>ВАС РФ сформировал практику применения ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2011 г. N 11143/10

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего — заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева В.Н.;

членов Президиума: Александрова В.Н., Амосова С.М., Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Пановой И.В., Першутова А.Г., Сарбаша С.В. —

рассмотрел заявление Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Алтайского края от 13.01.2010 по делу N А03-18070/2009, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.05.2010 по тому же делу.

В заседании приняла участие представитель открытого акционерного общества «Нефтяная компания «Роснефть-Алтайнефтепродукт» Ежова О.А.

Заслушав и обсудив доклад судьи Александрова В.Н., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

Открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть-Алтайнефтепродукт» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края (далее — инспекция) от 08.12.2009 N 225 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 13.01.2010 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 27.05.2010 указанные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора инспекция просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.

В отзыве на заявление общество просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты как соответствующие действующему законодательству и обстоятельствам дела.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Инспекцией проведена проверка соблюдения обществом градостроительного законодательства при строительстве объекта капитального строительства, которой установлено, что эксплуатация автозаправочной станции N 27 на 250 заправок легковых автомобилей в сутки, расположенной по адресу: Алтайский край, г. Камень-на-Оби, ул. Гагарина, 102, осуществляется без разрешения на ввод в эксплуатацию.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 30.11.2009 N 225 и вынесено постановление от 08.12.2009 N 225 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, в виде 15 000 рублей штрафа.

Не согласившись с постановлением инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании его незаконным.

Признавая незаконным постановление инспекции, суды сделали вывод о том, что автозаправочные станции подпадают под действие пункта 4 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс), исключающего необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации и, соответственно, получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Между тем судами не учтено следующее.

Частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Согласно статье 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

К заявлению прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; разрешение на строительство; документы, подтверждающие соответствие параметров, технических условий, технических регламентов реконструированного объекта капитального строительства проектной документации; заключение органа государственного строительного надзора.

Орган, выдавший разрешение на строительство, обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

Как следует из материалов дела, обществу выдано разрешение от 20.08.2009 N RU22307000-0000000000000134 на реконструкцию объекта капитального строительства — автозаправочной станции N 27. Согласно статье 55 Градостроительного кодекса по окончании реконструкции объекта общество обязано было обратиться в соответствующий орган исполнительной власти с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, приложив к нему необходимый пакет документов.

Таким образом, общество, получив разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства, обязано было получить разрешение и на ввод его в эксплуатацию.

Невыполнение этих требований Градостроительного кодекса образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.

Вывод судов о том, что разрешение на ввод в эксплуатацию автозаправочной станции не требуется, так как экспертиза проектной документации таких объектов не проводится, является неосновательным.

Согласно статье 49 Градостроительного кодекса проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе.

Государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получения разрешения на строительство, а также в отношении отдельно стоящих объектов капитального строительства, которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности.

Частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса установлены случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется (строительство гаража, строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства; строительство строений и сооружений вспомогательного использования; изменение объектов капитального строительства, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности).

Под эти исключения, не требующие проведение государственной экспертизы проектной документации, автозаправочные станции, которые представляют единый технологический комплекс зданий и сооружений капитального строительства, не подпадают.

Следовательно, проектная документация указанных объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе и получение разрешений как на строительство, так и на ввод их в эксплуатацию обязательно.

При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого обществом постановления инспекции.

Оспариваемые судебные акты как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является обязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда Алтайского края от 13.01.2010 по делу N А03-18070/2009, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.05.2010 по тому же делу отменить.

В удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Нефтяная компания «Роснефть-Алтайнефтепродукт» о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края от 08.12.2009 N 225 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Председательствующий

В.Н. Исайчев

Случаи, когда разрешение на строительство не требуется

Случаи, когда разрешение на строительство не требуется

Процесс возведения объекта недвижимости связан с необходимостью получения разрешения на строительство в соответствующих органах государственной или муниципальной власти.

Должностные лица указанных органов осуществляют мониторинг соблюдения требований законодательства, соответствия размещения здания плану города или другого населенного пункта.Проверяется цель его создания – общественно-социальные, для личного использования, ведения коммерческой деятельности, служебного или вспомогательного назначения. Самая главная задача, стоящая перед властями – полное устранение или минимизация рисков причинения такой постройкой ущерба жизни и здоровью людей. Получение разрешения на строительство, однако, иногда не обязательно.

Общий перечень оснований, когда для возведения объекта не нужно получать разрешение, установлен частью 17 статьи 51Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее-ГрК РФ). Наиболее актуальные случаи:

1) строительство, реконструкция гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство, реконструкция на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;

1.1) строительство, реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства (ИЖС);

2) строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства;

3) строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменение объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

4.1) капитальный ремонт объектов капитального строительства;

4.2) строительство, реконструкция буровых скважин, связанных с пользованием участками недр;

5) иные случаи, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Статьёй 35 Закона Республики Тыва от 23.06.2006 № 1741 ВХ-1 «О градостроительной деятельности в Республике Тыва» (далее — Закон о градостроительстве РТ) установлен перечень объектов недвижимости, для строительства которых не требуется разрешение на строительство:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

2) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек;

2.1) строительства, реконструкции объектов ИЖС;

3) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;

4) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

5) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают архитектурный облик здания, конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

6) строительства малых архитектурных форм и элементов благоустройства, расположенных на земельных участках общего пользования;

7) капитального ремонта объектов капитального строительства;

7.1) строительства, реконструкции буровых скважин, связанных с пользованием участками недр;

7.3) строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа;

8) при строительстве и (или) реконструкции линейных объектов;

9) строительства и (или) реконструкции антенно-мачтовых сооружений связи (размещение на земле).

В остальных случаях заявление о выдаче разрешения на строительство и необходимые документы представляются в соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления (в администрацию города или другого населенного пункта, на территории которого планируется осуществление строительной деятельности).

За строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, осуществляемые без полученного в обязательном порядке разрешения установлена административная ответственность. Так, статья 9.5 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде:

— штрафа в размере от двух тысяч до одного миллиона рублей;

— или приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Помимо этого, здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, признается в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой и подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, накотором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 222 ГК РФ, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Монгуш С.В., специалист-эксперт Западного отдела

Управления Росреестра по Республике Тыва

Особенности ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в новой редакции

При решении вопросов, связанных с законностью каких-либо строительных работ, основной упор делается на законодательные положения, прописанные в ст. 51 Градостроительного кодекса России. В 2018 году в закон были внесены некоторые изменения, которые необходимо учитывать, если планируется проведение строительных или реконструкционных работ. Обновленная статья регламентирует правила осуществления застройки для частных, физических и юридических лиц.

Описание статьи 51 «Разрешение на строительство»

Статья о градостроении в новой редакции определяет порядок выдачи разрешительной документации на начало строительных работ и прописывает условия для получения данных документов.

Важно! Самовольная застройка согласно ст. 222 ГК Российской Федерации без соответствующих, установленных законом документов, дающих право на возведение жилого дома или иного строения, является административным нарушением. В данной ситуации может быть принято решение о принудительном сносе строения.

Что представляет собой разрешение

Без получения разрешения на осуществление застройки не могут быть начаты никакие градостроительные работы, так как подобные действия будут признаны незаконными. Документ, разрешающий проведение градостроения, представляет собой итоговое заключение, которое свидетельствует о соблюдении застройщиком следующих условий:

  1. Соответствие проектной документации градостроительным требованиям.
  2. В предоставленном проекте учтены правила расположения объекта по отношению к строениям на соседнем участке, то есть не нарушено расстояние от границ расположенной поблизости частной территории.
  3. Установлено законное право застройщика на владение участком.

Получение разрешения обеспечивает законность осуществления проекта и позволяет избежать впоследствии проблем, связанных с посещением объекта проверочными комиссиями. Строение, возведение которого было одобрено на уровне местной администрации, не может быть признано незаконным даже в судебном порядке.

Где и в каком порядке можно получить разрешающий проведение градостроительных работ документ

Для того чтобы начать узаконенное осуществление проекта реконструкционной и строительной направленности, необходимо обратиться в органы местного самоуправления, рассматривающие указанные вопросы того территориального района, на котором расположен участок под застройку.

Застройщик должен предоставить в администрацию района или в многофункциональный центр по оказанию муниципальных и государственных услуг следующий пакет документов:

  1. Заявление.
  2. Паспорт застройщика.
  3. Документ, подтверждающий право собственности на земельную территорию.
  4. Проект будущего сооружения с указанием порядка проведения запланированных работ.
  5. План участка с обозначением места новостройки.
  6. Отсутствие претензий по вопросам проведения проектных работ от других дольщиков при долевом владении рассматриваемой территорией.
  7. Согласие всех правообладателей, если речь идет о реконструкции здания. Эта правовая бумага не требуется, если речь идет о многоквартирном доме согласно положению п.6.2 часть 7 ст. 51 ГрК РФ.

Срок рассмотрения предоставленной документации обычно составляет от 3 до 10 дней.

Период действия выданного документа и право его передачи другому лицу

Если «добро» на ведение действий капитального характера было получено, то в течение всего периода проведения работ разрешение будет в силе. Единственным исключением является частный жилой сектор. Здесь решение администрации будет считаться действительным на протяжении 10 лет от момента его выдачи.

При возникновении необходимости продажи недостроенного объекта выданная на его возведение документация, переданная новому собственнику в процессе заключения сделки о купле-продаже незавершенного строительства, будет считаться действительной.

О чем говорят комментарии к ст. 51 ГрК РФ

В комментариях к статье указано, что осуществление капитального ремонта, строительства и реконструкции всех видов объектов может проводиться частными и юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. При этом обязательно учитывается планируемая направленность использования строения.

На каких условиях проводится рассмотрение заявления от собственника участка

Рассмотрение возможности проведения каких-либо работ на участке может проходить по одному из двух вариантов:

  • с определением места расположения сооружения;
  • без указания места возведения строения.

Также может понадобиться предоставление подтверждения того, что будут соблюдены санитарно-гигиенические нормы.

Комментарии по отдельным пунктам ст.51

  • п. 3. Разрешение не может быть выдано в том случае, если отсутствуют правила землепользования, а также застройки. Исключением являются объекты федерального либо местного значения. Их строительство и реконструкция не требуют выдачи указанного документа. Также это право распространяется на сооружения капитального строительства, расположенные на участках, для которых нет градостроительных регламентов.
  • п. 4. Разрешение на проведение реконструкции и строительных работ в обязательном порядке выдается органами местного самоуправления, которые располагаются по месту нахождения предоставленного под застройку земельного участка. Исключением являются объекты, определенные ч. 5 и ч.6 данной статьи, а также иными федеральными законами.
  • п. 7. Документы либо их копии, оговоренные в пунктах 1, 2, а также 5 ч.7 статьи, запрашиваются по требованию государственных органов, органов местного самоуправления, в компетенции которых находится рассмотрение данного вопроса в срок, не превышающий 3 рабочих дней с момента подачи заявления о предоставлении разрешения на ведение строительства.

Судебная практика по статье 51 с примерами

Наиболее часто в судебной практике рассматриваются дела, регламентируемые ст.51 ГкРФ, о самовольной застройке. Нередко в суде оспаривается отказ в принятии комиссией или местной администрацией построенного или отреставрированного объекта. В случае если речь идет о подаче заявления на выдачу разрешения после возведения сооружения, то такие судебные дела завершаются признанием правильности действий администрации.

Важно! Документ, дающий право на настройку или осуществление реконструкционного проекта, по закону может быть выдан только до начала проведения работ. Если возведение сооружения завершено, то получить указанную правовую бумагу будет невозможно.

Пример 1. В 2017 году в арбитражный суд Москвы было подано заявление от компании, имеющей статус ОАО, по поводу признания проведенной ими реконструкции здания законной со стороны местной администрации. Данная компания настаивала на выдаче разрешения на реконструкцию после того, как та уже была выполнена.

Ответчик аргументировал свой отказ тем, что помимо возникших вопросов по проекту, присутствовало нарушение правил подачи заявления по срокам, так как оно было предоставлено на момент окончания работ по проекту.

Рассмотрев причины отказа, суд признал его правомерность на основании следующих фактов:

  • были нарушены правила предоставления проектной документации со стороны ОАО;
  • срок подачи заявления соответствовал периоду, когда реконструкция уже была завершена.

В результате действия администрации были признаны законными.

Пример 2. В процессе планирования строительно-реконструкционных работ подрядчиком было подано заявление в районную администрацию на получение соответствующего разрешения. Компания получила отказ по причине того, что ею не было предоставлено согласие на проведение работ всех правообладателей на помещения, расположенные в пристройке к нежилому зданию.

Глава администрации руководствовался положениями, прописанными в части 7 ст. 51 Градкодекса. В правовом акте говорится, что при подаче заявления требуется документальное подтверждение о получении согласия со стороны всех собственников объекта.

При внимательном рассмотрении дела выяснилось, что компания, планировавшая осуществление проекта, на деле являлась единственным его законным правообладателем. В соответствии с данным фактом было принято решение о незаконности действий администрации района.

Важно! Если застройщик является единственным правообладателем реконструируемого или возводимого здания, то документ о согласии собственников на проведение работ не является обязательным в предоставляемом пакете правовых бумаг.

При рассмотрении дел в судебной практике, касающихся ст. 51, последнее решение может быть принято апелляционным судом. При этом будут учтены все нюансы рассматриваемого дела.

Взаимосвязь статьи 51 Градостроительного кодекса РФ с другими правовыми нормами

При определении правомочности действий в соответствии со ст. 51 ГК РФ административными и судебными органами одновременно могут рассматриваться и положения, обозначенные в следующих законодательных актах:

  1. Градостроительный кодекс РФ.
  2. ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления».
  3. Положение об осуществлении строительного госнадзора в РФ.
  4. Положение об организации и проведении госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
  5. Постановление, в котором идет речь о форме разрешения на строительные работы на ввод объекта в эксплуатацию.
  6. Инструкция, регламентирующая порядок заполнения установленной формы разрешения на строительство.

При рассмотрении вопроса о возможности проведения градостроительства учитываются все оговоренные в данных документах аспекты с учетом индивидуальности ситуации. Принятие положительного решения по выдаче документации, разрешающей реализацию проекта, возможно только при взаимодействии всех законодательных условий.

Важные моменты

При оформлении документации на начало застройки или капитального ремонта необходимо учитывать, что причинами для отказа в ее выдаче могут стать неверные действия застройщика, в частности, предоставление неполного пакета документов или наличие ошибок в проекте. Приоритетными задачами местной администрации при рассмотрении вопроса о начале разрешенной реконструкции или строительства являются следующие моменты:

  • проверка наличия всех необходимых бумаг;
  • анализ предоставленного архитектурного проекта;
  • оценка предполагаемого инженерно-технического обеспечения;
  • сопоставление проектной документации с требованиями Гражданского действующего кодекса.

В отдельных случаях могут потребоваться дополнительные документы, касающиеся специфики объекта.

Важно! Нет необходимости в выдаче разрешения на проведение строительных и реконструкционных работ в случае, если речь идет о постройке, относящейся к категории сооружений, прописанных в п 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ. В правовом акте речь идет о некапитальных строениях, для которых предусмотрена дальнейшая эксплуатация в качестве пристройки к основному зданию.

Выдача разрешения на капитальные строения является бесплатной. Застройщик имеет право оспорить в судебном порядке любые действия администрации.

При планировании капитального ремонта, реконструкции или возведения нового здания всегда стоит учитывать действующие требования по данным направлениям. Для того чтобы не иметь проблем с законом и не привлекаться к ответственности за незаконное строительство по действующим статьям КоАП, первым делом следует получить официальное разрешение администрации района на проведении работ. Несмотря на то что закон со временем может измениться, всегда несомненным плюсом для собственника здания будет наличие разрешения, полученного от административных органов. Это поможет избежать множества проблем.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *