Статья 146 СК РФ. Опекуны (попечители) детей

Новая редакция Ст. 146 СК РФ

1. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями):

лица, лишенные родительских прав;

лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;

лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 настоящего Кодекса (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.

2. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

3. Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, страдающие заболеваниями, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку, попечительство, взять его в приемную или патронатную семью (пункт 1 статьи 127 настоящего Кодекса). Медицинское освидетельствование лиц, желающих взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к Статье 146 СК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи содержится общее правило о том, что опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Соответственно лица, ограниченные в дееспособности или признанные недееспособными, не могут быть опекунами или попечителями.

Аналогичные требования есть и в других правовых актах. Так, согласно ст. 35 ГК опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане.

Помимо этого, предъявляется ряд дополнительных требований, которые по существу совпадают с требованиями, предъявляемыми к усыновителям (см. комментарий к ст. 127).

Так, в отношении состояния здоровья усыновителей действует Перечень заболеваний, препятствующих назначению усыновителем, опекуном или попечителем, установленный Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542. Он включает:

туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета;

заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;

злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;

наркомания, токсикомания, алкоголизм;

инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;

психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.

2. В п. 2 комментируемой статьи говорится о необходимости учитывать нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя) при их назначении. Законодатель не уточняет, о каких именно нравственных качествах идет речь. На практике речь идет, прежде всего, о склонности к злоупотреблению спиртными напитками, наличии постоянной работы и т.д.

3. В п. 3 комментируемой статьи перечислены основания, которые исключают возможность для лица стать опекуном или попечителем. По существу в нем конкретизируются положения п. 2 ст. 35 ГК, согласно которому опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане, не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан, и п. 3 ст. 35 ГК, в соответствии с которым опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно — и желание подопечного.

О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями, см. Приказ Минздрава РФ от 10 сентября 1996 г. N 332.

Другой комментарий к Ст. 146 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями, в частности, граждане, лишенные родительских прав (об основаниях, порядке и последствиях лишения родительских прав см. ст.69-71 СК РФ и комментарий к ним).

2. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно — и желание подопечного.

3. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 542 (СЗ РФ, 1996, N 19, ст.2304). В него входят следующие заболевания: туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркомания, токсикомания, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.

Комментарии к ст. 146 СК РФ

1. В ст. 146 СК РФ определены основные нормативные требования к опекунам (попечителям) детей. При закреплении правового статуса опекунов и попечителей в действующем законодательстве установлено, кто может осуществлять функции указанных лиц, а также сформулированы требования к ним (ст. 35 ГК РФ, ст. 146 СК РФ). Эти функции могут осуществлять как физические, так и отдельные юридические лица, в том числе временно сами органы опеки и попечительства (ст. 123, п. 4 ст. 155.1 СК РФ и др.). Во-первых, непосредственно опекунами и попечителями могут выступать лишь граждане. Во-вторых, функции опекунов и попечителей несовершеннолетних выполняют организации (юридические лица), в которые несовершеннолетние помещены под надзор (п. 4 ст. 35 ГК РФ, ст. ст. 155.1 — 155.3 СК РФ, ч. 2 ст. 1 Закона об опеке). К таким организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или некоммерческие организации, если деятельность по надзору за несовершеннолетними не противоречит целям, ради которых они созданы.

2 — 3. Нормативные (законом установленные) требования к опекунам и попечителям подразделяются на три вида. Во-первых, это требования к юридическому положению опекуна и попечителя. В данном случае опекуны и попечители должны быть совершеннолетними дееспособными лицами и не относиться к: а) лицам, лишенным родительских прав; б) лицам, отстраненным от выполнения обязанностей опекунов (попечителей); в) лицам, ограниченным в родительских правах; г) бывшим усыновителям (если усыновление отменено по их вине); д) лицам, имеющим на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Во-вторых, в п. 2 ст. 146 СК РФ установлен ряд субъективных требований фактического свойства, которые учитываются при назначении опекуна и попечителя. Это нравственные и иные личные качества данного лица, способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), в частности, наличие соответствующего жилого помещения на том или ином законном основании. Кроме того, требуется учесть характер и иные особенности отношений между опекуном (попечителем) и ребенком, отношения к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

В-третьих, закрепляются требования к состоянию здоровья опекуна и попечителя. Согласно п. 3 ст. 146 СК РФ, не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Перечень соответствующих заболеваний (злокачественные онкологические заболевания всех локализаций и др.) устанавливается Правительством РФ (см.: Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью»). Состояние здоровья кандидата в опекуны (попечители) устанавливается путем освидетельствования (см. Приказ Минздрава России от 10 сентября 1996 г. N 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями»).

1. В п. 1 комментируемой статьи содержится общее правило о том, что опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Соответственно лица, ограниченные в дееспособности или признанные недееспособными, не могут быть опекунами или попечителями.

Аналогичные требования есть и в других правовых актах. Так, согласно ст. 35 ГК опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане.

Помимо этого, предъявляется ряд дополнительных требований, которые по существу совпадают с требованиями, предъявляемыми к усыновителям (см. комментарий к ст. 127).

Так, в отношении состояния здоровья усыновителей действует Перечень заболеваний, препятствующих назначению усыновителем, опекуном или попечителем, установленный Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542. Он включает:

туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета;

заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;

злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;

наркомания, токсикомания, алкоголизм;

инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;

психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.

2. В п. 2 комментируемой статьи говорится о необходимости учитывать нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя) при их назначении. Законодатель не уточняет, о каких именно нравственных качествах идет речь. На практике речь идет, прежде всего, о склонности к злоупотреблению спиртными напитками, наличии постоянной работы и т.д.

3. В п. 3 комментируемой статьи перечислены основания, которые исключают возможность для лица стать опекуном или попечителем. По существу в нем конкретизируются положения п. 2 ст. 35 ГК, согласно которому опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане, не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан, и п. 3 ст. 35 ГК, в соответствии с которым опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно — и желание подопечного.

О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями, см. Приказ Минздрава РФ от 10 сентября 1996 г. N 332.

Дело N227-О.

Законы и кодексы » Семейный кодекс Российской Федерации » Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей » Глава 20. Опека и попечительство над детьми » Статья 146. Опекуны (попечители) детей » Дело N227-О.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 февраля 2015 г. N 227-О

ПО ЗАПРОСУ

ЛЕНИНСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА СМОЛЕНСКА О ПРОВЕРКЕ

КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 146 СЕМЕЙНОГО

КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи Н.В. Селезнева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение запроса Ленинского районного суда города Смоленска,

установил:

1. В своем запросе Ленинский районный суд города Смоленска оспаривает конституционность положения пункта 3 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которому не назначаются опекунами (попечителями) лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей). Придя к выводу о том, что названное законоположение, подлежащее применению в находящемся в его производстве деле по заявлению гражданки Л.М. Булоховой об оспаривании решения Управления опеки и попечительства Администрации города Смоленска от 2 апреля 2014 года, которым было отказано в удовлетворении ее заявления о назначении опекуном правнучки — малолетней М., не соответствует Конституции Российской Федерации, Ленинский районный суд города Смоленска приостановил производство по данному делу и направил в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке конституционности этого законоположения.

Как следует из приложенных к запросу материалов, до момента устройства М. в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она проживала в квартире совместно со своей прабабушкой Л.М. Булоховой, а также двоюродным дедушкой и дедушкой (который был лишен родительских прав в отношении своей дочери — матери М., отбывающей наказание в местах лишения свободы за совершение преступлений, предусмотренных частью первой статьи 105 и пунктами «а» , «б» части второй статьи 158 УК Российской Федерации).

Отказ Управления опеки и попечительства Администрации города Смоленска в назначении Л.М. Булоховой опекуном со ссылкой на пункт 3 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации был мотивирован тем, что постановлением главы города Смоленска от 8 сентября 2006 года она была отстранена от обязанностей попечителя несовершеннолетней внучки — матери М. по той причине, что подопечная вышла из-под контроля попечителя.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 19 (часть 1) , 46 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, оно препятствует суду при решении вопроса о возможности назначения несовершеннолетнему опекуна (попечителя) в случае, если потенциальный опекун (попечитель) ранее был отстранен от исполнения обязанностей опекунов (попечителей), принимать во внимание обстоятельства, характеризующие его личность, причины отстранения от исполнения обязанностей опекуна (попечителя), срок, прошедший с момента такого отстранения, и иные существенные для дела обстоятельства.

2. Согласно Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1 ). В основе правового регулирования семейных отношений лежат принципы государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2 , Конституции Российской Федерации), приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних ( статья 1 Семейного кодекса Российской Федерации).

Это согласуется с пунктом 1 статьи 3 Конвенции ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), согласно которому во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

2.1. Преследуя цель защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, федеральный законодатель предусмотрел различные формы устройства таких детей, а именно: в семью на воспитание (усыновление, удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, — в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, — в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Задача выбора — исходя из конкретных обстоятельств лишения ребенка родительского попечения — в наибольшей степени соответствующей интересам ребенка формы его устройства и последующий контроль за условиями содержания таких детей, их воспитания и образования возложены на органы опеки и попечительства ( пункт 1 статьи 121 , пункт 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации).

Опека и попечительство, согласно статье 31 ГК Российской Федерации, устанавливаются как над несовершеннолетними, так и над совершеннолетними недееспособными или не полностью дееспособными гражданами для защиты их интересов (пункт 1) . Целями установления опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей, являются, кроме того, их содержание, воспитание и образование ( пункт 1 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации).

При назначении опекуна (попечителя) должны учитываться нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве и, если это возможно, желание самого подопечного, а при назначение опекуна (попечителя) ребенку должно также учитываться отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя) ( пункт 3 статьи 35 ГК Российской Федерации, пункт 2 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации).

Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными ( пункт 2 статьи 36 ГК Российской Федерации и абзац первый пункта 1 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации). Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора ( пункт 2 статьи 78 Семейного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, осуществление опеки (попечительства) в отношении оставшихся без родительского попечения несовершеннолетних имеет существенную специфику. Соответственно, ввиду необходимости совместного проживания опекуна (попечителя) и подопечного, преследующей цель надлежащего выполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего подопечного, особое значение при выборе опекуна (попечителя) ребенку приобретает оценка приемлемости условий в предполагаемом месте их совместного проживания: наличие удовлетворительных жилищно-бытовых условий, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя) и благополучие нравственно-психологического климата в семье опекуна (попечителя). Благоприятный внутрисемейный климат — безусловное требование для нормального воспитания и развития ребенка.

2.2. Вопросы, касающиеся ограничения определенных категорий лиц в возможности выступать в качестве лиц, заменяющих родителей для детей, оставшихся без попечения родителей (опекуны (попечители), усыновители), ранее исследовались Конституционным Судом Российской Федерации.

Так, в Определении от 20 марта 2014 года N 633-О Конституционный Суд Российской Федерации со ссылкой на свою правовую позицию, выраженную в Постановлении от 31 января 2014 года N 1-П, в частности, указал: поскольку опекуны (попечители), как и родители, имеют право и обязаны воспитывать своих подопечных, оставшихся без попечения родителей ( пункт 1 статьи 145 , абзацы первый и второй пункта 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации), а ребенок, соответственно, имеет право на обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства, равно как и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей либо лиц, их заменяющих ( пункт 2 статьи 56 Семейного кодекса Российской Федерации), федеральный законодатель в целях максимального обеспечения интересов несовершеннолетних, для которых противостояние негативному влиянию либо преступным посягательствам невозможно или затруднено в силу возраста, вправе предусматривать обусловленные необходимостью защиты конституционно значимых ценностей ограничения в отношении заменяющих родителей лиц, поведение и морально-нравственные качества которых могут представлять угрозу для здоровья ребенка и формирования его личности.

Из этого следует, что установленный законодателем в пункте 3 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации запрет на назначение опекунами (попечителями) детей лиц, ранее отстраненных от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), сам по себе не свидетельствует о нарушении каких-либо конституционных прав граждан.

Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что в силу принципа соразмерности и исходя из особенностей правового статуса усыновителей, опекунов (попечителей) при решении вопроса о возможности для тех или иных лиц выступать в качестве заменяющих родителей детям, оставшимся без родительского попечения, необходимо учитывать все существенные для дела обстоятельства, свидетельствующие, что потенциальный усыновитель (опекун, попечитель) при наличии фактически сложившихся между ним и ребенком отношений способен обеспечить полноценное физическое, духовное и нравственное развитие усыновляемого (подопечного) ребенка без риска подвергнуть опасности его психику и здоровье (определения от 13 мая 2014 года N 997-О , от 6 ноября 2014 года N 2429-О и от 6 ноября 2014 года N 2479-О ).

По смыслу данных правовых позиций, положение пункта 3 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации, подлежащее применению в системной связи со статьями 19 и 38 Конституции Российской Федерации, а также с положениями статьи 1 , пункта 2 статьи 7 , пункта 2 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 35 ГК Российской Федерации, не может рассматриваться как препятствующее суду при решении вопроса о возможности назначения опекуном (попечителем) ребенка конкретного лица, в том числе формально относящегося к категории лиц, ранее отстраненных от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), принимать во внимание все существенные для дела обстоятельства, в том числе характеризующие личность и поведение лица после отстранения от выполнения обязанностей опекуна (попечителя), а также свидетельствующие, что потенциальный опекун (попечитель) способен обеспечить полноценное физическое, духовное и нравственное развитие подопечного ребенка без риска подвергнуть опасности его психику и физическое здоровье. Иное противоречило бы статьям 7 (часть 2) , 19 (часть 1) , 38 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

При этом положительная оценка судом личности и поведения конкретного лица, относящегося к категории лиц, ранее отстраненных от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), в том числе после отстранения от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), не является достаточным основанием для назначения такого лица опекуном (попечителем) ребенка: ввиду необходимости совместного проживания опекуна (попечителя) и его несовершеннолетнего подопечного оценке подлежат также внутрисемейные условия в предполагаемом месте проживания опекуна (попечителя) и подопечного.

Соответственно, суды при решении вопроса о возможности назначения опекуном (попечителем) ребенка конкретного лица, в том числе относящегося к категории лиц, ранее отстраненных от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), в каждом случае, руководствуясь прежде всего целью наилучшего обеспечения интересов ребенка, должны исследовать весь комплекс обстоятельств, связанных как с личностью потенциального опекуна (попечителя), так и с благополучием среды, в которой подопечный ребенок будет проживать, воспитываться и развиваться.

3. Согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемая заявителем норма .

С учетом правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 31 января 2014 года N 1-П, а также в ряде его определений, в том числе в настоящем Определении, неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации оспариваемого в запросе Ленинского районного суда города Смоленска положения пункта 3 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации отсутствует, а потому это законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Признать запрос Ленинского районного суда города Смоленска не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» ( www.pravo.gov.ru ) и в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Статья 146 СК РФ. Опекуны (попечители) детей

К личности опекуна (попечителя) предъявляются особые требования. Запрещено быть опекунами (попечителями) несовершеннолетним, недееспособным, а также лишенным родительских прав лицам. При этом недееспособность подтверждается решением суда, а лишение родительских прав — судебным решением, вынесенным в соответствии с требованиями ст. 69, 70 СК.

Гражданский кодекс РФ называет в качестве обязательного условия назначения опекуном (попечителем) согласие лица на выполнение опекунских обязанностей. Только свободное волеизъявление, желание заменить ребенку родителей может быть предпосылкой успешного воспитания несовершеннолетнего, забота о котором не может строиться на принуждении. О своем намерении стать опекуном (попечителем) гражданин сообщает в заявлении, адресованном в орган опеки и попечительства по месту оформления опеки (попечительства). При назначении как опекуна, так и попечителя следует учитывать: его нравственные и иные личные качества, способности к выполнению обязанностей опекуна (попечителя); отношения, существующие между опекуном (попечителем) и ребенком; если это возможно, желание самого ребенка.

Перечисленные обстоятельства напрямую связаны с возможностью создать благоприятные условия семейного воспитания ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Под способностью к выполнению обязанностей опекуна (попечителя) следует понимать не педагогическую грамотность как таковую, а умение влиять положительным образом на развитие личности ребенка. Условием успешного семейного воспитания служат добрые, доверительные, свободные от вражды и неприязни отношения воспитателя и воспитанника. Если таких отношений нет, важно знать причину существующего антагонизма. Если он носит непреодолимый характер, данная опека (попечительство) состояться не может.

При передаче на опеку (попечительство), в отличие от усыновления, желание или, наоборот, нежелание несовершеннолетнего иметь своим опекуном (попечителем) заявителя правового значения не имеет независимо от его возраста. Но важно иметь представление о корнях существующей неприязни к возможному опекуну (попечителю) и постараться их преодолеть, т.к. ребенок даже подросткового возраста обычно стремится к независимости и плохо себе представляет, как он будет жить без лица, управомоченного защищать его права и интересы.

Перечень обстоятельств, делающих нежелательной данную опеку (попечительство), имеет широкое содержание, а потому может уточняться и дополняться в рамках требований, закрепленных гражданским и семейным законодательством. Эффективность опеки (попечительства), несомненно, зависит от микроклимата в семье, где живет или будет жить ребенок. Поэтому для того, чтобы хорошо представлять, каково будет ребенку с лицом, заменяющим родителей, желательно знать, как к нему относятся другие взрослые члены приемной семьи. Их согласие (несогласие) на опеку (попечительство) правового значения не имеет, но подлежит оценке наравне со всеми другими связанными с воспитанием подопечного факторами.

Подбор опекуна (попечителя), способного обеспечить в первую очередь надлежащее семейное воспитание подопечного, позволяет в качестве самостоятельного выделить п. 3 ст. 146 СК, который детализирует, кто именно еще не может быть опекуном (попечителем). Соответствующий перечень не выходит по существу за рамки требований ГК РФ.

Разумеется, что не могут стать опекунами (попечителями) лица, страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией, поскольку сами по себе хронический алкоголизм либо наркомания представляют опасность для жизни, здоровья и воспитания ребенка. То же самое можно сказать о лицах, чьи родительские права ограничены судом. Вовсе избежать ошибки в выборе опекуна (попечителя) невозможно, особенно если учесть, что опекун (попечитель) назначается в ситуации, когда медлить с устройством ребенка нельзя. Поэтому здесь случаются ошибки из-за злоупотребления опекуном (попечителем) своими правами и обязанностями. И доверить ему судьбу другого ребенка — недопустимый риск.

Основания к отмене усыновления имеют непосредственное отношение к нарушению прав усыновленного ребенка лицом, заменившим родителя. Причем речь идет о таких его действиях и поступках, которые представляют опасность для жизни, здоровья, воспитания несовершеннолетнего (уклонение от принятых на себя обязанностей родителя, злоупотребление приобретенными родительскими правами, жестокое обращение с усыновленным ребенком, хронический алкоголизм и наркомания). Ни одно из перечисленных обстоятельств, даже если оно касается прошлого и другого ребенка, не позволяет доверить такому претенденту на опеку (попечительство) судьбу любого несовершеннолетнего.

Кодекс не разрешает быть усыновителем лицу, которое по состоянию здоровья не может осуществлять родительские права. Само собой разумеется, что это лицо не вправе стать и опекуном (попечителем), поскольку подобного рода миссию выполняют лишь те, кто способен осуществлять надлежащее семейное воспитание ребенка.

1. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями):

лица, лишенные родительских прав;

лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;

лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 настоящего Кодекса (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.

2. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

3. Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, страдающие заболеваниями, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку, попечительство, взять его в приемную или патронатную семью (пункт 1 статьи 127 настоящего Кодекса). Медицинское освидетельствование лиц, желающих взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

См. все связанные документы >>>

1. В ст. 146 СК РФ определены основные нормативные требования к опекунам (попечителям) детей. При закреплении правового статуса опекунов и попечителей в действующем законодательстве установлено, кто может осуществлять функции указанных лиц, а также сформулированы требования к ним (ст. 35 ГК РФ, ст. 146 СК РФ). Эти функции могут осуществлять как физические, так и отдельные юридические лица, в том числе временно сами органы опеки и попечительства (ст. 123, п. 4 ст. 155.1 СК РФ и др.). Во-первых, непосредственно опекунами и попечителями могут выступать лишь граждане. Во-вторых, функции опекунов и попечителей несовершеннолетних выполняют организации (юридические лица), в которые несовершеннолетние помещены под надзор (п. 4 ст. 35 ГК РФ, ст. ст. 155.1 — 155.3 СК РФ, ч. 2 ст. 1 Закона об опеке). К таким организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или некоммерческие организации, если деятельность по надзору за несовершеннолетними не противоречит целям, ради которых они созданы.

2 — 3. Нормативные (законом установленные) требования к опекунам и попечителям подразделяются на три вида. Во-первых, это требования к юридическому положению опекуна и попечителя. В данном случае опекуны и попечители должны быть совершеннолетними дееспособными лицами и не относиться к: а) лицам, лишенным родительских прав; б) лицам, отстраненным от выполнения обязанностей опекунов (попечителей); в) лицам, ограниченным в родительских правах; г) бывшим усыновителям (если усыновление отменено по их вине); д) лицам, имеющим на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Во-вторых, в п. 2 ст. 146 СК РФ установлен ряд субъективных требований фактического свойства, которые учитываются при назначении опекуна и попечителя. Это нравственные и иные личные качества данного лица, способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), в частности, наличие соответствующего жилого помещения на том или ином законном основании. Кроме того, требуется учесть характер и иные особенности отношений между опекуном (попечителем) и ребенком, отношения к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

В-третьих, закрепляются требования к состоянию здоровья опекуна и попечителя. Согласно п. 3 ст. 146 СК РФ, не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Перечень соответствующих заболеваний (злокачественные онкологические заболевания всех локализаций и др.) устанавливается Правительством РФ (см.: Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью»). Состояние здоровья кандидата в опекуны (попечители) устанавливается путем освидетельствования (см. Приказ Минздрава России от 10 сентября 1996 г. N 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями»).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *