ФЗ О ФСБСтатья 13. Права органов федеральной службы безопасности

Органы федеральной службы безопасности имеют право:
а) устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;
а-1) использовать специальные методы и средства при осуществлении контрразведывательной и разведывательной деятельности, а также при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом; (Пункт дополнен — Федеральный закон от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ; в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. N 153-ФЗ)
б) проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. N 153-ФЗ)
б-1) осуществлять специальные операции по пресечению террористической деятельности (оперативно-боевую деятельность), а также создавать и использовать специальные методики и средства для их осуществления; (Пункт дополнен — Федеральный закон от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ)
б-2) использовать подразделения специального назначения органов федеральной службы безопасности и применять боевую технику, оружие, специальные средства, принятые на вооружение органов федеральной службы безопасности, а также физическую силу против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации; (Пункт дополнен — Федеральный закон от 27.07.2006 г. N 153-ФЗ)
в) осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;
в-1) осуществлять внешнюю разведывательную деятельность самостоятельно с территории Российской Федерации, а также во взаимодействии с другими органами внешней разведки Российской Федерации и на основе межгосударственных договоров со специальными службами и с правоохранительными органами иностранных государств в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи путем использования радиоэлектронных средств и методов; (Пункт дополнен — Федеральный закон от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ)
г) осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности; (В редакции Федерального закона от 15.04.2006 г. N 50-ФЗ)
г-1) составлять протоколы об административных правонарушениях, выносить определения и постановления по делам об административных правонарушениях, назначать административные наказания по делам об административных правонарушениях, вносить представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, и осуществлять иные полномочия по делам об административных правонарушениях, отнесенным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов федеральной службы безопасности; (В редакции Федерального закона от 10.01.2003 г. N 4-ФЗ)
г-2) объявлять физическому лицу обязательное для исполнения официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности; (Пункт дополнен — Федеральный закон от 27.07.2010 г. N 238-ФЗ)
д) осуществлять шифровальные работы в органах федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений Российской Федерации, находящихся за ее пределами);
е) использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях — негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам Российской Федерации;
ж) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, общественным объединениям или гражданам (за исключением транспортных средств, которые законодательством Российской Федерации освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортных средств органы федеральной службы безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб; (В редакции Федерального закона от 30.12.99 г. N 226-ФЗ)
ж-1) использовать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водное и воздушное пространство Российской Федерации, территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочных площадок), морских, речных портов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также получать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение полетов и кораблевождения; (Пункт дополнен — Федеральный закон от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ)
з) беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено общественно опасное деяние, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование которого отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении такого деяния, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы федеральной службы безопасности уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов; (В редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. N 153-ФЗ)
з-1) производить оцепление (блокирование) участков местности (объектов) при пресечении актов терроризма, массовых беспорядков, а также при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств. При этом органы федеральной службы безопасности принимают меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования в этих целях соответствующих объектов в данной местности; (Пункт дополнен — Федеральный закон от 30.12.99 г. N 226-ФЗ)
з-2) временно ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности (на отдельных объектах), обязывать граждан оставаться там или покинуть эти участки (объекты) в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий; (Пункт дополнен — Федеральный закон от 30.12.99 г. N 226-ФЗ)
и) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;
к) осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов;
л) вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности;
м) получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации органам федеральной службы безопасности; (В редакции Федерального закона от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ)
н) создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов;
о) создавать подразделения специального назначения для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности;
п) проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования;
р) осуществлять внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваться с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами в пределах полномочий органов федеральной службы безопасности и порядке, установленном нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности; заключать в установленном порядке и пределах своих полномочий международные договоры Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ)
с) направлять официальных представителей, советников и специалистов органов федеральной службы безопасности в иностранные государства по согласованию со специальными службами или с правоохранительными органами этих государств в целях повышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера; (В редакции Федерального закона от 07.05.2013 г. N 97-ФЗ)
т) осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проникновения специальных служб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств к защищаемым органами федеральной службы безопасности сведениям, составляющим государственную тайну;
т-1) самостоятельно осуществлять отбор (в том числе на конкурсной основе) кандидатов для поступления на военную службу по контракту в органы федеральной службы безопасности из числа граждан Российской Федерации в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности; (Пункт дополнен — Федеральный закон от 25.12.2008 г. N 280-ФЗ)
у) разрешать сотрудникам органов федеральной службы безопасности хранение и ношение табельного оружия и специальных средств;
ф) использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов федеральной службы безопасности, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций;
ф-1) использовать для проведения неотложных действий по разминированию, пресечению террористических актов и нарушений режима Государственной границы Российской Федерации принадлежащие им транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, при наличии на наружных поверхностях указанных транспортных средств специальных цветографических схем; (Пункт дополнен — Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 211-ФЗ; в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 280-ФЗ)
х) проводить научные исследования проблем безопасности Российской Федерации;
ц) оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны;
ч) осуществлять на компенсационной или безвозмездной основе подготовку кадров для иных государственных органов, специальных служб иностранных государств, служб безопасности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, если это не противоречит принципам деятельности органов федеральной службы безопасности; (В редакции федеральных законов от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ; от 02.07.2013 г. N 185-ФЗ)
ш) осуществлять в соответствии со своей компетенцией регулирование в области разработки, производства, реализации, эксплуатации шифровальных (криптографических) средств и защищенных с использованием шифровальных средств систем и комплексов телекоммуникаций, расположенных на территории Российской Федерации, а также в области предоставления услуг по шифрованию информации в Российской Федерации, выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах; (Пункт дополнен — Федеральный закон от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ)
щ) осуществлять государственный контроль за организацией и функционированием криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, сетей связи специального назначения и иных сетей связи, обеспечивающих передачу информации с использованием шифров, контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов и организаций на территории Российской Федерации и в ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также в соответствии со своей компетенцией контроль за обеспечением защиты особо важных объектов (помещений) и находящихся в них технических средств от утечки информации по техническим каналам; (Пункт дополнен — Федеральный закон от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ; в редакции Федерального закона от 08.12.2011 г. N 424-ФЗ)
э) участвовать в определении порядка разработки, производства, реализации, эксплуатации и обеспечения защиты технических средств обработки, хранения и передачи информации ограниченного доступа, предназначенных для использования в учреждениях Российской Федерации, находящихся за ее пределами; (Пункт дополнен — Федеральный закон от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ)
ю) обеспечивать выявление устройств перехвата информации на особо важных объектах (в помещениях) и технических средствах, предназначенных для использования в федеральных органах государственной власти; (Пункт дополнен — Федеральный закон от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ)
я) получать биологический материал и осуществлять обработку геномной информации по преступлениям, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности. (Пункт дополнен — Федеральный закон от 11.07.2011 г. N 191-ФЗ)
Реализовывать иные права, предоставляемые федеральным законодательством органам федеральной службы безопасности. (Новая часть вторая дополнена — Федеральный закон от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ)
Использование органами федеральной службы безопасности предоставленных им прав для выполнения обязанностей, не предусмотренных федеральными законами, не допускается. (В редакции Федерального закона от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ)

Новости

Вопрос: Обязана ли организация предоставить персональные данные своих работников (ФИО, должность, паспортные данные) по запросу ФСБ. В запросе имеется ссылка на п. «м» ст. 13 ФЗ «О федеральной службе безопасности», кроме указанной статьи запрос не содержит никаких иных ссылок.

Ответ:

Не требуется согласие работника на передачу персональных данных:

— по мотивированному требованию правоохранительных органов и органов безопасности (ст. 6 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ, п. «м» ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ, абз. 7 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора);

ст. 13, Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О Федеральной службе безопасности» { КонсультантПлюс }
м) получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации органам федеральной службы безопасности;

{ <Разъяснения> Роскомнадзора «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве» { КонсультантПлюс } }
Согласие работника не требуется при получении, в рамках установленных полномочий, мотивированных запросов от органов прокуратуры, правоохранительных органов, органов безопасности, от государственных инспекторов труда при осуществлении ими государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных органов, уполномоченных запрашивать информацию о работниках в соответствии с компетенцией, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Мотивированный запрос должен включать в себя указание цели запроса, ссылку на правовые основания запроса, в том числе подтверждающие полномочия органа, направившего запрос, а также перечень запрашиваемой информации.

Данная информация содержится в документах из Информационных Банков:

«Российское законодательство (ВерсияПроф)»

<Разъяснения> Роскомнадзора «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве» { КонсультантПлюс }

Приказ ФСБ России от 13.03.2004 N 162 (ред. от 04.03.2014) «О внесении представлений органами Федеральной службы безопасности» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2004 N 5766)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 13 марта 2004 г. N 162

О ВНЕСЕНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОРГАНАМИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Утвердить Порядок внесения представлений органами федеральной службы безопасности (прилагается).

2. Считать утратившим силу Приказ ФСБ России от 20 мая 1997 г. N 197 (не нуждается в государственной регистрации, письмо Минюста России от 19 июня 1997 г. N 07-02-883-97).

Директор
Н.ПАТРУШЕВ

Приложение
к Приказу ФСБ России
от 13 марта 2004 г. N 162

ПОРЯДОК
ВНЕСЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы внесения органами федеральной службы безопасности представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, и представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений .

Далее — органы безопасности, если не оговорено иное.

Далее — представления, если не оговорено иное.

2. Правовой основой для внесения представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, являются пункт «л» части первой статьи 13 и статья 13.1 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» , а для внесения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, — статья 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269; 2010, N 31, ст. 4207; N 42, ст. 5297; 2013, N 51, ст. 6689.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1; 2014, N 6, ст. 566.

Далее — КоАП России.

3. Настоящий Порядок не регулирует вопросы внесения представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, или других нарушений закона. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством указанные представления могут вноситься только дознавателями, руководителями следственных органов или следователями по окончании предварительного расследования. Правовой основой для их внесения является часть вторая статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации .

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921; 2008, N 49, ст. 5724; 2014, N 6, ст. 558.

4. Представления вносятся в соответствующие государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, в общественные объединения, а также соответствующим должностным лицам.

Внесенные представления являются обязательными для рассмотрения и принятия мер по результатам их рассмотрения.

Представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, рассматриваются в срок, указанный в части второй статьи 29.13 КоАП России (в течение месяца со дня получения).

5. При определении угроз безопасности необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» , Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 , и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, документами стратегического планирования и доктринами, определяющими угрозы безопасности Российской Федерации, утвержденными Президентом Российской Федерации.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 2.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 20, ст. 2444.

6. Поводами для внесения представлений являются выявленные органами безопасности в процессе оперативно-служебной деятельности причины и условия, способствующие реализации угроз безопасности Российской Федерации, или установленные органами безопасности причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения.

7. Основаниями для внесения представлений являются достаточные данные, указывающие на наличие причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, либо на наличие причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

II. Подготовка и внесение представлений

8. Представления готовятся в трех экземплярах.

Первый экземпляр направляется в государственный орган, администрацию предприятия, учреждения, организации, в общественное объединение или должностным лицам, в адрес которых вносится представление.

Второй экземпляр представления вместе с копией полученного ответа на него направляется в соответствующее головное подразделение ФСБ России по закрепленным за ним основным сферам деятельности (органами безопасности в войсках — в 3 Департамент ФСБ России, пограничными органами — в ПС ФСБ России) не позднее 5 дней после получения ответа.

Третий экземпляр с полученным ответом подшивается в дело подразделения, подготовившего представление.

9. Представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, могут вноситься руководством ФСБ России, руководителями, начальниками подразделений ФСБ России, территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках и пограничных органов, выявивших указанные причины и условия. При этом, если адресат представления находится в пределах границ деятельности (участка ответственности) другого органа безопасности, то данный орган безопасности заблаговременно уведомляется о планируемом внесении представления.

Конкретный срок, в течение которого осуществляется уведомление, определяется руководителем, начальником органа безопасности.

При подготовке указанных представлений и их подписании необходимо соблюдать правило, что должностное положение лиц, подписывающих такие представления, по статусу должно соответствовать или быть выше должностного положения лиц, которым адресуются данные представления.

Это правило также должно соблюдаться в отношении подразделений и органов безопасности, вносящих представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, и их адресатов.

10. Представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, могут вноситься соответствующими должностными лицами органов безопасности, наделенными правом рассмотрения дел об административных правонарушениях согласно полномочиям, предоставленным им статьями 23.10, 23.13, 23.45, 23.46 и 23.52 КоАП России .

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2005, N 10, ст. 763; 2010, N 1, ст. 1; N 31, ст. 4208; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4585; N 50, ст. 7366; 2013, N 30 (ч. I), ст. 4034; N 43, ст. 5444; N 49 (ч. I), ст. 6342; 2014, N 6, ст. 566.

11. Проекты подготовленных представлений перед подписанием в обязательном порядке должны пройти согласование в юридическом подразделении, а при необходимости — также в следственном подразделении.

12. Представления вносятся с учетом компетенции государственного органа, администрации предприятия, учреждения, организации, общественного объединения или должностного лица, в адрес которых они готовятся.

Реализация предлагаемых мер по устранению выявленных причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, или причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, должна входить в компетенцию адресата представления.

13. Представления могут иметь соответствующий гриф секретности или ограничительную пометку и с учетом этого должны оформляться и направляться адресатам.

III. Заключительные положения

14. Для приобщения копий внесенных представлений и полученных ответов на них в органах безопасности заводятся специальные дела.

15. Работа по внесению представлений является одним из необходимых элементов оперативно-служебной деятельности органов безопасности.

«Комментарий к Федеральному закону от 3 апреля 1995 г. n 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (постатейный) (Соболева Ю.В., Холодная Е.В.)

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ
(в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 226-ФЗ,
от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 07.05.2002 N 49-ФЗ,
от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 4-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 15.04.2006 N 50-ФЗ,
от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 05.07.2007 N 124-ФЗ,
от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ,
от 25.12.2008 N 280-ФЗ, с изм., внесенными
Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Федеральная служба безопасности и ее назначение
Комментарий к статье 1
1. Статья 2 Закона РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» (далее — Закон РФ «О безопасности») определяет, что основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Систему безопасности в соответствии со ст. 8 Закона РФ «О безопасности» образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с Законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
К силам обеспечения безопасности ст. 12 Закона РФ «О безопасности» относит Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможенные органы, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
Таким образом, система органов федеральной службы безопасности относится к силам обеспечения безопасности наряду с другими государственными органами.
Федеральная служба безопасности (ФСБ РФ) представляет собой единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности. К органам федеральной службы безопасности в соответствии со ст. 2 комментируемого Закона относятся:
— федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
— управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
— управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
— управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);
— другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);
— авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности.
Все вышеназванные органы федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему под непосредственным руководством Президента Российской Федерации. Централизованность предполагает строгое соподчинение органов федеральной службы безопасности по вертикали, то есть подчинение вышестоящих органов нижестоящим и всех их непосредственно Президенту Российской Федерации. Это, в свою очередь, является условием выполнения задач Федеральной службой безопасности по обеспечению безопасности Российской Федерации. Задачи Федеральной службы безопасности по обеспечению безопасности Российской Федерации определяются направлениями деятельности органов федеральной службы безопасности, изложенными в ст. 8 комментируемого Закона, основными из которых являются:
— контрразведывательная деятельность;
— борьба с терроризмом;
— борьба с преступностью;
— разведывательная деятельность;
— пограничная деятельность;
— обеспечение информационной безопасности.
2. Руководство деятельностью Федеральной службы безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами осуществляется Президентом Российской Федерации. В рамках такого руководства Президент Российской Федерации вправе:
— утверждать Положение о федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности, то есть о Федеральной службе безопасности РФ ;
———————————
См.: комментарий к статье 3.
— утверждать Структуру органов федеральной службы безопасности;
— назначать и освобождать от должности директора Федеральной службы безопасности РФ;
— включать воинские должности военнослужащих органов безопасности в перечень воинских должностей, замещаемых высшими офицерами;
— назначать военнослужащих органов безопасности на воинские должности и освобождать их от воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, присваивать им воинские звания высших офицеров, увольнять их с военной службы, приостанавливать их военную службу;
— утверждать общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами I ранга), и осуществлять другие полномочия.
Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти и возглавляет всю систему государственных органов исполнительной власти. В систему последних входит и Федеральная служба безопасности РФ (далее по тексту — ФСБ РФ), поэтому Правительство РФ обладает определенными полномочиями в отношении ФСБ РФ. Так, оно вправе в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации координировать деятельность ФСБ РФ в части, касающейся взаимодействия ФСБ РФ с федеральными органами исполнительной власти.
3. Управление Федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Как уже было указано выше, органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности является ФСБ РФ. Таким образом, непосредственное управление Федеральной службой безопасности осуществляется директором ФСБ РФ, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Российской Федерации. Данное управление осуществляется директором через ФСБ РФ и ее территориальные органы. Тем самым Закон подчеркивает главенствующую роль ФСБ РФ в системе органов федеральной службы безопасности.
Полномочия директора ФСБ РФ урегулированы Положением о Федеральной службе безопасности РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности РФ» (далее — Положение о Федеральной службе безопасности РФ), и Регламентом Федеральной службы безопасности РФ, утвержденным Приказом ФСБ РФ от 18 сентября 2008 г. N 464 (далее — Регламент Федеральной службы безопасности РФ). В соответствии с п. 7 последнего директор ФСБ РФ несет ответственность за выполнение задач, стоящих перед органами безопасности, организует работу ФСБ РФ, руководит деятельностью органов безопасности, устанавливает полномочия должностных лиц органов безопасности по решению ими оперативно-служебных, организационно-штатных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции, представляет ФСБ РФ в отношениях с другими органами государственной власти, гражданами и организациями, подписывает от имени ФСБ РФ договоры, соглашения и другие документы гражданско-правового характера, а также осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.
Более детально полномочия директора ФСБ РФ закрепляются п. 11 Положения о Федеральной службе безопасности РФ. Их необходимо подразделить на следующие группы:
1) относящиеся непосредственно к реализации направлений деятельности органов федеральной службы безопасности;
2) относящиеся к организации деятельности Федеральной службы безопасности;
3) относящиеся к кадровому делу.
Директор ФСБ РФ в рамках непосредственной реализации направлений деятельности органов федеральной службы безопасности осуществляет, в частности, следующие полномочия:
— информирует Президента РФ и Председателя Правительства РФ по вопросам, отнесенным к компетенции органов безопасности;
— уведомляет в случаях и порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации, о введении правового режима контртеррористической операции и о территории, в пределах которой она проводится;
— определяет в соответствии с федеральным законодательством порядок привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, необходимых для проведения контртеррористической операции и минимизации последствий террористического акта;
— вносит на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ проекты нормативных правовых актов и предложения по совершенствованию федерального законодательства в области обеспечения безопасности Российской Федерации, а также по заключению международных договоров Российской Федерации и т.д.
В рамках организации деятельности Федеральной службы безопасности директор ФСБ РФ осуществляет, в частности, следующие полномочия:
— образует в органах безопасности коллегии и утверждает их состав;
— утверждает перечень сведений, подлежащих засекречиванию в органах безопасности;
— утверждает структуру ФСБ РФ, штаты подразделений, входящих в ФСБ РФ, и определяет порядок их функционирования;
— определяет структуру аппаратов Национального антитеррористического комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах РФ, их штатную численность и порядок комплектования;
— определяет знаки различия по конкретным подразделениям органов безопасности, персонифицированные знаки различия;
— определяет отличительные знаки, указывающие на принадлежность к органам безопасности, которые размещаются на вооружении, военной и специальной технике, в том числе на автотранспортных средствах, зарегистрированных в органах внутренних дел РФ, и порядок их размещения;
— представляет на утверждение Президента РФ описание и рисунок флага директора ФСБ РФ, описание и рисунок флага кораблей, катеров и судов пограничных органов, описание и рисунок гюйса кораблей I и II ранга пограничных органов, а также описание и рисунок вымпела кораблей, катеров и судов пограничных органов и т.д.
Директор ФСБ РФ в рамках решения кадровых вопросов в органах федеральной службы безопасности осуществляет, в частности, следующие полномочия:
— определяет в соответствии с федеральным законодательством порядок реализации полномочий государственных инспекторов морской охраны и других должностных лиц органов безопасности, а также порядок их подбора и подготовки;
— вносит на рассмотрение Президента РФ предложения об изменении штатной численности военнослужащих и гражданского персонала органов безопасности;
— вносит на рассмотрение Президента РФ предложения о включении воинских должностей военнослужащих органов безопасности в перечень воинских должностей, замещаемых высшими офицерами, а также о назначении военнослужащих органов безопасности на воинские должности и об освобождении их от воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, о присвоении им воинских званий высших офицеров, об увольнении их с военной службы, о приостановлении их военной службы;
— представляет на утверждение Президента РФ общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами I ранга);
— утверждает перечни воинских должностей (кроме перечня воинских должностей, замещаемых высшими офицерами), в том числе воинских должностей, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе и т.д.
Исполнение обязанностей временно отсутствующего директора ФСБ РФ возлагается на одного из заместителей директора ФСБ РФ или руководителя службы ФСБ РФ приказом ФСБ РФ.
Президент РФ в п. 2 Указа от 11 августа 2003 г. N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности РФ» установил: «Разрешить иметь в ФСБ РФ одного первого заместителя директора, одного первого заместителя директора ФСБ РФ — руководителя Пограничной службы ФСБ РФ и четырех заместителей директора ФСБ РФ, в том числе одного статс-секретаря — заместителя директора ФСБ РФ и одного заместителя директора ФСБ РФ — руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета».
Причем директор ФСБ РФ, его первые заместители и заместители приравниваются по статусу, размерам оплаты труда, условиям социально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания соответственно к Министру РФ, его первому заместителю и заместителям. Это закрепляется в п. 3 того же Указа Президента РФ.
Статья 2. Органы федеральной службы безопасности
Комментарий к статье 2
1. Статья 2 комментируемого Закона определяет, какие органы относятся к органам федеральной службы безопасности. Данный перечень является исчерпывающим, что следует из ч. 4 ст. 2 комментируемого Закона, в которой указывается, что «создание органов федеральной службы безопасности, не предусмотренных настоящим Федеральным законом , не допускается».
В первую очередь комментируемая статья относит к числу органов федеральной службы безопасности федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, а именно ФСБ РФ .
———————————
См.: комментарий к ст. 3.
2. Часть 1 комментируемой статьи содержит также перечень территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, то есть территориальных


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *