Ответы к тесту по муниципальной службе

Вопрос 1. Понятие правового статуса муниципального служащего включает в себя такие элементы, как…

  • Ответ: Основные права и основные обязанности муниципального служащего
  • Ответ: Гарантии, предоставляемые муниципальному служащему

Вопрос 2. Муниципальный служащий получает денежное содержание за счет средств местного бюджета

  • Ответ: Да

Вопрос 3. Главные должности муниципальной службы относятся к … группе должностей муниципальной службы

  • Ответ: второй

Вопрос 4. Представителем нанимателя (работодателем) вправе быть лицо, не являющееся главой муниципального образования, работодателем органа местного самоуправления, председателем избирательной комиссии муниципального образования

  • Ответ: Да

Вопрос 5. Должности, относящиеся к муниципальным должностям:

  • Ответ: Главы муниципального образования
  • Ответ: Председателя представительного органа муниципального образования
  • Ответ: Председателя избирательной комиссии муниципального образования

Вопрос 6. Согласно смыслу статьи 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года представитель нанимателя обязан объявить приказ (распоряжение) о приеме гражданина на муниципальную службу под расписку в 3-х дневной срок со дня подписания трудового договора

  • Ответ: Да

Вопрос 7. Принцип внепартийности муниципальной службы совместим с членством муниципального служащего в оппозиционной партии

  • Ответ: Да

Вопрос 8. Категории муниципальных служащих, не подлежащие аттестации:

  • Ответ: Достигшие возраста 60 лет
  • Ответ: Находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет

Вопрос 9. Нормативные правовые акты, устанавливающие виды поощрения муниципального служащего:

  • Ответ: муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ

Вопрос 10. В реестре должностей муниципальной службы в субъекте РФ могут быть предусмотрены должности для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность

  • Ответ: Да

Вопрос 11. Федеральный закон о муниципальной службе от 2 марта 2007 года устанавливает особенности регламентации служебного времени муниципальных служащих

  • Ответ: Нет

Вопрос 12. Главой местной администрации может быть …

  • Ответ: Глава муниципального образования (совмещение должностей)
  • Ответ: Лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности
  • Ответ: Председатель представительного органа муниципального образования (совмещение должностей)

Вопрос 13. Дисциплинарные взыскания, применяемые к муниципальному служащему:

  • Ответ: Замечание
  • Ответ: Увольнение с муниципальной службы

Вопрос 14. Должности муниципальной службы учреждаются для …

  • Ответ: обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность
  • Ответ: обеспечения исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования

Вопрос 15. Муниципальный служащий может замещать муниципальную должность

  • Ответ: Нет

Вопрос 16. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливает статус …

  • Ответ: всех муниципальных служащих

Вопрос 17. Решения, принятые на сходах граждан, входят в состав …

  • Ответ: правовых основ муниципальной службы в Российской Федерации

Вопрос 18. Муниципальный служащий вправе замещать должность муниципальной службы в случае избрания его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза

  • Ответ: Нет

Вопрос 19. Сущностные признакам понятия «муниципальный служащий»

  • Ответ: Исполнение обязанностей по должности муниципальной службы
  • Ответ: Возраст 18 лет

Вопрос 20. Юридическое событие, которое является основанием для включения работника в реестр муниципальных служащих

  • Ответ: Назначение на должность муниципальной службы
  • Ответ: Перевод работника на работу в муниципальную организацию

Вопрос 21. Нормальная продолжительность рабочего времени муниципального служащего не может превышать … в неделю

  • Ответ: 40 часов

Вопрос 22. Нормативный правовой акт, в котором указано, что «правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований»:

  • Ответ: Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года

Вопрос 23. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года, №25-ФЗ вступил в силу … 2007 года

  • Ответ: 1 июня

Вопрос 24. Гарантии – это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области… отношений

  • Ответ: социально–трудовых

Вопрос 25. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха муниципального служащего не менее … часов

  • Ответ: 42

Вопрос 26. Согласно действующему законодательству Российской Федерации обеспечивается взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы, в частности, посредством единства требований к классным чинам муниципальных и гражданских служащих

  • Ответ: Нет

Вопрос 27. Одной из гарантий, предоставляемых муниципальному служащему, являются условия работы, обеспечивающие исполнение им…

  • Ответ: должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией

Вопрос 28. … основных принципов, перечисленных в статье 4 Федерального закона о муниципальной службе, можно отнести к принципам функционирования муниципальной службы

  • Ответ: Семь

Вопрос 29. Законодательство о муниципальной службы формируется на …

  • Ответ: федеральном и региональном уровнях

Вопрос 30. Документы, представляемые гражданином при поступлении на муниципальную службу:

  • Ответ: свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации
  • Ответ: документ, предусмотренный указом Президента РФ

Вопрос 31. Нормативный правовой акт, в котором впервые было введено понятие «муниципальная служба»

  • Ответ: Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года

Вопрос 32. Субъекты РФ обязаны устанавливать классные чины муниципальных служащих

  • Ответ: Нет

Вопрос 33. Случаи, в которых допускается увольнение муниципального служащего по инициативе руководителя органа местного самоуправления:

  • Ответ: Достижение муниципальным служащим возраста 65 лет
  • Ответ: Несоблюдение ограничений, связанных с муниципальной службой и установленных Федеральным законом

Вопрос 34. Аттестация муниципального служащего проводится с целью…

  • Ответ: определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы

Вопрос 35. Согласно новому Федеральному закону о муниципальной службе от 2 марта 2007 года допускается использование ежегодного оплачиваемого отпуска муниципального служащего по частям

  • Ответ: Да

Вопрос 36. Должности в реестре должностей муниципальной службы в субъекте РФ классифицируются по …

  • Ответ: избирательным комиссиям муниципальных образований
  • Ответ: функциональным признакам должностей

Вопрос 37. Нормативные правовые акты, предоставляющие муниципальному служащему дополнительные гарантии:

  • Ответ: Законы субъекта РФ
  • Ответ: Устав муниципального образования

Вопрос 38. Вид ущербного исполнения должностных обязанностей, за который муниципальный служащий несет ответственность

  • Ответ: ненадлежащее

Вопрос 39. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года устанавливает классные чины муниципальных служащих

  • Ответ: Нет

Вопрос 40. Основания, по которым равный доступ граждан к муниципальной службе не может быть ограничен

  • Ответ: Происхождение гражданина
  • Ответ: Место жительства гражданина

Вопрос 41. Нормативные правовые акты, устанавливающие должности муниципальной службы:

  • Ответ: Муниципальные правовые акты

Вопрос 42. Принципы, относящиеся к принципам организации муниципальной службы:

  • Ответ: Внепартийность муниципальной службы
  • Ответ: Равный доступ граждан к муниципальной службе

Вопрос 43. Должностной оклад – это фиксированный размер оплаты труда муниципального служащего за исполнение должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета… выплат

  • Ответ: компенсационных, стимулирующих и социальных

Вопрос 44. Ведение личного дела муниципального служащего осуществляется в порядке, установленном…

  • Ответ: для ведения личного дела государственного гражданского служащего

Вопрос 45. Группа работников, имеющая статус муниципального служащего:

  • Ответ: Руководители структурных подразделений местной администрации

Вопрос 46. Муниципальная служба осуществляется на …

  • Ответ: должностях муниципальной службы

Вопрос 47. Муниципальная служба осуществляется …

  • Ответ: в органах местного самоуправления и аппарате избирательных комиссий муниципальных образований

Вопрос 48. Муниципальный служащий не вправе…

  • Ответ: быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ
  • Ответ: прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора

Как определяется служебный год?

Ответ на вопрос:

Понятие «служебный год» означает то же самое, что и «рабочий год». Разница лишь в том, что понятие «рабочий год» применяется к работникам, заключившим трудовой договор, а «служебный год» – к государственным служащим, заключившим служебный контракт.

Таким образом, как рабочий, так и служебный год нужно считать со дня приема сотрудника на работу или поступления служащего на службу.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Нормативная база:Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Статья 73. Применение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.*

2. Ответ: Как определить рабочий год и рассчитать стаж, дающий сотруднику право на ежегодные основные отпуска

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Сотруднику предоставляют отпуск за каждый год работы (ст. 122 ТК РФ). При этом у каждого сотрудника свой индивидуальный рабочий год, за который ему предоставляют отпуск. Этот год отражают в приказе на отпуск в графе «За период».

Рабочий год, как правило, не совпадает с календарным. Потому что начало первого рабочего года отсчитывают с момента приема сотрудника на работу. Например, если сотрудник устроился на работу 1 декабря 2014 года, то его первый рабочий год в общем случае это период с 1 декабря 2014 года по 30 ноября 2015 года. Второй рабочий год – с 1 декабря 2015 года по 30 ноября 2016 года и т. д.

В ряде случаев рабочие годы сотрудника нужно подсчитать в особом порядке. Такая необходимость возникает, если у сотрудника появляются периоды, которые не входят в стаж, дающий право на отпуск.

Так, в стаж, дающий право на основной отпуск, не входит:

  • время отсутствия сотрудника на работе без уважительных причин, в том числе в случаях, предусмотренных статьей 76 ТК РФ;
  • время отпусков по уходу за ребенком до достижения им трех лет;
  • время предоставляемых по просьбе сотрудника отпусков без сохранения зарплаты, превышающее в совокупности 14 календарных дней в рабочем году.

Все остальное время в стаж, дающий право на основной отпуск, входит. В том числе это:

  • время фактической работы;
  • время, когда сотрудник фактически не работал, но за ним в соответствии с законодательством сохранялось место работы (болезнь, ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск по беременности и родам, праздничные дни, медосмотр и т. д.);
  • время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе;
  • время отстранения от работы сотрудника, не прошедшего медосмотр не по своей вине;
  • время предоставляемых по просьбе сотрудника отпусков без сохранения зарплаты, не превышающее 14 календарных дней в рабочем году;
  • другие периоды времени, предусмотренные локальным актом организации, трудовым или коллективным договорами.

Об этом говорится в статье 121 Трудового кодекса РФ.

Из ответа «Когда сотруднику нужно предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск»

Ненормированный рабочий день

Такое понятие, как ненормированный рабочий день (НРД) ассоциируется с особыми условиями работы. Государственные служащие порой вынуждены напряженно и долго трудиться. Регламент служебных действий выходит за пределы ограниченного нормой служебного времени.

Руководитель эпизодично привлекает сотрудников к выполнению своего трудового долга за гранью нормального рабочего дня. Обычно такая мера вводится исключительно для нескольких лиц, которым в силу производственной необходимости приходится работать сверх плановых 8 часов в смену. Их рабочий день может начинаться раньше обычного распорядка и заканчиваться позже общей смены.

Работодатель на законном основании может вносить изменения во внутренний распорядок с целью привлечь отдельных работников к труду помимо существующего на предприятии рабочего графика. Одновременно вносятся изменения в контракт, оформляется вспомогательный документ к трудовому договору.

Такая ситуация продиктована необходимостью выполнить появившиеся задания разового характера. Но на практике встречаются примеры, когда локально наниматель устанавливает ненормированный день на длительный промежуток времени для некоторых сотрудников.

Закон о государственной службе не предоставляет толкования НРД, поэтому для применения берутся нормы из Трудового кодекса.

ТК РФ, регулирующий трудовые отношения между руководством и работниками, рассматривает обстоятельства пребывания на рабочем месте больше положенного времени с учетом безвредных для здоровья человека условий. Учитывается при этом запас времени для отдыха и восполнения физических сил.

Если для исполнения служебного долга нужно превышать временной норматив, то согласно ст. 101 ТК РФ — это трудовой спецрежим. Работодатель по необходимости может приказом периодически мобилизовывать сотрудников к работе независимо от официальной продолжительности рабочего дня. Кого привлечь, руководитель определяется исходя из обстоятельств, оформляя НРД местным нормативным актом.

Важно! Не допускается обязывать служащих работать в режиме НРД систематически, это противоречит законным гарантиям на отдых.

ГГС в условиях ненормированной рабочей сетки пользуется добавочным отпуском с оплатой.

Кому устанавливается НРД

Законодательно не установлен реестр штатных единиц, подпадающих под ненормированный рабочий день. Предлагаются лишь рекомендации по этой теме. Решение об определении длительности рабочего времени принимается на местном уровне.

Правительственное постановление № 884 от 11 декабря 2002 года рассматривает круг должностей, которые могут быть задействованы на рабочем месте больше положенного времени. В этом реестре указаны службы:

  1. Подразделение руководящих кадров.
  2. Техперсонал.
  3. Сотрудники административно-хозяйственного штата (АХО).
  4. Сотрудники с особым рабочим распорядком. К примеру, риэлтор по служебным обязанностям может заниматься показом недвижимости в удобное для клиента время, то есть, сверх нормированного дня.
  5. Люди творческого ремесла, которые имеют обязательство, но для которых не уточняется отрезок времени, когда оно будет отработано.

Работодатели имеют право должностного выбора для определения ненормированного дня. На частных предприятиях длительность рабочего дня устанавливается по усмотрению руководства.

В трудовом законодательстве нет четкой формулировки НРД. Поэтому его легко можно перепутать с понятиями переработки или сверхурочных работ.

Особенности для государственных служащих

Все хозяйственные отрасли в стране стабильно работают при содействии специальных координирующих и управляющих органов. Специальный закон, в котором утверждены основы госслужбы в РФ, обозначил особенности функционирования госслужбы.

Ненормированный рабочий день госслужащего предполагает выплату компенсаций

Эффективность работы зависит от уровня квалификации государственных деятелей. Деятельность работников организаций государственной структуры осуществляется на профессиональной основе и представляет собой единое целое.

В систему госслужбы РФ включены такие виды: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительные органы. Лица, занятые на государственной гражданской службе, являются госслужащими, которые занимают определенную должность по обеспечению государственной деятельности.

Существуют различия в определениях федерального госслужащего (ФГС) и государственного гражданского служащего (ГГС). ФГС привлекает на работу Российская Федерация и денежное содержание служащие получают из федерального бюджета.

ГГС содержится на средства субъекта РФ и средства федерального бюджета. Дополнительную оплату ГГС устанавливает федеральный закон, при отмене нормы закона дополнительное вознаграждение отменяется.

Законами РФ и региональных субъектов предусмотрены меры поощрения служащих за добросовестный труд, долгую и безукоризненную службу, исполнение значимых поручений. О видах поощрений и порядке их применения говорится в федеральных законах и законодательстве субъектов РФ.

Госслужба действует в системе сложного и многогранного социального и правового образования. Фундаментальные основы удерживают прочные правовые, экономические, социальные и организационные структуры. Отсюда исходят особенности работы госслужащего, который воплощает в себе связь между государством и народонаселением страны.

Человек на государственной службе лично отвечает за порученную функцию власти. Его работа сочетает в себе несколько ветвей деятельности:

  • исполнительная функция;
  • управленческая;
  • инновационная направленность;
  • консервативная линия с обеспечением постоянства в обществе.

Принятие специфических, необычных решений в период реформ – это и есть инновационные направления. У госслужащего оплата труда оценивается по итогам эффективности служебных действий.

Выплаты содержат:

  1. Добавку к окладу за многолетний труд. К примеру, сотрудник получает ежемесячно 10%-ю доплату за отработанные годы (5 лет). В дальнейшем каждая пятилетка отмечается 5%-й доплатой. Максимум прибавки составляет 1/3 должностного оклада.
  2. Премиальные доплаты за сложность и важность заданий, которые определяются в каждом органе госслужбы индивидуально.
  3. Выплачивается надбавка за исполнение работы, связанной с государственной тайной, или за особые служебные условия. Размер доплаты может составлять 200% от оклада.
  4. Служащим предусмотрена материальная помощь. При оформлении очередного отпуска выдается единовременная выплата. В функциональные обязанности входит моделирование всевозможных последствий человеческих действий, результаты возможных конфликтных ситуаций, умение действовать в особых ситуациях.

Российская государственная служба находится в стадии развития с массой проблем. Ощущается нехватка квалифицированных работников, часть госслужащих погрязла в коррупции, нет заинтересованности в развитии, подъеме государства.

От эффективной работы каждого госслужащего зависит успех деятельности госаппарата.

Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск

Работник, исполняющий долг на государственной службе в РФ, пользуется социальными гарантиями в форме свободного отпускного времени в течение нескольких дней подряд с оплатой и без оплаты (ДО).

Дополнительный отпуск положен госслужащим за ненормированный рабочий день

Основанием для получения отпуска без содержания является заявление сотрудника при возникновении уважительных обстоятельств в виде:

  • лечения в санаторно-курортных условиях;
  • выполнения обязанностей по общественным требованиям;
  • особые обстоятельства в семье.

В ТК РФ закреплена установка на оплату служащим добавочного отдыха.

В 2018 году введены законодательные нормы, дающие право госслужащим на дополнительный отпуск к основному ежегодному оплачиваемому отпуску:

  1. За стаж в соответствии с ФЗ № 79 ст.46.
  2. Ненормированный рабочий график.
  3. За вредность и опасные условия работы.
  4. Работу на Крайнем Севере или в приравненных местностях.

Общая продолжительность отпуска ежегодно рассчитывается для каждого сотрудника по причине происходящих изменений в стаже.

В 2018 году для всех государственных служащих введена единая длительность основного отпуска – 30 дней. В соответствии со ст.123 ТК РФ работодатель при составлении графика отпусков обязан учитывать пожелания сотрудников.

Важно! Дополнительные дни к отпуску предоставляются, если у сотрудника в текущем году предполагается очередной отпуск.

Отдельным моментом проходит определение очередного отдыха сотрудника, приуроченного к декретному отпуску супруги.

Законом разрешено делить отпуск на части с учетом того, что часть должна быть не меньше 14 дней.

Государственная служба сопряжена с определенными издержками, расходами, которые необходимо компенсировать. Издержки в данном случае обозначают всевозможные запреты и требования, ограничивающие жизнь госслужащих. В РФ государство гарантирует возмещение в виде специальных льгот и предпочтений:

  • повышения заинтересованности по службе госслужащих;
  • обеспечения соцзащиты и юридической защищенности;
  • укрепления персонала;
  • доведения до минимума коррупционных фактов.

Все категории госслужащих входят в основную группу по госгарантиям. Дополнительную группу представляют специалисты некоторых районов или госорганов. Гарантии дают возможность:

  1. Оптимизировать порядок несения службы.
  2. Устанавливать трудовые нормы, обоснованные учеными.
  3. Обеспечивать трудовые охранные мероприятия.
  4. Оптимизировать условия труда и отдыха.

Это достигается путем установления рабочей недели, равной 40 часам.

Очередной ежегодный отдых с оплатой

В первый год работы наниматели стараются предоставить отдых специалисту в строгом соответствии со статьей закона об отпусках. Во второй и дальнейшие годы труда служащий может получить отдых в любой временной отрезок в течение рабочего года согласно очередности, практикуемой у конкретного работодателя.

Длительность отпусков у государственных служащих определяется ст.46 ТК РФ.

В отпускное время входят выходные и праздники. Во время заслуженного отпуска за служащим сохраняется место на работе, его должность. Он получает денежные выплаты за отдых.

Анализируя рабочую занятость госслужащих, можно заметить, что в РФ служебное время часто дополняется понятием ненормированного дня. Продолжительность ежегодного отпуска складывается из суммы двух периодов: основного за рабочий год и дополнительного за совокупность особых рабочих факторов.

ГГС высших и главных должностей имеют отпуск продолжительностью 35 дней. Служащие других групп ГС располагают отпуском в 30 календарных дней. При расчете выплат суммируются дополнительные отпуска с оплатой.

За отработанное время начисления производятся в таком порядке:

  • при стаже до 5 лет к отпуску добавляются 1 сутки;
  • надбавка 5 суток дается за службу от 5 до 10 лет;
  • отработка в 10–15 лет дает прибавку в 7 дней;
  • 15 и более лет работы дает право на 10 дополнительных календарных дней к отпуску.

Свыше основного отпуска даются дополнительные дни за НРД, за вредность или служебную опасность.

В ТК РФ и Законе № 79-ФЗ рассматривается допустимость переноса отпуска на другое время. На это обстоятельство может повлиять решение работодателя, самого служащего или сложившиеся особые обстоятельства.

Компенсация

В силу законных постановлений сотрудник может частично заменить оплачиваемый отдых на денежное возмещение, подав письменное заявление. Компенсироваться могут ежегодные оплачиваемые отпускные периоды. В ситуациях, когда прекращается действие служебного контракта или сотрудник увольняется, а также при освобождении его от должности, он получает финансовую выплату за количество неиспользованных отпускных дней.

В целях охраны здоровья матери и ребенка женщинам не разрешается законом (ст.126) заменять денежным восполнением время отдыха по БиР и очередной отпуск. А также не позволяется компенсировать дополнительный отдых служащим на опасных участках работы. Возмещается деньгами только часть свыше 7 дней отпуска, если это обстоятельство оговорено в отраслевых соглашениях или коллективных договорах.

В правовых документах употребляется термин «служебный год». Ситуация может сложиться таким образом, что в зачет общего отработанного срока (стаж) не включены несколько периодов, тогда служебный год будет по вынужденным причинам сдвинут на какое-то время относительно календарного.

В новых условиях не разрешается накапливать отпуска. Чтобы совершенствовать действия госорганов, структурных объединений с целью оптимизации трудового процесса, нужно развивать законодательную практику.

Работника можно привлекать к дополнительной работе, если установить ему ненормированный рабочий день. Об этом следующее видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой

С января 2016 года уже вступили в силу изменения, уточняющие порядок предоставления отпуска гражданским служащим. А со 2 августа действуют другие новшества, которые касаются продолжительности всех видов оплачиваемых отпусков для госслужащих (основного ежегодного, отпуска за выслугу лет, а также отпуска за ненормированный рабочий день). Будет устранен правовой пробел в части установления предельной продолжительности отпуска последнего вида (ранее отсутствие такой нормы приводило к сильной дифференциации условий прохождения гражданской службы в различных государственных органах). В статье расскажем, в каком порядке предоставляются и будут предоставляться с учетом изменений отпуска гражданским служащим.

Виды и продолжительность отпусков в настоящее время

Согласно ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79‑ФЗ) служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Такой отпуск состоит из основного оплачиваемого и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Сейчас продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в соответствии с п. 3 и 4 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ составляет:

  • у служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, – 35 календарных дней;
  • у служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, – 30 календарных дней.

Дополнительные отпуска представим в виде схемы.

Дополнительные отпуска

За выслугу лет из расчета 1 календарный день за год (п. 5 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ) За ненормированный рабочий день – не менее 3 календарных дней за год (ч. 4 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ) За работу во вредных и (или) опасных условиях службы не менее 7 календарных дней (п. 7 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ) За работу в районах Крайнего Севера – 24 календарных дня, в приравненных к ним местностях – 16 дней (п. 7 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ)

Исчисление общей продолжительности отпуска

Говоря об исчислении и порядке предоставления ежегодного отпуска, отметим, что согласно ст. 73 Закона № 79‑ФЗ вопросы, не урегулированные этим законом, регламентируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В связи с этим сразу обратимся к ст. 120 ТК РФ, в соответствии с которой при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

Так же исчисляется отпуск для гражданских служащих, однако в действующей пока редакции ст. 46 Закона № 79‑ФЗ установлены некоторые ограничения, в частности при суммировании основного отпуска с отпуском за выслугу лет.

Согласно ч. 6 ст. 46 при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск суммируется с дополнительным за выслугу лет. Но при этом для лиц, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для замещающих должности иных групп – 40 календарных дней.

Остальные дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия службы предоставляются сверх указанного отпуска, то есть сверх 40 и 45 календарных дней.

К сведению

Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за 2 года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать 6 месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 6 месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год (ст. 322 ТК РФ).

Продолжительность отпусков по‑новому

Итак, в соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 № 176‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 176‑ФЗ) с 02.08.2016 всем гражданским служащим (независимо от занимаемой должности) ежегодный основной оплачиваемый отпуск будет предоставляться одной продолжительности – 30 календарных дней.

По-другому будет исчисляться и отпуск за выслугу лет.

Стаж гражданской службы

От 1 года до 5 лет

От 5 до 10 лет

От 10 до 15 лет

15 лет и более

Отпуск за выслугу лет 1 календарный день 5 календарных дней 7 календарных дней 10 календарных дней

Таким образом, сейчас ч. 6 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ содержит ограничение общей продолжительности ежегодного отпуска не более 45 или 40 календарных дней, а согласно новой редакции данной части при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск просто суммируется с дополнительным за выслугу лет. Дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия гражданской службы предоставляются, как и прежде, сверх основного отпуска.

Еще одно существенное изменение касается отпуска за ненормированный служебный день. И если сейчас в соответствии с ч. 4 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и не может быть менее 3 календарных дней (аналогично норме ст. 119 ТК РФ), то в новой редакции ч. 6.1 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день составляет 3 календарных дня.

К сведению

В связи с тем, что ч. 5 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ с 02.08.2016 утратит силу, перестанут действовать и Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 № 1090.

Кроме этого, сейчас ч. 4 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ установлено, что если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа. По новым правилам такого права у служащих уже не будет.

Обратите внимание

Исчислять в соответствии с новыми правилами продолжительность оплачиваемых отпусков представителям нанимателя нужно будет после вступления Закона № 176‑ФЗ в законную силу, то есть с 02.08.2016 и начиная с нового служебного года служащих. Не использованные на момент вступления в силу данного закона отпуска, их части или право на их компенсацию за служащими должны быть сохранены.

Порядок предоставления ежегодных отпусков

А теперь рассмотрим, какой порядок предоставления ежегодных отпусков уже действует для служащих с 10.01.2016.

Федеральным законом от 30.12.2015 № 418‑ФЗ в первую очередь была исключена ч. 8 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ, согласно которой по заявлению гражданского служащего ежегодный оплачиваемый отпуск мог предоставляться по частям (с продолжительностью одной части отпуска не менее 14 календарных дней). По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему могла предоставляться часть отпуска иной продолжительности.

При этом ст. 46 Закона № 79‑ФЗ была дополнена ч. 9.1, 9.2 и 9.3, уточняющими порядок предоставления служащим ежегодных отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска (их части).

Минтруд в Письме от 21.03.2016 № 18‑4/10/В-1771 в связи с внесенными изменениями и на основании вопросов работодателей уточнил информацию о предоставлении служащим ежегодных оплачиваемых отпусков.

Итак, согласно п. 9.1 Закона № 79‑ФЗ минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется этот отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. Причем хотя бы одна из частей отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.

Обратите внимание

В силу ч. 2 ст. 122 ТК РФ право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска за первый служебный год возникает у служащего по истечении 6 месяцев его непрерывной профессиональной служебной деятельности на должности государственной гражданской службы в данном государственном органе. По соглашению между представителем нанимателя и служащим оплачиваемый отпуск может быть предоставлен ему и до истечения 6 месяцев. Категории лиц, которым оплачиваемый отпуск по их заявлению должен быть предоставлен до истечения указанного срока, определены ч. 3 ст. 122.

Отпуск предоставляется служащему на основании графика отпусков. Согласно ч. 2 ст. 123 ТК РФ утвержденный график отпусков на очередной календарный год является обязательным как для представителя нанимателя, так и для гражданского служащего.

Представитель нанимателя не позднее чем за 2 недели до начала отпуска обязан извещать служащего о времени начала отпуска под роспись (ч. 3 ст. 123 ТК РФ).

ТК РФ и Законом № 79‑ФЗ предусмотрены случаи, когда ежегодный оплачиваемый отпуск должен или может быть перенесен на иной срок, чем утверждено графиком отпусков. Отпуск может быть перенесен по инициативе представителя нанимателя, гражданского служащего, а также при возникновении (в случаях, пре­дусмотренных законодательством РФ) обстоятельств, не зависящих от воли сторон.

Исходя из норм ст. 124 и 125 ТК РФ неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска могут быть перенесены по желанию гражданского служащего на иной срок, чем установлено графиком отпусков, в том числе на следующий год.

По инициативе представителя нанимателя допускается переносить только ту часть ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность такого отпуска (28 календарных дней), установленную ч. 9.1 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ, и только в случаях и в порядке, которые определены ч. 9.2 данной статьи.

В соответствии с ч. 9.2 в исключительных случаях, когда предоставление гражданскому служащему отпуска в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя (уполномоченного им лица) и с письменного согласия служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год.

Такое решение представителя нанимателя оформляется письменно. Но перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется. Перенесенная часть должна быть включена в график отпусков на очередной календарный год с учетом того, что она будет использована не позднее указанного срока.

Денежная компенсация

В силу ч. 9.3 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ по письменному заявлению гражданского служащего часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части могут быть заменены денежной компенсацией.

Имейте в виду, что согласно ч. 2 ст. 126 ТК РФ при суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

По норме той же ст. 126 не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска трудящимся во вредных и (или) опасных условиях. Компенсировать можно будет часть, превышающую 7 календарных дней отпуска за работу во вредных условиях, если такая возможность, порядок и размеры компенсации установлены отраслевыми соглашениями, коллективными договорами (ст. 117 ТК РФ).

К сведению

Под служебным годом понимается временной интервал, равный календарному году, исчисленный с даты поступления (назначения) на должность гражданской службы в соответствующий государственный орган. Если какие‑либо периоды времени согласно ч. 2 ст. 121 ТК РФ не включаются в стаж работы для отпуска, то окончание служебного года отодвигается на число дней, исключенных из стажа работы для отпуска.

В соответствии с ч. 13 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ при прекращении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с гражданской службы служащему выплачивается денежная компенсация за все дни неиспользованных отпусков, если она не была выплачена в период прохождения службы, включая дни отпуска, в отношении которого установлена обязательная минимальная продолжительность его использования (ч. 9.1 ст. 46).

Таким образом, использование в текущем служебном году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 календарных дней, не предполагает потери гражданским служащим неиспользованных дней отпуска – в любом случае эти дни должны быть ему в дальнейшем предоставлены либо компенсированы при увольнении. По письменному заявлению служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее за виновные действия).

* * *

В заключение еще раз обратим внимание на то, что же нового появилось в порядке предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков гражданским служащим с начала 2016 года.

Во-первых, служащие уже не смогут накапливать отпуска и должны использовать за текущий служебный год минимум 28 календарных дней.

Во-вторых, отпуск по инициативе работодателя может быть перенесен на следующий год только по уважительным причинам, при этом перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который предоставляется.

В-третьих, часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией.

А с 02.08.2016:

  • всем служащим независимо от занимаемых должностей будет предоставляться отпуск в размере 30 календарных дней;
  • всем служащим, работающим в режиме ненормированного служебного времени устанавливается фиксированный дополнительный отпуск в размере 3 календарных дня;
  • изменится порядок исчисления дополнительного отпуска за выслугу лет.

При этом представителю нанимателя нужно учитывать, что использование служащим в текущем году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 дней, не лишает его права на использование их в дальнейшем или на компенсацию при увольнении. А что касается последних изменений, если на момент вступления их в силу у служащих будут иметься неиспользованные отпуска, право на их использование или на компенсацию сохранится. «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

«О направлении уточненной информации о предоставлении государственным гражданским служащим ежегодных оплачиваемых отпусков в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2015 № 418‑ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

39. Служебное время и время отдыха государственных гражданских служащих.

1. Служебное время — время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.

2. Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.

3. Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

4. Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и который не может быть менее трех календарных дней. В случае, если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа.

5. Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а гражданским служащим субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

6. Право на отдых реализуется предоставлением гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени (свободного времени) вне пределов установленной настоящим Федеральным законом нормальной продолжительности служебного времени.

40. Отпуска на гражданской службе.

1. Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

2. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

3. Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней.

4. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

5. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы.

6. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, — 40 календарных дней.

Дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день, а также в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного настоящей частью.

7. Гражданскому служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. По заявлению гражданского служащего ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться по частям, при этом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее 14 календарных дней. По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему может предоставляться часть отпуска иной продолжительности.

9. Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя.

10. Выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.

11. При предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания.

12. При предоставлении гражданскому служащему субъекта Российской Федерации ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

13. При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы за виновные действия). При этом днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы считается последний день отпуска.

14. При увольнении в связи с истечением срока служебного контракта отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока действия служебного контракта. В этом случае днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы также считается последний день отпуска.

15. По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года. Гражданскому служащему также предоставляется отпуск без сохранения денежного содержания в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

16. Во время отпуска без сохранения денежного содержания за гражданским служащим сохраняется замещаемая должность гражданской службы

Особенности служебного времени и времени отдыха государственных гражданских служащих

Пункт 1 статьи 45 Закона №79-ФЗ устанавливает, что служебное время — время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.

Таким образом, перечень периодов времени, которые включаются в служебное время не является исчерпывающим.

Согласно данному определению продолжительность служебного времени и его распределение в календарном периоде определяется служебным распорядком государственного органа, графиком службы либо условиями служебного контракта. Надо отметить, что основным актом, закрепляющим продолжительность и режим служебного времени, на практике выступает служебный распорядок. В соответствии с пунктом 6 статьи 58 Закона №79-ФЗ служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха. График службы — новое понятие, введенное в пункте 1 статьи 45 Закона №79-ФЗ. Обычно графики службы не составляются, поскольку государственные органы работают в определенном режиме, одинаковом для всех гражданских служащих. По сложившейся практике графики составляются при использовании сменного режима работы, служащим же установлена пятидневная рабочая неделя в одну смену, что исключает потребность в утверждении графиков.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что прохождение государственной гражданской службы в режиме сменной работы, предусмотренной ТК РФ для работников, осуществляющих работу на основании трудового договора, на практике не применяется.

В случае, если режим служебного времени и времени отдыха отличается у гражданского служащего от служебного распорядка государственного органа, то данное условие становится существенным условием служебного контракта в силу подпункта 7 пункта 3 статьи 24 Закона №79-ФЗ.

Согласно пункту 3 статьи 45 Закона № 79-ФЗ допускается установление для государственных гражданских служащих особого режима работы — ненормированного служебного дня. В соответствии с указанно нормой, для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, установление ненормированного служебного дня обязательно в силу предписания Закона №79-ФЗ, что является особенностью так как, например, статьями 57 и 101 ТК РФ ненормированный рабочий день по общему правилу устанавливается по соглашению сторон. Для остальных гражданских служащих ненормированный служебный день может устанавливаться с учетом особенностей должностных обязанностей и условий их выполнения.

Однако надо иметь в виду, что выполнение работы сверх установленной нормы служебного времени должно быть обусловлено объективными причинами и носить эпизодический характер. Недопустимо обязывать гражданских служащих систематически работать за пределами служебного дня, поскольку это приведет к фактическому увеличению продолжительности служебного времени и вступит в противоречие с установленными для них гарантиями, в частности с правом на отдых.

Гражданским служащим, которым установлен ненормированный служебный день, в соответствии с пунктом 4 статьи 45 Закона №79-ФЗ предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого зависит от объема и сложности исполняемых гражданским служащим должностных обязанностей, интенсивности, напряженности и других условий гражданской службы.

Порядок и условия предоставления гражданским служащим ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный служебный день были приняты Правительством Российской Федерации 31 декабря 2008 года.

В тех случаях, когда отпуск не предоставляется или по каким-либо обстоятельствам не может быть предоставлен, то согласно пункту 4 статьи 45 Закона №79-ФЗ с письменного согласия гражданского служащего работа за пределами нормальной продолжительности служебного времени компенсируется как сверхурочная работа. В данном случае применяется общая норма — гарантия по оплате, предусмотренная статья 152 ТК РФ. Отсюда вытекает обязанность нанимателя вести точный учет работы за пределами нормальной продолжительности служебного времени.

Это положение отличается от общего правила, так как статьей 119 ТК РФ для работников предусмотрен только дополнительный оплачиваемый отпуск без возможности оплаты труда, как сверхурочной работы.

Работа по совместительству (статья 60.1 ТК РФ), является одной из форм работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

В отношении гражданских служащих запрет на работу по совместительству заменен на ограничения, установленные Законом №79-ФЗ. В частности, согласно пункту 2 статьи 14 Закона №79-ФЗ гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Лишь статья 17 Закона №79-ФЗ устанавливает запрет на участие гражданского служащего в деятельности органа управления коммерческой организации на платной основе.

Конфликт интересов (пункт 1 статьи 19 Закона №79-ФЗ) — ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Понятие личной заинтересованности, а также порядок урегулирования конфликта интересов осуществляется в соответствии со статьей 19 Закона №79-ФЗ.

Право на отдых — это одна из гарантий гражданского служащего, а также конституционное право каждого человека, что закреплено в статье 37 Конституции РФ, которая гарантирует всем работающим по трудовому договору установленную федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск.

Конституционные гарантии, безусловно, распространяются и на гражданских служащих. Однако для них существуют особенности, установленные Законом N 79-ФЗ.

В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона №79-ФЗ право на отдых реализуется предоставлением государственному гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени (свободного времени) вне пределов установленной Законом №79-ФЗ нормальной продолжительности служебного времени. А также в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

Статьей 107 ТК РФ предусмотрены следующие виды отдыха:

Перерывы в течении рабочего дня (смены);

Ежедневный (междусменный) отдых;

Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

Нерабочие праздничные дни;

Отпуска.

Законом №79-ФЗ никаких иных видов отдыха для гражданских служащих не предусматривается.

Общие правила и гарантии, установленные трудовым законодательством, касаются и продолжительности периодов отдыха, условий и оснований их предоставления гражданским служащим, обязанностей представителя нанимателя, охраны права гражданских служащих на получение и использование времени отдыха.

Определенной спецификой у гражданских служащих обладает такой вид отдыха, как отпуск (статья 46 Закона №79-ФЗ).

Особенностью для гражданских служащих является, то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Закона №79-ФЗ ежегодный оплачиваемый отпуск состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков. Продолжительность основного оплачиваемого отпуска зависит от должностного положения гражданского служащего. Для служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, установлен основной отпуск продолжительностью 35 календарных дней. Для других гражданских служащих продолжительность основного оплачиваемого отпуска составляет 30 дней.

Таким образом, в соответствии со статьей 115 Трудового кодекса РФ государственным гражданским служащим устанавливается удлиненный основной оплачиваемый отпуск в соответствии с Федеральным законом.

К основному отпуску присоединяются дополнительные отпуска. Для государственных гражданских служащих предусмотрено три вида дополнительных отпусков: за выслугу лет (часть 5 Статьи 46 Закона №79-ФЗ), за ненормированный рабочий день (рассмотрен ранее), в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы (часть 7 статьи 46 Закона №79-ФЗ).

Отпуск за выслугу лет предоставляется всем без исключения гражданским служащим и носит стимулирующий характер, т.е. имеет целью стимулировать гражданских служащих к продолжительной работе в сфере государственного управления.

Продолжительность отпуска зависит от стажа гражданской службы. За каждый год службы дополнительно предоставляется один календарный день отпуска, но не более 10 календарных дней.

Закон №79-ФЗ предусматривает еще один вид дополнительных отпусков — отпуска в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями. Указанные отпуска должны предоставляться государственным гражданским служащим в соответствии с законодательством РФ.

Однако на практике такие отпуска лишь в исключительных случаях могут быть предоставлены гражданским служащим, поскольку они не заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на тяжелых работах. В соответствии со статьей 117 ТК РФ к работам с вредными и (или) опасными условиями труда относятся подземные горные работы и открытые горные работы в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, другие работы, связанные с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.

Право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях труда имеют только те работники, которые заняты в производствах, на работах, по профессиям и должностям, перечисленным в специальных перечнях, утверждаемых Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время до принятия соответствующих перечней действует Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года N 298/П-22. Указанный Список не предусматривает должностей гражданских служащих.

Пункт 7 статьи 46 Закона №79-ФЗ практически применена быть не может, за исключением предоставления отпуска за прохождение службы в местностях с неблагоприятными климатическими условиями. В связи с наличием прямого указания Закона №79-ФЗ на государственных гражданских служащих распространяются нормы трудового законодательства (статья 321 ТК РФ), предусматривающие предоставление проживающим и работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях дополнительного отпуска.

Законом № 79-ФЗ не устанавливается порядок утверждения графика отпусков, поэтому в соответствии со статьей 123 ТК РФ график отпусков утверждается не позднее чем за две недели до наступления календарного года. Он обязателен как для представителя нанимателя, так и для гражданского служащего.

При наличии соответствующих обстоятельств гражданский служащий вправе воспользоваться предусмотренными законодательством льготами.

Исходя из статьи 73 Закона №79-ФЗ нужно допустить и возможность замены ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающего 28 календарных дней, денежной компенсацией, поскольку прямого запрета статья 46 Закона о гражданской службе не содержит.

Специальное правило предусмотрено для тех случаев, когда гражданский служащий, увольняясь, хочет воспользоваться своим правом на отдых и получить отпуск. В этом случае по согласованию с представителем нанимателя ему может быть предоставлен отпуск с последующим увольнением.

Надо подчеркнуть, что Закон №79-ФЗ (равно как и статья 128 ТК РФ) не закрепляет безусловного права гражданского служащего требовать при увольнении предоставления отпуска «в натуре». Этот вопрос решается с учетом интересов обеих сторон служебного правоотношения.

Применение правила о предоставлении отпуска с последующим увольнением недопустимо в случаях освобождения от замещаемой должности и увольнения гражданского служащего с гражданской службы за виновные действия (статьи 33, 37 Закона№79-ФЗ), ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск (отпуска).

Помимо ежегодного отпуска гражданский служащий может использовать отпуск без сохранения денежного содержания ( пункт 15 статьи 46 Закона №79-ФЗ). Он предоставляется по уважительным причинам, связанным с семейными и иными обстоятельствами.

В соответствии с пунктом 15 статьи 46 Закона №79-ФЗ продолжительность отпуска без сохранения денежного содержания определяется по соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя в зависимости от обстоятельств (причин), по которым возникла необходимость в таком отпуске. Максимальная продолжительность указанного отпуска составляет один календарный год (12 месяцев). Это является отличительной особенностью, так как статьей 128 ТК РФ по общему правилу максимальная продолжительность отпуска без сохранения заработной платы не устанавливается.

Из смысла пункта 15 статьи 46 Закона №79-ФЗ следует, что отпуск без сохранения денежного содержания может быть предоставлен только при наличии у гражданского служащего уважительной причины, поэтому в заявлении о предоставлении такого отпуска служащий обязан такую причину указать. Оценку уважительности обстоятельств производит представитель нанимателя. Если он сочтет указанную гражданским служащим причину неуважительной, в предоставлении отпуска может быть отказано.

На период отпуска за гражданским служащим сохраняется замещаемая должность гражданской службы. Получив отпуск без сохранения заработной платы, гражданский служащий может в любой момент прервать его, поставив об этом в известность представителя нанимателя.

Случаи, когда представитель нанимателя обязан предоставить отпуск без сохранения денежного содержания аналогичны, случаям, установленным ТК РФ.

Рабочее (служебное) время и время отдыха

Рабочее время — время, в течение которого муниципальный служащий в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять служебные обязанности. К рабочему (служебному) времени муниципальных служащих также могут быть отнесены иные периоды времени, которые установлены другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Режим рабочего (служебного) времени на муниципальной службе должен предусматривать точную продолжительность рабочей недели. На муниципальной службе рабочая неделя может быть представлена двумя типами: пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем. Наиболее распространенной на муниципальной службе является пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями.

В соответствии с ТК РФ на муниципальной службе возможно установление рабочей недели с предоставлением выходных дней по скользящему графику, а также неполная рабочая неделя. По соглашению между представителем нанимателя (работодателем) и муниципальным служащим могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя.

На муниципальной службе представитель нанимателя (работодатель) имеет право в порядке, установленном Трудовым Кодексом Российской Федерации, привлекать муниципальных служащих к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Выполнение служебных обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени признается ненормированным рабочим днем или сверхурочной работой.

В течение рабочего дня муниципальному служащему должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между представителем нанимателя (работодателем) и муниципальным служащим.

Отпуск относится ко времени отдыха, но в Федеральном законе не содержится нормы, регулирующей время отдыха муниципального служащего. В этом случае время отдыха муниципального служащего регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации. Ко времени отдыха по общему правилу относятся:

перерывы в течение рабочего дня (смены);

ежедневный (междусменный) отдых;

выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

нерабочие праздничные дни;

отпуска.

Статья 21 Федерального закона гарантирует муниципальным служащим право на отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания.

Ежегодный оплачиваемый отпуск муниципального служащего состоит из:

· основного оплачиваемого отпуска;

· дополнительных оплачиваемых отпусков.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется муниципальному служащему продолжительностью не менее 30 календарных дней. У наемных работников в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации отпуск составляет 28 дней, что на два дня меньше муниципальных служащих.

В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 16 июля 2007 года № 453-з «О муниципальной службе в Республике Башкортостан» Муниципальным служащим, замещающим высшие и главные должности муниципальной службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней.

Муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы иных групп, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

группы должностей продолжительность основного отпуска
высшие 35 кал. дней
главные 35 кал. дней
ведущие 30 кал. дней
старшие 30 кал. дней
младшие 30 кал. дней

Муниципальным служащим могут предоставляться дополнительные отпуска. За выслугу лет дополнительные отпуска предоставляются в обязательном порядке, как правило, один дополнительный день за каждый год службы. Но не более 15 календарных дней. Порядок и условия предоставления муниципальному служащему ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет определяются законом субъекта Российской Федерации.

В целях рационального использования работниками полагающихся им дней ежегодного оплачиваемого отпуска и, прежде всего, длительного, а также с учетом потребностей современной практики в Трудовом Кодексе Российской Федерации включена норма, позволяющая заменять часть ежегодного отпуска денежной компенсацией.

В соответствии с частью первой статьи 126 Трудового Кодекса Российской Федерации денежной компенсацией может быть заменена только та часть отпуска, которая превышает 28 календарных дней, и только в случае, если о такой замене просит сам работник, а работодатель не возражает против этого. Причем просьба работника о замене части отпуска денежной компенсацией должна быть выражена в письменной форме (в заявлении).

Согласно части второй статьи 126 Трудового Кодекса Российской Федерации при суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией можно заменить часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

У муниципальных служащих, как и у гражданских служащих, есть право на отпуск без сохранения денежного содержания. Такой отпуск предоставляется муниципальному служащему по его письменному заявлению, как правило, по семейным обстоятельствам, но не более чем на год.

Порядок предоставления отпуска главе зависит от его правового статуса. Например, предоставление отпуска главе администрации муниципального района (городского округа) установлен нормами Федерального закона № 25-ФЗ и Закона Республики Башкортостан № 453-з, т.к. глава администрации муниципального района (городского округа) является муниципальным служащим.

Что же касается порядка предоставления отпуска главе сельского поселения, возглавляющего местную администрацию и исполняющего полномочия председателя представительного органа сельского поселения, то в соответствии со статьей 20 Закона Республики Башкортостан от 16.07.2007 года № 453-з на них распространяются гарантии муниципального служащего в Республике Башкортостан установленные законодательством. Эти нормы будут действовать до вступления в силу соответствующего нормативного правового акта Республики Башкортостан, который урегулирует основы правового статуса главы сельского поселения, возглавляющего местную администрацию и исполняющего полномочия председателя представительного органа сельского поселения.

Таким образом, главе сельского поселения, также как и муниципальному служащему, полагается ежегодный основной оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет, которые предоставляются в том же порядке, что и муниципальному служащему.

В соответствии с решением Республиканской комиссии по вопросам муниципальной (государственной) службы от 9 марта 2006 года № 1 главам сельских поселений, возглавляющим местную администрацию и исполняющим полномочия председателя представительного органа сельского поселения предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск в следующем размере:

при численности населения до 7,5 тысяч человек – 30 календарных дней;

при численности населения свыше 7,5 тысяч человек – 35 календарных дней.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение рабочего времени?

2. Перечислите виды отдыха муниципального служащего.

3. Из каких частей состоит отпуск муниципального служащего?

4. Какова продолжительность отпуска муниципального служащего?

5. В чем специфика предоставления отпуска главе в Республике Башкортостан?

Дата добавления: 2015-11-23; просмотров: 1066 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *