Содержание
- Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология»
- Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология»
- Приложение N 1. Правила организации деятельности кабинета врача-гастроэнтеролога
- Приложение N 2. Рекомендуемые штатные нормативы кабинета врача-гастроэнтеролога
- Приложение N 3. Стандарт оснащения кабинета врача-гастроэнтеролога
- Приложение N 4. Правила организации деятельности гастроэнтерологического дневного стационара
- Приложение N 5. Рекомендуемые штатные нормативы гастроэнтерологического дневного стационара
- Приложение N 6. Стандарт оснащения гастроэнтерологического дневного стационара
- Приложение N 7. Правила организации деятельности гастроэнтерологического отделения
- Приложение N 8. Рекомендуемые штатные нормативы гастроэнтерологического отделения
- Приложение N 9. Стандарт оснащения гастроэнтерологического отделения
- Регламентация деятельности врача-гастроэнтеролога в правовом поле
>Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология»
Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология»
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 ноября 2012 года N 906н
Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология»
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.6724; 2012, N 26, ст.3442, 3446)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология».
2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 июня 2010 года N 415н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению при заболеваниях гастроэнтерологического профиля» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июля 2010 года, регистрационный N 17739).
Министр
В.И.Скворцова
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
21 января 2013 года,
регистрационный N 26641
Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология»
УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 12 ноября 2012 года N 906н
1. Настоящий Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология» в медицинских организациях.
2. Медицинская помощь по профилю «гастроэнтерология» (далее — медицинская помощь) оказывается в виде:
первичной медико-санитарной помощи;
скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
3. Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);
в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
4. Первичная медико-санитарная помощь предусматривает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению гастроэнтерологических заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни.
5. Первичная медико-санитарная помощь включает:
первичную доврачебную медико-санитарную помощь;
первичную врачебную медико-санитарную помощь;
первичную специализированную медико-санитарную помощь.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачом-терапевтом участковым, врачом-педиатром участковым, врачом общей практики (семейным врачом).
При наличии медицинских показаний к оказанию медицинской помощи, не требующей ее оказания в стационарных условиях, врач-терапевт участковый, врач-педиатр участковый, врач общей практики (семейный врач), медицинский работник со средним медицинским образованием или врач-терапевт, врач-педиатр направляют больного в кабинет врача-гастроэнтеролога медицинской организации для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачом-гастроэнтерологом, а в случае его отсутствия врачом-терапевтом, врачом-педиатром.
В случае отсутствия кабинета врача-гастроэнтеролога в медицинской организации первичная специализированная медико-санитарная помощь может оказываться в терапевтических кабинетах, педиатрических кабинетах.
При невозможности оказания медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи и наличии медицинских показаний больной направляется в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь по профилю «гастроэнтерология».
6. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь больным, требующим срочного медицинского вмешательства, оказывается фельдшерскими выездными бригадами скорой медицинской помощи, врачебными выездными бригадами скорой медицинской помощи, специализированными выездными бригадами скорой медицинской помощи, в том числе педиатрическими, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 года N 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» (зарегистрирован Минюстом России 23 ноября 2004 года, регистрационный N 6136), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 года N 586н (зарегистрирован Минюстом России 30 августа 2010 года, регистрационный N 18289), от 15 марта 2011 года N 202н (зарегистрирован Минюстом России 4 апреля 2011 года, регистрационный N 20390) и от 30 января 2012 года N 65н (зарегистрирован Минюстом России 14 марта 2012 года, регистрационный N 23472).
7. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, которая включает в себя санитарно-авиационную и санитарную эвакуацию.
8. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной и неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.
9. Бригада скорой медицинской помощи доставляет больных с угрожающими жизни состояниями в медицинские организации, оказывающие круглосуточную медицинскую помощь по профилю «анестезиология и реанимация» или «гастроэнтерология», «хирургия», «детская хирургия», «терапия», «педиатрия».
10. При наличии медицинских показаний после устранения угрожающих жизни состояний больные переводятся в гастроэнтерологическое или хирургическое отделение, детское хирургическое, терапевтическое, педиатрическое отделение медицинской организации для оказания специализированной медицинской помощи.
11. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается врачами-гастроэнтерологами в стационарных условиях и условиях дневного стационара и включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
12. При наличии медицинских показаний лечение проводят с привлечением врачей-специалистов по специальностям, предусмотренным номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 года N 210н (зарегистрирован Минюстом России 5 июня 2009 года, регистрационный N 14032), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 года N 94н (зарегистрирован Минюстом России 16 марта 2011 года, регистрационный N 20144).
13. Плановая медицинская помощь оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни, не требующих экстренной и неотложной помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния, угрозу жизни и здоровью больного.
14. Оказание медицинской помощи в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, осуществляется по медицинским показаниям при самостоятельном обращении больного или совместно с его законным представителем, по направлению медицинского работника со средним медицинским образованием, врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-терапевта, врача-педиатра, врача-гастроэнтеролога медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, а также при доставлении больного бригадой скорой медицинской помощи.
15. Оказание специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется в федеральных государственных медицинских организациях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, при необходимости установления окончательного диагноза в связи с нетипичностью течения заболевания, отсутствии эффекта от проводимой терапии и (или) повторных курсов лечения при вероятной эффективности других методов лечения, высоком риске хирургического лечения в связи с осложненным течением основного заболевания или наличием сопутствующих заболеваний, необходимости дообследования в диагностически сложных случаях и (или) комплексной предоперационной подготовке у больных с осложненными формами заболевания, сопутствующими заболеваниями, при необходимости повторной госпитализации по рекомендации указанных федеральных государственных медицинских организаций в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации в федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, для оказания специализированной медицинской помощи, приведенном в приложении к Порядку организации оказания специализированной медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2010 года N 243н (зарегистрирован Минюстом России 12 мая 2010 года, регистрационный N 17175), а также при наличии у больного медицинских показаний в федеральных государственных медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, в соответствии с Порядком направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 года N 617 (зарегистрирован Минюстом России 27 октября 2005 года, регистрационный N 7115).
16. При наличии у больного медицинских показаний к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи направление больного в медицинскую организацию, оказывающую высокотехнологичную медицинскую помощь, осуществляется в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, путем применения специализированной информационной системы, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 декабря 2011 года N 1689н (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2012 года, регистрационный N 23164).
17. Больные с гастроэнтерологическими заболеваниями при наличии медицинских показаний направляются для проведения реабилитационных мероприятий в специализированные медицинские и санаторно-курортные организации.
18. Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь больным с гастроэнтерологическими заболеваниями, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями N 1-9 к настоящему Порядку.
Приложение N 1. Правила организации деятельности кабинета врача-гастроэнтеролога
Приложение N 1
к Порядку оказания медицинской
помощи населению по профилю
«гастроэнтерология», утвержденному
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 12 ноября 2012 года N 906н
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности кабинета врача-гастроэнтеролога, который является структурным подразделением медицинской организации.
2. Кабинет врача-гастроэнтеролога медицинской организации (далее — Кабинет) создается для осуществления консультативной, диагностической и лечебной помощи по профилю «гастроэнтерология».
Кабинет организуется при наличии в медицинской организации отделения (кабинета) ультразвуковой диагностики.
3. На должность врача-гастроэнтеролога Кабинета назначается специалист, соответствующий требованиям, предъявляемым Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 года N 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 года, регистрационный N 14292), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 года N 1644н (зарегистрирован Минюстом России 18 апреля 2012 года, регистрационный N 23879), по специальности «гастроэнтерология».
4. Структура и штатная численность Кабинета устанавливаются руководителем медицинской организации исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 2 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология», утвержденному настоящим приказом.
5. Оснащение Кабинета осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 3 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология», утвержденному настоящим приказом.
6. Основными функциями Кабинета являются:
оказание консультативной, диагностической и лечебной помощи больным с гастроэнтерологическими заболеваниями;
диспансерное наблюдение и медицинская реабилитация больных с гастроэнтерологическими заболеваниями;
проведение мероприятий по первичной профилактике развития гастроэнтерологических заболеваний, а также вторичной профилактике осложнений и прогрессирующего течения гастроэнтерологических заболеваний;
решение организационных вопросов оказания медицинской помощи по профилю «гастроэнтерология»;
направление больных с гастроэнтерологическими заболеваниями для оказания медицинской помощи в стационарных условиях медицинской организации;
участие в отборе больных для оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи в соответствии с установленным порядком оказания высокотехнологичной медицинской помощи, а также учет лиц, ожидающих и получивших высокотехнологичную медицинскую помощь по профилю «гастроэнтерология «;
участие в организации и проведении диспансеризации прикрепленного населения;
осуществление экспертизы временной нетрудоспособности;
разработка и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению;
участие в организации и проведении школ здоровья для больных, родителей с детьми с гастроэнтерологическими заболеваниями;
внедрение в практику новых методов профилактики, диагностики и лечения больных с гастроэнтерологическими заболеваниями;
ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством.
Приложение N 2. Рекомендуемые штатные нормативы кабинета врача-гастроэнтеролога
Приложение N 2
к Порядку оказания медицинской
помощи населению по профилю
«гастроэнтерология», утвержденному
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 12 ноября 2012 года N 906н
N п/п |
Наименование должностей |
Количество должностей |
Врач-гастроэнтеролог |
1 на 70000 прикрепленного взрослого населения; |
|
1 на 35000 прикрепленного детского населения |
||
Медицинская сестра |
1 на 1 врача-гастроэнтеролога |
|
Санитар |
1 на 3 кабинета |
Примечания:
1. Рекомендуемые штатные нормативы кабинета врача-гастроэнтеролога не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.
2. Для районов с низкой плотностью населения и ограниченной транспортной доступностью медицинских организаций количество должностей врача-гастроэнтеролога кабинета врача-гастроэнтеролога устанавливается исходя из меньшей численности населения.
3. Для организаций и территорий, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 года N 1156-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 35, ст.3774; N 49, ст.5267; N 52, ст.5614; 2008, N 11, ст.1060; 2009, N 14, ст.1727; 2010, N 3, ст.336; N 18, ст.2271; 2011, N 16, ст.2303; N 21, ст.3004; N 47, ст.6699; N 51, ст.7526; 2012, N 19, ст.2410) количество должностей врача-гастроэнтеролога кабинета врача-гастроэнтеролога устанавливается вне зависимости от численности прикрепленного населения.
Приложение N 3. Стандарт оснащения кабинета врача-гастроэнтеролога
Приложение N 3
к Порядку оказания медицинской
помощи населению по профилю
«гастроэнтерология», утвержденному
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 12 ноября 2012 года N 906н
Наименование оснащения (оборудования) |
Требуемое количество, шт. |
|
Рабочее место врача-гастроэнтеролога |
||
Рабочее место медицинской сестры |
||
Зеркало |
||
Шкаф для одежды |
||
Шкаф для документов |
||
Ширма |
||
Кушетка |
||
Негатоскоп |
||
Тонометр |
||
Фонендоскоп |
||
Набор для оказания неотложной помощи |
||
Ростомер и напольные весы |
||
Компьютер с принтером |
||
Сантиметровая лента |
Приложение N 4. Правила организации деятельности гастроэнтерологического дневного стационара
Приложение N 4
к Порядку оказания медицинской
помощи населению по профилю
«гастроэнтерология», утвержденному
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 12 ноября 2012 года N 906н
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности гастроэнтерологического дневного стационара медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь по профилю «гастроэнтерология».
2. Гастроэнтерологический дневной стационар является структурным подразделением медицинской организации и организуется для осуществления медицинской помощи по профилю «гастроэнтерология» при заболеваниях и состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения.
Гастроэнтерологический дневной стационар организуется при наличии в медицинской организации отделения хирургии (детской хирургии), эндоскопии, отделения (кабинета) ультразвуковой диагностики.
3. На должность заведующего гастроэнтерологическим дневным стационаром и врача-гастроэнтеролога назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 года N 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 года, регистрационный N 14292), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 года N 1644н (зарегистрирован Минюстом России 18 апреля 2012 года, регистрационный N 23879), по специальности «гастроэнтерология».
4. Структура и штатная численность гастроэнтерологического дневного стационара устанавливаются руководителем медицинской организации, в составе которой он создан, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения и с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 5 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология», утвержденному настоящим приказом.
5. В структуре гастроэнтерологического дневного стационара рекомендуется предусматривать:
палаты;
процедурную (манипуляционную);
процедурную для эндоскопии;
помещение для осмотра пациентов;
пост медицинской сестры;
кабинет заведующего гастроэнтерологическим дневным стационаром;
кабинеты врачей-гастроэнтерологов.
6. В гастроэнтерологическом дневном стационаре рекомендуется предусматривать:
комнату для медицинских работников;
комнату для временного хранения оборудования;
комнату для приема пищи больными;
санузел для медицинских работников;
санузел для пациентов;
санитарную комнату.
7. Оснащение гастроэнтерологического дневного стационара осуществляется в соответствии со стандартом оснащения гастроэнтерологического дневного стационара, предусмотренным приложением N 6 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология», утвержденному настоящим приказом.
8. Основными функциями гастроэнтерологического дневного стационара являются:
оказание медицинской помощи больным с гастроэнтерологическими заболеваниями, не требующими круглосуточного медицинского наблюдения, в соответствии с утвержденными стандартами медицинской помощи;
наблюдение больных, которым была оказана медицинская помощь по профилю «гастроэнтерология» в стационарных условиях;
внедрение в практику современных методов диагностики, лечения и реабилитации больных с гастроэнтерологическими заболеваниями;
ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, ведение которых предусмотрено законодательством;
проведение санитарно-гигиенического обучения больных и их родственников;
осуществление экспертизы временной нетрудоспособности.
9. При наличии медицинских показаний для оказания медицинской помощи, требующей круглосуточного медицинского наблюдения, а также при отсутствии возможности проведения дополнительных обследований в условиях дневного стационара больной направляется из гастроэнтерологического дневного стационара для оказания медицинской помощи в стационарных условиях.
Приложение N 5. Рекомендуемые штатные нормативы гастроэнтерологического дневного стационара
Приложение N 5
к Порядку оказания медицинской
помощи населению по профилю
«гастроэнтерология», утвержденному
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 12 ноября 2012 года N 906н
N п/п |
Наименование должности |
Количество должностей |
Заведующий гастроэнтерологическим дневным стационаром — врач-гастроэнтеролог |
1 на 30 коек |
|
Врач-гастроэнтеролог |
1 на 15 коек |
|
Старшая медицинская сестра |
1 на 30 коек |
|
Медицинская сестра процедурной |
1 на процедурную для эндоскопии; |
|
Медицинская сестра |
1 на 15 коек |
|
Санитар |
1 на 30 коек |
Приложение N 6. Стандарт оснащения гастроэнтерологического дневного стационара
Приложение N 6
к Порядку оказания медицинской
помощи населению по профилю
«гастроэнтерология», утвержденному
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 12 ноября 2012 года N 906н
N п/п |
Наименование оснащения (оборудования) |
Требуемое количество, шт. |
Рабочее место врача-гастроэнтеролога |
по требованию |
|
Рабочее место заведующего дневным стационаром |
||
Рабочее место медицинской сестры |
по требованию |
|
Зеркало |
||
Шкаф для одежды |
||
Шкаф для документов |
||
Ширма |
||
Кушетка |
по требованию |
|
Негатоскоп |
||
Тонометр |
по требованию |
|
Фонендоскоп |
по требованию |
|
Набор для оказания неотложной помощи |
||
Ростомер и напольные весы |
||
Компьютер с принтером |
по требованию |
|
Сантиметровая лента |
по требованию |
|
Прибор для проведения внутрижелудочной рН-метрии |
||
Набор реанимационный |
Приложение N 7. Правила организации деятельности гастроэнтерологического отделения
Приложение N 7
к Порядку оказания медицинской
помощи населению по профилю
«гастроэнтерология», утвержденному
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 12 ноября 2012 года N 906н
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности гастроэнтерологического отделения, которое является структурным подразделением медицинской организации.
2. Гастроэнтерологическое отделение медицинской организации (далее -Отделение) создается как структурное подразделение медицинской организации.
Отделение организуется при наличии в медицинской организации круглосуточно функционирующих отделения анестезиологии и реанимации, клинико-диагностической и биохимической лаборатории, отделения лучевой диагностики, включающего ультразвуковую и рентгеновскую диагностику, а также функционирующих в штатном режиме отделения хирургии (детской хирургии), отделения эндоскопии, регистратуры, консультативно-поликлинического отделения с консультационными кабинетами и амбулаторной перевязочной, приемного отделения с хирургической смотровой, рентгенологического кабинета.
3. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем медицинской организации, в составе которой создано Отделение.
На должность заведующего Отделением и врача-гастроэнтеролога назначается специалист, соответствующий требованиям, предъявляемым Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 года N 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 года, регистрационный N 14292), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 года N 1644н (зарегистрирован Минюстом России 18 апреля 2012 года, регистрационный N 23879), по специальности «гастроэнтерология».
4. Структура и штатная численность Отделения утверждаются руководителем медицинской организации, в составе которой создано отделение, и определяются исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и коечной мощности с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 8 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология», утвержденному настоящим приказом.
5. Оснащение Отделения осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 9 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология», утвержденному настоящим приказом.
6. В структуре Отделения рекомендуется предусматривать:
палаты для больных;
палату интенсивной терапии;
кабинет заведующего;
помещение для врачей;
процедурную;
перевязочную;
процедурную для эндоскопии.
7. В Отделении рекомендуется предусматривать:
помещение для осмотра больных;
комнату для медицинских работников;
комнату для хранения медицинского оборудования;
кабинет старшей медицинской сестры;
помещение сестры-хозяйки;
буфетную и раздаточную;
помещение для хранения чистого белья;
помещение для сбора грязного белья;
душевую и туалет для медицинских работников;
душевые и туалеты для пациентов;
санитарную комнату;
комнату для посетителей;
учебный класс клинической базы;
игровую комнату для детей*.
________________
* Для отделений оказывающих медицинскую помощь детям.
8. Основными функциями отделения являются:
оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по профилю «гастроэнтерология» в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи больным с гастроэнтерологическими заболеваниями;
оказание консультативной помощи врачам других подразделений медицинской организации по вопросам профилактики, диагностики и лечения больных с гастроэнтерологическими заболеваниями;
разработку и внедрение мероприятий, направленных на повышение качества лечебно-диагностической работы и снижение больничной летальности от гастроэнтерологических заболеваний;
освоение и внедрение в клиническую практику современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных;
проведение санитарно-гигиенического обучения пациентов и их родственников;
осуществление экспертизы временной нетрудоспособности;
ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством.
9. Отделение для обеспечения своей деятельности использует возможности лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой организовано отделение.
10. Отделение может использоваться в качестве клинической базы медицинских образовательных организаций среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, а также научных организаций.
Приложение N 8. Рекомендуемые штатные нормативы гастроэнтерологического отделения
Приложение N 8
к Порядку оказания медицинской
помощи населению по профилю
«гастроэнтерология», утвержденному
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 12 ноября 2012 года N 906н
N п/п |
Наименование должностей |
Количество должностей |
Заведующий отделением — врач-гастроэнтеролог |
1 на 30 коек |
|
Врач-гастроэнтеролог |
1 на 15 коек |
|
Медицинская сестра палатная |
4,75 на 15 коек (для обеспечения круглосуточной работы) |
|
Медицинская сестра процедурной |
1 на процедурную для эндоскопии; |
|
Старшая медицинская сестра |
1 на отделение |
|
Младшая медицинская сестра по уходу за больными |
4,75 на 15 коек (для обеспечения круглосуточной работы) |
|
Сестра-хозяйка |
1 на отделение |
|
Санитар |
2 (для работы в буфете); |
Приложение N 9. Стандарт оснащения гастроэнтерологического отделения
Приложение N 9
к Порядку оказания медицинской
помощи населению по профилю
«гастроэнтерология «, утвержденному
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 12 ноября 2012 года N 906н
N п/п |
Наименование оснащения (оборудования) |
Требуемое количество, шт. |
Рабочее место врача-гастроэнтеролога |
по требованию |
|
Рабочее место заведующего дневным стационаром |
||
Рабочее место медицинской сестры |
по требованию |
|
Зеркало |
||
Шкаф для одежды |
||
Шкаф для документов |
||
Ширма |
||
Кушетка |
по требованию |
|
Негатоскоп |
||
Тонометр |
по требованию |
|
Фонендоскоп |
по требованию |
|
Набор для оказания неотложной помощи |
||
Ростомер и напольные весы |
||
Компьютер с принтером |
по требованию |
|
Сантиметровая лента |
по требованию |
|
Прибор для проведения внутрижелудочной рН-метрии |
||
Набор реанимационный |
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт Минюста России
www.minjust.ru (сканер-копия)
по состоянию на 25.01.2013
Регламентация деятельности врача-гастроэнтеролога в правовом поле
Конституционные нормы регулирования медицинской деятельности и регулирование ее подзаконными нормативными актами (особенно это касается приказов Министерства здравоохранения РФ) можно определить как совместное поле деятельности по защите врачей профессиональных ассоциациями и профсоюзами. Авторам представляется актуальным проанализировать имеющуюся нормативную базу, обобщить сложившуюся судебную практику, а также собственные наблюдения для определения значимых нормативно-правовых положений. Отсутствие знаний в этом разделе может повлечь за собой тяжелые последствия и юридическую ответственность врачей-гастроэнтерологов.
Для эффективного взаимодействия с пациентом, руководством, контрольно-надзорными органами гастроэнтеролог должен владеть значительным объемом правовой информации, знать иерархию нормативных актов, разбираться в видах юридической ответственности в медицине. Для установления закономерностей появления правовых проблем в деятельности гастроэнтерологов были применены аналитический и исторический методы с глубиной исследования нормативно-правовых актов в гастроэнтерологии за последние 15 лет по отношению к действующим в настоящее время нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность врачей этой специальности. Изучалась и обобщалась судебная практика по общедоступным источникам.
При анализе документов, регламентирующих работу врача-гастроэнтеролога, установлена противоречивость действующей нормативной базы. Это серьезно затрудняет подготовку и обучение гастроэнтерологов. Отсутствуют профессиональные стандарты врача-гастроэнтеролога, что не позволяет детально разделить обязанности, возлагаемые на гастроэнтеролога, и обязанности других лиц. Среди разрабатываемых стандартов специальность «врач-гастроэнтеролог» отсутствует и на официальном сайте Национальной медицинской палаты. Имеется особенность при подготовке стандарта по этой специальности: необходимо учитывать особенности работы, взаимодействие с врачами смежных специальностей, необходимый объем знаний, практические навыки и требования к работе. Поэтому подготовку и разработку проекта унифицированного профессионального стандарта следует поручить профильной врачебной ассоциации.
Квалификационные требования, действующие в настоящее время (с 07.11.2015) в рамках приказа Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», предполагают готовить врача двумя способами. Первый – двухгодичная ординатура, второй – профессиональная переподготовка по специальности «Гастроэнтерология» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Педиатрия», «Терапия». После упразднения интернатуры второй путь подготовки новых врачей затруднен; следовательно, возможен двухгодичный дефицит новых кадров. Переход на подготовку путем первичной аккредитации и первичной специализированной аккредитации потребует пересмотра данного приказа, однако в настоящее время сохраняется относительный правовой вакуум в этом вопросе. В Государственной думе готовят поправки в действующее законодательство, которые предусматривают возврат в медицинские вузы интернатуры, упраздненной в рамках проводимой реформы медицинского образования.
Отдельной правовой проблемой является организация оказания гастроэнтерологической помощи детям. В приказе Минздрава России от 07.10.2015 № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» имеется только специальность «Гастроэнтерология». В приказе Минздрава № 707н также отсутствует отдельная специальность «Детская гастроэнтерология», следовательно, можно сделать вывод о возможности оказания помощи гастроэнтерологом и взрослым, и детям. Однако если специализацию по гастроэнтерологии получает врач, имеющий специализацию «Лечебное дело», то чаще всего он испытывает затруднения при диагностике, лечении и ведении детей. Данная проблема нуждается в урегулировании либо введением специальности «Детская гастроэнтерология», либо включением в программы обучения особенностей ведения детей, начиная с новорожденного возраста, с учетом особенностей подростков, призывников, медицинских отводов от вакцинации и др.
В связи с организацией деятельности кабинета гастроэнтеролога и отделения гастроэнтерологии до 2013 г. имелась неразрешимая правовая проблема. Передача гастроэнтерологу эндоскопических манипуляций несла в себе серьезный правовой риск, но была предусмотрена ранее действовавшим приказом Минздравсоцразвития РФ от 02.06.2010 № 415н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению при заболеваниях гастроэнтерологического профиля» и действующим сейчас приказом Минздравсоцразвития РФ от 25.08.2005 № 539 «О мерах по совершенствованию организации гастроэнтерологической помощи населению Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации деятельности врача-гастроэнтеролога», «Порядком организации деятельности кабинета врача-гастроэнтеролога», «Порядком организации деятельности отделения гастроэнтерологии»). Оба приказа предусматривали осуществление диагностики путем биопсии печени, эндоскопического и ультразвукового исследования органов брюшной полости, а также оснащение кабинетов и отделений гастроэнтерологии соответствующей аппаратурой: гастроскопами, ректосигмоскопами, колоноскопами с наборами для биопсии, а также аппаратами ультразвукового исследования. В общемировой практике встречаются примеры работы гастроэнтерологов, выполняющих полный набор перечисленных исследований. Однако обучение отечественных врачей не предусматривает получения дополнительных практических и теоретических навыков в таком объеме. Если же врач решал проводить эти исследования без получения соответствующего образования, то могла возникнуть правовая коллизия или противоречие действующих норм. В крайне затруднительном положении оказывались также лицензирующие органы, которые при лицензировании амбулаторного кабинета гастроэнтеролога в соответствии с приказом № 539 предъявляли требования, касающиеся наличия эндоскопической техники, а следовательно, манипуляционного кабинета и соответствующих средств для обработки и дезинфекции.
После введения с 22 апреля 2013 г. нового приказа Минздрава России от 12.11.2012 № 906н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология» положение улучшилось. Из стандарта оснащения изъяли требование наличия эндоскопической техники в кабинете и отделении. В новом приказе раздел «Порядок оказания медицинской помощи населению при заболеваниях гастроэнтерологического профиля» изменен на «Положение об организации деятельности кабинета врача-гастроэнтеролога поликлиники» и «Положение об организации деятельности гастроэнтерологического отделения». Но, с учетом отсутствия указания об основных врачебных функциях, неясно, следует ли руководствоваться приказом № 539 (который не отменен, но при этом не был опубликован, хотя и не нуждался в государственной регистрации, по мнению Минюста (письмо № 01/7725-ВЯ от 07.10.2005)). Именно в приложении № 1 этого приказа содержится Положение об организации деятельности врача-гастроэнтеролога, до сих пор включающее следующее: врач «может самостоятельно осуществлять свою деятельность в установленном порядке», осуществляет эндоскопическое исследование верхних отделов пищеварительного тракта (эзофагоскопия, эзофагогастроскопия, эзофагогастродуоденоскопия); эндоскопическое исследование нижних отделов пищеварительного тракта (ректоскопия, ректосигмоскопия, колоноскопия); ультразвуковое исследование органов брюшной полости; пункционную биопсию печени.
Для повседневной регламентации работы врача-специалиста используются стандарты и клинические протоколы. Их применение в настоящее время фактически обязательно после выводов, содержащихся в решении Верховного суда РФ от 09.04.2014 № АКПИ14-152. В данном судебном решении указано: так как стандарты являются документом, регламентирующим оказание медицинской помощи, приказы Минздрава должны в обязательном порядке проходить государственную регистрацию в Минюсте, после которой применение этих приказов носит обязательный характер.
Очередной сложностью правового характера становится использование актуальных стандартов медицинской помощи и клинических протоколов. В повседневной деятельности удобно руководствоваться монографиями . Но при работе с бумажными источниками трудно быть уверенным в актуальности действующих документов. Анализ судебной практики показал, что поиск и использование в повседневной работе действующих нормативно-правовых актов являются, по мнению судов, обязанностями лечащего врача. Следовательно, на него и возлагается обязанность поиска обновлений действующих стандартов. Маловероятно исполнение такого требования практикующими врачами без наличия обновляемых справочно-правовых систем (СПС). В решении этого вопроса значительную роль может сыграть работа профессиональной ассоциации, формирующей базу актуальных стандартов с опубликованием их на своем официальном сайте и обновлением ее по мере выхода новых стандартов и протоколов. До этого момента можно использовать справочную информацию действующих СПС: «Кодекс (Техэксперт)», «Гарант», «Консультант-плюс». В крупных и специализированных медицинских организациях оптимально применение медицинских информационных систем, часть из которых содержит подробные справочники , в т. ч. и стандартов медицинской помощи.
В существующем в настоящее время перечне стандартов медицинской помощи, разработанных и утвержденных на федеральном уровне приказами Министерства здравоохранения, все стандарты разделены на 3 группы: при оказании первичной медико-санитарной помощи, специализированной помощи и скорой медицинской помощи. Среди действующих стандартов представлены единичные нозологии. Так, в разделе «Оказание первичной медико-санитарной помощи» имеются 4 стандарта, но 2 из них относятся к стоматологии (различные формы кариеса), а 2 – к оказанию помощи детям при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки в стадиях обострения и ремиссии. Таким образом, при оказании по всем нозологическим формам гастроэнтерологическим пациентам в условиях первичной медико-санитарной помощи стандарты фактически отсутствуют, что нарушает преемственность и требует скорейшего исправления сложившейся ситуации.
В разделе «Оказание специализированной помощи» в настоящее время имеются 13 стандартов, из которых 1 помещен случайно (Стандарт специализированной медицинской помощи при донорстве аутологичного костного мозга), 7 относятся к детям, и только 5 регламентируют помощь взрослым пациентам. Данные 5 стандартов относятся к таким заболеваниям, как: ГЭРБ, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, синдром раздраженного кишечника с диареей и без нее, при некоторых заболеваниях печени – К 76.0, К 76.8, К 76.9. Из перечисленных 5 стандартов (утвержденных приказами Минздрава России от 09.11.2012 № 722н, от 09.11.2012 № 773н, от 09.11.2012 № 774н, от 24.12.2012 № 1420н, от 09.11.2012 № 772н) все зарегистрированы Министерством юстиции и обязательны к применению.
В разделе «Оказание скорой медицинской помощи» имеется единственный стандарт – «Стандарт скорой медицинской помощи при желудочно-кишечном кровотечении», утвержден вышеуказанным приказом МЗ РФ от 09.11.2012 № 772н и также обязателен к применению.
В различных базах имеются еще 7 стандартов, утвержденных Минздравсоцразвития в 2005 г., а именно: № 618, 619, 620, 621 от 06.10.2005, № 634 от 13.10.2005, № 651, 652 от 27.10.2005 по 7 распространенным нозологиям (заболевания пищевода, кишечника, печени, поджелудочной железы). Однако данная группа приказов министерства не была опубликована, не прошла регистрацию в Минюсте. По решению Верховного суда РФ от 09.04.2014 № АКПИ14-152 «О признании недействующим приказа Минздравсоцразвития РФ от 11.09.2007 № 582 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом» был сделан вывод об обязательности регистрации в Минюсте приказов министерства, содержащих стандарты. Поэтому применение данных 7 стандартов может повлечь обвинение практикующего гастроэнтеролога в ненадлежащих действиях.
Отдельно следует остановиться на документе «Профилактика описторхоза. Методические указания. МУ 3.2.2601-10», утвержденном Роспотребнадзором 21.04.2010. Сложно оценить документ как стандарт, если он предназначен для профилактики, содержит рекомендации по лечению; разработан не Министерством здравоохранения; является подзаконным актом слабой правовой силы (методические указания).
Оказание помощи при наличии остальных заболеваний и состояний регламентируется региональными стандартами (там, где они приняты), методическими рекомендациями и клиническими протоколами, не имеющими обязательной силы. Для экспертов, принимающих участие в оценке споров по качеству медицинской помощи в гастроэнтерологии, такая неопределенность может обернуться принятием решений по обычаю делового оборота и признанием оказанной помощи ненадлежащей. Также сложно обосновать полученные средства обязательного медицинского страхования. При экспертизе качества медицинской помощи и медико-экономической экспертизе в гастроэнтерологии ощущается наличие проблем при обосновании принятия решений в диагностике и лечении.
Особо следует отметить постановление Правительства РФ от 19.12.2016 № 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». В приложении содержится Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования. В перечне в раздел «Гастроэнтерология» вошли всего 2 вида помощи:
– лечение язвенного колита и болезни Крона 3 и 4 степени активности, гормонозависимые и гормонорезистентные формы; тяжелые формы целиакии путем применения поликомпонентной терапии химиотерапевтическими и генно-инженерными биологическими лекарственными препаратами под контролем иммунологических, морфологических, гистохимических инструментальных исследований;
– лечение хронического аутоиммунного гепатита в сочетании с первично-склерозирующим холангитом либо с первичным билиарным циррозом печени, либо с хроническим вирусным гепатитом C или В путем применения поликомпонентной терапии при аутоиммунном перекресте с применением химиотерапевтических, генно-инженерных биологических и противовирусных лекарственных препаратов под контролем иммунологических, морфологических, гистохимических инструментальных исследований (включая магнитно-резонансную холангиографию).
К правовым рискам врача-гастроэнтеролога относится привлечение к дисциплинарной ответственности. Так, в апелляционном определении Московского городского суда от 22.09.2016 по делу № 33-38238/2016 гастроэнтеролог оспорила выговор, наложенный за неисполнение трудовой функции. Врач 8 сентября 2015 г. при поступлении на прием пациентки с острыми интенсивными болями в животе не назначила анализ крови, биохимический анализ крови, общий анализ мочи по экстренным показаниям; сразу после осмотра и в ближайшее время не направила на консультации к хирургу, акушеру-гинекологу, урологу; не исключила до постановки диагноза острую хирургическую, урологическую и гинекологическую патологии; не оформила информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств; недостаточно развернуто были описаны жалобы, анамнез заболевания, объективный и локальный статус. Хотя наложенный администрацией выговор был снят судами первой и апелляционной инстанций, снятие было произведено по основаниям нарушения сроков взыскания, а обоснование необходимых действий гастроэнтеролога при проверках отсутствовало в нормативных актах.
Гастроэнтерологи могут испытывать трудности с назначением трудовой пенсии с учетом льготного исчисления трудового стажа (например, при работе в сельской местности в санатории – апелляционное определение Новосибирского областного суда от 02.06.2015 по делу № 33-4759/2015, в негосударственной медицинской организации – Московского областного суда от 16.03.2015 по делу № 33-5544/2015).
Поводом к судебному разбирательству может служить желание граждан обжаловать заключение гастроэнтеролога, принимающего участие в установлении диагноза при освидетельствовании граждан на пригодность к прохождению военной службы (апелляционные определения Санкт-Петербургского городского суда от 04.04.2016 № 33а-6758/2016 по делу № 2а-142/2016, Ставропольского краевого суда от 07.04.2015 по делу № 33а-189/2015).
Изучено также значительное количество вынесенных судебных решений, касающихся вопросов включения гастроэнтеролога в состав комиссии при проведении судебно-медицинского исследования; оказания специализированной гастроэнтерологической помощи лицам, отбывающим наказание; осложнений после назначенного гастроэнтерологом лечения и многих других, которые подлежат дальнейшему изучению и обобщению.
Выводы
Для гастроэнтерологии характерны многообразие нормативных актов, регламентирующих деятельность специалиста, и противоречия в них. Отсутствие ряда важнейших документов требует скорейшего исправления ситуации, т. к. влечет правовую неопределенность и препятствует разрешению споров относительно качества гастроэнтерологической помощи. Важным является подготовка достаточного количества экспертов по гастроэнтерологии, с возможностью включения в регистры и базы: федеральных экспертов Росздравнадзора, экспертов качества медицинской помощи в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в субъектах, экспертов при лицензирующих органах и, главное, экспертов, привлекаемых для судебно-медицинской экспертизы.
Для объективизации нагрузки врача представляются неотложными мероприятия по скорейшей разработке профессионального стандарта гастроэнтеролога. В подготовке проекта желательно участие профильной общественной организации – Ассоциации гастроэнтерологов. Необходимо предусмотреть повышение качества обучения гастроэнтерологов, работающих с детьми.
Для приведения в соответствие с действующим порядком оказания гастроэнтерологической помощи приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.08.2005 № 539 «О мерах по совершенствованию организации гастроэнтерологической помощи населению Российской Федерации» подлежит отмене.
Необходимо формирование базы стандартов по гастроэнтерологии с определением ее правовой роли и значения среди других нормативно-правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность. Высока потребность в выпуске материалов, обобщающих ведение гастроэнтерологических пациентов с точки зрения доказательной медицины с учетом большого количества применяемых лекарственных средств с аналогами.