Статья 28. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об образовании в РФ»
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
8) прием обучающихся в образовательную организацию;
9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;
10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
10.1) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях;
12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;
15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
15.1) организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Порядок организации социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок организации социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;
16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей «За особые успехи в учении»;
18) утратил силу. — Федеральный закон от 04.06.2014 N 148-ФЗ;
19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;
20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;
21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет»;
22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.
5. Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).
6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комментарий к Ст. 28 закона «Об образовании в Российской Федерации»
Комментируемая статья 28 в целом не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку нормы и компетенции, и ответственности образовательной организации были представлены в ст. 32 Закона N 3266-1. Однако в рамках рассматриваемой статьи соответствующие положения были дополнены нормами о правах и обязанностях образовательной организации, что в совокупности с обозначенными выше положениями составляет ее правовой статус вне зависимости от уровня реализуемых образовательных программ.
Правовой статус образовательной организации предполагает определенную долю автономии, самостоятельное решение в пределах административной правосубъектности конкретной организации его целей и задач, осуществление необходимых для этого функций.
Под компетенцией следует понимать установленную на нормативном уровне возможность реализации принадлежащих юридическому лицу по праву объема полномочий в установленной сфере деятельности.
Как следует из комментируемой статьи 28 Закона Об образовании в РФ, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации; разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; прием обучающихся в образовательную организацию и т.п.
В числе основных новаций законодательства в этой сфере следует считать предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования; разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию, установление требований к одежде обучающихся, обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет».
Подобные законодательные нововведения в правовом статусе образовательных организаций отражает современную практику и перспективы развития организации деятельности образовательных организаций.
Развитие компетенции образовательных организаций находится в прямой зависимости от степени их автономии, которая характеризуется не конкретным набором прав и обязанностей, а определяет сферу (область) их усмотрения, закрепленную в настоящий момент нормативно. Компетенция в сфере образовательной деятельности расширяется по мере наполнения ее новым демократическим содержанием.
Исходя из традиционной взаимосвязи высшего образования и науки, образовательные организации высшего образования вправе осуществлять научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре).
Иным образовательным организациям представлено право вести научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.
Все образовательные организации вправе вести сопутствующие к образовательной виды деятельности (консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и другие).
Перечисленные в статье обязанности образовательных организаций корреспондируют правам обучающихся и, кроме того, также вытекают из предоставленной компетенции.
Ответственность образовательной организации также вытекает из ее компетенции и обязанности, и связывается, в широком смысле с ненадлежащей реализацией образовательных функций. Должностные лица образовательной организации несут административную ответственность за нарушение или незаконное ограничение права на образование граждан.
?????°?????? 28. Закона РФ Об образовании в Российской ФедерацииКомпетенция, права, обязанностии ответственность образовательнойорганизации
1. Образовательная организация обладает автономией, подкоторой понимается самостоятельность в осуществленииобразовательной,научной, административной, финансово-экономическойдеятельности,разработке и принятии локальных нормативных актов всоответствиис настоящим Федеральным законом, иными нормативнымиправовымиактами Российской Федерации и уставом образовательнойорганизации.
2. Образовательные организации свободны в определениисодержанияобразования, выборе учебно-методического обеспечения,образовательных технологий по реализуемым ими образовательнымпрограммам.
3. К компетенции образовательнойорганизации в установленнойсфередеятельности относятся:
1) разработка и принятие правил внутреннего распорядкаобучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иныхлокальныхнормативных актов;
2) материально-техническое обеспечение образовательнойдеятельности, оборудование помещений в соответствии сгосударственнымии местными нормами и требованиями, в том числе всоответствии с федеральными государственными образовательнымистандартами, федеральными государственными требованиями,образовательнымистандартами;
3) предоставление учредителю и общественности ежегодногоотчетао поступлении и расходовании финансовых и материальныхсредств,а также отчета о результатах самообследования;
4) установление штатного расписания, еслииное не установленонормативнымиправовыми актами Российской Федерации;
5) прием на работу работников, заключениес ними и расторжениетрудовыхдоговоров, если иное не установлено настоящим Федеральнымзаконом,распределение должностных обязанностей, создание условий иорганизация дополнительного профессионального образованияработников;
6) разработка и утверждение образовательных программобразовательнойорганизации;
7) разработка и утверждение по согласованию с учредителемпрограммы развития образовательной организации, если иное неустановленонастоящим Федеральным законом;
8) прием обучающихся в образовательнуюорганизацию;
9) определение списка учебников всоответствии с утвержденнымфедеральнымперечнем учебников, рекомендованных к использованию приреализации имеющих государственную аккредитацию образовательныхпрограмм начального общего, основного общего, среднего общегообразования организациями, осуществляющими образовательнуюдеятельность,а также учебных пособий, допущенных к использованиюпри реализации указанных образовательных программ такимиорганизациями;
10) осуществление текущего контроля успеваемости ипромежуточной аттестации обучающихся, установление их форм,периодичностии порядка проведения;
11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимисяобразовательныхпрограмм, а также хранение в архивах информации обэтихрезультатах на бумажных и (или) электронных носителях;
12) использование и совершенствование методов обучения ивоспитания,образовательных технологий, электронного обучения;
13) проведение самообследования,обеспечение функционированиявнутреннейсистемы оценки качества образования;
14) обеспечение в образовательной организации, имеющейинтернат,необходимых условий содержания обучающихся;
15) создание необходимых условий для охраны и укрепленияздоровья, организации питания обучающихся и работниковобразовательнойорганизации;
15-1) организация социально-психологического тестированияобучающихся в целях раннего выявления незаконного потреблениянаркотических средств и психотропных веществ в порядке,установленном федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по выработке государственной политики инормативно-правовомурегулированию в сфере образования (пункт 15-1введен Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N120-ФЗ — Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2878,вступаетв силу с 5 декабря 2013 года);
16) создание условий для занятия обучающимися физическойкультуройи спортом;
17) приобретение или изготовление бланков документов обобразованиии (или) о квалификации;
18) установление требований к одеждеобучающихся, если иное неустановленонастоящим Федеральным законом или законодательствомсубъектовРоссийской Федерации;
19) содействие деятельности общественных объединенийобучающихся,родителей (законных представителей) несовершеннолетнихобучающихся,осуществляемой в образовательной организации и незапрещеннойзаконодательством Российской Федерации;
20) организация научно-методической работы, в том числеорганизация и проведение научных и методических конференций,семинаров;
21) обеспечение создания и ведения официального сайтаобразовательнойорганизации в сети «Интернет»;
22) иные вопросы в соответствии сзаконодательством РоссийскойФедерации.
4. Образовательные организации высшего образованияосуществляютнаучную и (или) творческую деятельность, а такжевправевести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иныеобразовательные организации вправе вести в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации научную и (или) творческуюдеятельность,если такая деятельность предусмотрена их уставами.
5. Образовательная организация вправевести консультационную,просветительскуюдеятельность, деятельность в сфере охраны здоровьяграждани иную не противоречащую целям создания образовательнойорганизациидеятельность, в том числе осуществлять организациюотдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (скруглосуточнымили дневным пребыванием).
6. Образовательная организация обязана осуществлять своюдеятельностьв соответствии с законодательством об образовании, втомчисле:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательныхпрограмм, соответствие качества подготовки обучающихсяустановленнымтребованиям, соответствие применяемых форм, средств,методов обучения и воспитания возрастным, психофизическимособенностям,склонностям, способностям, интересам и потребностямобучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, воспитанияобучающихся,присмотра и ухода за обучающимися, их содержания всоответствиис установленными нормами, обеспечивающими жизнь издоровьеобучающихся, работников образовательной организации;
3) соблюдать права и свободы обучающихся,родителей (законныхпредставителей) несовершеннолетних обучающихся, работниковобразовательнойорганизации.
7. Образовательная организация несет ответственность вустановленномзаконодательством Российской Федерации порядке заневыполнениеили ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к еекомпетенции,за реализацию не в полном объеме образовательныхпрограммв соответствии с учебным планом, качество образованиясвоих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся,работниковобразовательной организации. За нарушение или незаконноеограничение права на образование и предусмотренныхзаконодательством об образовании прав и свобод обучающихся,родителей(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,нарушениетребований к организации и осуществлению образовательнойдеятельностиобразовательная организация и ее должностные лицанесутадминистративную ответственность в соответствии с КодексомРоссийскойФедерации об административных правонарушениях.