Статья 69. Бюджетные ассигнования

СТ 69 БК РФ

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

социальное обеспечение населения;

предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;

предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;

предоставление межбюджетных трансфертов;

предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

обслуживание государственного (муниципального) долга;

исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Комментарий к Ст. 69 Бюджетного кодекса РФ

Комментируемая статья содержит исчерпывающий перечень форм, в которых могут осуществляться расходы бюджетов.

1. Ассигнования на содержание бюджетных учреждений представляют собой бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью бюджетному учреждению для финансового обеспечения реализации его функций.

Расходование бюджетными учреждениями бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии со ст. ст. 70 и 71 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ним).

В порядке, предусмотренном для финансирования бюджетных учреждений, осуществляется также финансовое обеспечение органов государственной власти, не являющихся юридическими лицами.

2. Оплата товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам, предполагает переход права собственности на денежные средства, уплачиваемые специально уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления, а также иными организациями физическим и юридическим лицам в обмен за переданные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

Порядок заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов определяется ст. ст. 72 и 73 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ним).

При исполнении государством или муниципальным образованием государственного или муниципального контракта расчеты осуществляются в безналичной форме путем списания денежных средств со счетов уполномоченных органов и организаций, открытых в федеральном казначействе, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, осуществляющих кассовое исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов соответственно, и зачисления таких средств на банковские счета физических и юридических лиц, передавших товар, выполнивших работы или оказавших услуги государству или муниципальному образованию.

3. Под трансфертами населению понимается перераспределение денежных платежей, осуществляемых в пользу граждан Российской Федерации, между вышестоящими и нижестоящими бюджетами. Трансферты населению устанавливаются в следующих случаях:

— при осуществлении органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

— при передаче отдельных государственных функций нижестоящим уровням власти;

— при компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

Трансферты населению осуществляются в форме бюджетных ассигнований.

Порядок и условия осуществления трансфертов населению определяются ст. 75 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ней).

4. Комментируемая статья содержит широкое понимание бюджетных кредитов юридическим лицам, включающее предоставление денежных средств организациям на основе возмездности и возвратности по любым основаниям, в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов, а также иные денежные обязательства перед бюджетом.

Анализ комментируемой статьи и Бюджетного кодекса в целом позволяет определить бюджетный кредит как одну из форм движения заемного капитала, при которой в роли заимодавца (кредитора) выступает государство или муниципальные образования. Бюджетный кредит является одной из наиболее поздних (по времени возникновения) форм кредита. По своему характеру бюджетный кредит наиболее близок банковскому кредиту. Однако они имеют принципиально отличные цели. Так, если банки, осуществляя кредитные операции, преследуют в качестве основной цели получение прибыли, то государство и муниципальные образования, выступая в роли заимодавца (кредитора), преследуют цель оказать финансовую поддержку лицам, которым предоставляются заемные средства.

Порядок и условия предоставления бюджетных кредитов определяются ст. ст. 76 и 77 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ним).

5. Субвенции представляют собой бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах юридическим лицам на осуществление определенных целевых расходов.

Под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые как юридическим, так и физическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетные средства, предоставленные в качестве субсидий и субвенций, не могут использоваться на иные цели, нежели те, для достижения которых они были выделены. В противном случае субсидии и субвенции подлежат возврату в тот бюджет, из которого они были выделены.

Порядок и условия предоставления субвенций и субсидий определяются ст. 78 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ней).

6. Инвестиции бюджетных средств в уставные капиталы (фонды) действующих или вновь создаваемых юридических лиц предполагают их долгосрочные вложения в различных отраслях экономики с одновременным приобретением прав на участие в управлении делами таких юридических лиц.

Инвестирование бюджетных средств в уставные капиталы юридических лиц осуществляется в соответствии с инвестиционными проектами, которые находят свое отражение в бюджете на соответствующий финансовый год. Основанием для предоставления бюджетных инвестиций является договор, заключаемый Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с юридическими лицами, в уставный капитал которых осуществляется такое инвестирование.

Порядок и условия размещения бюджетных средств в качестве инвестиций в уставных капиталах (фондах) юридических лиц установлены ст. ст. 79 и 80 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ним).

7. Одной из задач вышестоящих бюджетов является оказание финансовой помощи нижестоящим бюджетам и государственным внебюджетным фондам. Такая помощь может оказываться в следующих формах:

— дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;

— субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

— субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

— бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;

— бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Порядок предоставления вышестоящими бюджетами финансовой помощи нижестоящим бюджетам и государственным внебюджетным фондам в форме субсидий и субвенций определяется ст. 78 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ней), кроме того, регулированию межбюджетных отношений посвящена глава 16 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ней).

8. Бюджетные средства могут предоставляться в качестве заемных нижестоящим бюджетам, государственным внебюджетным фондам, физическим и юридическим лицам в целях оказания им финансовой помощи. Отличие бюджетных кредитов от иных форм финансовой помощи состоит в том, что они предполагают предоставление бюджетных средств на основе возвратности и возмездности. Возвратность бюджетных средств предполагает, что их получатель в установленный срок обязуется вернуть государству или муниципальному образованию ту же денежную сумму, которая им была получена из бюджета соответствующего уровня. Возмездность же бюджетных кредитов состоит в том, что их получатели обязуются уплатить проценты за пользование ими.

Одним из источников кредитов и займов, размещаемых внутри страны, могут быть государственные внешние заимствования. Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит только Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный Правительством РФ ответственный федеральный орган исполнительной власти (см. ст. 103 Бюджетного кодекса РФ и комментарий к ней).

9. Государственными кредитами, предоставляемыми Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией как кредитором. Указанные государственные кредиты формируют государственные внешние активы Российской Федерации.

Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств перед Российской Федерацией по видам долговых обязательств и по заемщикам представляются в Государственную Думу в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются:

— суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;

— предельный размер долга иностранных государств на конец финансового года, за исключением государств — участников Содружества Независимых Государств;

— предельный размер долга государств — участников Содружества Независимых Государств;

— предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам — участникам Содружества Независимых Государств;

— предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией государствам — участникам Содружества Независимых Государств;

— программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

Порядок и условия предоставления Российской Федерацией кредитов (займов) иностранным государствам, иностранным юридическим лицам и международным организациям установлены главой 15 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ней).

10. Под обслуживанием долговых обязательств понимается деятельность по их размещению, выплате доходов по ним, а также их погашению. Затраты на обслуживание долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета, долговых обязательств субъектов Российской Федерации — за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Федерации, долговых обязательств муниципальных образований — за счет средств соответствующих местных бюджетов.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на:

обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам;

предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания;

предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам;

осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности;

закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности казенных учреждений), в том числе в целях:

оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;

абзац утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ;

разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;

закупки товаров в государственный материальный резерв.

  • Статья 69. Бюджетные ассигнования

Комментарий к статье 69 БК РФ

В рамках проведения комплексной реформы бюджетного процесса комментируемая статья в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ полностью изложена в новой редакции, определяющей закрытый перечень форм бюджетных ассигнований, различающихся правовым статусом и отражением в бюджете.

В ранее действовавшей редакции ст. 69 Кодекса определялся перечень форм расходов бюджетов, т.е. форм предоставления бюджетных средств. Согласно уточненному в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ определению (см. комментарий к ст. 6 Кодекса) бюджетные ассигнования — это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, т.е. расходных обязательств, подлежащих исполнению в соответствующем финансовом году. В свою очередь, расходные обязательства представляют собой обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (России, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Основными из форм бюджетных ассигнований, установленных комментируемой статьей, являются бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг и бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения (включающие в том числе бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств). Формы бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг определены в ст. 69.1 Кодекса, а формы бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения — в ст. 74.1 Кодекса.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 80 Кодекса.

Статьей 78 регулируется предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов определены соответственно в ст. ст. 129, 135 и 142 Кодекса.

В отдельную форму бюджетных ассигнований выделено предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права.

Обслуживанию государственного (муниципального) долга посвящена ст. 119 Кодекса.

Предоставление бюджетных ассигнований для исполнения судебных актов по искам к России, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) ОГВ (государственных органов), ОМСУ либо должностных лиц этих органов, осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 24.1 Кодекса.

Другой комментарий к статье 69 Бюджетного Кодекса РФ

Для того чтобы охарактеризовать сущность осуществления государством бюджетных расходов, необходимо их классифицировать по определенным признакам. До 1 января 2008 г. БК РФ содержал легальное разделение всех бюджетных расходов, исходя из их экономической сущности, на текущие и капитальные. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливалась Экономической классификацией расходов бюджетов РФ, установленной в приложении 6 к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». Предполагалось, что капитальные расходы из состава экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации следует, что к капитальным расходам относятся группы 300 «Поступление нефинансовых активов», 500 «Поступление финансовых активов» и 600 «Выбытие финансовых активов». Часть средств, направляемых на инновационные и инвестиционные цели, в том числе на цели, связанные с государственными гарантиями частным инвесторам, могли быть выделены в расходной части бюджета в специальный раздел — бюджет развития, средства которого использовались исключительно на конкурсной основе.

В отличие от капитальных, текущие расходы — это расходы, осуществляемые по следующим основным направлениям: финансовое обеспечение текущего функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления; финансирование бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки нижестоящим бюджетам; оказание государственной поддержки отдельным отраслям экономики на текущее функционирование.

Также все бюджетные расходы можно классифицировать по территориальному признаку на федеральные, расходы субъектов Федерации, муниципальные расходы.

Бюджетные расходы классифицируются в зависимости от формы их осуществления. С 1 января 2008 г. расходование средств бюджета осуществляется посредством бюджетных ассигнований. Под ассигнованиями понимаются четко определенные суммы денежных средств, выделяемые из централизованных и децентрализованных фондов денежных средств на определенные цели. Бюджетное ассигнование представляет собой установленную бюджетной росписью на данный финансовый год предельную сумму денежных средств, направляемую из бюджета различным получателям бюджетных средств (бюджетным учреждениям и прочим), которые могут использовать данные финансовые ресурсы на определенные цели. Примечательно, что в ст. 69 БК РФ содержится закрытый перечень видов бюджетных ассигнований. Данная норма означает, что расходование средств бюджета как основного финансового фонда может осуществляться только в формах, прямо установленных БК РФ. Выделяются следующие виды бюджетных ассигнований, направленных на:

— оказание государственных (муниципальных) услуг, включая целевые ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

— социальное обеспечение населения;

— предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

— предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг;

— предоставление межбюджетных трансфертов;

— предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

— обслуживание государственного (муниципального) долга;

— исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Например, общая группировка расходов по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ предусмотрена в приложении N 8 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2007 год». В приложении N 10 к указанному Федеральному закону предусмотрены суммы ассигнований в рамках ведомственной классификации расходов. Например, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации направляются ассигнования в размере 16 500 тыс. рублей, в том числе на здравоохранение и спорт, внепрограммные инвестиции в основные фонды и строительство объектов общегражданского назначения.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *