Содержание
Статья 108. Воздушного кодекса РФ. Прекращение по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки пассажира
1. В случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:
- если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;
- если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением сроков, установленных в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки;
- если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата;
- если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.
2. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.
3. В целях пункта 2 настоящей статьи под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками — дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.
Комментарии к ст. 108 ВЗК РФ
В зависимости от обстоятельств полета различают вынужденное и добровольное расторжение договора воздушной перевозки.
Пассажир имеет право отказаться от полета в аэропорту отправления или в любом аэропорту по пути следования и получить обратно уплаченную им сумму за перевозку или за ее неиспользованную часть в случаях:
- отмены или задержки рейса, указанного в билете;
- невыполнения воздушным судном посадки в аэропорту, указанном в билете;
- несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставления ему места на рейс и дату, указанные в билете;
- возвращения воздушного судна, не выполнившего рейс, в аэропорт отправления;
- несостоявшейся отправки пассажира из аэропорта трансфера рейсом, указанным в его билете, вследствие опоздания воздушного судна или отмены рейса, которым должен прибыть пассажир в аэропорт трансфера, в том числе в случаях перевозки до (от) аэропорта трансфера по разным билетам;
- невозможности отправки пассажира рейсом, указанным в билете, в связи с уменьшением предельной коммерческой загрузки, нарушением брони;
- несостоявшейся отправки пассажира рейсом, указанным в билете, вызванной досмотром, если при досмотре багажа и личном досмотре пассажира не было обнаружено веществ и предметов, запрещенных к перевозке на гражданских воздушных судах;
- замены указанного в расписании типа воздушного судна другим;
- перерыва рейса вследствие вынужденной посадки воздушного судна;
- невозможности отправки пассажира, имеющего билет с открытой датой вылета (независимо от вида оплаты за билет), из аэропорта трансфера, остановки или аэропорта обратного вылета в течение 24 часов с момента предъявления билета перевозчику, а также из начального аэропорта по билету «на посадку»;
- изменения тарифов или правил их применения против действовавших на день отправления пассажира из начального аэропорта, указанного в билете;
- болезни пассажира или члена его семьи, следующего с ним на воздушном судне;
- неправильного оформления билета перевозчиком;
- несостоявшейся отправки пассажира по другим причинам, кроме перечисленных, по вине перевозчика, а также по причинам, не зависящим от перевозчика, но признанным им уважительными, в том числе при перевозках в прямом смешанном сообщении несколькими видами транспорта по единому билету;
- опоздания прибытия наземных видов транспорта, доставляющих пассажиров в аэропорт.
Пассажир имеет право добровольно отказаться от полета из начального аэропорта, трансфера, остановки или из другого аэропорта посадки воздушного судна по расписанию и получить обратно уплаченные за перевозку деньги в размере, предусмотренном правилами применения тарифов. Пассажир, добровольно отказавшийся от дальнейшего полета в промежуточном аэропорту посадки воздушного судна по расписанию, если посадка или остановка в этом аэропорту не предусмотрена его билетом, обязан заявить об этом в данном аэропорту и предъявить билет для возврата денег или заявить о желании продолжать полет другим рейсом.
Статья 108 Конституции РФ
1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
Комментарий к Статье 108 Конституции РФ
1. Федеральные конституционные законы — новый для отечественной практики вид нормативных правовых актов, учрежденных Конституцией 1993 г. В Конституции определено их место в системе правовых актов и решен вопрос о юридической силе. Федеральные конституционные законы принимаются только по предметам ведения Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (см. комментарии к ст. 71, ч. 1, 3 и 5 ст. 76). При этом термин «федеральные законы» употребляется в ч. 1 и 3 ст. 76 в собственном, узком смысле, тогда как во многих иных нормах Конституции он используется как общее родовое понятие, включающее и федеральные законы, и федеральные конституционные законы. Так, в указанной ч. 5 ст. 76, трактующей, что законы и иные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, речь, естественно, идет и о федеральных конституционных законах.
Именно в таком широком смысле следует понимать положения Конституции о федеральных законах, составляющих основы конституционного строя: о верховенстве Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, требовании непротиворечивости законов Конституции и обязанности их соблюдения всеми (см. комментарии к ч. 2 ст. 4 и ч. 1 и 2 ст. 15). Терминами «федеральный закон» и «закон» здесь охватываются и федеральные конституционные законы. Федеральная Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы имеют прямое действие на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 76).
Часть 1 комментируемой статьи, развивая названные конституционные положения, устанавливает, что федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Из этого следует по крайней мере следующее: федеральными конституционными законами регулируются не все отношения, охватывающие предметы ведения, а только те из них и по тем вопросам, которые прямо названы конституционным законодателем, т.е. многонациональным народом РФ, принявшим всенародным голосованием настоящую Конституцию. С этим, разумеется, не согласуются предложения урегулировать федеральными конституционными законами те или иные вопросы, прямо не предусмотренные в Конституции, а также о возможном использовании данного института для «актуализации Конституции».
Ответ на подобного рода предложения дает сама ч. 1 ст. 108, имеющая отсылочный характер. Из нее следует, что перечень вопросов, требующих принятия конкретных конституционных законов, исчерпывающе определен Конституцией. В Конституции закреплен и механизм ее «актуализации», в том числе посредством принятия опять-таки прямо названных в Конституции федеральных конституционных законов. В порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, принимаются поправки к гл. 3-8 Конституции, вступление в силу которых требует одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. В случае принятия в конституционной процедуре предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции в соответствии с федеральным конституционным законом (не принят) созывается Конституционное Собрание (см. комментарии к ч. 2 ст. 135 и ст. 136). Тем самым использование федеральных конституционных законов и для регулирования конкретных вопросов и как одно из средств возможного совершенствования Конституции — предмет исключительно конституционного регулирования и не может быть усмотрением федерального законодателя.
Конституция определяет следующий круг вопросов, по которым требуется принятие федеральных конституционных законов: условия и порядок введения чрезвычайного положения на территории РФ и (или) в ее отдельных местностях (ч. 2 ст. 56; ст. 88); принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ (ст. 65, 66 и 137); установление государственного флага, герба и гимна РФ, их описания и порядка официального использования (ст. 70); порядок назначения референдума (ст. 84); определение режима военного положения (ст. 87); статус Уполномоченного по правам человека (ст. 103); порядок деятельности Правительства РФ (ст. 114); установление судебной системы (ст. 118); установление полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128); созыв Конституционного Собрания (ст. 135). Из комментируемой ч. 1 ст. 108 следует, что данный перечень вопросов исчерпывающий.
В настоящее время приняты следующие федеральные конституционные законы: Законы о Конституционном Суде РФ, об арбитражных судах, о судебной системе РФ, об Уполномоченном по правам человека, о Правительстве РФ, о военных судах, о порядке принятия в РФ, о ЧП, о референдуме, Федеральные конституционные законы от 25.12.2000 N 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» (в ред. от 07.03.2005), от 25.12.2000 N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (в ред. от 30.06.2003), от 25.12.2000 N 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» (в ред. от 22.03.2001), от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении», от 25.03.2004 N 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» (в ред. от 12.04.2006), от 14.10.2005 N 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа», от 12.06.2006 N 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа», от 30.12.2006 N 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа», от 21.06.2007 N 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа». Таким образом, по вопросам, предусмотренным в 12 статьях Конституции, уже приняты 18 федеральных конституционных законов об особенностях законов РФ о поправках к Конституции РФ, включаемых в перечень ФКЗ (см. комментарии к ст. 134 и 136).
Важной задачей, решаемой действующей Конституцией, является повышение стабильности законодательного регулирования, в чем существенная роль отводится федеральным конституционным законам и что, безусловно, должно учитываться в работе парламента. За указанный период принято также 30 федеральных конституционных законов, вносящих изменения и дополнения в действующие федеральные конституционные законы, в том числе: в Закон о Правительстве РФ — 7; Закон о Конституционном Суде РФ — 5; Закон о судебной системе РФ — 3; Закон об арбитражных судах — 3; «О Государственном флаге Российской Федерации» — 4; Закон о референдуме — 2. Вместе с тем отсутствует регулирование в форме федерального конституционного закона полномочий, порядка образования и деятельности Верховного Суда РФ и федеральных судов общей юрисдикции (см. комментарий к ст. 128).
Исходя из требования непротиворечивости федеральных конституционных законов Конституции, дела о соответствии их Конституции разрешаются Конституционным Судом РФ (см. комментарии к ст. 15 и 125). Термин «соответствие Конституции федеральных законов», употребляемый в Конституции и Законе о Конституционном Суде РФ, включает все виды законов в Российской Федерации: федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ.
Согласно позиции Конституционного Суда, Конституция, имеющая высшую юридическую силу и, следовательно, верховенство по отношению к федеральным конституционным законам и федеральным законам, не допускает существования нормативных правовых актов, соответствие которых Основному Закону не подлежит судебной проверке. Термином «федеральный закон» в Конституции, поскольку иное специально не оговорено, охватываются как федеральные конституционные законы, так и собственно федеральные законы. Принимаемые на основе и во исполнение Конституции федеральные конституционные законы по своей юридической природе не могут служить инструментом для изменения ее положений, т.е. должны соответствовать Конституции, тем более если ими затрагиваются конституционные права и свободы граждан, и подлежат проверке в порядке конституционного судопроизводства в соответствии со ст. 125 Конституции. Объектом проверки Конституционного Суда, как специализированного органа судебного конституционного контроля, обеспечивающего верховенство Конституции РФ, ее высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ, являются все законы, принимаемые Федеральным Собранием — парламентом Российской Федерации (Постановление КС РФ от 21.03.2007 N 3-П*(1024)).
Конституционный Суд устанавливает соответствие формы, содержания норм и порядка принятия федерального конституционного закона, а значит предмета (вопроса) его регулирования Конституции (ст. 86 Закона о Конституционном Суде РФ).
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет особенности порядка принятия федерального конституционного закона, условия участия в этой процедуре Совета Федерации, Государственной Думы и Президента.
Такие особенности в отличие от условий общего порядка принятия федеральных законов (см. комментарии к ст. 104, 105, 107) заключаются в следующем: федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен и Советом Федерации, и Государственной Думой; для его принятия (одобрения) требуется большинство — не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; принятый палатами Федерального Собрания федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом в течение 14 дней.
Конституционный Суд, давая толкование ч. 2 ст. 108 и ряда других статей Конституции, установил, что под «общим числом» депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации понимается их конституционное число (450 депутатов и по два представителя от каждого из субъектов Федерации соответственно) и что федеральные конституционные законы принимаются палатами раздельно (Постановление КС РФ от 12.04.1995 N 2-П*(1025)). Отсюда — необходимость использования конституционных норм общего порядка принятия федеральных законов: проект федерального конституционного закона также вносится в Государственную Думу; при его одобрении в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации; сохраняется возможность создания палатами согласительной комиссии для преодоления разногласий, после чего проект подлежит повторному рассмотрению и Государственной Думой, и Советом Федерации; Правительство обязано давать заключения на проекты федеральных конституционных законов (см. комментарий к ч. 3 ст. 104).
Рассмотрение проекта федерального конституционного закона обязательно для Совета Федерации, а в случае его отклонения Государственная Дума не вправе проводить по нему повторное голосование. Принятым федеральный конституционный закон становится тогда, когда решение об его одобрении принято в каждой из палат, после чего он приобретает форму закона.
Принятый федеральный конституционный закон в течение пяти дней направляется Советом Федерации Президенту для подписания и обнародования (см. комментарий к ст. 107). Принятый с соблюдением конституционной процедуры федеральный конституционный закон Президент не вправе отклонить.
В аналогичном порядке рассматриваются и проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в действующие федеральные конституционные законы. Требованиям конституционного порядка принятия федеральных конституционных законов должны соответствовать Регламент Совета Федерации и Регламент Государственной Думы.