>Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ ст 43 (ред. от 02.12.2019)

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

1. Обучающиеся обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2. Иные обязанности обучающихся, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

3. Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

6. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

7. При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

8. По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

9. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

10. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.

11. Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

12. Порядок применения к обучающимся по образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам мер дисциплинарного взыскания и снятия их с указанных обучающихся устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок применения к обучающимся по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам мер дисциплинарного взыскания и снятия их с указанных обучающихся устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Комментарий к Ст. 43 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку ранее действовавшие образовательные законы самостоятельной статьи, посвященной правовому статусу обучающихся, не содержали. Отдельные нормы об обязанностях и ответственности обучающихся содержал Закон N 125-ФЗ в отношении студентов высших учебных заведений.

Рассматриваемая статья впервые на законодательном уровне отражает обобщение обязанностей и ответственности обучающихся в образовательной сфере. Примечательно, что обязанности и ответственность обучающихся, наряду с правами и гарантиями, составляют один из элементов их специального правового статуса.

Отражение в рамках самостоятельной статьи обозначенных элементов правового статуса будет способствовать формированию более четкого представления обучающимися их обязанностей в рамках образовательного процесса и одновременно защите их прав от необоснованного применения к ним мер ответственности (дисциплинарных взысканий).

Права и обязанности обучающихся статья на тему

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, иными международными конвенциями, действующим законодательством РБ и уставом школы .

1. Учащийся имеет право на:

1.1. На свободу мысли, совести и религии, свободное выражение собственных мнений и убеждений, свободу получения информации, уважение человеческого достоинства и защиту от вмешательства в личную жизнь.

1.2. Защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может послужить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью.

1.3. Развитие личности, талантов, умственных и физических способностей.

1.4. Защиту от применения методов физического и психического насилия.

1.5.Получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

1.6. Дополнительную бесплатную помощь учителя в получении знаний на специальных занятиях, предусмотренных графиком работы школы и учителя.

1.7.Обучение в пределах государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам, в том числе обучение на дому по медицинским показаниям, ускоренный курс обучения.

1.8. Свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

1.9. Выбор формы получения образования (очное, экстернат, семейное и другие), досрочную сдачу экзаменов (в соответствии с документами, регламентирующими учебный процесс), обучение на дому (по медицинским показаниям).

1.10. Перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

1.11. Получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, оказываемых в соответствии с Уставом школы. Платные образовательные услуги могут быть оказаны только по желанию учащегося и только за рамками основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами.

1.12. Бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами школы.

1.13. Добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой. Учащийся не может быть снят с уроков для выполнения какой-либо работы, не связанной с учебным процессом.

1.14. Получение оценки исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

1.15. Право знать о поставленных оценках, как за устные, так и за письменные ответы. Конфиденциальность сообщения оценки за письменные работы.

1.16. Право на объективную оценку своих знаний, разъяснение оснований и критериев поставленной оценки.

1.17. Пользование школьным имуществом, которое возвращается учителю по окончанию занятий в сохранном виде.

1.18. Отстаивание своих взглядов и убеждений при обсуждении спорных и неоднозначных вопросов в корректной форме. Изложение классному руководителю, директору школы, другим учителям своих проблем и получение от них помощи, объяснений, ответов.

1.19. Представление школы на конкурсах, смотрах, соревнованиях и иных мероприятиях в соответствии со своими возможностями и умениями.

1.20. Условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.

1.21. Заблаговременное уведомление о сроках и объёме письменных контрольных работ, проводимых в соответствии с графиком, с учетом того, что в течение недели не может быть проведено более двух аттестационных работ.

1.22. Отсутствие домашнего задания на выходные дни с 1 по 4 классы (кроме чтения художественной литературы), а также отсутствие задания на каникулы для учащихся вcех классов.

1.23. Объём времени на выполнение обязательной части домашнего задания, не превышающий 50% объема аудиторной нагрузки по соответствующему предмету.

1.24. Установление числа уроков, не превышающее в день 5- в начальной школе и 6 — в основной.

1.25. На перевод в выпускных классах на индивидуальный учебный план, освобождение от занятий по отдельным предметам или предоставление одного из дней недели свободного по заявлению родителей (законных представителей) и решению педагогического совета в случае успешного освоения учащимся учебного материала, на ходатайство о перенесении сроков контрольных работ в случае болезни, подтвержденной медицинскими документами.

1.26. Отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время, дополнительные недельные каникулы в первом классе.

1.27. Участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих его возрасту.

1.28. Открытое высказывание своего мнения, предложений об изменениях в образовательной деятельности, о качестве образовательного процесса на Совете школы.

1.29. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом.

1.30. Приобретение продукции в школьном буфете, съесть которую он может только в помещении буфета или в столовой.

1.31. Учащийся имеет право получить консультацию в случае пропуска урока по уважительной причине во время проведения консультативных часов в соответствии с графиком работы школы и учителя.

2. Обязанности учащихся:

2.1. Добросовестно учиться.

2.2. Выполнять требования устава школы.

2.3. Достойно, культурно вести себя в школе и за ее пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, её авторитете.

2.4. Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

2.5. Беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок на территории школы.

2.6. Принимать участие в мероприятиях по благоустройству территории школы, уборке классов и дежурствам при их согласии и согласии родителей (законных представителей).

2.7. Уважать право собственности и понимать, что школьные принадлежности, одежда и прочие вещи участников образовательного процесса, находящиеся в школе принадлежат их владельцам. Найденную чужую вещь сдать охраннику, дежурному администратору или учителю.

2.8. Приходить в школу за 15 минут до начала занятий, снимать верхнюю одежду, сдавать одежду в гардероб, занимать рабочее место до первого звонка и готовить все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

2.9. Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.

2.10. Выполнять домашние задания в установленные сроки.

2.11. Дневник учащегося является основным документом, в котором фиксируются все, связанные с процессом обучения факты. В связи с этим учащийся обязан: ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике; по первому требованию учителя предъявлять дневник.

2.12. На урок физической культуры приходить в спортивной форме. Ученик, не имеющий формы, а также освобожденный от занятий, должен находиться в спортивном зале.

2.13. Придерживаться правил поведения, установленных учителем на занятиях.

2.14. В случае пропуска занятий приносить записку от родителей или справку из медицинского учреждения.

3. Общие правила поведения учащихся

Поведение учащихся на уроке:

3.1. Не отвлекаться самому и не отвлекать других учащихся от занятий, так как этим нарушается право других учащихся на получение необходимых знаний.

3.2. Рекомендуется вставать при входе в класс учителя или любого взрослого, приветствуя их. При желании ответить или задать вопрос учителю поднять руку.

3.3. Время перемены — личное время каждого учащегося, которое он может проводить по своему усмотрению, не мешая при этом другим. Во время перемен учащийся должен навести порядок на своем рабочем месте; приготовить все необходимое к следующему уроку; выйти из кабинета, если попросит учитель; подчиняться требованиям дежурных по этажу; не мешать отдыхать другим учащимся.

3.4. Поведение учащихся в столовой:

— бережно относиться к имуществу столовой,

— во время приема пищи в столовой придерживаться хороших манер, принимать пищу сидя,

— убирать за собой после принятия пищи, ставить на место стулья,

— не приходить в столовую в верхней одежде,

— не выносить пищу из столовой. Учащийся может принести с собой завтрак из дома, купить в школьном буфете выпечку, соки и другие продукты.

3.5. Обязанности дежурного по классу и дежурного класса: (этот пункт составляется в соответствии со школьными правилами). Дежурным запрещается применять физическую силу, а также унижать личность учащихся, даже если они нарушают правила поведения. При необходимости дежурные обращаются к дежурному администратору или классному руководителю.

3.6. Требования к внешнему виду учащихся:

— в школу учащиеся классов, где не введена единая форма одежды, должны приходить в опрятной одежде, предназначенной для занятий. Одежда должна соответствовать возрасту, выражать уважение учащегося к себе и к обществу. Не рекомендуется ношение вызывающей одежды очень ярких цветов, излишне открытой, подчеркивающей принадлежность к какому-либо молодежному или общественному движению; яркий макияж, экстремальный цвет волос.

— не допускается пребывание на уроках учащихся в спортивной одежде.

— на торжественные общешкольные мероприятия учащиеся приходят в одежде делового стиля.

— не разрешается находиться в школе в верхней одежде, без особых на то причин.

4. Учащимся запрещается

4.1. Приносить оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, сигареты, наркотики и другие одурманивающие средства.

4.2. Курение на территории школы запрещено.

4.3. Пользоваться во время занятий средствами мобильной связи, плеерами. Употреблять жевательную резинку как во время занятий, так и в перерывах.

4.4. Использовать непристойные выражения и жесты.

4.5. Запугивания, издевательства, унижение личности, дискриминация по национальному или расовому признаку в адрес всех участников образовательного процесса.

4.6. Выходить из школы во время уроков без разрешения классного руководителя или дежурного администратора.

4.7. Опаздывать на занятия.

Комментируемая статья Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» посвящена обязанностям и ответственности обучающихся как составным элементам их правового статуса.

1. В соответствии с частью 1 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

Неисполнение названной обязанности влечет неблагоприятные последствия для обучающегося, а именно дает право организации, осуществляющей образовательную деятельность, например, на одностороннее расторжение договора об оказании платных образовательных услуг (подпункт «б» пункта 21 «Правил оказания платных образовательных услуг» (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 года № 706). В этом случае договор с обучающимся или его родителями (законными представителями) расторгается на основании распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося (пункт 2 части 2 статьи 61, часть 4 статьи 61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). В соответствии с подпунктом «д» пункта 21 Правил и частью 7 статьи 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор в случае невозможности надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося. При расторжении договора по этому основанию принятие распорядительного акта об отчислении обучающегося не предусмотрено.

В контексте выполнения указанных обязанностей показательным является обращение одного из обучающихся в суд с исковым заявлением о признании незаконным приказа в части отчисления из университета, восстановлении в числе студентов, обязании предоставить возможность ликвидировать задолженность по предметам в связи с отчислением из числа студентов с формулировкой «за невыполнение обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы». В связи с изложенным в Апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 4 февраля 2015 года по делу № 33-3458/2015 указывается: «<…> Разрешая исковые требования Т., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приказ Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» от 14.07.2014 № 848 в части отчисления Т. является незаконным.

Принимая такое решение, суд верно исходил из того, что в силу ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся имеет право на две попытки ликвидации академической задолженности (пересдачи экзамена), при этом образовательное учреждение обязано создать обучающемуся условия для ликвидации академической задолженности и осуществлять контроль за своевременностью ее ликвидации.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что до даты отчисления Т. из университета ответчиком истцу не были созданы условия для ликвидации академической задолженности по дисциплине «анатомия человека». Кроме того, как правильно установил суд, промежуточная сессия за 2-й семестр 1 курса не предусматривала сдачу экзамена или зачета по дисциплине «анатомия», что подтверждается расписанием занятий факультета «лечебное дело». Кроме того, из материалов дела следует, что Т. 9, 11, 16, 17, 20 июня 2014 года обращался к декану факультета с заявлением о предоставлении ему допуска для ликвидации академической задолженности, а в случае отказа просил предоставить мотивированный ответ. Однако мотивированного отказа в предоставлении студенту Т. допуска для ликвидации академической задолженности университетом дано не было.

Также правомерно суд указал, что из составленного 16 июня 2014 года руководством университета акта следует, что Т. предупрежден о том, что его документы будут представлены к отчислению, однако не следует, по какому поводу у него отбирались объяснения.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что приказ об отчислении Т. был издан с нарушением положений действующего законодательства и п. 2.17 Положения об организации контроля знаний студентов Университета, поскольку на момент начала промежуточной сессии Т. имел только один «незачет», возможности для ликвидации академической задолженности по дисциплине «анатомия» Т. не было предоставлено, в связи с чем суд удовлетворил исковые требования истца в части».

2) выполнять требования следующих локальных нормативных актов организации, осуществляющей образовательную деятельность: устава, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах, иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. В соответствии с Проектом Федерального закона № 819348-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части повышения уровня патриотизма среди обучающихся» предлагается дополнить комментируемый подпункт нормой о том, что обязанность обучающегося стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию, в том числе связана с формированием и развитием в себе чувства патриотизма, участием в патриотических экскурсионных поездках;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания РФ находится Проект федерального закона № 706899-6 «О внесении дополнений в статьи 43, 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»», согласно которому пункт 4 части 1 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предлагается дополнить указанием на обязанность обучающегося при уважении чести и достоинства других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, использовать формальное обращение «Вы». В соответствии с Выпиской из протокола заседания Совета ГД ФС РФ от 26 февраля 2015 года № 225 указанный проект Федерального закона включён в проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы РФ в период осенней сессии 2015 года (октябрь);

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2. В соответствии с частью 2 комментируемой статьи иные обязанности обучающихся, не предусмотренные частью 1 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», устанавливаются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

3. В соответствии с частью 3 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников, что обуславливает недопущение применения физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся.

4. В соответствии с частью 4 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания. К таким мерам относятся: замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Из Письма Минобрнауки России от 14мая 2014 года № ВК-951/09 «О «комендантском часе» в студенческих общежитиях» следует, что существующая практика ограничения прав обучающихся, проживающих в студенческих общежитиях, на вход в общежития и выход из них в ночное время не соответствует действующему законодательству. Таким образом, нарушения обучающимся «комендантского часа» не может рассматриваться как нарушение правил проживания в общежитиях и интернатах, следовательно такой обучающийся не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по данному основанию. Из Письма Минобрнауки России от 4 июня 2015 года № 06-656 «Законодательное и нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования в части приема, перевода и отчисления обучающихся (ответы на вопросы)» (вопрос № 11) следует, что наличие неликвидированной академической задолженности обучающимися по основным профессиональным образовательным программам в установленные сроки образует самостоятельное основание прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, которое именуется как невыполнение обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана. Отчисление по такому основанию не требует соблюдения процедуры применения к обучающимся мер дисциплинарного взыскания, предусмотренной комментируемой статьей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и «Порядком применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания», утвержденным приказом Минобрнауки России от 15 марта 2013 года № 185.

5. В части 5 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» законодатель указал категории обучающихся, к которым меры дисциплинарного взыскания не применяются. К таким категориям относятся: 1) обучающиеся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования; 2) обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

6. В части 6 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» законодатель указал случаи, когда не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся. К таким случаям отнесены:

1) болезнь;

2) каникулы;

3) академический отпуск;

4) отпуск по беременности и родам;

5) отпуск по уходу за ребенком.

Как отмечается в Апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 декабря 2014 года по делу № 33-37960 факт неинформирования руководства университета об уважительности причин отсутствия на занятиях не может повлечь отказ в удовлетворении иска с учетом длительности и тяжести заболевания истца, приведшего к его госпитализации.

7. В соответствии с частью 7 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» регламентированы обстоятельства, подлежащие установлению организацией, осуществляющая образовательную деятельность, при выборе меры дисциплинарного взыскания. К таким обстоятельствам законодатель отнес:

1) тяжесть дисциплинарного проступка;

2) причины его совершения;

3) обстоятельства его совершения;

4) предыдущее поведение обучающегося;

5) психофизическое состояние обучающегося;

6) эмоциональное состояние обучающегося.

Новеллой законодательства об образовании в этой области является обязательность представления мнения советов обучающихся, советов родителей при выборе меры дисциплинарного взыскания в случае их создания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Части 8–12 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» регламентируют порядок привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности.

8. В соответствии с частью 8 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», если обучающийся достиг возраста 15 лет, неоднократно совершал дисциплинарные проступки, предусмотренные частью 4 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», то может быть отчислен по решению образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность. В соответствии с частью 8 комментируемой статьи отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Таким образом, старое понятие «исключение» как отчисление за систематическое нарушение дисциплины сохраняется в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», однако именуется «отчисление как мера дисциплинарного взыскания».

9. В соответствии с частью 9 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», если обучающий достиг возраста 15 лет, но не освоил уровень основного общего образования то решение об его отчислении по общему правилу принимается:

1) с учетом мнения его родителей (законных представителей);

2) с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Исключением из правила является решение об отчислении детей-сирот. В этом случае необходимо заручиться согласием комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Согласно Письму Минобрнауки России от 4 июня 2015 года № 06-656 «Законодательное и нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования в части приема, перевода и отчисления обучающихся (ответы на вопросы)» одинм из часто задаваемых вопросов в рассматриваемой области является: следует ли привлекать комиссию по делам несовершеннолетних при отчислении несовершеннолетних студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования на базе основного общего образования? В указанном Письме в ответе на вопрос № 12 приводится следующая позиция Минобрнауки России: «<…> Согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав необходимо при отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования. Таким образом, при отчислении студента, получавшего среднее профессиональное образование, согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не требуется (студент по образовательной программе среднего профессионального образования в любом случае уже имеет основное общее образование) <…>».

10. Если отчисление как мера дисциплинарного взыскания все же состоялась, то в части 10 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» законодатель обязал организацию, осуществляющую образовательную деятельность, незамедлительно сообщить об этом в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Названный орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.

11. Учитывая то, что отчисление обучающегося затрагивает его право на образование, то Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрены ряд дополнительных гарантий, которые подробно отражены в статье 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Одной из них является возможность обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся. Такое право принадлежит самому обучающемуся, его родителям (законным представителям).

12. Часть 12 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает ещё одну дополнительную гарантию соблюдения прав и законных интересов обучающихся. Такой гарантией является действующий «Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» (далее – Порядок), утвержденный Приказом Минобрнауки России от 15 марта 2013 № 185, согласно пункту 6 которого за каждый дисциплинарный проступок может быть применена одна мера дисциплинарного взыскания. В соответствии с пунктом 9 названного Порядка мера дисциплинарного взыскания применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени отсутствия обучающегося, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, а также времени, необходимого на учет мнения советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся организации, осуществляющей образовательную деятельность, но не более семи учебных дней со дня представления руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность, мотивированного мнения указанных советов и органов в письменной форме.

Российская газета. № 187. 2013.

Доступ из СПС «Консультант Плюс».

Доступ из СПС «Консультант Плюс».

// Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=706899-6 – п ортал Автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ (дата обращения: 23.06.2015).

Официальные документы в образовании. № 16. 2014.

Российская газета. № 136. 2013.

Доступ из СПС «Консультант Плюс».

Постыляков Сергей Петрович,

Эксперт Научно-учебной лаборатории политических исследований

Национального исследовательского университета

«Высшая школа экономики»

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
    • Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования
    • Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
    • Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования
    • Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
    • Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования
  • Глава 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
    • Статья 10. Структура системы образования
    • Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
    • Статья 12. Образовательные программы
    • Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
    • Статья 14. Язык образования
    • Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ
    • Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
    • Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
    • Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
    • Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования
    • Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
  • Глава 3. ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    • Статья 21. Образовательная деятельность
    • Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
    • Статья 23. Типы образовательных организаций
    • Статья 24. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования
    • Статья 25. Устав образовательной организации
    • Статья 26. Управление образовательной организацией
    • Статья 27. Структура образовательной организации
    • Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
    • Статья 29. Информационная открытость образовательной организации
    • Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
    • Статья 31. Организации, осуществляющие обучение
    • Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность
  • Глава 4. ОБУЧАЮЩИЕСЯ И ИХ РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ)
    • Статья 33. Обучающиеся
    • Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
    • Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания
    • Статья 36. Стипендии и другие денежные выплаты
    • Статья 37. Организация питания обучающихся
    • Статья 38. Обеспечение вещевым имуществом (обмундированием)
    • Статья 39. Предоставление жилых помещений в общежитиях
    • Статья 40. Транспортное обеспечение
    • Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
    • Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
    • Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
    • Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
    • Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
  • Глава 5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, РУКОВОДЯЩИЕ И ИНЫЕ РАБОТНИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    • Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
    • Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
    • Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
    • Статья 49. Аттестация педагогических работников
    • Статья 50. Научно-педагогические работники
    • Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования
    • Статья 52. Иные работники образовательных организаций
  • Глава 6. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
    • Статья 53. Возникновение образовательных отношений
    • Статья 54. Договор об образовании
    • Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
    • Статья 56. Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении
    • Статья 57. Изменение образовательных отношений
    • Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся
    • Статья 59. Итоговая аттестация
    • Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении
    • Статья 61. Прекращение образовательных отношений
    • Статья 62. Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность
  • Глава 7. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Статья 63. Общее образование
    • Статья 64. Дошкольное образование
    • Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
    • Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование
    • Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам
  • Глава 8. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Статья 68. Среднее профессиональное образование
    • Статья 69. Высшее образование
    • Статья 70. Общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
    • Статья 71. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
    • Статья 72. Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании
  • Глава 9. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
    • Статья 73. Организация профессионального обучения
    • Статья 74. Квалификационный экзамен
  • Глава 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых
    • Статья 76. Дополнительное профессиональное образование
  • Глава 11. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
    • Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности
    • Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
    • Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
    • Статья 80. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
    • Статья 81. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка
    • Статья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования
    • Статья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств
    • Статья 84. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
    • Статья 85. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
    • Статья 86. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
    • Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
    • Статья 88. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации
  • Глава 12. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • Статья 89. Управление системой образования
    • Статья 90. Государственная регламентация образовательной деятельности
    • Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности
    • Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности
    • Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования
    • Статья 94. Педагогическая экспертиза
    • Статья 95. Независимая оценка качества образования
    • Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ
    • Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования
    • Статья 98. Информационные системы в системе образования
  • Глава 13. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
    • Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования
    • Статья 100. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов
    • Статья 101. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц
    • Статья 102. Имущество образовательных организаций
    • Статья 103. Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности
    • Статья 104. Образовательное кредитование
  • Глава 14. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
    • Статья 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования
    • Статья 106. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации
    • Статья 107. Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве
  • Глава 15. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Статья 108. Заключительные положения
    • Статья 109. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР
    • Статья 110. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации
    • Статья 111. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *