БК РФ Статья 158 — Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

1. Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;

3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;

8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями; (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; (пп. 10 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

11) утратил силу. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ;

12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;

12.1) отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств; (пп. 12.1 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. (п. 1 в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

2. Распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;

2) распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

3) вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;

3.1) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; (пп. 3.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

4) в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится. (п. 2 в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

3. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:

1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;

2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств. (пп. 2 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(п. 3 в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

4 — 11. Утратили силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

Комментарий к статье 158 БК РФ

1 — 2. Пункт 1 комментируемой статьи определяет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (главного распорядителя средств соответствующего бюджета), под которым согласно ст. 6 Кодекса понимается ОГВ (государственный орган), орган управления ГВБФ, ОМСУ, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В соответствии с п. 2 ст. 21 Кодекса перечни главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов ГВБФ, местного бюджета должны устанавливаться в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о соответствующем бюджете, т.е. федеральными законами о федеральном бюджете, о бюджетах федеральных ГВБФ, законами субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, о бюджетах территориальных ГВБФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах.

Следует отметить, что наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, включены в число главных распорядителей бюджетных средств в соответствии с изменениями, внесенными Законом 2003 г. N 158-ФЗ.

Как отмечалось в пояснительной записке к проекту указанного Закона, практика финансирования указанных учреждений как главных распорядителей федерального бюджета имеет многолетнюю традицию, позволяет развивать их автономию и проводить самостоятельную научно-образовательную и культурную политику, привлекать, наряду с бюджетным финансированием, значительные внебюджетные средства для развития. Сохранение таких государственных бюджетных учреждений, как Российская академия наук, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Государственный Эрмитаж, Государственный академический Большой театр, в качестве главных распорядителей средств федерального бюджета позволит сохранить за ними статус объектов федерального значения, послужит основой для создания эффективного управления, позволит сохранить и приумножить уникальную научную, образовательную и культурную школы этих учреждений, без чего невозможно функционирование их как признанных международных научных, образовательных и культурных центров.

В Бюджетном послании Президента РФ на 2007 г. в качестве одной из задач бюджетной политики на 2007 г., а также в среднесрочной перспективе указывалось на необходимость дальнейшего расширения самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств прежде всего путем разработки и внедрения методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развития внутреннего аудита, укрепления финансовой дисциплины. По мнению авторов проекта Закона 2007 г. N 63-ФЗ, изложившего комментируемую статью в новой редакции, законодательное закрепление бюджетных полномочий главных распорядителей бюджетных средств в полной мере отвечает данной поставленной задаче, а также создает необходимые предпосылки для развития бюджетирования, ориентированного на результаты (БОР).

Перечень бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, установленный в п. 1 комментируемой статьи, не является исчерпывающим. Согласно подп. 13 п. 1 комментируемой статьи главный распорядитель бюджетных средств осуществляет и иные бюджетные полномочия, установленные Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В пункте 2 комментируемой статьи определены бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств (распорядителя средств соответствующего бюджета), которым согласно определению, данному в ст. 6 Кодекса, является ОГВ (государственный орган), орган управления ГВБФ, ОМСУ, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В отличие от перечня бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, установленного в п. 1 комментируемой статьи, перечень бюджетных полномочий распорядителя бюджетных средств сформулирован как закрытый. Однако при этом в подп. 4 п. 2 комментируемой статьи установлено, что распорядитель бюджетных средств в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 152 Кодекса), особенности бюджетных полномочий главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств наряду с Кодексом устанавливаются:

для федеральных ОГВ и государственных органов — принятыми в соответствии с Кодексом нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;

для ОГВ субъектов РФ — принятыми в соответствии с Кодексом законами субъектов РФ. В установленных Кодексом и указанными законами субъектов РФ случаях особенности бюджетных полномочий таких участников бюджетного процесса могут быть установлены нормативными правовыми актами высших исполнительных ОГВ субъектов РФ;

для ОМСУ — принятыми в соответствии с Кодексом муниципальными правовыми актами представительных ОМСУ. В установленных Кодексом и указанными муниципальными правовыми актами случаях особенности бюджетных полномочий таких участников бюджетного процесса могут быть установлены муниципальными правовыми актами местных администраций.

3. Согласно ст. 1071 части второй ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны России, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 части первой ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. В указанной норме предусмотрено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, ОМСУ, а также юридические лица и граждане.

Пункт 3 комментируемой статьи наделяет полномочиями на выступление в суде от имени России, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к соответствующему публично-правовому образованию главных распорядителей средств соответственно федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования. Обязанности главных распорядителей средств соответствующего бюджета, представлявших в суде интересы соответствующих публично-правовых образований, установлены в п. п. 2 — 4 ст. 242.2 Кодекса.

Пленум ВАС России в п. 1 Постановления от 22 июня 2006 г. N 23 предписал арбитражным судам при принятии исковых заявлений, указанных в п. 3 комментируемой статьи (до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ соответствующая норма содержалась в п. 10 комментируемой статьи), исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании комментируемой статьи как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства. Если государственный (муниципальный) орган, бывший главным распорядителем бюджетных средств в момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей своих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), то в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладавший необходимыми полномочиями в момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (если полномочия не переданы иному органу) — соответствующий финансовый орган публично-правового образования.

В соответствии с п. 5 ст. 161 Кодекса бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. Однако там же установлено, что бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств. Данное положение основано на общей норме п. 2 ст. 120 части первой ГК РФ (в ред. от 3 ноября 2006 г.), согласно которой бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (о субсидиарной ответственности см. комментарий к ст. 115 Кодекса).

Соответственно, п. 3 комментируемой статьи наделяет полномочиями на выступление в суде от имени России, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к соответствующему публично-правовому образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений, главных распорядителей средств соответствующего бюджета. Процедура исполнения судебных актов в случае удовлетворения судом заявления о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств соответствующего бюджета регламентирована положениями ст. ст. 242.3, 242.4 и 242.5 Кодекса.

Другой комментарий к статье 158 Бюджетного Кодекса РФ

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

— обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

— формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;

— ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

— осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

— составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

— вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

— вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;

— определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений;

— формирует государственные (муниципальные) задания;

— обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных БК РФ, условий, установленных при их предоставлении;

— организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;

— формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;

— осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Распорядитель бюджетных средств имеет право:

— осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета;

— распределять бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

— вносить предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;

— в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

В п. 3 ст. 158 БК РФ предусмотрено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:

— о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;

— предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Пункты 4 — 11 данной статьи утратили силу. Новеллой БК РФ являются ст. 160.1 и 160.2, которые регламентируют бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета и главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета.

Статьи 159 — 160. Утратили силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

Комментируемая статья определяет бюджетную компетенцию таких участников бюджетного процесса, как главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств.

«Внимание!»
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.

При принятии такого искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.

В том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) — соответствующий финансовый орган публично-правового образования.

В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснено, что при подготовке дел к судебному разбирательству по заявлениям военнослужащих об оспаривании размера и состава выплачиваемого денежного довольствия, иных выплат суд должен выяснять, какой орган на основании статьи 158 БК РФ как распорядитель бюджетных средств должен выступать в суде от имени органа военного управления или воинского должностного лица (например, федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», управление финансового обеспечения и др.), и надлежащим образом извещать его о времени и месте судебного заседания.

«Официальная позиция»
В Письме Минфина России от 16.12.2013 N 02-03-009/55343 указано, что осуществление планирования соответствующих расходов бюджета, составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств относятся к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств.

Исходя из вышеизложенного компенсация вышеуказанных расходов представителям Министерства в иностранных государствах за счет средств федерального бюджета может осуществляться в случае, если это установлено соответствующим главным распорядителем бюджетных средств.

В Письме от 30.08.2013 N 02-03-09/35849 Минфин России заключил, что поскольку положениями законодательства Российской Федерации не урегулирован вопрос отнесения вышеуказанных расходов к представительским расходам, на основании положений статьи 158 БК РФ, в соответствии с которыми осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств, порядок осуществления получателями бюджетных средств расходов бюджетов на проживание участников официальных делегаций, а также возможность отнесения этих расходов к представительским расходам могут быть установлены правовыми актами главных распорядителей бюджетных средств.

«Судебная практика»
Из содержания пункта 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что в качестве ответчика, несущего субсидиарную ответственность, выступает собственник имущества. Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к собственникам — публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени публично-правового образования главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 статьи 158 БК РФ.

С учетом данных разъяснений в Постановлении ФАС Московского округа от 24.02.2014 N Ф05-17952/2013 суд заключил, что субсидиарный должник не имеет своих обязательств перед кредитором, а лишь несет гражданско-правовую ответственность за неисполнение обязательств основным должником.

Как отмечено в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 N 05АП-10158/2014, исходя из смысла пункта 3 статьи 158 БК РФ от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных решений или действий (бездействия) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности в суде выступает главный распорядитель средств федерального бюджета.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 30.06.2014 N А06-6825/2013, анализируя пункт 3 статьи 158 БК РФ, также обратил внимание на то, что по смыслу данной нормы от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных решений или действий (бездействия) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности в суде выступает главный распорядитель средств федерального бюджета.

В Постановлении от 09.10.2013 N А40-141147/12-111-535 ФАС Московского округа указал, что по смыслу подпункта 12.1 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. При таком положении, заключил суд, субсидиарную ответственность по обязательствам федерального государственного учреждения Министерства обороны РФ несет Российская Федерация в лице главного распорядителя бюджетных средств Министерства обороны РФ.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 19.09.2013 N А56-46562/2012, удовлетворяя иск организации о взыскании с Федеральной таможенной службы и таможенного органа за счет казны Российской Федерации убытков, суд исходил из того, что главным распорядителем средств федерального бюджета и федеральным органом исполнительной власти, выступающим от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) таможенных органов, является ФТС РФ (статья 158 БК РФ).

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 08.08.2013 N А32-20619/2012 суд учел, что надлежащим ответчиком по иску, предъявленному к муниципальному образованию, является соответствующее публично-правовое образование, от имени которого в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств.

В Постановлении от 22.07.2013 N Ф03-3106/2013 ФАС Дальневосточного округа признал несостоятельным довод ответчика, мотивированный ссылкой на статью 158 БК РФ, о том, что надлежащим ответчиком по делу является МВД России как главный распорядитель бюджетных средств по отношению к сотрудникам милиции. Как отметил суд, в силу положений БК РФ главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета, при этом по настоящему делу судом установлено недофинансирование со стороны Минфина России.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 N 09АП-29752/2014-ГК суд указал, что по искам к Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации, являясь представителем, в силу положений пункта 1 статьи 125 ГК РФ и пункта 3 статьи 158 БК РФ выступает в суде в качестве ответчика не от собственного имени, а от имени субъекта Российской Федерации, в настоящем деле Министерство обороны Российской Федерации участвовало в деле именно в связи с осуществлением полномочий собственника в отношении имущества Российской Федерации и, являясь надлежащим представителем ответчика, представляло не интересы собственно Минобороны России, а интересы Российской Федерации в укастороны Минфина России.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 N 09АП-29752/2014-ГК суд указал, что по искам к Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации, являясь представителем, во образования производится за счет его казны.

В Апелляционном определении Ростовского областного суда от 23.07.2014 N 33-9854/2014, признавая правомерным частичное удовлетворение иска гражданина к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по субъекту РФ о взыскании компенсации морального вреда, суд также признал несостоятельной ссылку ответчика на статью 158 БК РФ, так как указанная статья не наделяет главного распорядителя средств федерального бюджета полномочием выступать в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, пзанном споре. С учетом положений статей 125, 126 ГК РФ, статьи 158 БК РФ взыскание с публично-правовоглении от 30.04.2014 N Ф05-3383/2014, по искам к субъекту Российской Федерации исполнительный орган субъекта РФ, явлрокуратуры и суда, по основаниям, предусмотренным статьей 1070 ГК РФ.

Как отметил ФАС Московского округа в Постановчестве ответчика не от собственного имени, а от имени субъекта Российской Федерации.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 15.01.2014 N А46-277/2013 суд с учетом статьи 158 БК РФ и подпункта 8 пункта 6 Положения о Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316, заключил, что убытки, возникшие в результате неправомерных действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, подлежат взысканию с Российской Федерации в лице ФССП России за счет казны Российской Федерации.

Заслуживает внимание и Постановление ФАС Московского округа от 23.04.2014 N Ф05-3149/14, в котором суд удовлетворил требования общества к Федеральному агентству лесного хозяйства о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности, взысканной решением суда с Управления лесного хозяйства по субъекту РФ. Суд кассационной инстанции, изменяя резолютивную часть решения суда первой инстанции, указал, что по смыслу части 10 статьи 158 БК РФ если при вынесении обжалуемого решения суд не укажет, что взыскание осуществляется за счет казны Российской Федерации, то решение является неисполнимым.

Консультации и комментарии юристов по ст 158 БК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 158 БК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 158. Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств

1. Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;

3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;

8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений;

9) формирует государственные (муниципальные) задания;

10) обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении;

11) организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;

12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;

12.1) несет соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений);

13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

2. Распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;

2) распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

3) вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;

4) в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

3. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:

1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;

2) предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

4 – 11. Утратили силу с 1 января 2008 года.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *