Патент: кому нужно его получить

Патент — документ, который даёт право некоторой категории иностранных граждан осуществлять трудовую деятельность в России легально.

Патент нужно получать не всем иностранцам, а лишь тем, кто прибыл в Россию в порядке, позволяющем не получать визу. В миграционной карте в качестве цели их приезда должно быть указано «временная трудовая деятельность». Работать без патента могут иностранцы из указанных стран, которые являются:

  • высококвалифицированными специалистами и членами их семей (они работают по разрешению на работу);
  • студентами/обучающимися в РФ очно по профессиональной образовательной программе, которая обязательно должна иметь госаккредитацию (они работают также по специальному разрешению);
  • обладателями разрешения на работу, выданного до 01.01.2015. Этот документ сохраняет своё действие до окончания указанного в нём срока или до тех пор, пока его не аннулируют в предусмотренных законом случаях;
  • гражданами государств, которые входят в ЕврАзЭС (Беларусь, Армения, Кыргызская Республика, Казахстан).

Документы на патент

Для получения патента иностранный гражданин должен обратиться не позднее 30 дней со дня приезда в профильный отдел МВД по вопросам трудовой миграции. Здесь нужно представить такие документы:

  • заявление;
  • цветную фотографию (30 x 40 мм);
  • паспорт;
  • документы, которые подтверждают отсутствие заболевания наркоманией и таких болезней, которые могут быть опасны для окружающих;
  • договор о предоставлении платных медицинских услуг или полис добровольного медицинского страхования;
  • документы, подтверждающие владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ.

Если иностранец обращается за патентом после истечения 30 дней, то это уже считается нарушением. За такое нарушение иностранцу придётся заплатить штраф от 10 000 до 15 000 рублей. После уплаты штрафа иностранный гражданин может обратиться за получением патента с приложением к вышеуказанным документам ещё и квитанции об уплате штрафа.

К пакету документов также лучше приложить и документы о постановке на учёт по месту пребывания и миграционную карту. Если их не представить, сотрудники отдела миграции должны будут проверять эти данные на основании имеющихся у него сведений. Это может немного затянуть процесс выдачи. В любом случае документ должен быть выдан не позже установленного срока.

Порядок получения патента в 2019 году

Чтобы оформить разрешение, следует обратиться в соответствующие органы в установленный период с момента прибытия в другое государство. При этом во время пересечения границы необходимо заполнить миграционную карту, а в срок до семи дней с этого времени – встать на учет в органах, контролирующих миграцию населения. Важно знать, что в такой карте в поле «Цели прибытия» необходимо указать «работа».

Чтобы понять, как оформить патент на работу, рассмотрим основные этапы данной процедуры.

  1. Подготовка (выполнение необходимых действий для одобрения заявки).
  2. Сбор пакета документов.
  3. Представление документации и заявления в регистрирующие органы.
  4. Ожидание ответа.
  5. Получение патента.

Проверка документов и сведений о прибывшем иностранном лице, а также изготовление самого разрешения занимает десять рабочих дней. Затем можно узнать статус заявления на патент.

Сроки оформления

Оформить разрешение, предоставляющее возможность работать иностранцу в другом государстве, необходимо в определенные временные рамки. Просрочка хоть одних суток грозит наказанием в виде штрафных санкций. Так, в течение 30 дней подается заявление и необходимые документы. Затем в период до 10 дней разрешение изготавливается.

Срок действия данного документа может быть установлен от одного до двенадцати месяцев. Продление патента на работу производится автоматически вслед за компенсацией авансовых платежей. Игнорирование последнего влечет за собой аннулирование разрешения. По истечении 12 месяцев для его продления необходимо повторно обратиться в ведомство, контролирующее миграцию. Помимо первоначально собранных бумаг, нужно предоставить копии чеков, подтверждающих факт оплаты за предыдущие периоды.

Как узнать о готовности

Как узнать готовность патента? Для этого можно использовать любым из представленных ниже способов:

  • получить смс-оповещение;
  • обратиться в ведомство, где подавалось обращение;
  • посетить отделение МФЦ;
  • использовать интернет-сервисы.

Проверка готовности патента производится по сведениям о заявителе либо по номеру принятого заявления.

СМС-оповещение

Миграционные ведомства уведомляют о том, что свидетельство готово при помощи смс-рассылки на мобильный телефон. Поэтому при составлении заявки рекомендуется оставлять контактный номер для связи.

В сообщении содержатся сведения о том, каков ответ по обращению, а также (в случаях положительного результата), когда и где забрать готовый патент.

Личный визит в отделение

Если время уже прошло достаточно, а смс-оповещения так и не поступило, следует самостоятельно проверить статус патента. Так, можно явиться в ведомство, осуществляющее контроль за притоком иностранных граждан. При себе необходимо иметь копии платежных документов, свидетельствующие о том, что авансовые платежи компенсированы. Однако личный визит в отделение – весьма затруднительная и неудобная процедура, поскольку в случае отрицательного решения по обращению время и деньги на проезд будут потрачены зря.

Через многофункциональный миграционный центр

Если заявка подана в многофункциональный миграционный центр, то отслеживать ее статус можно там же. Помимо личного посещения, проверить готовность патента на работу в Москве можно на сайте https://mc.mos.ru/worker/get-patent. Многофункциональные центры других регионов также имеют интернет-ресурсы, где возможно получить интересующую информацию.

Для отслеживания необходимо зайти в личный кабинет и ввести числовое значение. Все сведения, требуемые для проверки статуса обращения, содержатся на отрывном бланке, выданном при приеме документов. Там же, как правило, представлена информация о почтовом адресе, контактном номере и графике работы данного центра, а также адрес официального сайта и электронной почты. После ввода кодового значения потребуется указать код на изображении рядом (). Больше никаких дополнительных сведений система не потребует, а значит, можно запускать проверку. По ее завершении на экране высвечивается статус обращения: «На проверке», «Готов» либо «Отклонено».

Доступна ли проверка через официальный сайт ГУВМ МВД

Осуществить проверку готовности патента в Москве с помощью официального сайта ФМС (ныне ГУВМ МВД) нельзя. Однако есть возможность отслеживания действительности выданного патента. Для этого нужно сделать следующее.

  1. Заходим на электронный адрес https://гувм.мвд.рф/.
  2. Выбираем раздел «Полезные сервисы», затем подраздел «Сервисы по вопросам миграции».
  3. Далее «Проверка действительности разрешений на работу и патентов».
  4. В строке «Вид сервиса» выбираем «Патент».
  5. Заполняем остальные поля.
  6. Направляем запрос.
  7. Дожидаемся ответа.

Возможно, спустя некоторое время, можно будет проверить статус заявления на получение патента через официальный сайт.

Особенности получения патента на работу

Для начала разберемся, какие категории мигрантов должны оформить патент на работу для дальнейшего официального трудоустройства. Здесь нужно опираться на положения, прописанные в ст. 13.3 закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ. Там указаны следующие условия.

  1. Иметь патент на работу обязаны мигранты, прибывшие без визы (таджики, узбеки, киргизы, молдаване).
  2. Цель прибытия в страну, указанная в миграционной карте (заполняется при пересечении границы), – «Трудоустройство» (или «Работа»).
  3. Мигрант, желающий получить патент на работу, должен быть совершеннолетним.

Иммигранты с визами получают другой документ – разрешение на работу. В отдельную группу выделены те категории иностранцев, которым можно трудиться на особых условиях без патента. Это, например, дипломатические сотрудники, иностранные журналисты, учащиеся вузов по обмену, специалисты высокой квалификации, беженцы, переселенцы, граждане республик Беларусь и Казахстан.

Если мигрант приехал в РФ с целью найти работу, ему лучше сразу же подать заявку на патент, потому что на это установлены временные рамки: не более 30 дней. Если раньше за патентом на работу следовало обращаться в ФМС (ее функции переданы ГУВМ МВД РФ), то сейчас, кроме указанной структуры, для этого в крупных городах России созданы специальные Многофункциональные миграционные центры (ММЦ), где оставляют заявки на патент, предъявив паспорт и миграционную карту.

На сайте любого ММЦ можно получить информацию о сопутствующих услугах для мигрантов (прохождение медкомиссии, перевод паспорта, тест по русскому языку), а также узнать статус готовности патента. Выданные патенты бывают разными по сроку действия. Максимальная длительность не превышает года, минимальный срок равен месяцу, поэтому его можно пролонгировать 11 раз подряд, после чего придется оформить новый патент. Продление патента на работу делается по факту уплаты мигрантом НДФЛ (авансовый платеж). Несвоевременная оплата патента приводит к приостановке его действия.

Способы проверки готовности

Любому мигранту не терпится быстрее забрать свой патент, чтобы приступить к работе. Отсюда интерес к тому, как узнать, готов патент или нет. Какими способами это можно сделать? Проверку готовности патента можно осуществить:

  • посетив лично ММЦ по истечении 10 дней после первого визита;
  • дождавшись СМС о готовности/отказе в выдаче патента;
  • посетив интернет-сайт ММЦ или ГУВМ.

Остановимся подробней на каждом из этих способов проверки готовности патента.

Ожидание СМС

Услуга СМС-оповещения очень удобна для мигрантов, которые с нетерпением ждут свой патент на работу. Поэтому при оформлении заявки следует обязательно указать номер контактного телефона. После того, как патент на работу будет изготовлен, на этот номер придет соответствующее уведомление. В тексте будет присутствовать информация о принятом решении (положительное или отрицательное). Обычно СМС приходит после 10 дней ожидания. Если же ответа нет дольше указанного периода, надо, прежде всего, самостоятельно проверить готовность патента другим способом: по интернету или при личном посещении УВМ или ММЦ.

Личный визит

Проверить статус патента на работу можно непосредственно на месте. Это не очень удобно, так как отнимает время, приехать можно лишь в рабочие часы Миграционного центра или УВМ (зависит от того, куда были поданы документы). Не факт, что по прибытии иностранцу выдадут готовый патент, так как он может быть еще не готов, особенно, если человек явился раньше срока. Поэтому нанести повторный визит имеет смысл тогда, когда прошло уже больше 10 дней после подачи заявки, а СМС еще не приходило.

Через сайт Миграционного центра

Еще существуют удобные электронные сервисы, позволяющие проверить готовность патента на работу в Москве и другом регионе, где можно узнать статус готовности документа дистанционно.

  1. Любой многофункциональный миграционный центр (не только в Москве, но и многих крупных города России) имеет свой официальный сайт, на котором нужно найти сервис «Узнать статус заявления на патент».
  2. В первое окошко следует ввести цифры, которые написаны на специальной наклейке на паспорте. Подобной наклейкой в обязательном порядке отмечают паспорт каждого мигранта, обратившего за патентом на работу.
  3. Во второе окошко на экране нужно ввести цифры, которые расположены на картинке рядом (). Если их изображение тяжело распознать, можно получить новый код, нажав кнопку «Обновить».
  4. Кликнуть «Проверить».
  5. Проверка займет несколько секунд.
  6. В результате высветится статус готовности патента: «На проверке» или «Готов».

Там же будет присутствовать информация относительно оплаты патента и того, какие документы нужно предоставить, чтобы его забрать.

Важно отметить, что действие патента распространяется исключительно на работу в том субъекте Федерации, где мигрант его получил. Поэтому если он собрался трудоустраиваться в каком-то другом городе, ему придется оформлять новый разрешительный документ.

Через сайт ГУВМ МВД РФ

Не стоит пытаться осуществить проверку готовности патента на официальном сайте ФМС Москвы, это невозможно, поскольку такая структура уже не существует. Однако есть не аналогичный сервис, но не для проверки готовности, а для проверки действительности этого документа. Им могут пользоваться как работодатели, чтобы убедиться, что берут на работу легального мигранта, так и сами мигранты. Пошаговая инструкция ниже.

  1. Войти на официальный сайт Главного управления по вопросам миграции МВД России. В разделе «Полезные сервисы…» обратиться к разделу «Сервисы по вопросам миграции», найти тот, который позволяет осуществить нужное действие. Он так и называется: «Проверка действительности разрешений на работу и патентов на …».

  2. Выбрать нужное из списка «Вид сервиса». В рассматриваемом случае: «Патент».
  3. Ввести последовательно его реквизиты (серия, номер, серия бланка, номер бланка).
  4. Выбор вида деятельности (иностранный гражданин или лицо без гражданства) – по желанию.
  5. Ввести номер паспорта (без серии).
  6. Подтвердить свои действия вводом капчи (кода с картинки).
  7. Кликнуть по кнопке «Отправить запрос».

Хорошо, когда после этого появится информация о том, что патент с такими данными числится в базе МВД. Это означает его действительность. А вот если его данных не обнаружится, это тревожный знак – либо патент получили незаконным способом, либо он просрочен. Однако не стоит спешить делать выводы, а лучше проверить статус заявления на патент и выяснить все обстоятельства в самом миграционном органе.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *