м
На главной палубе, на мостиковых палубах 2,6 – 2,85 м
Максимальная высота несъемных деталей от уровня воды при осадке 1,88 м 15 м

Таблица 2

Рисунок 1

Глубины при дноуглублении
Минимальная глубина воды под килем 0,2 м
Макс. При работе волочащихся грунтоприемников 6 м
Макс. При работе атакующих грунтоприемников 10 м

Таблица 3

Раздел 1.

«Организация службы на судах»

1.Обязанности Старший лебедчик (лебедчик, оператор спецустройств) земснаряда( дноочистительного снаряда).

· Старший лебедчик (лебедчик) непосредственно подчиняется первому помощнику командира, а во время вахты находится в распоряжении вахтенного начальника.

Старший лебедчик обязан уметь:

· Управлять технологическим процессом работы земснаряда.

· Выполнять работы по раскладке и перекладке рабочих якорей.

· Управлять работой палубных вспомогательных механизмов и грузоподъемных устройств.

· Выполнять все такелажные, швартовные, слесарно-ремонтные работы, а также работы, входящие в круг обязанностей матроса земснаряда, уметь грести веслами в шлюпке и управлять спасательной шлюпкой на веслах и с мотором, а в море – и под парусами.

· Вести учет наличия такелажного имущества, инструмента и инвентаря.

· На земснарядах, на которых в штате отсутствует должность боцмана, старший лебедчик пользуется правами и выполняет обязанности ( с учетом особенностей и назначения судна), боцмана.

Судовое штатное расписание.

Штатное расписание

земснаряда «Индигирка» проекта П – 2104, производительностью 4000 м3/час. Якутского района водных путей и судоходства

Федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *