Содержание

>Может ли специалист по мобилизационной подготовке совмещать обязанности специалиста по гражданской обороне?

Вопрос

В нашей организации работает специалист по мобилизационной подготовке (МОБ-сотрудник), имеющий допуск к секретной информации (форма допуска № 2). С 01 июля 2017 года в штате каждой организации численностью свыше 200 человек должен быть специалист по гражданской обороне. В нашем предприятии было принято решение ввести в штатное расписание должность специалиста по ГО на 0,5 ставки. Оставить данную штатную единицу вакантной, возложив обязанности по указанной должности на специалиста по МОБ-работе в связи с неполной его загруженностью. Однако, специалист по МОБ-работе утверждает, что не имеет права совмещать выполнение своих прямых должностных обязанностей ни с какой другой работой в силу каких-то указаний законодательства. Так ли это на самом деле?

Ответ

Ответ на вопрос:

Никакого специального порядка на совмещение должностей для специалиста по мобилизационной подготовке не установлено, поэтому в такой ситуации следует руководствоваться положениями Трудового кодекса. А именно статьи 60.2, которая предусматривает возможность выполнять работником дополнительную работу в рамках установленного режима рабочего времени. Для этого обязательно берется письменное согласие работника. При этом статья 60.2 не устанавливает никакого запрета для совмещения должностей. Поэтому специалист по мобилизационной подготовке может совмещать обязанности специалиста гражданской обороны.

Вместе с тем, рекомендуем Вам уточнить возможность совмещения должностей специалиста по мобилизационной подготовке в военном комиссариате. Поскольку может быть вероятность, что документы, которые устанавливают такой запрет имеют гриф секретности и не опубликованы в свободном доступе.

Подробности в материалах Системы Кадры:

    1. Ситуация:Кто в организации обязан заниматься гражданской обороной

Чтобы проводить мероприятия по гражданской обороне, работодатели обязаны создать в организации структурное подразделение по гражданской обороне или назначить сотрудника, который будет ответственен за гражданскую оборону (ст. 9 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ, ст. 14 Закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

Количество работников в подразделении по гражданской обороне зависит от общей численности сотрудников организации и от того, продолжает организация работу в военное время или нет.

Чтобы узнать, к какой категории относится организация, необходимо написать запрос в отдел ГО и ЧС территориального органа местного самоуправления с просьбой разъяснить полномочия организации по решению вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Запрос составьте в произвольной форме.

Так, в организациях, которые не относятся к категориям по гражданской обороне, но продолжают работу в военное время, с количеством работников:

  • до 200 человек – один из работников организации по совместительству. Совмещение по такой должности оформлять нельзя (п. 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440);
  • свыше 200 человек – 1 работник.

В организациях, которые относятся к категориям по гражданской обороне и продолжают работу в военное время, с количеством работников:

  • до 500 человек – 1 работник;
  • от 500 до 2000 человек – 2–3 работника;
  • от 2000 до 5000 человек – 3–4 работника;
  • свыше 5000 человек – 5–6 работников.

В организациях, которые прекращают работу в военное время, не обязательно назначать отдельного работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, поэтому функции такого работника можно оформить другому сотруднику организации по совмещению. Например, поручить работу по гражданской обороне специалисту по охране труда по совмещению.

Об этом сказано в пункте 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440.

Внимание: следует учесть, что в штатное расписание в любом случае необходимо ввести должность инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям независимо от того, каким образом будет оформлен сотрудник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны: по внутреннему совместительству или по совмещению должностей.

Поскольку для оформления совмещения должностей должность также должна быть предусмотрена в штатном расписании (ст. 60.2 ТК РФ). Отличия только в том, что при внутреннем совместительстве сотрудник выполняет дополнительную работу в свободное от основной работы время (ст. 60.1 и ч. 1 ст. 282 ТК РФ). Для этого работодатель заключает с сотрудником отдельный трудовой договор (ст. 60.1 ТК РФ). А при совмещении должностей сотрудник занимается дополнительной работой в течение своего обычного рабочего дня. При этом дополнительная работа подлежит оплате и возможна только с письменного согласия сотрудника (ст. 60.2 ТК РФ).

На должности работников по гражданской обороне назначают лиц, которые имеют соответствующую подготовку в области гражданской обороны (п. 10 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440).

Дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области гражданской обороны можно пройти:

  • в образовательных организациях, которые имеют соответствующую лицензию, в том числе в учебно-методических центрах по дополнительной профессиональной программе в области гражданской обороны;
  • на курсах гражданской обороны.

Об этом говорится в пункте 23 приложения к приказу МЧС России от 13 ноября 2006 г. № 646.

Внимание: руководитель организации не может выполнять обязанности уполномоченного по ГО и ЧС, но при этом он также обязан проходить обучение по ГО и ЧС. Поэтому в организации должно быть не менее двух обученных: руководитель организации и сотрудник, ответственный за гражданскую оборону (п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841).

Квалификационные требования к работникам по гражданской обороне установлены в приказе Минздравсоцразвития России от 10 декабря 2009 г. № 977, а также в приказе Минтруда России от 3 декабря 2013 № 707н. Так, инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование и подготовку по специальной программе по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

Если в организации создают отдел по гражданской обороне, то руководителем можно назначить заместителя директора организации.

Такой порядок предусмотрен в пункте 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782, и пункте 5 постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547.

Основные функции и задачи, которые решает подразделение или уполномоченный сотрудник, установлены в Примерном положении, утвержденном приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440. Примерные должностные обязанности работника по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям можно посмотреть в должностной инструкции.

Работника, который будет уполномоченным на решение задач по гражданской обороне в организации, назначьте приказом.

Обучение сотрудников

Одной из обязанностей работодателя в области гражданской обороны является обучение сотрудников организации по гражданской обороне. Такое обучение проводят, чтобы подготовить сотрудников к умелым и адекватным действиям при угрозе и опасности во время чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.

Порядок обучения установлен в Положении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.

Так, все работодателя обязаны:

  • разработать программу курсового обучения в области гражданской обороны сотрудников;
  • проводить курсовое обучение сотрудников по утвержденной программе;
  • разработать программу проведения с сотрудниками вводного инструктажа по гражданской обороне;
  • организовать и проводить вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми сотрудниками в течение первого месяца их работы.

Об этом говорится в подпункте «г» пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.

Программы курсового обучения и вводного инструктажа разработайте на основе примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.

Иван Шкловец,
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

С уважением и пожеланием комфортной работы, Анастасия Синицына,

эксперт Системы Кадры

Справочная информация: «Профессиональные стандарты и квалификации» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И КВАЛИФИКАЦИИ В справочной информации содержатся: 1. Профессиональные стандарты 2. Профессиональные квалификации. Профессиональные стандарты обязательны к применению работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если они установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ), другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ). Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, могут использоваться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ). Для определения соответствия квалификации работника или лица, претендующего на осуществление определенного вида трудовой деятельности, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проводится независимая оценка квалификации (п. 3, п. 7 ст. 2, ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее — Закон N 238-ФЗ). Порядок проведения независимой оценки квалификации установлен ч. 2 ст. 1 Закона N 238-ФЗ. При его применении следует учитывать исключения, предусмотренные в ч. 3, ч. 4 ст. 1, и ст. 11 указанного Закона. Дополнительно см.: О разработке и утверждении профессиональных стандартов >>> О применении профессиональных стандартов >>> О независимой оценке квалификации >>> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования Таблица соответствия ОКЗ-2014 и ОКЗ-93

  • 1. Профессиональные стандарты
    • Образование и наука
    • Здравоохранение
    • Социальное обслуживание
    • Культура, искусство
    • Физическая культура и спорт
    • Связь, информационные и коммуникационные технологии
    • Административно-управленческая и офисная деятельность
    • Финансы и экономика
    • Юриспруденция
    • Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн
    • Средства массовой информации, издательство и полиграфия
    • Обеспечение безопасности
    • Сельское хозяйство
    • Лесное хозяйство, охота
    • Рыбоводство и рыболовство
    • Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
    • Транспорт
    • Добыча, переработка угля, руд и других полезных ископаемых
    • Добыча, переработка, транспортировка нефти и газа
    • Электроэнергетика
    • Легкая и текстильная промышленность
    • Пищевая промышленность, включая производство напитков и табака
    • Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, мебельное производство
    • Атомная промышленность
    • Ракетно-космическая промышленность
    • Химическое, химико-технологическое производство
    • Металлургическое производство
    • Производство машин и оборудования
    • Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
    • Судостроение
    • Автомобилестроение
    • Авиастроение
    • Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.)
    • Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности
  • 2. Профессиональные квалификации
    • Социальное обслуживание
    • Культура, искусство
    • Физическая культура и спорт
    • Связь, информационные и коммуникационные технологии
    • Административно-управленческая и офисная деятельность
    • Финансы и экономика
    • Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн
    • Обеспечение безопасности
    • Сельское хозяйство
    • Лесное хозяйство, охота
    • Рыбоводство и рыболовство
    • Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
    • Транспорт
    • Добыча, переработка, транспортировка нефти и газа
    • Электроэнергетика
    • Пищевая промышленность, включая производство напитков и табака
    • Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, мебельное производство
    • Атомная промышленность
    • Ракетно-космическая промышленность
    • Химическое, химико-технологическое производство
    • Металлургическое производство
    • Производство машин и оборудования
    • Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
    • Судостроение
    • Автомобилестроение
    • Авиастроение
    • Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.)
    • Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности

Открыть полный текст документа

Вопрос: В ходе работ по применению профессиональных стандартов в нашей организации мы столкнулись с тем, что часть профессиональных стандартов являются закрытыми, хотя могут соответствовать ряду областей деятельности нашей организации. В частности, это профессиональный стандарт: «Специалист по мобилизационной работе» (утвержден приказом Минтруда России N 263н 17.04.2014 г.), а также иные профессиональные стандарты, закрытые для общего пользования. Каким образом мы можем ознакомиться с содержанием данных профессиональных стандартов, чтобы установить область их применения к деятельности нашей организации? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», январь 2017 г.)

В ходе работ по применению профессиональных стандартов в нашей организации мы столкнулись с тем, что часть профессиональных стандартов являются закрытыми, хотя могут соответствовать ряду областей деятельности нашей организации. В частности, это профессиональный стандарт: «Специалист по мобилизационной работе» (утвержден приказом Минтруда России N 263н 17.04.2014 г.), а также иные профессиональные стандарты, закрытые для общего пользования. Каким образом мы можем ознакомиться с содержанием данных профессиональных стандартов, чтобы установить область их применения к деятельности нашей организации?

Приведённый Вами профессиональный стандарт не подлежит официальному опубликованию, как содержащий сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Ознакомление с данным и иными подобными профессиональными стандартами возможно только для лиц, допущенных к государственной тайне в установленном законом порядке.

Правовое обоснование:

Согласно пункту 8 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются — нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», январь 2017 г.

Минтруд представил профстандарт специалиста по мобилизационной работе

Минтруд разработал проект ведомственного приказа «Об утверждении профессионального стандарта специалиста по мобилизационной работе».
Текст проекта представлен на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.
Документ определяет единый подход к содержанию трудовой деятельности (трудовых функций), требования к образованию и обучению, опыту практической работы, особые условия допуска к работе специалистов по мобилизационной работе в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных органах и организациях.
http://www.klerk.ru/job/news/351622/

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *