3. Социальная защита многодетной семьи

Очевидно, насколько важна помощь многодетным семьям со стороны государства и общества, предоставление ряда льгот, осо­бенно в сфере образования детей и оказания медицинских услуг, а также материальной поддержки. Однако не следует порождать и развивать иждивенческие настроения, следует создать такие условия, чтобы любая семья, в том числе и многодетная, могла достигнуть высокого уровня благосостояния и духовного разви­тия. Но пока это недостижимо, основная тяжесть работы с мно­годетными семьями ложится на социального работника. Вся работа с этой категорией семей строится на основе этих докумен­тов: Указ Президента Российской Федерации «О мерах по соци­альной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г., введен­ный в действие с 1 июля 1992 г. и разработанных на его основе постановлений областных и городских органов власти и мест­ного самоуправления. Принят и реализуется Закон «О государ­ственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г., в ноябре 1995 г. в него внесены изменения в соответствии с зако­ном «О внесении изменений» в Федеральный закон «О государ­ственных пособиях гражданам, имеющим детей». Получила президентский статус Федеральная Программа «Дети России». Действует национальный план действий в интересах детей в Российской Федерации. Социальные службы на местах при­меняют Законы или Указы, напрямую не относящиеся к много­детным семьям. Так, например, в Новочеркасском управлении по труду и социальной защите населения на основании Закона Ростовской области, принятом 24 февраля 1999 г. «Об адресной социальной помощи малоимущим жителям Ростовской области», выплачиваются материальные пособия многодетным семьям как попавшим в экстремальные условия, 6 месяцев в году ока­зывается натуральная помощь. Такая практика позволяет ока­зать дополнительную помощь многодетным семьям.

Большинство исследователей, занимающихся проблемами многодетных семей, отмечают, что эти семьи нуждаются в ком­плексной системе мер социальной защиты. На нынешнем этапе развития, многодетным семьям необходима помощь, связан­ная не только с нехваткой средств на питание и одежду, но и на лекарство, на расходы, связанные с расширением плат­ного медицинского обслуживания в поликлиниках и стаци­онарах, санаториях и оздоровительных лагерях. Важнейшее место должны занимать меры, которые способствуют адапта­ции многодетной семьи в современных экономических усло­виях. Среди этих мер—организация собственного дела и само­занятости, переход на работу в коммерческие структуры, где оплата гораздо выше, использование вторичной занятости для получения вторичных денежных доходов, самообеспече­ние продуктами питания за счет выращивания их на приу­садебных участках, дачах, огородах и т.п. Возможности раз­ных типов многодетных семей зависят от многих условий: от возраста родителей, их образования и квалификации, числа детей, их обеспеченности жильем, предметами длительного» пользования, наличия приусадебного участка, сада, огорода, автомобиля, от состояния рынка и наличия рабочих мест по специальности родителей, развитости рыночных отношений в месте проживания.

Молодые семьи чаще выбирают дополнительные заработки, а также занятость в коммерческих структурах с более высокой оплатой труда. В большинстве многодетных семей главным кор­мильцем является отец, поэтому необходимо обеспечить муж­чинам возможность дополнительных заработков, что облегчит материальное положение семьи. Необходимо способствовать и самостоятельным, заработкам детей, желающих помочь семье Или удовлетворить свои нужды. Следует подумать и о частичной занятости женщин, создавая условия работы м неполным рабо­чим днем или надомной работы. Социальный работник так же может помочь многодетной семье получить кредиты на организа­цию фермерского хозяйства или его развитие, создание промыш­ленного или торгового предприятия, надомного производства. Доктор экономических наук Панкратьева Н. В. предлагает такую меру, как увеличение налогонеоблагаемой части дохода и считает, что это должно иметь достаточно весомое значение в определении располагаемого денежного дохода многодетных семей (денежного дохода за вычетом налогов, обязательных платежей и взносов). При прочих равных условиях значимость этой меры для семейного бюджета будет способствовать повы­шению экономической активности многодетных семей. В своей статье в журнале «Семья в России» она приводит формулу рас­чета общественно-нормативной величины дохода семьи с двумя родителями и различным числом детей:

Д = п. м.x(2+d),

где Д—доход семьи,

п. м.—величина прожиточного минимума,

d—число детей в семье.

Достигнуть достаточного уровня дохода во всех многодетных семьях можно путем повышения заработной платы или пособий, или одновременно того и другого. В связи с этим предлагается вве­сти двухступенчатую систему пособий на детей. Сохраняя действу­ющую систему пособий на детей, целесообразно ввести специаль­ные дополнительные пособия на детей из многодетных семей.

Для семей с тремя детьми в размере:

  • минимальный вариант—1,0 прожиточного минимума на семью;

  • максимальный вариант—1,25 прожиточного минимума на семью.

Для семей с четырьмя и более детей:

  • минимальный вариант—1,25 прожиточного минимума на семью;

  • максимальный вариант—1,5 прожиточного минимума на семью.

Величина пособий матери по уходу за ребенком до 1,5 года должна быть увеличена до размера:

  • минимальный вариант—1,0 прожиточного минимума;

  • максимальный вариант—1,25 прожиточного минимума.

Но даже такие, казалось бы, большие пособия позволяют решить материальные проблемы семьи с тремя детьми, при большем количестве детей возникает дефицит средств, так как не обеспечивается даже прожиточный минимум.

Помогают решить материальные проблемы многодетной семьи льготы, которые предоставляет Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»:

  • льгота по медицинскому обслуживанию;

  • льгота на проезд в общественном транспорте;

  • многодетным семьям, имеющих трех и более детей, предоставляется проезд на внутригородском транспорте, а также на автобусах пригородных линий для учащихся общеобразовательных школ (Указ Президента РФ от I 5.05.92 г. №431);

— социальные льготы.

Также для многодетных семей установлено:

— прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

— бесплатное питание для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча или за счет других внебюджетных отчислений;

— один день бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.

Многодетным семьям установлена скидка в размере ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, электроэнергией.

> МЕРЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

Деятельность органа социальной защиты в сфере защиты многодетных семей

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Конституции «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7., п.1.). А также в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7.п.2.).

Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, все вышеуказанные гарантии реализуются через систему социальной защиты населения.

Демографическая проблема — одна из самых острых в России. И многодетные семьи, многодетные родители, являясь единственным решением данной проблемы, нуждаются в повышенном внимании федеральной и региональной власти.

Политика государства, заботящегося о будущем России, должна иметь долгосрочный план вывода семьи из кризисного состояния. И этот план должен иметь отчетливо прослеживающийся социальный характер. Семье с детьми необходимо обеспечить достойные условия для жизни и работы. Именно с этой целью создана и функционирует система социальных гарантий. Под системой социальных гарантий понимается предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. В ней реализуется принцип распределения по потребности с учетом ресурсных возможностей общества, что определяет меру этих гарантий. Минимальный набор и уровень этих гарантий является подвижным в зависимости от конкретно исторических условий каждой страны. Эта форма социальной защиты граждан базируется на принципах общего налогообложения и бюджетного финансирования социальных расходов. К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы, представляющие собой социальные гарантии отдельным категориям населения.

Семья в современном российском обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Социальная защита возможна посредством организуемой социальной работы, так как семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы.

Положение семьи, уровень её благополучия и стабильности являются важнейшими социальными индикаторами, определяющими жизнестойкость нации, общества и государства. Особенности социально-экономических преобразований последних десятилетий негативно повлияли на уровень жизни населения, наложили свой отпечаток на процессы жизнедеятельности семьи. Наряду с падением рождаемости, увеличением числа разводов, ростом детской беспризорности и безнадзорности, растет опасность социальной деградации семьи вообще, являющейся на протяжении многих веков одной из господствующих форм отношений между полами, могучим гармонизирующим регулятором общества.

Социальная природа государства является одной из базисных предпосылок, определяющих условия жизнедеятельности человека. Характер взаимоотношений власти и народа определяет направленность государственной политики — цели экономической и социальной политики, содержание норм защиты прав собственности. Социальная политика сочетает меры по созданию каждому дееспособному гражданину условий, позволяющих ему трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние, и усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь слабозащищенных групп населения.

Под социальной помощью как формой социальной защиты населения понимается предоставление социальных благ и услуг социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом социальной помощи являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности или прожиточного минимума. Ежегодно величина прожиточного минимума индексируется, в 2016 для каждого региона установлено свое значение. Узнать его можно в администрации своего района или в отделении соцзащиты. Средняя его величина по России в этом году равна 8200 рублей.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В России статус многодетной семьи очень сильно занижен. В глазах большинства россиян слова «многодетная семья» ассоциируются с пьянством и нищенством. Общество с пренебрежением и даже унижением относится к таким семьям.

Поэтому неслучайно, что статистические данные и современный опыт показывают: большинство россиян даже не задумываются о создании многодетной семьи, предпочитая ограничиться одним ребенком. Причем у них на это есть объективные причины.

По социологическим опросам, в возрастной группе 18-25 лет доля граждан, не имеющих детей, составляет сегодня 78%, среди 26-35-летних дети есть лишь у 24%, порядка 10% граждан старше 36 лет также не имеют детей. Причем большинство россиян предпочитают ограничиться одним, в крайнем случае — двумя наследниками; лишь 1% имеют трех и более детей.

Социальная помощь, предоставляемая гражданам, воспитывающим 3 и более детей, довольно многообразна. Ее можно подразделить на виды по нескольким основаниям:

  • 1) По уровню бюджета, за счет которого принимаются меры поддержки, можно выделить федеральную, региональную и муниципальную помощь.
  • 2) По форме предоставления различают материальную и натуральную помощь.
  • 3) По предназначению помощь делится на адресную и оказываемую всем лицам определенной категории. Также можно выделить помощь, которую получают все многодетные семьи, и которая положена при наличии дополнительных условий (5 и более детей, инвалидность одного из детей и т. п.).
  • 4) К числу конкретных видов господдержки относятся: -пособия, различные выплаты, льготы, субсидии; — предоставление имущества (одежды, продуктов, лекарств и т. п.); — оказание бесплатных услуг (юридические консультации, лечение в государственных клиниках и др.).

В Российской Федерации пособия на детей многодетным семьям начинают выдаваться с момента рождения третьего ребёнка (в некоторых регионах — четвёртого или пятого). Многодетные родители, наряду со всеми семьями, в которых появляется ребёнок, могут рассчитывать на следующие выплаты:

Единовременное пособие.

Выдаётся по факту рождения ребёнка. Его размер не варьируется в зависимости от количества детей в семье.

В 2016 году эта сумма равняется приблизительно 15 500 руб.

В некоторых регионах власти устанавливают дополнительные надбавки к единовременному пособию. Получить деньги может как мама, так и отец ребёнка. Документы проще всего подать по месту работы. За неимением такой возможности, необходимо обратиться в соцзащиту. Помимо свидетельства о рождении, справки из ЗАГСа и паспорта мамы или папы нужно предоставить справку с работы второго родителя, являющуюся подтверждением того, что он не получал единовременное пособие.

Пособие по уходу за ребёнком.

Выплачивается ежемесячно, пока малышу не исполнится 1,5 года. Его получает тот родитель, который оформляет отпуск, чтобы ухаживать за ребенком. Если родители официально не трудоустроены, им нужно обратиться в органы соцзащиты, предварительно собрав все необходимые документы. Сколько именно они будут получать каждый месяц, зависит от того, есть ли в семье старшие дети.

Для семей, в которых родился второй и последующий ребёнок, размер пособия до 1,5 лет в 2016 году равняется 5 800 руб.

Родителей, имеющих трёх и более детей, интересует вопрос, какие пособия положены многодетным семьям помимо указанных выше. По закону им гарантированы дополнительные социальные выплаты, компенсирующие затраты на продукты, жильё и услуги ЖКХ:

Компенсационная выплата, связанная с ростом стоимости проживания в стране.

Каждый ребёнок в возрасте до шестнадцати или до восемнадцати лет при условии, что он числится в учениках какого-либо образовательного учреждения, получает от государства по 600 руб. в месяц.

Эти детские пособия сохраняются до того момента, пока в семье имеется не менее трёх детей, не достигших указанного возраста.

Если же таких детей больше четырёх, выплата составляет 750 руб.

Компенсационная выплата, возмещающая расходы на квартплату и ЖКХ-услуги.

Для родителей трёх или четырёх детей — 522 руб. Для семей, воспитывающих, как минимум, пять детей — 1044 руб.

Компенсационная выплата, возмещающая расходы на пользование телефоном.

230 руб. в месяц имеют право получать все многодетные семьи, пока младшему ребёнку не исполнится 16 (или 18) лет.

Компенсация растущих цен на питание.

Положена каждому ребёнку в многодетной семье, который ещё не достиг трёхлетнего возраста. Размер выплаты равняется 675 руб.

Дополнительная материальная поддержка оказывается семьям с 10 и более детьми:

Ежегодное пособие ко Дню знаний. Выдаётся родителям, имеющим, как минимум, 10 детей и равняется 15 000 руб.

Ежегодное пособие, выдающееся в Международный день семьи — 10 000 руб.

Компенсационная выплата матерям, которые на момент выхода на пенсию родили, как минимум, 10 детей. Устанавливается в момент назначения пенсии и равняется 10 000 руб.

Кроме этого, родители семи и более детей получают особую награду — орден Родительской славы. Награждение сопровождается материальной помощью в размере 100 000 руб.

С 2013 года в некоторых регионах РФ было введено дополнительное пособие на третьего ребёнка. Оно выплачивается до достижения малышом трёх лет. Для оформления необходимо обратиться в органы соцзащиты не позже, чем через шесть месяцев после рождения ребёнка. Новое пособие было введено в регионах, где демографический рост ниже среднестатистического по России, а также в областях, где малоимущие семьи составляют достаточно большой процент населения.

Выдаётся по факту рождения ребёнка. Его размер не варьируется в зависимости от количества детей в семье.

Семьи, воспитывающих 3 и более детей, вправе получать поддержку от государства при соблюдении ряда условий:

  • 1) Семья признана многодетной по законодательству субъекта федерации (в каждом регионе свои критерии для признания многодетности).
  • 2) Дети могут быть как родными, так и усыновленными.
  • 3) Родители не лишены родительских прав, не ограничены в таких правах, не уклоняются от воспитания детей.
  • 4) Иные условия могут быть предусмотрены региональными нормативными актами.

Мамам, растящим 5 детей и более полагается досрочная пенсия, но только при условии, если она принимала участие в воспитании каждого из детей до 8 летнего возраста, её страховой стаж составляет минимум 15 лет, а самой ей исполнилось 50 лет. Если мама родила и активно воспитывала до 8 лет 2, 3, 4 детей, то она также вправе требовать досрочную пенсию. Условия следующие: возраст мамы — от 50 лет, трудовой стаж — 12 лет на Крайнем Севере или 17 лет в другом месте, имеющем идентичный статус, страховой стаж — от 20 лет.

Необходимо отметить, что на многодетных граждан распространяются все льготы и привилегии, которыми обладают семьи с детьми: пособие по уходу за ребенком, материнский капитал при появлении второго малыша, пособие на третьего ребенка (в тех регионах, где оно выплачивается) и т. д.

Социальная работа с семьей — это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи.

Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне. Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой. В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

  • 1) Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).
  • 2) Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.
  • 3) Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы.
  • 4) Федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие. В социальной работе с многодетной семьей специалист опирается на определенные принципы, способствующие формированию потребности в принятии помощи и активизации роли семьи в решении собственных проблем: принцип гуманизма, принцип объективности, принцип системности, принцип толерантности, принцип позитивного образа семьи, принцип равной ответственности.

Для многодетных семей государством предусмотрена помощь. Программ, по которым происходит осуществление поддержки, достаточно много. Осуществлением их занимаются как органы соцзащиты населения, так и работодатели.

Оказание им поддержки происходит несколькими путями — в виде льгот, пособий и выплат один раз в год. Например, в ряде регионов многодетным семьям перед 1 сентября перечисляют средства на сборы детей в школу. Обязательным условием является воспитание всех детей в семье, а не в специальных детских учреждениях.

Помощь многодетным семьям в адресном порядке оказывается на региональном уровне в рамках принимаемых в субъектах федерации программ поддержки многодетных и малообеспеченных семей. Право на адресную помощь имеют семьи, обратившиеся с заявлением о ее предоставлении, если они признаны малоимущими (то есть уровень дохода в расчете на одного человека ниже прожиточного минимума).

Конкретные виды адресной поддержки закрепляются нормативными актами субъектов РФ, в то же время можно назвать наиболее типичные среди них:

  • 1) единовременная денежная выплата;
  • 2) предоставление продуктового набора;
  • 3) ежемесячные выплаты;
  • 4) возмещение затрат на оплату проезда детей в городском транспорте.

Размер выплат многодетным гражданам может варьироваться в зависимости от числа детей.

Для получения адресной помощи в отделение соцзащиты нужно представить пакет документов:

  • 1) заявление;
  • 2) паспорт;
  • 3) справку с места жительства;
  • 4) документы о доходах всех членов семьи за прошедшие 3 месяца;
  • 5) сведения о наличии в собственности недвижимости;
  • 6) свидетельства о рождении детей, о заключении брака;
  • 7) другие документы, в зависимости от региона.

Оказание адресной поддержки прекращается при выезде на ПМЖ в другой субъект федерации, обнаружении недостоверности поданных документов, превышении суммы дохода над величиной прожиточного минимума. В ряде областей и республик нашей страны, а также в столице для оказания адресной помощи заключается социальный контракт.

Орган социальной защиты в сфере защиты многодетных семей осуществляет мероприятия, направленные на улучшение демографической ситуации , реализации семейной политики и проведение мероприятий по формированию доступной среды жизнедеятельности на территории района. Реализует мероприятия в сфере взаимодействия с общественными объединениями. Организует работу по предоставлению мер социальной поддержки.

Обеспечивает социальную защиту и поддержку населения, в том числе, организует социальную помощь малоимущим, нетрудоспособным и пострадавшим от чрезвычайных ситуаций гражданам, осуществляет комплексные меры по улучшению положения семьи, женщин и детей, начисление пособий и компенсационных выплат, реализует установленные льготы в соответствии с действующим законодательством.

Координирует работу отделов администрации по разработке и реализации социальных программ.

Взаимодействует с общественными и благотворительными организациями, оказывающими социальную помощь гражданам.

Очень важно, чтобы в Российской Федерациибыло пересмотрено семейное законодательство. И не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов. К примеру, вызывает беспокойство то, что отсутствие федерального закона, устанавливающего минимальный уровень мер социальной защиты семьи с детьми, в том числе многодетных, приемных и неполных семей, гарантируемый государством, и отнесение вопроса к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, создает ситуацию, при которой право гражданина на социальную защиту поставлено в зависимость от его места жительства, что противоречит конституционному принципу равенства прав граждан независимо от их места жительства, предусмотренному статьей 19 Конституции Российской Федерации.

Также одной из проблем многодетных семей является их статус в обществе, отношение граждан к данной категории семей.

Все уровни социальной защиты многодетных семей и федеральный, и региональный, и местный действуют как единая система соподчиненных органов. Поэтому и изучение деятельности данной структуры необходимо осуществлять с точки зрения системного подхода, то есть исследовать систему социальной защиты как целостность, отличную от внешней среды.

Несмотря на то, что многодетным семьям уделяется особое внимание в законодательстве и Российской Федерации все же проблем у них меньше не становиться. Многие из этих семей являются малообеспеченными и разовые благотворительные акции не меняют серьезно их материальное положение. И это говорит о том, что все они требуют немедленного и полноценного, а не частичного, разрешения.

Меры социальной поддержки многодетных семей

КРАЕВЫЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

1. Компенсация в размере 30% расходов на оплату коммунальных услуг в пределах нормативов потребления без учета повышающих коэффициентов.

2. Бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врачей детей в возрасте до 6 лет в порядке, определяемом Правительством края.

3. Ежемесячная денежная выплата в размере 310 рублей на каждого ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации.

4. Краевой материнский (семейный) капитал при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или каждого последующего ребенка начиная с 1 января 2011 года, средства которого могут быть направлены на улучшение жилищных условий, получение образования детьми, оплату медицинских услуг, оказываемых родителям или детям.

5. Единовременное пособие семье при рождении второго и каждого последующего ребенка в размере 5000 рублей.

6. Предоставление земельных участков в собственность бесплатно.

7. Единовременная материальная помощь семьям, оказавшимся в бедственном положении в связи с трудной жизненной ситуацией (пожар, наводнение, тайфун, землетрясение, хищение имущества, потеря кормильца).

8. Предоставление бесплатных путевок в детские санатории, санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия.

9. Ежемесячная денежная выплата в размере 13873 рубля в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей после 31 декабря 2012 года при условии, если среднедушевой доход семьи не превышает 31703,40 рубля.

Малоимущим многодетным семьям

1. Ежемесячное пособие на ребенка семьям со среднедушевым доходом не превышающим величину прожиточного минимума в среднем на душу населения по края (13463 рубля).

2. Компенсация расходов по оплате проезда школьников в период с 01 мая по 15 сентября на дачные участки.

3. Единовременная материальная помощь на приобретение лекарственных препаратов по назначению врача.

4. Единовременная материальная помощь в размере 1200 рублей семьям, проживающим в сельской местности, на подготовку детей к школе.

5. Предоставление бесплатных путевок в оздоровительные лагеря с дневным пребыванием, загородные оздоровительные лагеря и иные формы отдыха.

6. Адресная социальная помощь (в том числе на основании заключения социального контракта).

СУБСИДИИ НА ОПЛАТУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Предоставляются, если расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг и нормативной площади жилого помещения, превышают 22 процента от совокупного дохода семьи.

Субсидии предоставляются при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

При расчете размера субсидии учитываются доходы всех членов семьи заявителя или одиноко проживающего гражданина за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

1. Единовременное пособие при рождении ребенка в размере 15512,65 руб. (плюс районный коэффициент).

2. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижении возраста 1,5 лет лицам, фактически осуществляющим уход (размер зависит от факта работы и количества детей).

3. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские организации в ранние сроки беременности, в размере 581,73 руб. (плюс районный коэффициент).

Данные выплаты осуществляются по месту работы (учебы), неработающим – центром социальной поддержки по месту жительства.

ЕДИНОВРЕМЕННАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ МАЛОИМУЩИМ МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ, ПРОЖИВАЮЩИМ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ, НА ПОДГОТОВКУ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

В целях снижения числа детей, не посещающих школу, установлена единовременная материальная помощь малоимущим многодетным семьям, проживающим в сельской местности, на подготовку детей к школе.

Единовременная материальная помощь оказывается малоимущим многодетным семьям, проживающим в сельской местности, на подготовку детей -школьников, обучающихся в общеобразовательном учреждении края, не находящиеся на полном государственном обеспечении, к школе.

Граждане, проживающие в сельских населенных пунктах, отнесенные к городским населенным пунктам в соответствии Реестром административно-территориальных и территориальных единиц края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 18 июля 2007 г. N 143-пр, права на оказание единовременной материальной помощи не имеют.

Право на обращение за оказанием единовременной материальной помощи малоимущей многодетной семье, имеющая в своем составе трех и более детей (в том числе пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, проживающей в сельской местности, на подготовку детей к школе имеет один из родителей (усыновителей) на каждого рожденного (усыновленного), совместно проживающего с ним ребенка-школьника.

Единовременная материальная помощь оказывается в сумме 1200 руб. на каждого ребенка-школьника.

Малоимущая многодетная семья имеет право на единовременную материальную помощь один раз в год, размер единовременной материальной помощи составляет 1 200 рублей на каждого ребенка-школьника.

Для оказания единовременной материальной помощи заявитель обращается в краевое государственное казенное учреждение — центр социальной поддержки населения по месту жительства.

Заявитель, обратившийся за оказанием единовременной материальной помощи, представляет заявление и следующие документы:

— заявление с указанием доходах за три календарных месяца, предшествующих месяцу обращения;

— документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, место жительства или пребывания на территории Хабаровского края;

— справку об учебе в общеобразовательном учреждении ребенка (детей);

— свидетельства о рождении детей в возрасте до 18 лет;

— документ, содержащий сведения о лицах, зарегистрированных совместно по месту его жительства (справка органов регистрационного учета, выданная на основании выписки из поквартирной карточки и домовой (поквартирной) книги) — справка о совместном проживании заявителя с детьми-школьниками.

Заявитель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных им документах, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

СПОСОБЫ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРАЕВЫХ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Выплата мер социальной поддержки осуществляется ежемесячно за текущий месяц путем перечисления денежных средств по выбору заявителя на счет, открытый в кредитном учреждении, либо через структурные подразделения УФПС Хабаровского края – филиала ФГУП «Почта России».

Меры социальной поддержки и льготы многодетным семьям в 2019 году

Статус многодетной семьи устанавливается в соответствии с региональным законодательством и подтверждается удостоверением установленного образца. Удостоверение многодетной семьи выдаётся органами социальной защиты населения по месту жительства семьи. В большинстве российских регионов многодетной семьей считается семья, имеющая в своем составе трех и более несовершеннолетних детей.

По данным последней переписи населения в стране насчитывался 1 миллион 250 тысяч многодетных семей.

Меры социальной поддержки и льготы многодетным семьям установлены Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (в дальнейшем по тексту — Указ N 431). Другими федеральными и региональными нормативно-правовыми актами предусмотрено:

  • Пособия на детей
    Перечень детских пособий гражданам, имеющим детей, связанных с их рождением и воспитанием, установлен Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ.
  • Бесплатное предоставление земельного участка многодетным семьям
    В соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 Земельного Кодекса РФ предельные размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно гражданам, имеющим 3-х и более детей, устанавливаются региональными законами.
  • Социальная поддержка многодетных семей по обеспечению жильем
  • Единовременное денежное поощрение одному из награжденных орденом «Родительская слава» родителей
  • Субсидирование ипотеки
    Предоставляется по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации:
    • при рождении у них начиная с 1 января 2018 г. и не позднее 31 декабря 2022 г. второго ребенка и (или) последующих детей, являющихся гражданами Российской Федерации, — по ставке 6 % годовых на весь срок кредита (займа);
    • проживающих на территории Дальневосточного федерального округа и приобретающих жилое помещение на указанной территории, при рождении у них начиная с 1 января 2019 г. и не позднее 31 декабря 2022 г. второго ребенка и (или) последующих детей, являющихся гражданами Российской Федерации, — по ставке 5 % годовых на весь срок кредита (займа),

    а в случае рождения с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2022 г. второго ребенка и (или) последующих детей — по 1 марта 2023 г.

  • Ежемесячные денежные выплаты при рождении третьего ребенка до достижения возраста трех лет
    Назначаются и выплачиваются в регионах с «плохими» демографическими показателями в соответствии с региональным законодательством, принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», на условиях федерального софинансирования.
  • Региональный материнский капитал (РМК)
    Назначается при рождении третьего или последующего ребенка за счет бюджетных средств региона.
  • Ежемесячная субсидия родителям на оплату детского сада
  • Налоговые льготы родителям на детей
  • Налоговые льготы по имущественному и земельному налогам
  • Компенсация трудового стажа многодетным матерям
  • Право на досрочную пенсию многодетным матерям, родившим и воспитавшим 5 детей
  • Право многодетных родителей на ежегодный оплачиваемый отпуск по их желанию в удобное для них время
    Работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до двенадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. Такое правило устанавливает статья 262.2 Трудового Кодекса РФ.

РМК является важной мерой демографического стимулирования многодетных семей и назначается в большинстве субъектов РФ при рождении третьего ребенка. Так как подавляющее большинство многодетных семей обременены существенными жилищными проблемами, такая мера в значительной степени призвана помочь в их решении. Более подробно с условиями предоставления и вариантами использования РМК можно ознакомиться на нашем портале «Материнский капитал» в разделе «Региональный материнский капитал при рождении третьего ребенка» по региону своего проживания.

Также для решения жилищных проблем отдельные регионы устанавливают для многодетных семей единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.

Например, в Тамбовской области при рождении одновременно трех и более детей или при повторном рождении в трехлетнем периоде одновременно двух или нескольких детей в семье, признанной в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, Законом от 26 мая 2011 г. N 11-З «О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области» предоставляется единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, размер которой исчисляется исходя из количества членов семьи и 18 м2 общей площади жилья, приходящейся на каждого члена семьи, и утвержденной средней стоимости 1 м2.

1 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2014 N 487-ФЗ «О внесении изменения в статью 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации», законодательно закрепивший возможность предоставления многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, взамен выделения бесплатного земельного участка, альтернативную государственную поддержку в улучшении жилищных условий многодетной семьи.

В соответствии с внесенными изменениями подпункт 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ изложен в следующей редакции:

«6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;».

Основные параметры социальной поддержки и льготы многодетным семьям, установленные Указом N 431:

  • Скидка в размере не ниже 30 % установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, — от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;
  • Бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;
  • Бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;
  • Прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
  • Бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
  • Бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;
  • Один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.

Кроме этого, Указом N 431 предусматривается:

  • помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечение выделения для этих целей земельных участков, а также предоставление льгот по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставление безвозмездной материальной помощи либо беспроцентной ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков;
  • содействие в предоставлении многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья.

Также Указом N 431 Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга поручено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

Принимаемые в соответствии с Указом N 431 региональные нормативные акты могут устанавливать и другие льготы многодетным семьям, с которыми можно ознакомиться в разделе «Меры социальной поддержки граждан и льготы в регионах» по своему региону проживания.

Меры поддержки многодетных семей

Указом № 431 от 05.05.1992 установлены основные параметры социальной помощи для многодетных семей. На деле данные преференции не всегда доступны, так как могут быть не предусмотрены региональными правовыми актами. Кроме того, для получения поддержки и льгот необходимо предоставлять пакет документов в органы социальной защиты.

Многодетные семьи согласно Указу № 431 имеют право воспользоваться следующими мерами поддержки:

  • скидка до 30% на оплату услуг ЖКХ, в том числе частичная компенсация топлива, приобретаемого для отопления частных домов;
  • внеочередной прием малышей в дошкольные учреждения;
  • бесплатные медикаменты для детей до 6 лет по рецепту (перечень данных лекарств ограничен);
  • бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте для школьников;
  • бесплатное питание (завтрак и обед) для учащихся СОШ и ССУЗов (льгота предоставляется за счет внебюджетных средств, поэтому во многих учебных заведениях нет бесплатного питания);
  • бесплатная школьная форма, одежда для занятий спортом на весь период обучения в СОШ (опять же приобретается только на внебюджетные средства школы, поэтому бесплатной формы практически нигде нет);
  • раз в месяц многодетные родители с детьми имеют право бесплатно посетить музей, выставку, парк культуры;
  • выделение земельных и огородных участков вне очереди;
  • льготные кредиты и ссуды на покупку стройматериалов и строительство.

Указом № 431 предусмотрен ряд мер поддержки многодетных родителей, организующих фермерские хозяйства и коммерческие организации. Это выделение земельных наделов, материальная помощь, ссуды и дотации на развитие, налоговые льготы, освобождение от уплаты сбора с ИП. Региональные власти вправе устанавливать для помощи многодетным родителям и другие преференции.

Все виды льгот для многодетных семей

Льгота Особенности мер поддержки Законодательная основа
Детские пособия Пособия, выделяемые в связи с рождением и воспитанием детей Перечень пособий установлен ФЗ № 81 от 19.05.1995
Ежемесячные выплаты Пособие на третьего и последующего ребенка до 3 лет выплачивается только в некоторых регионах согласно Указу № 606 Указ № 606 от 07.05.2012
Региональный маткапитал РМК выделяется за счет региональных бюджетных средств, назначается при рождении 3-го ребенка Нормативные акты субъектов РФ
Субсидии на ипотеку Льготная ипотека или рефинансирование кредита по ставке 6% доступно семьям, где родился 2-й, 3-й и последующий ребенок в период с 01.01.2018 до 01.03.2023.

Сниженная ставка может действовать 3, 5 или 8 лет

ПП РФ № 1711 от 30 декабря 2017. Изменения в ПП № 857 от 21.07.2018 об изменениях 1711 ПП РФ.
Бесплатные земельные участки Предельные размеры участков устанавливаются властями субъектов РФ п. 2.1. ст. 33 ЗК РФ
Обеспечение жильем или выплата Вместо земельного участка может быть предоставлено жилое помещение или разовая материальная помощь на строительство, покупку дома, погашение ипотеки.

Льготники могут поучаствовать в программе «Молодая семья» или в других региональных проектах

ФЗ № 487 от 29.12.2014
Субсидия на оплату детсада Субсидия составляет 70% от общей суммы родительской платы за третьего и последующих детей ст. 65 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»
Налоговые льготы К льготам относится стандартный налоговый вычет и частичное освобождение от налогообложения некоторых доходов ст. 217, 218 НК РФ
Компенсация трудового стажа Компенсация назначается за периоды ухода за каждым малышом до 1,5 лет ПП № 1015 от 02.10.2014
Право на досрочную пенсию На пенсию раньше установленного срока выходят матери, воспитавшие 5 и более детей ст. 28 ФЗ № 173 от 17.12.2001
Выбор времени для отпуска Многодетные родители вправе раз в год уходить в оплачиваемый отпуск в удобное для них время (если в семье есть трое детей в возрасте до 12 лет) ст. 262.2 ТК РФ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *