Содержание

Как исчисляются сроки по КоАП в соответствии с праздничными днями?

Как следует из чч. 1, 3 ст. 4.8 КоАП РФ, сроки, предусмотренные КоАП РФ, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Положения данной статьи не применяются, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.
Соответственно, если иное не установлено КоАП РФ, сроки, предусмотренные данным кодексом и исчисляемые днями, включают как рабочие, так и нерабочие дни, то есть исчисляются в календарных днях.

В примечании к ст. 4.8 КоАП РФ оговорено, что ее положения не применяются в двух следующих случаях:
1) если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков (например, в соответствии с ч. 4 ст. 27.5 срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления);
2) при исчислении сроков административных наказаний.

> Исчисление процессуальных сроков

Общие правила исчисления процессуальных сроков

В КоАП РФ ранее не содержалось положений, определяющих порядок исчисления сроков, в том числе и в производстве по делу об административных правонарушениях, поэтому правоприменитель был вынужден применять аналогии права.

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. №409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в КоАП РФ была внесена ст. 4.8 «Исчисление сроков». Данная статья, к сожалению, не раскрывает содержание понятия «исчисление». Однако путем анализа правового регулирования сроков в производстве по делам об административных правонарушениях можно предложить следующую дефиницию. «Исчисление сроков в производстве по делам об административных правонарушениях» можно определить как закрепленные в административном законодательстве и подзаконных нормативных правовых актах правовые нормы, содержащие положения, позволяющие установить единицы исчисления сроков, начало и окончание течения сроков, а также особенности исчисления их отдельных категорий.

Часть 1 ст. 4.8 КоАП РФ закрепляет положения о том, что сроки исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Можно привести следующие примеры исчисления сроков согласно КоАП РФ:

— часами (срок административного задержания);

— сутками (срок временного запрета деятельности; срок административного ареста; срок подачи жалобы);

— днями (срок рассмотрения дела; срок подачи жалобы);

— месяцами (срок административного расследования; срок лишения специального права; срок дисквалификации);

— годами (сроки административных наказаний).

При более подробном анализе норм об исчислении сроков не совсем ясной представляется ситуация со сроками, характеризующимися оценочными понятиями. Среди таких можно привести, например, «немедленно» (срок составления протокола, срок объявления постановления), «незамедлительно» (срок уведомления военной комендатуры или воинской части об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы), «в возможно короткий срок» (срок доставления), «в кратчайший срок» (срок уведомления о месте нахождения задержанного лица) и т.д.

При рассмотрении данного вопроса Т.Р. Мещерякова предлагает временные отрезки «немедленно» и «незамедлительно» исчислять в минутах . На наш взгляд, с подобной позицией вряд ли можно согласиться.

Оценивая содержание понятия «немедленно», целесообразно отметить его нераздельную связь с такими категориями, как немедля, срочно, безотлагательно, незамедлительно, без замедления, враз, сейчас (же), сей же час, тут же, сию (же) минуту (секунду) и т.д.

То есть мы приходим к тому, что «немедленно», «незамедлительно» и «сию минуту» — это синонимы, но это не дает оснований говорить нам об исчислении данных категорий в минутах. Так как, по нашему мнению, оценочные категории вообще проблематично заключать в какие-либо временные границы. Не случайно многие авторы, предлагая классифицировать сроки по критерию определения их продолжительности, вышеуказанные категории включали в группу неопределенных сроков, т.е. сроков совершения процессуальных действий, временная продолжительность которых законом четко не определена.

Таким образом, отмечая известную новизну предложения Т.Р. Мещеряковой об исчислении сроков «немедленно» и «незамедлительно» в минутах, стоит отметить, что данные сроки достаточно проблематично относить к категории сроков, исчисляемых минутами.

Так, п. 2 ст. 28.8 КоАП РФ гласит: «Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения)». Понятно, что в данном случае «немедленно» может затянуться и на часы. В соответствии с п. 3 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту. Представляется ясным, что данную категорию не всегда корректно исчислять минутами. С момента вынесения решения постановление одномоментно вступает в законную силу, и течение какого-либо срока не подразумевается.

Аналогичные ситуации возникают и при исчислении сроков с использованием категории «незамедлительно».

В действующих нормативных правовых актах, регулирующих производство по делам об административных правонарушениях, применяются и такие оценочные понятия, как «в возможно короткий срок» и «в кратчайший срок».

Анализируя данные категории, мы пришли к выводу, что данные сроки также не совсем корректно было бы предлагать закреплять в определенные временные рамки. «В возможно короткий срок» (при первой возможности) и «в кратчайший срок» являются синонимами, оба срока указывают на самый возможно малый временной промежуток их исчисления. Так, согласно п. 1 ст. 4.8 КоАП РФ им является час, но они могут быть осуществлены и за более малый промежуток времени, например несколько минут. Согласно п. 3 ст. 27.3 КоАП РФ по просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы) и защитника. Как представляется, совершение данных действий может растянуться и на несколько часов.

В юридической литературе высказывалось мнение, что в целях соблюдения принципа своевременности, защиты прав и свобод человека и гражданина для неопределенного срока должен быть определен их максимум.

Противоположной позиции придерживается профессор А.С. Дугенец, который указывает на невозможность установления максимальной продолжительности сроков, так как это может негативно отразиться на содержании работы соответствующих должностных лиц. Они будут вынуждены осуществлять указанные действия помимо основной работы .

В то же время проблема исчисления указанных выше процессуальных сроков решена в ФЗ «О полиции» путем указания на максимальный размер данных сроков.

Так, п. 7 ст. 14 содержит следующие положения: задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания имеет право на один телефонный разговор. Или другой пример: согласно п. 5 ст. 19 в случае причинения гражданину телесных повреждений полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников.

Однако приведенные новации не всегда возможно применять к положениям КоАП РФ. Возникает неопределенность по вопросу продолжительности сроков, напрямую зависящих от обстоятельств, указанных в п. 2 ст. 27.2 КоАП РФ. Закрепление какого-либо точного срока доставления представляется в настоящее время невозможным из-за того, что в конкретных ситуациях длительность доставления может отличаться в разы, например, из-за различной длительности маршрутов, которые необходимо преодолеть, наличия или отсутствия транспортных средств, погодных условий и т.п.

Т.Р. Мещерякова, предлагая дополнить текст КоАП РФ ст. 1.9 «Исчисление сроков», не упоминает о такой временной единице измерения сроков, как минуты, а говорит лишь о часах, рабочих днях, сутках, месяцах и годах . В предлагаемых положениях автор акцентирует внимание на том, что началом течения срока является день, следующий за тем, с которым связывается начало срока. В других же положениях Т.Р. Мещерякова допускает иное исчисление начала срока, а именно если в срок включался день, с которым связывали начало исчисления срока (например, непосредственный день наступления события), то соответствующим днем (день истечения срока) будет предыдущий по названию день, а если нет — то будет соответствовать дню начала срока. Не совсем ясно, какое из предложенных положений относительно начала исчисления срока использовать правоприменителю в рамках конкретного правоотношения.

В свою очередь Н.Н. Цуканов предлагает исчислять сроки, предусмотренные КоАП РФ, годами, месяцами, сутками и часами, не включая в данный перечень категорию «день», однако в предлагаемых им нормах «О порядке исчисления сроков, установленных законодательством об административных правонарушениях» он все же говорит о сроках, исчисляемых днями. Автор срок, исчисляемый днями, рассматривает по правилам, установленным для суток. Далее он пишет, что срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Таким образом, сроки, исчисляемые днями, по мнению автора, также истекают в 24 часа, следовательно, исчисление сроков в днях и сутках осуществляется одинаково.

Н.Н. Цуканов также рассматривает такую разновидность срока, как «дневной срок», данная категория представляется нам неопределенной, так как автор не раскрывает содержание ее понятия и в рамках КоАП РФ она не закреплена.

Далее автор пишет, что, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока является ближайший следующий за ним рабочий день. Однако остается не ясным, применима ли данная норма к срокам, исчисляемым сутками, или нет.

Подобное предложение по совершенствованию административного законодательства предлагает и Т.Н. Хохлова. Она исчисляет сроки годами, месяцами или днями, указывая в своей работе на нецелесообразность применения двух разных категорий «дни» и «сутки». Оценивая новаторство предложенного автором подхода, необходимо отметить ряд нерассмотренных аспектов данного вопроса. Так, не раскрыты правила исчисления для конкретных сроков и не исследована такая категория, как «сутки», что вряд ли является допустимым.

В действующих нормах КоАП РФ при исчислении сроков совершения одних и тех же процессуальных действий устанавливаются различные временные единицы их измерения. Так, например, согласно ч. 1 ст. 30.3 жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток, а в ч. 3 анализируемой статьи закреплено, что подача жалобы на постановление по делам об административных правонарушениях осуществляется в пятидневный срок.

Совместное использование данных понятий приводит к неоднозначному пониманию, так как из приведенного примера видно, что категория «день» применяется в значении «сутки». Возникает вопрос о целесообразности закрепления в ст. 4.8 КоАП РФ положений, которые содержат различные правила исчисления для данных категорий срока. Представляется необходимой корректировка либо норм вышеуказанной статьи, либо положений КоАП РФ, в которых одновременно используются категории «день» и «сутки».

Далее считаем целесообразным рассмотреть вопрос возможности переноса срока. Исследуя правило о переносе окончания сроков на следующий день, А.А. Гараев приходит к выводу о том, что оно не должно применяться к производству по делам об административных правонарушениях ввиду недопустимости применения аналогии закона.

Так, например, при рассмотрении вопроса об исчислении сроков днями в ст. 4.8 КоАП РФ устанавливается, что срок, исчисляемый днями, истекает в его последний день. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, его последним днем считается первый следующий за ним рабочий день. Таким образом, в данном случае предусматривается возможность переноса срока. Однако при исчислении срока сутками он истекает в 24 часа последних суток. Законодатель не устанавливает возможность переноса срока с нерабочего дня на следующий за ним рабочий при исчислении срока в сутках.

Анализ действующих норм КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что исчисление срока одних и тех же процессуальных действий в различных временных единицах может привести к нарушению равенства прав участников административного процесса. В сложившейся ситуации граждане, являющиеся субъектами тех или иных процессуальных действий, могут обладать не равными временными периодами для их совершения. Подобная ситуация может привести к нарушению конституционного принципа равенства перед законом и судом, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ.

Так, в КоАП РФ существуют нормы, где один и тот же срок предусмотрен и сутками, и днями. Например, согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае попадания окончания срока на нерабочий день, например воскресенье, ни в коем случае не переносится на понедельник, и срок истечет в 00.00, а так как фактически физическое лицо не сможет в нерабочие дни обратиться с подачей жалобы, данный срок будет уменьшен, в конкретном примере — до 8 дней, что, на наш взгляд, представляется неправомерным.

На наш взгляд, положение о переносе последнего дня процессуального срока с нерабочего дня на первый следующий за ним рабочий день усиливает защиту прав и законных интересов участников административного производства.

В ст. 4.8 КоАП РФ также указано, что если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным. То есть при исчислении срока сутками можно решить данный вопрос, не «теряя времени», воспользоваться организацией связи и отправить жалобу и в выходной день, в этом случае срок не будет пропущен.

Статья 30.3 КоАП РФ содержит норму, исчисляемую днями, а именно в ч. 3 данной статьи сказано, что жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56 КоАП РФ, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копии постановления, это означает, что при попадании окончания данного срока на нерабочий день срок переносится на следующий за ним рабочий день, т.е. если срок заканчивается в субботу, то он может быть перенесен на понедельник, тем самым быть растянутым до 7 дней.

Слово «сутки» означает астрономический оборот Земли, т.е. от 00.00.01 до 00.00.00, в то же время «день» означает светлое время суток — от рассвета до заката, полагаем, что в данном случае применили слово «день» в значении «сутки».

Тогда не ясно, с какой целью законодатель в ст. 4.8 КоАП РФ предусматривает различные правила для исчисления сроков днями и сутками.

Анализируя правовое регулирование исчисления сроков по делам об административных правонарушениях, мы предлагаем использовать следующее правило. Если срок исчисляется в сутках и его течение начинается «со дня», то во внимание должны приниматься лишь полные сутки без учета часов. Если же начало срока связывается законодателем с каким-либо моментом («с момента», «немедленно» и т.д.), то во внимание должны приниматься часы и минуты.

Представляется, что при разработке норм ст. 4.8 КоАП РФ, содержащей правила исчисления сроков, целесообразно было предусмотреть трудности, которые могут возникнуть при их применении.

Вопрос: Является ли установленный в ст. 28.5 КоАП РФ срок составления протокола об административном правонарушении пресекательным? (Консультация эксперта, 2009)

Вопрос: Является ли установленный в ст. 28.5 КоАП РФ срок составления протокола об административном правонарушении пресекательным?
Ответ: Согласно ч. 1 ст. 28.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Как указано в ч. 3 ст. 28.5 КоАП РФ, в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 4 Постановления от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указал, что несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных ст. ст. 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
На данную позицию обратили внимание и контролирующие органы (см., например, Письмо УФНС России по г. Москве от 21.04.2006 N 09-10/031928@).
Арбитражные суды также указывают, что установленный в ст. 28.5 КоАП РФ срок составления протокола об административном правонарушении не является пресекательным (см., например, Постановления ФАС Центрального округа от 22.10.2009 N А54-1860/2009, ФАС Уральского округа от 26.01.2009 N Ф09-10574/08-С1, ФАС Северо-Кавказского округа от 10.09.2009 N А32-12147/2009-51/140-79АЖ, ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2009 N А66-1958/2009, ФАС Московского округа от 13.11.2009 N КА-А40/10349-09, ФАС Волго-Вятского округа от 05.11.2009 N А17-2981/2009 и от 16.03.2009 N А17-4673/2008).
При этом судами было также указано, что несоблюдение установленного ст. 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении не является достаточным основанием для отказа в привлечении лица к административной ответственности, поскольку протокол об административном правонарушении составлен в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Таким образом, установленный в ст. 28.5 КоАП РФ срок составления протокола об административном правонарушении не является пресекательным.
Л.Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
18.12.2009

Виды сроков в административном праве

Если в качестве критерия классификации установленных КоАП РФ сроков избрать последствия их нарушения, то все предусмотренные и реализуемые в производстве по делам об административных правонарушениях сроки в самом общем виде можно поделить на три условные группы:1) давностные. Истечение данных сроков является юридическим фактом, существенно изменяющим ход производства по конкретному делу об административном правонарушении либо даже прекращающим его. Наиболее ярким примером является ст. 4.5 КоАП РФ. Истечение указанных сроков является обстоятельством, исключающим производство по делу (п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ), кроме случаев, когда производство выражается в реализации положений главы 30 КоАП РФ. К давностным можно отнести сроки обжалования (ст. 30.3 КоАП РФ), истечение которых влечет вступление соответствующего постановления в законную силу;2) процессуальные сроки (в узком смысле этого слова) — нормативно установленные периоды для совершения определенных процессуальных действий. К их числу относятся сроки, установленные ч. 2 ст. 28.1.1, ст. 28.5, ч. 3 ст. 28.6, ч. 2, 3.1, 5 ст. 28.7, ст. 28.8 и т.д. КоАП РФ. Нарушение данных сроков, хотя и может влечь негативные последствия для виновных должностных лиц, но не является «существенным недостатком протокола» и не влечет последствий, аналогичных нарушению давностных сроков (речь идет о сроках, предусмотренных КоАП РФ)3) принудительные сроки — временные периоды, в течение которых возможно применение предусмотренных КоАП РФ мер принуждения, например: ч. 2 ст. 27.2, ст. 27.3, ч. 1 ст. 27.17 КоАП РФ и т.д. Истечение указанных сроков требует немедленного прекращения применения соответствующих мер принуждения.Будут вопросы, пишите мне или выходите в чат, постараюсь ответить.Не забывайте оценивать ответы юристов!

Вопрос №86. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях.

  • Копипастить статьи 26.3-26.8 сюда я не вижу смысла, если будет необходимость – посмотрите сами. В этих статьях описываются:

  • 26.3 – объяснения лица, в отношении которого ведется ПпдоАП, показания потерпевшего, свидетелей

  • 26.4 – экспертиза

  • 26.5 – взятие проб и образцов

  • 26.6 – вещественные доказательства

  • 26.7 – документы

  • 26.8 – показания специальных технических средств

  • Основной срок в ПпдоАП – давность привлечения к АО. Согласно ст. 4.5 постановление по делу об АП не может быть вынесено по истечении двух месяцев (если рассматривает судья – 3 месяцев) со дня совершения АП. Для длинного перечня АП (за нарушения законодательства об экспортном контроле, бюджетного, валютного законодательства и т.п.) – по истечении 1 года.

  • Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию: Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

  • ст. 27.2:

  • 2. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

  • ст. 27.3 (хотя в ней срока я не нашел) Административное задержание – до 48 часов (с санкции суда может быть продлено до 30 суток)

  • Статья 27.17. Срок временного запрета деятельности

  • 1. Срок временного запрета деятельности не должен превышать пять суток.

  • 2. Срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

  • Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

  • 1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

  • 2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

  • 3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

  • Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

  • 1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

  • 1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

  • 2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

  • 3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56 (нарушение избирательных прав) настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

  • 4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

  • 5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

  • Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

  • 1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

  • 2. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

  • 3. для жалоб на постановления по делам о нарушении избирательных прав (список конкретных статей) – 5 дней.

  • Статья 30.5. Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

  • 1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.

  • 1.1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.

  • 2. Жалобы на постановления по делам о нарушении избирательных прав – 5 дней со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.

  • 3. Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.

  • 4. Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.

  • Статья 30.16. Пределы и сроки рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста.

  • 3. Решение по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.

  • Статья 31.5. Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания

  • 1. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

  • 2. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

  • Статья 31.9. Давность исполнения постановления о назначении административного наказания

  • 1. Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

  • Вопрос №87. Подведомственность дел об административных правонарушениях.

  • Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл. 23 этого Кодекса:1) судьями (мировыми судьями);

  • 2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

  • 3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. Федеральными органами исполнительной власти и иными государственными органами, уполномоченными в соответствии с гл. 23 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, являются:органы внутренних дел (полиция);органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;налоговые органы;таможенные органы;пограничные органы;федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда; органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ;

  • органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов;

  • органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда;

  • органы рыбоохраны;

  • и еще примерно 100500 органов (всякие транспортные, жилищные инспекции…)

  • Читаем КоАП – 23 глава + веселая статья 28.3 (должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об АП)

  • Наконец, у кого есть желание, для совсем подробного изучения нюансов подведомственности по делам об АП рекомендую почитать лекцию по адресу http://www.humanities.edu.ru/db/msg/48675

  • >Вопрос №88. Участники производства (глава 25 КоАп).
  • Глава 25 КоАп России относит к числу участников ПпдоАп, как правило, невластных субъектов.

  • Исключение составляет ст. 25.11. КоАП России, определяющие правовой статус прокурора. Данная статья устанавливает, что прокурор в ПпдоАП является равноправным участником процесса, обладающим вместе с тем отдельными властными полномочиями, связанными с возбуждением ПпдоАП или обеспечением законности при его ведении.

  • Прокурор в пределах своих полномочий вправе: возбуждать ПпдоАП; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

  • Участники ПпдоАП условно подразделяются на две группы:

  1. имеющие самостоятельный процессуальный интерес;

  2. не имеющие самостоятельного процессуального интереса, но способствующие судьям, органам, их должностным лицам, ведущим ПпдоАП.

  • К первой группе относятся (ст.ст. 25.1-25.5, 25.11 КоАП России):

  • лицо, в отношении которого ведется ПпдоАП

  • потерпевший

  • законные представители физических или юридических лиц

  • защитник и представитель

  • прокурор

  • Во вторую группу включаются (ст.ст. 25.6-25.10 КоАП России):

  • свидетель

  • понятой

  • специалист

  • эксперт

  • переводчик

  • Вопрос №89. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

  • Стадии производства по делу об АП:

  • Возбуждение дела об АП

  • Рассмотрение дела об АП

  • Пересмотр постановления (решения) по делу об АП

  • Исполнение постановления по делу об АП

  • Содержание стадии возбуждения дела об АП:

  1. обнаружение поводов и оснований возбуждения дела об АП

  2. составление протокола осмотра места совершения АП

  3. административное расследование (факультативно – если указано)

  4. составление должностным лицом протокола об АП либо вынесение прокурором постановления о возбуждении дела об АП

  5. применение мер обеспечения производства по делу об АП

  6. сбор и фиксация доказательств, направление запросов и поручений, истребование сведений

  • Основание возбуждения дела об АП – достаточные данные, указывающие на наличие события АП.

  • Содержание стадии рассмотрения дела об АП:

  1. подготовка к рассмотрению дела об АП

  2. рассмотрение дела об АП

  3. вынесение и объявление постановления по делу об АП

  • Содержание стадии пересмотра постановления (решения) по делу об АП не вступившего в законную силу:

  1. подготовка к рассмотрению жалобы (протеста) на постановление по делу об АП

  2. рассмотрение жалобы (протеста) на постановление по делу об АП

  3. вынесение и оглашение решения, вынесенного по жалобе (протесту) на постановление по делу об АП

  • Содержание стадии пересмотра постановления (решения) по делу об АП в порядке надзора:

  1. принятие жалобы (протеста) к рассмотрению в порядке надзора

  2. рассмотрение жалобы (протеста) и вынесение постановления в порядке надзора

  • Содержание стадии исполнения постановления по делу об АП

  1. обращение постановления к исполнению

  2. приведение в исполнение постановления

  3. разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления (отсрочка, рассрочка, приостановление, прекращение…)

  4. окончание производства по исполнению постановления о назначении АН

  5. поворот исполнения постановления о назначении АН

Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях, правовые последствия их несоблюдения

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях:

(а) сроки давности привлечения к административной ответственности;

(б) срок направления истребованных судьей сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений;

(в) сроки рассмотрения дела об административных правонарушениях;

(г) сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении;

(д) срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию и др.

Сроки давности привлечения к административной ответственности. Сроки давности привлечения к административной ответственности рассмотрены в ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

  • постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения;
  • постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения таких административных правонарушений как: нарушение законодательства об экспортном контроле; о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе; об исключительной экономической зоне Российской Федерации; патентного, антимонопольного, валютного законодательства; законодательства об охране окружающей среды; законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; законодательства об охране здоровья граждан; в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью; о безопасности дорожного движения (в части правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего); об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках…; об использовании атомной энергии; о налогах и сборах; о защите прав потребителей; о государственном регулировании цен; о естественных монополиях; об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; о рекламе; об электроэнергетике; о лотереях; о выборах и референдумах; об участии в долевом строительстве многоквартирных домов; о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью; о рынке ценных бумаг; о клиринговой деятельности; об организованных торгах; об инвестиционных фондах; о негосударственных пенсионных фондах; нарушение законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; нарушение иммиграционных правил, правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан; правил привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан; законодательства о банкротстве; о размещении заказов на поставки товаров… для государственных и муниципальных нужд; об организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках; о пожарной безопасности; о промышленной безопасности; о безопасности гидротехнических сооружений; о градостроительной деятельности; о техническом регулировании; о собраниях, митингах, демонстрациях…; об охране объектов культурного наследия; об исполнительном производстве;
  • постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения таких административных правонарушений, как нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шести лет со дня совершения такого административного правонарушения, как нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

При длящемся административном правонарушении сроки, указанные выше, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

  • постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административных правонарушений, влекущих применение административного наказания в виде дисквалификации, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения).

Приостановление срока давности. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.18 КоАП РФ («Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним»), в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 — 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Статья 14.9. Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления; ст. 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке; ст. 14.31.1. Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35%; ст. 14.31.2. Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности); ст. 14.32. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности; ст. 14.33. Недобросовестная конкуренция.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП РФ).

Исчисление сроков (ст. 4.8 КоАП РФ). Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

Сроки рассмотрения дела об административных правонарушениях. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении:

  • 15 дней — от дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела;
  • 2 месяца — от дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Эти сроки могут быть продлены судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц;

  • 5 дней — со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела, если оно связано с правонарушениями, которые предусмотрены ст. 5.1 — 5.25, 5.45—5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые связаны с избирательным правом и процессом;
  • в день получения протокола об административном правонарушении, если его совершение влечет административный арест либо административное выдворение, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению:

  • в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу;
  • в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.

Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1—5.25, 5.45—5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.

Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.

Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу (ст. 30.5. КоАП РФ).

Правовые последствия несоблюдения процессуальных сроков в производстве. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» от 27 декабря 2007 г. № 52 говорится, что «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях допускается продление только двухмесячного срока рассмотрения дел, а течение срока давности привлечения к административной ответственности приостанавливается исключительно в предусмотренном ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ случае, подготовку к рассмотрению дела необходимо начинать в возможно короткие сроки после поступления судье протокола об административном правонарушении и других материалов дела». Иначе может наступить истечение срока давности привлечения к административной ответственности и решения, принятые судьей, будут связаны с нарушением принципа законности в административном производстве.

Поэтому указанное постановление требует:

  • «в том случае, когда Кодексом установлены сроки совершения названных в определении судьи процессуальных действий (например, направления истребованных судьей сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений), в целях своевременного выполнения соответствующих действий эти сроки необходимо указывать в определении» (п. 10 постановления);
  • «судам не следует оставлять без внимания факты несоблюдения установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях сроков выполнения указанных в определении судьи процессуальных действий, особенно в тех случаях, когда эти нарушения привели к истечению срока давности привлечения к административной ответственности до рассмотрения дела по существу. Учитывая, что этим Кодексом не предусмотрена возможность вынесения какого-либо процессуального документа, в котором могло быть обращено внимание соответствующих организаций и должностных лиц на факты несвоевременного совершения названных в определении судьи процессуальных действий, на выявленные нарушения необходимо реагировать путем направления писем» (п. 10 постановления);
  • «в целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу» (п. 14 постановления).

В отношении исчисления процессуальных сроков при возвращении судьей протокола должностному лицу, которое его составило, в связи с обнаружением недостатков постановление уточняет, что в данной ситуации днем получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела следует считать дату поступления ему материалов дела с устраненными недостатками.

Истечение срока давности по КоАП РФ: новое в практике или единичный случай?

С 2008 г. я занимаюсь административным производством (со стороны различных административных органов), и все это время и мне, и судам было очевидно: если правонарушение совершено (обнаружено), к примеру, 10.07, то двухмесячный срок давности истекает 10.09 и — самое важно — эта дата является последним днем срока давности, когда еще можно вынести постановление.

Но этой весной все изменилось, и наш АС вдруг начал считать по-другому: теперь если правонарушение совершено (обнаружено) 10.07, то срок истекает 09.09 и выносить постановление после этой даты нельзя.

При этом суд не утруждает себя мотивировками, а просто ссылается на кассационное определение коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 04.04.2017 № 305-АД16-16921.

А в этом определении сказано вот что (прошу прощения за обширную цитату):

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 4.8 КоАП РФ (действующей с 07.12.2011) сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.

В силу примечания к статье 4.8 КоАП РФ ее положения не применяются, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.

Таким образом, положения части 1 статьи 4.8 КоАП РФ об исчислении срока, определенного периодом, со следующего дня после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока, не отменяют установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ специальный порядок исчисления срока для вынесения постановления по делу об административном правонарушении со дня совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, вменяемое правонарушение было совершено предприятием 13.02.2016 – момент поступления спорного почтового 6 отправления с нарушением предусмотренного Нормативами срока в ОПС адресата.

Указанное обстоятельство установлено как в оспариваемом постановлении Тверского РОСП, так и судами при рассмотрении настоящего дела.

Соответственно, течение двухмесячного срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для вынесения постановления по делу об административном правонарушении, начинается с 13.02.2016 – со дня совершения административного правонарушения, а заканчивается 12.04.2016 – в дату, определенную с учетом части 2 статьи 4.8 КоАП РФ и примечания к указанной статье, соответствующую истечению двухмесячного срока.

Таким образом, привлечение предприятия к административной ответственности после 12.04.2016 является недопустимым.

Аналогичная позиция исчисления сроков давности привлечения к ответственности изложена в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», согласно которой сроки давности привлечения к уголовной ответственности оканчиваются по истечении последнего дня последнего года соответствующего периода (например, если преступление небольшой тяжести было совершено 12 августа 2010 года в 18 часов, то срок давности в данном случае начинает течь 12 августа 2010 года, последний день срока давности – 11 августа 2012 года, по истечении которого, т.е. с 00 часов 00 минут 12 августа 2012 года, привлечение к уголовной ответственности недопустимо). При этом не имеет значения, приходится ли окончание сроков давности на рабочий, выходной или праздничный день.

Учитывая изложенное, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения предприятия к ответственности истек к моменту вынесения Тверским РОСП оспариваемого постановления от 13.04.2016 о привлечении к административной ответственности.

Изложу по порядку, почему я с такой позицией не согласен.

Во-первых, если я ничего не путаю, кассационное определение судебной коллегии ВС РФ — это отнюдь не тот судебный акт, которым надлежит руководствоваться другим судам.

Во-вторых, коллегия при рассмотрении дела об административном правонарушении сослалась на постановление Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 19 по уголовным делам. (Что уже само по себе… ммм… удивительно.) При этом, на мой взгляд, коллегия в судорожных поисках зацепки по аналогии не учла, что в УК РФ отсутствует норма об определении момента истечения срока, что, возможно, и побудило Пленум к такому разъяснению. Напротив, в КоАП РФ такая норма имеется (ч. 2 ст. 4.8), что исключает необходимость руководствоваться какими-либо аналогиями. И эта норма вполне понятно гласит (на примере двухмесячного срока):

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца.

В-третьих, возможно, осознавая зыбкость опоры на «уголовку», коллегия сослалась на примечание к ст. 4.8 КоАП РФ:

Положения настоящей статьи не применяются, если другими статьями настоящего Кодекса установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.

И далее торжественно нашла эту «другую» статью: ч. 1 ст. 4.5 КоАП рФ. Которая говорит, что срок давности исчисляется со дня совершения правонарушения.

Так ведь с этим никто и не спорит! Вопрос не в том, когда с какого дня срок начинает исчисляться, а когда он заканчивается! И ответ на этот вопрос лежит не пленуме по «уголовке» и не в УК РФ, а нашем родном КоАП РФ.

В-четвертых, КоАП РФ действует с 2002 г., а постановление Пленума ВС РФ, на которое в апреле 2017 г. сослалась коллегия, действует — с 2013 г. Выходит, что суды 15 лет (или 4 года, смотря откуда считать) выносили и выносят заведомо неправосудные решения ввиду неправильно определения срока давности, а какие-то трое судей из коллегии по экономическим спорам вдруг достали с дальней полки пленум по «уголовке» и внезапно прозрели? Но вот их коллеги так не считают и как выносили до апреля 2017-го, так и выносят совершенно противоположные решения.

Вот, например, постановление ВС РФ от 09.10.2014 № 305-АД14-61(1):

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в предписании № 12-ЮБ-13/50480-прд от 27 ноября 2012 г. Федеральной службы по финансовым рынкам срок его исполнения был установлен до 27 декабря 2012 г.

Следовательно 27 декабря 2012 г. являлся последним днем исполнения предписания, а 28 декабря 2012 г. – днем совершения правонарушения.

При таких обстоятельствах по настоящему делу двухмесячный срок давности привлечения ООО «Росгосстрах» к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ начал исчисляться с 28 декабря 2012 г. и истек 28 февраля 2013 г.

Таким образом, 28 февраля 2013 г. постановление о назначении ООО «Росгосстрах» административного наказания вынесено с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Или постановление ВС РФ от 07.03.2018 № 8-АД18-2 (заметьте, позже рассматриваемого определения):

Из материалов дела усматривается, что в предписании от 14 апреля 2016 г. № 6/1/1 срок его исполнения установлен до 1 ноября 2016 г.

Следовательно, 31 октября 2016 г. являлся последним днем исполнения предписания, а 1 ноября 2016 г. — днем совершения правонарушения.

При таких обстоятельствах по настоящему делу трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начал исчисляться с 1 ноября 2016 г. и истек 1 февраля 2017 г.

Таким образом, 1 февраля 2017 г. постановление о назначении обществу административного наказания вынесено мировым судьей с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.

Смею заверить вас, что таких постановлений и за 2016-й, и за 2017-й, и за 2018-й года уйма.
Как видно, судьи из административной коллегии ВС РФ то ли не знают об открытии их коллег, то ли просто предпочитают судить по старинке, но надежно, то есть по КоАП РФ, а не по УК РФ.

Но! Я вполне допускаю, что могу где-то ошибаться или вовсе чего-то не знать. Может, я страшно заблуждаюсь.
Буду весьма благодарен за ваши соображения по проблеме.

О порядке исчисления сроков в производстве по делам об административных правонарушениях. Статьи по предмету Административное право

Вернуться к списку статей по юриспруденции

    О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
    Н.Н. ЦУКАНОВ
    Тема сроков в производстве по делам об административных правонарушениях не получила в юридической литературе должного освещения, а имеющиеся на эту тему отдельные исследования <1> не охватывают всей палитры существующих проблем. В контексте данного вопроса наибольшую сложность для правоприменителя представляют, на наш взгляд, три проблемы.
    ———————————
    <1> См., напр.: Дугенец А.С. Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14. М., 1995. 206 с.; заслуживающая внимания попытка сформулировать статью, определяющую порядок исчисления сроков в производстве по делам об административных правонарушениях, была предпринята Т.Н. Хохловой (см.: Хохлова Т.Н. Производство по делам об административных правонарушениях в федеральных органах налоговой полиции: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14. М., 2002. С. 43).
    1. Сложность точного определения момента начала течения установленного срока. Например, согласно ст. 31.1 КоАП РФ момент вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу по общему правилу связан с истечением десятидневного срока со дня вручения или получения копии постановления соответствующим лицом. Однако точно определить момент получения такой копии (в случае ее направления почтой) далеко не всегда оказывается возможным. В отдельных случаях законодателем предпринимались попытки нормативного решения подобных вопросов. Например, согласно ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Считаем, что в нашем случае решение данной проблемы должно базироваться на использовании установленных законодательством Нормативов частоты сборов из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции <2>.
    ———————————
    <2> См.: Об утверждении Нормативов частоты сборов из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции: Постановление Правительства РФ от 24 марта 2006 г. N 160.
    Определение момента вступления постановления в законную силу существенно усложняется тем, что реализовать свое право обращения с жалобами на одно и то же постановление по делу могут одновременно различные субъекты.
    В отдельных случаях причиной подобной проблемы является нарушение законодателем правил юридической техники. Например, согласно ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении, а в исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, а равно Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, начальником вышестоящего органа на срок до шести месяцев. Исходя из данной формулировки, трудно понять, каким же может быть максимальный срок административного расследования по делам об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.24 КоАП РФ: 6 или 7 месяцев? Ситуация несколько усугубляется тем, что, регламентируя вопрос о продлении сроков, законодатель использует различные формулировки применительно к месячному сроку и указанию 6 месяцев. В этих условиях подразделения ГИБДД ОВД по Красноярскому краю, стремясь исключить возможные нарушения со своей стороны, ориентируются на срок 6 месяцев. На наш взгляд, используемое законодателем словосочетание «до шести месяцев» имеет отношение к сроку, на который продлевается административное расследование после истечения первоначального месячного срока. Следуя подобной логике, закономерен вывод о том, что максимальный срок административного расследования составляет 7 месяцев. В любом случае полагаем, что данная неопределенность должна быть исключена из КоАП РФ.
    2. Отсутствие в КоАП РФ правил исчисления сроков в производстве по делам об административных правонарушениях. Объяснить данный факт достаточно трудно, учитывая, что иные кодифицированные нормативные акты, регламентирующие процессуальные отношения, подобные правила содержат (например, глава 9 ГПК РФ, глава 10 АПК РФ, глава 17 УПК РФ и т.д.). Для использования же аналогии при преодолении нормативных пробелов, как известно, требуется определенная юридическая квалификация, которой обладают далеко не все сотрудники милиции. В итоге доминирующее значение в разрешении данных вопросов в органах внутренних дел приобретает правоприменительная практика.
    По общему правилу если срок исчисляется годами или месяцами (например, ст. 4.5 КоАП РФ), то его течение должно начинаться на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. При таком подходе, если правонарушение совершено, например, 1 июня 2009 г., то окончание годичного срока давности произойдет в 24 часа 1 июня 2010 г. При этом не имеет значения, високосный год или нет. Подобный подход содержится в ст. 191 ГК РФ (ч. 1), ст. 113 АПК РФ, ст. 107 ГПК РФ, ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая), ст. 57 проекта Кодекса административного судопроизводства <3>.
    ———————————
    <3> См.: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: проект N 381232-4 // СПС «КонсультантПлюс».
    Соответственно, если правонарушение произошло 10 июня, то течение двухмесячного срока начнется 11 июня, а его окончание произойдет в 24 часа 10 августа <4>. При этом если данный месяц не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последние сутки этого месяца.
    ———————————
    <4> См.: Постановление Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. N 34-ад06-1: Обзор судебной практики за IV кв. 2005 г. // СПС «КонсультантПлюс».
    Сложнее выглядит ситуация со сроками, исчисляемыми сутками. По общему правилу течение подобного срока завершается в 24 часа последних суток срока (см. ч. 2 ст. 128 УПК РФ, ч. 5 ст. 114 АПК РФ, ч. 3 ст. 108 ГПК РФ и т.д.). В настоящий момент по общему правилу при исчислении сроков не принимаются в расчет те сутки, с которых начинается течение сроков. Данное правило находит свое отражение в ч. 4 ст. 113 АПК РФ, ч. 3 ст. 107 ГПК РФ, ст. 191 ГК РФ (ч. 1). Это же закреплено в ч. 3 ст. 57 проекта Кодекса административного судопроизводства. Аналогично решался данный вопрос и в ст. 103 УПК РСФСР. Но в ч. 1 ст. 128 действующего УПК РФ данное правило по какой-то причине связывается только со сроками, исчисляемыми месяцами. Обратив на это внимание, А.С. Есина делает вывод о том, что при исчислении сроков сутками учитываться должен в том числе первый день, когда произошел юридически значимый факт, влекущий начало уголовно-процессуальных отношений <5>. Однако данный вывод не подтверждается практикой уголовного судопроизводства и противоречит положениям, изложенным в учебной литературе по уголовно-процессуальному праву <6>.
    ———————————
    <5> См.: Есина А.С. Комментарий к ст. 128 — 131 главы 17 УПК РФ. Процессуальные сроки // СПС «КонсультантПлюс».
    <6> См., напр.: Уголовно-процессуальное право: Учебник / Под ред. П.А. Лупинской. М.: Юрист, 2005 // СПС «КонсультантПлюс»; Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ. 6-е изд., перераб и доп. / Отв. ред. И.Л. Петрухин. М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2008 // СПС «КонсультантПлюс» и т.д.
    В ряде статей КоАП РФ в качестве единицы срока используется день. В абсолютном большинстве случаев данная мера используется как единица, тождественная суткам (см. ч. 1 ст. 28.2, ч. 3 ст. 28.6, ч. 1 ст. 30.5 и т.д.). Однако в ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ законодателем в данный термин, как представляется, вкладывается иной смысл. Согласно данной норме дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении. Можно предположить, что в данном случае течение срока начнется в тот рабочий день, когда были получены соответствующие материалы, а не в последующий день, как это принято в иных случаях.
    По общему правилу если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Важно отметить, что аналогичные правила отражены в ч. 2 ст. 128 УПК РФ, ст. 193 ГК РФ (ч. 1), ч. 4 ст. 14 Трудового кодекса РФ, ч. 2 ст. 108 ГПК РФ (согласно ч. 3 ст. 113 АПК РФ в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни).
    Если в качестве критерия классификации установленных КоАП РФ сроков избрать последствия их нарушения, то все предусмотренные и реализуемые в производстве по делам об административных правонарушениях сроки в самом общем виде можно поделить на три условные группы:
    1) давностные. Истечение данных сроков является юридическим фактом, существенно изменяющим ход производства по конкретному делу об административном правонарушении либо даже прекращающим его. Наиболее ярким примером является ст. 4.5 КоАП РФ. Истечение указанных сроков является обстоятельством, исключающим производство по делу (п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ), кроме случаев, когда производство выражается в реализации положений главы 30 КоАП РФ. К давностным можно отнести сроки обжалования (ст. 30.3 КоАП РФ), истечение которых влечет вступление соответствующего постановления в законную силу;
    2) процессуальные сроки (в узком смысле этого слова) — нормативно установленные периоды для совершения определенных процессуальных действий. К их числу относятся сроки, установленные ч. 2 ст. 28.1.1, ст. 28.5, ч. 3 ст. 28.6, ч. 2, 3.1, 5 ст. 28.7, ст. 28.8 и т.д. КоАП РФ. Нарушение данных сроков, хотя и может влечь негативные последствия для виновных должностных лиц, но не является «существенным недостатком протокола» <7> и не влечет последствий, аналогичных нарушению давностных сроков (речь идет о сроках, предусмотренных КоАП РФ);
    ———————————
    <7> См.: О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5.
    3) принудительные сроки — временные периоды, в течение которых возможно применение предусмотренных КоАП РФ мер принуждения, например: ч. 2 ст. 27.2, ст. 27.3, ч. 1 ст. 27.17 КоАП РФ и т.д. Истечение указанных сроков требует немедленного прекращения применения соответствующих мер принуждения.
    Полагаем, что перечисленные правила применимы к давностным и процессуальным срокам, но требуют существенных оговорок относительно принудительных сроков.
    Во-первых, здесь в случаях, когда такие сроки исчисляются годами, или месяцами, или сутками, их течение должно включать в качестве первого учетного дня тот (пусть даже неполный день), когда соответствующая мера принуждения фактически начала применяться, как это, например, должно применяться в отношении порядка исчисления сроков дисквалификации или лишения специального права, предоставленного физическому лицу.
    К сожалению, законодатель усложняет данную проблему, часто обозначая момент начала течения срока без видимой, логически обоснованной необходимости различными способами: «со дня», «с момента», «после» и т.д. Данная особенность достаточно ярко проявляется в ситуациях, когда сроки исчисляются сутками или часами. Полагаем, что как минимум применительно к принудительным срокам должно применяться следующее правило (при условии внесения в КоАП РФ определенных изменений, например, в ч. 5 ст. 4.5, ч. 2 ст. 28.5, ч. 1 ст. 28.8, ч. 2 ст. 28.9 и т.д., данное правило, возможно, приобретет универсальный характер). Если срок исчисляется в сутках и его течение начинается «со дня», то во внимание должны приниматься лишь полные сутки без учета часов (глава 27 КоАП РФ в настоящий момент не содержит подобных норм). Если же начало срока связывается законодателем с каким-либо моментом («с момента», «немедленно» и т.д.), то во внимание должны приниматься часы и минуты. Общее время применения меры принуждения, таким образом, не должно превышать установленный законом временной интервал. Например, согласно ст. 27.17 КоАП РФ срок временного запрета деятельности исчисляется в сутках и начинается с момента фактического прекращения деятельности филиалов и т.д. Рассматривая вопрос о том, как исчислять временный запрет деятельности, если протокол составлен в конце рабочего дня, Верховный Суд Российской Федерации отмечает, что «…в протоколе должны содержаться дата его составления и время фактического прекращения деятельности лица, привлекаемого к ответственности, которые могут отличаться друг от друга. Временный запрет деятельности следует исчислять со времени фактического прекращения деятельности, указанного в протоколе» <8>. Аналогичным образом должны решаться вопросы, связанные с реализацией положений ч. 4 ст. 27.5, ч. 2.1 ст. 27.13 КоАП РФ.
    ———————————
    <8> Обзор Судебной практики за IV квартал 2005 г. // СПС «КонсультантПлюс».
    Административное задержание исчисляется часами, следовательно, механизм расчета срока административного ареста должен учитывать данную единицу времени. Именно поэтому А.С. Дугенец обращает внимание, что «в правоприменительной практике нередки случаи, когда в постановлениях судьи не указывается время (часы) начала срока отбывания административного ареста, и поэтому в таких случаях работниками милиции срок содержания, как правило, исчисляется только с момента доставления лица в специальное учреждение, что противоречит требованиям ч. 3 ст. 32.8 КоАП России» <9>. Следует только добавить, что предусмотренное ч. 3 ст. 32.7 КоАП РФ должно быть реализовано вне зависимости от указания на это судьи. В приведенном случае сотрудники соответствующего специального приемника обязаны самостоятельно учитывать данные протокола административного задержания.
    ———————————
    <9> Дугенец А.С. Административная ответственность в российском праве: Дис. … докт. юрид. наук: 12.00.14. М., 2005. С. 314.
    Принудительные сроки достаточно часто выражаются в определенном количестве часов. В соответствии с ч. 1 ст. 103 УПК РСФСР при исчислении сроков не принимался в расчет час, которым начиналось течение срока. Сегодня данное правило прямо не отмечено в ст. 128 УПК РФ, однако существует правило, согласно которому процессуальные сроки, исчисляемые часами, оканчиваются по истечении последнего полного часа <10>. Полагаем, что применительно к исчислению принудительных сроков подобное решение не может применяться. Так, непонятно, зачем в протоколе, например, административного задержания указывается точное время его начала (если часы округляются, то нет необходимости отражать минуты). Кроме того, при округлении текущего часа неизбежно возникает возможность применения меры принуждения более того срока, который предусмотрен законом. Если же речь идет, например, о сроке, предусмотренном ч. 3 ст. 27.5 КоАП РФ, то его превышение хотя бы на одну минуту влечет нарушение ч. 2 ст. 22 Конституции РФ.
    ———————————
    <10> См., напр.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу (постатейный). Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. В.И. Радченко, В.Т. Томина, М.П. Полякова. М.: Юрайт-Издат, 2006 // СПС «КонсультантПлюс»; Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ. 6-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. И.Л. Петрухин. М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2008 // СПС «КонсультантПлюс».
    Во-вторых, течение принудительного срока, конечно, не может продлеваться на период праздничных и выходных дней. Это правило, кстати, действует и в уголовно-процессуальном законодательстве (ч. 2 ст. 128 УПК РФ).
    3. Отсутствие в КоАП РФ правила, позволяющего решать вопрос о том, когда срок не считается пропущенным невластным субъектом. В данном случае речь идет о сроке, предусмотренном ст. 30.3 КоАП РФ. Здесь также следует учитывать тот опыт, который был накоплен в иных сферах процессуального законодательства (например, ст. 129 УПК РФ, ч. 5 — 7 ст. 114 АПК РФ, ч. 3 — 4 ст. 108 ГПК РФ, ст. 194 ГК РФ (ч. I)).
    В завершение изложенных рассуждений и учитывая, что данная проблема имеет как процессуальное, так и материально-правовое значение, предлагается дополнить КоАП РФ ст. 1.9 «О порядке исчисления сроков, установленных законодательством об административных правонарушениях» следующего содержания:
    «1. Сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются годами, месяцами, сутками, часами. Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, сутками, начинается на следующие сутки после соответствующей даты или наступления события, которыми определено его начало, за исключением случаев, когда настоящим Кодексом предусмотрен иной порядок исчисления сроков. При исчислении сроков, связанных с применением мер принуждения, предусмотренных настоящим Кодексом, учитываются сутки, с которых началось применение указанной меры принуждения. При этом, если моментом начала течения соответствующего срока является начало применения соответствующей меры принуждения, исчисляемой в часах или сутках, учету подлежит время, с которого началось применение указанной меры принуждения.
    2. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.
    3. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последние сутки этого месяца.
    4. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи.
    5. При исчислении сроков, связанных с применением мер принуждения, когда моментом начала течения соответствующего срока является начало применения соответствующей меры, одни сутки считаются равными 24 часам.
    При исчислении срока в часах один час считается равным 60 минутам.
    6. Срок, исчисляемый днями, рассчитывается по правилам, установленным для суток. В случае, предусмотренном ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ, дневной срок ограничен протяженностью того дня, в который судом были получены соответствующие материалы.
    7. Если последний день срока приходится на нерабочий, днем окончания срока является ближайший, следующий за ним рабочий день, за исключением случаев исчисления сроков применения предусмотренных настоящим Кодексом мер принуждения.
    8. Срок не считается пропущенным, если жалоба до истечения срока сдана на почту, передана лицу, уполномоченному их принять, а для лиц, подвергнутых административному аресту, лиц, в отношении которых судом принято решение об их содержании в специальных помещениях до административного выдворения за пределы Российской Федерации, лиц, находящихся в медицинском или психиатрическом стационаре, — если жалоба до истечения срока сдана администрации соответствующего учреждения.
    9. Если документ направляется в соответствии с требованиями настоящего Кодекса потерпевшему или лицу, в отношении которого в установленном порядке составлен протокол об административном правонарушении, по указанному ими месту жительства (регистрации), такой документ считается полученным указанными лицами по истечении установленных законодательством контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции.
    10. Продление, приостановление, восстановление, сокращение сроков допускается лишь в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом».

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *