Содержание

Квалификационная характеристика специалиста по социальной работе в УИС.

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 26

Специалист по социальной работе в уголовно-исполнительной системе предназначен для профессиональной деятельности в учреждениях и органах, исполняющих наказания, реализации ресоциализационной, психолого-педагогической, воспитательно-профилактической, и правозащитной функций в отношении различных категорий осужденных. Ее цель – ресоциализация лиц, отбывающих уголовные наказания. Органы и учреждения УИС обеспечивают необходимые условия для использования специалистов в полном соответствии с полученной ими квалификацией. Специалист в области социальной работы назначается на должность начальствующего состава и осуществляет профессиональную деятельность в социальной службе.

Социальный работник в УИС — многофункциональный специалист, готовый к организационно-управленческой, исследовательско-аналитической и научно-педагогической деятельности. Основные направления его профессиональной деятельности:

— социальная работа с осужденными, отбываю­щими наказание в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

— ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из учреждений, исполняющих наказания;

— воспитательно-профилактическая работа с лицами, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы.

Тройственная ориентация профессиональной деятельности предусматривает соответствующую дифференциацию задач, решаемых специалистом, так,основными задачами профессиональной деятельности социальных работников с осужденными к лишению свободы являются:

— социально-психологическая и социально-педагогическая диагностика лиц, отбывающих уголовные наказания;

— разработка и внедрение социальных и индивидуальных программ исправления осужденных;

— организация и осуществление индивидуальной и групповой терапевтической, коррекционной работы, социально-правовой защиты осужденных;

— участие в организации и управлении воспитательным процессом в основных видах деятельности осужденных в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания;

— координация усилий сотрудников, представителей государственных органов, социальных служб, организаций, заинтересованных граждан и иных субъектов по исправлению и ресоциализации осужденных, их социальной адаптации после освобождения;

— участие в работе по созданию дифференцированных условий отбывания наказания и их социальном обеспечении;

— применение в рамках полномочий социальных мер, стимулирующих позитивное поведение осужденных, личностную активность в разрешении трудных жизненных ситуаций;

— анализ результатов социальной работы с осужденными, обобщение и распространение положительного опыта и выработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Среди основных задач социальных работников по ресоциализации и социальной адаптации лиц, освобождаемых из учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, принято выделять:

— организацию и осуществление комплекса мероприятий по ресоциализации осужденных в период отбывания наказания и социальной адаптации после их освобождения;

— организацию трудового и бытового устройства освобождаемых осужденных;

— разнообразную подготовку к освобождению, восстановление трудовых и профессиональных навыков, формирование опыта межличностных отношений и общения, готовности удовлетворять свои потребности некриминальным способом;

— формирование социально полезных связей осужденных, навыков функционирования в семье, ближайшем социальном окружении, неформальных группах;

— оказание помощи в решении жилищно-бытовых и иных социальных проблем освобождаемых и освобожденных из учреждений УИС;

— содействие освобожденным в восстановлении социального статуса, получении законных льгот, их социально-правовая реабилитация;

— обеспечение взаимодействия и координации деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с государственными, общественными, благотворительными, религиозными учреждениями и организациями по ресоциализации и социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы.

Основными задачами специалистов по социальной работе в области воспитательно-профилактической работы являются:

— участие в исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества;

— организация и осуществление социально-воспитательной работы с лицами, отбывающими наказания, не связанными с лишением свободы;

— воспитательно-профилактическая работа с лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания;

— профилактика рецидивной преступности среди лиц, освободившихся из исправительных учреждений;

— обеспечение взаимодействия УИС с другими государственными органами, общественными организациями, работодателями, семьями в социальной профилактике правонарушений.

Профессиональный профиль специалиста по социальной работе УИС, должен соответствовать содержанию деятельности, а также его представлениях о возможностях личностной самореализации. На этом основании необходимо остановиться на квалификационных требованиях к нему.

Совершенно очевидно, что социальный работник пенитенциарной системы должен обладать качествами, знаниями, навыками, присущими всем представителям данной профессии, изложенными в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Наряду с этим специалист по социальной работе, осуществляющий свою деятельность в уголовно-исполнительной системе, может реализовать вышеназванные задачи только в том случае, если он владеет рядом специфических знаний, умений, навыков и иных характеристик, обусловленных профессиональными особенностями. Среди них выделим три группы: общепрофессиональные; специальные; специализированные;

Общепрофессиональная подготовленность требует от специалиста:

-профессиональной компетентности;

— знаний специфики работы в различной социальной среде, раз­личных субкультурах;

— знаний и умений использовать положительный отечественный и зару­бежный опыт социальной работы, в том числе и в различных пенитенциарных системах;

— развития способностей обеспечивать посредничество и взаимосвязи между личностью и микросредой, различными социальными группами, общественными и государственными структурами;

— уметь оказывать влияние на отношения между людьми, ситуа­цию в малой группе, стимулировать клиента к социально значимой деятельности;

— умений работать в условиях неформального общения, способс­твуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента;

— знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в станов­лении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также роли бессознательных механизмов в поведении человека;

— уметь дать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственного психического состояния, владеть приемами психодиагностики и произвольной психической саморегуляции;

— научного представления о социологическом и социаль­но-психологическом подходах к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах, видах социальных процессов;

— знаний типологии, об основных источниках возникновения и разви­тия массовых социальных движений, формах социальных взаимодейс­твий, факторах социального развития, типах и структурах социальных организаций;

— владеть основами социологического анализа;

— знать основы общей и социальной педагогики, формы, средства и методы педагогической деятельнос­ти и владеть ими;

— владеть навыками анализа ситуаций, организации и решения педагогических задач;

— знать формы и методы просвещения и воспитательной работы с различными категориями осужденных и сотрудников;

— знаний национальных особенностей быта и семейного воспита­ния; народных традиций регионов, а также умений учитывать их в работе;

— знать порядок и организацию опеки, попечительства, усынов­ления, лишения родительских прав, направления в специальные учеб­но-воспитательные учреждения;

— знать организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни, уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Группа специальных знаний, умений, навыков, необходимых специалисту по социальной работе включает в себя:

— знания, владение методами научных исследований и профессиональной деятельности в УИС:

— владение методикой и технологией социального прогнозирова­ния и проектирования, и также использования полученных знаний в ре­альных социальных проектах;

— владение процедурой и методиками социальных инноваций, твор­ческого использования инновации в практике социальной работы;

— знание особенности социальной экологии, методов оценки сос­тояния окружающей среды, владение экологической культурой;

— умение разрешать актуальные проблемы геронтологии, организовать медико-социальное обслуживание людей пожилого и старческого возраста;

— научное представление о природе и путях предупреждения и коррекции социальных девиаций, основах социальной ра­боты с девиантами и представителями групп риска;

— готовность применять полученные знания в решении современных проблем занятости населения, вести социальную работу среди безра­ботных, мигрантов, оказывать им моральную и материальную поддерж­ку, помощь в трудоустройстве, владение методикой социальной реаби­литации;

— знание и умение применять методы социальной статистики, использования статистических измерений в социальной работе;

— умение вести социальную работу с учетом современной этнографической и демографической ситуации;

— знание конкретного опыта деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения и умение использовать его в практической деятельности;

— владение методикой исследовательской работы при анализе конкретных явлений и процессов в социальной сфере, умение исполь­зовать и внедрять полученные результаты исследований;

— умение использовать в практической деятельности особен­ности специализированной подготовки: организации помощи населе­нию, социальной работы с молодежью, семьями и детьми, социальной реабилитации и трудотерапии, геронтологии и работы с пожилыми людьми и инвалидами, организации пенсионного обеспечения населе­ния, экономики и менеджмента в социальной сфере;

— знание прав и свобод человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;

— знание основ российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;

— умение использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав.

В сфере профессиональной пенитенциарной социальной работы (специализации) специалист должен:

— знать основы конституционного, гражданского, семейного, трудового, жилищного и других отраслей права;

— знать нормы уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, уметь осу­ществлять свою деятельность в их рамках;

— знать основные концепции причин преступности, и роль социальной работы в борьбе с нею;

— владеть методами осуществления социальной профилактики;

— использовать стандартизированные методы сбора информации об индивидуальных различиях и социально-психологических явлениях в среде осужденных, способы ее математической обработки, в том числе с использованием ЭВМ;

— знать процедурные особенности психодиагностики осужденных их общностей и среды;

— осуществлять социальную диагностику, выявлять социальные проблемы, потребности конкретного осужденного, их групп, коллективов, их причины и определять пути разрешения;

— участвовать в организации и управлении воспитательным процессом с осужденными;

— участвовать в составлении характеристик и программ исправления осужденных, разрабатывать программы социальной работы (ресоциализации) с осужденными и социальной помощи группам осужденных, а также обеспечивать их исполнение;

— осуществлять социально-правовую защиту, отстаивать интересы осужденных во всех сферах их жизнедеятельности;

— своевременно ставить перед руководством ИУ и органами местной власти вопросы соответствующего обеспечения осужденных условиями проживания, питанием, работой, медицинской помощью;

— осуществлять индивидуальную помощь, консультирование по вопросам пенсионного, материально-финансового, социального обеспечения, различных видов страхования осужденных;

— организовывать и реализовывать комплекс социально-педагогических мероприятий по ресоциализации осужденных в период отбывания наказания;

— осуществлять с первых дней пребывания в ИУ подготовку осужденных к освобождению, содействовать приобретению ими образования, профессии и восстановлению трудовых навыков;

— содействовать поддержанию, восстановлению и формированию социально полезных связей осужденных, навыков функционирования в семье, общения в ближайшем социальном окружении, неформальных группах;

— оказывать помощь осужденным в восстановлении социального и гражданского статуса, получении ими законных льгот, социально-правовой защите и поддержке в процессе отбывания наказания и непосредственно после освобождения;

— вести учет и анализировать результаты социальной работы, степень исправления и готовности осужденных к жизни на свободе;

— уметь взаимодействовать с другими сотрудниками учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, иными субъектами исправления осужденных, координировать их участие в социальной работе с осужденными;

— знать и уметь применять методы и технологию социальной работы с различными категориями осужденных;

— владеть социально-психологическими основами урегулирования конфликтов, профилактики субкультуры в среде осужденных;

— знать структуру и функции системы и орга­нов, исполняющих наказание, нормативно-правовые, управленческие, психологические основы их деятельности как в обычных, так и в экстремальных условиях.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что специалист по социальной работе в УИС является в значительной степени универсалом, но при этом его «универсализм» имеет достаточно четкие предметные границы, заданные жизненными проблемами клиентов – осужденных и возможными путями их разрешения. Социальный работник не подменяет, да и не может заменить, специалистов других отделов и служб ИУ, равно как и они не могут выполнять его функции. В этой связи необходимо выделить еще одну принципиальную особенность профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в УИС – ее пограничный характер. Содержание и инструментарий социальной работы в пенитенциарных учреждениях включает в себя элементы многих видов «помогающей» деятельности осужденным и соответственно обуславливает систему профессиональной подготовленности.

Профессиональная компетентность, то есть специальные знания, не могут быть реализованы без наличия профессионально важных качеств социального работника. В совокупности профессиональная компетентность и профессионально важные качества образуют уровень его профессионализма. Требования к личности социального работника отражаются в психограмме и профессиограмме.

Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Специалист по социальной работе»

Пояснительная записка
к профессиональному стандарту «Специалист по социальной работе»
Раздел I. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, обобщенных трудовых функций

Развитие российского общества сопровождается множеством социальных проблем, возникающих под воздействием экономических, политических, демографических, природных и других факторов. Растущая быстрыми темпами социальная и имущественная дифференциация населения, безработица, рост количества беженцев, мигрантов и маргинальных групп, неблагоприятная экологическая обстановка и сложная демографическая ситуация послужили причинами актуализации проблем, связанных с социальной помощью, поддержкой, реабилитацией отдельного человека, различных групп и общества в целом. В такой сложной ситуации особенно остро ощущается потребность в высококвалифицированных, компетентных специалистах в области социальной работы, от деятельности которых существенно зависит реализация социальной политики государства.

Социальная работа – одна из самых молодых профессий в современной России. Несмотря на продолжительную историю осуществления практической деятельности в области социальной защиты населения, должность и общеотраслевая квалификационная характеристика специалиста по социальной работе, предназначенного для профессиональной деятельности в области социально-экономической поддержки, медико-социальной и психолого-педагогической помощи семье в сфере социальной профилактики и реабилитации, социальной работы в трудовых коллективах, службе занятости и т.д., утверждена Постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92. На сегодняшний день документ утратил силу. В новом Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих квалификационная характеристика специалиста по социальной работе отсутствует.

Трансформация современного российского государства по-новому ставит вопрос о сущности, задачах, направленности и ценностях социальной работы и требует новых подходов к ее осмыслению.

На сегодняшний день существует большое количество определений понятия «социальная работа», характеризующих эту деятельность в узком и широком смыслах.

В большинстве случаев используется узкий подход к социальной работе, связанный с оказанием помощи и поддержки слабозащищенным категориям населения, содействием человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.

Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности направлена на оказание государственного и негосударственного содействия в решении социальных проблем отдельных личностей, слоев и групп, на создание условий, которые благоприятствуют восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.

Это вид профессиональной деятельности, обеспечивающей посредничество между личностью, социумом и государством. Она имеет полифункциональную структуру, ядром которой выступают профессиональные действия, направленные на социальную помощь человеку, на поддержание и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.

Общим в большинстве подходов к социальной работе является то, что объекту социальной работы (индивиду, нуждающемуся в поддержке) отводится роль пассивного агента. Такое понимание социальной работы, когда деятельность в ее сфере сводится к оказанию помощи и поддержки, зачастую провоцирует формирование среди представителей этих слоев населения пассивной, иждивенческой модели поведения. Особенно важно при рассмотрении становления социальной работы как социокультурного явления отметить неспособность таких людей к самоорганизации.

В современной социальной работе помощь не является самоцелью. Основные усилия целенаправленных действий профессиональной социальной работы ориентированы на создание условий, при которых гражданин будет социально функционировать на принципах самодостаточности, что соответствует принятому Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 15 ноября 1995 года Закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и проекту Закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (2013 год).

В широком смысле социальная работа представляет собой социальную деятельность общества по обеспечению социализации граждан всех возрастов и категорий, участвующих в разных видах деятельности. Главная ее цель – достижение благополучия индивида и общества, гуманизация их взаимоотношений и сопряжение интересов, создание условий для всестороннего развития граждан.

Еще на Международном форуме социальных работников в Монреале (Канада, 2000 год) подчеркивалось, что профессия “социальная работа” способствует реализации социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений и укреплению свободы человека и его права на достойную жизнь.

Социальная работа и социальное образование являются важнейшими инструментами улучшения социального самочувствия населения, гармонизации возникающих противоречий (особенно в сфере труда и заработной платы, занятости, соблюдения безопасных условий жизнедеятельности).

Квалифицированные специалисты в области социальной работы призваны содействовать социальной сплоченности общества, формировать у граждан солидарную ответственность за состояние дел в коллективе, учреждении, на предприятиях всех форм собственности и в обществе в целом.

Без участия квалифицированных специалистов, профессионально занимающихся вопросами реализации государственной социальной политики, невозможно сформировать у граждан такие свойства личности, как патриотизм, уважение к закону, соблюдение гражданских прав и свобод, уважительное отношение не только к правам, но и к ответственному их соблюдению.

Для построения стабильного, благополучного общества и предотвращения негативных социальных явлений в будущем социальная работа должна не только удовлетворять базовые социальные интересы и потребности личности, социальных групп и общества в целом, но и развивать и регулировать социальные отношения в обществе в сторону их большей гармонизации и стабилизации, стратегического согласия и консенсуса, что является непременным условием полноценного и стабильного функционирования всей общественной системы.

Цель социальной работы – содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем. Средства достижения этой цели – высвобождение и развитие ресурсов человека и его социального окружения, осуществление необходимых социальных перемен.

Однако на сегодняшний день социальная работа в России менее всего ориентирована на продвижение и реализацию данной цели. В настоящее время ее реальной ориентацией является в основном поддержание минимального уровня благосостояния наиболее уязвимых категорий населения.

Для выведения социальной работы на уровень гармонизации отношений в обществе, обеспечения социального благополучия человека и общества необходима не только реализация экономической и социальной функции государства, но и изменение системы ценностей общества, соответствующих 7 статье Конституции РФ о социальном государстве. Социальные ценности имеют особое значение для реализации сущности и целей социальной работы, для развития профессионализма социальных работников, формированиия компетенций, отвечающих современным требованиям.

Таким образом, цель профессиональной деятельности специалиста по социальной работе: гармонизация личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, семьям и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, для улучшения жизнедеятельности и (или) повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей, либо для предупреждения возникновения трудной жизненной ситуации посредством социальной защиты, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной сферы.

Для обеспечения сферы социальной защиты населения специалистами, готовыми к реализации поставленной цели, необходима разработка профессионального стандарта в этой области деятельности, в котором будут заложены минимально необходимые требования к профессиональному уровню работников с учетом качества выполняемой работы.

Стандарт профессиональной деятельности специалиста по социальной работе даст представление гражданам – получателям социальных услуг или мер социальной поддержки о сущности работы специалиста, к которому они обращаются со своими проблемами, позволит сформировать обоснованные социальные ожидания.

Самим специалистам по социальной работе профессиональный стандарт даст алгоритм профессиональной деятельности, который позволит в многообразии индивидуальных особенностей конкретной ситуации найти правильное решение, профессиональный инвариант и реализовать важнейшие профессионально обоснованные действия.

Профессиональный стандарт позволит работодателям оценить и повысить профессионализм своих работников, активизировать их мотивацию, добиться повышения эффективности и качества труда.

Профессиональный стандарт для сферы образования выступит в качестве основы для корректировки федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, разработки методических материалов и выбора форм и методов обучения в системе профессионального образования и внутрифирменного обучения персонала.

Для органов управления образованием профессиональный стандарт создаст возможность сформулировать реальные и измеримые результаты обучения в системе профессионального образования.

Для образовательных учреждений профессиональный стандарт создаст основу для разработки: образовательных программ, учебных курсов и учебно-методических материалов для различных целевых групп (студенты системы профессионального образования, взрослое население, нуждающееся в совершенствовании компетенций, безработные граждане, желающие трудоустроиться и т.д.).

Таким образом, профессиональный стандарт несет в себе очевидные преимущества для населения, работников организаций системы социальной защиты, работодателей, образовательных учреждений и органов управления образованием.

При разработке государственного профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» важно учитывать не только характеристику российского рынка труда, федеральные и региональные потребности в кадрах, владеющих компетенциями на уровне бакалавра, специалиста или магистра социальной работы. Определенное значение имеет международное разделение труда для соблюдения гражданских прав и повышения мобильности специалистов в области социальной работы. Важно учитывать те уровни их профессиональной подготовки, которые сложились в Европе и мире. Социальное образование должно ориентироваться как на Болонский процесс, так и на развитие прикладного бакалавриата как нового явления в кадровом обеспечении социальных служб и органов управления ими.

В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятым Государственным Комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Постановление N 454-ст от 6 ноября 2001 г.), профессия «специалист по социальной работе» относится к разделу I «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение», подразделу 75.12 «Государственное управление социальными программами», который включает деятельность по предоставлению социальных услуг и 75.30, который включает деятельность в области обязательного социального обеспечения и к разделу II «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», подразделу 85.31 «Предоставление социальных услуг», который включает предоставление социальных услуг с обеспечением проживания и без обеспечения проживания.

В соответствии с общероссийским классификатором занятий (ОКЗ), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 298, профессия «специалист социальной работы» относится к нескольким базовым группам: в рамках составной группы 123 «Руководители функциональных служб и других подразделений», которые осуществляют руководство деятельностью функциональных подразделений (служб); направляют, планируют, регулируют и координируют работу персонала учреждения, организации или предприятия, осуществляют свои должностные обязанности при общем руководстве руководителя учреждения, организации или предприятия и во взаимодействии с руководителями других структурных подразделений (служб); выполняемые ими обязанности включают: определение и постановку целей, задач, направлений функциональной деятельности и выбор оптимальных путей и средств их реализации; регулирование работы в подразделении (службе); осуществление административно-распорядительной деятельности; обеспечение своевременности и качества выполнения работ или оказание услуг, своевременного учета и контроля; руководство работниками подразделения (службы), в рамках составной группы 244 «Специалисты в области общественных и родственных наук», которые ведут научно-исследовательскую работу, разрабатывают и совершенствуют концепции и методы, практически применяют полученные знания, а также оказывают социальные услуги; основные обязанности специалистов этой профессиональной группы включают: анализ ситуации и прогнозирование процессов, происходящих в области общественных отношений, разработку проектов и программ решений соответствующих проблем; оказание социальных услуг; в их обязанности в некоторых случаях может входить руководство другими работниками.

В соответствии с характеристикой базовой группы 2446 «Специалисты в сфере социальных проблем» (специалисты высшего уровня квалификации) специалисты изучают контингенты людей, нуждающихся в социальной помощи, планируют, организуют и оказывают социальные услуги. Их обязанности включают: проведение государственной политики социальной защиты категорий населения, нуждающихся в социальной помощи (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей и др.); участие в планировании, организации осуществления социальных услуг, развитии системы этих услуг; консультирование по вопросам социального обеспечения и социальной защиты, оказание помощи клиентам в сборе необходимой информации и оформлении документов; выявление одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, определение характера и объема необходимой им помощи, организацию и контроль за обеспечением такой помощи; проведение работы в неблагополучных семьях, выявление детей и молодежи, нуждающихся в помощи, обеспечение их прав, помещение их в интернаты и приюты, оказание консультационно — психологической помощи молодежи; воспитание и обучение детей с девиантным поведением в специальных учебных заведениях; проведение работы по предупреждению роста правонарушений, а также по социальной адаптации лиц, отбывавших наказание, восстановительной и образовательной деятельности в молодежных клубах, общественных центрах и подобных организациях; выполнение родственных по содержанию обязанностей; руководство другими работниками.

В соответствии с характеристикой базовой группы 3460 «Социальные работники» (специалисты среднего уровня квалификации), специалисты социальной работы оказывают помощь одиноким и престарелым лицам, многодетным и малообеспеченным семьям, другим социально малозащищенным группам населения в решении социальных вопросов и связанных с ними проблем. Их обязанности включают: помощь отдельным лицам и семьям в решении личных и социальных проблем; консультирование по вопросам социальных прав и обязанностей, предоставленных клиентам социальных гарантий; сбор материалов о неблагополучных семьях, наблюдение и опека детей из неблагополучных семей; деятельность по предотвращению правонарушений среди несовершеннолетних, проведение воспитательной работы и надзора за правонарушителями, вовлечение их в социально полезную деятельность; помощь людям, имеющим психические или физические отклонения, в получении необходимого лечения, их вовлечение в социально-трудовую жизнь; выполнение других родственных по содержанию обязанностей; руководство другими работниками.

Все эти положения реализуются в настоящее время в практической деятельности специалистов по социальной работе. Но они, во-первых, фрагментарны, не полны, разрозненны и не позволяют увидеть цели и задачи социальной работы как целостного вида профессиональной деятельности. Во-вторых, они не отражают новых подходов к социальной работе, стратегию ее развития и качественно новые задачи. В-третьих, в этих нормах нет четкого выделения уровней социальной работы, что принципиальной важно в условиях повышения требований к квалификации специалиста по социальной работе.

Профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе» разработан с целью формирования согласованной стратегии развития рынка труда в системе социальной защиты населения в Российской Федерации и профессионального образования по направлению подготовки «социальная работа», разработки перспектив развития системы сертификации учреждений и кадров системы социальной защиты населения, системы дополнительного профессионального образования, а также для определения объективных оснований карьерного роста и мотивации специалистов социальной работы. Разработка и принятие стандарта профессиональной деятельности имеют большое значение для формирования и реализации социальной политики, повышения социальной сплоченности общества, социальной удовлетворенности населения и его активности, уровня самоактуализации граждан, как в личных интересах, так и в интересах всего общества.

Профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе» разработан в соответствии с макетом профессионального стандарта и методическими рекомендациями по разработке профессиональных стандартов, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Уровни квалификаций специалистов по социальной работе разработаны в соответствии с «Уровнями квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов», утвержденными Минтрудом России и соответствуют 6-му и 7-му уровням.
Уровни квалификаций специалиста по социальной работе

1. Квалификационный 1-ый уровень

Требования 6-го уровня квалификаций в Российской Федерации

Показатели деятельности Пути достижения квалификации соответствующего уровня Опыт работы
Широта полномочий и ответственность Сложность Наукоемкость
Самостоятельная профессиональная деятельность, предполагающая постановку целей собственной работы и/или подчиненных.

Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений.

Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации.

Деятельность, направленная на решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения.

Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности.

Синтез профессиональных знаний и опыта (в том числе, инновационных).

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации.

Высшее профессиональное образование (специалист, бакалавр) по направлению подготовки (специальности) «Социальная работа» Без предъявления требований к стажу работы

2. Квалификационный 2-ой уровень
Требования 7-го уровня квалификаций в Российской Федерации

Показатели деятельности Пути достижения квалификации соответствующего уровня Опыт работы
Широта полномочий и ответственность Сложность Наукоемкость
Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений. Деятельность, предполагающая решение задач развития, разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе, инновационных). Синтез профессиональных знаний и опыта. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и/или на стыке областей.

Определение источников и поиск информации, необходимой для развития деятельности.

Высшее профессиональное образование (специалист, магистр) по направлению подготовки (специальности) «Социальная работа» Не менее 3 лет в системе социальной защиты населения

При составлении настоящего профессионального стандарта в части описаний деятельности специалистов социальной работы использовались определения, заимствованные из нормативно-правовых документов Российской Федерации, в частности из Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ), из Национального стандарта социального обслуживания населения «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания (ГОСТ Р 52883-2007)», а также Проекта ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации», подготовленного Минзравсоцразвития и опубликованного для широкого общественно-профессионального обсуждения.

Основой разграничения уровней квалификации специалистов по социальной работе являются виды объектов деятельности. При этом виды объектов формируют требования к образованию, компетенции, характеру и результатам труда, трудовым функциям и трудовым действиям специалистов.

В настоящем профессиональном стандарте выделены две обобщенных трудовых функции:

  • деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения;
  • деятельность по планированию, организации и контролю реализации социальных услуг и мер социальной поддержки.

Первая из обобщенных трудовых функций соответствует деятельности специалиста по социальной работе, который непосредственно взаимодействует с человеком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Видом объекта деятельности становятся конкретные граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Принципы работы специалиста соединяют два подхода: заявительный (наличие трудной жизненной ситуации фиксируется по заявлению граждан) и выявительный (наличие или риск возникновения трудной жизненной ситуации фиксируется на основании данных органов социальной защиты, образования, юстиции, здравоохранения и т.д.). Кроме того, специалист работает на упреждение возникновения трудной жизненной ситуации, используя профилактические методы и технологии. В соответствии с этим, в деятельности специалиста по социальной работе выделяются два аспекта: первый – работа с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, с их проблемой; второй – анализ опыта собственной профессиональной деятельности, обобщение и выявление ситуаций социального риска на вверенном участке работы для проведения профилактических действий, как на уровне отдельной личности, так и на уровне малых групп (семьи, учебных и трудовых коллективов, неформальных групп).

Вторая обобщенная функция предполагает деятельность руководителя подразделения (группы специалистов) организации социальной защиты населения, в обязанности которого входят планирование, организация и контроль реализации социальных услуг и мер социальной поддержки. Объект деятельности – процесс реализации социальных услуг и мер социальной поддержки.

Первая обобщенная функция относится к 6-му уровню квалификаций, т.к. специалист по социальной работе ведет самостоятельную профессиональную деятельность, оценивая нуждаемость граждан в социальной помощи и поддержке в оказании социальных услуг.

По широте полномочий и ответственности специалист по социальной работе должен уметь самостоятельно провести анализ ситуации, как по предъявленным документам, так и по результатам собственных изысканий, выявлять причины трудной жизненной ситуации (ТЖС), разрабатывать индивидуальную программу социального обслуживания и реализации мер социальной поддержки.

Данная деятельность имеет определенный уровень сложности: она включает постановку целей собственной профессиональной деятельности; решение задач технологического и методического характера, которые предполагают выбор и многообразие способов решения, используемых социальных технологий. Кроме того, специалист обязан уметь планировать собственную деятельность, разрабатывать и внедрять отдельные компоненты профессиональной деятельности, в том числе и инновационные.

Отличительной чертой профессиональной деятельности специалиста по социальной работе является умение гибко и оперативно адаптировать теоретические положения к требованиям практики и условиям конкретной ситуации, умение самостоятельно вести поиск, анализ и оценку профессиональной информации. Это предполагает определенный уровень наукоемкости профессии.

Структура трудовых функций, входящих в состав первой обобщенной трудовой функции специалиста по социальной работе определяет алгоритм профессиональной деятельности:

  • выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и их нуждаемости в предоставлении социальных услуг и мер социальной поддержки;
  • определение объема, видов и форм социального обслуживания клиента и мер социальной поддержки;
  • организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной нуждаемости.

Вторая обобщенная функция отличается по широте полномочий и ответственности от первой тем, что объектом профессиональной деятельности специалиста по социальной работе становится деятельность подразделения (группы специалистов) в системе социальной защиты населения. Данный специалист обязан обеспечивать целостность и эффективность деятельности подразделения (группы специалистов) в рамках учреждения социальной защиты.
Сложность профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, являющегося руководителем подразделения (группы специалистов), заключается в том, что он управляет процессом организации оказания социальных услуг и предоставления социальной помощи населению, определяет стратегию развития подразделения (в рамках своих полномочий), принимает решения на уровне взаимодействия институциональных структур, организуя и контролируя взаимодействия специалистов разных учреждений, профессиональной подготовки, представляющих разные социальные институты общества. Выполнение этих обязанностей предполагает определенный уровень наукоемкости: накопление и создание новых знаний прикладного социального характера, синтез профессиональных знаний и опыта. Будучи руководителем подразделения (группы специалистов), специалист социальной работы должен уметь самостоятельно вести поиск адекватной информации, необходимой для развития профессиональной деятельности и оценивать степень ее валидности (достоверности и ценности).

В состав трудовых функций второй обобщенной трудовой функции специалиста по социальной работе входят:

  • организация деятельности подразделения (группы специалистов) по реализации социальных услуг;
  • контроль качества и эффективности социального обслуживания граждан и мер социальной поддержки;
  • участие в работе по формированию социальной политики, развитию социальной помощи и социального обслуживания населения.

В совокупности обе обобщенные трудовые функции соответствуют сформулированной основной цели вида профессиональной деятельности: «Оказание помощи отдельным индивидам, семьям и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, для улучшения жизнедеятельности и (или) повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей либо для предупреждения возникновения трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки».
Поделитесь с Вашими друзьями:>ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА АТТЕСТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ И СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 10.02.2015)

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА АТТЕСТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ И СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 10.02.2015)

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 30 декабря 2011 года N 1341

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА АТТЕСТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ И СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в редакции Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 14 сентября 2010 года N 1319-ПП (в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 10.03.2011 N 211-ПП, от 21.06.2011 N 766-ПП, от 24.08.2011 N 1122-ПП) «О введении новой системы оплаты труда работников областных государственных бюджетных учреждений социального обслуживания населения и внесения изменений в Концепцию системы оплаты труда работников областных государственных учреждений социального обслуживания населения Свердловской области, одобренную Постановлением Правительства Свердловской области от 29 октября 2007 года N 1055-ПП «Об одобрении Концепции системы оплаты труда работников областных государственных учреждений социального обслуживания населения Свердловской области» приказываю:
1. Утвердить Порядок аттестации специалистов по социальной работе и социальных работников организаций социального обслуживания Свердловской области (прилагается).
(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)
2. Начальнику отдела технологий социального обслуживания граждан (Илларионову И.В.), заместителю начальника отдела семейной политики и социального обслуживания семьи и детей (Медведева Ю.Ю.), начальникам территориальных отраслевых исполнительных органов государственной власти Свердловской области — Управлений социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области, руководителям организаций социального обслуживания Свердловской области организовать работу по проведению аттестации специалистов по социальной работе и социальных работников в соответствии с Порядком аттестации специалистов по социальной работе и социальных работников организаций социального обслуживания Свердловской области.
(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)
3. Признать утратившим силу Приказ Министерства социальной защиты населения Свердловской области от 29 ноября 2006 года N 695 «Об установлении надбавки за квалификационную категорию специалистам и руководящим работникам, социальным работникам областных государственных учреждений социального обслуживания».
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Заместителей Министра А.И. Никифорова, В.Ю. Бойко.
(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

Первый заместитель
Председателя Правительства
Свердловской области —
Министр социальной защиты населения
Свердловской области
В.А.ВЛАСОВ

Приложение. ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ И СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Приложение
к Приказу
от 30 декабря 2011 года N 1341

(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий Порядок регламентирует порядок аттестации специалистов по социальной работе и социальных работников организаций социального обслуживания Свердловской области (далее — организации).
(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)
2. Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности специалистов по социальной работе и социальных работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационной категории.
3. Основными задачами аттестации являются:
1) стимулирование непрерывного, целенаправленного повышения уровня профессиональной компетентности специалистов по социальной работе и социальных работников организаций;
(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)
2) обеспечение специалистам по социальной работе и социальным работникам организаций возможности повышения уровня оплаты труда;
(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)
4. Основные принципы аттестации: добровольность, открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное и доброжелательное отношение к аттестуемым.
5. Аттестацию проходят специалисты по социальной работе и социальные работники организаций, изъявившие желание получить квалификационную категорию, подтвердить или повысить имеющуюся квалификационную категорию.
(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)
6. Специалисты по социальной работе организаций могут получить, подтвердить или повысить поэтапно следующие квалификационные категории: при удовлетворительном уровне профессиональных, деловых и морально-психологических качеств присваивается вторая квалификационная категория, при достаточном уровне — первая квалификационная категория, при высоком уровне — высшая категория соответственно. Социальные работники организаций могут получить, подтвердить или повысить поэтапно следующие квалификационные категории: третью, вторую, первую в зависимости от уровня профессиональных, деловых и морально-психологических качеств: начальный, средний, высокий уровень соответственно. Комиссия имеет право присвоить внеочередную квалификационную категорию.
(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)
7. Квалификационные категории специалистам по социальной работе и социальным работникам присваиваются на 5 лет.
8. Квалификационные категории в течение срока их действия учитываются во всех государственных бюджетных и казенных организациях социального обслуживания населения, расположенных на территории Свердловской области.
(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)
9. Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации осуществляют Министерство социальной политики Свердловской области, территориальные отраслевые исполнительные органы государственной власти Свердловской области — управления социальной политики Свердловской области (далее — управления).
(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)
10. Установление управлениями и организациями иного порядка проведения аттестации не допускается.
(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

Глава 2. АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ

11. Для проведения аттестации и присвоения квалификационной категории создаются следующие аттестационные комиссии:
1) главная аттестационная комиссия — в Министерстве социальной политики Свердловской области для аттестации специалистов по социальной работе на высшую квалификационную категорию;
(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)
2) аттестационная комиссия — в управлении для аттестации специалистов по социальной работе на первую или вторую квалификационную категорию, социальных работников на первую квалификационную категорию;
3) аттестационная комиссия — в организации для аттестации социальных работников на вторую и третью квалификационные категории.
(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)
12. Персональный состав аттестационных комиссий утверждается приказом соответствующего органа, организации. В состав аттестационных комиссий должны входить: председатель, заместитель председателя (сопредседатель), секретарь и члены комиссии. Председателем аттестационной комиссии назначается руководитель или заместитель руководителя соответствующего органа, организации, при котором создается аттестационная комиссия.
(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)
В состав аттестационной комиссии включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации организации, в которой работает аттестуемый (иной уполномоченный первичной профсоюзной организацией организации профсоюзный представитель).
(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)
13. Конкретные сроки, график проведения аттестации, персональный состав аттестационной комиссии утверждаются приказом руководителя соответствующего органа, организации и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за 2 недели до начала аттестации.
(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ

14. Подготовка к проведению аттестации включает в себя следующие мероприятия:
1) подготовку необходимых документов на аттестуемых сотрудников;
2) разработку графиков проведения аттестации;
3) определение персонального состава аттестационной комиссии;
4) организацию разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.
15. На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до начала ее проведения его непосредственным руководителем заполняется характеристика, содержащая всестороннюю оценку: соответствие профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности; его профессиональной компетентности; отношения к работе и выполнению должностных обязанностей; показателей эффективности деятельности за календарный год, предшествующий дате составления характеристики.
(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)
16. Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две недели до аттестации ознакомлен с представленной на него характеристикой.
17. Специалисты по социальной работе и социальные работники организаций представляют в соответствующую аттестационную комиссию следующие документы:
(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)
1) личное заявление по установленной форме (приложение 1);
2) характеристику от непосредственного руководителя;
3) отчет о работе за последний год, утвержденный руководителем организации, в которой работает специалист.
(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)
18. Аттестуемый имеет право в дополнение к личному заявлению представить в аттестационную комиссию любые документально зафиксированные результаты, свидетельствующие о его профессиональной компетентности и эффективности труда (почетные грамоты, благодарственные письма, дипломы, тезисы выступлений, методические разработки).
19. Аттестация специалистов по социальной работе организаций осуществляется в одной из следующих форм квалификационных испытаний: экзамена, компьютерного тестирования, собеседования, защиты творческой работы, творческого отчета.
(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

20. Аттестация социальных работников организаций осуществляться в одной из следующих форм квалификационных испытаний: экзамена и собеседования, а также путем изучения документально зафиксированных результатов участия аттестуемого в социальных мероприятиях муниципального, областного, окружного и федерального уровней (социальные акции и конкурсы, научно-методические семинары).
(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)
21. Специалист по социальной работе и социальный работник организации до истечения срока действия имеющейся у него квалификационной категории, но не ранее одного года с момента их установления может по собственному желанию пройти аттестацию на более высокую квалификационную категорию в соответствии с настоящим Порядком. В случае отказа в присвоении заявленной квалификационной категории по результатам досрочной аттестации, за аттестуемым сохраняется имеющаяся у него квалификационная категория до истечения срока ее действия.
(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)
22. Основанием для продления сроков действия квалификационных категорий является временная нетрудоспособность, нахождение в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком.
23. Специалист по социальной работе и социальный работник, выполняющие работу в организации на условиях совместительства, имеют право проходить аттестацию в соответствии с настоящим Порядком.
(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)
24. По результатам проведенной аттестации аттестационная комиссия принимает одно из перечисленных решений:
— присвоить (подтвердить) заявленную квалификационную категорию;
— отказать в присвоении (подтверждении) квалификационной категории.
25. В случае отказа аттестуемому в присвоении (подтверждении) заявленной квалификационной категории, повторная аттестация на ту же квалификационную категорию по заявлению аттестуемого может проводиться не ранее чем через один год.
26. Решение принимается большинством голосов путем открытого голосования и считается принятым, если в голосовании участвовало не менее двух третей состава аттестационной комиссии. При равенстве голосов решение считается принятым в пользу аттестуемого. Аттестуемый имеет право присутствовать при принятии решения.

27. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом (приложение 3), который подписывается председателем (заместителем председателя), секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.
28. Решение аттестационной комиссии заносится в аттестационной лист аттестуемого (приложение N 2), который составляется в двух экземплярах. Один экземпляр аттестационного листа после завершения аттестации и издания приказа хранится в личном деле аттестуемого, второй экземпляр выдается аттестуемому.
29. Руководитель Министерства социальной политики Свердловской области, территориального управления социальной политики Свердловской области, организации на основании решения аттестационной комиссии в месячный срок издает приказ о присвоении (подтверждении) специалистам по социальной работе или социальным работникам квалификационной категории.
(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)
30. Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров.

Приложение 1. ЗАЯВЛЕНИЕ

ФОРМА
Приложение 1
к Порядку аттестации
специалистов по социальной работе и
социальных работников организаций
социального обслуживания
Свердловской области
______________________________________
(наименование аттестационной комиссии)
______________________________________
от ___________________________________
(фамилия, имя, отчество)
______________________________________
(должность, место работы)

(в ред. Приказа Министерства социальной политики
Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу аттестовать меня и присвоить (подтвердить)
___________________________________ квалификационную категорию по должности
___________________________________________________________________________
Наличие квалификационной категории, срок ее действия
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_____________ 20__ г. Подпись _______________
Телефон: домашний _________________
служебный _________________

Приложение 2. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

ФОРМА
Приложение 2
к Порядку аттестации
специалистов по социальной работе и
социальных работников организаций
социального обслуживания
Свердловской области
(в ред. Приказа Министерства социальной политики
Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

1. Фамилия, имя, отчество _________________________________________________
2. Год рождения _______________________ 3. Пол ____________________________
4. Сведения об образовании ________________________________________________
(учебное заведение, год окончания)
___________________________________________________________________________
(специальность по образованию, N диплома, дата выдачи)
Сведения о дополнительном профессиональном образовании, повышение
квалификации

Вид образования

Год обучения

Место обучения

Названия цикла, курса обучения

5. Работа по окончании учебного заведения (по записям трудовой книжки и
справкам о совместительстве):
с _______ по _______ ______________________________________________________
(должность, наименование организации, местонахождение)
с _______ по _______ ______________________________________________________
с _______ по _______ ______________________________________________________
с _______ по _______ ______________________________________________________
с _______ по _______ ______________________________________________________
с _______ по _______ ______________________________________________________
6. Стаж работы в организациях социального обслуживания _______________ лет.
7. Стаж работы по данной специальности _____________ лет.
8. Другие специальности __________________. Стаж работы — _______ лет.
9. Квалификационная категория по специальности
___________________________________________________________________________
(указать имеющуюся, год присвоения)
10. Квалификационные категории по другим специальностям
___________________________________________________________________________
(указать имеющуюся, год присвоения)
11. Ученая степень ________________________________________________________
(год присвоения, N диплома)
12. Ученое звание _________________________________________________________
(год присвоения, N диплома)
13. Научные труды (печатные) ______________________________________________
(количество статей, монографий и иное)
14. Почетные звания _______________________________________________________
15. Служебный адрес, телефон ______________________________________________
16. Домашний адрес, телефон _______________________________________________
Руководитель организации _______________ __________________________________
(подпись) (фамилия, имя, отчество)
Место печати Дата
18. Заключение аттестационной комиссии по результатам проведенной
аттестации:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Дата и номер приказа ______________________________________________________
Председатель аттестационной комиссии (подпись)
Секретарь аттестационной комиссии (подпись)
М.П.
С аттестационным листом ознакомлен(а) _____________________________________
(подпись работника и дата)

Приложение 3. ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

ФОРМА
Приложение 3
к Порядку аттестации
специалистов по социальной работе и
социальных работников организаций
социального обслуживания
Свердловской области

(в ред. Приказа Министерства социальной политики
Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

___________________________________________________________________________
(наименование органа, при котором создана комиссия)
N _______ Дата _______________
Председатель _______________________________________________
Секретарь __________________________________________________
Присутствуют члены комиссии:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Слушали: О присвоении _____________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
квалификационной категории по специальности _______________________________
Вопросы к аттестуемому и оценки ответов
1. _____________________________________________ полный, неполный, неверный
(подчеркнуть)
2. _____________________________________________ полный, неполный, неверный
(подчеркнуть)
3. _____________________________________________ полный, неполный, неверный
(подчеркнуть)
4. _____________________________________________ полный, неполный, неверный
(подчеркнуть)
5. _____________________________________________ полный, неполный, неверный
(подчеркнуть)
6. _____________________________________________ полный, неполный, неверный
(подчеркнуть)
Решение аттестационной комиссии:
Присвоить (подтвердить) __________________________________ квалификационную
категорию
по специальности __________________________________________________________
(указать какой)
Отказать в присвоении (подтверждении) ____________________ квалификационной
категории
по специальности __________________________________________________________
(указать какой)
Замечания, предложения членов аттестационной комиссии
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Председатель аттестационной комиссии ___________ __________________________
(подпись) (фамилия, имя, отчество)
Секретарь аттестационной комиссии ___________ __________________________
(подпись) (фамилия, имя, отчество)
Члены аттестационной комиссии ___________ __________________________
(подпись) (фамилия, имя, отчество)
___________ __________________________
(подпись) (фамилия, имя, отчество)

Квалификация «Социальный работник(4 уровень квалификации)»

Статус

Проект квалификаций

Номер квалификации в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации Наименование и реквизиты профессионального стандарта, на соответствие которому проводится независимая оценка квалификации

Социальный работник.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013г. №677н

Уровень (подуровень) квалификации, в соответствии с профессиональным стандартом Положения профессионального стандарта

Код трудовой функции: A/05.4
Наименование трудовой функции: Предоставление социально-правовых услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании Дополнительные сведения при необходимости: К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации, Требуется прохождение медицинских осмотров в установленном законодательством порядке

Код трудовой функции: A/04.4
Наименование трудовой функции: Предоставление социально-педагогических услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании Дополнительные сведения при необходимости: К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации, Требуется прохождение медицинских осмотров в установленном законодательством порядке

Код трудовой функции: A/03.4
Наименование трудовой функции: Предоставление социально-психологических услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании Дополнительные сведения при необходимости: К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации, Требуется прохождение медицинских осмотров в установленном законодательством порядке

Код трудовой функции: A/02.4
Наименование трудовой функции: Предоставление социально-медицинских услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании Дополнительные сведения при необходимости: К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации, Требуется прохождение медицинских осмотров в установленном законодательством порядке

Код трудовой функции: A/01.4
Наименование трудовой функции: Предоставление социально-бытовых услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании Дополнительные сведения при необходимости: К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации, Требуется прохождение медицинских осмотров в установленном законодательством порядке

Код трудовой функции: A/06.4
Наименование трудовой функции: Предоставление социально-трудовых услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании Дополнительные сведения при необходимости:

Код трудовой функции: A/07.4
Наименование трудовой функции: Предоставление услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов Дополнительные сведения при необходимости:

Код трудовой функции: A/08.4
Наименование трудовой функции: Предоставление срочных социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании Дополнительные сведения при необходимости:

Перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующей квалификации

1. Документ о среднем профессиональном образовании по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих
ИЛИ
1. Документ о среднем общем образовании
2. Документ о профессиональном обучении по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих

Срок действия свидетельства о квалификации

Профессии социального профиля идеально подходят человеку, который мечтает приносить пользу конкретным людям и обществу в целом. Они неразрывно связаны с помощью – в широком смысле с реабилитационной, психологической, социальной, а также с просветительской деятельностью, здравоохранением и правовой защитой. За последние 5-7 лет в этой сфере появились десятки профессий будущего. Вы знаете, кто такой геронтолог, социальный инженер, медиатор социальных конфликтов? Наверняка нет. А ведь одна из этих специальностей может оказаться профессией вашей мечты. Давайте познакомимся с каждой из них.

В узком смысле – это профессии, связанные с социальной работой. Она предполагает деятельность с целью содействия людям и социальным группам в преодолении разного рода трудностей путем поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

В широком смысле – это специальности, связанные с какой-либо общественной деятельностью. Часто выделяют социально-гуманитарные и социально-экономические профессии. К представителям первой группы специальностей относят социологов, политологов, психологов, журналистов, этнографов и других. Социально-экономическое направление представляют экономисты, маркетологи, менеджеры, бухгалтеры и другие специалисты.

Кому подходят специальности социального профиля

Профессии социальной сферы подходят людям, жаждущим быть полезным для общества и каждого конкретного его представителя. Несмотря на невысокие зарплаты, частое отсутствие перспектив карьерного роста и откровенно сложную работу. Абитуриенту важно понимать, что специалисты этого профиля более всего востребованы государственными учреждениями.

В процессе работы придется сталкиваться с бюрократией, равнодушием коллег и не всегда корректным поведением людей, с их беспочвенными требованиями и обвинениями. Социальные специальности стоит выбрать абитуриентам, которые на 100% уверены в наличии следующих качеств и личностных черт:

  • коммуникабельность;
  • стрессоустойчивость;
  • чуткость и доброжелательность;
  • высокая работоспособность;
  • целеустремленность.

Почему целеустремленность? Потому что без нее вам будет сложно противостоять бюрократии и равнодушию, часто свойственным деятельности государственных учреждений. Если же вы не собираетесь работать для людей, а для отметки в журнале учтенных часов, то профессия едва ли принесет вам моральное удовлетворение. Что же касается удовлетворения финансового, то на него может рассчитывать лишь малая часть специалистов. Преимущественно высокие зарплаты получают представители перспективных, редких социальных профессий.

Список социальных профессий: ТОП-10 востребованных и перспективных

Мы подготовили перечень специальностей, которые являются самыми востребованными и перспективными, по мнению экспертов и HR-менеджеров. Большинство из них актуальны уже сейчас – например, социальный работник или специалист органа опеки и попечительства. Однако некоторые профессии, вроде геронтолога или социального инженера заслуженной популярности в России еще не приобрели. Но в ближайшем будущем они, по мнению экспертов, станут востребованными. Вашему вниманию список самых нужных, актуальных и перспективных специальностей будущего.

  1. Социальный работник. Специалист, занимающийся социальным обслуживанием населения. Он помогает инвалидам, пенсионерам, детям-сиротам и другим нуждающимся в помощи людям. В обязанности работника может входить обслуживание граждан на дому, доставка продуктов и лекарств, профилактическая работа с неблагополучными семьями, консультации и многое другое. Цель работы специалиста – социально-правовая защита и улучшение материально-бытовых условий жизни граждан, которые находятся под его опекой. Средняя зарплата социального работника в России – 18 000 рублей.
  2. Специалист органа опеки и попечительства. Профессия предполагает работу, связанную с защитой прав и законных интересов детей, инвалидов, недееспособных граждан и людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Специалист органа опеки и попечительства также проводит профилактическую работу и осуществляет предотвращение нарушений в отношении опекаемых граждан. Помимо этого он реализует государственные программы, направленные на улучшение условий жизни населения, осуществляет надзор за опекунами и попечителями. Средняя зарплата специалиста – 18 500 рублей.
  3. Социальный педагог. Специалист, работающий над адаптацией детей и подростков в обществе. Цель его деятельности – формирование навыков социальной жизни у ребенка, его интеграция в собственную или приемную семью, консультационная помощь родителям в вопросах воспитания. В процессе работы педагог обязан выявлять опасности для развития и эмоционального состояния детей и своевременно принимать меры по их устранению. Средняя зарплата специалиста с опытом работы от 2-х лет в России составляет 18 000 рублей.
  4. Социолог. Ученый, занимающийся исследованиями общества и социальных процессов. Целью его работы является выяснение текущей ситуации, настроений, а также прогнозирование различных событий. Прикладная социология часто предполагает ведение исследовательской деятельности по заказу государства, бизнеса и общественных организаций. Нередко ученые специализируются на социальных феноменах и обособленных объектах. Средняя зарплата социолога с ученой степенью составляет 28 000 рублей.
  5. Специалист по адаптации мигрантов. Одна из профессий «ближайшего будущего» которая должна появиться в России до 2020-го года. О необходимости подготовки специалистов соответствующего профиля заговорили 3 года назад, когда остро встал вопрос о проблеме адаптации трудовых мигрантов. Ежегодно их численность увеличивается, а проблема с интеграцией этих людей в общество не решается. Ввиду отсутствия инициатив о введении визового режима между Россией и Средней Азией ожидать оттока трудовых мигрантов не приходится. Соответственно актуальность профессии будет только расти. Предполагаемая средняя зарплата специалиста по адаптации мигрантов – 40 000 рублей.
  6. Социальный инженер. Социальная инженерия – наука о поведении людей в критических ситуациях. Специалист совмещает в себе знания психолога и социолога, он изучает все, что связано с человеческим фактором и его применением. Профессия молодая, но крайне перспективная. Социальный инженер дает объяснение происходящим в обществе процессам, проводит исследования и координирует работу социологических служб. Средняя зарплата специалиста в этой отрасли – 45 000 рублей.
  7. Геронтолог. Геронтолог – это консультант, который специализируется на работе с пожилыми людьми. Его задача – помочь подопечным адаптироваться к возрастным изменениям в организме, осуществлять профилактику связанных со старением заболеваний, вести просветительскую работу по организации специальной гигиены. Специалист также помогает подобрать препараты и пищевые добавки, стремится улучшить качество жизни пожилых людей и максимально продлить период, в течение которого человек сможет обеспечивать самостоятельный уход за собой. Средняя зарплата геронтолога составляет 30 000 рублей.
  8. Демограф. Специалист, анализирующий тенденции народонаселения и составляющий демографические прогнозы в долгосрочной перспективе. Результаты его работы востребованы при построении экономических программ, при планировании бюджета, при создании проектов развития здравоохранения, пенсионного и социального обеспечения. Преимущественно демографы занимаются научно-исследовательской деятельностью. Средняя зарплата специалиста данного профиля в России составляет 42 000 рублей.
  9. Специалист по адаптации инвалидов через Интернет. Еще одна профессия, которая должна появиться в России в ближайшей перспективе. Специалисты этого профиля будут заниматься социальной адаптацией людей с ограниченными возможностями с применением интернет-технологий. Цель работы – помощь инвалидам, обучение их навыкам удаленной работы, поддержка и создание условий для ведения ими полноценной жизни. Ряд учебных заведений уже начал подготовку специалистов соответствующего профиля. Ожидаемая средняя зарплата профессионалов с опытом работы от 1 года – 41 000 рублей.
  10. Медиатор социальных конфликтов. Профессия ближайшего будущего. Де-факто это конфликтолог, который будет выступать посредником при решении социальных конфликтов. Последние могут возникать на национальной, религиозной, культурной или имущественной почте. Эксперты полагают, что актуальность работы этих специалистов будет возрастать по мере исчерпания благ и ресурсов, расслоения общества и обострения неравенства. Предполагаемая зарплата медиатора социальных конфликтов в России – 60 000 рублей.

Где учиться? ТОП-5 ВУЗов

Специальности социального профиля нельзя назвать редкостью – подготовку специалистов проводят практически все университеты страны. Приведем ТОП-5 ВУЗов, готовящих специалистов по социальным направлениям, которые абитуриенты и эксперты признают самыми авторитетными:

  1. Высшая школа экономики (социально-экономические специальности).
  2. РГГУ.
  3. Российская академия народного хозяйства и госслужбы.
  4. СПбГУ.
  5. Санкт-Петербургский государственный экономический университет.

Эксперты в один голос твердят: заботиться о поступлении в самый престижный ВУЗ стоит только в том случае, если вы планируете заниматься научно-исследовательской работой. В остальном же базовых знаний будет более чем достаточно, и ключевое значение будет иметь практика.

Плюсы и минусы социальных профессий

Социальные профессии обладают рядом преимуществ и недостатков. Осознать их до поступления в учебное заведение – значит иметь шанс на взвешенный выбор. К сожалению, большинство абитуриентов одержимы желанием помогать и не способны трезво рассматривать все «за» и «против». Постарайтесь обратить пристальное внимание на сухую аргументацию, отбросив эмоции.

Преимущества специальностей:

  • актуальные, нужные, общественно значимые профессии;
  • возможность помогать людям;
  • моральное удовлетворение своей работой;
  • возможность ежедневно контактировать с множеством новых людей;
  • перспектива получения одной из профессий будущего.

Наряду с этим специальности имеют и ряд недостатков:

  • преимущественно невысокие заработные платы;
  • доминирование работодателей в лице государственных учреждений;
  • «связанные» руки из-за массы устаревших правил и бюрократии;
  • расхождения между предполагаемыми и реальными условиями труда;
  • частое отсутствие перспектив карьерного роста.

К условным преимуществам стоит отнести и низкие конкурсы на специальности социального профиля – в регионах на них в среднем претендует не более 7-8 человек на место. Дополнительно отметим и большое количество бюджетных мест – вероятность получить высшее образование бесплатно крайне высока. Другое дело, что в регионах качество образования, согласно экспертным оценкам, часто оставляет желать лучшего.

Резюме

Социальные профессии подойдут молодым людям, которые жаждут помогать незащищенным слоям населения и иметь общественно значимую, важную работу. Часто моральное удовлетворение от нее приносит гораздо больше благ, чем откровенно невысокие зарплаты в данной сфере. Однако крайне важно быть стрессоустойчивым и целеустремленным – в противном случае вам будет сложно справиться с давлением, бюрократией и не всегда лояльным отношением посетителей, коллег и руководства.

Автор статьи Евгения Мельникова Редактор портала Info-Profi, педагог с 16-ти летним стажем, практикующий репетитор. Написано статей 39>Обязанности и должностная инструкция социального работника

Кто такой социальный работник

Социальный работник — это специалист, трудящийся в Центре социального обслуживания населения. Основной задачей данной организации является оказание содействия незащищенным и слабозащищенным слоям населения.

Каковы обязанности социального работника:

  • он отслеживает и выявляет круг нуждающихся в помощи лиц;
  • старается улучшить материально-бытовые условия их жизни;
  • обеспечить социально-правовую защиту.

Помимо бесед и консультаций, соцработник осуществляет регулярные выезды на места нахождения своих подопечных, наблюдает за их жизнью и бытовыми условиями. Работа социального работника с пожилыми людьми обязанности предусматривает следующие: покупку продуктов питания, медикаментов, товаров повседневного спроса, оформление различных льгот и т. д.

Специалист, претендующий на такую должность, должен иметь общие социологические знания, а также некоторые прикладные, включающие в себя знание этики, социологии, педагогики, экономики, права, медицины.

В своей работе соцработник руководствуется ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», в котором рассматриваются права и обязанности социального работника, иными нормативными актами, а также своей должностной инструкцией.

Трудится социальный работник в школах, приютах, домах престарелых, колониях, центрах социального обслуживания, комитетах социальной защиты, службах психологической помощи и т. д.

Профессиональный стандарт

Прежде чем говорить о том, что входит в должностные обязанности социального работника, выясним, каким требованиям он должен отвечать, какими навыками, знаниями и умениями необходимо обладать.

Для должности «Социальный работник» разработан профессиональный стандарт, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 № 677н.

Согласно профстандарту, для замещения должности соцработника необходимо удовлетворять одновременно четырем условиям:

  • отсутствие медицинских противопоказаний к работе;
  • наличие среднего профессионального образования либо среднего общего образования при условии прохождения стажировки на рабочем месте;
  • прохождение курсов по оказанию первой медицинской помощи;
  • отсутствие судимости за преступления против личности и половой неприкосновенности.

Должностная инструкция работника составляется с учетом требований указанного профстандарта. Состоит должностная инструкция из следующих разделов:

  • общие положения;
  • должностные обязанности;
  • права;
  • ответственность.

Сотрудники, которых касается этот документ, должны быть ознакомлены с его содержанием под подпись.

Должностная инструкция

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные, должностные обязанности соцработника на дому, права и ответственность.

1.2. На должность социального работника назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование — программы подготовки рабочих, служащих либо среднее общее образование и профессиональная подготовка (стажировка) на рабочем месте без требований к опыту практической работы, прохождение учебного курса по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи.

К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации. Необходимо прохождение медицинских осмотров в установленном законодательством порядке.

1.3. Социальный работник должен знать:

  • основы законодательства федерального и регионального уровней, основные положения нормативных правовых актов в сфере социального обслуживания населения, включая административные регламенты, национальные и государственные стандарты социального обслуживания населения;
  • иметь навыки работы с ПК и оргтехникой, средствами коммуникаций и связи;
  • правила внутреннего трудового распорядка организации, нормы охраны труда, противопожарную безопасность;
  • политику организации в области системы качества;
  • регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств;
  • основы психологии личности и отдельных категорий населения;
  • приемы оказания неотложной врачебной помощи;
  • санитарно-гигиенические требования по уходу за гражданами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании;
  • организацию ведения домашнего хозяйства.

1.4. Социальный работник должен обладать необходимыми знаниями и умениями, соответствующими профессиональному стандарту «Социальный работник», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 № 677н.

1.5. Социальный работник должен обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о получателе социальных услуг.

1.6. Социальный работник назначается на должность и освобождается от должности приказом директора организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.7. Социальный работник подчиняется директору организации.

2. Должностные обязанности

В этом разделе подробно указывается, какие обязанности у соцработника. Перечислим обязанности социального работника по уходу за престарелыми людьми. В его функции входит:

2.1. Выявление лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальном обслуживании.

2.2. Приобретение и доставка на дом продуктов питания, в том числе горячих обедов.

2.3. В должностные обязанности социального работника на дому входит помощь в приготовлении пищи из продуктов.

2.4. Приобретение и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости.

2.5. Доставка воды (для лиц, проживающих в помещениях без централизованного водоснабжения).

2.6. Какие обязанности социального работника в сельской местности: это растопка печи, доставка топлива от места хранения к печи.

2.7. Содействие в обеспечении топливом для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления (оформление заявки и иных необходимых документов).

2.8. Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт, получение их и доставка.

2.9. Содействие в организации устранения неисправностей и ремонта жилых помещений (вызов сантехника, электрика и других необходимых работников, поиск исполнителей и помощь в заключении с ними гражданско-правовых договоров на выполнение соответствующих работ).

2.10. Организация уборки жилых помещений, в том числе с привлечением иных лиц (служб).

2.11. Соцработники по уходу за пенсионерами обязанности выполняют следующие: помощь в оплате жилья и коммунальных услуг (заполнение квитанций, оплата услуг через кредитные организации, организации жилищно-коммунального хозяйства, расчетно-кассовые центры).

2.12. Оказание содействия в получении услуги «социальное такси».

2.13. Содействие в приобретении товаров и услуг в организациях торговли, коммунально-бытового обслуживания, транспорта, связи и других организациях, оказывающих услуги населению (оформление заявок, содействие в осуществлении доставки к месту проживания, при необходимости в рабочее время сопровождение клиента в указанные организации).

2.14. Помощь в написании и прочтении писем.

2.15. Содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами (приобретение и доставка на дом, заполнение квитанций на подписку).

2.16. Содействие в посещении кино, театров, выставок и других культурных мероприятий (информирование о предстоящих культурных мероприятиях, приобретение билетов, при необходимости в рабочее время сопровождение при посещении культурных мероприятий).

2.17. Организация работы на приусадебном участке, в том числе с привлечением иных лиц или служб (поиск исполнителей и помощь в заключении с ними гражданско-правовых договоров на выполнение соответствующих работ, привлечение волонтеров, спонсоров).

2.18. Соцработник для пожилых людей обязанности предусматривают следующие: содействие в направлении в стационарные учреждения социального обслуживания, помощь в оформлении необходимых документов.

2.19. Содействие в организации ритуальных услуг (при отсутствии у умерших родственников или невозможности самостоятельного решения указанной задачи родственниками по состоянию здоровья).

Обязанности соцработника по уходу за инвалидом несколько иные и часто предусматривают оказание первой медицинской помощи и выполнение элементарных медицинских процедур (например, измерение подопечному температуры или артериального давления). Перечислим, какие обязанности у социального работника, работающего с человеком, нуждающимся в особом уходе.

2.1. Что входит в обязанности соцработника: содействие подопечному в оказании медицинской помощи (сопровождение в медицинские организации, взаимодействие с лечащим врачом, доставка анализов и др.).

2.2. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы (сопровождение в бюро медико-социальной экспертизы).

2.3. Содействие в обеспечении подопечного по заключению врачей лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (приобретение и доставка на дом, в том числе в составе мобильных бригад социального обслуживания).

2.4. Содействие в проведении реабилитационных мероприятий, в том числе на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).

2.5. Содействие в предоставлении реабилитационных услуг, в обеспечении техническими средствами реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия. Наблюдение за состоянием здоровья подопечного, измерение температуры, артериального давления.

2.6. Оказание при необходимости первой помощи до оказания медицинской помощи, вызов на дом врача либо скорой медицинской помощи.

2.7. Оказание помощи в оформлении документов для госпитализации, сопровождение в стационарные медицинские учреждения для госпитализации и посещение подопечного в этих учреждениях.

2.8. Содействие в выполнении медицинских процедур по назначению врача (вызов соответствующего специалиста для выполнения медицинских процедур, накладывание горчичников, компрессов, закапывание капель), наблюдение за своевременным приемом лекарственных препаратов, назначенных врачом.

2.9. Содействие поддержанию личной гигиены, при необходимости выполнение санитарно-гигиенических процедур (обтирание, обмывание больного, вынос судна, мытье лежачего больного в ванне полностью, мытье головы, стрижка ногтей, стрижка волос, бритье, смена постельного и нательного белья, кормление ослабленных больных).

2.10. Какие обязанности у соцработника: содействие в консультировании родственников подопечного и приобретении ими практических навыков ухода за престарелыми и инвалидами и т. д.

3. Права

Социальный работник имеет право:

3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам его деятельности у директора.

3.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).

3.3. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

3.4. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения трудовых споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.

3.5. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Привлекать специалистов всех структурных подразделений организации к решению задач, возложенных на него (с разрешения директора).

4. Ответственность

Социальный работник несет ответственность за:

4.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей, нарушение правил внутреннего трудового распорядка, установленных в организации.

4.2. Невыполнение распоряжений и поручений директора организации.

4.3. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

4.4. Некачественное предоставление услуг и ведение учетно-отчетной документации.

4.5. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

За вышеперечисленные нарушения социальный работник может быть привлечен, в соответствии с действующим законодательством, в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.

Образец должностной инструкции

Предлагаем вам для ознакомления образец должностной инструкции социального работника. В нем указано, какие должен иметь социальный работник должностные обязанности. Документ разработан в соответствии с требованиями ТК РФ, профессиональным стандартом «Социальный работник», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 № 677н и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *