§ 2. Права и обязанности граждан



1. Объясни понятия.

Права человека и гражданина — Под правами человека понимают совокупность моральных норм, принадлежащих людям, независимо от расовых, национальных или социальных различий. Права человека определяют минимум условий для сохранения человеческого достоинства и жизни, являются универсальной категорией, которые представляет собой вытекаю­щие из самой природы человека возможности пользоваться элементар­ными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свобод­ного существования личности в обществе.

Правам человека присущи следующие признаки: они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества; складываются объективно и не зависят от государственного признания; принадлежат индивиду от рождения; являются непосредственно действующими; имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные; признаются высшей социальной ценностью; выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания; представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага; их признание, соблюдение и защита являются обязанностью го­сударства.

Права гражданина – это охраняемая законом мера юридически воз­можного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой пра­вовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут су­ществовать независимо от их государственного признания и законода­тельного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Обязанности гражданина — это закрепленные в Конституции требования, которые предъявляют каждому человеку, как гражданину, чтобы они действовали определенным, четко определенным конституционной нормой образом (или воздержалась от совершения соответствующих действий) для обеспечения интересов общества, государства, других людей и граждан, несоблюдение которых влечет за собой юридическую ответственность.

Основные обязанности граждан закрепляет Конституция РФ. К ним относятся: обязанность уплачивать налоги и сборы; обязанность ежегодно представлять декларации, которые указывают на имущественное состояние и доходы. Такие декларации обычно регулируют налоговые инспекции по месту жительства; обязанность не причинять вреда природе, охранять историко-культурное наследие, возмещать причиненные ими убытки; обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, не посягать на права, свободы, честь и достоинство других людей; обязанность защищать Отечество, ее независимость и территориальную целостность, уважать государственные символы; обязанность уважения прав и законных интересов других лиц, определенная ответственность за неправомерные действия, направленные в сторону других граждан; обязательства родителей содержать своих детей до их совершеннолетия, и обязанность совершеннолетних детей заботиться и ухаживать за своими нетрудоспособными родителями.

2. Объясни, в чём проявляется естественный характер прав человека.

Права человека носят естественный характер: возникают на основе природной и социальной сущности человека и развиваются под воздействием условий общественной жизни.

Неотчуждаемый, естественный характер основных прав и свобод – принцип, в основу которого положена идея естественного права, презюмирующая, что каждый человек рождается свободным и в силу факта рождения обладает комплексом присущих ему прав и свобод. Соответственно у государства возникают обязанности: 1) признать эти права, т.е. закрепить их в национальном законодательстве; 2) соблюдать эти права, т. е. не нарушать права и свободы гражданина и создавать условия для их реализации; 3) защищать права и свободы, т. е. охранить их от нарушения, а в случае нарушения восстанавливать нарушенное право. Данный принцип означает также, что никто (ни граждане РФ, ни те, кто законно проживает на территории РФ) не может быть лишен какого-либо конституционного права; граждане РФ не могут быть лишены гражданства; Российское государство обязано оказывать покровительство гражданам, находящимся за пределами страны.

3. Заполни схему, используя приведённый ниже текст из Конвенции ООН о правах ребёнка (запиши номера, под которыми указаны права, в соответствующий блок схемы).

1) Право на жизнь; 2) право на имя и приобретение гражданства; 3) право на сохранение индивидуальности; 4) право жить в семье, знать своих родителей; 5) право свободно формулировать и выражать своё мнение; 6) право на доступ к необходимой информации; 7) право на свободу мысли, религии; 8) право на свободу ассоциаций и мирных собраний; 9) право на защиту государства от всех форм насилия; 10) право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития; 11) право на образование; 12) право на отдых и досуг; 13) право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любых вредных работ.

Гражданские: 7) право на свободу мысли, религии; 5) право свободно формулировать и выражать своё мнение; 4) право жить в семье, знать своих родителей; 2) право на имя и приобретение гражданства; 1)Право на жизнь;

Политические: 9) право на защиту государства от всех форм насилия;

Экономические: 10) право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития; 13) право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любых вредных работ.

Культурные: 11) право на образование; 12) право на отдых и досуг;

Социальные: 8) право на свободу ассоциаций и мирных собраний; 6) право на доступ к необходимой информации; 3) право на сохранение индивидуальности;

1) Как ты думаешь, почему права ребёнка провозглашаются в отдельном документе?

Потому что ребенок — это отдельная категория граждан. Ребенок — это лицо, не достигшее 18 лет. На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка.

Права ребёнка — это права человека применительно к несовершеннолетним (согласно Конвенции о правах ребёнка, это лица, не достигшие восемнадцати лет).На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

2) Среди прав ребёнка права какой группы преобладают? Почему?

Среди прав ребёнка права гражданской группы преобладают.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т. п.

4. Закончи предложение.

Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Значение этого документа состоит в том, что в нем отражены права человека. Чтобы предотвратить саму возможность сделать/повторить преступление против человечества. Так же в ней описаны основные права и свободы человека, подлежащие всеобщему соблюдению. Декларация имеет только статус рекомендации, но на её основании были приняты два обязательных для участников договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Многие положения декларации за время многолетней практики приобрели статус норм обычного права; в отдельных странах Декларация признается частично.

5. Объясни, для чего государства закрепляют права человека в законах. Почему было недостаточно ограничиться принятием Всеобщей декларации прав человека и международных пактов?

Потому что права человека должны отражаться в письменном виде для различных видов ситуаций, для решений суда, чтобы точно разобраться с делами общества, не придумывая что-то неприемлемое.

Нельзя ограничиться принятием Всеобщей декларации прав человека и международных пактов, потому что: 1) У каждого государства есть свои особенности правовой системы, обусловленные его историей, традициями. Сблизить англосаксонскую, романо-германскую и мусульманскую правовые системы невозможно. 2) Государства находятся на разных этапах развития; соответственно, одни могут гарантировать своему народу больше прав, другие — меньше. 3) Издание государством законов говорит о его суверенитете.

6. Соотнеси характеристики прав человека и их определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

Запиши в таблицу цифры под соответствующими буквами.

7. Ивану 13 лет, Коле 15,лет. Сравни правовой статус 13-летнего и 15-летнего подростка. Выбери и запиши в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства

2) возможность лично вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими

3) право работать по трудовому договору с согласия одного из родителей

4) давать согласие на изменение своего имени и фамилии

8. Используя ресурсы Интернета, найди информацию о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в твоём регионе. Запиши любые два-три направления его деятельности.

Основные задачи региональных Уполномоченных по правам ребенка, закрепленные в регламентирующих их деятельность документах:

— обеспечение гарантий и законных интересов, прав и свобод ребенка, развитие и дополнение существующих форм и средств защиты прав ребенка во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит защита прав и законных интересов ребенка;

— всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

— анализ состояния дел по соблюдению прав ребенка и подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

Уполномоченные для выполнения стоящих перед ними задач имеют право:

— посещать государственные органы и органы местного самоуправления, учреждения, организации и предприятия независимо от форм собственности (особенно важно, что Уполномоченные обладают правом беспрепятственного посещения детских интернатных учреждений);

— проводить самостоятельно или с участием государственных и муниципальных органов проверки обстоятельств, связанных с нарушением прав ребенка;

— направлять государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам предложения и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав ребенка и совершенствованию процедур, затрагивающих права ребенка;

— при выявленных нарушениях прав детей или конкретного ребенка обратиться в суд, в компетентные органы с просьбой о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностных лиц, в действиях которых усматриваются нарушения прав ребенка;

— готовить предложения о внесении изменений в действующее законодательство по вопросам, затрагивающим права ребенка;

— привлекать к совместной работе квалифицированных специалистов и создавать экспертные группы, советы по правам ребенка из числа ученых и специалистов, работающих с детьми, привлекать к сотрудничеству неправительственные организации.

В своей деятельности региональные Уполномоченные по правам ребенка тесно сотрудничают со всеми структурами и органами государственной власти, в чью компетенцию входит обеспечение прав детей, а также с общественными, в том числе правозащитными, организациями. Как правило, при Уполномоченных по правам ребенка действуют общественные приемные, где работают квалифицированные юристы.

В мировом сообществе дети выделены в отдельную категорию граждан, нуждающихся в особой защите. Права несовершеннолетнего провозглашаются в Конвенции о правах ребенка. В России наряду с международными документами действует закон «Об основных гарантиях прав ребенка». Также права детей описаны в Семейном кодексе РФ и других законодательных актах. Однако все документы опираются на Конвенцию.

Права несовершеннолетнего ребенка

Почему права ребенка провозглашаются в отдельном документе? В период взросления человек формируется как личность, и влияние среды, в которой он растет, – положительное или отрицательное, – трудно переоценить. В то же время несовершеннолетние не способны в полной мере защитить свои интересы, поэтому государство обязано создать условия для нормального развития ребенка, обеспечить его физическую и психологическую безопасность. Рассмотрим, права какой группы преобладают, когда речь идет о детях.

Гражданские

Гражданские права являются основополагающими для каждого маленького человека среди основных свобод (рекомендуем прочитать: гражданские права ребенка в РФ). Данную группу прав также называют личными. Их главенство объясняется самой сутью. Так, каждый человек имеет право на жизнь, в том числе ребёнок любого возраста. В каком бы состоянии ни родился малыш, врачи обязаны сделать все возможное для того, чтобы он выжил. К другим личным правам также относят:

  • Право на индивидуальность. Нельзя заставить ребенка быть похожим на других. У каждого человека есть свои физические и психологические особенности.
  • Право на неприкосновенность жилья.
  • Право на личную жизнь и общение. Дети могут общаться с другими людьми и выбирать круг общения независимо от желания взрослых.
  • Право на защиту от насилия, оскорблений, грубого обращения, эксплуатации.
  • Право иметь полное имя. При этом в различных странах принимаются законодательные акты, запрещающие давать детям имена предметов и вещей.
  • Право общаться со своими родными независимо от их личных отношений.
  • Право на свободу вероисповедания.
  • Право на уход, заботу, материальное обеспечение. Если малыш лишен семьи, все это ему предоставляет государство.
  • Право выражать собственное мнение. Например, с определенного возраста дети в России могут выступать в судах, при принятии решения суд обязан учитывать мнение юного участника процесса, если ему уже исполнилось 10 лет.

Политические

Согласно Конвенции, дети могут свободно выражать свое мнение по поводу государственного устройства, состоять в различных организациях (детских и юношеских). Дети должны иметь доступ к информации, знать, почему и в каком документе описаны их права. Государство обязано всячески содействовать правовой и политической образованности несовершеннолетних граждан.

Экономические

Дети защищены законодательством от выполнения непосильной работы. Подростки могут быть трудоустроены, однако существуют ограничения режима работы несовершеннолетних. Для детей предусмотрены особые условия труда. Ребенок вправе распоряжаться собственными денежными средствами. Школьники могут совершать мелкие покупки в магазинах.

Социальные

Дети имеют следующие социальные права:

  • Право на образование. Каждый несовершеннолетний может посещать детский сад, школу, вуз. Родители, опекуны обязаны обеспечить ребенку условия для всестороннего развития. Если несовершеннолетний не может посещать учебное заведение по состоянию здоровья, взрослые должны обеспечить ему домашнее обучение.
  • Право на бесплатное медицинское обслуживание. Для детей предусмотрены специальные медицинские учреждения.
  • Право на развлечения и отдых. Для детских развлекательных учреждений применяются особые нормативы, а в графиках учебных заведений предусмотрено время для оздоровления детей.
  • Право на получение дополнительных знаний. Ребенок может кроме основного места учебы посещать развивающие кружки, спортивные секции и т. д.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: права несовершеннолетних детей: краткий обзор

В семье

Дети в семье могут высказывать свою точку зрения по касающимся их вопросам. Родители должны предоставлять ребенку необходимую информацию и учитывать его мнение.

Также несовершеннолетний имеет право знать всех своих родственников и общаться с ними. Родители должны материально обеспечивать несовершеннолетнего, предоставлять ему доступ к общему имуществу.

В обществе

В обществе ребенку должны быть обеспечены комфортные условия существования. Независимо от происхождения и социального положения к дети в обществе имеют право на:

  • безопасность;
  • свободу передвижения;
  • неприкосновенность и уважение личности;
  • развитие творческих и физических способностей;
  • индивидуальное или общее обучение в образовательных учреждениях;
  • помощь взрослого человека (учителя, воспитателя, прохожего на улице, социального работника, правоохранительных органов);
  • пользование общественными местами (парками, детскими площадками);
  • участие в культурно-массовых мероприятиях.

Защита прав детей

До достижения возраста 18 лет (или до признания несовершеннолетнего эмансипированным) за ребенка отвечают его родители, усыновители, опекуны или государственные органы. За нарушение прав ребенка государством предусмотрены различные виды ответственности: дисциплинарная, административная или уголовная. Иногда за посягательство на права ребенка, угрожающее его жизни, здоровью и нормальному развитию, родителей лишают родительских прав.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Конвенция о защите прав и интересов ребенка

Ребенок может обратиться за помощью к детскому правозащитнику (уполномоченному по правам ребенка), в правоохранительные органы, социальные службы, органы опеки и попечительства (см. также: кто является уполномоченным по правам ребенка в России?). При выявлении нарушений со стороны организаций и общественных учреждений обратиться в государственные органы от имени ребенка могут родители или его опекуны.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: направления деятельности уполномоченного по правам ребенка в РФ

В судебных разбирательствах, касающихся детей, преобладают интересы несовершеннолетних. Ниже представлен образец искового заявления о лишении родительских прав.

Глава 16. Социальные права детей

ГЛАВА 16
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ДЕТЕЙ

Статья 184. Право детей на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья

Дети имеют право на жизнь в мирных, безопасных и достойных условиях.

Условия жизни детей должны обеспечивать их полноценное физическое, умственное и духовное развитие.

Родители, воспитывая детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, умственном и духовном развитии, приобщать их к посильному труду и готовить их к самостоятельной жизни.

Все дети имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь со стороны государства в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Они находятся под диспансерным наблюдением в государственных организациях здравоохранения.

Статья 185. Право на жизнь в семье

Все дети имеют право на жизнь в семье в кругу родителей и близких родственников, на их заботу и внимание.

Право детей на заботу и внимание со стороны матери и отца является равным независимо от совместного или раздельного проживания родителей. При раздельном проживании родителей ребенок по достижении десяти лет вправе выбрать, с кем из родителей он будет проживать.

Органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, должны принимать все меры по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (на усыновление, в детский дом семейного типа, детскую деревню (городок), опекунскую семью, приемную семью). Подросток имеет право жить самостоятельно при наличии условий для проживания, материальной поддержки и при осуществлении контроля со стороны органов опеки и попечительства.

Статья 186. Право на образование и труд

Все дети имеют право на получение бесплатного общего среднего и профессионально-технического образования в государственных учреждениях образования, на выбор учреждения образования и получение образования.

Дети имеют право на получение профессии в соответствии со своими склонностями и способностями.

По достижении шестнадцати лет подросток имеет право на самостоятельную трудовую деятельность.

С письменного согласия родителя или попечителя трудовой договор может быть заключен с ребенком, достигшим четырнадцати лет.

Статья 187. Право на отдых и досуг

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, выбор внешкольных занятий в соответствии с потребностями здорового и гармоничного развития.

Статья 188. Гарантии свободы личности ребенка

Государство гарантирует каждому ребенку свободу слова, мысли, совести, творчества, право на независимый выбор взглядов, убеждений, на создание и участие в деятельности детских общественных организаций, в мирных собраниях, демонстрациях, шествиях, а также право на самостоятельный выбор жизненного пути.

Статья 189. Право на защиту

Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия: экономических, сексуальных, политических, духовных, моральных, физических, психологических.

Ребенок вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а с четырнадцати лет – и в суд, а также осуществлять защиту прав и законных интересов через своих законных представителей.

Статья 190. Обязанности ребенка вне семьи

Каждый ребенок обязан уважать права и достоинство других людей, проявлять к ним гуманное отношение.

Ребенок обязан уважать историко-культурное наследие, самобытность, язык и иные ценности, являющиеся достоянием Республики Беларусь и других народов, бережно относиться к природе, соблюдать законы Республики Беларусь.

Права несовершеннолетних детей

Невзирая на незрелость (психологическую и физическую), в отношении имеющихся прав несовершеннолетний мало чем отличается от взрослого: должен иметь имя и фамилию, получать образование, медицинскую помощь и уход. Самые важные права ребенка дают ему возможность расти гармоничной личностью вне зависимости от социального и финансового статуса родителей, расы и места проживания.

Гражданские права ребенка

Права ребенка-человека-гражданина начинают свое действие с первой же секунды жизни. С первым вздохом младенец становится гражданином государства, причем в некоторых странах для этого хватает самого факта рождения на ее территории, а в других необходимо, чтобы гражданство имел кто-то из родителей. Итак, какими же правами обладает новоиспеченный гражданин:

  1. На имя. При этом при достижении подросткового возраста несовершеннолетний получает возможность сменить имя (фамилию) по собственному желанию, которая до 14 лет реализуется его родителями (представителями).
  2. На жизнь, личную неприкосновенность и свободу. Никто (включая и родителей) не в праве причинять несовершеннолетнему вред, проводить с ним незаконные медицинские манипуляции, лишать его свободы и т.д.
  3. На беспрепятственное выражение собственного мнения, которое берется во внимание с учетом возраста. Согласие на те или иные перемены в жизни (усыновление, смену имени, проживание с мамой или папой)начинают спрашивать после 10-летия. С 14-летней отметки подросток имеет возможность самостоятельного обращения в суд и правозащитные организации.
  4. На свободу выбора религии.
  5. На уход и материальное содержание. Если несовершеннолетний вынужден жить не в семье, его обязаны содержать опекуны или государственные органы.
  6. На заботу и обеспечение потребностей.
  7. На образование и посещение различных учреждений.
  8. На защиту от насилия и вовлечения в прием наркотических веществ.

Политические права ребенка

Было бы ошибкой думать, что ввиду нежного возраста политические права детишкам не нужны. Но это не так. Каждый ребенок имеет право состоять в различных детских (с 8 лет) и юношеских (с 14 лет) общественных организациях, ориентированных на организацию досуга, развитие творческих и спортивных способностей. Государство (на различных уровнях) должно всячески способствовать деятельности подобных организаций, организовывая рекламные кампании, давая им налоговые льготы и муниципальные помещения в пользование, поощряя привлечение спонсоров и меценатов для улучшения материальной базы.

Экономические права ребенка

Независимо от места появления на свет, национальности и цвета кожи ребенок имеет право быть защищенным от непосильного труда – законодательными актами фиксируются минимальный возраст приема на работу, особые условия труда и оплаты. Кроме этого, несовершеннолетние граждане подлежат и социальной защите, то есть им положены пособия, оздоровление и т.д. Есть у них и законная возможность совершать бытовые сделки мелкого масштаба. Подростки (с 14 лет) получают возможность свободно пользоваться своими финансами: подарками, стипендиями.

Социальные права ребенка

Главная задача взрослых – создать условия, в которых ребятишки могут расти здоровыми и всесторонне развитыми. В определенный законами срок родители или законные представители должны реализовать право ребенка на образование, то есть отдать его в подходящий под их требования детский сад, школу или организовать домашнее обучение. Кроме школы и сада можно заниматься в кружках и секциях, посещать спортивные, художественные и музыкальные школы. При этом администрация основного места учебы не правомочна препятствовать получению дополнительного образования.

Права ребенка в семье

Первые годы жизнь малыша полностью зависит от родителей или тех людей, которые их заменяют. Рассмотрим подробнее, какие права у ребенка в семье:

  1. Личные неимущественные:

  • на информацию о родителях — права ребенка на знакомство с кровными родителями особенно важны в случае усыновления или лишения последних родительских прав;
  • на проживание и беспрепятственное общение с родственниками — без существенных причин, оговоренных в законах, никто не может забрать малыша у родителей или запретить с ними общаться, это же право распространяется и на других родственников;
  • на получение заботы от обоих родителей — и отец, и мать обязаны воспитывать свое дитя и обеспечивать ему всестороннее развитие.
  • Имущественные — подразумевают получение от родителей (опекунов) материального содержания, необходимого для жизни и развития: жилого пространства, одежды, обуви, питания и т.д. Кроме того, малолетним может принадлежать имущество или денежные средства, полученные по наследству или в качестве подарка. Распоряжаться этим в полной мере они могут лишь с момента совершеннолетия, а до этого времени задача представлять их интересы ложится на плечи родителей (опекунов).
  • Права ребенка в обществе

    С определенного возраста малыш становится полноценным участником общественной жизни – идет в детский сад, а затем в школу. И если до недавнего времени любые действия воспитателей или учителей было принято рассматривать как часть воспитательного метода, то сейчас идет тенденция к защите права ребенка на психологический комфорт в обществе:

    1. Права ребенка в детском саду:
    • на безопасность, неприкосновенность и уважение к личности – воспитатели не имеют права кричать на малыша, воспитывать его силой, к чему-либо принуждать или оскорблять.
    • на развитие способностей – воспитатели должны проводить занятия по развитию речи, творческих и физических возможностей.
    • на медицинское обслуживание – в случае необходимости воспитанник должен получить медицинскую помощь.
  • В школе:
    • на обучение по общим или индивидуальным планам;
    • на пользование библиотекой и столовой;
    • на комфортные и безопасные условия обучения – помещения школы должны соответствовать санитарным нормам и не нести опасность для здоровья;
    • на посещение дополнительных занятий (как платных, так и бесплатных);
    • на помощь психолога и учителя;
    • на медицинскую помощь.
  • На улице:
    • на свободу перемещения;
    • на безопасность;
    • на пользование детскими площадками, парками и т.д.

    Защита прав ребенка

    До четырнадцатилетнего возраста люди ни физически, ни психологически не способны отстаивать свои интересы. Защита прав несовершеннолетних детей возлагается на плечи родителей (опекунов), которые обращаются с соответствующими заявлениями в суд и прокуратуру. В случаях когда несовершеннолетним нужна защита от их же родителей (побои, жестокое обращение, насилие или невыполнение родительских обязанностей) все мероприятия выполняются органами опеки и попечительства.

    Документы о правах ребенка

    Вопрос защиты детей от насилия различного рода острейшим образом возник в 1924 году. Тогда и была создана Декларация прав ребенка, ставшая основой для подписанной в 1989 Международной конвенции. Почему вопрос о правах ребенка провозглашается в отдельном документе? Ответ очевиден. Потому что он слабее взрослых, не может сам себя защитить и первым попадает под удар в случае военных катаклизмов и экономических кризисов.

    Общественные организации по защите прав детей

    Чтобы нормы и параграфы Конвенции про права ребенка не оставались лишь строчками на бумаге, в каждой стране, подписавшей этот документ, осуществляется строгий контроль за его выполнением. Какая организация защищает права детей? Основная нагрузка приходится на Уполномоченного по защите прав ребенка или омбудсмена. Кроме этого существует множество общественных организаций, помогающих трудным подросткам, брошенным детям и одиноким матерям.

    >
    Ребенок и Конвенция

    Ребенок и Конвенция

    В нынешнем году исполняется 17 лет со дня принятия Конвенции ООН о правах ребенка — важнейшего международного документа, утвердившего целый ряд правовых принципов. Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей. Это выживание, развитие, защита и обеспечение участия в жизни общества.

    Для Советского Союза Конвенция вступила в силу 15 сентября 1990 года. Российская Федерация как государство-правопреемник СССР осуществляет права и выполняет обязательства, вытекающие из Конвенции. Права детей отражены в Конституции РФ, закреплены законодательством, различными нормативными и правовыми актами.

    Сегодня правотворческая работа по усовершенствованию законодательства

    в области защиты прав и интересов детей продолжается. Однако положение детей в России остается сложным: расширяются масштабы социального сиротства, по-прежнему в изоляции от общества остаются дети-инвалиды, растет количество правонарушений среди несовершеннолетних, увеличивается число нездоровых детей и подверженность их социально опасным заболеваниям, учащаются случаи проявления насилия и крайней жестокости в отношении к детям в семье и обществе. Кроме того, наши дни остро сопряжены с новым страшным риском для детей – терроризмом. Все это требует большой работы как со стороны законодателей, так и со стороны соответствующих органов.

    В Конвенции закреплены четыре общих принципа. Принцип недискриминации (ст. 2) обязывает государства-участников Конвенции обеспечивать, чтобы все дети, находящиеся в пределах их юрисдикции, могли осуществлять свои права. Эта норма применяется к каждому ребенку «независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств».

    Второй принцип — наилучшее обеспечение интересов ребенка (ст. 3). При принятии всеми без исключения государственными властями решений, затрагивающих детей, должно уделяться первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка.

    Третий основополагающий принцип Конвенции провозглашает защиту права ребенка на жизнь, выживание и развитие (ст. 6). Это право должно обеспечиваться «в максимально возможной степени». Целью указанной нормы является не только поддержание физического здоровья, но и обеспечение психического, эмоционального, умственного, социального и культурного развития.

    Четвертый принцип касается взглядов ребенка (ст. 12). Согласно Конвенции, детям должно быть предоставлено право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим их вопросам, и этим взглядам необходимо уделять должное внимание «в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка». Этот принцип предполагает наличие у детей права на заслушание и серьезный учет их взглядов, в том числе в ходе любого затрагивающего их интересы судебного или административного разбирательства.

    Права ребенка, определенные Конвенцией, могут быть поделены на пять групп по аналогии с традиционной классификацией прав человека:

    — Гражданские (личные) права. В числе прочих к ним относятся: право на сохранение своей индивидуальности, право на личную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту от незаконного посягательства на честь и репутацию, право на поддержание связей со своими родителями в случае разлучения с ними, а кроме того, право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления и злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, незаконного употребления наркотических и психотропных веществ, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом, право не быть призванным на военную службу до достижения 15-летнего возраста.

    — Политические права. Конвенция утверждает права ребенка на свободу выражения собственных взглядов и своего мнения, мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и свободу мирных собраний, доступа к информации и на знание своих прав, изложенных в Конвенции.

    — Экономические права. В соответствии с Конвенцией, ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может принести ему вред.

    — Социальные права. Это права ребенка на образование, обеспечение доступности информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки, а также право на образование, обеспечивающее развитие и воспитание ребенка в

    соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе ООН, право на охрану здоровья и социальное обеспечение. Сюда же можно также отнести право ребенка, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, нравственного и социального развития. Такой ребенок имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

    — Культурные права. Согласно Конвенции, ребенок имеет право на отдых и досуг, игры и развлечения, соответственные его возрасту. Кроме того, государства-участники Конвенции должны уважать и поощрять право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни.


    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *