Статья 108. Выселение из служебных жилых помещений с предоставлением другого жилого помещения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 71-ФЗ в статью 108 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 108. Выселение из служебных жилых помещений с предоставлением другого жилого помещения

Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены:

1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;

2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;

3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы;

4) семьи военнослужащих;

5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;

ГАРАНТ:

О порядке выселения лиц, указанных в пунктах 6 и 8 настоящей статьи, из служебных жилых помещениях, закрепленных за Минобороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), см. Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 71-ФЗ

6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);

7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение;

8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);

9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры;

10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;

11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;

12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.

Указанным гражданам предоставляется жилое помещение, отвечающее требованиям статьи 97 настоящего Кодекса.

Дело N59-КГ16-32. О выселении из жилого помещения без предоставления другого.

Законы и кодексы » Жилищный кодекс Российской Федерации N 188-ФЗ » Раздел IV. Специализированный жилищный фонд » Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими » Статья 108. Предоставление жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами » Дело N59-КГ16-32. О выселении из жилого помещения без предоставления другого.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 февраля 2017 г. N 59-КГ16-32

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Кликушина А.А.

судей Юрьева И.М. и Рыженкова А.М.

с участием прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к Мартемьянову Б.Л., Мартемьяновой Е.А., Мартемьяновой Е.Б., Мартемьянову А.Б. о выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения

по кассационной жалобе представителя ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации — Хиловой Е.А. на решение Белогорского городского суда Амурской области от 14 января 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 11 апреля 2016 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кликушина А.А., выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Мартемьянову Б.Л., Мартемьяновой Е.А., Мартемьяновой Е.Б., Мартемьянову А.Б. о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: , без предоставления другого жилого помещения. В обоснование иска истец указал, что квартира по указанному выше адресу находится на балансе Министерства обороны Российской Федерации. Приказом начальника Белогорской КЭЧ от 14 августа 2009 г. она включена в состав служебных. Данное жилое помещение предоставлено Мартемьянову Б.Л. на период работы в войсковой части на состав семьи из трех человек. 11 сентября 2009 г. с ним заключен договор найма служебного жилого помещения. В дальнейшем при проведении проверки было установлено, что Мартемьянов Б.Л. не состоит в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации, однако вместе с семьей продолжает проживать в служебном жилом помещении. 27 июля 2015 г. Мартемьянову Б.Л. направлено предупреждение о необходимости освобождения незаконного занимаемого служебного жилого помещения, что ответчиками сделано не было.

Решением Белогорского городского суда Амурской области от 14 января 2016 г. в удовлетворении иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 11 апреля 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации — Хилова Е.А. ставит вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены вынесенных судебных постановлений с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Кликушина А.А. от 16 января 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций.

Как установлено судом и следует из материалов дела, спорная однокомнатная квартира, находящаяся по адресу: , на момент рассмотрения дела в суде являлась собственностью Российской Федерации, на праве оперативного управления закреплена за ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

До 2010 года указанное жилое помещение находилось на балансе ФГУ «Белгородская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации, реорганизованного в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1871 путем присоединения к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 30 — 32, 33 — 35).

Приказом начальника Белогорской КЭЧ N 133 от 14 августа 2009 г. спорная квартира включена в число служебных (л.д. 50).

Из трудовой книжки ответчика Мартемьянова Б.Л. следует, что с 13 августа 1990 г. до 9 июня 1998 г. он работал в системе Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 66 — 70).

13 мая 1998 г. на основании решения жилищной комиссии в/ч спорная квартира была предоставлена Мартемьянову Б.Л. в качестве служебного жилья (л.д. 44), а затем 11 сентября 2009 г. предоставлена по договору найма служебного жилья (л.д. 6).

После увольнения по собственному желанию 9 июня 1998 г. из в/ч Мартемьянов Б.Л. трудовые отношения с Министерством обороны Российской Федерации не возобновлял.

В настоящее время в квартире проживает ответчик Мартемьянов Б.Л. с супругой Мартемьяновой Е.А., несовершеннолетними детьми Мартемьяновой Е.Б., года рождения, Мартемьяновым А.Б., года рождения.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Мартемьянов Б.Л. вселен в спорное служебное жилое помещение в качестве члена семьи военнослужащего Мартемьянова Л.П. (отца ответчика) до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем на Мартемьянова Б.Л. распространяются дополнительные гарантии, предусмотренные статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». При этом суд указал, что в силу пункта 4 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР Мартемьянов Б.Л., как член семьи военнослужащего, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не мог быть выселен из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения, и поскольку на момент рассмотрения дела в суде, он имел право состоять на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, оснований для его выселения из спорного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения не имеется.

С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции, оставив решение суда первой инстанции без изменения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что судебные постановления приняты с существенным нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.

В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы.

Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений ( статья 99 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи .

Аналогичные положения содержались и в статьях 105 , 107 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления спорного жилого помещения Мартемьянову Б.Л.

Часть 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.

Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — статья 13 Вводного закона) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставляемых им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма ( часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете ( часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете).

Таким образом, по данному делу с учетом заявленных исковых требований одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств являлось выяснение наличия совокупности предусмотренных статьей 13 Закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ условий, при которых Мартемьянов Б.Л. не может быть выселен из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Между тем указанные обстоятельства оставлены судами без исследования и правовой оценки.

В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55 , 59 — 61 , 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов ( пункт 3 постановления Пленума).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Указанные нормы процессуального права и разъяснения по их применению Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении спора судами учтены не были.

Отказывая в иске ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что ответчик Мартемьянов Б.Л. является членом семьи военнослужащего (своего отца Мартемьянова Л.П.), проживает в спорном жилом помещении, предоставленном его отцу до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, а потому в силу пункта 4 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР не может быть выселен из указанной квартиры.

Между тем, материалы дела таких сведений не содержат, указанный вывод судами сделан исключительно на основании объяснений стороны ответчика, данных в судебном заседании.

При этом судами оставлены без внимания и оценки доводы представителя истца, отрицавшего факт предоставления Мартемьянову Б.Л. жилого помещения как члену семьи Мартемьянова Л.П., который ссылался на отсутствие доказательств проживания Мартемьянова Л.П. вместе с сыном Мартемьяновым Б.Л. в спорном жилом помещении одной семьей.

Без приведения мотивов суды проигнорировали и представленные представителем истца письменные доказательства, в частности, справку, в соответствии с которой в 1996 году Мартемьянову Л.П. на состав семьи из двух человек, с учетом жены, предоставлена кв. N в д. по ул. (л.д. 44), тогда как Мартемьянову Б.Л. спорное служебное жилое помещение предоставлено в 1998 году в период, когда он состоял в трудовых отношениях с в/ч ; решение жилищной комиссии в/ч 13 мая 1998 г. о предоставлении спорной квартиры Мартемьянову Б.Л. в качестве служебного жилья (л.д. 44).

Кроме того, отказывая в иске ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 13 Вводного закона, исключающих возможность выселения ответчиков из занимаемого ими жилого помещения без предоставления другого жилья. При этом признали, что Мартемьянов Б.Л. имеет право состоять на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку он и члены его семьи не обеспечены жилым помещением в пределах установленной органом местного самоуправления учетной нормы.

Указанный вывод суда первой и апелляционной инстанций нельзя признать правильным.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Ссылаясь на данную норму, суды в судебных постановлениях указали, что поскольку в собственности ответчиков находится жилое помещение общей площадью 35,9 кв. м (при установленной постановлением администрации г. Белогорска от 30 ноября 2005 г. N 1446 учетной нормы 12,5 кв. м), ответчики вправе состоять на учете нуждающихся в жилом помещении.

Судами при разрешении спора не учтено, что в соответствии с частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан являющиеся малоимущими.

Между тем, данных о том, что ответчики признавались в установленном законом порядке малоимущими, материалы дела не содержат, тогда как сам по себе факт необеспеченности гражданина жилым помещением, занимаемым по договору социального найма или на праве собственности, в соответствии с установленной нормой, не является безусловным основанием для принятия такого лица на учет нуждающихся в жилом помещении, что не было учтено судами при разрешении спора.

С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение Белогорского городского суда Амурской области от 14 января 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 11 апреля 2016 г. нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, определить характер правоотношений сторон и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

«Жилищный кодекс РСФСР»
(утв. ВС РСФСР 24.06.1983)
(ред. от 20.07.2004)

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РСФСР

(утв. ВС РСФСР 24 июня 1983 года)

В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране были созданы необходимые предпосылки для решения одной из важнейших социальных проблем — удовлетворения потребности трудящихся в жилье.

Претворяя в жизнь ленинские идеи построения коммунистического общества и осуществляя курс на повышение материального и культурного уровня жизни народа, Советское государство последовательно реализует разработанную Коммунистической партией программу жилищного строительства.

Высокие темпы развития государственного и общественного жилищного фонда на основе государственных планов, меры, принимаемые государством по содействию кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, создают необходимые условия для обеспечения гарантируемого Конституцией СССР и Конституцией РСФСР права граждан на жилище.

Важной государственной задачей является обеспечение сохранности жилищного фонда, увеличение срока его службы, повышение уровня благоустройства жилых домов. В решении этой задачи активное участие принимают общественные организации и граждане.

Конституция СССР и Конституция РСФСР обязывают граждан бережно относиться к предоставленному им жилищу.

Советское жилищное законодательство призвано содействовать обеспечению права граждан на жилище, эффективному использованию и охране жилищного фонда.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право граждан РСФСР на жилище

Статья 2. Задачи жилищного законодательства РСФСР

Статья 3. Жилищное законодательство Союза ССР и РСФСР

Статья 4. Жилищный фонд

Статья 5. Виды жилищного фонда

Статья 6. Государственный жилищный фонд

Статья 7. Назначение жилых домов и жилых помещений

Статья 8. Исключение из жилищного фонда жилых домов и жилых помещений

Статья 9. Перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые

Статья 10. Жилищные права и обязанности граждан

Статья 11. Компетенция Союза ССР в области регулирования жилищных отношений

Статья 12. Компетенция РСФСР в области регулирования жилищных отношений

Статья 13. Компетенция автономных советских социалистических республик в области регулирования жилищных отношений

Статья 14. Полномочия краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда

Статья 15. Полномочия районных, городских, районных в городе, поселковых, сельских Советов народных депутатов в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда

Раздел II. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ

Статья 16. Государственное управление в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда

Статья 17. Органы, осуществляющие управление государственным и общественным жилищным фондом и фондом жилищно-строительных кооперативов

Статья 18. Участие общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в управлении государственным и общественным жилищным фондом и в обеспечении его сохранности

Статья 19. Участие домовых комитетов и других органов общественной самодеятельности в управлении жилищным фондом и обеспечении его сохранности

Статья 20. Общественный контроль за обеспечением граждан жилыми помещениями, приобретением жилых помещений гражданами в собственность

Статья 21. Учет предложений общественных организаций, трудовых коллективов и граждан по улучшению использования и сохранности жилищного фонда

Статья 22. Жилищно-эксплуатационные организации

Статья 23. Передача застройщиками исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов и другим организациям для заселения части жилой площади во вновь построенных домах

Статья 24. Распределение жилой площади в домах, построенных за счет средств, переданных в порядке долевого участия

Статья 25. Государственный учет жилищного фонда

Статья 26. Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда

Статья 27. Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда

Раздел III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ. ПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ

Глава 1. Предоставление жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда

Статья 28. Право граждан на получение жилого помещения

Статья 29. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий

Статья 30. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Статья 31. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Статья 32. Сохранение за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

Статья 33. Очередность предоставления гражданам жилых помещений

Статья 34. Перенесение очередности на получение жилых помещений

Статья 35. Контроль за состоянием учета на предприятиях, в учреждениях, организациях граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Статья 36. Первоочередное предоставление жилых помещений

Статья 37. Внеочередное предоставление жилых помещений

Статья 38. Норма жилой площади

Статья 39. Право на дополнительную жилую площадь

Статья 40. Требования, предъявляемые к жилым помещениям

Статья 41. Учет интересов граждан при предоставлении жилых помещений

Статья 41.1. Особенности обеспечения граждан жилыми помещениями в домах колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов

Статья 42. Порядок предоставления жилых помещений в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов

Статья 43. Порядок предоставления жилых помещений в домах ведомственного жилищного фонда

Статья 44. Порядок предоставления жилых помещений в домах общественного жилищного фонда

Статья 45. Заселение жилых помещений в домах, переданных исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов, а также в домах, построенных в порядке долевого участия

Статья 46. Заселение освободившихся в квартире жилых помещений

Статья 47. Ордер на жилое помещение

Статья 48. Основания и порядок признания ордера на жилое помещение недействительным

Статья 49. Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Глава 1.1. Приобретение гражданами жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда

Статья 49.1. Приобретение гражданами жилых помещений в собственность

Статья 49.2. Владение, пользование и распоряжение приобретенной квартирой

Статья 49.3. Обеспечение жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками квартир в полностью или частично приватизированном доме, в связи со сносом дома

Глава 2. Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда

Статья 50. Пользование жилыми помещениями

Статья 51. Договор найма жилого помещения. Заключение договора найма жилого помещения

Статья 52. Предмет договора найма жилого помещения

Статья 53. Права и обязанности членов семьи нанимателя

Статья 54. Право нанимателя на вселение других граждан в занимаемое им жилое помещение

Статья 54.1. Приобретение гражданами занимаемых ими жилых помещений в собственность

Статья 55. Плата за пользование жилым помещением

Статья 56. Срок внесения квартирной платы

Статья 57. Плата за коммунальные услуги

Статья 58. Льготы по квартирной плате и плате за коммунальные услуги

Статья 59. Бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением

Статья 60. Сохранение жилого помещения за временно отсутствующими гражданами

Статья 61. Порядок признания лица утратившим право пользования жилым помещением

Статья 62. Бронирование жилого помещения

Статья 63. Оформление бронирования жилого помещения

Статья 64. Пользование забронированным жилым помещением

Статья 65. Выселение из забронированного жилого помещения поднанимателей и временных жильцов

Статья 66. Права и обязанности временно отсутствующего нанимателя и членов его семьи

Статья 67. Обмен жилыми помещениями

Статья 68. Обмен жилого помещения при отсутствии согласия членов семьи

Статья 69. Обмен жилых помещений в домах предприятий, учреждений, организаций

Статья 70. Обмен жилой площади членом семьи нанимателя

Статья 71. Оформление обмена жилых помещений

Статья 72. Порядок обмена жилых помещений

Статья 73. Условия, при которых обмен жилого помещения не допускается

Статья 74. Признание обмена жилыми помещениями недействительным

Статья 75. Право нанимателя на предоставление ему жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого

Статья 76. Поднаем жилого помещения

Статья 77. Условия, при которых сдача жилого помещения в поднаем не допускается

Статья 78. Плата за пользование жилым помещением по договору поднайма

Статья 79. Изъятие жилой площади, используемой для извлечения нетрудовых доходов

Статья 80. Прекращение договора поднайма

Статья 81. Временные жильцы

Статья 82. Предоставление гражданам жилых помещений в связи с капитальным ремонтом жилого дома

Статья 83. Предоставление нанимателю другого жилого помещения в случае существенного изменения размера жилой площади в результате капитального ремонта

Статья 84. Переустройство и перепланировка жилого помещения

Статья 85. Изменение договора найма жилого помещения

Статья 86. Изменение договора найма жилого помещения по требованию члена семьи нанимателя

Статья 87. Изменение договора найма жилого помещения по требованию нанимателей, объединяющихся в одну семью

Статья 88. Изменение договора найма жилого помещения вследствие признания нанимателем другого члена семьи

Статья 89. Расторжение договора найма жилого помещения

Статья 90. Выселение из жилых помещений

Статья 91. Выселение с предоставлением гражданам другого благоустроенного жилого помещения

Статья 92. Предоставление жилого помещения в связи со сносом или переоборудованием дома (жилого помещения)

Статья 93. Предоставление жилого помещения в связи с выселением из домов, грозящих обвалом

Статья 94. Выселение из жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения

Статья 95. Выселение с предоставлением гражданам другого жилого помещения

Статья 96. Предоставление благоустроенного жилого помещения в связи с выселением

Статья 97. Предоставление другого жилого помещения в связи с выселением

Статья 98. Выселение без предоставления гражданам другого жилого помещения

Статья 99. Выселение граждан из самоуправно занятых помещений

Статья 100. Последствия признания ордера недействительным

Глава 3. Пользование служебными жилыми помещениями

Статья 101. Служебные жилые помещения

Статья 102. Перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения

Статья 103. Служебные жилые помещения в домах, принадлежащих колхозам

Статья 104. Служебные жилые помещения для отдельных категорий военнослужащих

Статья 105. Порядок предоставления и пользования служебными жилыми помещениями

Статья 106. Договор найма служебного жилого помещения

Статья 107. Выселение из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения

Статья 108. Выселение из служебных жилых помещений с предоставлением другого жилого помещения

Глава 3.1. Пользование жилыми помещениями из фондов жилья для временного поселения

Статья 108.1. Жилые помещения из фондов жилья для временного поселения

Статья 108.2. Порядок предоставления и пользования жилыми помещениями из фондов жилья для временного поселения

Статья 108.3. Ограничения при пользовании жилыми помещениями из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, заложенное в обеспечение возврата кредита или целевого займа

Глава 4. Пользование общежитиями

Статья 109. Общежития

Статья 110. Выселение из общежитий

Глава 5. Обеспечение граждан жилыми помещениями в домах жилищно-строительных кооперативов и пользование ими

Статья 111. Право на получение жилого помещения в домах жилищно-строительных кооперативов

Статья 112. Порядок учета граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператив

Статья 113. Условия приема граждан в члены жилищно-строительного кооператива

Статья 114. Организация и деятельность жилищно-строительных кооперативов

Статья 115. Контроль исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов за деятельностью жилищно-строительных кооперативов

Статья 116. Помощь государства жилищно-строительным кооперативам

Статья 117. Передача жилищно-строительному кооперативу взамен сносимого равноценного жилого дома

Статья 118. Предоставление члену жилищно-строительного кооператива жилого помещения

Статья 119. Обмен жилого помещения членом кооператива

Статья 120. Раздел жилого помещения в доме жилищно-строительного кооператива

Статья 121. Сдача внаем жилых помещений в домах жилищно-строительных кооперативов

Статья 122. Плата за наем помещений в доме жилищно-строительного кооператива

Статья 123. Исключение из жилищно-строительного кооператива

Статья 124. Выселение из дома жилищно-строительного кооператива

Статья 125. Права и обязанности члена жилищно-строительного кооператива. Пользование жилыми помещениями

Статья 126. Прекращение деятельности жилищно-строительного кооператива

Глава 6. Пользование жилыми помещениями в домах индивидуального жилищного фонда

Статья 127. Пользование жилым домом, квартирой, принадлежащим гражданину на праве личной собственности

Статья 128. Обязанность собственника по обеспечению сохранности жилого дома, квартиры и содержанию в порядке придомовой территории

Статья 129. Содействие государства в ремонте и благоустройстве жилых домов, квартир, принадлежащих гражданам

Статья 130. Контроль за содержанием домов, квартир, принадлежащих гражданам

Статья 131. Сдача внаем, аренду жилых помещений в домах, квартирах, принадлежащих гражданам

Статья 132. Право нанимателя, арендатора на вселение членов своей семьи в нанятое, арендуемое помещение и сохранение права пользования этим помещением

Статья 133. Права членов семьи нанимателя, арендатора

Статья 134. Плата за пользование жилыми помещениями в домах, квартирах, принадлежащих гражданам

Статья 135. Возобновление и сохранение договора найма, аренды жилого помещения

Статья 136. Выселение нанимателя, арендатора или членов его семьи без предоставления другого жилого помещения

Статья 136.1. Выселение собственника заложенных жилого дома или квартиры и членов его семьи в случае обращения взыскания на заложенные жилой дом или квартиру

Статья 137. Обеспечение жилыми помещениями граждан, дома которых подлежат сносу в связи с изъятием земельных участков

Статья 138. Перенос жилых домов и строений, подлежащих сносу

Статья 139. Сооружение на новом месте жилых домов, строений и устройств для граждан, дома которых подлежат сносу

Раздел IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА, ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

Статья 140. Обеспечение сохранности жилищного фонда

Статья 141. Обязанности наймодателя по обеспечению сохранности жилищного фонда

Статья 142. Обязанности граждан по обеспечению сохранности жилых домов

Статья 143. Содействие гражданам в проведении текущего ремонта жилых помещений

Статья 144. Организация эксплуатации и ремонта жилищного фонда

Статья 145. Эксплуатация и ремонт государственного жилищного фонда в городах, рабочих, курортных и дачных поселках

Статья 146. Эксплуатация и ремонт жилых домов, расположенных в сельской местности

Статья 147. Техническое обслуживание и ремонт домов общественного жилищного фонда, домов жилищных и жилищно-строительных кооперативов, а также многоквартирных домов, находящихся в собственности граждан

Статья 148. Планирование ремонта жилищного фонда

Статья 149. Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт государственного жилищного фонда

Статья 149.1. Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт квартир, находящихся в собственности граждан

Статья 150. Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт общественного жилищного фонда

Статья 151. Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт домов жилищно-строительных кооперативов

Статья 152. Финансирование и материально-техническое обеспечение эксплуатации и ремонта нежилых строений и нежилых помещений в жилых домах

Статья 153. Материально-техническое обеспечение эксплуатации и ремонта жилищного фонда

Раздел V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 154. Ответственность за ненадлежащее использование жилищного фонда и другие нарушения жилищного законодательства

Статья 155. Возмещение ущерба, причиненного жилищному фонду

Раздел VI. РАЗРЕШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ СПОРОВ

Статья 156. Порядок разрешения жилищных споров

Раздел VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 157. Обеспечение жилыми помещениями граждан, направленных за границу

Статья 158. Международные договоры

Судебная практика и законодательство — Жилищный кодекс РСФСР

«Гражданский кодекс РСФСР» (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) (ред. от 26.11.2001)

Договор найма жилого помещения заключается, изменяется и расторгается на условиях и в порядке, определяемых законодательством Союза ССР, Жилищным кодексом РСФСР и другим законодательством РСФСР.

(в ред. Указа ПВС РСФСР от 24 февраля 1987 г.- Ведомости ВС РСФСР, 1987, N 9, ст. 250)

«СанПиН 2.1.2.1002-00. 2.1.2. Проектирование, строительство и эксплуатация жилых зданий, предприятий коммунально-бытового обслуживания, учреждений образования, культуры, отдыха, спорта. Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям. Санитарные-эпидемиологические правила и нормативы») (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.12.2000) (ред. от 21.08.2007)

3. Жилищный кодекс РСФСР от 24.06.83 (в редакции от 28.03.98).

4. СанПиН 2.1.2.729-99 «Полимерные и полимерсодержащие строительные материалы, изделия и конструкции. Гигиенические требования безопасности».

5. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест».

Определение Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1368-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Артюкиной Марии Васильевны, Кошолкиной Марии Владимировны, Федотова Сергея Владимировича, Федотовой Людмилы Сергеевны, Фисунова Владимира Ивановича, Честных Владимира Ивановича и Шарковой Алевтины Владимировны на нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 6, частью 2 статьи 57 и частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации»

По тем же основаниям М.В. Артюкина, С.В. Федотов и В.И. Фисунов оспаривают конституционность части 3 статьи 6 и части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. Они, кроме того, указывают, что данные нормы умаляют их права по сравнению с теми правами, которые были им предоставлены Жилищным кодексом РСФСР.

<Письмо> Минобрнауки России от 08.10.2012 N ИР-864/07 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)

<1> Далее — ЖК РСФСР.

В дальнейшем право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, на предоставление вне очереди жилых помещений было предусмотрено действующим с 27 декабря 1996 г. Федеральным законом N 159-ФЗ.

<Письмо> Роспотребнадзора от 08.02.2006 N 0100/1260-06-32 «О повышении эффективности работы, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере жилищного строительства и при предоставлении жилищно-коммунальных услуг»

Как известно, до последнего времени жилищные отношения с участием граждан-потребителей регулировались Жилищным кодексом РСФСР, утвержденным Верховным Советом РСФСР еще в 1983 г., и достаточно большим количеством законодательных (нормативных) актов, принятых в разное время на местном, региональном и федеральном уровнях (от ведомственных инструкций до федеральных законов — СССР, РСФСР, Российской Федерации).

Определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 N 551-О-О «По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

3. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 17). До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований») инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

Постановление Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 N 17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило»

В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 14 и пунктом 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы и участники ликвидации ее последствий, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с названной даты согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ.

Постановление Совмина РСФСР от 25.09.1985 N 415 (ред. от 21.05.2005) «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР и Типового договора найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР»

8. Наниматель жилого помещения вправе в установленном порядке вселить других граждан в занимаемое им жилое помещение, сохранить жилое помещение при временном отсутствии, изменить договор найма жилого помещения, произвести обмен занимаемого жилого помещения, осуществлять другие права по пользованию жилым помещением, установленные законодательством Союза ССР, Жилищным кодексом РСФСР и другим законодательством РСФСР.

Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 N 322-О-П «По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации»

Введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации, в связи с принятием которого Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» утратил силу, в отличие от Жилищного кодекса РСФСР прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, — в его статье 160 говорится только о возможности предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан. При этом согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие данного Кодекса.

Федеральный закон от 21.06.1995 N 91-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»

абзац первый после слов «в виде отдельной комнаты.» изложить в следующей редакции: «Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. При этом нуждающимся в улучшении жилищных условий признается судья, не обеспеченный жилой площадью по социальным нормам, установленным Жилищным кодексом РСФСР и настоящим Законом, или проживающий в коммунальной квартире. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.»;

О неприменении ЖК РФ и применении ЖК РСФСР

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Заключение № 1-V

г. Москва от 05.02.2019

«Жилищный кодекс РСФСР» (утв. ВС РСФСР 24.06.1983) («Ведомости ВС РСФСР» от 30.06.1983 № 26, ст. 883 за подписью Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета РСФСР) (далее – ЖК РСФСР) вводился в действие с 1 января 1984 года Постановлением ВС РСФСР от 24.06.1983 «О введении в действие Жилищного кодекса РСФСР» («Ведомости ВС РСФСР» от 30.06.1983 № 26, ст. 884 за подписью Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета РСФСР) и опирался на «Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик» от 24.06.1981 № 5150-X («Ведомости ВС СССР» от 01.07.1981 № 26, ст. 834 за подписью Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета СССР), которые вводились с 1 января 1982 года Постановлением ВС СССР от 24.06.1981 № 5151-X «О введении в действие основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик» («Ведомости ВС СССР» от 01.07.1981 № 26, ст. 835 за подписью Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета СССР).

«Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ («Собрание законодательства Российской Федерации» от 03.01.2005 № 1 (Часть 1), ст. 14, «Российская газета» от 12.01.2005 № 1, «Парламентская газета» от 15.01.2005 № 7-8) (далее – ЖК РФ) не подлежит применению как не вступивший в силу (размещен в газетах позже семидневного срока) в связи с нарушением процедуры опубликования указанной в ст.ст. 3, 4 и 5 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ (в ред. 22.10.1999) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». ЖК РФ вводился в действие с 1 марта 2005 года Федеральным законом от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» («Собрание законодательства РФ» от 03.01.2005 № 1 (часть 1), ст. 15, «Российская газета» от 12.01.2005 № 1, «Парламентская газета» от 15.01.2005 № 7-8), который так же не подлежит применению как не вступивший в силу (размещен в газетах позже семидневного срока).

Стоит дополнить что, Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» («Собрание законодательства РФ» от 30.05.2011 № 22, ст. 3168, «Российская газета» от 01.06.2011 № 116) (далее – Постановление № 354) опубликовано с нарушением процедуры (в обоих источниках опубликован позднее десятидневного срока после дня подписания), которая установлена п.п. 1 и 2 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (в ред. 28.06.2005) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ № 763) в связи с чем вступает в силу п. 10 Указа № 763 о не применении как не вступившего в силу Постановления № 354. Важно отметить, что «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждались Постановлением № 354 в соответствии со ст. 157 ЖК РФ, который не подлежит применению как не вступивший в силу.

Проверка изменений ЖК РСФСР:

1. Изменения ЖК РСФСР Федеральными законами от 27.01.1995 № 10-ФЗ, от 22.08.1995 № 151-ФЗ, от 28.03.1998 № 45-ФЗ, от 17.04.2001 № 48-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 24.12.2002 № 179-ФЗ, от 31.12.2002 № 187-ФЗ, от 20.07.2004 № 71-ФЗ не подлежат применению на основании того, что в проекте Конституции РФ 1993 года отсутствуют сведения о том, какой орган (или должностное лицо) наделен правом официально опубликовывать федеральные законы — следует считать их только лишь обнародованными (не официально опубликованными) согласно п. «д» ст. 84 и ст. 107 проекта Конституции РФ 1993 года и не действующими согласно ч. 3 ст. 15 проекта Конституции РФ 1993 года;

2. Закон РСФСР от 06.07.1991 № 1552-1 «О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР» («Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР» от 11.07.1991 № 28, ст. 963 за подписью Председателя Верховного Совета РСФСР) не подлежит применению, т.к. «Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР» обозначены в не действующем нормативном правовом акте — Закон РСФСР от 13.07.1990 № 89-I («Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР» от 12.07.1990 № 6, ст. 93 за подписью Председателя Верховного Совета РСФСР) опубликован раньше принятия в неофициальном месте опубликования («Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР» выходили с 7 июня 1990 года в то время когда Закон РСФСР от 13.07.1990 № 89-I в котором впервые обозначились «Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР» был подписан позже, но при этом этот закон опубликовали именно в «Ведомостях СНД РСФСР и ВС РСФСР»);

3. Остальные изменения ЖК РСФСР подлежат применению, т.к. опубликованы без нарушения ст. 62 Регламента Верховного Совета РСФСР от 26.03.1980 согласно ст. 121 Конституции (Основного Закона) РСФСР от 12.04.1978:

а) Указ Президиума ВС РСФСР от 22.06.1989 «О внесении дополнений и изменений в Жилищный кодекс РСФСР» («Ведомости ВС РСФСР» от 29.06.1989 № 26, ст. 642 за подписью Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета РСФСР);

б) Указ Президиума ВС РСФСР от 19.12.1988 «О дополнении статьи 5 Жилищного кодекса РСФСР» («Ведомости ВС РСФСР» от 22.12.1988 № 51, ст. 1619 за подписью Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета РСФСР);

в) Указ Президиума ВС РСФСР от 18.11.1988 «О внесении дополнения в статью 37 Жилищного кодекса РСФСР» («Ведомости СНД РФ и ВС РФ» от 24.11.1988 № 47, ст. 1493 за подписью Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета РСФСР);

г) Закон РСФСР от 07.07.1987 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» («Ведомости ВС РСФСР» от 16.07.1987 № 29, ст. 1060 за подписью Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета РСФСР);

д) Указ Президиума ВС РСФСР от 29.08.1986 «О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР» («Ведомости ВС РСФСР» от 04.09.1986 № 36, ст. 1023 за подписью Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета РСФСР);

е) Указ Президиума ВС РСФСР от 18.01.1985 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» («Ведомости ВС РСФСР» от 24.01.1985 № 4, ст. 117 за подписью Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета РСФСР).

На основании рассмотренного приходим к заключению:

ЖК РФ не подлежит применению как и все нормативные правовые акты опирающиеся на него один из которых — Постановление № 354.

ЖК РСФСР действует и подлежит применению в ред. от 22.06.1989, так же согласно и п. 2 «Раздела II. Заключительные и переходные положения» проекта Конституции РФ 1993 года.

Все организации (управляющие компании) в сфере ЖКХ обязаны привести нормативную правовую базу в соответствии с ЖК РСФСР в ред. от 22.06.1989, в противном случае их действия неправомерные (незаконные) и влекут нарушение прав граждан СССР проживающих в жилых домах находящиеся у организаций в эксплуатации (управлении).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *