Кто такие СМП и СОНО

В 2019 году заказчики по-прежнему должны будут закупать товары, работы и услуги у субъектов малого бизнеса. Понять, относится та или иная организация к данной категории, можно по следующим критериям: числу работников и размеру ежегодной прибыли. Значения указаны в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Для удобства приводим их в виде таблицы.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Критерии Микропредприятия Малое предприятие Предприятие среднего бизнеса
Численность работников ≥ 15 человек ≥ 100 человек ≥ 250 человек
Объем годовой выручки (без учета НДС) ≥ 120 миллионов рублей ≥ 800 миллионов рублей ≥ 2 миллиардов рублей

Что касается СОНО — это социально ориентированные некоммерческие организации. Также можно встретить аббревиатуру СОНКО. К ним относятся общественные и религиозные объединения, общины, казачьи общества, фонды, общественные движения, партнерства, объединения юрлиц. Не могут быть СОНО госкорпорации, госкомпании, политические партии.

Вот некоторые направления деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций:

  • поддержка детей-сирот, матерей-одиночек;
  • повышение качества жизни пенсионеров;
  • адаптация инвалидов;
  • социальная помощь;
  • подготовка граждан в сфере защиты от ЧС, катастроф и т.д.;
  • бесплатная юридическая помощь;
  • благотворительность.

Все виды деятельности указаны в ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

И СМП, и СОНО должны предоставить в составе заявки декларацию о принадлежности к малым предприятиям и социально ориентированным некоммерческим организациям. Она оформляется в виде таблицы со следующими данными:

  • наименование компании;
  • категория, к которой она относится — малый или средний бизнес;
  • юридический адрес;
  • ИНН;
  • ОГРН;
  • доля участия государства в уставном капитале;
  • число работников;
  • доход за минувший год.

Раньше в плане-графике в ЕИС ставили «галочку», чтобы указать обязанность привлекать к контрактам субподрядчиков СМП и СОНО. Сейчас там негде указывать эту информацию. Должны ли мы отражать закупки с привлечением СМП и СОНО в плане-графике, и если да, то в какой графе?

Узнать ответ

Изменения в закупках у СМП по 44-ФЗ не затронули критерии отнесения к малым предприятиям, а также содержание декларации. Требования в 2019 году останутся такими же.

Преимущества при закупках у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ

При закупках у СМП в 2019 году участникам, как и сейчас, будут предоставлять определенные преимущества. Для них установлены меньшие штрафы за нарушения. Если для всех поставщиков санкция составляет 5% от цены контракта, если она больше 3 млн руб., то для малых предприятий и СОНКО — 1 или 2%.

Также для СМП установлены более низкие тарифы за работу на торговых площадках. Если для рядовых участников это 1% от цены контракта, но не больше 5 тыс. руб., то для СМП верхняя планка находится на 2 тыс. руб.

Азбука преимуществ для СМП и СОНО: все, что нужно знать о правах льготных категорий участников на схемах и образцах
Контрактная система обязывает заказчиков давать преимущества льготным категориям участников. Как рассчитать объемы закупки у таких участников, что потребовать от них в заявке, что такое спецперечни, как скорректировать цену заявки — на примерах.

Все правила в одной статье

Закупки у субъектов малого предпринимательства

Закупки у малых предприятий и социально ориентированных НКО могут проводиться любым способом: в виде конкурсов, аукционов, запросов котировок и предложений, в том числе в электронной форме. Все они входят в 15% сейчас и будут учитываться в объеме закупок у субъектов малого предпринимательства с 1 января 2019 года. Если 15% закупок среди СМП и СОНКО не наберется, контрактного управляющего оштрафуют на 50 тыс. руб.

↻ Вернуться к началу

Объем закупок у СМП с 1 января 2019 года

Объем закупок у СМП и СОНО с 01.01.2019 останется прежним — 15% от общего объема. Это минимальный показатель. Если он снижен, последуют санкции от ФАС.

Набирать указанный объем можно тремя способами:

  • проводить закупки только среди СМП и СОНО;
  • проводить закупки в общем порядке, но заключать контракты с субъектами малого бизнеса или социально ориентированными НКО;
  • предъявлять к участникам требование о привлечении в качестве субподрядчиков СМП и СОНО.

Цена контракта, исполнителем по которому выступает малое предприятие или СОНО, не может быть больше 20 млн руб. Если закупка, проводившаяся среди СМП и социально ориентированных НКО, признана несостоявшейся, заказчик вправе снять ограничения и допустить к процедуре всех желающих. При этом она не будет учитываться в объеме закупок у СМП.

Вопрос из практики

Нарушил ли заказчик закон, если объем закупок у СМП составил 15 процентов, у СОНО – 0 процентов?

Отвечает Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Нет, не нарушил. Заказчик отражает закупки у СМП и СОНО в отчете. При этом формой отчета не предусмотрен раздельный учет закупок у СМП и СОНО. В графе 7 раздела II отчета заказчик указывает общую стоимость закупок у малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих предприятий (постановление Правительства от 17.03.2015 № 238).

Узнайте больше из рекомендации Какие преимущества предоставить СМП и СОНО

Задайте вопрос эксперту Системы Госзаказ

По итогам каждого года заказчик обязан подготовить отчет об объеме закупок у СМП и СОНО. Разместить документ в ЕИС необходимо до 1 апреля. Подробнее о его содержании расскажем ниже. При расчете общего объема закупок в 2018 году не учитываются закупки:

  • для обеспечения обороны РФ;
  • услуг по предоставлению займов;
  • у единственного поставщика;
  • работ в сфере атомной энергии;
  • при закрытых способах выбора поставщика.

Обратите внимание на изменения с 2019 года. При расчете общего объема закупок для определения объема закупок у СМП по 44-ФЗ с 1 января 2019 года будут учитываться процедуры с едпоставщиком, если они были проведены после несостоявшихся конкурсов, запросов котировок и предложений в электронной форме.

↻ Вернуться к началу

Отчет о закупках у СМП с 1 января 2019

Об объеме закупок у СМП и СОНО с 01.01.2019 также нужно будет отчитываться перед государством. Для этого составляется отчет, форма и содержание которого определены в постановлении Правительства от 27.03.2015 №238. Он содержит три части. В первой необходимо указать данные заказчика, а именно: наименование с организационно-правовой формой, адрес и контакты, ИНН, код из свидетельства о постановке на учет в ФНС и коды по классификаторам — ОКОПФ, ОКПО и ОКТМО.

Во второй части указывают данные об общем объеме закупок, а также процедурах среди СМП и СОНО. Сведения заносят в таблицу. В первую очередь заказчик рассчитывает, какой объем закупок должен был провести среди субъектов малого бизнеса и социально ориентированных НКО.

Для этого указываются:

  • общий объем проведенных закупок;
  • объем закупок по контрактам в областях безопасности государства и атомной энергетики, а также по договорам, заключенным с едпоставщиком и в результате закрытых процедур;
  • из показателя, получившегося в первом пункте, вычитают тот, что указан во втором пункте;
  • 15% высчитывается от показателя, получившегося в пункте три.

Обратите внимание, что при расчете объема закупок у СМП по 44-ФЗ с 1 января 2019 года из общего объема не нужно вычитать закупки, проведенные у едпоставщика по итогам несостоявшихся конкурсов, запросов предложений и котировок в электронной форме.

На следующем этапе заказчик приводит сведения о проведенных закупках у малого бизнеса и социально значимых НКО:

  • объем закупок только среди СМП и СОНКО;
  • объем закупок, в которых эти организации выступают в качестве субподрядчиков;
  • общий объем закупок у малого бизнеса и социально ориентированных НКО;
  • процент таких закупок от общего объема.

В третьей части отчета содержится информации о заключенных контрактах.

Как заполнить отчет об объеме закупок у СМП и СОНО, подробно описал эксперт в пошаговой инструкции Используйте также автоматические расчетчики, приведенные в статье.

↻ Вернуться к началу

Документ подготовлен в рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» (утверждён распоряжением Правительства 29 мая 2013 года №867-р) и во исполнение перечня поручений Президента России по реализации Послания Федеральному Собранию от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821 (пункт 1, подпункт 7).
Правительству было поручено принять меры по расширению возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам, осуществляемым в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон), определив при этом годовой объём закупок, которые заказчики обязаны осуществлять у таких предприятий.

В соответствии с Федеральным законом Правительство вправе устанавливать особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объём закупки, который эти заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, и порядок его расчёта.
Подписанным постановлением годовой объём закупок заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливается в размере не менее 18 процентов совокупного годового стоимостного объёма договоров, заключённых заказчиками по результатам закупок. При этом годовой объём прямых договоров, заключённых с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам специальных процедур, должен составлять не менее 10 процентов.
Устанавливаются порядок расчёта указанного объёма закупок, форма годового отчёта и требования к его содержанию.
Кроме того, определены особенности проведения процедур закупок, в которых участниками закупок являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, в том числе: перечни товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства; начальная (максимальная) цена контракта (цена лота); размер и способы предоставления обеспечения участия в закупках и исполнения договоров; максимальные сроки для заключения договоров и оплаты выполненных обязательств.
Также определены особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках в качестве субподрядчиков (соисполнителей).

Закупки для государственных и муниципальных нужд: участие малых предприятий

При проведении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны производить закупки у малых предприятий, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% СГОЗ (ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

А как определяется СГОЗ? СГОЗ – это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в т.ч. для оплаты контрактов, заключенных до начала финансового года и подлежащих оплате в данном финансовом году.

Необходимо учитывать, что при определении объема закупок в расчет СГОЗ не включаются закупки (ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ):

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (к примеру, у субъектов естественных монополий);
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

СМП и поставки товаров отдельным видам юрлиц

Что касается поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг отдельным видам юрлиц, то такие закупки регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Речь идет об участии в закупках с СМП государственных корпораций и госкомпаний, публично-правовых компаний, субъектов естественных монополий, автономных учреждений, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, государственных и муниципальных унитарных предприятий при определенных условиях и т.д. Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в таких закупках утверждены Постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352.

В общем случае годовой объем закупок у СМП устанавливается в размере не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

А если участниками торгов являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, то совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с СМП, должен составлять не менее 15% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок (п. 5 Положения, утв. Постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352).

Как и при расчете СГОЗ, при закупках для государственных и муниципальных нужд при определении совокупного годового стоимостного объема договоров в соответствии с п. 7 Положения, утв. Постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352, не учитываются, в частности:

  • закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • закупки в области использования атомной энергии;
  • закупки, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях»;
  • закупки, которые осуществляются за пределами территории РФ и предметом которых является поставка товаров, выполнение (оказание) работ (услуг) за пределами территории РФ;
  • закупки, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте договора;
  • закупки услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), а также по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • закупки, предметом которых является аренда или приобретение в собственность объектов недвижимого имущества;
  • закупки результатов интеллектуальной деятельности у поставщика (исполнителя, подрядчика), обладающего исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности;
  • закупки услуг в области воздушных перевозок и авиационных работ;
  • закупки услуг образовательных организаций (за исключением услуг образовательных организаций, созданных в организационно-правовой форме потребительских кооперативов).

Как оформить отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО в ЕИС

Отчет нужно заполнить по форме, утвержденной Постановлением N 238.

При составлении отчета за 2018 г. необходимо учесть внесенные в ч. 1.1, 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ изменения, которые вступили в силу с 01.01.2019. На это указал Минфин России в Письме от 02.11.2018 N 24-01-07/79316. Вместе с тем форма отчета не приведена в соответствие с такими изменениями. Исходя из позиции ведомства, полагаем, что информацию о закупках по п. п. 25 — 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ у СМП и СОНКО необходимо:

  • не включать в п. 2 разд. II отчета и соответственно учесть это при расчете данных в п. п. 3, 4, 8 разд. II отчета;
  • отразить в п. 5 разд. II, п. 1 разд. III отчета;
  • не учитывать при формировании данных в п. 9 разд. II отчета;
  • не включать в п. 3 разд. III отчета.

За более подробными разъяснениями по заполнению формы отчета за 2018 г. рекомендуем обратиться в Минфин России.

Далее рассмотрен порядок заполнения формы отчета в ЕИС в соответствии с Руководством пользователей ЕИС, размещенным на официальном сайте ЕИС (http://zakupki.gov.ru).

Чтобы сэкономить время, рекомендуем вам сразу заполнять отчет в ЕИС. Вы сможете заполнить отчет, распечатать, подписать его у руководителя и после уже опубликовать.

Для формирования отчета зайдите в личный кабинет заказчика ЕИС, выберите пункт «Отчеты заказчиков», нажмите «Создать информацию об отчете заказчика», а в графе «Тип отчета» укажите «Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

Как заполнить вкладку «Общая информация об отчете»

В этой вкладке нужно указать информацию о заказчике и отчете.

Большую часть сведений система заполняет автоматически.

Самостоятельно вы должны заполнить:

  • ОКТМО заказчика. Его можно узнать на сайте https://www.nalog.ru/rn77/service/oktmo/;
  • отчетный период — год, за который вы составляете отчет, например «2018».

Раздел «Копия размещаемого отчета» оставьте пустым. Прикрепить копию отчета вы сможете перед его публикацией.

Как заполнить вкладку «Информация об объеме закупок»

В этой вкладке все суммы нужно указать в тысячах рублей без учета сумм на закупки, связанные с гостайной. Часть позиций система заполнит автоматически, а часть вы должны заполнить самостоятельно, а именно:

  • в позиции 1 укажите СГОЗ. Это общий объем финансирования, который планировался на закупки. Не путайте эту сумму с оплатами по контрактам или с суммой проведенных закупок;
  • в позиции 2 первая строка заполнится автоматически после того, как вы заполните следующие за ней пять строк. Укажите в них суммы оплаты по контрактам (ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ):
    • для нужд обороны и безопасности страны;
    • на оказание услуг по предоставлению кредитов;
    • с единственным поставщиком по ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;
    • на работы в области использования атомной энергии;
    • по результатам закрытых конкурсов и аукционов.

Позиции 3 и 4 система заполнит автоматически на основании данных, которые вы внесли в позиции 1 и 2;

  • в позиции 5 укажите сумму оплаты по контрактам, которые были заключены по состоявшимся закупкам среди СМП и СОНКО. При этом неважно, когда эти контракты заключены: в отчетном году или в предыдущем (пп. «д» п. 2 Приложения к Правилам подготовки отчета о закупках среди СМП и СОНКО);
  • позицию 6 нужно заполнить, если вы проводили закупки, где победитель должен был привлечь СМП или СОНКО в качестве субподрядчиков (соисполнителей).

Укажите объем фактического привлечения по договорам между победителем закупки и СМП или СОНКО. Если эта сумма больше, чем та, на которую он должен был привлечь СМП и СОНКО, то укажите ту сумму, на которую он должен был привлечь.

Если победитель закупки — сам СМП или СОНКО, то внесите сумму, на которую он должен был привлечь СМП или СОНКО по контракту.

Об этом сказано в пп. «е» п. 2 Приложения к Правилам подготовки отчета о закупках среди СМП и СОНКО и Письме Минфина России от 02.11.2018 N 24-01-07/79316.

Позиции 7 и 8 будут заполнены автоматически на основании данных из позиций 5 и 6;

  • в позиции 9 нужно указать сумму НМЦК закупок среди СМП и СОНКО, которые не состоялись (пп. «и» п. 2 Приложения к Правилам подготовки отчета о закупках среди СМП и СОНКО).

После заполнения всех позиций нажмите «Далее» и перейдите на страницу «Информация о заключенных контрактах».

При заполнении вкладки «Информация об объеме закупок» учтите мнение Минфина России (Письмо от 02.11.2018 N 24-01-07/79316).

Как заполнить вкладку «Информация о заключенных контрактах»

Укажите реестровые номера контрактов, которые вы учитывали при заполнении прошлого раздела.

Для этого в форму поиска внесите:

  • в позицию 1 все контракты, которые были заключены с СМП или СОНКО по состоявшимся закупкам;
  • в позицию 2 все контракты, где было условие о привлечении субподрядчиков или соисполнителей из числа СМП и СОНКО;
  • в позицию 3 все контракты (ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ):
    • для нужд обороны и безопасности страны;
    • на оказание услуг по предоставлению кредитов;
    • с единственным поставщиком по ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;
    • на работы в области использования атомной энергии;
    • по результатам закрытых конкурсов и аукционов.

Об этом сказано в п. 3 Приложения к Правилам подготовки отчета о закупках среди СМП и СОНКО.

После заполнения всех разделов сохраните отчет.

При заполнении вкладки «Информация о заключенных контрактах» учтите мнение Минфина России (Письмо от 02.11.2018 N 24-01-07/79316).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *