Содержание
- Порядок проведения таможенного досмотра
- Таможенный контроль
- Цели таможенного контроля
- Особенности таможенного контроля товаров
- Проведение таможенного контроля
- Зона таможенного контроля
- Порядок проведения таможенного контроля
- Технические средства таможенного контроля
- Система таможенного контроля
- Сроки и стоимость таможенного оформления товаров в таможне и прохождения таможенного контроля
- ТАМОЖЕННЫЙ ДОСМОТР ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
- Существует две формы проведения таможенного контроля грузов:
- Как проходит досмотр?
- Расходы при досмотре
Что такое таможенный контроль после выпуска товаров? Что проверять, если товар быстро реализуется?
В соответствии со статьей 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 ТК ЕАЭС.
После наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7 — 15 статьи 14 ТК ЕАЭС, таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств.
В целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.
Таким образом, в соответствии со статьей 311 ТК ЕАЭС объектом таможенного контроля после выпуска могут являться товары, находящиеся на таможенной территории Союза, — при наличии у таможенных органов информации о том, что такие товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.
Каковы критерии оценки результативности проверок после выпуска товаров?
Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 №2575-р, установлен Целевой индикатор развития таможенной службы Российской Федерации: результативность проверок, проводимых на основе информации о наличии признаков нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле (с 72 процентов в 2012 году до 85 процентов к 2020 году). Основными критериями результативности таможенных проверок по их результатам являются: принятие решений в сфере таможенного дела, доначисление и (или) довзыскание таможенных и иных платежей, возбуждение дел об административных правонарушениях, возбуждение уголовных дел, изъятие товаров.
Есть ли возможность понизить категорию риска для добросовестного участника ВЭД?
Для участников ВЭД, осуществляющих определенный вид деятельности, имеется возможность отнесения к категории низкого уровня риска в заявительном порядке. Решение ФТС России об отнесении Лица к категории низкого уровня риска формализуется в форме Распоряжения ФТС России в отношении каждого конкретного участника ВЭД.
Требования к участнику ВЭД, а также документов и сведений, перечень необходимых для проведения проверки и принятия решения об отнесении заявителя к низкому уровню риска, определены следующими нормативными документами:
- Приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №731 – для участников ВЭД, осуществляющих экспорт товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины;
- Приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №732 – для участников ВЭД, осуществляющих производственную деятельность;
- Приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №733 – для участников ВЭД, осуществляющих ввоз мясной продукции (товаров группы 02 ТН ВЭД ЕАЭС);
- Приказ ФТС России от 8 апреля 2016 г. №706 – для участников ВЭД, осуществляющих ввоз автокомпонентов и их частей, узлов и агрегатов, используемых при промышленной сборке на территории Российской Федерации моторных транспортных средств;
- Приказ ФТС России от 27 августа 2015 г. № 1740 – для участников ВЭД, осуществляющих ввоз рыбной продукции (товаров группы 03, товарных позиций 1604, 1605, товарной субпозиции 1603 00 ТН ВЭД ЕАЭС).
Участники ВЭД, занимающиеся иными видами экономической деятельности могут быть отнесены к категории низкого уровня риска только на основе автоматического рисккатегорирования. В данном случае определение категории риска участника ВЭД происходит в соответствии с перечнем критериев для автоматического категорирования (приказ ФТС России №2256 от 1 декабря 2016 года «Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности»). Данный процесс происходит автоматически, и влияние человека на процесс и его результаты полностью исключено.
Каковы критерии и механизмы при отнесении участников ВЭД к категориям риска? Есть ли возможность у участника ВЭД узнать, к какой категории риска относится его предприятие?
Исчерпывающий перечень критериев и механизмов отнесения участников ВЭД к низкому уровню риска содержатся в приказах ФТС России:
- Приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №731 – для участников ВЭД, осуществляющих экспорт товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины;
- Приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №732 – для участников ВЭД, осуществляющих производственную деятельность;
- Приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №733 – для участников ВЭД, осуществляющих ввоз мясной продукции (товаров группы 02 ТН ВЭД ЕАЭС);
- Приказ ФТС России от 8 апреля 2016 г. №706 –для участников ВЭД, осуществляющих ввоз автокомпонентов и их частей, узлов и агрегатов, используемых при промышленной сборке на территории Российской Федерации моторных транспортных средств;
- Приказ ФТС России от 27 августа 2015 г. №1740 – для участников ВЭД, осуществляющих ввоз рыбной продукции (товаров группы 03, товарных позиций 1604, 1605, товарной субпозиции 1603 00 ТН ВЭД ЕАЭС);
- Приказ ФТС России №2256 от 1 декабря 2016 года «Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности».
В Личном кабинете функционирует сервис информирования компаний о категории уровня риска. Воспользоваться сервисом могут организации, присоединившиеся к Хартии добросовестных участников ВЭД.
Сервис обеспечивает информирование об актуальной на текущий момент категории уровня риска организации. Также дополнительно содержатся сведения о результатах деятельности организации по наиболее значимым критериям. Кроме того, в сервисе реализована функция предупреждения о возможном повышении уровня риска – если итоговое значение оценки деятельности участника ВЭД менее чем на 10% отличается от порогового значения, предусматривающего переход в более высокую категорию риска.
Порядок проведения таможенного досмотра
Решение о проведении таможенного досмотра может быть принято, если необходимость его проведения установлена действующим профилем риска. Порядок проведения таможенного досмотра товаров устанавливается ст. 116 ТК ТС, а так же инструкцией о действиях должностных лиц при проведение таможенного досмотра.
По общему правилу досмотр проводится после принятия таможенной декларации. Однако из этого правила есть множество исключений. Так, досмотр может быть проведен до подачи таможенной декларации в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Таможенного союза (для проверки такой информации), а также для проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки с целью: идентификации товаров в случаях, когда выявляется риск, содержащийся в действующем профиле риска, предусматривающий уточнение физико-химических и технических характеристик товаров, определения количественных показателей в основных и дополнительных единицах измерения и в необходимых случаях качества (безопасности), определения наименования и прочих характеристик товаров; организации проведения таможенными органами таможенных досмотров при наличии информации о возможном правонарушении в области таможенного дела.
По требованию должностных лиц таможенного органа декларант или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители обязаны присутствовать при таможенном досмотре и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие. Так же декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношение товаров, и их представители вправе по собственной инициативе присутствовать при таможенном досмотре. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.
Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей в следующих случаях:
— при неявке указанных лиц либо такие лица неизвестны;
— при существовании угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных, возникновения эпизоотической ситуации, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств — членов Таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют неприятный запах;
— при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях;
— при оставлении на таможенной территории Таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.
Таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношение товаров, и их представителей, проводится в присутствие двух понятых.
Непосредственно перед проведением таможенного досмотра таможенный орган обязан уведомить декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и транспортных средств путём направления ему «уведомления о проведении таможенного досмотра» .
Временем начала таможенного досмотра товаров и транспортных средств является время начала действий должностного лица, проводящего таможенный досмотр, по визуальному осмотру предъявленных товаров.
Таможенный досмотр должен быть осуществлен не позднее окончания следующего рабочего дня с момента принятия решения о проведении таможенного досмотра и предъявления товаров таможенному органу для проведения таможенного досмотра в месте его проведения или с момента получения информации от декларанта (лица, им уполномоченного) о готовности предъявить товар и присутствовать при проведении таможенного досмотра, а в случае, когда для должностных лиц, проводящих таможенный досмотр, установлен круглосуточный режим работы, — не позднее 24 часов с момента принятия решения о проведении таможенного досмотра и предъявления товаров таможенному органу для проведения таможенного досмотра в месте его проведения. Если должностным лицом проведение таможенного досмотра не завершено в связи с окончанием его рабочего времени, то должностное лицо таможенного органа, принявшее решение о проведении таможенного досмотра, вправе определить иное уполномоченное должностное лицо, которое в течение рабочего времени таможенного органа завершит таможенный досмотр. Ответственность за соблюдение сроков проведения таможенного досмотра в части своих полномочий несет лицо, принявшее решение о его проведении, а также должностное лицо, проводящее таможенный досмотр.
Должностное лицо таможенного органа, выявившее необходимость проведения таможенного досмотра, направляет докладную записку начальнику таможенного поста (лицу, его замещающему) для принятия решения о проведении таможенного досмотра не позднее 10 минут с момента выявления необходимости проведения таможенного досмотра. В докладной записке должностное лицо указывает время выявления необходимости таможенного досмотра, а также время передачи докладной записки лицу, уполномоченному принимать решение о проведении таможенного досмотра.
Решение о проведении таможенного досмотра оформляется уполномоченным должностным лицом таможенного поста после осуществления следующих действий:
— указания на докладной записке соответствующей резолюции (могут быть указаны объем и степень досмотра, а также необходимые для его проведения технические средства таможенного контроля в случае, если данные сведения не содержатся в действующем профиле риска, на основании которого принимается решение о проведении таможенного досмотра) с проставлением даты и времени принятия решения;
— формирования поручения о проведении таможенного досмотра. Поручение составляется в утвержденной форме, и может содержать вид, объем и степень таможенного досмотра, исходя из требований действующего профиля риска, а в случае, если действующим профилем риска не установлены конкретные характеристики таможенного досмотра, их значения, определенные лицом, принявшим решение о проведении досмотра, и указанные в докладной записке. Если отсутствуют какие либо сведения, необходимые для формирования поручения, внесение их допускается после подписания поручения по мере поступления недостающей информации .
Поручение о проведении таможенного досмотра принимается не позднее 30 минут после того, как были получены необходимые сведения. После принятия решения о проведении таможенного досмотра поручение, докладная записка с соответствующей резолюцией должностного лица, принявшего решение, незамедлительно передаются должностному лицу, уполномоченному на проведение таможенного досмотра.
При таможенном досмотре позволено:
Вскрытие грузовых мест. Разрешено извлечение отдельных единиц товаров из упаковки (ящиков, коробок и т.п.), из технологических емкостей, специально изготовленных тайников для получения возможности контроля за количеством и наименованием, определения страны происхождения и других сведений о товарах, выявления товаров, перемещаемых под видом других товаров.
Повреждение упаковки. Для выявления сокрытия товаров таможенникам дозволяется извлекать отдельные единицы товаров из их первичной упаковки (а при необходимости и всех упаковок, оберток и т.п.). При этом возможно и невосстановимое изменение первоначального состояния упаковки отдельных единиц товара
Разрезание. При проведении досмотра таможенникам разрешено производить опиливание, стачивание, разрезание и иные действия, осуществляемые для целей выявления товаров, сокрытых от таможенного контроля путем нанесения на поверхность скрываемого товара слоев краски, металлов, иных материалов либо путем вложения товаров в специально изготовленные неразборные тайники.
В случае если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении таких товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары.
По окончании таможенного досмотра и осмотра товаров и транспортных средств оформляется акт таможенного досмотра по форме, утвержденной Комиссией Таможенного Союза . Акт составляет должностное лицо таможенных органов, которое проводит таможенный досмотр. Акт таможенного досмотра оформляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в таможенных органах, второй экземпляр направляется лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его представителю, если это лицо установлено. В акте таможенного досмотра обязательно указываются следующие сведения:
— об упаковке и (или) маркировке, клеймах, товарных знаках, знаках соответствия, идентификационных знаках, свидетельствующих о стране происхождения товаров;
— о производителе товаров;
— вид (способ) упаковки товаров, количество товара в упаковке в случае размещения товаров последовательно в нескольких упаковках;
— наличие или отсутствие внешних повреждений товаров, их упаковки с описанием имеющихся повреждений;
— количество наименований товаров и количество товаров каждого наименования (допускается устанавливать количество товаров каждого наименования расчетным путем);
— о цвете, материале, размерах, физико-технических, температурных характеристиках товаров и иное, установленное в ходе проведения таможенного досмотра.
При фиксировании результатов таможенного досмотра товаров к акту таможенного досмотра в обязательном порядке прикладываются:
— образцы маркировки, имеющейся на упаковке товаров, этикетки, ярлыки и другие средства идентификации товаров, которые характеризуют досматриваемые товары (либо их копии, заверенные в установленном порядке);
— распечатанные фото и (или) видеоматериалы таможенного досмотра (эти материалы должны содержать сведения о результатах проведения всех операций с товарами);
— копии документов, подтверждающих полномочия лиц, участвующих и присутствующих при таможенном досмотре, а также заявления лиц, присутствующих при досмотре;
— копии актов экспертиз, проведенных в ходе проведения таможенного досмотра;
— иные документы, оформленные в ходе проведения таможенного досмотра, а также имеющие к нему отношение.
Все приложенные к акту таможенного досмотра документы и сведения являются неотъемлемой частью акта таможенного досмотра и визируются должностным лицом, проводящим таможенный досмотр товаров, а также лицами, присутствовавшими (участвовавшими) в процессе таможенного досмотра.
Итак, на основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что таможенный досмотр является формой таможенного контроля, осуществляемой уполномоченными должностными лицами таможенных органов в зонах таможенного контроля либо без создания их. Данная форма таможенного контроля позволяет выявить факт нарушения таможенного законодательства путем действий должностных лиц, связанных со снятием средств идентификации, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортных средств либо емкостей, и имеет четко регламентированный порядок осуществления.
Таможенный контроль
Таможенный контроль (ТК) – одна из основных функций таможенных органов. Она связана с предупреждением и пресечением нарушений норм международного, союзного и национального законодательства в сфере таможенного регулирования. Органами исполнительной власти, на которые возложены функции таможенного контроля являются структурные подразделения Федеральной таможенной службы Российской Федерации: таможенные посты, таможни, региональные таможенные управления, управления Центрального аппарата ФТС РФ ().
Уровни таможенных органов по компетенции в сфере осуществления таможенного контроля товаров | |
---|---|
Тактический | Низовой уровень. Контроль на этом уровне осуществляют таможенные посты и таможни. Именно они определяют области риска, характерные для краткосрочных ситуаций, конкретных лиц и конкретных грузов. |
Оперативный | Средний уровень. Контроль на этом уровне осуществляют региональные таможенные управления (РТУ) ФТС РФ. Они определяют локальные области риска в отношении отдельных лиц, товаров или таможенных органов, распределяют компетенции подведомственных подразделений низового уровня. |
Стратегический | Высший уровень. Управление таможенным контролем осуществляет ФТС РФ. Здесь определяются области риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков. Анализ таких рисков позволяет в дальнейшем разрабатывать и внедрять меры по предотвращению нарушений законодательства и минимизации их последствий. |
Перед подразделениями ФТС РФ поставлены цели таможенного контроля.
Цели таможенного контроля
Главная стратегическая цель таможенного контроля – эта защита национальных экономических интересов; обеспечение экономического роста России и её союзников; создание благоприятных условий для иностранных инвестиций; защита интересов национальных производителей.
Цели таможенного контроля:
- Контроль за перемещением товаров в соответствии с указанной в декларации таможенной процедурой;
- Контроль за использованием товаров в соответствии с процедурами;
- Контроль за достоверностью сведений, заявленных декларантом в таможенной декларации;
- Контроль за соблюдением всех условий и ограничений по пользованию и (или) распоряжением условно выпущенных товаров;
- Контроль за законностью действий лиц, осуществляющих таможенное оформление.
Документы и информация для таможенного оформления
груза в таможнях РФ
- Список документов для регистрации Физического лица в таможне (Смотреть)
- Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
- Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
- Список документов для таможенного оформления «Импорт» (Смотреть)
- Список документов для таможенного оформления «Экспорт» (Смотреть)
Особенности таможенного контроля товаров
Должностные лица могут начать ТК сразу, после того как товар будет ввезён на таможенную территорию. При экспорте ТК может быть начат сразу после регистрации декларации. Что проверяется при ТК: товары и документы; полученные сведения; время и соблюдение сроков проведения таможенных процедур; деятельность лиц, задействованных в операциях.
Таможенному контролю подлежат:
- Товары, перемещаемые через таможенную границу (в том числе коммерческие партии товаров, личные вещи граждан, автомобили, международные почтовые отправления);
- Документы, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
- Сроки совершения процедур в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, и операций с такими товарами (например, соблюдение перевозчиком установленных сроков транзита грузов);
- Транспортные средства международной перевозки грузов (грузовые автомобили, железнодорожные составы, морские и воздушные суда, различные виды транспортной тары (контейнеры, вагоны и т.д.));
- Сведения, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
- Деятельность лиц, совершающих таможенные операции (физические лица, юридические лица (перевозчики, таможенные брокеры, уполномоченные экономические операторы, владельцы СВХ и др.)).
Проведение таможенного контроля
Порядок проведения таможенного контроля и какова его продолжительность?
Все зависит выбранной формы ТК. Проверка документов, осмотр или опрос физлица редко отнимают много времени. Как правило, опытному инспектору достаточно всего несколько минут на то, чтобы отделить из всей массы поступающих товаров и документов к ним товары, перемещаемые с нарушением законодательства. Досмотр может длиться несколько часов (его продолжительность зависит от количества досматриваемого груза, численности досматривающего персонала, имеющихся техсредств ТК, количества или полного отсутствия погрузчиков, кранов и прочей погрузочно-разгрузочной техники). Но даже когда товары были успешно выпущены, это еще не значит, что контроль завершился. В последние годы ФТС РФ многое сделала для постепенного переноса акцента таможенного контроля с этапа предшествующего выпуску товаров, на этап, следующий после выпуска. Это должно помочь максимально облегчить участникам ВЭД процесс прохождения таможенной очистки товаров, сократить его время, избавиться от очередей на таможне и излишнего простоя транспорта. Инспекторы вправе на протяжении трех лет с момента выпуска товаров поднимать выпущенные ДТ, сверять заявленные в них данные, запрашивать у декларанта дополнительные документы, или делать запрос в различные контролирующие органы (ФНС РФ, Минпромторг, Россельхознадзор, Росалкогольрегулирование, ФСБ РФ и др.). Это камеральная проверка (проще говоря, «камералка»). Если она выявит несоответствие между данными, заявленными в ДТ и реально имевшими место фактами (например, участник ВЭД продал больше зарубежных товаров, чем он указал в ДТ), тогда проводится выездная проверка. Иногда к ней привлекаются специалисты ФНС РФ, Россельхознадзора, ФСТЭК РФ, прокуратуры и других госорганов надзора и контроля.
Зона таможенного контроля
Зона таможенного контроля (ЗТК) – это отделенная, огороженная от прочего пространства, охраняемая территория, где осуществляются мероприятия по ТК. На территории ЗТК располагаются площадки для хранения грузов под открытым небом, парковки грузового транспорта, склады, административные здания, здание таможни. Доступ граждан и транспорта осуществляется только через организованные пункты пропуска. Зоны ТК бывают постоянными (ПЗТК) и временными (ВЗТК). ПЗТК имеются в крупных аэропортах, пунктах пропуска на границе (автомобильных и ж/д), на складах (таможенных и СВХ), свободных экономических зонах. ВЗТК учреждаются для контроля ввоза и вывоза сезонных товаров, а также опасных или крупногабаритных (транспортировка до ПЗТК проблематична/невозможна).
В ЗТК инспекторы могут останавливать транспорт, досматривать груз, совершать др. действия. За пределами ЗТК инспекторы тоже правомочны останавливать транспорт, но в сопровождении сотрудников ГИБДД.
Порядок проведения таможенного контроля
На территории ЗТК таможенные органы уполномочены осуществлять любые формы контроля.
Формы таможенного контроля:
- Запрос и получение объяснений от участников ВЭД;
- Проверка документов и сведений;
- Таможенный осмотр товаров и транспорта;
- Таможенный досмотр товаров и транспорта;
- Личный таможенный досмотр;
- Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
- Таможенная проверка.
Получение объяснений. Инспектор правомочен запрашивать дополнительно информацию, получать объяснение у физлиц и юрлиц чтобы уточнить сведения, указанные в ДТ. Если опрашиваемый владеет интересующей инспектора информацией, то он должно предоставить ее инспектору.
Проверка документов и сведений. Инспектору требуется установить, что:
- При декларировании соблюдены все формальности;
- Имеются все печати и штампы, и они сравнимы с образцами;
- Предоставленные на номерных бланках документы не похищены, не аннулированы и действительны (инспектор может делать запросы через систему межведомственного взаимодействия с другими ведомствами (СМЭВ) на поиск интересующих документов в базах данных);
- В ДТ и товаросопроводительных документах отсутствуют следы незаверенных исправлений, подчисток, добавлений текста, подделки печати или подписи.
При необходимости инспектор вправе мотивированно запрашивать у декларанта допсведения. Полученные документы направляются на верификацию (срок может составлять от нескольких часов до одного месяца).
Таможенный осмотр (ТО) и таможенный досмотр (ТД). ТК заключается в визуальном осмотре товаров, багажа, ТС, почты и документов к ним. Отличия между ТО и ТД: при осмотре вскрытия грузового отсека транспорта, контейнера, багажа не происходит, а при досмотре они вскрываются, а товар вынимается. Следовательно, ТД является более полной формой ТК. Зачем же тогда таможня использует столь несовершенный метод контроля, как осмотр? Причина заключается в том, что ТД более трудоемкая и дорогостоящая форма ТК. Досматривать весь товаропоток нецелесообразно.
Цель ТО – удостовериться, что данные, заявленные в ДТ, действительно описывают товар, предъявленный таможне. Если на контейнере, багаже, другой транспортной таре присутствуют таможенные пломбы, то инспектор должен удостовериться в их целостности, груз не вскрывался (нет следов разборки, демонтажа).
При ТО инспекторы часто используют технические средства таможенного контроля (ТСТК) разных классов (от простейших до сложных). К сложным ТСТК относятся рентгеновские установки, газоанализаторы, инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). Несколько слов об ИДК. С их помощью осуществляется осмотр транспортной тары, багажа, грузовых отсеков автомобилей. Это делается для того, чтобы исходя из анализа полученных рентгеновских снимков установить количество товара в контейнере, его характер, и при наличии посторонних вложений выявить их (основная масса товара и посторонние вложения изготовлены из разных материалов, имеют разные габариты, разную плотность, а значит на рентгеновском снимке будут отличаться друг от друга), выявить тайники и закладки контрабанды.
Присутствие декларанта при ТО не обязательно. ТД товаров происходит только в присутствии участника ВЭД.
Степени таможенного досмотра
- Пересчет грузовых мест с выборочным вскрытием;
- Взвешивание (полное или выборочное);
- Пересчет количества предметов в грузовых местах выборочно;
- Пересчет грузовых мест со вскрытием всех грузовых мест;
- Измерение и определение характеристик товаров (с частичной или полной разборкой):
- Без взятия проб и образцов;
- С взятием проб и образцов;
- Пересчет количества предметов во всех грузовых местах.
Степень и глубина ТД определяется начальником таможни. Но, если это необходимо, инспектор может увеличить ее. Уменьшать объем и степень ТД недопустимо.
Что может стать причиной проведения ТД? Попробуем рассказать о некоторых из них.
- Прежде всего это результаты ТО. Если инспектором были обнаружены поврежденные пломбы, следы от вскрытия опечатанного контейнера, а осмотр с помощью ИДК выявил в автомобиле посторонние вложения, то он может направить в адрес начальника поста служебную записку о проведении ТД вызвавшего подозрение груза с указанием глубины досмотра.
- Подозрения в достоверности предъявленных декларантом на таможне документов, допущенные в них ошибки.
- Еще один фактор – срабатывание определенного профиля риска в системе управления рисками (СУР). О работе СУР мы расскажем несколько позже.
Итогом является акт, оформляемый инспектором (экземпляр вручается участнику ВЭД).
Личный таможенный досмотр. — это исключительная форма контроля, потому что при досмотре затрагиваются личные права и свободы гражданина. Однако сотрудники таможни вынуждены прибегать к выборочному досмотру граждан, так как все еще нередки случаи, когда правонарушители пытались скрытно провезти через государственную границу товары на своем теле, в одежде, либо среди личных вещей. Во всяком случае практически каждый из нас видел сводки криминальных новостей, где периодически рассказывается о задержании на границе физлиц, пытавшихся скрытно провезти контрабанду.
Что необходимо знать об особенностях личного досмотра граждан?
- Решение о ЛТД того или иного гражданина не принимается инспектором единолично. Требуется положительная резолюция начальника таможни. Только он вправе утверждать и подписывать документ о ЛТД.
Рассмотрим возможный сценарий. Инспектор при осмотре, проверке паспорта, ДТ, опросе физлица обнаруживает признаки того, что гражданин скрывает при себе некоторые товары, и пытается переместить их помимо контроля. Инспектор составляет рапорт на имя начальника таможни, где указывает признаки совершаемого правонарушения. Основываясь на служебный документ, руководитель поста утверждает решение о проведении ЛТД физлица. - Личный досмотр физлица производится в ЗТК. Процедура должна проходить в отдельном специальном кабинете, соответствующем всем стандартам (санитарным, гигиеническим) и недоступном посторонним лицам.
- Таможня уведомляет гражданина принятом ею старта досмотровых мероприятий. Гражданину озвучиваются его права после чего он ставит свою подпись на бланке Решения о проведении личного таможенного досмотра. Гражданин вправе отказаться подписывать решение, тогда инспектор записывает информацию о том, что досматриваемый уведомлен о проведении ЛТД, ему были озвучены его права, предложено самостоятельно сдать незаконно перемещаемые товары и он отказался подписывать документ.
- Закон четко указывает: действия инспектора не должны ущемлять честь и достоинство гражданина, причинять вред его здоровью и ущерб имуществу.
- К ЛТД в качестве свидетелей привлекаются понятые. Досмотровые мероприятия в отношении несовершеннолетнего ребенка (либо недееспособного лица) предполагают присутствие как минимум одного из родителей (опекунов). Важное условие: инспектор, понятые, досматриваемый должны быть гендерно равны, то есть принадлежать к одному полу.
Обследование тела физлица осуществляет медработник. Операции совершаются им с применением специнструментов и медтехники. - Досматриваемый гражданин обязан исполнять все законные указания инспектора.
- После завершения ЛТД составляется, подписываемый инспектором, досмотренным гражданином (его представителем), понятыми и медработником. Один экземпляр документа передается досмотренному гражданину.
Инспектор должен помнить, что ЛТД граждан – это вмешательство в личное пространство человека, поэтому требует максимального соблюдения норм этики и морали. Следующие правила не закреплены законодательно, но о них следует рассказать.
- При необходимости, гражданин вправе попросить инспектора допустить к нему переводчика;
- ЛТД проводится инспектором в корректной форме, без унижения достоинства личности, причинения неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого (в пределах, необходимых для обнаружения скрытых гражданином при себе товаров);
- Запрещается комментирование манеры поведения досматриваемого, его возможных физических недостатков, одежды и т.д., и т.п.
- Кино-, видео- и фотосъемка проводятся до момента, когда дается команда приступить к снятию одежды.
Гражданин вправе выступать с заявлениями, ходатайствами и вносить их в акт (самостоятельно или с помощью инспектора), обжаловать действия сотрудника таможни.
Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля подразумевает визуальный осмотр помещений и территорий, а также товаров и документов. Таможенные органы должны убедиться в наличии здесь товаров, находящихся под контролем (в т.ч. условно выпущенных), а также в целостности таможенных пломб, печатей на транспорте, перевозящем грузы, находящиеся под процедурой транзита.
Осмотр помещений и территорий осуществляется только на основании предписания о проведении ТОПиТ, подписанном начальником поста. Бланк, на котором оформлено предписание должен иметь свой порядковый номер, и содержать сведения о дате проведения ТОПиТ, наименование объекта осмотра, ФИО инспектора, номер его удостоверения, отметку об ознакомлении лица, чьи помещения и территории планируется осмотреть (далее «собственник/арендатор»).
Перед проведением ТОПиТ инспектор предъявляет собственнику/арендатору Предписание и свое удостоверение. Не рекомендуется чинить инспектору препятствия, так как он наделен правом пресекать сопротивление и вскрывать закрытые помещения. Вскрытие запертых дверей должно осуществляться в присутствии понятых и с уведомлением прокурора.
Продолжительность ТОПиТ – не более 1 раб. дня. По завершению мероприятия инспектором составляется акт ТОПиТ, один из экземпляров которого вручается собственнику (арендатору).
Таможенный осмотр проводится:
- На СВХ, таможенных складах, в помещениях магазинов беспошлинной торговли для проверки их соответствия требованиям законодательства, а также для проверки условий нахождения на их территориях товаров, находящихся под таможенным контролем;
- В пунктах пропуска через госграницу, в зонах таможенного контроля, расположенных здесь помещениях, территориях отдельных лиц при наличии информации о ввезенных с нарушением таможенного законодательства товарах и транспортных средствах, для проверки такой информации;
- На территориях и помещениях лиц, осуществляющих хранение и распоряжение товарами, находящимися под таможенным контролем. Например, при поступлении информации о том, что такие товары были утрачены или используются и хранятся в нарушении таможенного законодательства, для проверки такой информации.
Таможенная проверка (ТП) проводится после выпуска товаров. Ее цель – удостовериться, что декларант (учВЭД, перевозчик, собственник СВХ, УЭО) соблюдает законодательство, в частности условия таможенной процедуры, задекларированной при оформлении. В ТП могут принимать участие сотрудники разных контролирующих органов (прокуратуры, ФНС РФ, специалисты Россельхознадзора и др.).
Инспекторы сравнивают данные, отраженные в бухгалтерских, уставных документах с информацией, заявленной в ДТ и товаросопроводительных документах.
При реализации мер контроля таможенный орган вправе применять следующие меры:
- Проводить устный опрос;
- Запрашивать и получать необходимые документы и сведения;
- Проводить идентификацию товаров, транспортных средств, помещений, территорий;
- Использовать технические средства;
- Выполнять таможенное сопровождение товаров, находящихся под контролем и транспортных средств их доставки;
- Разрабатывать маршрут перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем;
- Вести учет товаров, находящихся под таможенным контролем товаров и совершаемых с ними таможенных операций;
- Приглашать специалистов для реализации мер таможенного контроля;
- Вести таможенное наблюдение.
Технические средства таможенного контроля
Для повышения эффективности, сокращения временных и трудовых затрат при проведении ТК могут быть использованы технические средства таможенного контроля (ТСТК): приборы, инструменты, устройства. Порядок их использования регламентируется законодательством. Чаще всего используют специальные зеркала, видеоскопы, щупы и рентгеновские установки. Разнообразие ТСТК очень велико, это обусловлено изощрённостью контрабандистов, пытающихся тайно провезти груз. Техника постоянно совершенствуется, появляются новые средства, новые способы обнаружения контрабанды. Но, как и прежде активно используется обыкновенная рулетка и весы. Сложные устройства позволяют быстро установить состав материала, из которого сделаны украшения.
Система таможенного контроля
Организация таможенного контроля в Российской Федерации опирается не только на таможенное законодательство ЕАЭС и национальное законодательство, но и на международные договоры, которые ратифицировала наша страна.
Киотская Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур провозглашает принцип открытости мировой торговли, призывает страны мира создавать условия при которых происходило бы ускорение внешнеторгового оборота, законной торговли. Таможенные органы стран мира должны обеспечивать развитие международной торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля. Принципы, которые провозгласила Киотская конвенция, стали основополагающими для Всемирной таможенной организации (ВТамО), членом которой является Российская Федерация.
Добиться ускорения процессов во внешнеторговом обороте можно путем широкого внедрения процессов автоматизации в процедуру оформления товаров, введения электронного документооборота между участниками ВЭД, а также путем упрощения контроля товаров. Международный опыт таможенных организаций гласит, что вполне возможно отказаться от тотального контроля всех потоков товаров заменив его на выборочный. Таможенные администрации европейских стран достигли того, что досматривалось только 10-15% от всего товаропотока.
В России тоже применяется выборочный контроль товаров. То есть досматриваются не все товарные партии (да и это невозможно), а только часть из них. Какая товарная партия будет подвергнута мерам контроля определяет Система управления рисками (СУР). Благодаря алгоритмам, внедренным в систему таможенным органам России удалось добиться сокращения времени на выполнение таможенных процедур и уменьшения очередей в пунктах пропуска.
Алгоритм работы СУР следующий – система присваивает каждой товарной партии так называемый профиль риска. От профиля риска зависит выбор той или иной формы таможенного контроля. В отношении одной части товарных партий применяются такие меры таможенного контроля, как проверка документов, таможенный осмотр, а в отношении другой части товарных партий применяются меры таможенного досмотра. И даже если товары если товары были успешно выпущены таможней под заявленной таможенной процедурой, система СУР может назначить меры таможенного осмотра помещений и территорий, где будут размещены растаможенные товары, может назначить меру таможенной проверки (камеральной или выездной).
При формировании профилей риска система СУР анализирует множество параметров. Их можно разделить на внешние и внутренние.
К внутренним относятся сведения, зафиксированные в базах данных таможни (среднемировые цены на разные группы товаров, средние суммы контрактов по тем или иным товарам, базы данных деклараций, информационные каталоги, выпускаемые таможенными и нетаможенными органами, таможенная статистика и другие источники информации). К внешним источникам относятся сведения, получаемые таможенными органами из баз данных других органов исполнительной власти (из ФНС РФ, Минпромторга, Росалкогольрегулирования, Россельхознадзора). Для этого активно используются возможности системы СМЭВ. Также к внешним источникам относятся сведения, получаемые российскими таможенными органами от таможенных органов других государств по каналам международного сотрудничества.
Точное количество параметров, влияющих на формирование профилей риска не известно. По некоторой информации, система СУР оперирует около полутора тысячей разнообразных параметров при определении профиля риска той или иной товарной партии и это число постоянно возрастает. Какие это параметры тоже не известно. Исходя из опыта можно предположить, что на профиль риска влияют следующие параметры.
- Страна (регион) происхождения товара. Чаще всего под досмотр подпадают товарные партии, прибывающие из стран, в отношении товаров из которых в России применяются так называемые контрсанкции (Украина, США, страны Евросоюза). Также высокий профиль риска присваивается товарным партиям, прибывающим в нашу страну из регионов, где идет война, или регионов с высоким уровнем наркопреступности.
- Товарный код товаров согласно ТН ВЭД. Большинство товаров, свободно ввозятся и вывозятся из страны, но есть ряд товаров для вывоза или ввоза которых на таможне потребуется предъявить лицензию, сертификат, декларацию, разрешение. Некоторые недобросовестные участники ВЭД в нарушение таможенного законодательства присваивают декларируемым товарам иной товарный код. Аналогичный метод используется участниками ВЭД и для того, чтобы избежать выплаты пошлин. Система СУР имеет сведения о группах товаров, которые чаще всего подвергаются неверному декларированию. Часто российские таможенные органы используют контакты с коллегами из других стран. При обнаружении расхождений между объемами экспорта и импорта тех или иных товаров, тоже попадают в группу риска.
- Участник ВЭД, декларант. Система СУР рассматривает всех декларантов как добросовестных участников ВЭД. Однако, стоит однажды декларанту совершить ошибку (намеренно или непреднамеренно), которая привела к возбуждению административного дела (без лишения лицензии), как все последующие внешнеторговые операции этого участника ВЭД будут рассматриваться системой СУР как высокорискованные. Наименьший профиль риска имеют участники ВЭД, имеющий статус уполномоченного экономического оператора, добросовестные таможенные представители, владельцы СВХ, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли.
- Количество товаров. Существуют группа так называемых товаров прикрытия, которые служат прикрытием для ввоза в страну товаров риска. Подозрения вызывают большие партии картофельного крахмала, продуктов, используемых для кормления животных, лесоматериалов и других категорий товаров, которые могут быть прикрытием для ввоза высокорискованных товаров, а то и запрещенных к ввозу или вывозу, контрабанды.
- Товары, ввозимые по документам, достоверность которых вызывает сомнение. Высокий профиль риска может быть присвоен товарной партии, которая ввозится в сопровождении сертификатов, лицензии, декларации и других документов, достоверность которых сомнительна.
- Маршрут перемещения товаров. Степень риска зависит от того, насколько высок риск перегруза товаров, находящихся под таможенным контролем.
Существуют и другие факторы, которые влияют на формирование профиля риска. Система не стоит на месте, она совершенствуется, растет и число факторов, которые влияют на профиль риска. Внедрение системы СУР позволило сделать более прозрачными и предсказуемыми таможенные операции, добиться баланса между обеспечением безопасности и мерами, содействующими развитию торговли и партнерства таможни и бизнеса.
Не рекомендуем участникам ВЭД пытаться испытывать Систему управления рисками, нарушать таможенное законодательство. Если в ходе досмотра выявится незадекларированный или контрабандный товар, выяснится, что часть товара, находящегося под таможенным контролем, была выгружена, выявятся факты недостоверного декларирования, то в отношении участника ВЭД может быть возбуждено административное дело. Мы рекомендуем участникам ВЭД пользоваться услугами добросовестных декларантов, таможенных представителей, СВХ, таможенных складов.
Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» оказывает услуги таможенного представителя – брокера на любых таможнях и таможенных постах России. Мы оказываем участникам ВЭД услуги по прохождению таможенного контроля.
Наши услуги:
- Помощь при сборе товаросопроводительных документов (сертификатов соответствия, сертификатов происхождения, деклараций о соответствии и т.д.);
- Заполнение и подача таможенной декларации;
- По поручению клиента представляем его интересы на СВХ и таможне, присутствуем при таможенных осмотрах и досмотрах;
- Производим подсчет таможенных платежей и по поручению клиента оплачиваем на таможню.
Мы работаем со всеми участниками ВЭД:
- Физическими лицами
- Юридическими лицами
- Индивидуальными предпринимателями
Сроки и стоимость таможенного оформления товаров в таможне и прохождения таможенного контроля
Срок таможенного оформления товаров и прохождения контроля на таможне в среднем занимает 1 день!
Цена или стоимость услуг прохождения таможенного контроля в нашей компании минимальна по рынку и обсуждается индивидуально с каждым клиентом, в зависимости от конкретных задач.
Узнать стоимость таможенного оформления
>ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
ТАМОЖЕННЫЙ ДОСМОТР ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств — форма таможенного контроля, которая заключается в проведении должностными лицами таможенного органа осмотра товаров и транспортных средств, связанного со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.
Как правило, таможенный досмотр проводится после принятия таможенной декларации на товары, то есть когда декларация приобретает статус документа, имеющего юридическое значение (пункт 3 ст. 132 ТК РФ).
Исключения составляют случаи:
— проведения таможенного досмотра до подачи таможенной декларации для целей идентификации товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ (например, при оформлении внутреннего таможенного транзита);
— проведения таможенного досмотра в целях проверки информации о нарушении таможенного законодательства РФ;
— проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.
О проведении таможенного досмотра таможенному досмотру товаров и транспортных средств должно предшествовать обязательное уведомление об этом
Проведение таможенного досмотра в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей возможно при участии понятых и только в случаях:
— неявки указанных лиц по истечении срока на подачу таможенной декларации;
— существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);
— пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;
— оставления на таможенной территории РФ товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров (транспортных средств).
По результатам таможенного досмотра товаров и транспортных средств составляется акт (в двух экземплярах). Форма акта таможенного досмотра товаров и транспортных средств утверждена приказом ГТК России от 20 октября 2003 г. № 1166 «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств».
В зависимости от оснований (рисков) проведения таможенного досмотра, последний может быть:
— основным (обычный досмотр, обусловленный технологией проверки таможенной декларации);
— повторным (с целью проверки результатов основного таможенного досмотра, проведенного в процессе таможенного декларирования товаров);
— направленным (с целью проверки сведений о перемещении товаров и транспортных средств в нарушение установленных запретов и ограничений, а также с целью выявления фактов сокрытия от таможенного контроля);
— идентификационным.
По степени таможенного досмотра товаров и транспортных средств можно выделить такие его варианты, как:
— досмотр с пересчетом грузовых мест и их взвешиванием;
— досмотр с выборочным вскрытием грузовых мест;
— досмотр со вскрытием всех грузовых мест;
— досмотр с пересчетом количества товаров в грузовых местах и другие варианты досмотра.
Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары (пункт 4 ст. 372 ТК РФ). Например, когда таможенными органами выявлен факт недостоверного декларирования и требуется уточнить количество недостоверно задекларированных (не своим наименованием) товаров.
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств может применяться как самостоятельная форма таможенного контроля, так и в качестве производной формы контроля, например, при проведении специальной таможенной ревизии (пункт 4 ст. 376 ТК РФ).
Сроки проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств вне зоны таможенного контроля не должны превышать двух часов (пункт 2 ст. 410 ТК РФ).
Источники информации:
- Таможенный кодекс РФ;
- Приказ ГТК России от 20 октября 2003 г. № 1166 «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств».
>Таможенный контроль: как проходит досмотр
Существует две формы проведения таможенного контроля грузов:
- Таможенный осмотр;
- Таможенный досмотр.
1. Таможенный осмотр
Таможенный осмотр – это визуальный осмотр внешнего вида и маркировки груза на соответствие товаро-сопроводительным документам.
Кто назначает?
Осмотр назначается выпускающим инспектором.
Причины:
- ввоз товара в Россию на компанию в первый раз
- ввоз товара через таможенный пост на котором импортер не был ранее
2. Таможенный досмотр
Таможенный досмотр – это полная проверка груза со вскрытием упаковки, вплоть до заводской. Может быть проверено транспортное средство на предмет наличия тайников.
Кто и когда назначает?
Досмотр назначается автоматической таможенной системой управления рисками на основе всех данных импортера, после подачи таможенной декларации.
До принятия таможенной декларации досмотр может быть назначен инспектором в случае если:
-
- поврежден тент или пломбы установленные на границе;
- имеется информация о нарушении таможенного законодательства.
Причины
Алгоритм автоматической таможенной системы не разглашается, выявить точные причины назначения досмотра на данный момент невозможно.
Как проходит досмотр?
1. Уведомление о досмотре
После автоматического срабатывания системы управления рисками таможенные органы уведомляют декларанта или грузовладельца о назначении таможенного досмотра.
Возможная цель таможенного досмотра:
- идентификация товаров;
- выборочная проверка.
Возможный объем таможенного досмотра:
- 10%
- 50%
- 100%
Возможная степень таможенного досмотра:
- взвешивание (полное/выборочное)
- пересчет грузовых мест (выборочное вскрытие/вскрытие всех грузовых мест)
- пересчет количества предметов в грузовых местах (выборочно/во всех)
- измерение и определение характеристик товаров (с частичной разборкой/ с полной разборкой)
- без взятия проб и образцов
- с взятием проб и образцов
2. Процедура досмотра
Декларант или грузовладелец обязаны присутствовать при досмотре вместе с досмотровым инспектором. Таможенные органы не имеют права досматривать груз без грузовладельца или его представителя.
Мероприятия при назначении досмотра в полном объеме:
- Вскрытие всех грузовых мест, в том числе заводской упаковки;
- Фотографирование всех артикулов, маркировки;
- Взвешивание всех товаров.
3. Составление акта досмотра
После прохождения таможенного досмотра составляется акт, в котором указываются итоги досмотра с приложением всех необходимых фотографий.
В случае нарушения таможенного законодательства составляется акт о нарушении и далее следуют санкции таможни в отношении импортера и/или его груза.
Расходы при досмотре
При таможенном досмотре возникают следующие расходы:
- Хранение товара на СВХ
- Погрузочно-разгрузочные работы на СВХ
- Взвешивание товара