>Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ ст 34 (ред. от 30.10.2018)

Статья 34. Ответственность перевозчика, фрахтовщика

1. За невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза, перевозчик уплачивает грузоотправителю штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза. Грузоотправитель также вправе потребовать от перевозчика возмещения причиненных перевозчиком убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. За непредоставление транспортного средства, предусмотренного договором фрахтования, фрахтовщик уплачивает фрахтователю штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за пользование соответствующим транспортным средством, если иное не установлено договором фрахтования. Фрахтователь также вправе потребовать от фрахтовщика возмещения причиненных им убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. За несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера, предусмотренных договором перевозки груза, перевозчик уплачивает грузоотправителю за каждый полный час просрочки штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа договором перевозки груза не установлен, в размере:

1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;

2) одного процента среднесуточной провозной платы, определенной в соответствии с установленным договором перевозки груза сроком перевозки, при перевозке в междугородном сообщении.

4. Грузоотправитель, фрахтователь в случае, указанном в части 3 настоящей статьи, также вправе потребовать от перевозчика, фрахтовщика возмещения причиненных ими убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.

6. Перевозчик несет ответственность за сохранность багажа с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи его лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.

7. Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа, в размере:

1) стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа;

2) суммы, на которую понизилась стоимость груза, багажа, в случае повреждения (порчи) груза, багажа или стоимости груза, багажа в случае невозможности восстановления поврежденных (испорченных) груза, багажа;

3) доли объявленной стоимости груза, багажа, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, багажа, в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью;

4) объявленной стоимости в случае утраты груза, багажа, а также невозможности восстановления груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью и испорченных или поврежденных.

8. Стоимость груза, багажа определяется исходя из цены груза, багажа, указанной в счете продавца или предусмотренной договором перевозки груза, договором перевозки пассажира, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

9. Перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) перевозимых груза, багажа, возвращает грузоотправителю или грузополучателю, пассажиру провозную плату, полученную за перевозку утраченных, недостающих, поврежденных (испорченных) груза, багажа, если эта провозная плата не входит в стоимость груза.

10. Перевозчик освобождается от ответственности за несохранность ручной клади, перевозимой пассажиром, если пассажир не докажет, что несохранность ручной клади произошла по вине перевозчика.

11. Перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы. Просрочка доставки груза исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, если иное не установлено договором перевозки груза. Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки.

12. За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает получателю багажа штраф в размере трех процентов его провозной платы за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере провозной платы. Просрочка доставки багажа исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен багаж. Штраф за просрочку доставки багажа уплачивается на основании акта, составленного по требованию получателя багажа, не позднее чем в течение десяти дней со дня оформления этого акта. Течение указанного срока приостанавливается в случае обращения в суд.

13. За задержку отправления транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении, или прибытие его с опозданием в пункт назначения более чем на час перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда и не позднее чем в течение десяти дней после дня предъявления пассажиром соответствующего требования. Течение указанного срока приостанавливается в случае обращения в суд. Пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения убытков, причиненных ему в связи с задержкой отправления или прибытием с опозданием транспортного средства в пункт назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

14. Ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке пассажира его жизни или здоровью и (или) багажу, ручной клади, определяется международными договорами Российской Федерации либо, если настоящим Уставом или договором перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством.

15. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни, гражданам, имеющим в соответствии с гражданским законодательством право на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких граждан — супругу, родителям, детям умершего пассажира, а в случае смерти пассажира, не имевшего самостоятельного дохода, — гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме два миллиона рублей. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан.

16. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его здоровью, в сумме, определяемой исходя из характера и степени повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. Размер указанной компенсации не может превышать два миллиона рублей.

17. В случае, если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни или здоровью, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации.

18. В целях определения периода перевозки пассажира, в течение которого перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира и (или) его багажу, ручной клади, перевозка пассажира включает в себя период, в течение которого пассажир находится в транспортном средстве, период посадки пассажира в транспортное средство и период высадки пассажира из транспортного средства.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ

Принят ГД ФС РФ 18 октября 2007 года
Одобрен СФ ФС РФ 26 октября 2007 года

В соответствии со статьей 44 данный документ вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования (опубликован в «Собрании законодательства РФ» — 12.11.2007, в «Парламентской газете» — 14.11.2007, в «Российской газете» — 17.11.2007). Начало действия документа — 13.05.2008

>Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ ст 35 (ред. от 30.10.2018)

Статья 35. Ответственность грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя, пассажира

1. За непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза, грузоотправитель уплачивает перевозчику штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза. Перевозчик также вправе потребовать от грузоотправителя возмещения причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. За отказ от пользования транспортным средством, предусмотренным договором фрахтования, фрахтователь уплачивает фрахтовщику штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за пользование этим транспортным средством, если иное не установлено договором фрахтования. Фрахтовщик также вправе потребовать от фрахтователя возмещения причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. За неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза, в том числе о его массе, габаритах, состоянии и степени опасности, с грузоотправителя взыскивается штраф в размере двадцати процентов провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями.

4. За задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, соответственно грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа в договоре перевозки груза не установлен, в размере:

1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;

2) одного процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.

5. При задержке (простое) специализированных транспортных средств размер штрафа, указанного в части 4 настоящей статьи, увеличивается в два раза, если иное не установлено договором перевозки груза. Перечень специализированных транспортных средств определяется правилами перевозок грузов.

6. Штраф за задержку (простой) транспортных средств взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозок грузов, предусмотренных договорами перевозок грузов. Основанием для начисления штрафа за задержку (простой) транспортных средств служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств.

7. За задержку (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и поданных под погрузку, выгрузку, сверх норм, установленных договором перевозки груза, соответственно грузоотправители, грузополучатели уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа в договоре перевозки груза не установлен, в размере:

1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;

2) одного процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.

8. Штраф за задержку (простой) контейнеров взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозки грузов, предусмотренных договором перевозки грузов. Основанием для начисления штрафа за задержку (простой) контейнеров служат отметки в транспортных накладных, путевых листах или сопроводительных ведомостях о времени подачи и отправления контейнеров.

9. За отправление в составе багажа, сданного для перевозки, предметов, перевозка которых в составе багажа запрещена, пассажир уплачивает перевозчику штраф в размере десятикратной провозной платы за перевозку багажа.

Устав автомобильного транспорта

Новый Устав <1> автомобильного и городского наземного электрического транспорта Президент РФ подписал 08.11.2007. Он вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. Документ был опубликован в Собрании законодательства РФ 12.11.2007. Соответственно, времени для его изучения (до 11.05.2008) достаточно, поэтому начнем.

<1> Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ.

Структура документа:

  • общие положения;
  • положения о перевозке грузов;
  • положения о перевозке пассажиров (в том числе о регулярных перевозках, перевозках по заказам, перевозках легковыми такси <2>);
  • меры ответственности;
  • претензии.

<2> Виды перевозок пассажиров и багажа закреплены в ст. 5 Устава.

Таким образом, нормы о грузовых и пассажирских перевозках, закрепленные в Уставе, четко разделены.

Общие положения

Здесь обозначена сфера действия Устава, основные понятия, используемые в нем. Так, п. 2 ст. 1 установлено, что Устав определяет общие условия перевозок пассажиров, багажа и грузов, а также предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур <3>.

Среди основных понятий приведены определения багажа, билета, груза, грузоотправителя, грузополучателя, заказа-наряда (форма договора фрахтования), контейнера, маршрута (в том числе регулярных перевозок), остановочных пунктов, расписания, ручной клади, скоропортящихся грузов, специализированных ТС, терминалов, путевого листа <4> и транспортной накладной <5>. Во многом перечисленные понятия имеют то же значение, что и в прежнем Уставе <6> и других нормативных документах, например ГК РФ.

<3> Согласно ст. 2 Устава — сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.
<4> Документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Кстати, ст. 6 Устава запрещено осуществлять перевозки пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа.
<5> Перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза.
<6> Утвержден Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 N 12.

Статьей 3 Устава закреплено, что Правительство РФ утверждает правила перевозок пассажиров и багажа, а также грузов автомобильным транспортом <7>.

<7> Сегодня действуют Правила перевозок грузов, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, а Правила перевозок пассажиров закреплены в Приказе Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 N 176.

Статья 4 посвящена видам сообщения. Понятия городских, пригородных и междугородных сообщений тоже расшифрованы по аналогии с прежним Уставом. Понятие перевозки в международном сообщении дополнено тем, что международной признается перевозка за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением Государственной границы РФ, в том числе транзитом.

Перевозка грузов

Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю).

Примечание. Перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу (п. 13 ст. 2 Устава).

Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз) <8>. Таким образом, из ст. 785 ГК РФ следует, что транспортная накладная составляется перевозчиком и выдается им отправителю. Однако в п. 1 ст. 8 Устава сказано, что, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, она составляется грузоотправителем (а не выдается ему перевозчиком). Причем груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается (исключение — взаимоотношения по договору фрахтования). К транспортной накладной грузоотправитель обязан приложить документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с требованиями законодательства РФ, а также сертификаты, паспорта качества, удостоверения, другие документы, установленные законодательством РФ.

<8> К сведению: п. 5 ст. 8 Устава предусмотрено, что договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа или заявки грузоотправителя — при наличии договора об организации перевозок. Согласно ст. 798 ГК РФ такой договор заключается при необходимости осуществления систематических перевозок грузов.

В транспортной накладной обязательно указывается масса груза, предъявленного к перевозке (ст. 12 Устава). Кстати, за неуказание в ней особых отметок, мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза с грузоотправителя взыскиваются штраф (20% провозной платы) и сумма ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями (п. 3 ст. 35 Устава).

Если груз перевозится навалом, насыпью, наливом или в контейнерах, его масса определяется при предъявлении грузоотправителем и приеме перевозчиком. Если груз штучный или находится в таре (упаковке), то он принимается для перевозки с указанием в транспортных накладных массы грузов и количества грузовых мест. Масса грузов в таре или упаковке, а также масса штучных грузов определяются грузоотправителем до их предъявления перевозчику. Масса всего груза определяется грузоотправителем в присутствии перевозчика и записывается с указанием способа ее определения в транспортной накладной (если договором не установлен иной порядок).

К сведению: если пунктом отправления является терминал перевозчика, массу груза определяет перевозчик в присутствии грузоотправителя. Согласно ст. 16 Устава доставленный в терминал перевозчика груз хранится бесплатно в течение суток со дня направления перевозчиком извещения грузополучателю о доставленном грузе. За хранение груза более суток перевозчик вправе взимать с грузополучателя или грузоотправителя плату, установив ее размер в договоре. Предельный срок хранения груза в терминале — 30 дней, но он может быть увеличен соглашением сторон. Если по истечении установленного срока груз не востребован и на запрос перевозчика о дальнейшей его судьбе грузоотправитель не отвечает (в течение 4 суток после получения запроса), то перевозчик вправе вернуть этот груз или реализовать его по цене, подтвержденной документами или которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, либо на основании экспертной оценки. Полученные средства (за вычетом платы за перевозку, хранение груза, а также затрат, связанных с его реализацией) возвращаются грузоотправителю.

Когда груз перевозится в опломбированном грузоотправителем крытом ТС (контейнере), масса груза определяется грузоотправителем. Положения о пломбировании ТС (контейнеров) прописаны в ст. 13 Устава.

Порядок проверки массы груза и количества грузовых мест при выдаче груза грузополучателю в пункте назначения должен соответствовать порядку проверки, осуществляемой при приемке груза от грузоотправителя в пункте отправления (п. 7 ст. 15 Устава). Кстати, согласно п. 8 ст. 15 Устава при наличии исправных пломб грузоотправителей выдача груза грузополучателям осуществляется без проверки массы, состояния грузов, количества грузовых мест. Выдача груза с обязательной проверкой массы, состояния груза, количества грузовых мест осуществляется при:

  • доставке груза в крытом ТС (контейнере) без опломбирования;
  • доставке груза в неисправном кузове ТС (контейнере) или с поврежденными пломбами, а также при повреждении тары (упаковки) или наличии иных обстоятельств, влияющих на изменение состояния груза;
  • доставке скоропортящегося груза с нарушением срока доставки или температурного режима.

Разница между массой груза в пункте отправления и назначения не должна превышать норму естественной убыли груза, установленную законодательством РФ либо правилами перевозок (при перевозке грузов навалом, насыпью, наливом).

Если при проверке массы, состояния груза, количества грузовых мест в пункте назначения обнаружена недостача, грузополучатель и перевозчик обязаны определить размер фактических недостачи, повреждения (порчи) груза. Для этого они могут пригласить эксперта в соответствующей области.

Обратите внимание: результаты экспертизы, проведенной без уведомления перевозчика или грузополучателя, являются недействительными. Поэтому если одна из сторон (перевозчик или грузополучатель) уклоняется от вызова экспертов и участия в экспертизе, другая сторона вправе провести экспертизу, однако прежде нужно уведомить в письменной форме об этом «уклониста» (если иная форма уведомления не предусмотрена договором). Расходы на экспертизу оплачиваются лицом, заказавшим ее, с последующим отнесением расходов на лицо, виновное в недостаче, повреждении (порче) груза.

В отношении предоставления транспортных средств и контейнеров для перевозок грузов в ст. 9 Устава ничего нового по сравнению с п. 1 ст. 791 ГК РФ не сказано. В сроки, установленные договором, перевозчик обязан предоставить грузоотправителю пригодные для перевозки груза ТС и контейнеры. Причем грузоотправитель вправе отказаться от поданных ТС, если они не пригодны для перевозки соответствующего груза. Вместе с тем в ст. 794 ГК РФ указано, что за неподачу ТС для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором перевозчик несет ответственность, установленную Уставом. Теперь с него (согласно п. 1 ст. 34 Устава) взыскивается штраф в размере 20% платы, установленной за перевозку груза, но только если иное не установлено договором. Также грузоотправитель вправе требовать возмещения причиненных ему убытков.

При приеме груза для перевозки водитель транспортного средства предъявляет грузоотправителю документ, удостоверяющий личность, и путевой лист (п. 1 ст. 10 Устава). Если груз предъявляется в таре или упаковке, грузоотправитель обязан маркировать каждое грузовое место.

Согласно п. 4 ст. 10 Устава не предъявленным считается груз, передаваемый перевозчику:

  • с опозданием;
  • для перевозки в другое, а не установленное договором место.

Кроме того, груз, не предусмотренный договором перевозки или не соответствующий требованию о его состоянии, согласно Правилам перевозок считается не предъявленным. В случае если отправитель не предъявил вовремя груз, перевозчик вправе отказаться от исполнения договора, и согласно п. 1 ст. 35 Устава, взыскать с него штраф в размере 20% провозной платы, если иное не установлено договором, и сумму причиненных убытков. Более того, помимо штрафа за непредъявление груза перевозчик может взыскать с грузоотправителя (грузополучателя) штраф за задержку (простой) ТС, поданных для погрузки (выгрузки), в размере, установленном договором либо п. 4 ст. 35 Устава:

  • 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;
  • 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении.

При задержке специализированных ТС штраф увеличивается в два раза.

Общие положения п. п. 1, 2 ст. 791 ГК РФ о погрузке (выгрузке) груза раскрыты в ст. 11 Устава. Так, погрузка (выгрузка) грузов должна выполняться в сроки, установленные договором, либо, при отсутствии в договоре указания на срок погрузки (выгрузки), в сроки, предусмотренные правилами перевозок грузов. Время подачи ТС (контейнера) в общем случае исчисляется:

  • под погрузку — с момента предъявления водителем отправителю в пункте погрузки документа, удостоверяющего его личность, и путевого листа;
  • под выгрузку — с момента предъявления водителем грузополучателю транспортной накладной в пункте выгрузки.

Если погрузка груза в контейнер (выгрузка из него) осуществляется посредством снятия контейнера с ТС, то его подача для погрузки (выгрузки) оформляется сопроводительной ведомостью, которую составляет перевозчик. В этом случае время подачи контейнера исчисляется с момента предъявления водителем сопроводительной ведомости грузоотправителю в пункте погрузки (грузополучателю в пункте выгрузки).

Время подачи ТС (контейнера) для погрузки отмечается в путевом листе, транспортной накладной, сопроводительной ведомости грузоотправителем, а для выгрузки — грузополучателем.

Согласно п. 3 ст. 34 Устава за несвоевременное предоставление ТС (контейнера) перевозчик уплачивает грузоотправителю за каждый полный час просрочки штраф в размере, установленном договором. Если размер в договоре не установлен, он определяется согласно Уставу:

  • 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;
  • 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении.

Кроме того, в этом случае грузоотправитель вправе требовать возмещения понесенных убытков (п. 4 ст. 34 Устава).

Согласно ст. 11 Устава, если, конечно, иное не предусмотрено договором, все приспособления, необходимые для погрузки, выгрузки и перевозки груза, предоставляются, устанавливаются на ТС и снимаются с него грузоотправителем. Перевозчик возвращает их грузоотправителю за его счет в соответствии с указаниями в транспортной накладной, а при их отсутствии они выдаются грузополучателю вместе с грузом в пункте назначения. Погрузку груза осуществляет грузоотправитель, а выгрузку — грузополучатель. Если перевозчик обнаружит нарушения порядка погрузки груза, он вправе требовать их устранения. В случае невыполнения данного требования перевозчик вправе отказаться от осуществления перевозки. Кроме того, ст. 17 Устава предусмотрено, что обязанность по очистке, промывке и дезинфекции ТС (контейнеров) после выгрузки груза возлагается на грузополучателя, а перевозчик по согласованию с ним вправе принять на себя за плату выполнение указанных работ.

Срокам доставки груза посвящена ст. 14 Устава. Перевозчик обязан доставить груз в сроки, установленные договором (правилами перевозок грузов), а в случае задержки сообщить о ней грузоотправителю и грузополучателю. Согласно п. 11 ст. 34 Устава просрочка доставки груза исчисляется с 24 часов суток, когда должен быть доставлен груз. За такую просрочку перевозчик уплачивает грузополучателю штраф в размере 9% провозной платы за каждые сутки, если иное не установлено договором. Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия ТС в пункт выгрузки.

В свою очередь, грузоотправитель и грузополучатель (если иное не прописано в договоре) вправе считать груз утраченным и требовать возмещения ущерба, если груз не был выдан грузополучателю (по его требованию):

  • в течение 10 дней со дня приема груза для перевозки в городском и пригородном сообщениях;
  • в течение 30 дней со дня, когда груз должен быть доставлен грузополучателю, при перевозке в междугородном сообщении.

По общему правилу перевозчик обязан доставить и выдать, а грузополучатель — принять доставленный ему груз. При этом (п. 5 ст. 34 Устава) перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента его принятия до дня выдачи. В Уставе (ст. 15) предусмотрено, что грузополучатель может отказаться принять груз, если он поврежден (испорчен) в процессе перевозки и возможность его использования по прямому назначению исключена. Тогда в соответствии с п. 7 ст. 34 Устава он вправе требовать от перевозчика возмещения ущерба в размере:

  • стоимости утраченного или недостающего груза;
  • суммы, на которую понизилась стоимость груза, или стоимости груза в случае невозможности его восстановления;
  • доли объявленной стоимости груза, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) его части, или объявленной стоимости груза в случае его утраты целиком, если груз был предъявлен к перевозке с объявленной ценностью (такая возможность установлена п. 6 ст. 10 Устава).

Более того, согласно п. 9 ст. 34 Устава перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) перевозимого груза, возвращает грузоотправителю или грузополучателю провозную плату, полученную за перевозку утраченного, недостающего, поврежденного (испорченного) груза.

Если грузополучатель отказывается принять груз по не зависящим от перевозчика причинам, то перевозчик вправе доставить груз по новому адресу, указанному грузоотправителем (переадресовка груза), при отсутствии такой возможности — вернуть груз грузоотправителю, предварительно уведомив его об этом. Расходы на перевозку груза при его возврате или переадресовке возмещаются грузоотправителем.

В отношении выдачи и переадресации скоропортящихся грузов, перевозимых в междугородном сообщении, установлены особые условия. Если такой груз не может быть выдан грузополучателю по не зависящим от перевозчика причинам, то перевозчик запрашивает соответствующие указания у грузоотправителя. В случае их отсутствия (в течение 4 суток со дня получения грузоотправителем запроса) перевозчик вправе реализовать груз исходя из цены, подтвержденной документами или, при отсутствии таких документов, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, либо на основании экспертной оценки. Вырученные средства (за вычетом провозной платы и затрат, связанных с реализацией груза) перечисляются:

  • грузополучателю, указанному в транспортной накладной, в случае оплаты им стоимости груза;
  • грузоотправителю (в остальных случаях).

В новом Уставе отдельно представлена информация о договоре фрахтования — это ст. 18 «Перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей». Итак, согласно ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких ТС на один или несколько рейсов (ст. 787). Остальное устанавливается соответствующими уставами и кодексами.

Примечание. Фрахтователь — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов (п. 21 ст. 2 Устава).

Фрахтовщик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов (п. 22 ст. 2 Устава).

Так, в ст. 18 Устава определено, что договор фрахтования заключается в письменной форме и должен включать сведения о: сторонах договора, наименовании груза, типе и количестве предоставляемых ТС, маршруте и месте их подачи, сроках выполнения перевозки, размере платы за пользование ТС. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление ТС для перевозки груза. Обязанности фрахтовщика в части предоставления ТС, подачи схожи с обязанностями перевозчика по подаче ТС (контейнеров). Например, если фрахтовщик предоставил ТС, не соответствующее условиям договора, или сделал это с опозданием, транспорт считается непредоставленным со всеми вытекающими отсюда последствиями — отказом фрахтователя от исполнения договора и взыскания в его пользу штрафа. Согласно п. 2 ст. 34 Устава — это 20% платы, установленной за пользование соответствующим ТС (иное может быть установлено договором). Кроме того, фрахтователь вправе требовать возмещения причиненных ему убытков. Время подачи ТС к месту, предусмотренному договором фрахтования, исчисляется с момента предъявления водителем документа, удостоверяющего личность, и путевого листа.

С другой стороны, если фрахтователь предъявил для перевозки иной груз (в нарушение договора фрахтования), это считается отказом использовать предоставленные фрахтовщиком ТС, и фрахтовщик вправе взыскать 20%-ный штраф и возмещение убытков (п. 2 ст. 35 Устава).

Обратите внимание: согласно п. 3 ст. 8 Устава транспортная накладная при заключении договора фрахтования не оформляется.

К.О.Борисова

Эксперт журнала

«Транспортные услуги:

бухгалтерский учет

и налогообложение»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *