Содержание

9) Конфликт интересов на государственной службе

Согласно ст. 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», Статья 10. Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

конфликт интересов проявляется в ситуации, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организацией, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц близкого родства (или свойства), а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы.

Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на гос и муниципальной службе

1. Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

2. Гос или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения

3. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении такой ситуации обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является гос или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода гос или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5.1. Непринятие гос или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гос или муниципального служащего с гос или муниципальной службы в соответствии с законодательством РФ.

6. В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.».

Статьей 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О гос гражданской службе РФ» также установлены нормы по урегулированию конфликта интересов на гражданской службе.

«Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе

5. Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в гос органе, федеральном гос органе по управлению гос службой и гос органе субъекта РФ по управлению гос службой (далее — орган по управлению гос службой) образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее — комиссия по урегулированию конфликтов интересов).

6. Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

7. Комиссии по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.

8. Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных гос служащих и урегулированию конфликтов интересов утверждается в порядке, определяемом Президентом РФ».

Указом Президента №821 от 01.07.2010 г. » О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» утвержден порядок формирования комиссий.

В состав комиссии входят:

а) заместитель руководителя государственного органа (председатель комиссии), руководитель подразделения кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностное лицо кадровой службы государственного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (секретарь комиссии), государственные служащие из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения, других подразделений государственного органа, определяемые его руководителем;

б) представитель Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров или соответствующего подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации;

в) представитель (представители) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой.

Руководитель государственного органа может принять решение о включении в состав комиссии:

а) представителя общественного совета, образованного при федеральном органе исполнительной власти в соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»;

б)представителя общественной организации ветеранов, созданной в государственном органе;

в) представителя профсоюзной организации, действующей в установленном порядке в государственном органе.

Число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

Состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.

При возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности члена комиссии, которая может привести к конфликту интересов при рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня заседания комиссии, он обязан до начала заседания заявить об этом. В таком случае соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанного вопроса.

Основаниями для проведения заседания комиссии являются:

а) представление руководителем государственного органа в соответствии с пунктом 31 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065, материалов проверки, свидетельствующих:

о представлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 названного Положения;

о несоблюдении государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;

б) поступившее в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа:

обращение гражданина, замещавшего должность государственной службы, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы;

заявление государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

в) представление руководителя государственного органа или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в государственном органе мер по предупреждению коррупции.

Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

Председатель комиссии:

а) в 3-дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее семи дней со дня поступления указанной информации;

б) организует ознакомление государственного служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя, членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с информацией, поступившей в подразделение государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и с результатами ее проверки;

в) рассматривает ходатайства о приглашении на заседание комиссии, и о рассмотрении (об отказе в рассмотрении) в ходе заседания комиссии дополнительных материалов.

Заседание комиссии проводится в присутствии фигуранта. При наличии его письменной просьбы проводится в его отсутствие. В случае неявки фигуранта рассмотрение вопроса откладывается. В случае вторичной неявки без уважительных причин комиссия может принять решение о рассмотрении указанного вопроса в отсутствие государственного служащего.

Члены комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе работы комиссии.

По итогам рассмотрения вопроса, о достоверности сведений комиссия принимает одно из следующих решений:

а) установить, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065, являются достоверными и полными;

б) установить, что сведения, являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.

По итогам рассмотрения вопроса, о несоблюдении государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) установить, что государственный служащий соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов;

б) установить, что не соблюдал. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа указать государственному служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.

«Разъяснения части 1 статьи 19 Федерального закона от 27.04.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» — определение понятия «конфликт интересов»

  • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, международные правовые акты
    • Ведомственные нормативные правовые акты
    • Организационно-распорядительные документы Печорского управления Ростехнадзора
  • Методические материалы
    • Методические рекомендации
    • Методический инструментарий по вопросам противодействия коррупции
    • Как осуществлять профилактику коррупции (материалы, рекомендуемые к использованию в работе подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений)»
    • Соблюдение иных запретов и ограничений
    • Письма с разъяснениями законодательства
    • Обзор практики привлечения к ответственности государственных служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или о урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
  • Объявления
  • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
  • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих Печорского управления Ростехнадзора
  • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Состав комиссии
    • Положение о комиссии
    • Сведения о планируемом проведении заседания Комиссии (анонс), о состоявшемся заседании Комиссии, принятых Комиссией решениях
    • Порядок подачи заявлений для рассмотрения на Комиссии
  • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
    • Результаты онлайн-опроса граждан «Оценка работы по противодействию коррупции, проводимой Печорским управлением Ростехнадзора по профилактике коррупционных и иных правонарушений в 2014 году»
    • Результаты онлайн-опроса граждан «Оценка работы по противодействию коррупции, проводимой Печорским управлением Ростехнадзора по профилактике коррупционных и иных правонарушений в 2015 году»
    • Результаты онлайн-опроса граждан «Оценка работы по противодействию коррупции, проводимой Печорским управлением Ростехнадзора по профилактике коррупционных и иных правонарушений в 2016 году»
    • Результаты онлайн-опроса граждан «Оценка работы по противодействию коррупции, проводимой Печорским управлением Ростехнадзора по профилактике коррупционных и иных правонарушений в 2017 году»
    • Результаты онлайн-опроса граждан «Оценка работы по противодействию коррупции, проводимой Печорским управлением Ростехнадзора по профилактике коррупционных и иных правонарушений в 2018 году»
    • Результаты онлайн-опроса граждан «Оценка работы по противодействию коррупции, проводимой Печорским управлением Ростехнадзора по профилактике коррупционных и иных правонарушений в 2019 году»
  • Обратная связь для сообщения о фактах коррупции
  • Оценка работы по противодействию коррупции, проводимой подразделением Ростехнадзора по профилактике коррупционных и иных правонарушений в 2018 году
  • Онлайн-опрос «Как Вы оцениваете работу, проводимую подразделением по противодействию коррупции Ростехнадзора в 2018 году?»
  • Материалы антикоррупционного просвещения

Медведев Д. А.. Комментарий к Федеральному Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» . СПб.: — 576 с.. 2008

Постатейный правоприменительный комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» впервые в отечественной юриспруденции сочетает научно-практическое и правоприменительное толкование. Авторы комментария — известные ученые-юристы, государственные служащие, практикующие специалисты в области государственной гражданской службы, ответственные сотрудники правительственных структур, представляющие Аппарат Правительства РФ и федеральные органы исполнительной власти. Нормы данного Закона истолкованы с учетом правовых позиций, выработанных Министерством здравоохранения и социального развития РФ во исполнение функции осуществления государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере государственной гражданской службы, в результате подготовки официальных разъяснений по запросам государственных органов, обращениям граждан и организаций. Правоприменительный комментарий предназначен для практической работы по реализации законодательства о государственной гражданской службе руководителями и специалистами государственных органов, в частности подразделений по вопросам государственной службы и кадров, для государственных гражданских служащих, а также для граждан России, реализующих своих конституционные права на равный доступ к этому виду профессиональной служебной деятельности.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федеральных законов от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 12.04.2007 N 48-ФЗ) Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 2. ДОЛЖНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ Глава 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (СТАТУС) ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО Глава 4. ПОСТУПЛЕНИЕ НА ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ Глава 5. СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ Глава 6. ОСНОВАНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА Глава 7. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО. КАДРОВАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА Глава 8. СЛУЖЕБНОЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА Глава 9. ПРОХОЖДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ Глава 10. ОПЛАТА ТРУДА ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ Глава 11. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ Глава 12. ПООЩРЕНИЯ И НАГРАЖДЕНИЯ. СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ Глава 13. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ Глава 14. ФИНАНСИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ. ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ Глава 15. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глава 16. РАССМОТРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СЛУЖЕБНЫХСПОРОВ Глава 17. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

Книги и учебники по дисциплине Разное:

  1. Алексеев С.В.. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта. 2-е изд. — М.: — 671 с. — 2012 год
  2. Отв. ред. Гаджиев Г. А.. Конституционная экономика. М.: — 256 с. — 2010 год
  3. Пуряева А.Ю., Пуряев А.С.. Лесное право. М.: Деловой двор, — 406 с. — 2009 год
  4. Сальков О. А.. Комментарий к федеральному закону «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008г. № 123-ФЗ. М.: Деловой двор, — 712 с. — 2009 год
  5. Егиазаров В.А.. Транспортное право: Учебник. — 6-е изд., доп. и перераб. — «ЗАО Юстицинформ», Объём: 592 стр. — 2008 год
  6. Коллектив авторов. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. Официальный текст. — 2008 год
  7. Квашис В. Е.. Смертная казнь: мировые тенденции, проблемы и перспективы. М.: Юрайт,— 800 с. — 2008 год
  8. Лунеев В.В.. Юридическая статистика: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп., с изм. — М.: Юристъ, — 394 с. — 2007 год
  9. Н. П. Печников. Должностные и служебные преступления : лекции к курсу. — Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, — 32 с. — 2007 год
  10. Тыщенко А. И.. Правовое обеспечение профессиональной деятельно­сти: учебник/А.И. Тыщенко.— Ростов н/Д.: Феникс, — 252 с. — 2007 год
  11. Фархутдинов И.З, Трапезников В.А.. Инвестиционное право. М.: Волтерс Клувер, — 432 с. — 2006 год
  12. Скаридов А.С.. Морское право. СПб.: — 934 с. — 2006 год
  13. Кравченко В. И.. Графология: характер по почерку: учебно-метод. пособие/ В. И. Кравченко; ГУАП. — СПб. — 92 с.: ил. — 2006 год
  14. С. А. Ермолаев, С. Г. Капканщиков. Структурная политика государства в механизме экономического роста — 2005 год
  15. О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная, С.И. Максимов и др… Философия права: Учебник. Под ред. О.Г. Данильяна. — М.: Изд-во Эксмо, — 416 с. — (Российское юридическое образование). — 2005 год
  16. Родин А. Ю.. Правовые основы оценочной деятельности / М., Московская финансово-промышленная академия. — 265 с. — 2005 год
  17. Янова В. В.. Экономика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов /В.В. Янова. — М: Издательство «Экзамен», — 384 с. — 2005 год
  18. Под ред. Стрекозова В.Г, Кудашкина А.В.. Военное право: Учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». — М.: «За права военнослужащих», — Вып. 45. — 640 с. — 2004 год
  19. Романов А. А.. Теория и правовое регулирование рекламной деятельности:Учебное пособие — М., — 428 с. — 2003 год
  20. Рулан Норбер. Юридическая антропология. Учебник для вузов. Перевод с франц. Ответственный редактор — член-корр. РАН, доктор юридических наук, профессор В. С. Нерсесянц. — М.: Издательство НОРМА, — 310 с. — 1999 год

Какая из перечисленных ниже мер является профилактикой коррупции?

· определение основных направлений государственной политики в области противодействия коррупции

· координации деятельности в области противодействия коррупции

· формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению

· создание нормативной правовой базы противодействия коррупции

544. Конфликт интересов на государственной службе – это ситуация, когда:

· личная заинтересованность государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей

· государственным служащим совершено коррупционное правонарушение

· государственный служащий получает поручение, исполнение которого связано с нарушением действующего законодательства

· государственный служащий негативно оценивает реализуемую государственным органом политику или принятые руководством решения и, как следствие, не прилагает достаточного усердия и добросовестности для выполнения своих должностных обязанностей

545. Целью выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной службе является:

· выявление коррупционных правонарушений, совершенных государственным служащим

· установление полного контроля над интересами государственных служащих

· предотвращение совершения государственным служащим коррупционных правонарушений

· профилактика индивидуальных служебных споров на государственной гражданской службе

546. Решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов принимаются:

· Открытым голосованием (если комиссия не примет иное решение) простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии

· Тайным голосованием (если комиссия не примет иное решение) простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии

· Председателем комиссии

· Председателем комиссии по результатам проведения открытого голосования (если комиссия не примет иное решение)

547. Государственный гражданский служащий при возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения обязан:

· Уведомить об этом своего непосредственного начальника в письменной или устной форме (по выбору государственного гражданского служащего) как только ему станет об этом известно

· Поставить в известность об этом своего непосредственного начальника в письменной форме в месячный срок со дня возникновения конфликта интересов или возможности его возникновения

· Уведомить о конфликте интересов (возможности его возникновения) как только служащему станет об этом известно, в порядке, определенном представителем нанимателя

· Направить письменное заявление в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов о проведении заседания комиссии

548. К антикоррупционным запретам, требованиям, ограничениям на государственной службе относятся:

· запрет на нахождение на государственной службе близких родственников при наличии их подчиненности друг другу

· ограничения на работу по совместительству

· ограничения на публичные высказывания в отношении деятельности государственных органов

· требование прохождения процедуры оформления допуска к информации, составляющей государственную тайну

549. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается:

· возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной форме

· возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в натуральной форме

· возможность получения гражданским служащим нематериальной выгоды

550. Государственный служащий обязан уведомить представителя нанимателя:

· обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений

· обо всех случаях обращения каких-либо лиц к другим государственным служащим в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений

· только о тех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, которые имели место в течение рабочего времени

551. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов:

· влечет применение к гражданскому служащему мер дисциплинарной ответственности

· является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы

· влечет применение к гражданскому служащему мер уголовной ответственности

552. Гражданскому служащему запрещено получать вознаграждения от физических и юридических лиц:

· в связи с исполнением должностных обязанностей

· в связи с исполнением должностных обязанностей при условии, что получение вознаграждения может привести или приводит к конфликту интересов

· в связи с исполнением должностных обязанностей, если вознаграждение предоставляется в денежной форме

553. К компетенции комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов относится:

· рассмотрение обращений граждан о даче согласия на членство в политической партии

· рассмотрение заявлений государственных служащих о даче согласия на занятие иной оплачиваемой деятельности

· рассмотрение заявлений государственных служащих, желающих выкупить подарок, полученный в связи с исполнением должностных обязанностей

· рассмотрение обращений государственных служащих о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах своих супруги (супруга)

554. Стоимость подарка, полученного гражданским служащим в связи с официальным мероприятием, при которой подарок подлежит передаче в государственный орган, установлена:

· Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

· Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

· Гражданским кодексом Российской Федерации

· указом Президента Российской Федерации

555. Подарок, стоимостью свыше трех тысяч рублей, полученный гражданским служащим в связи с протокольным мероприятием:

· в обязательном порядке должен быть передан в государственный орган

· может быть выкуплен гражданским служащим после его передачи в государственный орган

· может быть оставлен гражданским служащим у себя при условии уведомления государственного органа о получении подарка

Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе

Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе

1. Для целей настоящего Федерального закона используется понятие «конфликт интересов», установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

2. Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

3. Для целей настоящего Федерального закона используется понятие «личная заинтересованность», установленное частью 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

3.1. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

3.2. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

4. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4.1. Непринятие гражданским служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего, являющегося представителем нанимателя, с гражданской службы.

5. Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой (далее — орган по управлению государственной службой) образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее — комиссия по урегулированию конфликтов интересов).

6. Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

7. Комиссии по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.

8. Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Реализация положений статьи 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» об урегулировании конфликта интересов на гражданской службе. Вопросы, рассматриваемые на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов

Материалы для проведения занятий с государственными гражданскими служащими, Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, государственными гражданскими служащими, находящимися на кадровом обеспечении Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе государственными гражданскими служащими Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по теме:

«Реализация положений статьи 19 Федерального закона от 27.07.2004
№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» об урегулировании конфликта интересов на гражданской службе. Вопросы, рассматриваемые на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов»

Статьей 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее также – Закон № 79-ФЗ) определены основные положения, касающиеся возникновения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе. Кроме того, данные положения закреплены в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ).

Согласно законодательству, конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Личная заинтересованность – возможность получения государственным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для государственного служащего, членов его семьи или других лиц (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), а также для граждан или организаций, с которыми государственный служащий связан финансовыми или иными обязательствами (часть 3 статьи 19 Закона № 79-ФЗ; часть 2 статьи 10 Закона № 273-ФЗ).

Круг лиц, с которыми может быть связано возникновение конфликта интересов – родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей государственного служащего (пункт 5 части 1 статьи 16 Закона № 79-ФЗ).

Какие действия по предотвращению и урегулированию конфликта интересов вправе принять государственный гражданский служащий?

1. Отказаться от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (часть 3.1 статьи 19 Закона № 79-ФЗ, часть 4 статьи 11 Закона № 273-ФЗ);

2. Заявить о самоотводе в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при этом до настоящего времени указанный порядок федеральным законодательством не установлен) (часть 5 статьи 11 Закона № 273-ФЗ);

3. Обратиться к представителю нанимателя с ходатайством об установлении соответствующей комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, наличия или возможности возникновения в конкретной сложившейся или возможной ситуации конфликта интересов, а также признаков нарушения требований об урегулировании конфликта интересов (часть 5 статьи 19 Закона № 79-ФЗ);

4. Отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в материнских, дочерних и иным образом аффилированных организациях либо в организациях, в отношении которых государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов государственным гражданским служащим, являющимся представителем нанимателя, может состоять в следующем:

1. Изменение должностного или служебного положения подчиненного гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, замещаемой должности гражданской службы в установленном законом порядке (части 3.1, 4 статьи 19 Закона № 79-ФЗ; часть 4 статьи 11 Закона № 273-ФЗ);

2. Отвод государственного служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (до настоящего времени указанный порядок федеральным законодательством не установлен) (часть 5 статьи 11 Закона № 273-ФЗ.).

3. Указание государственному служащему на необходимость принятия соответствующих мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в связи с его наличием или возможностью возникновения.

Представитель нанимателя наряду с изменениями должностного или служебного положения государственного гражданского служащего использует механизм проверок, предусмотренный Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 (при наличии основания, установленного пунктом 10 данного Указа).

Отдельно стоит выделить ситуацию, связанную с наличием в собственности у гражданского служащего ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций).

Согласно законодательству в случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление, продать или подарить указанные ценные бумаги или акции в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 17 Закона № 79-ФЗ; часть 6 статьи 11 Закона № 273-ФЗ), принять иные меры по отчуждению указанного имущества.

Меры ответственности за несоблюдение требований об урегулировании конфликта интересов

Согласно части 1 статьи 11 Закона № 273-ФЗ государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. При этом, при возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника, представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (пункт 12 части 1 статьи 15 Закона № 79-ФЗ; часть 2 статьи 11 Закона № 273-ФЗ).

За несоблюдение гражданским служащим требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, предусмотрено увольнение в связи с утратой доверия.

При этом пункт 1.1 части 1 статьи 37 Закона № 79-ФЗ одним из оснований расторжения служебного контракта представителем нанимателя предусматривает утрату представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законами № 79-ФЗ и № 273-ФЗ.

Кроме того, на гражданского служащего, являющегося представителем нанимателя, возлагается дополнительная ответственность в случае если ему стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В данном случае положения части 4 статьи 19 Закона № 79-ФЗ, части 3 статьи 11 Закона № 273-ФЗ обязывают представителя нанимателя принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в установленном законом порядке.

При этом, в соответствии с частью 2 статьи 59.2 Закона № 79-ФЗ в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий, представитель нанимателя подлежит увольнению в связи с утратой доверия.

Кроме того, непринятие гражданским служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего, являющегося представителем нанимателя, с гражданской службы.

Типовые ситуации конфликта интересов.

Основные ситуации, при которых возможно возникновение конфликта интересов, и способы их урегулирования приведены в информации Минтруда России от 19.10.2012 «Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования» и созданной на ее основе Памятке для государственного гражданского служащего Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе (размещена на странице Аппарата Губернатора автономного округа в разделе «Деятельность по профилактике коррупции»).

Ситуации конфликта интересов, связанные с выполнением иной оплачиваемой работы, были описаны на предыдущем занятии. Кратко приведем примеры других возможных ситуаций.

1.Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего ( в том числе замещение родственниками соподчиненных должностей).

Осуществление государственным служащим функций государственного управления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов.

Например:

  • государственный служащий является членом конкурсной комиссии по формированию кадрового резерва на замещение вакантных должностей государственной службы, на замещение вакантной должности, аттестационной комиссии, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки, которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника государственного служащего.

2. Родственники государственного служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

3. Государственный служащий и/или его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Для родственников государственного служащего ограничений на владение ценными бумагами не установлено. Тем не менее, важно понимать, что наличие в собственности у родственников государственного служащего ценных бумаг организации, на деятельность которой государственный служащий может повлиять в ходе исполнения должностных обязанностей, также влечет конфликт интересов.

4. Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).

5. Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.

6. Государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, государственному служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

7. Государственный служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.

8. Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам государственный служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства.

9. Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники государственного служащего.

10. Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

11. Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, участвуют в деле, рассматриваемом в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

12. Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу.

13. Государственный служащий ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления.

14. Государственный служащий в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Государственный служащий рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники государственного служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

15. Государственный служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.

В любом из приведенных примеров, в первую очередь гражданскому служащему необходимо сообщить представителю нанимателя либо непосредственному начальнику о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов либо обратиться в комиссию соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов в целях установления наличия / отсутствия указанной ситуации.

Комиссия также рассматривает ситуации наличия / отсутствия конфликта интересов и применения в случае необходимости применения к служащему соответствующих мер взыскания на основании поступившей информации (источники установлены Положением о комиссии).

Основные вопросы, рассматриваемые на комиссиях, образованных в Аппарате Губернатора автономного округа (комиссия действует с 2011 года), и принятые решения:

1. Представление руководителя Аппарата Губернатора – заместителя Губернатора автономного округа по результатам проверки достоверности и полноты сведений, представленных гражданскими служащими, в том числе сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки соблюдения требований к служебному поведению (8 раз, недостоверные сведения о доходах, о транспортных средствах, о владении долей в коммерческой организации, о нарушении требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов, в части непредставления сведений о доходах при поступлении на гражданскую службу, представления заведомо ложных сведений о доходах, наличия конфликта интереса в связи полномочиями).

В большинстве случаев комиссией принято решение мер дисциплинарного взыскания не применять в связи с объективностью причин представления недостоверных сведений. К 1 служащему рекомендовано применить выговор и возложить исполнение обязанностей на другого гражданского служащего.

2. Поступившее председателю комиссии обращение гражданина, замещавшего должность государственной гражданской службы, включенную в перечень, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации и (или) на выполнение в такой организации работы (оказание такой организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня освобождения от государственной должности или увольнения с государственной гражданской службы автономного округа (7 раз).

Во всех случаях даны согласия.

3. Поступившее председателю комиссии заявление гражданского служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (5 раз).

Во всех случаях причины признаны объективными. В 1 случае рекомендовано принять дополнительные меры к установлению необходимых сведений в следующем году.

4. Представление члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения гражданским служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления мер по предупреждению коррупции (это вопросы, касающиеся владения акциями (ценными бумагами), осуществления иной оплачиваемой работы, а также в связи с обращениями граждан о неэтичном поведении гражданского служащего) (11 раз).

В большинстве случаев комиссией принято решение мер дисциплинарного взыскания не применять; к 2 служащим рекомендовано применить замечание (в связи с наличием конфликта интересов при владении акциями, при осуществлении иной оплачиваемой работы в подведомственном учреждении); 5 служащим рекомендовано передать акции (ценные бумаги) в доверительное управление, продать, подарить или иным способом произвести отчуждение; 1 служащему рекомендовано прекратить осуществлять иную оплачиваемую работу (в связи с наличием конфликта интересов); по 4 служащим факты, изложенные в обращениях граждан не подтвердились.

5. Представление члена комиссии о соблюдении гражданами законодательства после увольнения с гражданской службы (2 вопроса).

В обоих случаях принято решение об отсутствии нарушения законодательства.

6. Заявление гражданского служащего о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу (2).

В обоих случаях конфликт интересов не установлен.

Анализ вопросов, рассматриваемых на заседаниях комиссий исполнительных органов власти автономного округа, и принятых решений показал следующее:

Большая часть вопросов, касается результатов проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданскими служащими. В половине случаев к служащим рекомендовано применить замечание (к 2 служащим выговор) в качестве меры взыскания. Примерно в ¼ случаев меры взыскания рекомендовано не применять в связи с незначительностью суммы либо объективностью причин, в остальных случаях сведения признаны достоверными и полными.

По результатам рассмотрения иных вопросов, приняты следующие решения: к служащему применено замечание за отсутствие уведомления представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы, установлено наличие конфликта интересов при осуществлении иной оплачиваемой работы, причина непредставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей признана неуважительной; в части владения акциями – установлен конфликт интересов и применено замечание.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *