1. Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников.

Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества.

2. В качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо, за исключением случая, предусмотренного статьей 42 настоящего Федерального закона.

3. Единоличный исполнительный орган общества:

1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;

3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.

3.1. Уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания участников общества на совершение определенных сделок. При отсутствии такого согласия или последующего одобрения соответствующей сделки она может быть оспорена лицами, указанными в абзаце первом пункта 4 статьи 46 настоящего Федерального закона, в порядке и по основаниям, которые установлены пунктом 1 статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации.

4. Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.

Статья 40. Единоличный исполнительный орган общества
Комментарий к статье 40
1. Как уже говорилось, в п. 4 ст. 32 комментируемого Закона предусмотрено два возможных варианта осуществления руководства текущей деятельностью общества: единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. В комментарии к указанной статье отмечалось, что указанная норма закреплена на основании нормы п. 1 ст. 91 части первой ГК РФ в прежней редакции, однако между ними имелось несоответствие: согласно норме Кодекса в обществе создается коллегиальный и (или) единоличный исполнительный орган, в то время как норма п. 4 ст. 32 комментируемого Закона предусматривает обязательное образование единоличного исполнительного органа общества и факультативное образование коллегиального исполнительного органа общества. Точно такое же несоответствие имелось между нормой п. 3 ст. 103 ГК РФ в прежней редакции и нормой п. 1 ст. 69 Закона об АО.
Законом 2014 г. N 99-ФЗ и статья 91, и статья 103 ГК РФ признаны утратившими силу и одновременно в данный Кодекс введена статья 67.1 «Особенности управления и контроля в хозяйственных товариществах и обществах», в ч. ч. 1 и 2 п. 3 которой наряду с прочим установлено следующее: в корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.); в случаях, предусмотренных данным Кодексом, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.). Как видно, с данными положениями ГК РФ положения комментируемого Закона в противоречие не вступают.
Соответственно, в развитие нормы п. 4 ст. 32 комментируемого Закона положения комментируемой статьи регламентируют образование и деятельность единоличного исполнительного органа общества, а положения следующей за комментируемой статьи — коллегиального исполнительного органа общества.
В ранее действовавшей редакции ч. 1 п. 1 комментируемой статьи устанавливалось, что единоличный исполнительный орган общества избирается общим собранием участников, поскольку образование исполнительных органов общества (как и досрочное прекращение их полномочий) в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 33 комментируемого Закона относилось к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Внесенным Законом 2008 г. N 312-ФЗ в указанную норму изменением предусмотрено, что решение данных вопросов уставом общества может быть отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Это же правило содержится в подп. 2 введенного тем же Законом 2008 г. N 312-ФЗ п. 2.1 ст. 32 комментируемого Закона. При этом следует иметь в виду, что согласно подп. 3 п. 2.1 указанной статьи к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества уставом общества может быть отнесено установление размера вознаграждения и денежных компенсаций единоличному исполнительному органу общества и в том случае, если образование исполнительных органов общества относится к компетенции общего собрания участников общества.
Соответствующие изменения внесены Законом 2008 г. N 312-ФЗ и в ч. 1 п. 1 комментируемой статьи. Согласно действующей редакции данной нормы единоличный исполнительный орган общества избирается общим собранием участников общества, а в случае, если решение этого вопроса отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, — советом директоров (наблюдательного совета) общества.
Такие же изменения внесены в положение ч. 2 п. 1 комментируемой статьи, определяющее лицо, которое подписывает от имени общества договор с лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества:
в случае если единоличный исполнительный орган общества избирается общим собранием участников общества, то договор подписывается лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества;
в случае если единоличный исполнительный орган общества избирается советом директоров (наблюдательным советом) общества, то договор подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Согласно разъяснению, данному в п. 5 Постановления Пленума ВС России от 26 июня 2018 г. N 27, решение об образовании единоличного исполнительного органа не требует отдельного одобрения в порядке, установленном для одобрения крупных сделок или сделок с заинтересованностью.
В случае если общество состоит из одного участника (но это не может быть хозяйственное общество, состоящее из одного лица, см. комментарий к ст. 7 Закона), то единоличный исполнительный орган общества определяется письменным решением данного участника (см. комментарий к ст. 39 Закона). При этом единственный участник общества, являющийся физическим лицом, может сам осуществлять функции единоличного исполнительного органа данного общества.
В отношении договора, заключаемого между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, следует отметить, что данный договор по своему характеру является прежде всего трудовым. В то же время представляется вполне уместной аналогия с нормой п. 3 ст. 69 Закона об АО, согласно которой на отношения между акционерным обществом и единоличным исполнительным органом акционерного общества действие законодательства РФ о труде распространяется в части, не противоречащей положениям названного Закона. Особенности регулирования труда руководителя организации установлены положениями гл. 43 ТК РФ. Положения указанной главы согласно ч. 2 ее ст. 273 не распространяются на случаи, когда руководитель организации является единственным участником (учредителем) организации. Понятие «руководитель организации» определено в ч. 1 этой статьи (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) как физическое лицо, которое в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
В соответствии с ч. 1 п. 1 комментируемой статьи срок, на который избирается единоличный исполнительный орган общества, должен быть определен в уставе общества. Данное правило детализирует положение п. 2 ст. 12 комментируемого Закона, согласно которому устав общества должен содержать сведения о составе и компетенции органов общества.
В качестве возможных наименований единоличного исполнительного органа общества в ч. 1 п. 1 комментируемой статьи прямо указано на такие, как «генеральный директор» и «президент». Единоличный исполнительный орган общества может именоваться и иначе, что прямо предусмотрено в данной норме. В этой связи следует отметить, что в нормах п. 3 ст. 103 части первой ГК РФ и Закона об АО (ст. 69 и другие) указаны такие возможные наименования единоличного исполнительного органа акционерного общества, как «директор» и «генеральный директор». В приведенной выше норме ч. 1 п. 3 ст. 65.3 ГК РФ говорится о таких возможных наименованиях единоличного исполнительного органа корпорации, как «директор», «генеральный директор», «председатель».
Наряду с прочим в ч. 1 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников. Данное правило воспроизводит соответствующее положение п. 1 ст. 91 части первой ГК РФ в прежней редакции.
В случае если в обществе образуется коллегиальный исполнительный орган общества, то в соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 41 комментируемого Закона лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, выполняет функции председателя коллегиального исполнительного органа общества, за исключением случая, если полномочия единоличного исполнительного органа общества переданы управляющему.
2. В пункте 2 комментируемой статьи императивно установлено, что в качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо. Совершеннолетие и отсутствие ограничений дееспособности такого лица при этом с очевидностью подразумеваются. Исключение из правила п. 2 данной статьи составляет случай, когда общество передает полномочия единоличного исполнительного органа общества управляющему, являющемуся коммерческой организацией (о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему см. комментарий к ст. 42 Закона).
Согласно же общим положениям ч. 1 п. 3 ст. 65.3 части первой ГК РФ, введенной Законом 2014 г. N 99-ФЗ, уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абз. 3 п. 1 ст. 53 данного Кодекса); в качестве единоличного исполнительного органа корпорации могут выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо.
3. Пункт 3 комментируемой статьи содержит примерный перечень полномочий единоличного исполнительного органа общества. Этот перечень, представляющий собой также содержание компетенции данного органа общества, предопределен основной функцией исполнительных органов общества, прямо указанной в п. 1 ст. 91 части первой ГК РФ в прежней редакции и п. 4 ст. 32 комментируемого Закона, — осуществлением руководства текущей деятельностью общества. Согласно общей норме ч. 3 п. 3 ст. 65.3 ГК РФ, введенной Законом 2014 г. N 99-ФЗ, к компетенции единоличного и коллегиального исполнительных органов корпорации относится решение вопросов, не входящих в компетенцию ее высшего органа и созданного в соответствии с п. 4 данной статьи коллегиального органа управления. В отношении же перечисленных в п. 3 комментируемой статьи полномочий единоличного исполнительного органа общества необходимо отметить следующее.
Без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки (подп. 1).
Данное полномочие основано непосредственно на общей норме п. 1 ст. 53 части первой ГК РФ, согласно которой (в ред. Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ) юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Понятие доверенности определено в п. 1 ст. 185 данного Кодекса (здесь и далее в ред. Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ) — это письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. Лицу же, которое действует от имени юридического лица в соответствии с законом, иным правовым актом и учредительными документами, выдача юридическим лицом такого письменного уполномочия не требуется. Соответственно, такие лица зачастую именуются законными представителями юридического лица.
Подтверждением полномочий единоличного исполнительного органа общества является устав общества, а также решение общего собрания участников общества или совета директоров (наблюдательного совета) общества об избрании единоличного исполнительного органа общества либо решение единственного участника общества о назначении единоличного исполнительного органа общества.
Определением КС РФ от 17 октября 2006 г. N 450-О отказано в принятии к рассмотрению жалобы на рассматриваемый подпункт, в которой указывалось, что в этом законоположении полномочия единоличного исполнительного органа общества сформулированы недостаточно полно. Как полагал заявитель, полномочия этого органа как представителя общества для участия в общем собрании акционеров должны быть надлежащим образом оформлены: либо участниками общества ему должна выдаваться доверенность, либо общее собрание участников общества выносит дополнительное решение. КС РФ отмечено, что разрешение вопроса о полномочиях единоличного исполнительного органа для участия в общем собрании акционеров, а также об их надлежащем оформлении, как и выбор подлежащей применению при рассмотрении конкретного дела правовой нормы с учетом, в частности, повестки дня общего собрания участников такого общества, связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств дела и относится к полномочиям судов общей юрисдикции.
В отношении полномочия единоличного исполнительного органа общества по совершению сделок от имени общества следует отметить, что в установленных комментируемым Законом и уставом общества случаях сделки от имени общества могут заключаться только при наличии соответствующего решения общего собрания участников общества или совета директоров (наблюдательного совета) общества, в частности сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, крупные сделки (см. комментарий к ст. ст. 45 и 46 Закона).
Выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия (подп. 2).
Поскольку без доверенности от имени общества может действовать только единоличный исполнительный орган общества, то для представления интересов общества иными лицами необходима выдача доверенности, о понятии которой уже говорилось. В соответствии с п. 4 ст. 185.1 части первой ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (следует подчеркнуть, что после внесения Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ изменений не говорится о необходимости приложения печати юридического лица; см. комментарий к ст. 2 Закона). Согласно пункту 1 указанной статьи доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Передоверие регламентировано положениями ст. 187 ГК РФ, в п. 3 которой предусмотрено следующее: доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена; правило о нотариальном удостоверении доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, не применяется к доверенностям, выдаваемым в порядке передоверия юридическими лицами, руководителями филиалов и представительств юридических лиц.
Издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания (подп. 3).
Соответственно, единоличный исполнительный орган общества является представителем работодателя в трудовых отношениях между обществом и его работниками. Основные права определены в положениях ч. 1 ст. 22 ТК РФ, однако далеко не все эти права могут осуществляться непосредственно единоличным исполнительным органом общества. При применении указанных положений следует учитывать разграничение компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа общества и коллегиального исполнительного органа общества.
Как предусмотрено в ч. 1 ст. 191 ТК РФ, работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Согласно ч. 2 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам. В соответствии с ч. 1 ст. 192 данного Кодекса за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.
Осуществляет иные полномочия, не отнесенные комментируемым Законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества (подп. 4).
Перечень полномочий единоличного исполнительного органа общества сформулирован как открытый, но компетенция данного органа общества формируется по остаточному принципу. Полномочия единоличного исполнительного органа общества составляет то, что не отнесено комментируемым Законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества. Данное правило развивает положение п. 3 ст. 91 части первой ГК РФ в прежней редакции и ч. 2 п. 2 ст. 33 комментируемого Закона, согласно которому вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества (см. комментарий к указанной статье).
Как разъяснено в п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25, если учредительным документом юридического лица предусмотрено, что полномочия выступать от его имени предоставлены нескольким лицам, то при отсутствии в ЕГРЮЛ сведений о совместном осуществлении или ином распределении полномочий предполагается, что они действуют раздельно и осуществляют полномочия самостоятельно по всем вопросам компетенции соответствующего органа юридического лица (п. 1 ст. 53 ГК РФ); например, если в соответствии с п. 3 ст. 65.3 ГК РФ в корпорации образовано несколько единоличных исполнительных органов, предполагается, что они действуют независимо по всем вопросам компетенции.
3.1. В соответствии с п. 3.1 комментируемой статьи уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания участников общества на совершение определенных сделок. При этом предусмотрено, что при отсутствии такого согласия или последующего одобрения соответствующей сделки она может быть оспорена лицами, указанными в ч. 1 п. 4 ст. 46 комментируемого Закона (т.е. обществом, членом совета директоров (наблюдательного совета) общества, участниками (участником), обладающими не менее чем 1% общего числа голосов участников общества), в порядке и по основаниям, которые установлены пунктом 1 ст. 174 части первой ГК РФ.
Пункт 3.1 комментируемой статьи введен с 1 января 2017 г. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ, принятым в рамках регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (см. комментарий к ст. ст. 45 и 46 Закона). Аналогичные дополнения внесены тем же Законом в п. 2 ст. 69 Закона об АО. Как указывалось разработчиками проекта изменений, законопроект предлагает исключить возможность распространения уставом общества режима крупных сделок на иные сделки; в то же время законопроект вводит новую норму, в соответствии с которой уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения согласия общего собрания участников (акционеров) или совета директоров (наблюдательного совета) на совершение каких-либо сделок, перечисленных в уставе; в этой части законопроект приводит закон в соответствие с текущей судебной практикой, которая также квалифицирует сделки, на которые уставом общества распространен режим крупных сделок, в качестве сделок, оспоримых по п. 1 ст. 174 ГК РФ.
Как разъяснено в п. 19 Постановления Пленума ВС России от 26 июня 2018 г. N 27, положения уставов хозяйственных обществ, распространяющие порядок одобрения крупных сделок на иные виды сделок, следует рассматривать как способ установления необходимости получения согласия совета директоров общества или общего собрания участников (акционеров) на совершение определенных сделок (п. 2 ст. 69 Закона об АО, п. 3.1 комментируемой статьи); при рассмотрении споров о признании недействительными таких сделок в связи с нарушением порядка их совершения судам следует руководствоваться пунктом 1 ст. 174 ГК РФ.
Упоминаемый пункт 1 ст. 174 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ) предусматривает, что, если полномочия лица на совершение сделки ограничены договором или положением о филиале или представительстве юридического лица либо полномочия действующего от имени юридического лица без доверенности органа юридического лица ограничены учредительными документами юридического лица или иными регулирующими его деятельность документами по сравнению с тем, как они определены в доверенности, в законе либо как они могут считаться очевидными из обстановки, в которой совершается сделка, и при ее совершении такое лицо или такой орган вышли за пределы этих ограничений, сделка может быть признана судом недействительной по иску лица, в интересах которого установлены ограничения, лишь в случаях, когда доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об этих ограничениях.
4. В пункте 4 комментируемой статьи предусмотрено, что порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений подлежит установлению уставом общества и внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа. Как уже говорилось, соответствующее положение п. 2 ст. 12 комментируемого Закона предписывает отражать в уставе общества сведения о составе и компетенции органов общества, а детализирующее положение ч. 1 п. 1 комментируемой статьи — определять срок полномочий единоличного исполнительного органа общества. Во внутренних документах общества, которыми согласно подп. 6 п. 2.1 ст. 32 и подп. 8 п. 2 ст. 33 комментируемого Закона обозначаются документы, регулирующие внутреннюю деятельность общества, видимо, подлежат урегулированию более детальные вопросы деятельности единоличного исполнительного органа общества. Таким внутренним документом общества может быть, например, Положение о генеральном директоре общества или Положение о президенте общества.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *