Компетенции и ответственность образовательных организаций согласно закону

Новому Федеральному Закону об образовании уже более пяти лет, он действует с 1.09.2013 года. Все развитые страны работают на строгом регламентировании образования законодательной базой. Законы направлены на развитие образование, поддержание его уровня, усовершенствование на благо прогресса в этой значимой части социально-экономического аспекта. Эксперты международного уровня признают, что Закон «Об образовании» РФ эффективен, охватывает все ключевые моменты образовательной системы. В том числе, регламентирует он компетенции и ответственность образовательной организации.

Скачать файл Три наиболее характерные правонарушения в ООСкачать в .docx

Статья 28 Закона «Об образовании»

Она претерпела редакцию ФЗ в 2014 году. Статья описывает сферу ответственности образовательной организации (ОО), компетенции, а также ее права и обязанности.

Автономия ОО

Начальным пунктом в статье значится, что ОО обладает автономией. В данном случае это самостоятельность в реализации научной, образовательной, административной, а также финансово-экономической деятельности школы или иной ОО. Это значит, что ОО правомочна разрабатывать и издавать локальные акты, следуя строке закона.

Приведем примеры: в каждой общеобразовательной школы существует свой Устав. Таким словом называют свод правил, который регулирует работу организации. Этот первичный документ создает каждое юридическое лицо. Без него школа не может существовать в принципе.

Современные требования к Уставу стали менее строги, сократились до минимума. И в этом тоже можно найти проявления автономии образовательной организации – не надзорные органы «сверху» дают ей шаблон Устава, требуют определенного порядка, а сама организация полностью разрабатывает его на свое усмотрение. Безусловно, какие-то общие схематические предписания есть. Но, в принципе, разработка такого первичного документа как Устав – ответственность образовательной организации.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Важную информацию об уровне ответственности школы читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

— Как снизить административный штраф: пять аргументов для суда (экспертное мнение)
— Ответственность школы за нарушения в области финансов, страхования, налогов и сборов (нормативная база)

Свободы ОО

Во втором пункте статьи 28 написано, что ОО свободна в выборе содержания образования. Каким образом осуществлять учебно-методическое обеспечение, какие применять образовательные технологии – это тоже зона ответственности школы или иной ОО.

Для иллюстративности также воспользуемся примером. По требования ФГОС актуальными, значимыми образовательными технологиями сегодня считаются технология развития критического мышления, квест-технологии, информационно-коммуникационные технологии, педагогика сотрудничества и т.д. Но это только рекомендации, а вот какие конкретно технологии использует школа – ее решение, обоснованное профессиональным взглядом и возможностями.

Компетенции

Компетенции образовательной организации представлены перечнем более чем из 20 пунктов. Рассмотрим, что в принципе означает это понятие.

Часто люди путают компетентность с компетенциями. Компетентность – это человеческое качество, обозначает она знания человека в определенной области. Также под нею понимают готовность к решению задач, обусловленную необходимым арсеналом умений и знаний.

К компетенции же относят самоорганизацию, самоконтроль, рефлексию, самостоятельность, самоопределение. В основе компетенции знание, которое активно используется.

Компетенции ОО:

  1. Прием обучающихся в образовательную организацию. Это значит, что школа (если мы говорим о ней) без посредников принимает учеников. Заявление от законных представителей будущего школьника поступает руководству школы, а не в отдел образования.
  2. Проводить текущий мониторинг успеваемости и промежуточной аттестации, устанавливать формы и временные характеристики, а также порядок проведения аттестации.
  3. Организовывать научно-методическую работу. Это значит, что научная работа может вестись на базе ОО, той же школы или даже детского сада. Это компетенция школы, в которой ей не вправе отказать. А вот как структурировать эту работу, насколько она будет масштабной – решает администрация.

Это лишь три из двадцати двух указанных в Законе компетенций.

Консультационная и просветительская работа

ОО правомочна консультировать граждан по тем вопросам, которые не противоречат ее деятельности. Она же может вести просветительскую деятельность – семинары, лектории, публичные выступления представителей ОО закреплены законодательно. И образовательная организация несет ответственность за качество этой работы.

К примеру, в каникулярный период школа имеет право организовывать лагерь с дневным, а в некоторых случаях, и круглосуточным нахождением. Тем самым школа заботится об оздоровлении и организации досуга школьников в это время.

Ответственность

Обязанности и ответственность образовательных организаций зафиксирована законодательством государства. И если ОО не выполняет (либо выполняет ненадлежащим образом) закрепленный за ней функционал, если она не реализует образовательные программы в полной мере и соотносительно учебному плану, если не дает должного качества образования учеников, это не остается без внимания.

При нарушенных требованиях к организации работы ОО, при нарушении прав ребенка на образование, школа (или иная ОО) несет административную ответственность.

Какие нарушения наиболее распространены

А теперь на примерах. Наиболее характерные правонарушения в образовательной среде, влекущие административную ответственность УО, можно сузить до трех случаев.

Скачать файл Три наиболее характерные правонарушения в ООСкачать в .docx

Это:

  1. Отказ в приеме учащегося или же отчисление учащегося без законодательно установленных оснований. Если родитель подает заявление на прием ребенка в школу, руководствуясь гражданским правом на образование, и школа без объяснения причин отказывает заявителю, это уже нарушение. Ответственность образовательных организаций по закону в такой ситуации обязательна. Потому родители вправе ждать объяснений, в особенности, если заявление подано по месту жительства и в общеобразовательную школу.
  2. Нарушены требования к программному содержанию, к качеству образования, к самой организации образовательного процесса. В большей степени нарекания возникают к объему учебной нагрузки. Есть строгие нормы о количестве уроков в день, о расписании согласно возрасту. И если школа игнорирует эти нормы, если ученики перегружены, учреждение образования понесет за это ответственность.
  3. Нарушены свободы и права учащихся и работников, регламентированные законом. Например, нарушено право ребенка на бесплатное образование. Закон четко разграничивает, какие образовательные услуги могут быть на платной основе, а какие не допускают даже минимальной платы.

Права и ответственность образовательной организации должен знать каждый педагог. И если его право на выбор методики и технологии обучения нарушается, он обращается с жалобой в вышестоящие инстанции.

Спорные вопросы

Понятие компетенции, прав, обязанностей и ответственности образовательной организации зафиксированы в Ст. 28 Закона «Об образовании». К этому документу должны обращаться родители, которые хотят разъяснения спорного вопроса. К нему же могут обращаться педагоги и администрация школы, если права их нарушают, в первом случае, руководство УО, во втором – контролирующие инстанции. Любое рассмотрение проблемной ситуации, спорного вопроса упирается в законодательство, его невозможно обойти или неверно трактовать.

На практике же спорные ситуации часто имеют, скорее, этическо-нравственную подоплеку, либо субъективное восприятие реальной обстановки, что не мешает стороне, считающей себя пострадавшей, обращаться в вышестоящие инстанции.

Так, например, стандартная жалоба родителей в отдел образования выглядеть может, на первый взгляд, абсурдно. Приведем реальный пример. Мать пятнадцатилетней ученицы одной из московских школ обратилась в суд с обвинением школы в том, что ее дочь забеременела в столь раннем возрасте. Она сочла именно образовательную организацию виновной в том, что ребенок оказался в таком положении. Своей вины мать не видела, и считала, что факультатив, предусматривающий этическо-нравственное воспитание девочек, проводился на плохом уровне, что и повлекло беременность ученицы.

Получите диплом установленного образца

Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Менеджмент общего образования».

Надо сказать, что беременность несовершеннолетней – это всегда ЧП. И для школы тоже. И сказать, что права, обязанности, ответственность образовательных организаций здесь не причем, тоже нельзя. В результате того случая с девочкой выговор объявили и директору, и его заместителю по воспитательной работе, и классному руководителю, который и вел факультатив для девочек. И хотя матери девочки грозил штраф за недостаточное выполнение родительских обязанностей, штраф не присудили. Выходит, что вина действительно на педагогах?

Но эта ответственность напрямую в законодательстве не прописана. И пусть миссия УО заключаются и в воспитании подрастающего поколения, в первую очередь, это образовательное учреждение. Эксперты-педагоги говорят о скором кризисе семейного воспитания. Чем больше воспитательных целей ставят перед школой, тем меньше их становится у семьи. И ситуация с беременной школьницей лишнее тому подтверждение.

Потому в таких спорных ситуациях, непростых в моральном отношении, сложных с точки зрения доказательств ответственности, нужно обращаться к закону. Руководитель ОО вправе спросить каждого сотрудника на предмет знания Статьи 28. Быть юридически грамотным в области профессии – это требование к педагогу сегодня. Лишние эмоции навредят, а вот хладнокровие, опирающееся на букву закона, помогает справиться со спорными ситуациями в УО.

§ 6. Компетенция и ответственность образовательного учреждения

Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет образовательный процесс и иную деятельность в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся: 1). материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;

2) привлечение для деятельности, предусмотренной уставом данного образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование банковского кредита;

3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

4) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

5) организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;

6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;

7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;

8) разработка и утверждение (по согласованию с органами местного самоуправления) годовых календарных учебных графиков;

9) установление структуры управления деятельностью данного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

10) установление ставок заработной платы и должностных окладов своих работников в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами;

11) установление надбавок и доплат к должностным окладам своих работников, порядка и размеров их премирования;

12) разработка и принятие своего устава;

13) разработка и принятие правил внутреннего распорядка, иных локальных актов;

14) самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты (если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Законом РФ «Об образовании»);

15) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии со своим уставом, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;

16) текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона;

17) контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

18) обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;

19) создание необходимых условий для работы организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

20) содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;

21) координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;

22) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом образовательного учреждения.

Образовательное учреждение несет ответственность за:

1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

2) неполную реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

4) .нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

§ 7. Управление государственными и муниципальными

образовательными учреждениями

Государственные и муниципальные образовательные учреждения управляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего учреждения.

Управление строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов этих органов и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения.

Руководитель государственного или муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом этого учреждения может быть:

1) избран коллективом образовательного учреждения;

2) избран коллективом образовательного учреждения по предварительному согласованию кандидатуры с учредителем;

3) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;

4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;

5) назначен учредителем;

6) нанят учредителем.

В гражданских вузах назначение ректоров не допускается.

Полномочия между советом образовательного учреждения и его руководителем разграничивает устав.

Должностные обязанности руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений, их филиалов (отделений) не могут исполняться по совместительству.

1. Индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.

2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные ему полномочия Российской Федерации в сфере образования, о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, видом экономической деятельности которого является образовательная деятельность.

3. Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности или отстраняются от работы, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

4. Индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг предоставляет обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью и в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы.

5. При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляется информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность

1. Индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.

2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные ему полномочия Российской Федерации в сфере образования, о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, видом экономической деятельности которого является образовательная деятельность.

3. Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности или отстраняются от работы, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

4. Индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг предоставляет обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью и в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы.

5. При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляется информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Комментарий к Ст. 32 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья 32 Закона Об образовании России определяет условия осуществления образовательной деятельности лицами, имеющими статус индивидуального предпринимателя.

Законодательство допускает возможность ведения образовательной деятельности как непосредственно индивидуальным предпринимателем, так и с привлечением педагогических работников.

При этом круг видов образовательной деятельности ограничен реализацией основных и дополнительных общеобразовательным программ, программ профессионального обучения. Фактически, речь идет о легализации деятельности по репетиторству и некоторым учебным курсам, не входящим в обязательные государственные стандарты общего и профессионального образования.

В целях обеспечения прав обучающихся лиц физические лица-индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с трудовым законодательством (Трудовой кодекс РФ) не допускаются к педагогической деятельности, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

При осуществлении образовательной деятельности на индивидуального предпринимателя возложены обязанности по предоставлению информации потребителям образовательных услуг. Так, предприниматель до начала оказания услуг обязан предоставить обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося сведения:

о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя,

об уровне своего профессионального образования,

общем стаже педагогической работы и стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью.

При этом, если для им осуществления образовательной деятельности привлекаются педагогические работники, — сведения об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *