Порядок уплаты земельного налога

В Налоговом кодексе прописаны все основные моменты, касающиеся уплаты налога на землю. Конкретные нюансы, касающиеся размеров отчислений, льгот и сроков перечисления, содержатся в локальных законодательных актах.

Физическими лицами

Уплата земельного налога гражданами происходит в соответствии с уведомлением, рассылаемым им ответственными за сбор налогов органами.

При нахождении участка в совместной долевой собственности каждым собственником уплачивается сумма, пропорциональная его доле в общем имуществе.

Исчисление земельного налога происходит на основе кадастровой стоимости земли, которая ежегодно определяется кадастровой службой. Преимуществом физических лиц является отсутствие необходимости самостоятельно заниматься расчетами, так как за них это делают представители налоговых органов.

Граждане должны перечислять указанную сумму в местный бюджет до 1 декабря года, идущего за отчетным.

Льготы по земельному налогу для юридических лиц положены при наличии законных оснований.

Как узнать сумму земельного налога? Смотрите .

Юридическими лицами

Компаниям и организациям, в отличие от физических лиц, в 2019 году приходится производить расчет суммы налога самостоятельно. Для этого они должны следить за тем, какая кадастровая стоимость установлена для находящихся в их собственности земельных участков на начало каждого года.

Для юридических лиц местными властями могут быть установлены авансовые платежи. В таком случае предприятиям придется производить уплату налога ежеквартально в размере ¼ от годовой суммы.

Всеми юрлицами, обязанными производить уплату земельного налога, должна своевременно подаваться заполненная декларация в налоговую службу.

Пенсионерами

В стандартных случаях уплата налога на землю пенсионерами производится на общих для физических лиц основаниях. Федеральное законодательство не предусматривает для вышедших на пенсию граждан каких-либо специальных единых льгот, однако их могут назначать местные власти в отдельных городах и регионах.

Детальную информацию о них можно узнать в отделении ФНС по месту жительства.

Размер

Налоговой базой для определения размера налога на земельный участок служит его кадастровая стоимость. Она ежегодно определяется специалистами кадастровой службы на начало отчетного периода с учетом актуальной рыночной цены на аналогичные объекты.

Конкретная ставка налога, используемая для расчета точной суммы, определяется муниципальными органами власти.

Юридическим лицам приходится производить подсчет подлежащей уплате суммы самостоятельно, в то время как физические лица, в том числе ИП, делать этого не должны, так как они получают уведомления с конкретными цифрами от налоговой службы.

ФНС использует сведения, предоставляемые органами, которые отвечают за регистрируемую недвижимость.

Налоговая ставка

Обязанность по установке ставки земельного налога лежит на муниципалитетах, которые при этом должны отталкиваться от цифр, прописанных в 394-й статье НК.

Предельный размер налога не может быть более 0,3% от кадастровой стоимости таких земель:

  • сельскохозяйственных;
  • используемых для возведения жилых зданий и обустройства сопутствующей инфраструктуры;
  • находящихся под садами/огородами и подсобными хозяйствами;
  • спецземель, оборот которых ограничен.

Во всех остальных случаях верхняя планка налоговой ставки – 1,5% от кадастровой стоимости земли.

Налоговый и отчетный периоды: чем определяются и в чем разница

На федеральном уровне возможность введения налога на земельные владения определена главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вердикт о том, будет ли земельный налог уплачиваться на территории каждого отдельного города или сельского округа, принимают представительные органы муниципалитетов, например, советы депутатов или земские собрания. Если такое решение принято, то этим же органам власти доверено определить нюансы установленного фискального платежа.

Но свобода местных законотворцев ограничена положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, например, им не дано право изменять продолжительность налогового периода по земельному налогу. Она равна календарному году. Это означает, что все расчеты налога производятся за временной отрезок с 1 января по 31 декабря каждого года.

Однако местные представительные органы вправе:

  • зафиксировать собственные ставки фискального платежа в рамках, установленных в Налоговом кодексе Российской Федерации,
  • установить регламент совершения платежей,
  • определить даты совершения платежей.

Также им дано право не вводить отчетные периоды по земельному налогу, то есть периоды, за которые организации обязаны совершить нормативно обусловленные действия, например, уплатить авансы или представить промежуточные расчеты.

Надо ли отчитываться по налогу на землю в течение года

Как и по другим налогам, организации-землевладельцы по итогам налогового периода отчитываются в фискальные органы, представляя декларацию в срок не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим налоговым периодом. Это определено положениями Налогового кодекса Российской Федерации и не подлежит изменению местными законодателями, как и то, что налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.

Установление отчетных периодов — прерогатива местных законотворческих органов. Но отчетные периоды не могут быть иными, чем определенные в Налоговом кодексе Российской Федерации: первый, второй и третий кварталы года.

Свое решение представительные органы муниципалитетов закрепляют в нормативных правовых актах, которые обязательны к публикации. Краткую информацию по каждому из них (номер, дату принятия, название принявшего органа и прочие) возможно найти на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации в разделе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Если отчетные периоды установлены, то по итогам каждого из них организации, владеющие землей, обязаны осуществлять авансовые платежи по налогу на землю.

Обязанность по представлению промежуточных расчетов по итогам отчетных периодов по земельному налогу отсутствует.

Уточним также, что представлять фискальный расчет по земельному налогу требуется только организациям. Для остальных владельцев земли такой обязанности не установлено.

Действующим законодательством определено, что владеющие земельными наделами граждане и организации, являются плательщиками земельного налога. Данный бюджетный платеж относится к категории местных налогов и регламентирован гл. 31 НК РФ.

Для того чтобы расчеты с бюджетом были произведены верно, необходимо правильно определить налоговый период по земельному налогу.

Несмотря на то, что данный бюджетный платеж введен в действие на федеральном уровне, все нюансы его применения утверждаются муниципалитетами. Закон предусматривает достаточно широкий спектр полномочий местных властей. Так, например, им предоставлена возможность на основании реальной картины определить ставку бюджетного платежа в пределах обозначенного налоговым правом диапазона. Также муниципалитеты могут установить для своей территории для налогоплательщиков конкретные сроки проведения расчетов с бюджетом.

При этом местные власти жестко ограничены в определении такой характеристики налога, как налоговый период.

Налоговый период по налогу на землю

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Что это означает? Главным образом то, что исчисление суммы налога осуществляется за период пользования землей с 1 января по 31 декабря.

Однако помимо такого понятия как налоговый период, для уплаты налога на землю важную роль играет отчетный период по земельному налогу, который может быть установлен только для юрлиц, являющихся собственниками земли. Для выяснения, установлен ли он и какой для налога на земельный надел, налогоплательщик должен также руководствоваться актами муниципалитетов, так как определение отчетного периода для этого бюджетного платежа опять же является прерогативой местных властей.

Налоговым законодательством, в частности ст. 393 НК РФ, отчетный период установлен в виде квартала (1, 2, 3 и 4 квартал). Тем не менее, если налоговым периодом по земельному налогу является календарный год в обязательном порядке и изменять этот временной интервал никто не вправе, то для отчетного периода ст. 393 НК РФ предусмотрена возможность полной отмены на территории муниципалитетов.

Если местные власти все же установили отчетный период, это требование обязывает всех налогоплательщиков-организаций вносить по итогам отчетных периодов авансовые платежи по налогу на земельные наделы.

Ежегодно юридические лица, которые имеют в собственности участки земли, должны отчитываться перед местным бюджетом, представляя налоговую декларацию по налогу на землю. Сделать это налогоплательщику необходимо не позднее 1 февраля по окончании налогового периода. Данное требование распространяется только на организации. Соответственно, физические лица, являющиеся владельцами земельных наделов, в том числе ИП, по данному налогу декларацию не сдают.

Вывод: налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Определение отчетного периода осуществляется местными властями, и их может и не быть. Узнать, какой отчетный период установлен на территории конкретного муниципалитета, налогоплательщик может, обратившись к местному законодательству.

Порядок оплаты земельного налога для юрлиц

Общий порядок и сроки уплаты земельного налога определены в ст. 396–397 НК РФ. В сравнении с 2017 годом для 2018 года изменений в них нет.

Конкретные сроки для оплаты авансовых платежей (если имеет место решение об их уплате) и самого земельного налога устанавливаются представительными муниципальными органами путем принятия соответствующих нормативных актов. Например, в Москве это последний день месяца, следующий за отчетным кварталом (п. 2 ст. 3 закона г. Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2004 № 74).

Налогоплательщики-юрлица самостоятельно исчисляют суммы авансовых платежей и налога исходя из принятых в регионе ставок и правил. Муниципальные органы управления вправе утверждать налоговые ставки для отдельных категорий земельных участков, не нарушая при этом предельных значений, установленных в ст. 394 НК РФ.

См. «Ставка земельного налога в 2017-2018 годах».

Об ожидаемых изменениях в ставках земельного налога читайте в материале » Новая шкала ставок земельного налога».

Также местные власти могут устанавливать обязанность для налогоплательщиков-организаций уплачивать налог в виде авансовых платежей. Если она будет определена, то юрлица должны ежеквартально платить ¼ от суммы, равной произведению установленной в регионе ставки, умноженной на кадастровую стоимость земли.

Налог по итогам года уплачивается как оставшаяся неуплаченной сумма налога (т. е. за вычетом авансов). Она должна быть внесена в местный бюджет в установленный в регионе срок.

Пример расчета налога на землю см. в материале «Как рассчитать земельный налог в 2018 году (пример)?».

Об алгоритмах расчета налога при изменении кадастровой стоимости читайте в материале «Расчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости».

Как заплатить земельный налог физическим лицам

С 2015 года для физлиц и ИП действует единый порядок уплаты земельного налога (п. 4 ст. 397 НК РФ). Они уплачивают налоги на основании полученных из ИФНС уведомлений. При этом фискальный орган не может прислать уведомление за срок, превысивший 3 налоговых периода.

В случае неполучения уведомления в срок граждане, владеющие землей, должны подать соответствующие сведения о находящемся в их собственности (постоянном пользовании) земельном участке в территориальную ИФНС. Эта обязанность для налогоплательщиков установлена в п. 2.1 ст. 23 Налогового кодекса. Передавать такую информацию следует по специально разработанной форме, скачать которую можно .

Контроль за уплатой земельного налога осуществляет ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если участок расположен на территории нескольких ИФНС, то обязанность осуществлять контроль за начислением и уплатой земельного налога ложится на каждую из них.

Если земельный участок был получен физлицом по наследству, то налог начисляется со дня вступления в наследство. За участки, выделенные под застройку, на протяжении первых 3 лет при расчете земельного налога используется повышающий коэффициент 2. Он применяется до сдачи построенного жилищного объекта в эксплуатацию, а затем излишне уплаченные суммы земельного налога (поскольку по факту получения прав собственности на объект недвижимости до истечения 3-летнего срока должен начать применяться коэффициент 1) возвращаются налогоплательщику.

Подробности см. в материале «Коэффициент земельного налога в 2017 году».

Если земельный участок перешел в собственность налогоплательщика до 15-го числа, то для расчета налога этот неполный месяц учитывается как полный. А если после 15-го числа — то налог начинает начисляться со следующего месяца. Аналогичные правила действуют при выбытии участка из собственности: если это событие произошло до 15-го числа месяца, то данный месяц при расчете налога не учитывается, а если после 15-го — месяц в расчете участвует.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *