Содержание
- Ограничения и запреты для государственных гражданских служащих
- Общие требования к госслужащим
- Ограничения по службе
- Запретительные меры для работы
- Запреты при увольнении
- Скоро праздники, так что с подарками
- Ответственность за нарушение
- Ограничения и запреты на гражданской службе
- Запреты и ограничения — отличия
- Служебные ограничения
- Запреты при осуществлении деятельности
- Запреты после увольнения
- Презенты для госслужащих
- Ответственность за нарушение запретов
- Подводя итоги
- Запреты, связанные с гражданской службой
- Что запрещено гражданскому служащему? Права и обязанности
- Запреты, предусмотренные для гражданского служащего РФ
- Ограничения для гражданского служащего, действующие на территориях иностранных государств
- Примеры ограничений и запретов в России
- Права гражданского служащего
- Заключение
Ограничения и запреты для государственных гражданских служащих
Ограничения и запреты, связанные с государственной службой, — это ряд принципиальных условий, которые придется соблюсти, чтобы занять определенную должность. Для государственных служащих предусмотрены многочисленные требования и ограничения. Разберемся, какие запреты и ограничения на государственной гражданской службе действуют в настоящее время. КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ
Общие требования к госслужащим
Любой работник должен ответственно и добросовестно выполнять свои непосредственные должностные обязанности. А вот госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За нарушение таковых предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности. Разберемся в ситуации.
Итак, ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются положениями Федерального закона № 79-ФЗ. Также данный норматив определяет ключевые правила, условия и требования к лицам, назначаемым на гражданскую государственную службу.
Требования к работникам государственных ведомств и служб:
- совершеннолетие;
- российское гражданство;
- знание русского языка;
- квалификация, соответствующая занимаемой должности.
Основные обязанности госработника можно разделить на две группы. Первая — это непосредственное исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и(или) инструкциями. Во вторую группу относят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащий должен своевременно отчитываться о доходах, а также избегать конфликтов интересов.
Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.
Ограничения по службе
На должность госслужащего могут назначить не каждого. Чтобы занять ответственный пост, требуется неукоснительное соблюдение следующих условий:
- Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
- Наличие неснятой и(или) непогашенной судимости.
- Приговор суда, ограничивающий или запрещающий занимать госдолжность, вступил в силу.
- Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение № 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ № 984н).
- Наличие второго гражданства или смена российского гражданства на иное.
- Кандидата признали уклонившимся от несения военной службы по призыву.
- Отсутствие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
- Достижение возраста 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
- Отсутствие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
- Непосредственный начальник и подчиненный состоят в близком родстве.
- При трудоустройстве были предоставлены ложные, недостоверные сведения о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях назначения на должность.
Также нельзя назначить на должность госслужащего граждан, которые нарушили запреты и ограничения по антикоррупционным мерам, участвовали в конфликте интересов либо кандидат (работник) утратил доверие нанимателя.
Все виды и категории ограничительных мер закреплены в статье 16 и 25.1 закона № 79-ФЗ.
Запретительные меры для работы
Помимо ограничений, законодательство устанавливает и запреты государственного гражданского служащего. Так, статья 17 закона закрепляет все виды запретов, которые не может нарушить госработник. Итак, госслужащим запрещено:
- Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность. То есть госработник не может трудиться в качестве ИП или являться участником коммерческих, а также некоммерческих организаций. Запрет распространяется и на предпринимательство через доверенных лиц. Однако есть исключения в части некоммерческих организаций и учреждений (ст. 17 закона).
- Приобретать ценные бумаги, которые предназначены для извлечения прибыли. Однако важное упоминание: запрет действует только при вероятности возникновения конфликта интересов, в остальном ограничений нет.
- Выступать в качестве официального представителя какого-либо лица по доверенности либо по иным правоустанавливающим документам, если это провоцирует конфликт интересов.
- Получать презенты, подарки, вознаграждения и иные поощрения от физических и юридических лиц в качества оплаты или вознаграждения за выполнение прямых обязанностей госработника. Есть исключения.
- Запрещено разглашение конфиденциальной информации либо использование таковой в своих собственных интересах. Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, закреплен в Указе Президента РФ № 188.
- Недопустимы высказывания публичного характера о работе государственных органов, руководителей, служащих и их представителей. Исключение: если данные действия предусмотрены должностными инструкциями.
- Работник, а также его супруг и несовершеннолетние дети не должны открывать банковские вклады, счета и депозиты в иностранных банках. Также запрещено использовать финансовые инструменты иностранных государств. Исключение: госработник трудится за пределами РФ.
Однако это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Так, законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.
Запреты при увольнении
Итак, определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников. Так, к примеру, если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него могут применить административное взыскание. Причем тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.
Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновник, контролировавший строительную компанию, не может в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения. Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения. Допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.
Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).
Схема № 1. Запреты по сферам деятельности
Схема № 2. Ограничения по ключевым критериям
Отметим, что ключевое отличие ограничений от запретов на госслужбе заключается в том, что ограничительные меры могут быть устранены госработником или кандидатом на государственный пост. Например, работник не будет претендовать на гражданство иного государства, открывать счета в иностранных банках, предоставлять ложную и недостоверную информацию о себе и так далее. А запретительные меры обойти не получится. Их либо соблюдают, либо нет, третьего не дано.
Скоро праздники, так что с подарками
Подарки принимать госслужащим нельзя. Тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей. Это и есть самая настоящая коррупция, с которой борются власти. Однако есть исключения.
Разберем, когда можно принять ценный подарок, занимая государственный пост или должность. Итак, нужно соблюсти следующие условия:
- Стоимость презента не должна превышать 3000 рублей.
- Подарок был вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.
В таком случае направьте официальное уведомление в адрес вашего работодателя о том, что вы получили ценный подарок. Уведомить начальство нужно в течение 3 дней с момента получения презента либо с момента возвращения из командировки. Форма уведомления утверждена Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 (ред. от 12.10.2015).
ВАЖНО! Уведомлять о цветах, канцелярских товарах не нужно.
Если стоимость подарка неизвестна или же оценена дороже 3000 рублей, то такой презент следует передать представителю работодателя в течение 5 рабочих дней с момента подачи уведомления о получении подарка. Отметим, что дорогостоящий подарок можно выкупить. Для этого придется подать соответствующее заявление.
Ответственность за нарушение
За неисполнение вышеперечисленных мер предусмотрена ответственность. Так, госслужащего могут наказать следующими видами взысканий:
- сделать замечание;
- объявить выговор;
- оформить предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности;
- увольнение с гражданской службы.
К тому же в отношении правонарушителей могут быть назначены и финансовые санкции. Например, возмещение причиненного вреда (ст. 1069 ГК РФ) или убытков (ст. 15 ГК РФ), административные взыскания в виде штрафов за нарушение обязанностей — ст. 2.4 КоАП. И это далеко не исчерпывающий перечень санкций, штрафов и наказаний.
Ограничения и запреты на гражданской службе
Около месяца назад моя сестра устроилась в государственную организацию. Она будет занимать достаточно серьезную должность, что автоматически отразится на ее жизни и трудовой деятельности. Причина в том, что существуют определенные запреты и ограничения, связанные с государственной службой. В статье я опишу их более подробно и дам ответы на такие вопросы:
- Общие требования к госслужащим;
- Главные ограничения по службе;
- Запреты при осуществлении деятельности;
- Ограничения при увольнении;
- Подарки;
- Ответственность за нарушение.
Ограничения и разного плана запреты на государственной службой – это условия, требующие обязательного соблюдения. Без этого нельзя занимать столь серьезные должности, а заняв их, можно быстро потерять.
Все положенные запреты и ограничения на государственно службе регулируются Федерального закона No 79-ФЗ.
Это особый норматив, который устанавливает главные правила работы на государственной должности, требования к сотрудникам и условия их соблюдения. Среди самых основных требований можно отметить:
- Наличие российского гражданства.
- Совершеннолетие.
- Знание русского языка.
- Соответствующая должности квалификация.
На каждого государственного сотрудника возлагается две категории обязательств:
- Первая – исполнение обязанностей, установленных специальными инструкциями и внутренним регламентом;
- Вторая – выполнение специальных антикоррупционных мер.
Второй пункт говорит о том, что каждый госслужащий обязан своевременно отчитываться по получаемым доходам. Не менее важно избегать конфликтов интересов. Одновременно с перечисленными требованиями, законодательством установлены определенные ограничительные меры.
Запреты и ограничения — отличия
Главным отличием между данными двумя понятиями является:
- Ограничения можно устранить – не открывать счета в банках иных государств, предоставлять ложные сведения;
- Запреты обойти нельзя – их или соблюдают, или нет.
Служебные ограничения
Чтобы человек мог занять серьезную должность в государственной структуре, он должен соответствовать таким условиям:
- Отсутствие ограничений, связанных с дееспособностью;
- Наличие непогашенной судимости;
- Судебный приговор, в котором присутствует запрет работать на государственной должности;
- Отсутствие заболеваний, которые являются препятствием для трудоустройства. Они перечислены в приложении No 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ No 984н;
- Наличие еще одного гражданства;
- Факт уклонения от положенной призывной службы;
- Отсутствие информации о претенденте на специальных сайтах и порталах, на которых она должна быть;
- Возраст от 65 лет. Исключением является продление трудового договора работодателем;
- Запрет на доступ к государственной тайне, если должность предполагает данный процесс;
- Руководитель и подчиненный являются родственниками;
- Предоставление при устройстве на работу ложных сведений о таких вещах, как имущество, состояние здоровья, образование и доходы.
Одновременно с этим на государственную должность не будет взят человек, ранее нарушивший запреты, связанные с антикоррупционными мерами. Также не примут на работу претендента, принимающего участие в конфликтах интересов, когда сотрудник утратил доверие руководителя.
Запреты при осуществлении деятельности
Наряду с ограничениями современным законом установлены строгие запреты. Сотрудникам запрещено:
- Занимать государственную должность и одновременно вести предпринимательскую деятельность. Получение дохода через коммерцию запрещена даже через доверенных лиц. Нельзя открывать или иметь ИП, а также являться участником коммерческих некоммерческих компаний.
- Покупать ценные бумаги с целью получения прибыли. Данный запрет актуален, если подобные операции приведут к конфликту интересов.
- Получать подарки от юридических лиц и обычных людей, как плату за выполнение возложенных трудовых обязанностей.
- Разглашать конфиденциальную информацию или использовать ее в личных корыстных интересах.
- Высказываться публично о деятельности государственных органов, коллег, руководителей и их официальных представителей. Исключением является ситуации, когда перечисленные действия предусмотрены в должностных инструкциях.
- Открывать вклады, счета, депозиты в иных странах. Нельзя задействовать финансовые инструменты иностранных государств. Все это разрешается, если служащий работает за границей.
Данный перечень запретов дополняется в зависимости от организации. Одновременно с этим есть особые требования, ограничения и запреты, касающиеся увольнения.
Запреты после увольнения
Даже, уволившись, государственному сотруднику придется исполнять определенные запреты.
Разглашение секретной информации
Данный запрет распространяется, как на работающих, так и на уволенных работников. Если сотрудник имел доступ к важной информации, и распространил ее после увольнения, к нему будет применимо определенное взыскание. Уровень ответственности в данном случае будет зависеть от:
- Обстоятельств нарушения;
- Категории информации;
- Круг людей, которым передали тайну.
Работа в подконтрольной организации
Человек, который ранее занимал значительную должность, не может устроиться в компанию, которая ранее была ему подконтрольна. Например, госслужащий, который в процессе трудовой деятельности контролировал строительную организацию, не может устроиться туда на работу. Этот запрет не является бессрочным, но действует ровно два года.
Получение более 100 тысяч
Запрещается устраиваться на работу по договору подряда с суммой вознаграждения более 100 тысяч. Здесь присутствуют исключения. Подобное трудоустройство можно согласовать, организовав заседание специальной комиссии.
Специалисты одобрят трудоустройство при соблюдении требований, характерных для служебного поведения и при полном урегулировании и отсутствии конфликта интересов. Стоит отметить, что подобные нормативы действуют только по отношению к определенным профессиям.
Презенты для госслужащих
Государственным служащим запрещено принимать какие-либо подарки! Более того, нельзя делать этого за выполнение возложенных на него обязательств!
Подобные действия – это коррупция. Сегодня власти борются в ней достаточно активно. В столь строгом правиле есть определенные исключения. Принять вознаграждение можно при таких условиях:
- Стоимость переданного вознаграждения не выше 3000 руб.
- Презент вручили служащему в рамках проводимого в организации корпоративного мероприятия или в деловой поездке.
В данных ситуациях сотрудник должен в течение трех дней отправить начальнику официальное уведомление о том, что презент был получен. Три дня исчисляются с даты получения ценности или возвращения с деловой поездки.
Уведомлять начальство о полученных цветах и канцелярии не требуется!
Если стоимость преподнесенного дара неизвестна или оценена по цене выше положенных 3000 рублей, его нужно передать руководителю. Сделать это необходимо в течение 5 рабочих дней с даты уведомления начальства.
При желании сотрудник может выкупить подарок, если он оказался достаточно ценным. Сделать это можно посредством написания соответствующего заявления.
Ответственность за нарушение запретов
Если государственный служащий будет нарушать установленные ограничения, к нему могут быть применимы такие меры:
- Замечание;
- Выговор;
- Предупреждение;
- Увольнение.
В отношении правонарушителей руководитель может применить денежные санкции. Они выражаются в возмещении причиненного ущерба или взыскания в виде крупного штрафа.
Подводя итоги
- К госслужащим предъявляются достаточно серьезные требования.
- На сотрудников государственных структур распространяется немало всевозможных запретов.
- Ограничения касаются не только работы на должности, но также увольнения.
- Категорически запрещено принимать подарки.
- За нарушение установленных правил предусмотрена определенная ответственность.
Запреты, связанные с гражданской службой
По своему содержанию запреты близки к правоограничениям гражданского служащего, но имеют свою специфику. В первом случае поведение и действия служащих ограничиваются, во втором — императивно запрещаются. Запреты, связанные с гражданской службой, — это обусловленные и установленные действующим законодательством нормы, однозначно запрещающие гражданскому служащему производить те или иные действия как на службе, так и вне ее. Они также обусловлены особенностями правового режима чиновника
В связи с прохождением гражданской службы для служащего существуют определенные запреты (15 запретов)1Федеральный закон № 79-ФЗ 2004 г. Ст. 17..
Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Закон запрещает чиновнику на платной основе участвовать в работе органов управления этих организаций. В противном случае он будет уделять основное внимание коммерческой организации, а не службе.
Но закон не запрещает служащему за плату участвовать в деятельности органов управления некоммерческих организаций (например, фондов), которые по закону могут заниматься предпринимательской деятельностью. Прибыль от этой деятельности должна идти на достижение целей этой некоммерческой организации, а не на счет ее сотрудников.
Гражданский служащий может участвовать в работе органа управления коммерческой организации, когда это предусмотрено федеральным законом и ему в административном порядке указом Президента РФ поручено участвовать в управлении данной организацией. Установлено, что в целях государственного контроля и регулирования рыночной экономики в органах управления крупных акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности, представители государства участвуют в работе органа управления.
Замещать должность гражданской службы в случае:
- избрания или назначения на государственную должность;
- избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
- избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза.
Данный запрет означает, что гражданский служащий не может быть одновременно депутатом законодательного органа любого уровня — от Государственной Думы до поселкового совета. Не может быть гражданским служащим и лицо, замещающее назначаемую государственную должность Российской Федерации или субъекта РФ (политик). Например, федеральный министр по закону — не гражданский служащий и на него не распространяются нормы, в том числе ограничения и запреты Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ.
Осуществлять предпринимательскую деятельность. Служащим запрещено заниматься деятельностью в целях извлечения прибыли — предпринимательской, или коммерческой. Им не разрешается владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности. Смысл этого запрета — предотвратить ситуацию, когда гражданский служащий, используя свои полномочия, работал бы только на свой бизнес, а не на государство.
Если он добровольно пошел на службу государству, то должен получать заработную плату только из государственного бюджета и на время службы забыть о своей предпринимательской деятельности. Но законом не запрещено, чтобы предпринимательской деятельностью занимались родственники гражданского служащего — например, жена дети. Закон разрешает служащему с уведомления руководителя заниматься любой оплачиваемой предпринимательской деятельностью — педагогической, научной, творческой и т.д.
Если гражданский служащий является собственником акции, доли, пая, он обязан на время прохождения службы передать в доверительное управление под гарантию государства все находящиеся в его собственности акции, доли, паи. Общие условия такой передачи установлены Гражданским кодексом РФ (ст. 1012—1026).
Приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход. Этот пункт является продолжением и конкретизацией предыдущего. К ценным бумагам относятся: облигация, вексель, чек, депозитарный и сберегательный сертификаты, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законодательством отнесены к числу ценных бумаг.
Быть поверенным или представителям по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы. Дело в том, что представитель действует не только от имени, но и в интересах представляемого. Значит, он будет использовать свой должностной ресурс в пользу третьих лиц. Поэтому выполнение представительских функций на гражданской службе запрещается.
Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц. Этот запрет установлен для того, чтобы гражданский служащий за преподнесенный ему подарок не оказывал предпочтения какому-либо лицу, чтобы он не оказался обязанным какой-либо организации, желающей получить от него выгоду. Данный пункт раскрывает содержание понятия «вознаграждение»: подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения.
Под вознаграждением (подарком) подразумеваются материальные, имущественные ценности или деньги. Это безвозмездная передача дарителем гражданскому служащему вещи в собственность либо имущественного права к дарителю.
Закон регулирует вопрос получения гражданским служащим подарков в связи с исполнением должностных обязанностей — протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. В этом случае они признаются собственностью государства — либо федеральной, либо субъекта РФ — и передаются служащим в течение месяца по акту в государственный орган, где он проходит службу.
Вознаграждение считается принятым в связи с исполнением должностных обязанностей, если:
- имеется договор дарения или на подарке указана должность лица его принявшего;
- вознаграждение вручено по месту работы во время участия чиновника в официальных мероприятиях (совещаниях, переговорах), на которых он представляет государственный орган.
Гражданскому служащему нельзя получать вознаграждения косвенным путем, например при их передаче близким родственникам.
Вместе с тем данный запрет не лишает гражданского служащего возможности принимать символические подарки в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства. При оценке подарков, принятие которых разрешается, следует руководствоваться ст. 575 ГК РФ, в которой разрешено принимать подарки, стоимость которых не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда. Все, что свыше этой суммы, может считаться взяткой с последующей уголовной ответственностью (ст. 285, 290 УК РФ).
Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц. Исключения здесь составляют служебные командировки, осуществляемые в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе между органами государственной власти России и других государств, международными и иностранными организациями.
Данный пункт конкретизирует предыдущий и также преследует цель предотвратить подкуп гражданского служащего. Служащим запрещено выезжать за границу по личным делам за счет принимающей стороны. В противном случае они будут этой стороне обязанными. При командировках внутри государства служащий не имеет права получать командировочные деньги от граждан или организаций — он должен их получать только от командирующего государственного органа Конечно, служащему не запрещено пользоваться услугами принимающей стороны — размещением, транспортом. питанием, но только в объеме обычного гостеприимства.
Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать его другим лицам. Это конкретный пункт, не требующий особых комментариев.
Разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Конфиденциальной служебной информацией признается информация, не составляющая государственную тайну, но и не являющаяся общедоступной. В целях реализации данного запрета важно в каждом государственном органе определить и утвердить перечень сведений, содержащих информацию конфиденциального и служебного характера, включив данное положение в должностной регламент и служебный контракт служащего. Чиновник обязан соблюдать установленные правила предоставления служебной информации.
Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором служащий замещает должность гражданской службы. Закон не содержит запрета на публичные выступления служащего, в том числе в средствах массовой информации. Но он как государственное лицо не должен публично осуждать конституционный строй России, деятельность государственных органов и должностных лиц. Он обязан дистанцироваться от партий и политиков, которые выступают с нападками на правительство. Если чиновник не согласен с проводимой государственной политикой, он должен уйти в отставку.
Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Государственные награды гражданские служащие получают в знак признания их заслуг и достижений на государственной службе России. Признание заслуг лица, находящегося на российской государственной службе, другим государством ставило бы его в двусмысленное положение. То же самое касается политических партий или конфессий.
Этот запрет содержит единственное требование: служащий вправе принимать награды, почетные и специальные звания другого государства, иностранной организации, партии или религиозного объединения, но только с письменного разрешения руководителя своего государственного органа
Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также агитации по вопросам референдума. Под этим запретом понимается возможность использования гражданским служащим своего административного ресурса — организационных, финансовых, информационных и других средств. Запрещенными следует считать все действия чиновника по привлечению своих подчиненных или других гражданских служащих к осуществлению в служебное время деятельности по агитации в пользу того или иного кандидата в депутаты, мэры и т.п.
Использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций. Кроме того, нельзя публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности. Признавая записанное в Конституции РФ политическое и идеологическое многообразие в России, следует строить государственную службу, свободную от партийного диктата. Задачи, выполняемые гражданским служащим, требуют от них как профессиональных управленцев проявления политической нейтральности, беспристрастности.
Данный запрет требует, чтобы гражданский служащий не использовал свои должностные полномочия и свой административный ресурс в пользу какой-либо политической партии или религиозного объединения для пропаганды программы и решений партий и иных организаций. Служащие должны руководствоваться исключительно законом, а не партийными решениями.
Гражданский служащий может быть членом любой зарегистрированной в Минюсте РФ политической партии. Этот запрет не ограничивает конституционную свободу слова и убеждений гражданского служащего. Членство в партии не заносится в личное дело служащего. Но агитировать за какую-либо партию и участвовать в политических акциях (съездах, митингах) служащий может только во внеслужебное время. Гражданский служащий имеет право выдвигаться и регистрироваться кандидатом на выборы как самостоятельно, так и от какой-либо политической партии.
Создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур. Данный пункт дополняет и конкретизирует предыдущий. Гражданские служащие не имеют права заниматься «партийным строительством», создавая на государственной службе первичные партийные организации или конфессиональные службы. Этот опыт в советские времена уже был.
На гражданской службе могут в уведомительном порядке быть созданы профсоюзы в целях представительства и защиты социально-трудовых интересов служащих. Разрешения руководителя государственного органа на создание профсоюза не требуется. Руководители государственного органа обязаны воздерживаться от всякого вмешательства в дела профсоюза. Профсоюз не имеет права вмешиваться в деятельность государственных органов. То же самое касается ветеранских организаций.
Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебных споров. Речь идет, по сути, о забастовках гражданских служащих, которые запрещены. Термин «забастовка» не употребляется в законе, потому что она разрешена Конституцией. Гражданский служащий не может участвовать в забастовках против государственной власти, прекращая исполнение своих должностных обязанностей. Это создает угрозу престижу и безопасности государства. Данный запрет носит как коллективный, так и индивидуальный характер. Конечно, это серьезное ограничение общегражданских прав и свобод гражданского служащего, но служащий идет на него сознательно, подписывая служебный контракт.
Ряд запретов действует и после увольнения гражданского служащего с гражданской службы. В частности, гражданин после увольнения со службы не вправе:
- замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности;
- разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Требования к служебному поведению гражданского служащего, зафиксированные в ст. 18 Федерального закона № 79-ФЗ, — это установленные законодательством РФ принципы и правила нравственного поведения гражданских служащих как на службе, так и вне ее. Заметим, речь идет не о деятельности, а о поведении гражданских служащих. В основе этих требований лежат этические категории долга чести, добросовестности, честности, неподкупности и т.д. Государство нормой Федерального закона № 79-ФЗ требует от гражданских служащих неукоснительного соблюдения этих нравственных принципов и правил.
Что запрещено гражданскому служащему? Права и обязанности
Привычный общеправовой регламент служащего предполагает определенные запреты, установленные системой государственной службы. Служба в государственных органах РФ представляет собой своего рода политическую службу. В связи с этим изначально среди запретов прав гражданского служащего на первом месте ограничения в политической деятельности.
Права политического характера у гражданских служащих сужены в рамки дозволенной законодательной властью. На том основании, что гражданский служащий (ГС) в своей занятости излагают волю и положение государства, а не личные интересы, то все публичные заявления считаются заявлениями от государственных уполномоченных лиц. Такое обстоятельство не дает государственному служащему возможности совершенно свободно высказываться на определенные темы в публичном обществе без существующей на то компетенции либо разрешения вышестоящего руководства.
Что запрещено гражданскому служащему?
Запреты, предусмотренные для гражданского служащего РФ
На сегодняшний день сотрудники Администрации Президента РФ имеют право появляться в СМИ и высказываться относительно вопросов, непосредственно касающихся служебной деятельности, а также тем, относящихся к деятельности Администрации Президента РФ, исключительно в соответствии с утвержденным вышестоящим руководством Администрации Президента РФ порядком (п. 6 Указа Президента РФ от 29 января 1996 г. № 117).
В иных странах такое положение изложено, к примеру, в статье 38 Устава Римской курии, где установлено, что «не имея необходимого разрешения уполномоченного органа, никто не имеет право публично выступать с заявлениями и давать интервью относящееся к персоналу, осуществляющейся деятельности и характера работы Римской курии».
Важно! Все публичные выступления и высказывания в прессе обязаны проводиться только лишь через пресс-службу Святого престола на основании норм права (статья 115, параграф 8).
Высказываться госслужащие относительно деятельности Администрации Президента могут лишь согласно определенному порядку
Притеснения, относящиеся к государственной гражданской службе, фиксируются в статье 16 ФЗ №79-ФЗ. Гражданин не имеет право заниматься гражданской службой, а также претендовать на вакантную должность ГС в таких случаях.
- Гражданин официально признан недееспособным либо ограничен в дееспособности согласно решению суда.
- Согласно решению суда, вступившему в законную силу, а также в ситуациях неснятой (непогашенной) судимости.
- При несогласии проходить всю процедуру регистрации допуска к информации, имеющей государственную и другую охраняемую федеральным законодательством тайну.
- Имеется факт наличия заболевания, подтвержденный соответствующей справкой с печатью медицинского заведения и подписью врача о том, что такое заболевание не дает возможности гражданину проходить гражданскую службу. Система прохождения профессионального осмотра компетентными врачами, единая форма справки от медицинского заведения, а также список конкретных болезней разрабатываются уполномоченными сотрудниками Правительства Российской Федерации.
- Наличие близкого родственника (мать, отец, муж, жена, дети, братья, сестры, а также братья и сестры родителей супруга, супруги), занимающего должность гражданского служащего, в случае если речь идет о непосредственном прямом подчинении одного другому.
- Отказ от гражданства РФ и принятие гражданства другой страны.
Не каждый может стать гражданским служащим
- Наличие у лица иного гражданства (двойного гражданства), если это не предусмотрено действующим законодательством, международными нормами Российской Федерации.
- Предоставление фиктивных документов либо заведомо неточной информации при оформлении на гражданскую службу.
- Отказ от предоставления утвержденной действующим Федеральным законодательством информации либо предоставление заведомо фиктивной информации о денежных доходах, движимом, недвижимом имуществе, имущественных обязательств.
Если при поступлении на службу человек предоставил ложную информацию, он будет отстранен от такой работы
Важно! Текущий список стремительно выделяется на фоне с двенадцатью оговорками, прописанными в Федеральном законе № 119-ФЗ, статье 11.
Перечислим, на что гражданский служащий не имеет права.
- Работать параллельно в другой организации, за исключением занятия педагогической, научной либо творческой деятельностью.
- Заниматься политической деятельностью.
- Быть предпринимателем лично либо с помощью доверенных лиц.
- Быть членом органа управления юридического лица, если другое не предусмотрено действующим законодательством РФ. Гражданский служащий также не имеет права принимать участие в управлении такой организацией.
- Быть доверенным лицом либо поручителем в делах третьих лиц в госструктуре, в которой гражданский служащий числится.
- Распоряжаться в неслужебных целях финансовым, информационным, материальным, техническим и служебным имуществом.
Гражданскому служащему нельзя распоряжаться государственным, муниципальным имуществом по своему усмотрению
- Принимать денежные средства за опубликование выступлений гражданского служащего.
- Принимать в дар благодарность от физических и юридических лиц (например, деньги, подарки, различные услуги, кредиты, развлечения и их оплату, автомобильные затраты и другое).
- Получать без надлежащего на то разрешения Президента РФ награды, грамоты звания (специальные, почетные) от других государств и иностранных учреждений.
- Без разрешения за исключением командировок покидать РФ и выезжать на территорию других стран за счет физических и юридических лиц. Разрешены командировки по служебной необходимости, реализованные на основании международных договоров РФ на совместной основе по согласованию федеральных органов власти страны и органов госвласти иных субъектов РФ с иностранными органами власти, иностранными учреждениями.
- Быть задействованными в забастовках.
- Пользоваться своим служебным положением в интересах политических компаний, публичных, включая религиозных, организаций для осуществления государственной пропаганды. В государственных органах запрещено создавать структуры политических партий, религиозные, публичные союзы, исключая общепрофессиональные объединения (п. 1 ст. 11 Федерального закона № 119-ФЗ 1995 г).
Существует довольно много запретов для гражданских служащих
Из этого следует, что из компетенции ГС были исключены все возможные вопросы работы по совместительству. Сюда входит так же и совместимость с законодательной и исполнительной властью, а также частная предпринимательская деятельность. Они отошли в группу запрещенных видов деятельности для гражданского служащего. Перечислим такого рода запреты.
- Сотрудничество за гонорар в работе финансовой организации, не считая ситуаций, разрешенных действующим законодательством Российской Федерации.
- Занятие коммерческой деятельностью.
- Покупка ценных бумаг, которые в перспективе будут приносить постоянный денежных доход.
- Быть уполномоченным представителем в делах третьих лиц в правительственном органе, в котором лицо занимает должность гражданского служащего, в случае, если другое не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
Гражданскому служащему запрещено приобретать ценные бумаги
- Получение вследствие реализации должностного регламента денежной премии (подарки, ссуды, услуги и т.д.) от иных физических и юридических лиц. Подарочные вещи, полученные при проведении регламентных мероприятий, в служебных командировках и других официальных мероприятиях, переходят в ранг государственной собственности и достояние субъекта Российской Федерации. Передаются такие награды государственному служащему по соответствующему документу в конкретный государственный орган, где гражданин занимает должность государственного служащего, кроме ситуаций, прописанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.
- Выезд по причине непосредственного исполнения своих должностных обязанностей за пределы границ России за денежный счет физического либо юридического лица. Исключением являются командировки служебной необходимости, совершаемые на основании международных договоров Российской Федерации, либо на двухсторонней основе соглашений между федеральными органами власти и органами власти иностранных государств и учреждений.
- Огласка либо применение в личных целях, не связанных с профессиональной деятельностью, информации, которая на основании нормативно-правовых актов проходит под грифом «Секретно», а также иной служебной информации, которая стала известна гражданскому служащему в процессе выполнения своих непосредственных обязанностей.
Разглашать информацию, которая связана с профессиональной деятельностью, служащему запрещено
- Общественные заявления, позиции и критика, что касается занятости государственного органа, его руководителя, в том числе распоряжение главнокомандующего государственного органа, где государственный служащий занимает должность гражданской службы при условии, что все вышеперечисленное не является его служебными обязанностями.
- Прием без разрешения уполномоченного сотрудника в письменной форме почетных грамот, значков, званий от других государств, международных учреждений, а также общеполитических партий и проч. в случае, если в должностной регламент не включено сотрудничество с вышеуказанными группами и формированиями.
- Применение приоритетов должности для предвыборной агитации, пропаганды вопросов референдума.
- Применение своей должностной компетенции в пользу политических объединений, других публичных организаций, религиозных союзов. Сюда же относятся общественные заявления, выражение позиции и отношения к конкретным организациям и союзам в случае, если вышеперечисленное не является его прямыми обязанностями, указанными в должностном регламенте.
- Организация в госорганах системы политических союзов, других публичных организаций (в виде исключения разрешаются профсоюзные организации, ветеранские союзы и объединения других органов публичной самодеятельности) и религиозных организаций либо содействие организации вышеуказанных объединений
- Завершение осуществления своих должностных обязанностей для того, чтобы разрешить возникший служебный конфликт
- Вступление в число органов администрации, попечительских и надзирательных учреждений, других организаций иностранных нефинансовых, негосударственных объединений, реализовавших свою деятельность на территории России, если все вышеперечисленное не указано в международных нормативно-правовых актах либо законодательной базе РФ.
- Осуществление без разрешения в письменной форме уполномоченного руководителя финансируемой деятельности, оплачиваемой только из бюджетных средств иностранных государств, международных и иностранных учреждений, иностранных лиц, не имеющих гражданства РФ в случае, если другое не указано в законах нашей страны.
В случае возникновения каких-либо споров, например, относительно интересов самого ГС и законодательных норм это сообщается вышестоящему руководству. Коррупция, как принято считать, является следствием, а причиной как раз и является есть конфликт интересов, который берет начало при осуществлении работником своих должностных обязанностей для достижения не указанного в регламенте результата.
Важно! Данный запрет соотносится с аналогичными правовыми нормами законодательной базы.
Ограничения для гражданского служащего, действующие на территориях иностранных государств
Например, в Японии четко прописаны такие запреты.
Статья | Описание |
---|---|
Статья 102 | Запрет политической инициативы. |
Статья 103 | Запрет на осуществление деятельности, связанной с частным предпринимательством. |
Также в этой стране четко ограничена причастность к любым политическим объединениям. Гражданский служащий не имеет права быть кандидатом на общественную вакантную должность, подменяемую с помощью общественных выборов, иными словами, имеющую второстепенную избирательную возможность.
Важно! Если после увольнения ГС хочет занимать должность и получать прибыль с места деятельности, где интересы прошлого места занятости пересекаются, госорган запрещает в течение двух лет реализацию такой деятельности.
В других странах также существуют определенные запреты для гражданских служащих
Несоблюдение вышеперечисленных ограничений, получение прибыли могут повлечь за собой ответственность в виде принудительных работ либо лишения свободы до трех лет (статья 19 и 110). Оговорены в законе также и ограничения в профсоюзных нормативных актах (статья 108-П).
Исполняя положение о запрете предпринимательской деятельности для гражданского служащего, посол США в Венгрии в 1990 году написал рапорт об увольнении по причине конфликта интересов.
Важно! Посол США стал членом канадской и американской финансовой Корпорации с целью получения прибыли.
Отличительная черта юридического положения ГС в государствах с социалистической формой правления ведет к тому, что профсоюзная организация гражданских служащих тут позволена. Скорее всего, благодаря трудовым отношениям гражданского служащего с правительством.
Запреты в разных странах могут отличаться
Например, статья 174 декрета Вьетнамской Демократической Республики от 12.03.1947 года указывает, что «Работники имеют право на объединения, гарантии, забастовки и свободу». Дополнительное распоряжение направлено на уточнение области распределения, последовательности действий в правоприминении арбитража. Забастовки запрещены для гражданских служащих по причине того, что при позволении такой процедуры авторитет и умение работать конкретной государственной власти автоматически подрывается.
Что касается совместной работы с прямыми родственниками, то в Швейцарии, например, в статье 7 нормативно-правового акта существуют определенные запреты.
Важно! В Римской курии, в статье 15, четко прописаны ограничения совместной работы с родственниками вплоть до четвертого колена (имеются в виду кровные родственники).
Во многих странах работать гражданским служащим, если аналогичную должность занимает родственник, запрещено
Примеры ограничений и запретов в России
Например, в Череповецкой области рассматривалось дело Смирнова – председателя комитета по физкультуре и спорту. Он имел полномочия административного и распределительного характера. В районном суде была доказана его вина в получении взятки, так как Смирнов от имени комитета физической культуры и спорта совершил сделку с болгарской фирмой и по итогу понес значительные финансовые потери. По регламенту гражданский служащий не имеет права на какую-либо предпринимательскую деятельность, тем не менее, Верховный Суд РФ отменил постановление районного суда в соответствии с частью 1 статьи 170 УК РСФСР (действующего тогда законодательства относительно должностных преступлений).
Важно! Основаниями для такого решения послужило неусмотрение судом деяния в корыстных целях, то есть отсутствие злоупотребления должностным положением и властью.
Нередко за нарушение установленных запретов гражданских служащих призывают к ответу в суде
Были отмечены и ситуации, когда гражданские служащие являлись членами советов директоров акционерных обществ, таким образом, возникает конплантация (сращивание) правительственного аппарата с финансовыми структурами, что квалифицируется как коррупция.
Права гражданского служащего
В Федеральном законе о гражданском служащем № 79-ФЗ прописаны как обязанности, так и права лиц данной категории занятости.
Итак, государственный служащий имеет право:
- Быть обеспеченным всеми условиями, нужными для выполнения гражданской деятельности.
- Быть ознакомленным с регламентом гражданского служащего и другими нормативными документами, устанавливающими его права и обязанности, оценку исполнения гражданской деятельности, условия карьерного роста.
- На выходные, праздничные дни, а также на ежегодный оплачиваемый отпуск.
- На получение заработной платы на основании трудового договора (служебного контракта) в соответствии с действующим законодательством РФ, регулирующим трудовые отношения.
- Получение всей необходимой информации для качественного исполнения своей трудовой деятельности, кроме этого, гражданский служащий имеет право на внесение предложений и корректировок в уже существующую систему.
У гражданских служащих также есть определенные права
- На доступ к служебной информации под грифом государственной тайны в случае, когда деятельность гражданского служащего непосредственно связана с такой информацией.
- На доступ на основании исполнения своих должностных обязанностей в иные государственные, муниципальные, административные органы власти.
- На изучение своего личного дела и документов, в нему относящихся.
- На защиту личной информации о государственном служащем.
- На карьерный рост на конкурсных правах.
- На аттестацию, переквалификацию согласно действующих нормативно-правовых актов РФ.
- На участие в профсоюзе.
- На изучение персональных служебных конфликтов в соответствии с действующими нормативными актами РФ.
- На выполнение служебной проверки, основанием которой служит заявление от гражданского служащего.
- На защиту своих интересов.
- На медицинское страхование и соответствующее обслуживание на территории РФ.
Гражданский служащий имеет право на медстрахование, защиту жизни и здоровья
- На государственную защиту жизни и здоровья самого служащего и членов его семьи.
- На пенсионные гарантии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Заключение
У государственных служащих есть как права, так и обязанности, а также определенные запреты, поскольку его работа связана с государственной информацией, нередко являющейся секретной. Соблюдать их очень важно, а в случае их нарушения последует определенная ответственность.
Запреты и ограничения на государственной гражданской службе
Работа государственных гражданских служащих связана с целым рядом ограничений и запретов. В связи с этим поступление на государственную службу сопряжено с многочисленными проверками. Рассмотрим подробнее существующие запреты и ограничения на государственной гражданской службе.
Ключевым нормативным актом, регламентирующим вопросы государственной службы, является Федеральный закон № 79 от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о госслужбе). Ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются статьями 16 и 17 данного документа.
Ограничения, связанные с государственной гражданской службой, фильтрация кандидатов на госслужбу начинается еще на уровне отбора. Согласно существующим требованиям, претендент на замещение вакантной должности должен:
– достигнуть возраста 18 лет;
–знать русский язык;
–быть гражданином РФ;
–отвечать необходимым квалификационным требованиям.
Государственный служащий не может занимать должность в госструктурах, а кандидат не может претендовать на работу, если:
– он признан недееспособным;
–он осужден и имеет непогашенную судимость;
–отказался от прохождения процедуры допуска к сведениям, которые являются государственной тайной;
–имеет заболевание, препятствующее выполнению должностных обязанностей;
–родственники являются начальниками или подчиненными;
–вышел из российского гражданства или приобрел иностранное гражданство;
–предоставил недостоверные документы и сведения;
–утратил доверие нанимателя;
–не прошел военную службу без законных оснований;
–предоставил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на гражданскую службу;
–имеет близкое родство и свойство с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связанно с непосредственной подчиненностью одного из них другому.
Во время прохождения государственной службы работникам запрещено:
–разглашать информацию, полученную в ходе выполнения служебных обязанностей;
–заниматься предпринимательской деятельностью как лично, так и через доверенных лиц;
–работать на должностях выборного характера в органах местного самоуправления;
–приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
–получать вознаграждения от физических и юридических лиц за выполнение должностных обязанностей;
–выезжать за пределы РФ в рамках исполнения служебных обязанностей за счет физических и юридических лиц;
–использовать материально-технические средства и имущество для посторонних целей, а также передавать их третьим лицам;
–принимать награды от представителей иностранных государств и других религиозных, общественных и политических деятелей без разрешения нанимателя;
–гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.
Полный список запретов содержится в статье 17 Закона о госслужбе.
Проверка соответствия кандидата и существующих сотрудников производится на основании предоставленных ими документов, а также анализа имеющейся в распоряжении государственных органов информации. Например, согласно статьям 20 и 20.1 кандидаты и сотрудники должны предоставлять сведения о своих доходах и расходах, а также доходах и расходах близких родственников. Отказ от предоставления этих данных является основанием для расторжения контракта.
За нарушение запретов и ограничений предусмотрена ответственность, которая определяется в зависимости от типа правонарушения.
За дисциплинарные нарушения, согласно статье 57 Закона о госслужбе, предусмотрены следующие взыскания:
–замечание;
–выговор;
–предупреждение о неполном должностном соответствии;
–увольнение с гражданской службы.
Более серьезные правонарушения квалифицируются по следующим нормативным актам:
–статья 15 Гражданского кодекса РФ «Возмещение убытков»;
–статья 1069 ГК РФ «Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами»;
–статья 232 Трудового кодекса РФ «Обязанность стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора»;
–статья 2.4 Кодекса административных правонарушений РФ «Административная ответственность должностных лиц»;
–глава 30 Уголовного кодекса РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».
Данный перечень ответственности не является полным, однако общая тенденция в сфере наказаний за нарушение запретов на государственной службе заключается в том, что наказание может представлять собой дисциплинарное взыскание, штраф, возмещение убытков, а также лишение свободы в зависимости от степени тяжести проступка.
Елена Пошевина,
главный специалист-эксперт
отдела государственной службы и кадров
Управления Росреестра
по Омской области.