Содержание

Национальная стратегия противодействия коррупции (утверждена Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460)

I. Общие положения

1. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008г. №Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

Однако, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по‑прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

2. Анализ работы государственных и общественных институтов по исполнению Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008г. №Пр-1568, свидетельствует о необходимости принятия Национальной стратегии противодействия коррупции, представляющей собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающей федеративное устройство Российской Федерации, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленной на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемой федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

3. Национальная стратегия противодействия коррупции разработана:

а) исходя из анализа ситуации, связанной с различными проявлениями коррупции в Российской Федерации;

б) на основании общей оценки эффективности существующей системы мер по противодействию коррупции;

в) с учётом мер по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединённых Наций против коррупции, Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию и другими международными правовыми документами по противодействию коррупции, участником которых является Российская Федерация.

4. Меры по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, отражаемые в правовых актах Российской Федерации, в национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, в планах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции, должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

II. Цель и задачи Национальной стратегии противодействия коррупции

5. Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

6. Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:

а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;

б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;

в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

III. Основные принципы Национальной стратегии противодействия коррупции

7. Основными принципами Национальной стратегии противодействия коррупции являются:

а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;

б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции;

в) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закреплённых в Федеральном законе от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

г) конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегий противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.

IV. Основные направления реализации Национальной стратегии противодействия коррупции

8. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется по следующим основным направлениям:

а) обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;

б) повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции;

в) внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;

г) совершенствование системы учёта государственного имущества и оценки эффективности его использования;

д) устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;

е) совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путём расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утверждённым показателям соответствующего бюджета;

ж) расширение системы правового просвещения населения;

з) модернизация гражданского законодательства;

и) дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;

к) повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;

л) совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;

м) периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по её предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах;

н) совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией;

о) повышение эффективности исполнения судебных решений;

п) разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, а также в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации;

р) совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение её результативности;

с) повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;

т) распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности;

у) повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции;

ф) совершенствование системы финансового учёта и отчётности в соответствии с требованиями международных стандартов;

х) повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере, включая разработку организационных основ регионального антикоррупционного форума, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обучении специалистов, исследовании причин и последствий коррупции.

V. Механизм реализации Национальной стратегии противодействия коррупции

9. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами:

а) при формировании и исполнении бюджетов всех уровней;

б) путём решения кадровых вопросов;

в) в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов;

г) путём оперативного приведения:

правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции;

правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации – в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции;

муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;

д) в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;

е) путём обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации;

ж) путём оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции;

з) путём активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.

Национальная стратегия противодействия коррупции

Размещено на http://www.allbest.ru/

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования Московской области

«Университет «Дубна» —

Дмитровский институт непрерывного образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Национальная стратегия противодействия коррупции

Гусева Елизавета Владимировна

г. Дмитров

>Введение

В данной курсовой работе разобраны основные понятия коррупции и антикоррупционной политики, изложены направления российской антикоррупционной политики, а также рассмотрен международный опыт противодействия коррупции.

1.1 Сущность понятия коррупции и антикоррупционной политики

Табл. 1 Виды материальной коррупции.

наименование

Определение

Служебный подкуп

Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в государственном органе, материальных ценностей или оказания ему услуг имущественного характера за действия или бездействия связанные со служебным положением покупаемого и совершаемые в интересах поступающего.

Взятка

Передаваемые взяткополучателю деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера за действия либо бездействия совершенное в интересах взяткодателя или представляемых им лиц, которые взяткополучатель мог или должен был совершить в силу своего служебного положения.

Откат

Вид материальной коррупции, заключающийся в том, что должностное лицо при выборе поставщика товаров или услуг выбирает определенное предложение и за это получает от поставщика вознаграждение в виде фиксированной суммы или процент от суммы сделки.

Казнакрадство

Хищение государственных денежных средств или иного государственного имущества должностными лицами.

Табл. 2 не материальная коррупция

наименование

Определение

Непотизм

Покровительство по службе, в основе которого лежат родственные отношения.

Лоббизм

продвижение группы интересов, противоречащих общественных и государственных интересов, в целях извлечения личной выгоды имущественного и неимущественного характера, совершаемые должностными лицами.

Кронизм

Назначение на должность или выбор в качестве партнеров не по деловым качествам и экономическим ресурсам а на основе дружеских связей.

Фаворитизм

пристрастное покровительство Любимцев не обладающих заслугами, для своего служебного продвижения.

1.2 Определение принципов антикоррупционной политики

Антикоррупционная политика Российской Федерации- это научно обоснованная, системная и последовательная деятельность органов государственной власти совместно с институтами гражданского общества и гражданских лиц, направленная на предупреждение и противодействие коррупции в современной России.

>4. Разработка специальных антикоррупционных законопроектов и подзаконных актов

Разработка антикоррупционных программ государства направлена на предупреждение, выявление и расследование коррупционных действий, т.е. включает в себя как профилактические мероприятия, так и непосредственно борьбу с коррупцией.

а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;

б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции;

в) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закреплённых в Федеральном законе от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

>Глава 2. Организация антикоррупционной политики в России >2.1 Экспертиза нормативного регулирования антикоррупционной политики в России

Основным инструментом антикоррупционной политики Российской Федерации является национальная стратегия противодействия коррупции, направленная на устранение условий и причин возникновения коррупционной деятельности.

Принципы противодействия коррупции по Национальной стратегии:

>1. признание коррупции одной из системных угроз безопасности России.

Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется с помощью конкретных мероприятий, включенных в Национальный план противодействия коррупции, который Указами Президента РФ обновляется каждые два года, начиная с 2010 г.

>4. Повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

6.расширение использования механизмов международного сотрудничества для выявления, ареста и возвращения из иностранных юрисдикций активов, полученных в результате совершения коррупционного преступления.

>В сфере антикоррупционной политики Дании следует отметить развитый механизм противодействия коррупции, включающий ряд следующих компонентов: >2. Развитая система общественного контроля за деятелями власти, путем активного взаимодействия институтов гражданского общества с организациями, работающими в антикоррупционной сфере. >Глава 3. Анализ антикоррупционной инициативы Министерства экономического развития Российской Федерации

3.1 Анализ нормативной документации Минэкономразвития РФ в области противодействия коррупции

Минэкономразвития России в рамках установленной компетенции осуществляет функцию по выработке эффективной государственной политики, направленной на противодействие коррупции, выявление и последующее устранение причин и условий ее проявления.

В рамках реализации данной функции Минэкономразвития России участвует в подготовке предложений по совершенствованию правовых, экономических и организационных основ противодействия коррупции, по формированию системы целей и задач в рассматриваемой сфере, а также по выработке механизмов их реализации.

Работа по обеспечению противодействия коррупции преимущественно ведется в рамках реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460, положений национальных планов противодействия коррупции на соответствующие периоды, а также во исполнение различных поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

С 2010 г. Минэкономразвития России по поручению Правительства Российской Федерации, данного во исполнение соответствующего поручения Президента Российской Федерации, осуществляет организацию и проведение социологических исследований, направленных на оценку уровня и структуры коррупции, а также эффективности принимаемых антикоррупционных мер.

Одновременно в целях укрепления взаимодействия бизнес-сообщества и органов государственной власти в сфере противодействия коррупции Минэкономразвития России организуется деятельность созданной в 2011 году рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, руководство деятельностью которой осуществляет Министр экономического развития Российской Федерации.

Одним из основных направлений работы в данной сфере является совершенствование нормативной базы противодействия коррупции. В этих целях Минэкономразвития России проводит анализ эффективности действующего российского антикоррупционного законодательства и международной практики противодействия и борьбы с коррупцией, по результатам которого участвует в выработке новых законодательных решений в данной сфере.

Особое внимание уделяется взаимодействию по вопросам противодействия коррупции на международном уровне. В этой связи представители Минэкономразвития России участвуют в проработке антикоррупционных вопросов с соответствующими международными организациями, в частности с Организацией Объединенных Наций (ООН), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Группой государств против коррупции (ГРЕКО), Азиатско-тихоокеанским экономическим сотрудничеством (АТЭС).

Кроме того, Минэкономразвития России в рамках своей компетенции осуществляет оказание консультативной помощи федеральным органам исполнительной власти, иным государственным органам по вопросам реализации антикоррупционной политики.

3.2 Перспективы развития антикоррупционной политики России

Табл. 3 Исследование индекса восприятия коррупции

год

Место России

Количество исследуемых стран

Коррупцию можно рассматривать как девиантный тип социальных практик, выражающийся в использовании властного положения и связанных с ним ресурсов частных интересов.

Исходя из определения коррупции условно современные ее формы могут ранжироваться на материальные и не материальные. К видам нематериальной коррупции относятся незаконные действия по оказанию чиновникам тех или иных услуг в виде служебного покровительство, опеки, представительство интересов друзьям, родственникам связанных использованием своего служебного положения.

Антикоррупционная политика опирается на законодательство, включают стратегию и конкретные антикоррупционные мероприятия, которые разрабатываются и реализуются системой органов государственной власти РФ совместно с обществом и гражданами. По форме антикоррупционная политика как властная деятельность органов государства включает строго определенную последовательность основных шагов и методов разработки и реализации данной политики.

Неотъемлемым элементом успешного противодействия коррупции со стороны государства и общества является создание норм, правил и стандартов антикоррупционной деятельности посредством принятия соответствующих законов и подзаконных актов.

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Главным инструментом долгосрочной государственной антикоррупционной политики, направленным на противодействие коррупции, искоренение условий и причин, порождающих ее, является национальная стратегия противодействия коррупции. Она учитывает формы правления и государственного устройства, охватывает все уровни власти: национальный, региональный и муниципальный. Национальная стратегия противодействия коррупции любого государства — постоянно совершенствуемая система мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера.

Национальная стратегия противодействия коррупции России принята на основе анализа работы государственных и общественных институтов по исполнению Федерального закона «О противодействии коррупции» и Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом РФ 31.07.2008 № Пр-1568. Начало системной борьбы с коррупцией в России связано с утверждением Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460 Национальной стратегии противодействия коррупции. Этим же актом были внесены изменения в Национальный план противодействия коррупции на 2010—2011 гг., который в дальнейшем дополнялся каждые два года.

Национальная стратегия противодействия коррупции представляет собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающую федеративное устройство Российской Федерации, охватывающую федеральный, региональный и муниципальный уровни и направленную на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемую федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами (п. 2 Стратегии).

Главная цель Национальной стратегии противодействия коррупции заключается в искоренении причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, что подчеркивает превентивный характер антикоррупционной политики. Для достижения этих целей требуется последовательное решение следующих задач: 1) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции; 2) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции; 3) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации (разд. II Стратегии).

Основными принципами Национальной стратегии противодействия коррупции являются: 1) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации; 2) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции; 3) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе «О противодействии коррупции»; 4) конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции, Национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и в муниципальных правовых актах (разд. 3 Национальной стратегии противодействия коррупции).

Принципы противодействия коррупции по Национальной стратегии:

  • 1) признание коррупции одной из системных угроз безопасности России не является новеллой для российского права. Еще в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537′, законодатель официально признал коррупцию источником угрозы государственной и общественной безопасности. По мнению экспертов, именно признание отрицательного влияния коррупции на государство является первой ступенью в осуществлении антикоррупционных реформ. Вместе с тем, как показывает практика, такое признание само по себе не является гарантией снижения уровня коррупции в стране;
  • 2) системный характер противодействия коррупции. Данный принцип тесно связан со ст. 1 Федерального закона «О противодействие коррупции», который включает понятие «противодействия коррупции». Согласно определению законодателя основными видами деятельности по противодействию коррупции являются: а) предупреждение коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.

Семантически понятия «предупреждение» и «профилактика» достаточно близки. Вместе с тем определение борьбы с коррупцией в Национальной стратегии противодействия коррупции не ограничивается объемом УК РФ и отдельными действиями правоохранительных органов и органов безопасности. Национальная стратегия предлагает минимизировать и (или) ликвидировать влияние последствий всех коррупционных деяний. Иначе говоря, ликвидировать условия для всех отношений, имеющих коррупционные признаки, а не только для коррупционных правонарушений. Это значительно расширяет фронт самой минимизации и (или) ликвидации последствий. Национальная стратегия противодействия коррупции предлагает систему мер, указывающих на долгосрочный и всеобъемлющий характер антикоррупционной политики государства. Таким образом, делается попытка противопоставить коррупционным практикам антикоррупционную систему. Акцент в механизме антикоррупционной политики на превентивные меры в борьбе с коррупцией органично связан с международным трендом на профилактику коррупционных проявлений;

  • 3) обеспечение преемственности основных антикоррупционных мер, что связано с долгосрочным характером антикоррупционной политики. Действительно, для реализации определенных антикоррупционных задач и мероприятий необходимы десятилетия. Так, например, создание в обществе негативного отношения к коррупционному поведению не является результатом одного месяца или года, необходима работа с несколькими поколениями граждан;
  • 4) конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции, и иных актов, вплоть до муниципальных. Это логично и обусловлено целостностью системы права, призвано обеспечить дополнение и непротиворечивость норм, направленных на снижение уровня коррупции в стране.

В Национальной стратегии противодействия коррупции представлена 21 мера, прямо или косвенно влияющая на коррупционную ситуацию. Следует отметить, что эти меры носят преимущественно профилактический характер, что обусловлено целью Стратегии. Вероятно, было бы логичным включить в этот перечень меры, направленные на борьбу с коррупционными правонарушениями и минимизацией и (или) ликвидацией их последствий. В этом случае Национальная стратегия была бы более целостной.

Заключительный раздел Национальной стратегии противодействия коррупции описывает механизм ее реализации. Здесь указаны субъекты противодействия коррупции и перечислены восемь составляющих этого механизма, имеющих превентивный характер. Одним их них являются СМИ. Предполагается, что реализация Стратегии возможна путем оказания содействия СМИ в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции).

К вопросу о национальной стратегии противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК 34.342

Н.А. Ахметова

к.с.н., доцент ВолГУ, г. Волгоград, РФ e-mail: akhmetova_nailya@mail.ru К.С. Левкин магистрант, ВолГУ, г. Волгоград, РФ

К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления деятельности современного государства в сфере противодействия коррупции, анализируются положения Национальной стратегии и Национального плана противодействия коррупции

Ключевые слова

Коррупция, противодействие коррупции, национальная стратегия противодействия коррупции, национальный план противодействия коррупции, антикоррупционная политика, правовая культура, правовое просвещение

Коррупция относится к числу наиболее опасных негативных явлений, которая препятствует социальным преобразованиям, вызывает большую тревогу в обществе, порождает недоверие к власти и, в конечном итоге, отрицательно сказывается на формировании имиджа страны в международных отношениях.

В настоящее время в России созданы необходимые условия для проведения успешной антикоррупционной борьбы: ратифицирована Конвенция ООН против коррупции и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию , приняты базовый Федеральный закон «О противодействии коррупции» , Национальная стратегия и Национальный план противодействия коррупции , а также ряд иных нормативно-правовых актов, которые заложили основу для системной борьбы с коррупцией.

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции Президент Российской Федерации определил генеральные направления антикоррупционной деятельности современного государства, в числе которых:

1) повышение эффективности деятельности органов государственной власти, в том числе и посредством внедрения в их деятельность инновационных технологий, обеспечивающих прозрачность и повышающих объективность принимаемых управленческих решений,

2) устранение коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах и их проектах,

3) совершенствование механизмов государственных и муниципальных закупок,

4) расширение системы правового просвещения населения,

5) модернизация законодательства в области противодействия коррупции,

6) совершенствование основ прохождения государственной службы: повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных служащих, качества подготовки кадров, распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством в целях предупреждения коррупции на лиц, замещающих соответствующие должности,

7) исследование состояния коррупции и оценка эффективности предпринимаемых антикоррупционных мер,

8) привлечение институтов гражданского общества к противодействию коррупции .

Основные направления Национальной стратегии противодействия коррупции находят выражение в Национальном плане противодействия коррупции, который утверждается каждые два года и содержит

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

конкретные поручения соответствующим органам государственной власти .

При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что содержание Национального плана корректируется с учетом особенностей развития государства на данном конкретном временном отрезке (2 года) и включает в себя целый ряд системных мер, связанных с корректировкой положений действующего антикоррупционного законодательства, созданием экономической мотивации у должностных лиц не совершать коррупционные преступления, а также созданием антикоррупционной модели поведения у населения.

Таким образом, представляется, что Национальная стратегия противодействия коррупции является общим программным документом, положения которого направлены на устранение коренных причин коррупции в обществе и, которые должны последовательно конкретизироваться с учетом требований времени в национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период. Национальный план противодействия коррупции является инструментом претворения в жизнь национальной стратегии противодействия коррупции.

В числе важнейших задач при реализации основных направлений антикоррупционной стратегии стоят, по мнению автора, следующие:

1) формирование в обществе атмосферы жесткого неприятия коррупции,

2) осуждение любого проявления коррупции,

3) и, в конечном итоге, коренной перелом общественного сознания в целях ориентации на стереотип «правильного», законопослушного поведения.

Решение данных задач возможно, прежде всего, посредством повышения правовой культуры населения, достижения максимальной прозрачности процедур предоставления государственных услуг, а также постоянной профилактической работой во всех органах государственной власти, а также иных учреждениях и организациях.

Как уже было отмечено, правовой основой антикоррупционной политики современного государства является Федеральный закон «О противодействии коррупции» , поэтому процесс реализации национальной стратегии должен быть направлен на исполнение положений данного базового нормативного документа, а равно, всех иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регламентирующих данную сферу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В итоге, следует заключить, что национальная стратегия противодействия коррупции, национальный план противодействия коррупции на соответствующий период образуют динамичную, постоянно обновляемую в соответствии с требованиями времени систему мер по противодействию коррупции.

Список использованной литературы:

1. «Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию» (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999). // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121544/ (дата обращения: 16.01.17 г.)

2. «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=121140;req=doc#0 (дата обращения: 17.01.17 г.)

3. Указ Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 20162017 годы» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196138/ (дата обращения: 16.01.2017 г.)

4. Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 (ред. 13.03.2012) «О Национальной стратегии противодействии коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99386/ (дата обращения: 17.01.2017 г.)

5. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 16.01.2017 г.)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *