Содержание
Дело N402-О.
Законы и кодексы » Закон о гражданстве Российской Федерации » Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации » Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке » Дело N402-О.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 ноября 2005 г. N 402-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНКИ ФАТУЛЛАЕВОЙ ГАЛИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ ЧЕТВЕРТОЙ СТАТЬИ 14
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ГРАЖДАНСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Г.А. Жилина, М.И. Клеандрова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.В. Мельникова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации » предварительное изучение жалобы гражданки Г.В. Фатуллаевой,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Г.В. Фатуллаева просит проверить конституционность части четвертой статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации «, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства , имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации , принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 данного Федерального закона, и без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, заявительница родилась в 1951 году в городе Черемхово Иркутской области и проживала там до выезда в 1989 году с семьей в Азербайджанскую ССР на постоянное место жительства. С 2001 года проживает в Москве, имеет паспорт гражданина СССР образца 1974 года со штампом о наличии гражданства Республики Азербайджан. Замоскворецкий районный суд города Москвы решением от 27 июля 2004 года, принятым по заявлению Г.В. Фатуллаевой, подтвердил факт ее постоянного проживания на территории Российской Федерации с 1 июня 2002 года. Ходатайство правозащитной организации «Восход» о приеме Г.В. Фатуллаевой в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке 25 января 2005 года было отклонено паспортно-визовым управлением ГУВД Москвы со ссылкой на то, что установление судом факта постоянного проживания на территории Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года не отнесено Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации » к основаниям для рассмотрения уполномоченными государственными органами заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке и что Г.В. Фатуллаева может обратиться с таким заявлением после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации .
Заявительница утверждает, что часть четвертая статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации «, предоставляющая возможность принятия в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке только тем иностранным гражданам и лицам без гражданства , которые имели регистрацию по месту жительства в Российской Федерации на 1 июля 2002 года, — при том что представлять документы, подтверждающие регистрацию в Российской Федерации по месту жительства либо разрешение на временное проживание в Российской Федерации , обязаны и лица, факт постоянного проживания которых в Российской Федерации установлен судебным решением, — противоречит статьям 6 (часть 1), 17 (часть 1), 18, 21 (часть 1), 27 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
2. Согласно статье 6 (часть 1) Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом.
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации», предусматривающий возможность приема в гражданство Российской Федерации как в общем, так и в упрощенном порядке. Для иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР (именно к этой категории относится заявительница), в качестве необходимого условия принятия в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке данный Федеральный закон называет наличие у ходатайствующего лица регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 года или разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Сам по себе установленный судом факт постоянного проживания лица на территории Российской Федерации на 1 июля 2002 года не отнесен законодателем к правообразующим юридическим фактам, т.е. служащим основанием для принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, поскольку Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» под проживанием понимает проживание на территории Российской Федерации на законном основании (абзац восьмой статьи 3), а Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации » под законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданином признает лицо, имеющее действительный вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу или иные предусмотренные данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации .
Таким образом, часть четвертая статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации «, закрепляющая требование о наличии у иностранных граждан и лиц без гражданства , имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, во взаимосвязи с положениями законодательства Российской Федерации о порядке пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающая права и свободы, вытекающие из статей 6 (часть 1), 17 (часть 1), 18, 21 (часть 1), 27 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Доводы, представленные заявительницей в обоснование своей позиции, свидетельствуют о том, что, по существу, она ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о дополнении Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» новым положением об условиях принятия в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Разрешение таких вопросов не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации , как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации «, а является прерогативой федерального законодателя.
Вместе с тем само по себе отсутствие регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 года не исключает для заявительницы после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации возможность приема в гражданство Российской Федерации на основании части четвертой статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации » или — как родившейся на территории РСФСР и имевшей гражданство бывшего СССР — на основании пункта «а» части второй той же статьи.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации «, Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Фатуллаевой Галины Васильевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного заявительницей вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Л. КОНОНОВА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 НОЯБРЯ 2005 ГОДА N 402-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
Г.В. ФАТУЛЛАЕВОЙ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ЧАСТЬЮ ЧЕТВЕРТОЙ СТАТЬИ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «
Заявляя о своем несогласии с принятым решением по данному делу, предлагаю иное конституционное толкование правовой ситуации, сложившейся в связи с применением оспариваемой нормы, которое должно учитывать конституционный приоритет гуманитарных ценностей, принципы гарантированности государством прав и свобод, а также основанное на правовых позициях Конституционного Суда, выработанных в более ранний период.
1. В соответствии со статьей 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Эти конституционные положения согласуются со статьей 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, которая устанавливает: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».
Вопрос о конституционности законодательной нормы о приобретении российского гражданства бывшим гражданином СССР, родившимся на территории Российской Федерации, проживавшим за ее пределами и после прекращения существования СССР вернувшимся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
В сохраняющем свою силу Постановлении от 16 мая 1996 года по делу о проверке конституционности пункта «г» статьи 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации установил, что лица, родившиеся на территории Российской Федерации, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР; и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают его в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации. Иное понимание не соответствует статье 27 Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданин Российской Федерации имеет право свободно выезжать за пределы Российской Федерации, не утрачивая гражданства, и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Все, состоявшие в гражданстве Российской Федерации по рождению, независимо от времени их возвращения в Российскую Федерацию, должны пользоваться равными правами, включая равное право на гражданство. Признание принадлежности к гражданству Российской Федерации не требует ни каких-либо действий со стороны граждан, ни вынесения по этому вопросу какого бы то ни было решения государственными органами. При признании бывших граждан СССР гражданами Российской Федерации они считаются состоящими в российском гражданстве с момента первоначального приобретения ими гражданства СССР.
Конституционный Суд отмечает также, что конституционный запрет на лишение и прекращение гражданства Российской Федерации без свободного волеизъявления гражданина исходит из того, что в сфере любых правоотношений, в том числе связанных с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) при реализации права на гражданство. Произвольное, без учета волеизъявления гражданина, лишение или даже временное прекращение законно приобретенного гражданства, нарушая статью 6 Конституции Российской Федерации, умаляет достоинство личности, что в соответствии со статьями 18, 21 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации является недопустимым как при издании, так и при применении законов.
Из указанной позиции Конституционного Суда Российской Федерации и из смысла статьи 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации вытекает, что прекращение гражданства Российской Федерации возможно лишь по добровольному волеизъявлению гражданина в условиях свободного выбора. Действующий Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает лишь единственную форму выхода из гражданства — на основании добровольного волеизъявления о выходе путем подачи соответствующего письменного заявления по установленной форме, решение по которому принимается лично Президентом Российской Федерации (часть первая статьи 19, часть первая статьи 29, статья 33). Таким образом, факт принятия гражданином Российской Федерации иного, иностранного гражданства не означает сам по себе добровольное волеизъявление о выходе из российского гражданства и не может автоматически лишать его такового. Статья 6 указанного Федерального закона прямо предусматривает, что гражданин Российской Федерации , имеющий также иное гражданство , рассматривается только как гражданин Российской Федерации , за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом . Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации . Таким образом, рассматриваемый Закон не лишает заявительницу права признания ее гражданкой Российской Федерации по рождению.
2. Оспариваемые в жалобе Г.В. Фатуллаевой положения части четвертой статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации » предусматривают упрощенный порядок приобретения российского гражданства для бывших граждан СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР при условии их регистрации по месту жительства на 1 июня 2002 года, либо получении ими разрешения на временное проживание, если они до 1 января 2006 года заявят о своем намерении приобрести гражданство Российской Федерации .
Поскольку указанное положение относится исключительно к лицам, официально заявившим о своем намерении приобрести российское гражданство, законность их пребывания на территории Российской Федерации оправдана уже по этому основанию и не может быть поставлена под сомнение до разрешения данного вопроса. В соответствии с частью шестой статьи 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», определяющей принципы гражданства, Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. При этом положительное разрешение вопроса о гражданстве Российской Федерации не может быть связано только с формальным наличием регистрации по месту жительства или временного пребывания.
Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Интерпретируя это положение применительно к правилам регистрационного учета, Конституционный Суд в своих решениях неоднократно указывал, что право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Конституция Российской Федерации (статья 19, части 1 и 2) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от места жительства, а тем более от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, представляющей собой лишь способ учета. Наличие или отсутствие регистрационного учета не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Лицо самостоятельно определяет место своего жительства и срок нахождения в том или ином месте временного пребывания. Уведомительная регистрация имеет исключительно учетный характер и не является обстоятельством, от наличия или отсутствия которого зависит приобретение или прекращение гражданства. Место жительства лица может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (Постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 16 мая 1996 года N 12-П, от 15 января 1998 года N 2-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П, Определение от 5 октября 2000 года N 199-О и др.).
Судя по материалам жалобы Г.В. Фатуллаевой, факт ее постоянного проживания на территории Российской Федерации с 1 июня 2002 года был установлен в судебном порядке. Из решения суда усматривается, что суд установил это обстоятельство в порядке статей 264, 265 ГПК Российской Федерации именно как факт, имеющий юридическое значение для получения гражданства России на основании Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», поскольку заявительница не имела возможности в ином порядке получить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. На основании статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» требует неукоснительного исполнения всех вступивших в законную силу судебных решений на всей территории Российской Федерации и утверждает их обязательность для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных и других физических и юридических лиц (часть 1 статьи 6).
Из приведенных нормативных положений и правовых позиций Конституционного Суда вытекает обязательность вступившего в законную силу судебного решения, признавшего юридический факт постоянного проживания на территории Российской Федерации для решения вопроса о гражданстве в порядке части четвертой статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации «. Это решение окончательно и не требует дополнительного утверждения и признания какими-либо органами и должностными лицами.
Таким образом, с учетом ранее высказанных и сохраняющих свою силу позиций Конституционного Суда, оспариваемое Г.В. Фатуллаевой законоположение не препятствует ей в приобретении гражданства Российской Федерации и по данному основанию, если она того пожелает.
Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке
Федеральный закон «О гражданстве РФ» 2019 года (N 62-ФЗ редакция 2018-2019)
Глава II. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 151-ФЗ)
1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:
а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;
б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;
в) утратил силу. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 157-ФЗ.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;
г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, — в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
(п. «г» введен Федеральным законом от 28.06.2009 N 127-ФЗ)
д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, — в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
(п. «д» введен Федеральным законом от 28.06.2009 N 127-ФЗ)
е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;
(п. «е» в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 124-ФЗ)
ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности. При этом в указанный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 1 миллиона рублей;
(п. «ж» в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 124-ФЗ)
з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;
(п. «з» в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 124-ФЗ)
и) осуществляют не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства — квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
(п. «и» в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 124-ФЗ)
2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
б) имеют законный источник средств к существованию;
в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин. Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины.
(п. «в» в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 243-ФЗ)
3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.
4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 01.12.2007 N 296-ФЗ, от 30.12.2008 N 301-ФЗ)
5. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в», «г» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.
6. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:
а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя;
в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»), — по заявлению опекуна или попечителя;
(п. «в» в ред. Федерального закона от 20.04.2014 N 72-ФЗ)
г) ребенок, помещенный под надзор в российскую организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации, — по заявлению руководителя российской организации, в которую помещен ребенок;
(п. «г» введен Федеральным законом от 20.04.2014 N 72-ФЗ)
д) недееспособное лицо, помещенное под надзор в российскую образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную российскую организацию, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», — по заявлению руководителя российской организации, в которую помещено недееспособное лицо.
(п. «д» введен Федеральным законом от 20.04.2014 N 72-ФЗ)
7. В случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой либо состоят на учете по месту пребывания на территории указанного субъекта Российской Федерации, они вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 544-ФЗ)
8. Иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в», «г» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица без гражданства относятся к категориям иностранных граждан и лиц без гражданства, определенным Президентом Российской Федерации в соответствии с частью первой.1 статьи 29 настоящего Федерального закона.
(часть 8 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 544-ФЗ)
(след.) —> | |
Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке | Статья 15. Восстановление в гражданстве Российской Федерации |
Содержание целиком…(показать/скрыть)
1 этап – приезд в РФ и постановка на миграционный учет.
2 этап – оформление разрешения на временное проживание на 3 года. Гражданин обращается к инспектору по оформлению разрешения на временное проживание и видов на жительство.
3 этап – оформление вида на жительство, после проживания в России в течение одного года по разрешению на временное проживание.
4 этап – обращение с заявлением о приобретении гражданства в упрощенном порядке после оформления вида на жительство, если:
часть 1 ст.14 Федерального закона Российской Федерации №62-ФЗ
а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;
б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;
часть 2 ст.14 Федерального закона Российской Федерации №62-ФЗ
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;
г)имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, — в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительский прав или ограничен в родительский правах;
д)имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, — в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах
е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации;
2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
б) имеют законный источник средств к существованию;
в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин.
Примечание: без оформления вида на жительство имеют право сдать документы на гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке:
а)нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года;
б)ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации;
в)иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Также, в соответствии с частью 6 статьи 14 ФЗ-62 «О гражданстве Российской Федерации» в гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:
а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя;
в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»), — по заявлению опекуна или попечителя;
(п. «в» в ред. Федерального закона от 20.04.2014 N 72-ФЗ)
г) ребенок, помещенный под надзор в российскую организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации, — по заявлению руководителя российской организации, в которую помещен ребенок;
(п. «г» введен Федеральным законом от 20.04.2014 N 72-ФЗ)
д) недееспособное лицо, помещенное под надзор в российскую образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную российскую организацию, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», — по заявлению руководителя российской организации, в которую помещено недееспособное лицо.
(п. «д» введен Федеральным законом от 20.04.2014 N 72-ФЗ)
В соответствии с частью 7 статьи 14 ФЗ-62 «О гражданстве Российской Федерации» принимаются в гражданство РФ иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой, они могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13настоящего Федерального закона.
Об упрощенной схеме получения гражданства РФ
28.06.2009 года Президентом Российской Федерации Д. Медведевым подписан Федеральный закон Российской Федерации № 127-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
Часть 2 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 года дополнены пунктами Г и Д, в соответствии с которыми:
пункт Г: иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом А части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица имеют ребенка (лицо, не достигшее возраста 18-ти лет), являющегося гражданином Российской Федерации, — в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
пункт Д: иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом А части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, — в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.
При этом, на основании пункта Г части 2 статьи 14 Федерального закона вместе с заявлением представляются:
1) вид на жительство;
2) один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности);
3) документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства, которым является соответствующий документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо копия обращения заявителя в это дипломатическое представительство или консульское учреждение об отказе от имеющегося иного гражданства с нотариально заверенной подписью заявителя. В случае направления обращения в дипломатическое представительство или консульское учреждение по почте представляется также квитанция о заказном почтовом отправлении. Представление документа об отказе от имеющегося иного гражданства не требуется, если заявитель состоит в гражданстве государства, с которым существует международный договор Российской Федерации, предусматривающий возможность сохранения имеющегося иного гражданства при приобретении гражданства Российской Федерации (о состоянию на 01.11.2009 года не требуется отказ от гражданства для граждан Республики Таджикистан и Республики Туркменистан). Представление указанного документа не требуется также от лиц, которым предоставлено политическое убежище на территории Российской Федерации, и лиц, имеющих статус беженца на территории Российской Федерации;
4) документ, подтверждающий владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. Владение русским языком на указанном уровне подтверждается одним из следующих документов: документом государственного образца о получении образования (не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением (организацией): до 1 сентября 1991 г. — на территории государства, входившего в состав СССР; после 1 сентября 1991 г. — на территории Российской Федерации; сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку (в объеме не ниже базового уровня общего владения русским языком), выданным образовательным учреждением (организацией) на территории Российской Федерации или за рубежом, которому (которой) Министерством образования и науки Российской Федерации разрешено проведение государственного тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку как иностранному языку. Форма сертификата и порядок его выдачи утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации; документом об образовании, выданным на территории иностранного государства и имеющим в приложении запись об изучении курса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа об образовании. От представления документов, подтверждающих владение русским языком, освобождаются: мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет; недееспособные лица; инвалиды I группы.
5) паспорт гражданина иностранного государства (не требуется для лиц без гражданства);
6) свидетельство о рождении заявителя (при наличии);
7) свидетельство о перемене установочных данных заявителя (о браке, о расторжении брака и т.д.);
8) свидетельство о рождении ребенка — гражданина РФ;
9) паспорт гражданина Российской Федерации второго родителя (при наличии); свидетельство о смерти или решение суда о признании второго родителя умершим либо решение суда о признании его безвестно отсутствующим либо недееспособным или ограниченным в дееспособности либо решение суда о лишении этого родителя родительских прав или ограничении в родительских правах.
10) 2 заявления о приеме в гражданство;
11) квитанция об оплате государственной функции (согласно части 1 статьи 24 Федерального закона РФ № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 года) 2000 руб.;
12) три фотографии заявителя либо лица, в отношении которого подается заявление (размером 3 x 4 сантиметра).
На основании пункта Д части 2 статьи 14 Федерального закона вместе с заявлением представляются:
1) вид на жительство;
2) один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности);
3) документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства, которым является соответствующий документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо копия обращения заявителя в это дипломатическое представительство или консульское учреждение об отказе от имеющегося иного гражданства с нотариально заверенной подписью заявителя. В случае направления обращения в дипломатическое представительство или консульское учреждение по почте представляется также квитанция о заказном почтовом отправлении. Представление документа об отказе от имеющегося иного гражданства не требуется, если заявитель состоит в гражданстве государства, с которым существует международный договор Российской Федерации, предусматривающий возможность сохранения имеющегося иного гражданства при приобретении гражданства Российской Федерации (по состоянию на 01.11.2009 года не требуется отказ от гражданства для граждан Республики Таджикистан и Республики Туркменистан). Представление указанного документа не требуется также от лиц, которым предоставлено политическое убежище на территории Российской Федерации, и лиц, имеющих статус беженца на территории Российской Федерации;
4) документ, подтверждающий владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. Владение русским языком на указанном уровне подтверждается одним из следующих документов: документом государственного образца о получении образования (не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением (организацией): до 1 сентября 1991 г. — на территории государства, входившего в состав СССР; после 1 сентября 1991 г. — на территории Российской Федерации; сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку (в объеме не ниже базового уровня общего владения русским языком), выданным образовательным учреждением (организацией) на территории Российской Федерации или за рубежом, которому (которой) Министерством образования и науки Российской Федерации разрешено проведение государственного тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку как иностранному языку. Форма сертификата и порядок его выдачи утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации; документом об образовании, выданным на территории иностранного государства и имеющим в приложении запись об изучении курса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа об образовании. От представления документов, подтверждающих владение русским языком, освобождаются: мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет; недееспособные лица; инвалиды I группы.
5) паспорт гражданина иностранного государства (не требуется для лиц без гражданства);
6) свидетельство о рождении заявителя (при наличии);
7) свидетельство о перемене установочных данных заявителя (о браке, о расторжении брака и т.д.);
8) свидетельство о рождении сына или дочери, достигших возраста 18 лет;
9) паспорт гражданина Российской Федерации сына или дочери;
10) один из документов, подтверждающих нетрудоспособность сына или дочери (решение суда о признании недееспособным или ограниченным в дееспособности либо удостоверение инвалида либо пенсионное удостоверение (для мужчин, достигших возраста 65 лет, для женщин — 60 лет) либо справка об инвалидности, выданная учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы);
11) паспорт гражданина Российской Федерации второго родителя (при наличии);
12) свидетельство о смерти или решение суда о признании второго родителя умершим либо решение суда о признании его безвестно отсутствующим либо недееспособным или ограниченным в дееспособности либо решение суда о лишении этого родителя родительских прав или ограничении в родительских правах.
13) 2 заявления о приеме в гражданство;
14) квитанция об оплате государственной функции (согласно части 1 статьи 24 Федерального закона РФ № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 года) 2000 руб.;
15) три фотографии заявителя либо лица, в отношении которого подается заявление (размером 3 x 4 сантиметра).
С 1 января 2009 года, по инициативе казахстанской Стороны, прекращено действие Соглашения об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию от 20 января 1995 года.
Прием в российское гражданство граждан Республики Казахстан, прибывших на постоянное жительство на территорию России, осуществляется на основании Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26.02.1999 года (пункт А: если заявитель состоял в гражданстве Белорусской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР или РСФСР и одновременно в гражданстве бывшего СССР, родился или проживал на территории Стороны приобретаемого гражданства до 21 декабря 1991 года; пункт Б: при наличии у заявителя одного из постоянно проживающих на территории Стороны приобретаемого гражданства и являющихся ее гражданами близких родственников: супруга (супруги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внука или внучки).
Документы для приёма (выхода) в гражданство РФ в упрощенном порядке
Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке.
I. Пункт А части 1 статьи 14 (родитель — гражданин РФ)
1. Вид на жительство (независимо от срока проживания на территории РФ по виду на жительство)
2. Свидетельство о рождении
3. Свидетельство о заключении брака
4. Документ, подтверждающий обращение с заявлением об отказе от имеющегося гражданства + квитанция о заказном почтовом отправлении.
5. Документ о наличии законного источника средств к существованию
6. Документ, подтверждающий владение русским языком
7. Паспорт родителя — гражданина РФ, проживающего на территории РФ
8. Справка формы 9 о регистрации
9. Квитанция об оплате государственной пошлины 2000 руб.
II. Пункт Б части 1 статьи 14 (лица без гражданства)
1. Вид на жительство лица без гражданства (независимо от срока проживания на территории РФ по виду на жительство)
2. Свидетельство о рождении
3. Свидетельство о заключении брака
4. Документ о наличии законного источника средств к существованию
5. Документ, подтверждающий владение русским языком 6. Справка формы 9 о регистрации
7. Квитанция об оплате государственной пошлины 2000 руб.
III. Пункт В части 1 статьи 14 (окончившие учебное заведение в РФ после 01.07.2002 года)
1. Вид на жительство (независимо от срока проживания на территории РФ по виду на жительство)
2. Свидетельство о рождении
3. Свидетельство о заключении брака
4. Документ о законченном среднем профессиональном или высшем образовании, а также справка из образовательного учреждения, выдавшего диплом, подтверждающая освоение полной образовательной программы на территории РФ
5. Документ, подтверждающий обращение с заявлением об отказе от имеющегося гражданства + квитанция о заказном почтовом отправлении
6. Документ о наличии законного источника средств к существованию
7. Справка формы 9 о регистрации
8. Квитанция об оплате государственной пошлины 2000 руб.
IV. Пункт А части 2 статьи 14 (родившиеся на территории РФ)
1. Вид на жительство ( независимо от срока проживания на территории РФ по виду на жительство)
2. Свидетельство о рождении (при его отсутствии — паспорт образца 1974 года)
3. Свидетельство о заключении брака
4. Документ, подтверждающий обращение с заявлением об отказе от имеющегося гражданства + квитанция о заказном почтовом отправлении.
5. Документ о наличии законного источника средств к существованию
6. Документ, подтверждающий владение русским языком
7. Справка формы 9 о регистрации
8. Квитанция об оплате государственной пошлины 2000 руб.
V. Пункт Б части 2 статьи 14 (состоявшие в браке с гражданами РФ более 3-х лет)
1. Вид на жительство (независимо от срока проживания на территории РФ по виду на жительство)
2. Свидетельство о рождении
3. Документ, подтверждающий обращение с заявлением об отказе от имеющегося гражданства + квитанция о заказном почтовом отправлении.
4. Документ о наличии законного источника средств к существованию
5. Документ, подтверждающий владение русским языком
6. Свидетельство о заключении брака
7. Паспорт супруга — гражданина РФ
8. Справка формы 9 о регистрации
9. Квитанция об оплате государственной пошлины 2000 руб.
VI. Пункт В части 2 статьи 14 (Нетрудоспособные граждане, имеющие дееспособных сына и дочь — граждан РФ)
1. Вид на жительство
2. Свидетельство о рождении
3. Свидетельство о заключении брака
4. Документ, подтверждающий обращение с заявлением об отказе от имеющегося гражданства + квитанция о заказном почтовом отправлении.
5. Документ о наличии законного источника средств к существованию
6. Документ, подтверждающий владение русским языком
7. Свидетельство о рождении дееспособного сына или дочери, являющихся гражданином РФ
8. Свидетельство о браке, подтверждающее перемену фамилии дочери — гражданки РФ
9. Паспорт сына или дочери — граждан РФ
10. Документ, подтверждающий нетрудоспособность родителя
11. Справка формы 9 о регистрации
12. Квитанция об оплате государственной пошлины 2000 руб.
VII. Часть 3 статьи 14 (Нетрудоспособные граждане)
1. Паспорт образца 1974 года со штампом регистрации по месту жительства в РФ на 01.07.2002 года, либо вид на жительство, либо национальный паспорт и свидетельство о регистрации по месту жительства
2. Документ, подтверждающий обращение с заявлением об отказе от имеющегося гражданства + квитанция о заказном почтовом отправлении.
3. Документ, подтверждающий владение русским языком (от предоставления данного документа освобождаются мужчины, достигшие возраста 65 лет, женщины, достигшие возраста 60 лет)
6. Документ, подтверждающий нетрудоспособность заявителя
7. Справка формы 9 о регистрации
8. Квитанция об оплате государственной пошлины 2000 руб.
VIII. Часть 5 статьи 14 (для ветеранов ВОВ)
1. Свидетельство о рождении
2. Паспорт образца 1974 года со штампом регистрации по месту жительства в РФ на 01.07.2002 года, либо: — вид на жительство,
— национальный паспорт и свидетельство о регистрации по месту жительства (ф.№ 8),
— разрешение на временное проживание в РФ
3. Свидетельство о заключении брака
4. Удостоверение ветерана Великой Отечественной Войны, или:
удостоверение инвалида ВОВ
удостоверение участника ВОВ
удостоверение о праве на льготы
5. Справка формы 9 о регистрации
6. Квитанция об оплате государственной пошлины 2000 руб.
IX. Пункт А части 6 статьи 14 (прием в гражданство РФ несовершеннолетних детей и недееспособных лиц)
1. Свидетельство о рождении ребенка, а также национальный паспорт ребенка (при наличии)
2. Вид на жительство или иной документ, подтверждающий проживание ребенка на территории РФ.
3. Паспорт гражданина РФ — заявителя
4. Паспорт второго родителя
5. Свидетельство о регистрации брака или свидетельство об установлении отцовства.
6. Форма 9 о регистрации ребенка.
7. Нотариально заверенное согласие о приеме в гражданство (для детей в возрасте от 14 до 18 лет)
8. Квитанция об оплате государственной пошлины 2000 руб.
Х. Часть 3 статьи 19 (выход из гражданства РФ несовершеннолетних детей, один родителей которого гражданин РФ, второй — иностранный гражданин)
1. Свидетельство о рождении ребенка с вкладышем о наличии гражданства РФ.
2. Паспорт гражданина РФ (для детей, достигших возраста 14 лет и старше)
3. Паспорта родителей
4.Свидетельство о заключении брака
5. Документ полномочного органа иностранного государства о наличии у ребенка иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства РФ.
6. Справка формы 9 о регистрации
7. Квитанция об оплате государственной пошлины 2000 руб.
ХI. Часть 2 статьи 27 (гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлена опека или попечительство)
1. Свидетельство о рождении ребенка, а также национальный паспорт ребенка (при наличии)
2. Вид на жительство или иной документ, подтверждающий проживание ребенка на территории РФ.
3. Паспорт гражданина РФ — заявителя- руководителя государственного учреждения.
4. Свидетельство об установлении опеки или попечительства (или решении суда).
5. Форма 9 о регистрации ребенка.
6. Нотариально заверенное согласие о приеме в гражданство (для детей в возрасте от 14 до 18 лет)
7. Квитанция об оплате государственной пошлины 2000 руб. (В отношении недееспособного лица также предоставляется решение суда о признании лица недееспособным).