Статья 15. «Основы законодательства РФ о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 26.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019)

Статья 15. Права нотариуса

Нотариус имеет право:

совершать предусмотренные настоящими Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами;

составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы (в том числе содержащие персональные данные), необходимые для совершения нотариальных действий;

представлять в установленных федеральным законом случаях и порядке заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые документы в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы или подведомственное ему государственное бюджетное учреждение, наделенное соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа (далее — орган регистрации прав), и получать выписки из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющие государственную регистрацию возникновения или перехода прав на недвижимое имущество, и иные документы, выдаваемые этим органом;

получать бесплатно в форме электронного документа сведения из единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Законодательством субъектов Российской Федерации нотариусу могут быть предоставлены и иные права.

Статья 15. Права нотариуса
Комментарий к статье 15
1. По своему значению положения гл. III Основ «Права, обязанности и ответственность нотариуса» являются центральными, ибо устанавливают статус нотариуса в его наиболее существенных элементах и главные требования к нотариальной деятельности. Здесь должны быть закреплены те права и обязанности, которые имеют общее значение для всех нотариальных действий. К сожалению, назвать Основы системным нормативным правовым актом невозможно: общие по своему значению права и обязанности нотариуса закреплены не только в статьях гл. III, но и в иных статьях Основ, а само разделение прав и обязанностей носит искусственный характер, ибо в действительности речь идет о полномочиях нотариуса, реализация которых составляет его обязанность и одновременно сопровождается предоставлением ему необходимых для их выполнения прав.
Так, совершение нотариальных действий по заявлению обратившегося лица, упомянутое в абз. 2 ч. 1 комментируемой статьи, является не правом, а обязанностью нотариуса — не случайно незаконный отказ в совершении нотариального действия может быть обжалован в суд (см. комментарий к ст. 33 Основ). Упоминание в качестве исключения из этого «права» запрета нарушать территориальную компетенцию нотариуса, будучи верным по существу, создает впечатление, что соблюдать прочие запреты при его реализации, в частности запрет совершения действий в отношении себя или своих родственников (ст. 47 Основ), нотариус не обязан, что, разумеется, неверно. В то же время совершение нотариального действия с нарушением территориальной компетенции не влечет его недействительности (ч. 5 ст. 13 Основ), а нарушение требования личной беспристрастности, выраженное в запрете совершать действия в отношении себя и своих родственников, является основанием для признания действия незаконным (прямо Основы этого не устанавливают, но квалификация действия в качестве незаконного при нарушении этого запрета вытекает из его смысла). Поэтому если говорить об исключениях из права совершать нотариальное действие, то именно как о запрете совершать действия в отношении себя и по заявлениям родственников нотариуса. Впрочем, нотариус обязан соблюдать все установленные запреты, поэтому отражение в абз. 1 комментируемой статьи одного из них в любом случае неуместно.
2. Абзац 3 ч. 1 комментируемой статьи имеет те же дефекты, что и абз. 2.
Дача разъяснений по вопросам совершения нотариальных действий составляет не право, а обязанность нотариуса. Если у обратившегося лица возникают вопросы относительно последовательности образуемых нотариальную удостоверительную деятельность действий, их значения, распределения обязанностей между обратившимся лицом и нотариусом (например, по вопросу о том, должно ли оно предоставить документ или нотариус самостоятельно должен его истребовать из соответствующих информационных ресурсов), то предоставить необходимые разъяснения нотариус, несомненно, обязан, а не управомочен. В ином случае нормальное осуществление коммуникации между ними окажется невозможным.
Изготовление копии документа и выписки из него необходимо разграничивать со свидетельствованием верности копии документа и выписки из него, которое является нотариальным действием (гл. XIII Основ). Совершение этого действия также составляет обязанность нотариуса, а не его право. Комментируемое положение нельзя понимать в том смысле, что нотариус вправе отказать обратившемуся лицу в удостоверении копии документа, поставив условием удостоверения предоставление копии самим заявителем, — если последний предъявил нотариусу оригинал, то изготовление копии для целей ее удостоверения является обязанностью нотариуса. Следовательно, речь идет о праве нотариуса изготавливать копии документов для целей ведения нотариального делопроизводства: если копия любого документа, использованного нотариусом при установлении юридико-фактического состава, в силу закона и правил нотариального делопроизводства либо по мнению самого нотариуса, сформировавшегося с учетом индивидуальной совокупности обстоятельств совершения нотариального действия, должна быть оставлена в материалах этого действия, нотариус вправе изготовить такую копию.
Составление проектов сделок, заявлений и других документов также не может быть квалифицировано исключительно как право нотариуса. Разумеется, обратившиеся за совершением нотариального действия лица вправе представить для удостоверения проект сделки или иного документа, который подготовлен ими самостоятельно или с помощью иных профессиональных юридических советников, в частности адвокатов. В этом случае нотариус обязан принять такой проект к рассмотрению, обеспечив его проверку на предмет соблюдения требований законодательства и прав и интересов обратившихся лиц. Однако в современной практике подобное не является правилом, наоборот, обычно обратившиеся лица не представляют проект сделки, а, изложив ее существо, ожидают от нотариуса придания их воле той формы и в тех выражениях, которые обеспечат «перевод» сообщенных нотариусу устремлений на юридический язык. И в этом случае составление проекта сделки или заявления является обязанностью нотариуса.
Существенной характеристикой этого действия является то, что оно не признается нотариальным действием. Будучи элементом подготовительной к совершению нотариального действия стадии удостоверительной процедуры, составление проекта не влечет юридически значимых последствий, характерных для нотариального действия. С этим связана проблема взимания платы за услуги правового и технического характера.
В Определении Конституционного Суда РФ от 1 марта 2011 г. N 272-О-О, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на положения абз. 3 ч. 1 комментируемой статьи и ч. 1 ст. 23 Основ, отмечено следующее: «Предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера по своей сути являются дополнительными (факультативными) по отношению к нотариальным действиям, содержание которых определяется законодательством. Так, в соответствии со статьями 9, 16, 48 и 50 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус при совершении нотариальных действий обязан обеспечить их законность, соблюдать правила ведения делопроизводства (включая требования к ведению реестра и наследственного дела), оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий. Реализация нотариусами этих публичных обязанностей в ходе совершения нотариальных действий не может одновременно рассматриваться в качестве оказания ими услуг правового и технического характера.
Между тем лицо, обратившееся к нотариусу, не связано необходимостью получения от нотариуса — помимо нотариальных действий — дополнительно услуг правового или технического характера. Получение этих услуг для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер: при его несогласии с формой, структурой, размерами оплаты этих услуг и прочими условиями такие услуги не оказываются, а их навязывание нотариусом недопустимо. Лицо, обратившееся к нотариусу, вправе при необходимости самостоятельно осуществлять соответствующие действия» (п. 2.2).
Приведенная характеристика заслуживает поддержки, подчеркнем лишь, что если обратившееся лицо просит об оказании ему этих дополнительных (факультативных) услуг, то они являются обязанностью нотариуса. В п. 2.3 процитированного Определения Конституционного Суда РФ не совсем верно услуги правового и технического характера названы «предоставляемыми… вне рамок нотариальных действий». Их оказание является частью процесса совершения нотариального действия, как правило, подготовительной стадии нотариального производства и в этом смысле совершается в рамках нотариального действия, хотя самостоятельным нотариальным действием они, как отмечено выше, не являются.
Составление нотариусом проекта сделки или иного документа делает его соавтором (сопричастником) волеизъявления обратившегося лица. Адекватное отражение в тексте сделки целей, которые стремится достичь заявитель, и условий, на которых он заинтересован в получении правового результата, возможно только при надлежащем выполнении нотариусом обязанности по предотвращению использования юридической неосведомленности во вред обратившемуся лицу (об этом см. комментарий к ст. 16 Основ).
3. Истребование сведений и документов, необходимых для совершения нотариальных действий (абз. 4 ч. 1 комментируемой статьи), также является полномочием нотариуса, т.е. одновременно выступает его правом и обязанностью.
Истребование нотариусом документов предусмотрено как комментируемыми Основами (ст. 72, см. также п. 11 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утв. решением Правления ФНП от 27 — 28 февраля 2007 г.), так и рядом федеральных законов. В частности, по запросу нотариуса ему бесплатно предоставляются сведения, содержащиеся в ЕГРН (ст. 62 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), в государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Доступ нотариусов к информации, содержащейся в различных информационных ресурсах, имеет тенденцию к расширению, и это необходимо только приветствовать. Прямое указание Основ на право нотариуса истребовать сведения, содержащие персональные данные, которое является необходимым для полноценного осуществления нотариальной деятельности, сняло препятствия на пути к получению нотариусами такого рода информации.
Получение сведений из ЕГРН и предусмотренное последним абзацем ч. 1 комментируемой статьи сведений из ЕГРЮЛ, конечно, не является истребованием документов и сведений от физических и юридических лиц, но представляет собой частный случай собирания доказательств нотариусом в целях установления юридико-фактического состава, необходимого для совершения нотариального действия. В создании условий для такого установления и состоит наделение нотариуса данным полномочием (см., например, Определение Конституционного Суда РФ от 25 января 2012 г. N 206-О-О).
Примером реализации права на истребование нотариусом сведений является предусмотренное ст. 41 Основ право нотариуса отложить совершение нотариального действия для получения дополнительной информации (см. также п. 1.10 Методических рекомендаций по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них, утв. решением Правления ФНП от 25 апреля 2016 г.).
Что касается проблемных аспектов реализации данного полномочия в механизме нотариальной удостоверительной деятельности, то на современном этапе развития законодательства и нотариальной практики они состоят в том, как следует разграничить сведения, которые обязано предоставить нотариусу обратившееся лицо, и сведения, которые нотариус должен истребовать самостоятельно. Разумеется, сведения и документы, относящиеся к личности самого обратившегося, он должен предоставить нотариусу, а если не сделает этого, то непредоставление такой информации является основанием к отказу в совершении нотариального действия. Что касается иных сведений и документов, то правила совершения отдельных нотариальных действий должны четко разграничивать обязанность заявителя предоставить информацию и сферу активного поиска информации самим нотариусом. Например, ст. 47.1 Основ запрещает нотариусу истребовать сведения от обратившегося лица именно потому, что он имеет право получить их из ЕГРН (см. комментарий к ст. 47.1 Основ). Концептуальные основы такого разграничения должны отражать роль нотариуса, модель нотариальной удостоверительной деятельности, они предполагают ответ на вопрос, должен ли нотариус обладать большими возможностями получения информации, чем частные лица, обратившиеся к нему, и т.д. Современное законодательство о нотариате такой модели не содержит и находится лишь в начале процесса ее формирования.
Наделение нотариуса полномочием по истребованию сведений и документов должно сопровождаться и установлением ответственности за отказ в их предоставлении (как это имеет место в ст. 5.39 КоАП РФ применительно к отказу предоставить информацию адвокату в ответ на адвокатский запрос), ибо последний представляет собой в конечном счете противодействие приобретению и осуществлению субъективных гражданских прав физическими и юридическими лицами. Только будучи «защищенными» санкциями за препятствование нормальному осуществлению нотариальных полномочий, нотариусы смогут эффективно реализовывать их. В настоящее время никаких санкций — ни прямых, ни косвенных — законодательство не содержит, что является его очевидным недостатком.
4. Право представления в орган регистрации прав заявлений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и право получения выписок о состоявшейся регистрации (абз. 5 ч. 1 комментируемой статьи), как и прочие перечисленные в комментируемой статье права, является одновременно и правом, и обязанностью нотариуса, ибо согласно п. 25 ст. 35 Основ представление документов на государственную регистрацию признано нотариальным действием, а совершение нотариальных действий по заявлениям заинтересованных лиц есть обязанность нотариуса. Поэтому включение этого «права» нотариуса в комментируемый перечень является ошибкой законодателя.
Что касается характеристик существа этого полномочия, то об этом подробнее см. комментарий к ст. ст. 35, 86.2, 86.3 Основ. Здесь же отметим только, что признаком нотариального действия является совершение его от имени Российской Федерации, и, очевидно, в таком действии, как представление документов на государственную регистрацию, он отсутствует. Поэтому более правильным являлось законодательное регулирование в период 2006 — 2013 гг., когда подача нотариусом заявления и документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним не признавалась самостоятельным нотариальным действием.
5. Комментируемая статья предусматривает право субъектов Российской Федерации наделять нотариусов дополнительными правами. Данное полномочие следует из отнесения законодательства о нотариате к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Однако такие дополнительные права не могут затрагивать порядок совершения нотариальных действий, ибо он может и должен быть единым на территории России. Дополнительные права могут касаться только организации деятельности нотариусов. В свою очередь упоминание о полномочиях субъектов Российской Федерации по предоставлению дополнительных прав нотариусам в части организации деятельности нотариальных контор не соответствует всему смыслу данной статьи, которая перечисляет права нотариусов именно в сфере совершения нотариальных действий.
Как отмечено в п. 1 настоящего комментария, действующие Основы не отвечают требованию системности нормативного регулирования. В частности, права нотариусов установлены не только в комментируемой статье, но и в ст. 8, а права, вытекающие из членства в нотариальной палате, следуют из положений Основ, регламентирующих статус нотариальных палат.

Нотариус имеет право:

совершать предусмотренные настоящими Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами;

составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы (в том числе содержащие персональные данные), необходимые для совершения нотариальных действий;

представлять в установленных федеральным законом случаях и порядке заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые документы в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы или подведомственное ему государственное бюджетное учреждение, наделенное соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа (далее — орган регистрации прав), и получать выписки из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющие государственную регистрацию возникновения или перехода прав на недвижимое имущество, и иные документы, выдаваемые этим органом;

получать бесплатно в форме электронного документа сведения из единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Законодательством субъектов Российской Федерации нотариусу могут быть предоставлены и иные права.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утверждены Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1):

Статья 15. Права нотариуса

Нотариус имеет право:

совершать предусмотренные настоящими Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами;

составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы (в том числе содержащие персональные данные), необходимые для совершения нотариальных действий;

представлять в установленных федеральным законом случаях и порядке заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые документы в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы или подведомственное ему государственное бюджетное учреждение, наделенное соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа (далее — орган регистрации прав), и получать выписки из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющие государственную регистрацию возникновения или перехода прав на недвижимое имущество, и иные документы, выдаваемые этим органом;

получать бесплатно в форме электронного документа сведения из единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Законодательством субъектов Российской Федерации нотариусу могут быть предоставлены и иные права.

документа: «Основы законодательства РФ о нотариате» в действующей редакции


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *