Содержание

Основные задачи и функции следственного управления

Основной задачей следственного управления (отдела, отделения, группы) является обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве путем надлежащей организации расследования уголовных дел, подследственных следователям органов внутренних дел.

С учетом требований уголовно — процессуального законодательства Российской Федерации следственное управление (отдел, отделение, группа), выполняя следующие основные функции, обеспечивает:

Расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел.

Разработку и реализацию мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан.

Взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно — розыскную и экспертно — криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам. Обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, работу следователей по возмещению материального ущерба, восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, учреждений и организаций, потерпевших от преступлений.

Распространение и внедрение передовых методов расследования и использования технических средств. В обязательном порядке (в произвольной форме) учет.

Поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, сроков их разрешения, а также материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела.

Выездов следователей на места происшествий.

Возбужденных следователями данного органа внутренних дел и поступивших из других органов уголовных дел, а также дел и материалов, выделенных в отдельное производство.

Поручений о производстве следственных действий, поступивших для исполнения. Лиц, привлеченных к уголовной ответственности, а также задержанных по подозрению в совершении преступлений.

Результатов расследования и рассмотрения в судах уголовных дел. Размера причиненного преступлениями материального ущерба и обеспечения его возмещения.

Выявленных в ходе следствия ранее не известных преступлений. Преступлений, раскрытых по ранее приостановленным делам. Представлений прокуроров, частных определений судов.

Профилактических мероприятий по материалам следствия, ответов на представления. Мероприятий воспитательной работы и служебной подготовки с личным составом.

Учет и правильное использование следователями криминалистических средств, оргтехники, служебного автотранспорта. Рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.

Составление и представление документов первичного учета преступлений, лиц, их совершивших, уголовных дел и отчетов о результатах работы подчиненных следователей. На следственное управление (отдел, отделение, группу) не может быть возложено исполнение функций, не предусмотренных уголовно — процессуальным законодательством и настоящим Положением.

Следственное управление осуществляет следующие полномочия:

Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ (п. 41 ст. 5 УПК РФ).

Полномочия следователя представляют собой систему его процессуальных прав и обязанностей, необходимых и достаточных для разрешения сообщений о преступлениях, установления наличия или отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и соответственно обеспечения надлежащих условий для рассмотрения и разрешения судом уголовного дела по существу, освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, либо реабилитации невиновного. Полномочия следователя общим образом определяются в ст. 38 УПК РФ и конкретизируются в уголовно-процессуальном законодательстве применительно к стадиям возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, производству конкретных следственных и иных процессуальных действий и принятию решений по вопросам, отнесенным к его компетенции. Отдельные процессуальные полномочия следователя установлены в иных федеральных законах, а организационные полномочиях в нормативных актах Генеральной прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ по вопросам организации предварительного следствия, а также в нормативных правовых актах, изданных Генеральной прокуратурой РФ, Министерством внутренних дел РФ и Федеральной службой безопасности РФ совместно с руководителями других министерств, комитетов и служб. Анализ содержания уголовно-процессуальных норм, в которых закреплены процессуальные права и обязанности следователя, дает основание для следующей классификации его процессуальных полномочий: полномочия по рассмотрению и разрешению сообщений о преступлениях; полномочия по установлению обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу; полномочия по осуществлению уголовного преследования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; полномочия по охране прав и свобод лиц, привлекаемых к участию в производстве по уголовному делу; полномочия давать поручения органам дознания. 1. Полномочия по рассмотрению и разрешению сообщений о преступлениях. Этот вид полномочий установлен в п. 1 ч. 2 ст. 38 и в ст. 146-148 УПК РФ. Полномочия следователей и раскрытие притупления, как правило, могут быть реализованы в пределах подследственности уголовных дел, установленной в ст. 151 УПК РФ. Вместе с тем в случаях, когда немедленная передача сообщения по подследственности может повлечь негативные последствия (например, заинтересованные лица, воспользовавшись тем, что никто не проводит проверку заявления (сообщения) о преступлении, предпринимают меры к уничтожению следов преступления или фальсификации доказательств и т.п.), следователь обязан проверить сообщение о преступлении и при наличии к тому оснований возбудить уголовное дело, произвести неотложные следственные действия, а затем выполнить требование ч. 5 ст. 152 УПК РФ о передаче уголовного дела по подследственности. Подробнее о порядке возбуждения уголовного дела см. главу 2 настоящего руководства.

Следователи специализированных прокуратур реализуют полномочия по возбуждению уголовных дел с учетом положений, закрепленных в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 9.09.2002 № 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур». В частности, следователи военных прокуратур возбуждают уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения. Следователи закрытых территориальных образований г. Межгорье и комплекса «Байконур» возбуждают уголовные дела о преступлениях, совершенных в пределах этих административно-территориальных образований, кроме уголовных дел о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Полномочия следователей территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте разграничены Указанием Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и » Министерства путей сообщения РФ от 3.04.1995 г. № 19/23-1/1609-103 «О порядке реагирования на признаки преступления и рассмотрения заявлений и сообщений о хищении грузов». В названном Указании установлен перечень документов, которые должны быть направлены органам предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о хищении грузов. Аналогичным образом установлен перечень документов, которые подлежат направлению в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовных дел о нарушении санитарного законодательства и законодательства о промышленной безопасности (см.: Письмо Генеральной прокуратуры в Комитет санэпиднадзора России «О надлежащем оформлении и направлении в органы прокуратуры материалов по фактам санитарных правонарушений» от 23.07.1992 г. № 7-10д-92), об экологических преступлениях (см.: Письмо Генеральной прокуратуры ?Ф «О надлежащем оформлении и направлении материалов в органы прокуратуры по фактам уголовно-наказуемых нарушений природоохранного законодательства» от 23.07.1992 г. №7-10д-92 | направлено в Минэкологии России) и др. 2. Полномочия по установлению обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу. Данный вид полномочий реализуется путем доказывания, т.е. путем собирания, проверки и оценки доказательств (ст. 85 УПК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 86 УПК РФ следователь осуществляет собирание доказательств путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. В реальной действительности основным способом собирания доказательств является производство следственных действий, поскольку в действующем УПК РФ не предусмотрено выполнение иных процессуальных действий, в ходе которых могли бы быть получены сведения, отвечающие требованиям, закрепленным в ч. I ст. 74 УПК РФ. Исключением можно считать направление запроса о правовой помощи зарубежным правоохранительным органам в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ. Одним из способов собирания доказательств является получение следователем письменных документов и предметов, представляемых для приобщения к уголовному делу в качестве доказательств подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями (ч. 2 ст. 86 УПК РФ). В УПК РФ не установлен порядок получения указанных документов и предметов. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следственные действия могут быть произведены по поручению следователя органами дознания. Вели при этом были выполнены требования относительно формы поручения и компетенции органов дознания на производство следственных действий, полученные сведения являются доказательствами при условии, что они отвечают требованиям относи-мости, допустимости и достоверности. 3. Полномочия по осуществлению уголовного преследования. Наличие таких полномочий обусловлено тем, что согласно ч. 1 ст. 21 УПК РФ следователь обязан осуществлять от имени государства уголовное преследование по делам публичного и частной публичного обвинения. К полномочиям следователя как субъекта уголовного преследования относятся: возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица (подробнее см. главу 2 настоящего руководства); задержание лица в качестве подозреваемого (подробнее см. §1 главы 4 настоящего руководства); привлечение лица в качестве обвиняемого (подробнее см. главу 5 настоящего руководства); розыск скрывшегося подозреваемого или обвиняемого (подробнее см. §1 главы 6 настоящего руководства); применение к обвиняемому меры пресечения (подробнее см. §2 главы 4 настоящего руководства); составление обвинительного заключения и направление уголовного дела прокурору для передачи по подсудности (подробнее см. §3 главы б настоящего руководства). 4. Полномочия по охране прав и свобод лиц, привлекаемых к участию в производстве по уловному делу. Наличие указанных полномочий вытекает из положений, закрепленных в ст. 11 УПК РФ, согласно которой следователь, во-первых, обязан разъяснить подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечить возможность осуществления этих прав (ч. 1), во-вторых, принять меры безопасности в отношении потерпевшего, свидетеля и иных участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников, родственников или близких лиц при наличии достаточных данных о том, что указанным лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными противоправными деяниями (ч. 3). Указанные полномочия следователя конкретизируются применительно к отдельным процессуальным правам участников уголовного судопроизводства, установленным в ст. 42, 44, 46, 47, 48, 53 и 54 УПК РФ. При этом следует иметь в виду, что закон специально выделяет полномочия следователя по обеспечению подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 16 УПК РФ). 5. Полномочия следователя давать поручения органу дознания. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Поручение — это письменное предложение следователя органу дознания выполнить определенные процессуальные действия или оперативно-розыскные мероприятия. В поручении указывается: орган дознания, которому дается поручение; краткое изложение сущности дела, по которому дается поручение; уголовно-процессуальная норма, дающая следователю основание для дачи поручения; следственные и розыскные действия, которые необходимо выполнить; от кого исходит поручение. В поручении может содержаться указание в виде разъяснении, как выполнить поручение. Иначе говоря, указание — это сообщение следователем органу дознания тактических условий выполнения поручения. Например, следователь дает указание: сообщить свидетелю перед допросом, что преступник арестован и не следует опасаться мести, или огласить свидетелю показания потерпевшего и т.п. Право следователя давать органам дознания поручения о производстве следственных действий имеет определенные границы. Следует иметь в виду, что следователь вправе дать поручения лишь тогда, когда в силу объективных причин он не может лично произвести требуемые следственные действия. В любом случае следователь не вправе поручать органу дознания принятие решений, которые требуют оценки совокупности доказательств, имеющихся в уголовном деле, а также выполнения определенных действий. Иначе говоря, следователь не вправе поручить органу дознания выполнение таких действий, как предъявление обвинения и допрос обвиняемого, избрание меры пресечения, признание лица потерпевшим, гражданским истцом, привлечение в качестве гражданского ответчика, назначение экспертиз и других действий. Следователь также не вправе поручать органу дознания производство таких следственных действий, которые имеют наиболее важное значение по данному уголовному делу или требуют особо умелого и квалифицированного исполнения (например, осмотр места происшествия при убийстве, авиакатастрофах, предъявление для опознания, следственный эксперимент и др.). Поручения следует направлять начальнику органа дознания, поскольку он знает, кому из его подчиненных можно поручить выполнение требуемых действий с учетом его профессионального мастерства и выполняемого в данный момент объема работ. Поручения могут быть направлены конкретным сотрудникам органа дознания в тех случаях, когда, они включены в состав следственно-оперативной группы. Копии поручений приобщаются к уголовному делу вместе с протоколами соответствующих следственных действий, произведенных сотрудниками органов дознания по поручению следователя. В противном случае результаты произведенных следственных действий могут быть признаны не имеющими юридической силы. Следователь вправе привлечь к участию и следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе (ч. 7 ст. 164 УПК РФ). В соответствии с п. 3 ч. 2 ст, 38 УПК РФ следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с Кодексом требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора. Закон содержит исчерпывающий перечень случаев, когда необходимо получение судебного решения и (или) санкции прокурора на принятие следователем решений или выполнение уголовно-процессуальных действий. Следователь процессуально независим при принятии решений о направлении уголовного дела, а также при определении очередности и тактики производства следственных действий. Одним из средств обеспечения процессуальной независимости следователя является законодательное ограничение полномочий прокурора и начальника следственного отдела по осуществлению процессуального руководства предварительным следствием (см. ч. 3 ст. 38, ч. 4 ст. 39 УПК РФ и др.). Ряд полномочий следователя носит властный характер. В частности, следователь вправе требовать от граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также должностных лиц выполнения или невыполнения определенных действий (например, не покидать без разрешения следователя место постоянного или временного проживания, предоставлять необходимые предметы и документы, принимать участие в производстве следственных действий в качестве понятых, переводчиков, специалистов и т. п.). Разумеется, требования следователя должны быть правомерными. Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, следователь вправе внести соответствующим организации или должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения (ч. 2 ст. 158 УПК РФ). Следователь обязан принимать надлежащие меры по реабилитации лица, которое было подвергнуто незаконному или необоснованному уголовному преследованию. При этом причиненный гражданину вред возмещается государством в полном объеме независимо от вины следователя или иных должностных лиц уголовного судопроизводства. Не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда следователь определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда. Указанные выплаты производятся с учетом уровня инфляции (ч. 4 ст. 135 УПК РФ). Если сведения о задержании реабилитированного, заключении его под стражу, временном отстранении его от должности, применении к нему принудительных мер медицинского характера, осуждении реабилитированного и иных примененных к нему незаконных действиях были опубликованы в печати, распространены по радио, телевидению или в иных средствах массовой информации, то по требованию реабилитированного, а в случае его смерти — его родственников или письменному указанию следователя соответствующие средства массовой информации обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации (ч. 3 ст. 136 УПК РФ). По требованию реабилитированного, а в случае его смерти — его родственников следователь обязан в срок не позднее 14 суток направить письменные сообщения о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или месту жительства (ч. 4 ст. 136 УПК РФ).

Следственный комитет при МВД России

У этого термина существуют и другие значения, см. Следственный комитет.

Следственный комитет МВД России
(СК МВД РФ)

Общая информация

Дата создания

Дата упразднения

Заменено на

Следственный департамент МВД России

Вышестоящее ведомство

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Штаб-квартира

125009, Москва, Газетный пер., д. 6

Начальник Следственного комитета при МВД России

В. В. Кожокарь

Сайт

Следственный комитет при МВД России (СК МВД России) — бывший (до 2011 года) орган при МВД России задачи которого заключались в расследовании наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, уголовных дел, относящихся к подследственности следователей органов внутренних дел.

Задачи

СК МВД России также составлял предложения по государственной политике в сфере расследования преступлений, исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве; занимался организационно-методическим руководством деятельностью предварительного следствия в органах внутренних дел; контролировал расследование уголовных дел нижестоящими подразделениями. СК МВД России не только контролировал расследование сложных уголовных дел, но и рассматривал жалобы граждан и публикации в СМИ, связанные с предварительным следствием по самым громким делам.

С 2010 года кандидатуру на пост руководителя Следственного комитета (СК) предлагал главе государства не министр МВД, а председатель правительства. В Кремле нововведение объяснили необходимостью создания условий для дальнейших преобразований в ведомстве (Реформа МВД 2011 года).

Интересные факты

Бывший заместитель Министра внутренних дел — начальник Следственного комитета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенант юстиции Алексей Аничин (освобождён от должности 11 июня 2011) — однокурсник Владимира Путина.

Первый заместитель начальника — Татьяна Герасимова — сокурсница уже Дмитрия Медведева.

Ликвидация

Исходя из Указов Президента РФ о назначении Валерия Кожокаря заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации — начальником Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации, Татьяны Герасимовой первым заместителем начальника Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации и Сергея Бородулина заместителем начальника Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации, Следственный комитет при МВД России ликвидируется. Его функции наследует Следственный департамент МВД России.

Примечания

  • Новости Следственного комитета МВД России
  • Документы, касающиеся СК МВД, в Российской газете
  • Заместитель Министра внутренних дел — начальник Следственного департамента МВД России

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.

>Организация деятельности следственного отдела ОВД г. Зеленогорска (стр. 1 из 13) >МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДИВНОГОРСКИЙ ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

по производственной юридической практике

База практики: ГУ ОВО при ОВД МВД России в г. Зеленогорск

Период практики: 25.03 — 25.04.2010.

Выполнил студент:

Руководитель практики

от предприятия: ________________________

Руководитель практики

от техникума: ________________________

Ирша-Бородинский филиал, 2010 г.

Введение

1. Общая характеристика практики в следственном отделе ОВД г. Зеленогорска

2. Общая характеристика предварительного следствия

3.Производство следственных действий

4. Документы первичного учёта

Заключение

Приложение

Дневник

25.03.2010 Начальник следственного отдела представил руководителю практики, коротко рассказал об основных направлениях деятельности Следственного отдела МВД, ознакомил с требованиями, предъявляемыми к работникам. Познакомился с коллективом и порядком их работы. Изучал законодательные акты, регулирующие деятельность следственных органов МВД.
26.03.2010 Изучал организацию и методику работы по осуществлению предварительного расследования в органах МВД.
27-28.03.2010 Выходной
29.03.2010 Выезжал на место происшествия.Составлял протокол осмотра места происшествия. Изучал материалы дела
30.03.2010 Присутствовал при допросе потерпевшего, принимал участие в составлении протокола. Изучал материалы дела
31.03.2010 Присутствовал при допросе свидетеля, принимала участие в составлении протокола. Продолжил изучение материалов дела
01.04.2010 Изучал основы планирования работы следственного отдела МВД, распределения обязанностей между начальником следственного отдела и его заместителями. Знакомился с функциональными обязанностями следователя, сложившимися в ОВД основными формами взаимодействия следователя с оперативными и другими службами (участковых, оперуполномоченных, ОППН, ГИБДД и др.)
02.04.2010 Знакомился с научно-техническими средствами, используемые при расследовании преступлений Помогал составлять проект плана расследования по делу, следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, обращая внимание на особенности планирования расследования различных видов преступлений
03-04.04. 2010 Выходной
05.04. 2010 Ознакомился с основными разделами и направлениями деятельности следственного отдела, общей организацией работы отдела. Продолжил изучение законодательных актов, регулирующих деятельность следственных органов МВД.
06.04. 2010 Знакомился с Инструкцией по делопроизводству в органах МВД РФ, порядком регистрации, учета и движения входящей и исходящей корреспонденции.
07.04. 2010 Знакомился с формами учета и статистической отчетности в МВД, порядком и сроками выставления статистических карточек на возбужденные и находящиеся в стадии расследования уголовные дела. Получил консультацию о том, как заполнять карточки этих форм, где регистрировать и кому из должностных лиц представлять.
08.04.2010 Присутствовал при допросе подозреваемого, принимал участие в составлении протокола. Продолжил изучение материалов дела
09.04.2010 Знакомился с порядком оформления процессуальных документов. Со следователем выезжал на место происшествия. Продолжил изучение материалов дела
10-11.04. 2010 Выходной
12.04.2010 Присутствовал при допросе обвиняемого, принимал участие в составлении протокола. Продолжил изучение материалов дела. Составлял протокол ознакомления с материалами уголовного дела.
13.04.2010 Принял участие в осмотре места происшествия, составлении протокола места происшествия, а также составлении постановления о назначении судебной экспертизы. Изучал материалы дела
14.04.2010 Получал практические навыки по составлению статистических отчетов и докладных записок. Присутствовал при допросе потерпевшего, принимал участие в составлении протокола.
15.04. 2010 Изучал характер и основные формы взаимодействия органов МВД с другими правоохранительными органами, местными органами исполнительной и представительной власти, общественностью. Присутствовал при приеме граждан заместителем следователя.
16.04. 2010 Знакомился с порядком составления и методическими рекомендациями по назначению экспертизы. Продолжил изучение материалов дела
17-18.04. 2010 Выходной
19.04.2010 Принимал участие в следственном эксперименте. Подшивка новых документов к заведенным делам
20.04.2010 Знакомился с заключением эксперта: методикой проведения, структурой и выводами. Продолжил изучение материалов дела
21.04.2010 Присутствовал на предъявлении для опознания в качестве статиста, составлял протокол данного следственного действия. Подбор документов по анализируемому делу для практики
22.04.2010 Подведение итогов практики. Написание отчета
23.04.2010 Доложил руководителю практики об итогах прохождения практики, ознакомил с Отчетом о прохождении практики.
24.-25.04. 2010 Окончательное оформление отчета

Введение

В период с 25.03.10 года по 25.04.10 года мною пройдена практика в следственном отделе ОВД г.Зеленогорска.

Целью прохождения практики является применение теоретических знаний, полученных в учебном заведении, на практике, то есть ознакомление с деятельностью ОВД, изучение принципов его работы, получение практического опыта работы в качестве следователя в следственном отделе ОВД.

Совместно с руководителем практики непосредственно в следственном отделе был составлен план прохождения практики, который успешно выполнен.

Практика включает в себя следующее:

1) изучение организации деятельности городского отдела внутренних дел;

2) изучение работы следователя;

По первому направлению необходимо:

— ознакомиться с организацией работы в городском отделе внутренних дел, распределением функций между отделениями и сотрудниками, планированием работы отдела в целом и его подразделений, с порядком приема посетителей, рассмотрением жалоб и заявлений;

— изучить взаимоотношения, формы связи и взаимодействия с органами прокуратуры, местными администрациями и организациями;

— освоить делопроизводство в ОВД, систематизацию нормативного материала, научиться делать обобщения по различным участкам деятельности.

По второму разделу практики — в следственном отделении:

— изучить конкретные уголовные дела;

— присутствовать при производстве отдельных следственных действий, составлять проекты протоколов этих действий;

— принимать участие в расследовании по отдельным делам, составляя параллельно со следователем следственные и процессуальные документы;

— присутствовать на докладах следователя по уголовным делам прокурору, вносил предложения по делам, в расследовании которых участвовал.

1. Общая характеристика прохождения практики в следственном отделе ОВД г. Зеленогорска

Я, Драчев А.А. в период прохождения практики в следственном отделе ОВД г.Зеленогорска. Следственный аппарат ОВД г.Зеленогорска входит в структуру Министерства внутренних дел РФ. Положением об органах предварительного следствия определены их следующие задачи:

— обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;

— организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел РФ.

Данные задачи реализуются в форме расследования конкретных уголовных дел, возбуждаемых следователями и органами дознания; раскрытия преступлений; возмещения ущерба, причиненного преступными действиями; выявления и устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

В штате ОВО г.Зеленогорска состоят следователи, старшие следователи и следователи по особо важным делам. Деятельностью этого звена непосредственно руководит заместитель начальника ОВД — начальник следственного отдела.

Следователи подчиняются начальникам следственных отделов, которые контролируют действия следователей и принимают меры к более полному, своевременному и быстрому производству следствия по уголовным делам. Следователи органов внутренних делрасследуют дела: о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и другие преступления.

Уголовно-процессуальный закон России (ч.2 ст.38 УПК РФ) предусматривает наличие у следователя широкого спектра процессуальных полномочий:

— возбуждение уголовного дела в установленном законом порядке;

— принятие уголовного дела к своему производству или передача его прокурору для направления по подследственности;

— направление хода расследования, принятие решений о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии требуется получение судебного решения или санкции прокурора;

— дача органу дознания в установленных случаях и порядке обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

— обжаловать с согласия руководителя следственного органа в установленном законом порядке решения прокурора;

— иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Организация деятельности следственных подразделений проводится на основе текущих и перспективных планов работы органа внутренних дел и его следственного подразделения. Основные задачи следственного отдела:

Следственный комитет МВД России. Следственное управление УВД края, области, его структура, компетенция

Орловский юридический институт МВД

Российской Федерации

Кафедра государственно-правовых дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Правоохранительные органы»

Тема: Следственный комитет МВД России. Следственное управление УВД края, области, его структура, компетенция

Вариант: №6

Выполнил: студент 3-го ускор. курса

Воронин С.В.

Научный руководитель:

Булыжкин

Орел, 2009

  • Введение
  • 1. Следственный комитет МВД России
    • 1.1. Назначение, структура СК МВД РФ
    • 1.2. Основные задачи СК и его функции
  • 2. Следственное управление УВД края, области, его структура, компетенция
    • 2.1. Структура и компетенция Следственного управления УВД
    • 2.2. Задачи и функции, выполняемые Следственным управлением УВД
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • Введение
  • До 1860 г. расследованием преступлений в России занималась городская и земская полиция. В уездах его проводили становой пристав, земский исправник и уездный стряпчий, а также отделение земского суда, состоявшее из этих должностных лиц. В городах преступления расследовались частными или следственными приставами. Расследование заключалось в собирании доказательств, позволяющих обнаружить и изобличить виновного.
  • Указом императора Александра II от 8 июня 1860г. были учреждены должности судебных следователей. На них возлагались функции по производству следствия по преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков. В дополнение к Указу был издан Наказ судебным следователям, который устанавливал порядок производства следствия, определял взаимоотношения следователя с полицией и судами, регламентировал иные стороны деятельности судебных следователей. Должность судебного следователя приравнивалась к должности члена уездного суда.
  • Дальнейшее совершенствование статуса следователей осуществлялось в соответствии с Основными положениями об устройстве судебных мест в России, утвержденными 29 сентября 1862 г. Следователи стали членами окружных судов, была введена несменяемость судебных следователей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. право производства предварительного следствия было предоставлено органам охраны общественного порядка. В их компетенцию вошло расследование общеуголовных преступлений. Одновременно милиция сохранила право производить дознание в полном объеме по большинству преступлений.
  • 23 ноября 1998г. Президент Российской Федерации подписал Указ № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5923. Этим же Указом утверждено «Положение об органах предварительного следствия в системе МВД РФ».
  • Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах в настоящее время образованы системы структурных подразделений, которые принято именовать следственными аппаратами. Возглавляют эти аппараты подразделения, входящие в состав высших органов конкретных ведомств. К примеру, в Генеральной прокуратуре РФ имеется Следственное управление, в Федеральной службе безопасности РФ — тоже Следственное управление, а в Министерстве внутренних дел — Следственный комитет, работой которого руководит непосредственно один из заместителей министра. На среднем уровне (республика, край, область, город федерального значения и т.д.) следователи практически во всех ведомствах объединяются, в зависимости от объема работы и числа работающих, в подразделения, которые называются по-разному: группы, части, отделения, отделы и даже управления.
  • Сегодня следственный аппарат ОВД — крупнейший в правоохранительной системе Российской Федерации, обеспечивает расследование почти трех четвертей всех зарегистрированных преступлений.

Следственный аппарат органов внутренних дел состоит из:

— Следственного комитета МВД РФ, который осуществляет контрольно-методическое руководство нижестоящими подразделениями и расследование уголовных дел о преступлениях особой важности;

— следственных управлений (отделов) МВД республик в составе РФ, ГУВД (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, которые осуществляют те же функции, что и Следственный комитет МВД РФ, но только на определенной территории;

— следственных отделов (отделений) районных, городских отделов внутренних дел.

Соответствующие следственные подразделения имеются в подразделениях органов внутренних дел на транспорте и по охране режимных объектов Черников В. В. Судебная система, правоохранительные органы, специальные службы России. М., 2001, С.23.

В данной контрольной работе особое внимание уделено обзору Следственного комитета и Следственного управления при УВД. Рассмотрена их структура, описаны возложенные на них задачи и выполняемые ими функции. При подготовке данной работы были использованы соответствующие законодательные акты ведомственные нормативные материалы и литературные источники.

1. Следственный комитет МВД России

Следственный комитет при МВД Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД Российской Федерации» является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве и возглавляющим органы предварительного следствия в системе МВД РФ.

>1.1 Назначение, структура СК МВД РФ >Возглавляет Следственный комитет при МВД РФ начальник, который подчиняется непосредственно министру внутренних дел, являясь одновременно его заместителем. >Основными задачами Следственного комитета при МВД РФ являются: >совершенствование следственной работы на основе внедрения в практику: достижений науки и техники, передового опыта, прогрессивных форм организации и методов предварительного следствия; >оказание помощи в социально-бытовом обеспечении сотрудников Гуценко К. Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. 7-е изд., перераб. и доп. С. 87.. >изучения следственной и судебной практики по делам о наиболее опасных и распространенных преступлениях по регионам РФ; >обеспечения взаимодействия следственных подразделений со службами и подразделениями криминальной милиции и милиции общественной безопасности;

других направлений работы Басков В.И. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью при расследовании преступлений // Вестник Московского университета — Серия 11, Право, 1998, N 4.

2. Следственное управление УВД края, области, его структура, компетенция

Нижестоящие следственные подразделения второго звена — следственные управления МВД республик в составе РФ и ГУВД (УВД) других субъектов Российской Федерации — имеют примерно такую же структуру, как и вышеописанная.

>2.1 Структура и компетенция Следственного управления УВД >Под руководством заместителя начальника УВД — начальника следственного управления (отдела) находятся: >· управление (отдел, отделение) по расследованию организованной преступной деятельности (следственная часть). >Руководители следственных подразделений ГОВД, РОВД, ОВДТ организуют работу руководимых ими подразделений по выполнению следующих задач:

осуществлению предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

3. Заключение

Таким образом, в составе органов внутренних дел действует система следственных органов, возглавляемая Следственным комитетом МВД РФ.

Следственный комитет МВД РФ как структурное подразделение министерства внутренних дел обеспечивает организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных следственных подразделений, осуществляет ведомственный контроль за производством предварительного следствия и расследование особо сложных в доказывании преступлений, дел, имеющих особое общественное значение. Следственный комитет МВД РФ осуществляет расследование особо сложных уголовных дел.

В то же время следственные управления (отделы) МВД республик в составе РФ, ГУВД (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, осуществляют те же функции, что и Следственный комитет МВД РФ, но только на определенной территории. Следственные управления высшего и среднего уровней выполняют в основном две функции: осуществляют предварительное следствие по наиболее сложным делам и оказывают содействие следователям, работающим в нижестоящих структурах своего ведомства.

4. Список используемой литературы

Нормативные акты

1. Указ Президента РФ от 23 ноября 1998 г. № 1442 «Положение об органах предварительного следствия в системе МВД РФ» // СЗ РФ, 1998, № 48, ст. 5923.

Основная

1. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для вузов. — М.: Зерцало, 2007.

2. Правоохранительные органы. Учебник / Под. ред. Н.А. Петухова, Г.И. Загорского. — М.: Дашков и К, 2006.

Дополнительная

1. Правоохранительные органы. Учебник для вузов. / Под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. — М.: ЮНИТИ, 2005.

2. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. / Под ред. О.А. Галустьяна. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.

3. Правоохранительные органы России: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. — М.: Юрайт, 2006.

4. Правоохранительные органы Российской Федерации. Сборник нормативных актов. / Сост. В.К. Бобров, М.В. Боброва. — М.: ЩИТ-М, 2005.

5. Савюк Л.К. Правоохранительные и судебные органы. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004.

Сегодня Айкью Ревью расскажет о профессии следователя. Работе в полиции посвящено множество российских сериалов. Но какова она на самом деле, так ли увлекательно работать в органах внутренних дел, как показывают по телеку? Узнайте всю правду из первых рук от майора юстиции в отставке.

Меня зовут Александра Сергеевна, мне 46 лет. Живу я во Владивостоке. Три года назад я вышла в отставку, отработав 20 лет следователем в органах внутренних дел. Это, пожалуй, одна из самых интересных и сложных профессий. Для многих людей, не знакомых с системой российского правосудия, следователь, оперуполномоченный и просто полицейскийНа что живут полицейские – это одна и та же профессия. Уверяю вас, это не так.

Кто такой следователь, и что входит в его должностные обязанности

Следователь — должностное лицо, осуществляющее предварительное следствие по уголовному делу и выполняющее иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.

Проще говоря, это человек, который занимается систематизацией доказательств, руководит процессом доказывания. Ведь мало узнать, кто совершил преступление, нужно доказать вину человека, документально оформить все касающиеся дела факты. В каком-то фильме герой говорит, что главное оружие следователя — это ручка. И, знаете, он прав. Хотя лично я добавила бы еще острый ум и много, много терпения. Когда я только устроилась на службу в органы внутренних дел, то имела мало представления о том, кем же я буду работать. И это несмотря на то, что моя мама к тому времени уже десяток лет отработала следователем. У меня не было специального образования, но было огромное желание служить Родине. Именно вот так пафосно. Служить Родине.

Старший лейтенант полиции

Как оказалось, следователи бывают разные:

  • следователи Следственного комитета Российской Федерации;
  • следователи органов внутренних дел;
  • следователи Федеральной службы безопасности;
  • следователи органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.

У всех разная специфика работы, разные направления деятельности, которые регламентированы Уголовно-процессуальным Кодексом РФ. Но у всех одинаковые цели, задачи и должностные обязанности. Полномочия у следователей широкие: это и возбуждение уголовного дела, и общее руководство ходом расследования преступления, и принятие процессуальных решений по делу, и бумаги, бумаги, бумаги. Половину рабочего времени следователя занимает оформление документов, это самая «бумажная» работа во всех правоохранительных органах.

Как стать следователем

В поисках вакансий я обошла множество райотделов, пока, наконец, в Первомайском РУВД мне не дали направление для прохождения медицинской комиссии. Мне очень повезло, что меня без специального образования согласились принять на работу. Для того чтобы быть следователем, необходимо высшее юридическое образование, а у меня его не было, но в моем Как стать учителем. Рассказывает преподаватель математики в средней школепедагогическом дипломе было написано, что я являюсь преподавателем права, это и сыграло решающую роль.

Для того чтобы служить в органах внутренних дел на любой должности, необходимо иметь безупречное здоровье и биографию. Пока я проходила медицинское обследование, кадровики собирали обо мне всю имеющуюся информацию. Кандидат на должность следователя не может иметь судимость, судимых родственников, должен положительно характеризоваться по месту жительства и прежней работы или учебы. При прохождении военно-врачебной комиссии учитывается все: состояние здоровья, стрессоустойчивость, уровень интеллектуального развития, внимательность. Все это очень важно для выбранной профессии.

Особенности службы в органах внутренних дел

И вот все этапы трудоустройства пройдены, я — следователь! Хотя нет, какой же я следователь, если в моем служебном удостоверении написано стажер? Да, да, сначала нужно пройти стажировку, а длиться она может до полугода. Во время стажировки я выполняла ту же работу, что и следователи, несла ответственность за принятые решения наравне со следователями, проработавшими долгие годы. После стажировки мне было присвоено специальное воинское звание лейтенант юстиции. Ох, как же гордо носила я эти мои первые звездочки!

Очень быстро я поняла, что мой выбор был верным. Мне было интересно все: новые люди, разные судьбы, ощущение нужности, желание помочь — все это сплелось в тугой ком ежедневной кропотливой работы.

Чтобы добиться успеха в выбранной профессии, мало иметь аналитический склад ума, гибкое мышление. Нужно постоянно узнавать что-то новое. Уметь и любить учиться. В ходе расследования преступлений могут понадобиться самые разные знания – от правил дорожного движения до химических формул. Безусловно, следователю помогают эксперты, но им нужно уметь задавать правильные вопросы, чтобы получить интересующие тебя ответы.

Главные качества, необходимые в работе — это умение правильно формулировать свои мысли, внимательно слушать и делать точные выводы. Нужно быть преданным своему делу, потому что при расследовании любого дела необходима личная инициатива и целеустремленность. А еще, следователь выезжает на место происшествия. И происшествия эти могут быть очень разными – от банальной кражи до жестокого убийства. Нужно быть готовым ко всему, вот тут-то и пригодится стрессоустойчивость, которую так тщательно искали врачи медицинской комиссии.

Заработная плата, льготы и карьерный рост в органах внутренних дел

Работа следователя

Зарплата следователя

При всей своей сложности и напряженности, профессия может принести необыкновенное удовлетворение. И я сейчас говорю о моральной стороне дела, потому что, несмотря на всю сложность и напряженность службы, заработная плата следователя остается недостаточно высокой. Средняя заработная плата следователя составляет 55 тысяч рублей (данные на 2015 год — прим. ред.). Она складывается из должностного оклада (на момент увольнения из органов у меня он был 16500 рублей) и оплаты за звание (в моем случае 11500 рублей — за звание майора юстиции), а также надбавок за выслугу лет и районный коэффициент. Всего я получала на руки 55700 рублей. С тех пор, как я вышла в отставку, зарплату не поднимали.

Чем выше звание и больше срок службы, тем выше денежное довольствие. При безупречной службе можно добиться карьерного ростаДеловая карьера – терпенье, труд, воля к победе, стать старшим следователем, начальником следственного отделения или следственного отдела. Как вы понимаете, заработная плата у начальника выше, чем у простого следователя, ведь ответственность возрастает в разы.

Льготы сотрудников МВД

На следователей распространяются полицейские льготы, их очень много, перечислю только основные. Это бесплатный проезд к месту отдыха или лечения во время отпуска для самого сотрудника и членов его семьи, санаторно-курортное обслуживание в санаториях и домах отдыха, которых у министерства внутренних дел достаточное количество, для того чтобы каждый сотрудник мог отдохнуть и подлечиться. О выходе на пенсию по выслуге лет, думаю, и упоминать нет необходимости, потому что об этом знают все. В случае болезни, сотруднику платят полную зарплату, а не какой-то процент от нее, как это бывает у гражданских рабочих и служащих.

: работа инспектором в СИЗО.

Конечно, есть и свои минусы у этой достойной во всех отношениях профессии – это и ненормированный рабочий день (можно уйти с работы глубокой ночью, а можно и не уйти до вечера следующего дня), большая психологическая нагрузка, огромный вал дел, когда некогда поднять голову, и отсутствие времени для себя и родных. Но когда ты смотришь на подшитое дело, готовое к отправке в суд, понимаешь, что одним безнаказанным преступлением станет меньше, все невзгоды и тяготы отступают на второй план. И именно тут осознаешь, что для того чтобы быть следователем нужно очень сильно любить свою работу.

Вверх по карьерной лестнице

Как я уже говорила, на службе в органах можно продвинуться и по карьерной лестнице. Для начала нужно стать старшим следователем. Это значит, что ты должен быть наставником молодежи, приходящей на службу, расследовать дела повышенной сложности, быть отличником боевой и физической подготовки. Физическая форма очень важна для следователей, и хотя они не бегают с пистолетом и не сидят в засадах, подобно сотрудникам уголовного розыска, зачеты по физической и стрелковой подготовке никто не отменял.

Став старшим следователем, можно рассчитывать на получение очередного звания, а можно дослужиться до должности прокурора отдела управления по надзору за следствием, а вот тут уже необходимы не только безупречный послужной список и солидный стаж, но и высшее юридическое образование. Хотя сейчас попасть на службу в органы внутренних дел без высшего юридического образования практически невозможно.

Юридическое образование можно получить как в гражданских вузах, так и в специализированных учебных заведениях, которые готовят специалистов именно для правоохранительных органов. Уже работая следователем, я заочно окончила юридический институт. И знаете что? Оказалось, что это просто необходимо, я лучше стала понимать структуру законодательства, которым руководствовалась во время расследования преступлений, мне стало проще находить и применять необходимые нормы права. Как ни крути, а специальные знания лучше получать в учебном заведении.

Все еще хотите быть следователем? Не пугают трудности и тяготы службы? Ну что ж, похвально. Тогда наберитесь терпения, потому что это долгий путь. Обязательно поступайте в юридический вуз, там вам дадут необходимые знания по праву, логике, психологии общения, криминалистике. Следите за здоровьем, чтобы пройти медицинский отбор. И, пожалуй, главное – постарайтесь полюбить свою профессию, чтобы служить с душой и каждый день находить в ней плюсы.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *