Статья 46. Крупные сделки. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ООО)

1. Крупной сделкой является сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении таких сделок, если уставом общества не предусмотрен более высокий размер крупной сделки. Крупными сделками не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, а также сделки, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. Для целей настоящей статьи стоимость отчуждаемого обществом в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого обществом имущества — на основании цены предложения.

3. Решение об одобрении крупной сделки принимается общим собранием участников общества.

В решении об одобрении крупной сделки должны быть указаны лица, являющиеся сторонами, выгодоприобретателями в сделке, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия. В решении могут не указываться лица, являющиеся сторонами, выгодоприобретателями в сделке, если сделка подлежит заключению на торгах, а также в иных случаях, если стороны, выгодоприобретатели не могут быть определены к моменту одобрения крупной сделки.

4. В случае образования в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества принятие решений об одобрении крупных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет от двадцати пяти до пятидесяти процентов стоимости имущества общества, может быть отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

5. Крупная сделка, совершенная с нарушением предусмотренных настоящей статьей требований к ней, может быть признана недействительной по иску общества или его участника.

Срок исковой давности по требованию о признании крупной сделки недействительной в случае его пропуска восстановлению не подлежит.

Суд отказывает в удовлетворении требований о признании крупной сделки, совершенной с нарушением предусмотренных настоящей статьей требований к ней, недействительной при наличии одного из следующих обстоятельств:

голосование участника общества, обратившегося с иском о признании крупной сделки, решение об одобрении которой принимается общим собранием участников общества, недействительной, хотя бы он и принимал участие в голосовании по этому вопросу, не могло повлиять на результаты голосования;

не доказано, что совершение данной сделки повлекло или может повлечь за собой причинение убытков обществу или участнику общества, обратившемуся с соответствующим иском, либо возникновение иных неблагоприятных последствий для них;

к моменту рассмотрения дела в суде представлены доказательства последующего одобрения данной сделки по правилам, предусмотренным настоящим Федеральным законом;

при рассмотрении дела в суде доказано, что другая сторона по данной сделке не знала и не должна была знать о ее совершении с нарушением предусмотренных настоящей статьей требований к ней.

6. Уставом общества может быть предусмотрено, что для совершения крупных сделок не требуется решения общего собрания участников общества и совета директоров (наблюдательного совета) общества.

7. Наряду со случаями, указанными в пункте 1 настоящей статьи, уставом общества могут быть предусмотрены другие виды и (или) размер сделок, на которые распространяется порядок одобрения крупных сделок, установленный настоящей статьей.

8. В случае, если крупная сделка одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, к порядку одобрения такой крупной сделки применяются положения статьи 45 настоящего Федерального закона, за исключением случая, если в совершении сделки заинтересованы все участники общества. В случае, если в совершении крупной сделки заинтересованы все участники общества, к порядку ее одобрения применяются положения настоящей статьи.

9. Положения настоящей статьи о порядке одобрения крупных сделок не применяются к:

1) обществам, состоящим из одного участника, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа данного общества;

2) отношениям, возникающим при переходе к обществу доли или части доли в его уставном капитале в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

3) отношениям, возникающим при переходе прав на имущество в процессе реорганизации общества, в том числе договорам о слиянии и договорам о присоединении.

Комментарий к статье 46

Установленные комментируемой статьей требования к порядку совершения крупных сделок направлены на защиту прав и законных интересов хозяйственного общества и его участников в сохранении имущества общества и получении обществом эквивалентного предоставления при отчуждении своего имущества <1>. Не требуют одобрения в порядке, предусмотренном комментируемой статьей, сделки должника, относящиеся к категории крупных сделок, совершенные в ходе внешнего управления и конкурсного производства <2>.

———————————

<1> См., напр., Постановления:

ФАС СКО от 27.03.2009 по делу N А32-3729/2007-17/60;

ФАС МО от 17.04.2008 N КГ-А41/1741-08 по делу N А41-К1-14215/06;

Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2008 N 18АП-6686/2008 по делу N А47-2467/2008;

Рекомендации научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа N 3/2007 «По вопросам рассмотрения споров, связанных с применением корпоративного законодательства, и споров, связанных с применением законодательства об исполнительном производстве» (по итогам заседания, состоявшегося 12 — 13 декабря 2007 года в г. Перми).

<2> Постановление Пленума ВАС РФ от 30.04.2009 N 32.

С 1 июля 2009 г. существенная доля нормативных предписаний комментируемой статьи уточнена и дополнена. Некоторые изменения сходны с внесенными в текст ст. 45 ФЗ об ООО. Основные новации состоят в следующем:

— конкретизированы виды сделок, по отношению к которым применяются установленные настоящей статьей правила (п. 1);

— крупной сделкой признано приобретение или отчуждения ООО имущества, стоимость которого не только превышает, но и равно 25% стоимости имущества общества (п. 1);

— взамен процедуры принятия общим собранием участников общества решения о совершении крупной сделки предусмотрена процедура одобрения такой сделки (п. п. 3, 4);

— установлены требования к содержанию решения об одобрении сделки, в том числе для случая, если сделка подлежит заключению на торгах (абз. 2 п. 3);

— введена возможность определения в уставе ООО дополнительных оснований для применения предусмотренной процедуры одобрения крупной сделки (п. 7);

— разъяснен порядок применения норм ФЗ об ООО для случая, когда крупная сделка одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность (п. 8);

— зафиксирован перечень случаев, при которых предусмотренная комментируемой статьей процедура неприменима (п. 9).

Пункт 1статьи определяет признаки крупной сделки в деятельности ООО.

Закон не называет конкретные виды крупных сделок и распространяет правовой режим на все соответствующие предусмотренным критериям сделки, результатом которых может стать отчуждение или возможность отчуждения имущества общества, за исключением сделок, совершенных в процессе обычной хозяйственной деятельности <1>. Исходя из установленных в комментируемом пункте требований, крупной сделкой (если иное не определено в уставе ООО) могут быть признаны в том числе:

———————————

<1> См.: Определение ВАС РФ от 09.04.2008 N 2223/08 по делу N А60-3281/2007-С2.

— кредитный договор, если сумма предоставленного по нему кредита и предусмотренных договором процентов за пользование кредитом (без учета процентов за просрочку возврата кредита) составляет более 25% балансовой стоимости имущества общества;

— договор поручительства, если сумма конкретного договора превышает 25% балансовой стоимости активов общества-поручителя на дату заключения договора;

— сделка по уступке права (требования), если стоимость уступаемых по сделке прав превышает 25% балансовой стоимости активов общества на дату принятия решения о совершении сделки <1>;

———————————

<1> В судебных решениях можно встретить и противоположное мнение, в котором отмечается, что, так как при уступке права требования изменяется только кредитор, значит, положения ст. 46 ФЗ об ООО относительно необходимости соблюдения порядка одобрения уступки как крупной сделки к должнику неприменимы.

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2008 N 17АП-3657/2008-ГК по делу N А60-2157/2008.

Примечание: Постановлением ФАС Уральского округа от 06.08.2008 N Ф09-5642/08-С5 данное Постановление и решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.04.2008 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.

— соглашение о переводе долга, если сумма переводимого долга превышает 25% балансовой стоимости активов общества, принимающего долг <1>.

———————————

<1> Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 марта 2001 г. N 62 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» // Финансовая Россия. 2000. 28 мар. N 11.

Пояснения по особенностям квалификации сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, см. в коммент. к п. 4 ст. 45.

При анализе сделок на предмет установления их взаимосвязанности обычно обращают внимание на:

— субъектный состав сделок;

— время заключения сделок;

— основание и цель заключения сделок;

— предмет сделок;

— вид договора;

— порядок оплаты по договору;

— направления расходования средств, полученных по договору;

— акцессорность сделок по отношению к одному основному обязательству.

Для принятия решения о наличии взаимосвязанности сделок либо ее отсутствии в зависимости от обстоятельств совершения конкретных сделок судом, как правило, применяются несколько критериев, на основании совпадения которых делается соответствующий вывод <1>.

———————————

<1> Соломатина Н.Н. Некоторые проблемы заключения крупных сделок с хозяйственными обществами // Юридическая работа в кредитной организации. 2008. N 3.

Пункт 2статьи содержит правила определения стоимости отчуждаемого или приобретаемого обществом в результате крупной сделки имущества.

При решении вопроса об отнесении сделки к крупной необходимо сопоставлять стоимость имущества, являющегося предметом сделки, с балансовой стоимостью активов общества, а не с размером его уставного капитала. При определении балансовой стоимости активов общества на дату принятия решения о совершении крупной сделки учитывается сумма активов по последнему утвержденному балансу общества без уменьшения ее на сумму долгов (обязательств) <1>.

———————————

<1> См.: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 марта 2001 г. N 62 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» // Финансовая Россия. 2000. 28 мар. N 11.

Постановления:

ФАС МО от 09.09.2008 N КГ-А40/6527-08 по делу N А40-54382/07-57-460;

Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2009 N 09АП-1207/2009-ГК по делу N А40-39009/08-138-303.

В случае отсутствия в обществе бухгалтерского баланса бремя доказывания того обстоятельства, что совершенная обществом сделка не является крупной, возлагается на общество. При наличии возражений участвующих в деле лиц относительно достоверности представленных обществом сведений возможно определение стоимости имущества для целей выявления признаков крупной сделки на основании данных назначенной судом бухгалтерской экспертизы <1>.

———————————

<1> Рекомендации научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа N 3/2007 «По вопросам рассмотрения споров, связанных с применением корпоративного законодательства, и споров, связанных с применением законодательства об исполнительном производстве» (по итогам заседания, состоявшегося 12 — 13 декабря 2007 года в г. Перми).

Пункт 3статьи устанавливает требования:

— необходимости одобрения крупной сделки общим собранием участников общества;

— к содержанию такого решения.

По смыслу комментируемой статьи процедура одобрения крупной сделки общим собранием участников общества должна производиться в обязательном порядке до заключения такой сделки <1>.

———————————

<1> См., напр.: Постановление ФАС ЗСО от 16.04.2009 N Ф04-2209/2009(4509-А46-39), Ф04-2209/2009(4510-А46-39) по делу N А46-17793/2008.

Пункт 4статьи разъясняет особенности делегирования совету директоров (наблюдательному совету) ООО полномочий по одобрению крупных сделок.

См. также коммент. к п. 7 ст. 46.

Пункт 5статьи определяет возможные последствия нарушения предусмотренных комментируемой статьей процедур.

Нарушением требований комментируемой статьи коммент. нормой понимается:

а) нарушение содержащихся в ней императивных норм;

б) нарушение положений устава ООО, установленных в соответствии с правилами данной статьи <1>.

———————————

<1> Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» (постатейный) / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Издательство Тихомирова М.Ю., 2007.

По своей сути комментируемое предписание сходно предусмотренному в п. 5 ст. 45 порядку признания недействительной сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.

См. также коммент. к п. 5 ст. 45.

С 21 октября 2009 г. текст данного пункта дополнен положениями:

— о запрете восстановления исчисления срока давности по требованию о признании крупной сделки недействительной;

— об основаниях для отказа судом в удовлетворении требований о признании крупной сделки недействительной.

Новые правила исчисления сроков не применяются к требованиям, право на предъявление которых возникло ранее 21 октября 2009 г. <1>.

———————————

<1> На основании п. 9 ст. 15 Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ.

Сделки, совершенные с нарушением требований ст. 46 ФЗ об ООО, могут быть признаны недействительными по решению суда, а следовательно, на основании п. 1 ст. 166 ГК РФ они относятся к категории оспоримых. Если ни одна из сторон или заинтересованных лиц не предъявила иск о признании такой сделки недействительной, она может быть исполнена сторонами, что не противоречит закону.

Комментируемая норма императивно определяет круг лиц, обладающих правом на обращение с иском о признании оспоримой крупной сделки недействительной. Рассматриваемая норма не предусматривает права на оспаривание сделки лицами, ставшими участниками общества после совершения сделки <1>.

———————————

<1> См., напр.: Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 N 09АП-1501/2008-ГК по делу N А40-29977/07-57-188, от 22.11.2007 N 09П-14597/2007-ГК по делу N А40-29978/07-81-233.

Реализация права на предъявление иска возможна в том случае, если оспариваемой сделкой нарушены права и законные интересы участника общества и целью предъявленного иска является восстановление названных прав и интересов <1>.

———————————

<1> См., напр., Постановления ФАС:

ЗСО от 05.02.2009 N Ф04-6945/2008(20324-А67-11) по делу N А67-9463/2006, от 18.12.2008 N Ф04-7851/2008(17826-А70-13) по делу N А70-8460/2006, от 02.08.2007 N Ф04-5065/2007(36664-А27-13) по делу N А27-15816/2006-3;

ВСО от 08.04.2008 N А33-11200/07-Ф02-1215/08 по делу N А33-11200/07;

МО от 30.03.2009 N КГ-А40/2059-09 по делу N А40-15598/08-136-104.

Предусмотренное право участника ООО на оспаривание в судебном порядке совершенной обществом крупной сделки не может быть отнесено к личным неимущественным правам участника общества, поскольку в результате совершения такой сделки изменяется величина чистых активов общества, а следовательно, размер действительной стоимости доли участника <1>.

———————————

<1> См., напр., Постановление ФАС СЗО от 27.08.2007 по делу N А56-28802/2006.

Пункт 6статьи допускает возможность отказа от применения процедуры одобрения крупных сделок на основании соответствующей записи в уставе.

Следует учесть, что одобрение сделки участниками, в случаях, когда такое одобрение не является обязательным, не может рассматриваться как нарушение порядка совершения указанной сделки <1>.

———————————

<1> См., напр., Постановление ФАС СКО от 27.03.2009 по делу N А32-3729/2007-17/60.

Пункт 7статьи допускает возможность внесения в устав ООО дополнительного перечня видов и размеров сделок, по отношению к которым применяется предусмотренная комментируемой статьей процедура одобрения.

Следует отметить, что из-за установленных в п. 4 коммент. статьи достаточно жестких требований к сделкам, одобрение которых может быть передано в ведение совета директоров, расширение в уставе организации компетенции данного органа управления ООО за счет дополнительных видов сделок маловероятно. К примеру, если в уставе ООО будет предусмотрена необходимость одобрения для сделок по передаче имущества, стоимость которого не превышает 25% стоимости имущества общества, данный вопрос может решаться только на общем собрании участников общества и не может быть отнесен к компетенции совета директоров, на основании п. 4 ст. 46 ФЗ об ООО.

Пункт 8статьи разъясняет порядок применения норм ФЗ об ООО для случая, когда крупная сделка одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность.

Крупная сделка для ООО: как определить и посчитать

С 1 января 2017 года вступили в России в силу изменения норм, определяющих понятие и признаки крупных сделок для хозяйственных обществ. Изменения в федеральном законодательстве коснулись требований к механизму признания, принятия решения и одобрения, а также формы получения разрешительных документов госорганов (Федеральный закон № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г.). Крупной сделкой для ООО в 2019 году считается коммерческое соглашение, кардинально отличающееся и выходящее за рамки обычной экономической деятельности компании.

Подробнее о нововведениях и изменениях правовых норм для ООО

Какая сделка ООО считается крупной

Определение и характеристики крупной сделки имеют общие положения для различных видов предприятий, однако для хозяйственных сообществ ООО есть собственные нюансы. Чтобы понять, как определить крупность сделки для ООО, нужно оценить ее с точки зрения таких критериев:

При крупной коммерческой операции всегда происходит приобретение или отчуждение дорогостоящего имущества.

Стоимость приобретаемой или отчуждаемой собственности, выступающей объектом сделки, оценивается в сумму, превышающую 25% от общей цены всего состояния ООО. В данном случае в расчет принимаются все виды движимого и недвижимого имущества, состоящие в активах и на балансе сообщества.

Крупная коммерческая и хозяйственная операция может быть единичной или состоять из цепочки более мелких коммерческих соглашений.

Решение о проведении операций с имуществом на сумму, превышающей стоимость всей собственности организации, принимается общим собранием участников.

При подведении стоимости имущества ООО в сумму включают не только недвижимость, материальную и техническую базу, но и акции, финансы, объекты интеллектуальной собственности

Мелкие соглашения могут быть объединены в одну крупную сделку при наличии таких факторов:

  • имеют однотипный механизм;
  • совершаются одновременно или в короткий промежуток времени;
  • совершаются одними и теми же участниками;
  • объединены единой задачей и конечной целью.

Суть сделок может быть разная:

  • договоры о получении кредита под залог;
  • покупка акций на крупную сумму;
  • договор аренды с изъятием из пользования организации объектов недвижимости;
  • купля-продажа собственности;
  • дарение, обмен, поручительство.

Оценка имущества ООО производится по бухгалтерским отчетам за предстоящий соглашению период. Крупная сделка для ООО может быть подвержена коррективам и не признаваться таковой, если в уставе сообщества обозначены более высокие суммы допустимых хозяйственных операций. В таком случае сделка даже при высокой стоимости попадает в категорию стандартной хозяйственной и коммерческой деятельности организации.

Читайте также: Кредит для ИП под залог недвижимости в 2018 году

При определении крупности сделки для ООО за основу берутся два фактора:

  • производится расчет стоимости коммерческой операции, после чего сумму сравнивают с общей стоимостью имущества организации;
  • по финансовому и коммерческому принципу определяется выходит ли сделка за стандарты обычной хозяйственной деятельности.

Ценовые критерии и механизмы одобрения крупной сделки в ООО могут быть изменены, этот факт должен быть отражен в уставе организации. Это означает, что в любом хозяйственном сообществе могут быть установлены болеев высокие ценовые критерии для признания сделки крупной. Решение о проведении операций с высоким ценовым диапазоном могут принимать директора, собрания учредителей, совет директоров. Но этот факт также должен быть прописан в уставе.

О внесении изменений в устав ООО при единственном учредителе

Зачем нужно отдельное определение крупной сделки

Значимым критерием при проведении крупных сделок выступает порядок их принятия. Крупная сделка для ООО обязательно должна получить согласие на совершение и одобрение высшего органа управления. Для более мелких стандартных хозяйственных соглашений выполнение подобных условий не требуется.

В большинстве ООО управлением занимается единоличный исполнительный орган – директор, президент. Он обладает правом принимать решения и распоряжаться активами компании, согласно уставу ООО. Механизм принятия решения о крупной сделке в ООО разработан с целью ограничить полномочия руководителя, защитить собственность и активы сообщества. То есть, он выступает инструментом контроля за руководителем со стороны участников сообщества (п. 3.1 ст. 40 Федерального закона № 14).

Более подробно об единоличном исполнительном органе

Терминология понятий согласия и одобрения определяется Гражданским кодексом ст. 26 ГК РФ, ст. 157 ГК РФ. ООО обязано определить крупность сделки и получить сначала согласие на совершение, а затем одобрение от высшего органа, которым является общее собрание участников. Уставными документами ООО ограничиваются полномочия руководителя организации. Поэтому при отсутствии согласия и одобрения сделка со стоимостью, превышающей четверть имущества ООО, проводиться не может. В противном случае она может быть оспорена, согласно п. 1 ст. 174 ГК РФ.

Новые правила в некоторых аспектах смягчают процедуру одобрения и приятия решения о крупной сделке. Это продиктовано анализом судебной практики. До принятия новой трактовки закона крупные сделки часто оспаривались в суде по совершенно мелким и малообоснованным причинам. Благодаря изменениям, внесенным в ст. 46 Федерального закона № 14, суды могут отказывать в исках об оспаривании хозяйственных соглашений, если они не соответствует критериям крупной сделки.

Про механизм регистрации ООО в 2018 году

Механизм одобрения крупной сделки

Если сделка по всем критериям признается крупной, то она должна получить одобрение общего собрания ООО и согласие на заключение дополнительных соглашений. При проведении крупной сделки, состоящей из цепочки взаимосвязанных соглашений, возникает необходимость проводить дополнительные коммерческие операции, заключать трудовые контракты. На их проведение также нужно получить согласие.

Предварительно проводятся расчеты стоимости. Их проще сделать, если соглашение носит единичный характер. При множестве взаимосвязанных операций придется произвести расчеты по каждой из них. На основе бухгалтерских отчетов вычисляется соотношение суммы сделки к стоимости имущества организации. Документально этот фактор подтверждается справкой о крупности сделки для ООО. При регистрации сделки этот документ может быть затребован Росреестром.

Пример решения об одобрении крупной сделки ООО образец

Порядок принятия решения о совершении крупной сделки должен быть прописан в Уставе. Для одобрения крупной сделки в ООО могут прописаны следующие действия:

  • принятие решения путем проведения общего собрания учредителей;
  • получение согласия голосованием совета директоров;
  • без необходимости специальных мероприятий и дополнительных согласований.

Также в учредительных документах ООО может быть установлен более высокий показатель стоимости сделки по отношению к общему капиталу, при котором операцию можно проводить без одобрения высшим органом управления. Если в уставе общества не прописан подробный порядок проведения крупной сделки, нужно руководствоваться ст. 45-46 Федерального закона № 14. Законодательно установлено, что при отсутствии корректив в уставных документах решение о проведении крупной сделки принимается общим собранием учредителей. На основании решения общего собрания составляется протокол, в котором отражается этот факт, порядок указан в п. 6 ст. 37, п. 1 ст. 50 Федерального закона № 50).

Читайте также: Как правильно составить устав для ООО

Как посчитать крупную сделку для ООО

Механизм расчета состоит из нескольких этапов:

  1. В первую очередь определяется общая стоимость совершаемой операции.
  2. По бухгалтерским документам выводится стоимость имущества сообщества.
  3. Производится сравнительный анализ соотношения стоимости сделки к общей стоимости активов ООО.

Как определить стоимость имущества ООО для крупной сделки? Поднимаются бухгалтерские документы за последний отчетный период и берутся данные об общей стоимости всех активов организации, состоящих на балансе. При подсчете активов за основу берется последний отчет. При подведении баланса в расчет принимается только то имущество, которое на данный момент принадлежит организации с учетом остаточной стоимости. Лизинговое имущество, как и долги ООО, в расчетах не участвуют.

Соотношение суммы сделки к стоимости активов ООО считается по формуле: (a:b) х100 = c, где:

  • a – стоимость сделки;
  • b – стоимость имущества ООО;
  • c – процентное соотношение.

Если учредителем ООО является один участник, нет необходимости определять стоимость коммерческой операции, сделка не может быть признана крупной (п. 7 ст. 46 Федерального закона № 14). Для подтверждения операции достаточно представить в государственные органы выписку из ЕГРЮЛ. Также нет необходимости проводить процедуру одобрения крупной сделки. Для этого учредителю и по совместительству руководителю достаточно выписать разрешительный документ от своего лица.

Инструкция по открытию ООО с одним учредителем

Как оспорить сделку

Если крупная сделка не прошла процедуру одобрения, она может быть оспорена в судебном порядке. Срок подачи иска – 12 месяцев с момента, когда один или несколько участников сообщества узнали о проведении крупномасштабной операции без общего согласия.

Если крупная сделка не принята общим собранием с первого раза, в протоколе указываются детали, вызывающие сомнения общего собрания. После внесения корректив, вопрос о проведении данной операции может быть рассмотрен повторно с проведением новых расчетов и соблюдением процедуры одобрения.

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во Вконтакте, Фейсбуке и Одноклассниках. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.

Крупная сделка

Кру́пная сде́лка — в российском гражданском праве сделка (в том числе заём, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества. Стоимость активов определяется по данным бухгалтерской отчётности общества на последнюю отчётную дату. К крупным сделкам не относятся сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, сделки, связанные с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, и сделки, связанные с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества.

Изъятия из общего порядка совершения крупных сделок

В соответствии с законом общества с ограниченной ответственностью могут предусмотреть в Уставе, что одобрение крупных сделок общим собранием или советом директоров не требуется. Такая возможность для акционерных обществ законом не предусматривается.

В соответствии с законом «Об акционерных обществах», Уставом акционерного общества могут быть установлены также иные случаи, при которых на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок.

См. также

  • Корпоративное управление
  • Корпоративные действия
  • Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность
  • Закон Российской Федерации от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
  • Закон Российской Федерации от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

В статье раскрывается понятие крупной сделки для таких коммерческих и некоммерческих организаций, как хозяйственные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения. Автор ответит на вопросы, связанные с требованием о предоставлении в составе заявки на участие в торгах решения об одобрении или о совершении крупной сделки.

Требование о предоставлении в составе заявки на участие в открытом конкурсе решения (копии решения) об одобрении или о совершении крупной сделки было включено в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 94-ФЗ) Федеральным законом от 30.12.2008 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступило в силу 1 марта 2009 г.

Центр образования «Основы Вашего Бизнеса» 📌 РекламаРеформа ККТ. Финишная прямая Семинар для тех, кто хочет знать всё про онлайн-кассы Узнать больше

Представление решения об одобрении или о совершении крупной сделки необходимо в случае, если требование о его наличии установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах является крупной сделкой.

Федеральным законом от 08.05.2009 № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран – участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2009 г. Закон № 94-ФЗ был дополнен гл. 3.1. “Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме”.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ, определяющей порядок прохождения аккредитации на электронной торговой площадке (далее – ЭТП), участник размещения заказа должен предоставить оператору ЭТП решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа – юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки.

Определение крупной сделки

Существуют различные подходы к определению понятия “крупная сделка” в зависимости от организационно-правовой формы юридических лиц.

Крупная сделка для хозяйственных обществ

Для ООО, в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее – Закон № 14-ФЗ), крупными считаются сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможным отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25% от стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении вышеуказанной сделки, если уставом общества не предусмотрен более высокий порог для крупной сделки. Крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.

Таким образом, крупная сделка для ООО:
• связана с приобретением, отчуждением, возможным отчуждением имущества общества;
• может быть прямой, либо цепью взаимосвязанных сделок;
• уставом общества может быть изменен и (или) дополнен порядок и перечень крупных сделок.

Определение крупной сделки для АО дано в ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее – Закон № 208-ФЗ). Крупной сделкой в случае с акционерными обществами считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества. Такими сделками могут являться, в частности, заем, кредит, залог, поручительство.

При этом балансовая стоимость определяется по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества или связанные с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, а также с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества. Уставом АО могут быть установлены также иные случаи, при которых на совершаемые им сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок.

Таким образом, различие в определении крупных сделок для АО и ООО состоит в следующем: в первом случае крупной считается сделка, составляющая 25% от стоимости активов, а во втором – 25% от стоимости имущества.

Крупная сделка для унитарных предприятий

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” (далее – Закон № 161-ФЗ) для государственных и муниципальных унитарных предприятий крупной является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения таким предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% его уставного фонда или более, чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. При этом стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого указанным предприятием имущества – на основании цены предложения такого имущества.

Крупная сделка для государственных и муниципальных учреждений

Определение крупной сделки, совершаемой бюджетным учреждением, дано в п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон № 7-ФЗ). Для целей названного Закона крупной признается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Для автономного учреждения в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности

При рассмотрении понятия “крупная сделка” для юридических лиц различных организационно-правовых форм становится ясным, что под него подпадают не все сделки, совершаемые организациями и имеющие признаки крупных. В частности, к крупным не относятся сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности.

Действующее законодательство не устанавливает четких критериев того, что является текущей хозяйственной деятельности юридического лица. В связи с этим обратимся к практике арбитражных судов.
Исходя из постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах», а также информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2001. № 62 “Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность” (далее – информационное письмо № 62), к сделкам, совершенным в процессе обычной хозяйственной деятельности относятся:

• сделки по приобретению сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности;
• сделки по реализации готовой продукции;
• сделки по получению кредитов для оплаты текущих операций.

Также одним из критериев отнесения деятельности к “обычной хозяйственной” может являться упоминание данного вида деятельности в уставе юридического лица в качестве предмета его деятельности. Несмотря на возможные теоретические претензии к принципу “обычная деятельность = уставная деятельность”, связанные с неограниченной правоспособностью обществ, этот подход находит отражение в судебной практике (п. 5 информационного письма № 62).

При отнесении хозяйственных сделок к категории крупных арбитражные суды исходят, в первую очередь, из анализа видов хозяйственной деятельности, осуществляемой обществами. И, если сделка заключена в целях обеспечения выполнения определенного вида хозяйственной деятельности или прямо обусловлена данным видом хозяйственной деятельности, то она будет признана сделкой, заключенной в процессе обычной хозяйственной деятельности. Это подтверждается и судебной практикой.1

ФАС России в своей практике руководствуется данными положениями, указывая в соответствующих решениях на незаконность действий государственных заказчиков по отклонению заявок участников размещения заказа в связи с непредставлением последними решений об одобрении крупных сделок в тех случаях, когда речь идет о сделках, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности участника размещения заказа.2

Порядок одобрения крупной сделки для хозяйственных обществ

Согласно ст. 46 Закона № 14-ФЗ, решение о совершении ООО крупных сделок принимается общим собранием его участников. При сумме сделки, составляющей от 25% до 50% стоимости имущества общества, такое решение принимается советом директоров (наблюдательным советом) в случае, если в обществе образован совет директоров (наблюдательный совет) и принятие указанного решения отнесено уставом ООО к его компетенции.

В постановлении ФАС Московского округа от 25.09.2006 № КГ-А41/9019-06 по делу № А-41-К-1-2943/06 указано, что решение о совершении крупной сделки принимается общим собранием участников общества в соответствии с п. 3 ст. 46 Закона № 14-ФЗ.

Крупная сделка, одобренная общим собранием участников общества с нарушением законодательства, может быть оспорена и в судебном порядке признана недействительной.

Если в ООО только один участник, то одобрение сделки может быть произведено им в простой письменной форме, без оформления протокола общего собрания участников.

Одобрение крупных сделок в АО может входить как в компетенцию совета директоров, так и общего собрания акционеров.

Совет директоров АО одобряет крупную сделку в том случае, если ее предметом является имущество, стоимость которого составляет от 25% до 50% балансовой стоимости активов общества. При этом сделка должна быть одобрена единогласно, всем составом совета директоров (п. 2 ст. 79 Закона № 208-ФЗ). Каждый член совета директоров должен проголосовать лично, не передавая своих полномочий по доверенности.

В случае отсутствия кого-либо из членов совета директоров, не предоставившего письменное подтверждение одобрения крупной сделки, заседание по ее одобрению должно быть перенесено на другую дату. При несоблюдении указанного правила решение об одобрении крупной сделки будет считаться нелегитимным.

Если предметом сделки является имущество, стоимость которого превышает 50% от балансовой стоимости активов АО, то она, согласно п. 3 ст. 79 Закона № 208-ФЗ, подлежит одобрению общим собранием акционеров. При этом крупную сделку должны одобрить акционеры, владеющие голосующими акциями (владельцы привилегированных акций в голосовании не участвуют). Крупная сделка будет считаться одобренной, если за нее будет отдано 3/4 голосов акционеров, владеющих обыкновенными акциями (квалифицированное большинство). Если порядок одобрения крупной сделки был нарушен, то в соответствии с п. 6 ст. 79 Закона № 208-ФЗ она будет признана недействительной.

Сделка может быть признана недействительной как по иску акционера, так и по иску общества. В случае, если в АО имеется только один акционер, который владеет 100% акций, то для одобрения сделки генеральному директору общества необходимо получить его письменное согласие.

Именно такой позиции придерживается президиум ВАС РФ, который в информационном письме № 62 указал, что в обществах, состоящих из одного акционера, письменное согласие (одобрение) им крупной сделки равноценно решению общего собрания акционеров. Если в обществе имеется два акционера, владеющие акциями в равных долях (по 50% каждый), то необходимо решение общего собрания, т. к. в этом случае квалифицированным большинством будет считаться полный состав акционеров.

Порядок одобрения крупной сделки для унитарных предприятий

Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Имущество государственного унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ, от имени которых права собственника такого имущества осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Собственником имущества муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование, от имени которого права собственника указанного имущества осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
ВАС РФ в определении от 16.04.2009 № ВАС-3929/09 по делу № А63-3891/08-С3-15 указал, что в случае, если договор, заключенный в рамках обычной хозяйственной деятельности государственного или муниципального унитарного предприятия, не получил согласия собственника имущества, он будет являться несостоятельным, т. к. ст. 23 Закона № 161-ФЗ императивно устанавливает обязательность получения согласия собственника для заключения всех сделок, сумма которых превышает установленные законом пределы. Указанное положение связано с тем, что движимым и недвижимым имуществом унитарное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены его уставом. Таким образом, практически любая сделка, заключаемая таким предприятием, будет отнесена к обычной общехозяйственной деятельности.

Отсутствие согласия собственника имущества унитарного предприятия на совершение сделок, требующих такого согласия, а также совершение таким предприятием сделок, выходящих за рамки его специальной правоспособности (даже при условии одобрения сделки собственником имущества предприятия) может стать причиной признания указанных сделок недействительными.

Порядок одобрения крупной сделки для государственных и муниципальных учреждений

Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя такого учреждения. Функции и полномочия учредителей в отношении государственных учреждений, созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 “О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения” федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, не позднее 1 декабря 2010 г. было поручено разработать и утвердить порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок можно рассмотреть на примере учреждений, подведомственных Минфину России. В соответствии с приказом Минфина России от 29.09.2010 г. № 111н “Об утверждении Порядка предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству финансов Российской Федерации, крупных сделок”, бюджетное учреждение, намеревающееся выступить в качестве одной из сторон в сделке, признаваемой крупной, с целью принятия решения о предварительном согласовании должно представить в Комиссию по вопросам реализации Минфином России функций и полномочий учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минфину России, следующие документы:

• обращение руководителя бюджетного учреждения о предварительном согласовании заключения крупной сделки с указанием предмета такой сделки, контрагентов, сроков, цены и ее иных существенных условий, содержащее финансово-экономическое обоснование целесообразности заключения крупной сделки (к обращению прилагается опись направляемых документов);
• копии форм бюджетной отчетности за последний финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные руководителем и главным бухгалтером бюджетного учреждения;
• проект соответствующего договора, содержащий условия крупной сделки;
• подготовленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, произведенной не ранее, чем за 3 месяца до представления такого отчета;
• сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат ее возникновения с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная).

Решение о предварительном согласовании крупной сделки либо о мотивированном отказе в таком согласовании принимается указанной Комиссией в течение 30 календарных дней с даты поступления вышеперечисленных документов и оформляется приказом Минфина России.
Автономное учреждение вправе совершить крупную сделку с предварительного одобрения наблюдательного совета такого учреждения. Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления указанного предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом такого учреждения не предусмотрен более короткий срок. Наблюдательный совет создается в составе не менее, чем 5 и не более, чем 11 членов.

В состав наблюдательного совета входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, а также представители общественности, в т. ч. лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.

Решения по вопросу одобрении крупной сделки принимаются наблюдательным советом автономного учреждения большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета.
Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки.

Крупная сделка: за и против

В заключение вернемся к требованиям, установленным Законом № 94-ФЗ в части предоставления участниками размещения заказа решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копии такого решения.

Чтобы определить, является ли сделка крупной для участника размещения заказа, нужно иметь в распоряжении следующие документы и сведения:

• учредительные документы юридического лица;
• сведения о стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
• сведения о балансовой стоимости активов общества или учреждения, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату;
• сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия;

Из вышеперечисленных документов в силу требований Закона № 94-ФЗ участники размещения заказа обязаны предоставить только копии учредительных документов.

Более того, не допускается требовать от участника размещения заказа предоставления иных документов и сведений, за исключением перечисленных в п. 4 ст. 25, п. 3 ст. 35, п. 7 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ. Закон не обязывает участника размещения заказа документально подтверждать, будет ли являться сделка на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, обеспечения исполнения контракта крупной.

Решить указанную проблему позволяет установленный ст. 41.3. Закона № 94-ФЗ порядок прохождения участниками размещения заказа аккредитации на электронной площадке. В силу п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ для получения аккредитации на ЭТП участник размещения заказа предоставляет в составе документов и сведений решение об одобрении или совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа – юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки. После прохождения участником размещения заказа аккредитации на электронной торговой площадке оператор ЭТП вносит указанные документы и сведения (в т. ч. вышеуказанное решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа – юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме по одной такой сделке) в реестр участников размещения заказа, получивших аккредитацию.

Таким образом, решение вопроса о предоставлении сведений о крупной сделке участником открытого аукциона в электронной форме заключается в обязанности участника размещения заказа указать максимальную сумму сделки, превышение которой повлечет для него обязанность предоставить решение об одобрении или о совершении крупной сделки (копию такого решения).

В иных случаях заказчику стоит исходить из того, что, если участник размещения заказа не представил в составе заявки решение о совершении крупной сделки, то подразумевается, что сделка, заключаемая им по итогам размещения заказа, для такого участника не является крупной. Таким образом, Закон № 94-ФЗ предлагает исходить из общего принципа гражданского законодательства, закрепленного в п. 3 ст. 10 Гражданского Кодекса РФ, согласно которому участники гражданского оборота осуществляют свои права, действуя разумно и добросовестно.

Вместе с тем, поскольку само по себе требование о предоставлении решения об одобрении крупной сделки установлено Законом № 94-ФЗ, то заказчик вправе рекомендовать участникам размещения заказа включать в состав заявки на участие в торгах решение либо иной документ, подтверждающий, что совершаемые сделки не являются для них крупными.

1.См., например, постановления ФАС Московского округа от 12.09.2006 № КГ-А41/7615-06 по делу № А41-К1-23537/05, ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2007 по делу № А56-51025/2006.

2. См., например, решение Челябинского УФАС России по Челябинской области от 27.04.2009 № 135-ж/2009 о неправомерных действиях аукционной комиссии при проведении открытого аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги М-51 “Байкал” – от Челябинска через Курган, ОМСК, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, решение Алтайского краевого УФАС России от 22.05.2009 по делу № 83/09 в отношении государственного заказчика – ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю при проведении открытого аукциона на поставку расходных материалов для принтеров.

3.См., например, постановление ФАС Поволжского округа от 12.05.2005 № А72-9071/04-24/481.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *