Содержание

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Фаршатов Р.С. 1 Вильданов Т.Р. 1 Булатова Л.А. 1 1 ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Одним из важных индикаторов качества медицинской помощи является обеспеченность врачебным и средним медицинским персоналом. Работа медицинского персонала в условиях перегрузок способна привести снижению качества оказываемой медицинской помощи, подвергает пациентов опасности в связи с увеличение риска ошибок и других нежелательных явлений. Цель исследования: оценить нагрузку на средний медицинский персонал отделения хирургической реанимации во взаимосвязи с видами производственной деятельности медицинской сестры палаты интенсивной терапии. Для реализации цели исследования нами разработана оценочная методика в условиях крупного, многопрофильного стационара. В хронометраж времени включали предложенные нами 13 видов активной деятельности медицинской сестры. Результаты. В проведенном нами наблюдении на одну палатную медицинскую сестру в среднем приходилось 6 пациентов, на перевязочную – 11 пациентов. Обеспеченность средним медицинским персоналом в период исследования не превышала 87 %. Каждая медицинская сестра отработала часов на 1,6 ставки (1,5–1,8). Наиболее ресурсоемким является выполнение врачебных (лекарственных) назначений, мониторинг витальных функций пациента, уход за больным и действия, выполняемые при приеме больного в отделение (установка венозных линий, катетеров, зондов). Выводы. Необходимо воздействие на такие ресурсоемкие части деятельности среднего медицинского персонала как выполнение врачебных назначений в аспекте их оптимизации. Использование в программе инфузионной терапии растворов большой емкости существенно сократит затраты времени и ресурсов на смену флаконов. Оснащение отделений реанимации современной следящей аппаратурой позволит уменьшить время, затрачиваемое на мониторинг витальных функций больного. Следует рассмотреть возможность привлечения родственников пациентов к уходу за больным, что не только «разгрузит» медицинских сестер, но и позволит близким пациента получить навыки, которые могут быть полезными в случае его длительной зависимости от постороннего ухода. 166 KB обеспеченность кадрами отделение реанимации нагрузка на медицинский персонал медицинские сестры 1. Левит А.Л. Организация работы реанимационно-анестезиологической службы Свердловской области в ХХI веке. Проблемы решенные и нерешенные (часть 1) /А.Л. Левит // Интенсивная терапия. – 2005. – № 1. – С. 5–11. 2. Halpern N.A. Critical care medicine beds, use, occupancy, and costs in the United States. A methodological review/ N.A. Halpern, S.M. Pastores //Critical Care Medicine. – 2015. – Vol. 43 (11). – P. 2452–2459. doi:10.1097/CCM.0000000000001227. 3. Lim C.-M. Critical care in Korea. Present and Future/C.-M. Lim; S.-H. Kwak,G. Suh, Y. Koh Y.//Journal of Korean Medical Science. – 2015. – Vol. 30 (11). – P. 1540–1544. doi:10.3346/jkms.2015.30.11.1540. 4. Are high nurse workload/staffing ratios associated with decreased survival in critically ill patients? A cohort study/A. Lee //Ann Intensive Care. – 2017. – Vol. 7 (1). – P.46. doi:10.1186/s13613-017-0269-2. 5. Miranda D.R. Nursing activities score/D.R. Miranda, R. Nap, A. de Rijk, W. Schaufeli, G. Iapichino // Critical Care Medicine. – 2003. – Vol. 31 (2). – P. 374–382. doi:10.1097/01.CCM.0000045567.78801.CC. 6. Александрович Ю.С. Оценочные и прогностические шкалы в медицине критических состояний / Ю.С. Александрович, В.И. Гордеев. – 2-е изд. – СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2010. – С. 25-28. 7. :Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю “анестезиология и реаниматология”: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 № 919-н . – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70201502/ (дата обращения: 01.09.2017).

Современная медицина критических состояний не только высокотехнологичная и наукоемкая отрасль здравоохранения, но и наиболее затратная . По данным большинства авторов доля расходов на отделения реанимации составляет не менее 10 % от бюджета больницы и из года в год только увеличивается . Огромное значение для медицины критических состояний имеет качество подготовки и обеспеченность кадрами . При этом специалист здравоохранения, который проводит наибольшее количество времени с больным – это, безусловно, медсестра . Одним из важных индикаторов качества медицинской помощи является обеспеченность средним медицинским персоналом . Работа медицинского персонала в условиях перегрузок способна привести к снижению качества оказываемой медицинской помощи, подвергает пациентов опасности в связи с увеличением риска ошибок и других нежелательных явлений . И в связи с вышеназванными причинами, отношение больной: медицинская сестра должна быть, по мнению зарубежных авторов, в оптимальных условиях 1:1, что недостижимо в Российской действительности .

Для оценки нагрузки на медицинский персонал в исследованиях применяются оценочные шкалы TISS-28 (Therapeutic Intervention Scoring System-28), NAS (Nursing Activities Score), система OMEGAи другие . В отечественных условиях вопросы нагрузки на средний медицинский персонал реанимационных отделений изучены недостаточно.

Цель исследования: оценить нагрузку на средний медицинский персонал отделения хирургической реанимации во взаимосвязи с видами производственной деятельности медицинской сестры палаты интенсивной терапии.

Материалы и методы исследования. По дизайну работа представляет собой описательное исследование (descriptive) – наблюдение за производственной деятельностью медицинских сестер (в том числе – хронометраж рабочего времени). Исследование проходило в течение шести месяцев с 01.12.2015 года по 01.06.2016 года. Оценка условий работы и нагрузки на средний медицинский персонал производился с помощью разработанной нами оценочной методики в условиях крупного, многопрофильного стационара на примере государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан «Городская клиническая больница № 21 г. Уфа».

В течение шести месяцев выборочно проводили хронометраж деятельности медицинских сестер отделения анестезиологии и реанимации № 1 государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан «Городская клиническая больница № 21 г. Уфа». В хронометраж времени включали предложенные нами 13 видов активной деятельности медицинской сестры: 1) выполнение лечебных (лекарственных) назначений; 2) самостоятельное выполнение сестринских манипуляций; 3) самостоятельное выполнение перевязок; 4) выполнение мероприятий ухода за больным; 5) проведение мониторинга витальных функций; 6) выполнение мероприятий при приеме или переводе больного; 7) выполнение мероприятий обращения с телом умершего больного; 8) ассистирование врачу при выполнении манипуляций, перевязок; 9) транспортировка больного на исследование; 10) работа вне отделения реанимации (вызов в другие отделения); 11) работа с документами; 12) административная деятельность; 13) поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия. В работе отдельно учитывали дневную и вечернюю (дежурную) смену. Каждый вид деятельности учитывался в минутах, в последующем производился расчет доли каждого вида в общем хронометраже.

Кроме того, для реализации цели исследования оценивались характеристики пациентов при поступлении: тип поступления (напрямую, после планового и после экстренного хирургического вмешательства), характер проводимых процедур сестринского ухода и медсестринской деятельности. Всего в базу исследования включен анализ лекарственных назначений 475 больных в возрасте 16–89 лет (медиана – 57 лет, межквартильный размах – 39–74 года), проходивших лечение в отделении анестезиологии и реанимации № 1.

Данные в таблицах представлены в формате медиана и в скобках – межквартильный размах.

Конфликт интересов и другие спорные вопросы. Согласие медсестер, включенных в наблюдение, не было взято, чтобы избежать искажения данных. Поскольку исследование не оказывало воздействия на пациентов и их законные права и интересы, информированное согласие не требовалось. Авторы настоящей работы не имели конфликта интересов по поводу и в связи с проведенным исследованием. Исследование не требовало финансовой поддержки третьих лиц и организаций.

Результаты и обсуждение. В составе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан «Городская клиническая больница № 21 г. Уфа» функционируют 21 клиническое отделение на 1075 коек, 12 параклинических отделений и поликлиника на 825 посещений в смену.

В исследование были включены данные хронометража 48 смен в течение 6 месяцев, которые отражали работу 20 медицинских сестер. Отделение анестезиологии и реанимации № 1 развернуто на 17 коек – 2 палаты по 6 коек, 1 палата на 3 койки и 1 палата на 2 койки.

В проведенном нами наблюдении на одну медицинскую сестру, в среднем приходилось 6 пациентов, а обеспеченность средним медицинским персоналом в период исследования не превышала 87 %. Из 48 смен в течении периода наблюдения на 11 ночных сменприходилось 3 медицинские сестры на 4 палаты. В этой связи каждая медицинская сестра отработала часов на 1,6 ставки (1,5–1,8). Нагрузка на перевязочную медицинскую сестру (входит в состав дневной смены сверх количества палатных сестер) составляла 11 больных. Из данных таблицы 1 также видно, что нагрузка на палатную медицинскую сестру по числу больных не зависит от вида смены, в то время как количество больных, приходящихся на 1 перевязочную медицинскую сестру почти в 2 раза выше.

Таблица 1

Соотношение медсестра – больной

Вид деятельности

Количество больных на 1 медицинскую сестру

Дневная смена (палатная медицинская сестра)

6 (4–8)

Дневная смена (перевязочная медицинская сестра)

12 (8–15)*

Дежурство (палатная медицинская сестра)

6 (5–8)

При этом следует заметить, что нагрузка на медсестру значительно превышает не только западные, но и отечественные нормативы, предусмотренные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 № 919-н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология» .

Таблица 2

Распределение ресурсоемкости основных видов деятельности медицинских сестер, в % от общего времени, затраченного на работу

Вид деятельности

Дневная смена

Дежурство (палатная медицинская сестра)

палатная медицинская сестра

перевязочная медицинская сестра

Выполнение лечебных (лекарственных) назначений

0,1

Выполнение манипуляций

0,2

Перевязки

Уход за больным

0,2

Мониторинг витальных функций

0,1

Выполнение мероприятий при приеме или переводе больного

0,1

Обращение с телом умершего больного

0,5

0,1

0,5

Ассистирование врачу при выполнении манипуляций

0,1

Транспортировка больного на исследование

0,1

2,7

0,1

Работа вне отделения реанимации (вызов в другие отделения)

0,1

Работа с документами

Административная деятельность

0,3

0,3

Поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия

0,5

Анализ времени, которое затрачивают медицинские сестры на различные виды деятельности, представленный в таблице 2, показывает, что наиболее ресурсоемким является выполнение врачебных (лекарственных) назначений (46 %), мониторинг витальных функций пациента (15 %), уход за больным (15 %) и действия, выполняемые при приеме больного в отделение (установка венозных линий, катетеров, зондов).

Таблица 3

Анализ количества назначаемых лекарственных препаратов

Характер лекарственных назначений

Частота встречаемости

(абс. ч, %)

Монотерапия

нет

1–3 наименования

нет

4 наименования

6 (1,3)

5 наименований

19 (4,0)

6–10 наименований

257 (54,1)

В том числе более 10 наименований

193 (40,6)

Из данных, приведенных в таблице 3, следует, что пациент более чем в половине случаев получал 6–10 наименований лекарственных препаратов. Для восполнения потерь жидкости применялась инфузионная терапия, при этом объем вводимых растворов составлял 2,8 (1,7–4,8) литров на одного больного. Для введения такого объема растворов требовалось смена 8 (6–11) флаконов препаратов для инфузионной терапии (таблица 4). При проведении инфузионной терапии каждый третий флакон был емкостью 200 мл, в большинстве случаев флаконы малой емкости использовались как базис-раствор для введения лекарственных препаратов (28–33 % от количества всех инфузионных флаконов или более 70 % флаконов емкостью 200 мл и менее, использованных у одного больного). К сожалению, в клинике не использовались растворы глюкозы 10 % и 20 % концентрации в объемах 500 мл и более. Применение большого количества флаконов растворов меньшей емкости требовало времени на смену флаконов, дополнительных затрат в виде антисептических салфеток и подвергало пациентов дополнительному риску контаминации растворов.

Таблица 4

Некоторые характеристики инфузионной терапии у больных

Параметр

Значение*

Объем инфузионной терапии, л

2,8 (1,7–4,8)

Количество флаконов для инфузии

8 (6–11)

из них флаконов, используемых в качестве базис-раствора для введения лекарственных средств

3 (3–6)

Частота использования флаконов малой емкости (100-200 мл), в % от всех флаконов у конкретного больного

37 (37–45)

Примечание: * – значение параметров приведено в формате медиана и межквартильный рамах (в скобках).

В вечернее время количество врачебных назначений, выполняемых медицинскими сестрами несколько снижается. Однако в этот период на дежурную медицинскую сестру приходится дополнительная нагрузка: выполнение перевязок и помощь врачу при выполнении манипуляций. Увеличение затрат времени на указанные выше виды деятельности приводило к тому, что существенно снизилось время, затрачиваемое на осуществление ухода за больным и соответственно создало предпосылки для снижения удовлетворенности качеством оказанной медицинской помощи.

Безусловно, нагрузка на средний медицинский персонал может существенно варьировать в зависимости от тяжести пациентов, которым приходилось оказывать медицинскую помощь.

Обсуждение. В реанимационных отделениях лечение получает наиболее тяжелая категория пациентов, требующая высокой концентрации сил и средств. На плечи среднего медицинского персонала возлагаются серьезные задачи, от которых зависит не только качество, но и безопасность и исход получаемой интенсивной терапии .

Полученные нами данные говорят о высокой нагрузке на средний медицинский персонал, значительно превышающий рекомендованные приказом № 919-н нормативы . Однако действительность российского здравоохранения такова, что декларируемые нормы не всегда выполнимы практически, нередко носят не директивный, а рекомендательный характер и поэтому не выполняются.

Предложенная нами классификация видов сестринской деятельности нуждается в дальнейшем изучении. Вместе с тем она объединяет в себе преимущества других типов систем и может быть использована для административного учета времени. К примеру, система оценки нагрузки TISS-28, предложенная для оценки тяжести пациента в зависимости от объема и инвазивности лечебных мер, сегодня чаще используется для оценки нагрузки на персонал в зависимости от тяжести больного. Напротив, шкала NAS (Nursing Activities Score) включает в себя различные варианты медсестринской деятельности, не всегда связанные с тяжестью состояния больного. Считается, что в отличии от TISS-28, перечисленные в данной шкале аспекты деятельности медицинских сестер включают в себя до 70 % рабочего времени медицинских сестер (для TISS-28 это значение – 43 %) .

В таких условиях важную роль в оптимизации работы может играть именно воздействие на такие ресурсоемкие части деятельности среднего медицинского персонала как выполнение врачебных назначений в аспекте их упрощения, устранения полипрагмазии и прочего. Использование в программе инфузионной терапии растворов большой емкости существенно сократит затраты времени и ресурсов на смену флаконов. Разумным следует считать оснащение отделений реанимации современной следящей аппаратурой, в том числе централизованными станциями, что позволит уменьшить время, затрачиваемое на мониторинг витальных функций больного. Важным направлением для оптимизации деятельности отделений реанимации следует считать увеличение времени, которое будет приходиться на уход за больным. В свете тенденции к открытости отделений следует рассмотреть возможность привлечения родственников пациентов к уходу за больным, что не только «разгрузит» медицинских сестер, но и позволит близким пациента получить навыки, которые могут быть полезными в случае его длительной зависимости от постороннего ухода.

Библиографическая ссылка

Фаршатов Р.С., Вильданов Т.Р., Булатова Л.А. ОБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА НАГРУЗКИ НА СРЕДНИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ ОТДЕЛЕНИЯ ХИРУРГИЧЕСКОЙ РЕАНИМАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27010 (дата обращения: 10.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Моя дочь работает в психиатрической больнице уже 17 лет. Человек она ответственный, работу свою любит. Отделение, в котором она работает, мужское, больных много, а в настоящее время одних «принудчиков» людей, осужденных на принудительное лечение, около 30 человек. Приходится опасаться не только за жизнь других больных, но и за свою. Были случаи нападения на других работников с тяжелыми последствиями.
Вот и выходит: работают много, а получают мало. Есть ли нормы труда для медсестер такого профиля? Если, например, раньше работали 3 медсестры, а сейчас одна, то должны ли ей платить за переработку ?

Есть такие нормы. На одну палатную медсестру в отделениях принудительного психиатрического лечения в смену должно приходиться 10 коек (больных), на процедурную сестру 25.

  • § Приказ Минздрава РФ от 28.08.1992 г. № 240 «О состоянии и перспективах развития судебной психиатрии в Российской Федерации»

Эти нормативы носят рекомендательный характер. Конкретные показатели устанавливаются руководителем медицинского учреждения по согласованию с профсоюзной организацией, но не с потолка, а отталкиваясь от нормативов, определенных Минздравом. Эти показатели должны быть записаны в коллективном договоре клиники или в другом локальном нормативном акте. Ваша дочь имеет полное право с ним ознакомиться и узнать, сколько больных она должна обслуживать.
Если выяснится, что она перерабатывает, то, конечно же, работодатель обязан произвести доплату. Ее размер устанавливается по соглашению сторон, исходя из объема дополнительной работы.

  • § Ст. 151 Трудового кодекса РФ

Обратите внимание: дополнительная работа допускается только с письменного согласия работника, заставлять его никто не вправе.

  • § Ст.60.2 Трудового кодекса РФ

Администрация помимо размера доплаты должна согласовать с работником срок, на который поручается выполнение дополнительной работы, и ее объем. Всю работу, независимо от ее объема, работник должен выполнять в течение своей смены. Превышение рабочего времени еще один повод для доплаты, но это отдельная тема: сверхурочная работа.
От выполнения дополнительной работы можно в любой момент отказаться. Главное предупредить об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Исправьте лексические ошибки…1.Ввиду отсутствия медикаментов в этой аптеке пришлось идти в другую.2.Они работали как самые отъявленные специалисты.3. Наши воины совершили много геройских подвигов.4.Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен толькоусилило воздействие этого фильма.5.Шолохов изобразил образы трех коммунистов.6.Возьми хлеб себе, он у нас все равно бесполезно пропадает.7. В предложенных предложениях найти ошибки и проанализировать их последующей схеме.8. Учащиеся работали по заданиям, данным преподавателем.9. Хочется особенно отметить дует двух тромбонов.10. С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.11. И тут боец вспомнил, что в кармане у него винтовка.12. Сочинение по картине «Бурлаки на Волге»: Один бурлак набивает трубкупорохом из цветастого кисета.13. Можно часами наблюдать за закатом.14. Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.15. Летальная смерть может наступить при гипопластической анемии16.Численность рабочего дня в хирургическом отделении быланенормированной.17.За двадцатилетний труд на посту заведующего терапевтическимотделением доктор Петров был предоставлен к награде..

Из сказки «Маша и Медведь» нужно выбрать краткое содержание и ввести его во все стили речи, кроме художественного. Помогите. Нужно найти в предложении нарушение лексической сочетаемости (объяснить!): Ученые доказали, что занятия спортом не только положительно сказываются на здоровье, но и помогают сохранить молодость. Расставьте запятые и выделите грамматическую основуИ день и ночь полчища врагов осаждали маленькую крепость в глубоком ущелье В Москве шли холодные до жди и улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих ​ ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТААААА Задание 3. Найдите и исправьте логические ошибки Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. Демократ есть человек демократических убеждений. Новые впечатления сопровождаются самыми яркими отрывками из прошлого. В этом тексте рассказывается о том, что знаменитый космонавт Юрий Гагарин полетел первым из людей в космос. Он заставлял сыновей работать без устали. Написать портретный или путевой очерк, не скопированный в интернете.​ Каждое большое открытие порождало не только позитивные, но и тяжёлые негативные последствия. Сочинение по фразе Вставьте пропущенные буквы и запятые) Помогите пожалуйста, срочно Определите, в каких сферах языка употребляется каждый из членов приведенных синонимических рядов. 1) героизм — геройство — доблесть; 2) лицо — физионо мия — лик. ХЕЛП, ОЧЕНЬ СРОЧНО НУЖНО! ДАЮ МАКСИМУМ БАЛЛОВ! Составьте и запишите два предложения со словами пропасть и вертел таким образом, чтобы в первом из них эти слова являлись именами существительными, во втором — глаголами.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕМЫ: «Лексико-фразеологические нормы» дисциплины «Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности»

Приложение № 2

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Задание № 1 Максимальная оценка — 2 балла

1.Сгруппируйте по соответствию цифры и буквы:

А. Лексические ошибки;

Б. Лексико-стилистические ошибки.

  1. плеоназм;

  2. нарушение лексической сочетаемости;

  3. тавтология;

  4. смешение паронимов;

  5. анахронизм;

  6. незнание лексического значения слова;

  7. увлечение терминологией;

  8. немотивированное использование высокой книжной лексики.

Эталон: А — 2) 4) 6); Б — 1) 3) 5) 7) 8).

2.Сгруппируйте по соответствию цифры и буквы:

А. Плеоназм;

Б. Тавтология.

  1. повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла;

  2. неуместное употребление стилистически окрашенной лексики;

  3. употребление лишних однокоренных слов;

  4. немотивированное использование высокой книжной лексики;

  5. повторение слов, частично или полностью совпадающих по значению;

  6. использование канцеляризмов в чуждом контексте;

  7. оборот речи, в котором значение одного слова уже входит в состав другого.

Эталон: А-5) 7), Б-І)3).

Приложение № 3

Задание № 2 Максимальная оценка — 1 балл

Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их. При выполнении задания заполните таблицу.

Эталон выполнения

Пример нарушения нормы

Исправление

Объяснение

Тип ошибки

Решимость его выступления удивила всех

решительность

Смешение паронимов

лексическая

Эталон ответов

Пример нарушения нормы

Исправление

Объяснение

Тип ошибки

Ввиду отсутствия медикаментов в этой аптеке пришлось идти в другую.

из-за

Использование канцеляризмов в чуждом контексте

Лексическая

стилистическая

Они работали как самые отъявленные специалисты.

лучшие

Увлечение терминами и книжной лексикой

Лексическая

стилистическая

Наши воины совершили много геройских подвигов.

героических

смешение

паронимов

лексическая

Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.

эффектных

Смешение паронимов

лексическая

Возьми хлеб себе, он у нас все равно бесполезно пропадает.

плеоназм

Лексическая

стилистическая

В предложенных предложениях найти ошибки и проанализировать их по следующей схеме.

данных

тавтология

Лексическая

стилистическая

Учащиеся работали по заданиям, данным преподавателем.

предложенным

тавтология

Лексическая

стилистическая

Хочется особенно отметить дует двух тромбонов.

плеоназм

Лексическая

стилистическая

Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.

Увлечения терминами и книжной лексикой

Лексическая

стилистическая

С таким шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.

Нарушение лексической

сочетаемости

Лексическая

Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете.

Увлечение книжной лексикой и терминами

Лексическая

стилистическая

И тут боец вспомнил, что в кармане у него винтовка.

есть

Нарушение лексической

сочетаемости

Лексическая

Сочинение по картине «Бурлаки на Волге»: Один бурлак набивает трубку порохом из цветастого кисета.

табаком

Незнание лексического значения слова.

Лексическая

Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.

расхищение

Неуместное употр-ние

стилистически

окрашенной лексики

Лексическая

стилистическая

Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.

график

Неуместное употр-ние

стилистически

окрашенной лексики

Лексическая

стилистическая

Больной Петров в армии не служил, так как был забронирован.

забракован

Незнание лексического значения слова.

Лексическая

За двадцатилетний труд на

посту заведующего терапевт

отделением, доктор Петров был предоставлен к награде.

на должности

Немотивированное

использование

высокой книжной лексики.

Лексическая

стилистическая

Приложение № 4

Задание № 3 Максимальная оценка — 4 балла

Есть ли в следующих словосочетаниях лексико-стилистические ошибки? Если есть, то исправьте их.

озабочен оценками за четверть;

обеспокоен оценками за четверть;

человечный человек;

гуманный человек;

нести ответственность;

несет ответственность;

более двух суток времени;

более двух суток;

принять сторону забастовщиков;

принять сторону забастовщиков;

трудиться на посту главврача поликлиники;

занимать пост главврача поликлиники;

псих ненормальный.

психически больной человек.

Приложение № 5

Задание № 4 Максимальная оценка — 2 балла

Устраните лексические ошибки, связанные с незнанием лексического значения слов, в следующих предложениях:

Две недели пролежал с гриппом в поликлинике.

Две недели пролежал с гриппом дома.

У моего соседа онкология.

У моего соседа онкологическое заболевание.

При пальпации выявлены сухие хрипы.

При аускультации выявлены сухие хрипы.

Пациенту был прописан аспирин по одной таблетке внутривенно 2 раза в день.

Пациенту был прописан аспирин по 1 таблетке 2 раза в день внутрь.

Приложение № 6

Задание № 5 Максимальная оценка — 3 балла

Замените, где нужно, иноязычные слова русскими:

В сочинении ученика много дефектов.

В сочинении ученика много ошибок.

Школьная футбольная команда потерпела фиаско.

Школьная футбольная команда потерпела поражение.

На концерте превалировали вокальные номера.

На концерте преобладали вокальные номера.

Во время интервала между занятиями в аудиторию вошёл директор.

Во время перерыва между занятиями в аудиторию вошёл директор.

Хозяин решил презентовать своему гостю старые часы.

Хозяин решил подарить своему гостю старые часы.

Мой бой-френд пригласил меня в кино.

Мой друг пригласил меня в кино.

I. Проверка домашнего задания.

1) Устно проверяются заданные предложения.

2) Преподаватель выборочно проверяет тетради.

Приложение № 7

2.1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ по теме «Фразеологические нормы». Фразеологизмами (или фразеологическими оборотами) называются устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением, например: БРОСИТЬСЯ ОЧЕРТЯ ГОЛОВУ (не раздумывая), белые мухи (снег), как снег на голову (неожиданно).

В одних фразеологических оборотах входящие в них слова потеряли первоначальный смысл, и общее, целостное значение такого оборота совершенно не вытекает из значений составляющих его элементов, например: «заморить червячка» (общее значение оборота «перекусить» не вытекает из значений слова заморить – «голодом довести до смерти» и слова червячок – «маленький червяк»). Это фразеологические сращения.

Вторую группу фразеологических оборотов составляют фразеологизмы, в которых входящие в них слова имеют образное, переносное значение, мотивирующее общий, целостный смысл оборота, например: уйти в свою скорлупу («уединиться», отчётливо видно переносное значение этого сочетания; в основе которого лежит образ улитки, уходящей в свою скорлупу). Такие обороты называются – фразеологические единства.

Третью группу составляют фразеологические обороты, в которых одно из слов ограничено в своём употреблении, например: закадычный друг (слово «закадычный» употребляется только со словами «друг», «приятель»), расквасить нос («расквасить» употребляется со словами «нос», «лицо», «губа»), плакать навзрыд (слово «навзрыд» употребляется только со словом «плакать»). Такие обороты называются – фразеологические сочетания.

Приложение № 8

    1. Закрепление.

1. Пользуясь «Школьным фразеологическим словарем русского языка» В.П. Жукова, А.В. Жукова, объясните значение выражений:

Из огня да в полымя. Не в коня корм. Бить баклуши. Рыльце в пуху. Навострить лыжи. Дело в шляпе. Чудеса в решете. Курам на смех. Где раки зимуют. Медвежий угол. Петь дифирамбы. Как с гуся вода. Играть первую скрипку. Не в бровь, а в глаз.

2. Прочитайте. Объясните значение фразеологических оборотов. Укажите, какие из них являются фразеологическими сращениями, какие – единствами, какие – сочетаниями.

Ломать голову, бить баклуши, проливной дождь, взять реванш, кануть в лету, претворять в жизнь, медвежья услуга, подводить итоги, делать из мухи слона, битый час, держать слово, стереть в порошок, сломя голову, ахиллесова пята, держать порох сухим.

3. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении устойчивых оборотов. Перепишите, исправляя эти ошибки.

а) Правда, заключенная в стихах поэта, бьет в лицо.

б) «Песня о Буревестнике» сыграла большое революционное значение.

в) У Плюшкина крестьяне помирают как мухи.

г) Во всем произведении красной нитью лежит мысль о будущем России.

д) Среди художественных средств поэмы особую роль имеют сравнения.

е) После приезда Базарова жизнь в имении Кирсановых начала бить другим ключом.

ж) По словам Чацкого, » дым отечества всем сладок и приятен».

4. Объясните значение следующих медицинских фразеологизмов, пользуясь учебником «Пропедевтика внутренних болезней» под редакцией В.Х. Василенко, А.Л. Гребнева.

Голова Медузы. Грудь «сапожника». Желудок «песочные часы». Звук «треснувшего горшка». «Мраморная бледность». «Печеночные» ладони. «Маска Паркинсона». «Пляска каротид». «Ритм галопа». «Пушечный» ритм. Симптом «кошачьего мурлыканья». «Воротник Стокса». «Сосудистые звездочки».

  1. Домашнее задание

Придумайте несколько связных предложений (4-5) с лексическими и лексико-статистическими ошибками на медицинскую тематику. Составьте 5-7 предложений, используя медицинские фразеологизмы.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

«Лексико-фразеологические нормы»

1. А) Заброшенный дом одиноко стоял на краю села.

Б) Проходят мимо сторожки товарные поезда, мчатся пассажирские, раз в сутки проносится скорый.

В) Глубина темного леса пугала детей, которые во мраке потеряли дорогу.

Г) Все учащиеся своевременно выполнили домашнее задание.

Д) Следует отметить в работе следующий недостаток: тема раскрыта неполно.

Е) Зимний лес очень красив, все деревья стоят в снежном убранстве.

Ж) Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был весь охвачен пламенем.

2. А) В сочинении ученика много недостатков.

Б) Школьная футбольная команда потерпела поражение.

В) На концерте были преимущественно вокальные номера.

Г) После долгих споров договорились назначить прогулку на ближайшее воскресенье.

Д) Во время перемены между занятиями в аудиторию вошел директор. Е) Хозяин решил подарить своему гостю старые часы.

3. А) Мальчики оказались в огненном кольце, но они не растерялись.

Б) Районы засушливых земель изменились до неузнаваемости.

В) Пострадавшие от наводнения передали привет пограничникам, самоотверженно спасавшим их имущество.

Г) Предварительный план имеет большое значение при написании сочинения.

Д) В романе отсутствует ясно выраженная сюжетная линия.

Е) Большую роль в спортивной закалке имеет длительная тренировка, выдержка, упорство.

Ж) В новом поселке построены прекрасные благоустроенные дома.

З) Появление волка было так неожиданно, что охотник на минуту растерялся.

И) Щенок ел с такой жадностью, что скоро еда в тарелке кончилась, и он влез в нее обеими лапами.

К) На протяжении нескольких километров от станции земельное полотно дороги уже усеяно ровным слоем гравия и утрамбовано.

>О штатных нормативах учреждений, оказывающих психиатрическую помощь

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 13 февраля 1995 года N 27

О штатных нормативах учреждений, оказывающих психиатрическую помощь

О штатных нормативах учреждений,
оказывающих психиатрическую помощь

В целях реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в части обеспечения гарантированных государством видов психиатрической помощи

1. Утверждаю:

1.1. Штатные нормативы дневных (ночных) стационаров (отделений, палат), действующих в качестве отдельных структурных подразделений в составе психоневрологических (психиатрических) учреждений (Приложение N 1).

1.2. Штатные нормативы ночных стационаров (отделений, палат), организованных на базе дневных стационаров в составе психоневрологических (психиатрических) учреждений (Приложение N 2).

1.3. Штатные нормативы медицинского, фармацевтического, педагогического и иного персонала психиатрических больниц, отделений, палат (Приложение N 3).

1.4. Штатные нормативы медицинского, фармацевтического, педагогического и иного персонала психоневрологических диспансеров, отделений, кабинетов (Приложение N 4).

1.5. Штаты персонала общежитий для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи (Приложение N 5).
Приказываю:

2.1. Утвержденные настоящим Приказом штатные нормативы принять к руководству и исполнению.

2.2. Считать утратившими силу:

2.2.1. Раздел 1 «Дневные стационары» Приложения N 3 к приказу Минздрава СССР от 30.04.59 N 225 и изменения к нему, внесенные приказами Минздрава СССР от 12.12.80 N 1270 и от 25.06.81 N 693;

2.2.2. п. 4 Приложения N 7 и п. 4 Приложения N 8 к приказу Минздрава СССР от 21.03.88 N 225.

2.2.3. Приложения NN 2, 3 и 4 к приказу МЗМП РФ от 12.08.94 N 167.

Приложение 1. Штатные нормативы медицинского и иного персонала дневных (ночных) стационаров (отделений, палат), действующих в качестве отдельных структурных подразделений в составе психоневрологических (психиатрических) учреждений

Приложение N 1
к Приказу МЗМП РФ
от 13.02.95 N 27

1. Врачебный персонал:

1.1. Должности заведующих дневными (ночными) стационарами устанавливаются 1 должность на 50 и более мест.

1.2. Должности врачей-психиатров устанавливаются из расчета 1 должность на 25 мест.

1.3. Должности врачей-психотерапевтов устанавливаются из расчета 1 должность на 50 мест.

2. Средний медицинский персонал:

2.1. Должности палатных медицинских сестер устанавливаются из расчета 1 должность на 25 мест.

2.2. Должности процедурных медицинских сестер устанавливаются из расчета 1 должность на 50 мест.

2.3. Должности инструкторов по трудовой терапии устанавливаются только в дневных стационарах из расчета 1 должность на 25 мест.

2.4. Должности старших медицинских сестер устанавливаются соответственно должностями заведующих дневными и ночными стационарами.

3. Младший медицинских персонал:

3.1. Должности сестер-хозяек устанавливаются 1 должность на дневной (ночной) стационар.

3.2. Должности палатных санитарок или младших медицинских сестер по уходу за больными устанавливаются из расчета 2 должности на 25 мест.

3.3. Должности санитарок-буфетчиц устанавливаются из расчета 1 должность на 25 мест.

4. Иной персонал:

4.1. Должности психологов устанавливаются только в дневных стационарах из расчета 1 должность на 50 мест.

4.2. Должности социальных работников устанавливаются только в дневных стационарах из расчета 1 должность на 50 мест.

Приложение 2. Штатные нормативы медицинского и иного персонала ночных стационаров (отделений, палат), организованных на базе дневных стационаров в составе психоневрологических (психиатрических) учреждений

Приложение N 2
к Приказу МЗМП РФ
от 13.02.95 N 27

В случаях организации ночного стационара на базе дневного стационара руководство ночным стационаром осуществляется заведующим дневным стационаром и старшей медицинской сестрой дневного стационара.

1. Врачебный персонал:

1.1. Должности врачей-психиатров устанавливаются дополнительно из расчета 1 должность на 25 мест ночного стационара.

1.2. Должности врачей психотерапевтов устанавливаются дополнительно из расчета 1 должность на 50 мест ночного стационара.

2. Средний медицинский персонал:

2.1. Должности палатных медицинских сестер устанавливаются из расчета 1 круглосуточный пост на 25 мест для работы в дневном и ночном стационарах.

2.2. Должности процедурных медицинских сестер устанавливаются из расчета 1 круглосуточный пост на 50 мест для работы в дневном и ночном стационарах.

3. Младший медицинский персонал:

3.1. Должности сестер-хозяек устанавливаются дополнительно из расчета 1 должность на 50 мест ночного стационара.

3.2. Должности палатных санитарок или младших медицинских сестер по уходу за больными устанавливаются 2 круглосуточных поста на 25 мест для работы в дневном и ночном стационарах.

3.3. Должности санитарок-буфетчиц устанавливаются дополнительно из расчета 1 должность на 25 мест ночного стационара.

Приложение 3. Штатные нормативы медицинского, фармацевтического, педагогического и иного персонала психиатрических больниц, отделений, палат*

Приложение N 3
к Приказу МЗМП РФ
от 13.02.95 N 27

* Штатные нормативы медицинского и педагогического персонала судебно-психиатрических экспертных комиссий и отделений принудительного лечения утверждены приказами МЗМП РФ от 28.08.92 N 240 и от 24.03.93 N 49.

1. Врачебный персонал:

1.1. Должности врачей-психиатров устанавливаются из расчета 1 должность на число коек в отделениях (палатах):

Наименование отделений (палат)

Число коек на 1 должность врача

для взрослых

для подростков

для детей

Психиатрических:

при среднем пребывании больного на койке до 20 дней

при среднем пребывании больного на койке от 21 до 70 дней включительно

при среднем пребывании больного на койке от 71 до 100 дней включительно

при среднем пребывании больного на койке более 100 дней

Наркологических:

для страдающих алкоголизмом

для страдающих наркоманиями и токсикоманиями

1.2. Должности врачей-психотерапевтов устанавливаются из расчета 1 должность на 50 коек.

1.3. Должности врачей-фтизиатров устанавливаются из расчета 1 должность на 45 коек в психотуберкулезных отделениях (палатах).

1.4. Должности врачей-терапевтов устанавливаются из расчета 1 должность на 250 коек для взрослых.
При наличии гериатрических и экспертных коек дополнительно устанавливаются по 1 должности врача-терапевта на 75 гериатрических и 100 экспертных коек.

1.5. Должности врачей-педиатров устанавливаются из расчета 1 должность на 100 коек для детей до 14 лет включительно.

1.6. Должности врачей акушеров-гинекологов устанавливаются из расчета 1 должность на 500 коек, используемых для госпитализации женщин.

1.7. Должности врачей-невропатологов устанавливаются из расчета 1 должность на 500 коек.
При наличии гериатрических и экспертных коек дополнительно устанавливаются по одной должности на каждые 75 гериатрических и 100 экспертных коек.

1.8. Должности врачей-физиотерапевтов устанавливаются из расчета 1 должность на 500 коек.

1.9. Должности врачей функциональной диагностики устанавливаются из расчета норм времени на функциональные исследования (Приказ МЗМП РФ от 30.11.93 N 283).

1.10. Должности врачей-стоматологов или зубных врачей устанавливаются из расчета 1 должность на 500 коек.

1.11. Должности врачей-офтальмологов устанавливаются из расчета 1 должность на 500 коек.

1.12. Должности врачей-отоларингологов устанавливаются из расчета 1 должность на 500 коек.

1.13. Должности врачей-лаборантов устанавливаются из расчета 1 должность на 400-600 коек, но не менее 1 должности в больницах на 200 и более коек.

1.14. Должности врачей-рентгенологов устанавливаются из расчета 1 должность на 500 коек.

1.15. Должности врачей-патологоанатомов и заведующих патолого-анатомическими отделениями устанавливаются в соответствии с действующими штатными нормативами патолого-анатомических отделений (прозекторских).

1.16. Должности врачей-статистиков устанавливаются из расчета 1 должность на учреждение.

1.17. Должности заведующих отделениями устанавливаются: психиатрическими и наркологическими до 50 коек в отделении вместо 0,5 должности врача, на 50 и более коек — сверх должностей врачей; психотуберкулезным, подростковым психиатрическим и детским психиатрическим: до 30 коек в отделении — вместо 0,5 должности врача, на 30 и более коек — сверх должностей врачей.

1.18. Должности заведующих лабораторией, рентгеновским кабинетом (отделением), физиотерапевтическим кабинетом (отделением), отделом, отделением, кабинетом функциональной диагностики устанавливаются соответственно вместо 0,5 должности врача-лаборанта, врача-рентгенолога, врача-физиотерапевта, врача функциональной диагностики.
В тех случаях, когда для указанных кабинетов, отделений, лабораторий по нормативам предусматривается менее одной врачебной должности, должность заведующего не вводится.

1.19. Должности заместителей главного врача по медицинской части устанавливаются: 1 должность на каждые 40 врачебных должностей, включая должности зубных врачей, полагающихся больнице по штатным нормативам.

1.20. Должность врача-эпидемиолога устанавливается в соответствии с действующими штатными нормативами (Приказ МЗМП РФ от 17.09.93 N 220).

1.21. Должность врача приемного отделения устанавливается из расчета 1 круглосуточный пост на 500 коек.
Должность заведующего приемным отделением устанавливается на 1000 и более коек.

2. Средний медицинский персонал:

2.1. Должности палатных медицинских сестер устанавливаются из расчета 1 круглосуточный пост на число коек в отделениях (палатах):

Наименование отделений (палат)

Число коек на 1 круглосуточный пост

для взрослых

для подростков

для детей

Психиатрических: при среднем пребывании больного на койке до 100 дней включительно

при среднем пребывании больного на койке более 100 дней

Наркологических:

для страдающих алкоголизмом

для страдающих наркоманиями и токсикоманиями

2.2. Должности процедурных медицинских сестер устанавливаются из расчета 2 должности на каждое отделение.

2.3. Должности медицинских сестер приемного покоя устанавливаются из расчета 1 круглосуточный пост на 1000 коек.

2.4. Должности лаборантов устанавливаются из расчета 1 должность на 150 коек.

2.5. Должности рентгенолаборантов устанавливаются соответственно должностям врачей-рентгенологов, включая должность заведующего рентгеновским кабинетом (отделением).

2.6. Должности медицинских сестер физиотерапевтического кабинета, отделов, отделений, кабинетов функциональной диагностики устанавливаются из расчета норм времени на соответствующие виды работ.

2.7. Должности инструкторов по лечебной физкультуре устанавливаются из расчета 1 должность на 600 коек, но не менее 1 должности в больницах на 400 и более коек.

2.8. Должности инструкторов по трудовой терапии (занятости) устанавливаются из расчета 1 должность на 25 психиатрических коек.

2.9. Должности диетсестер устанавливаются из расчета 1 должность на 400 коек, но не более 3 должностей на больницу.

2.10. Должности среднего медицинского персонала патолого-анатомических отделений (прозекторских) устанавливаются по действующим штатным нормативам соответствующих подразделений.

2.11. Должности дезинфекторов устанавливаются из расчета 1 должность на 400 коек.

2.12. Должности медицинских статистиков устанавливаются из расчета 1 должность на 400 коек, но не более 3 должностей на больницу.

2.13. Должности медицинских регистраторов архива устанавливаются из расчета 1 должность на 500 коек.

2.14. Должности старших медицинских сестер отделений устанавливаются соответственно должностям заведующих отделениями.

2.15. Должность главной медицинской сестры больницы устанавливается в каждом учреждении.

2.16. Должности медицинских сестер социальной помощи устанавливаются из расчета 1 должность на 300 коек.

3. Младший медицинский персонал:

3.1. Должности палатных санитарок или младших медицинских сестер по уходу за больными устанавливаются из расчета 1 круглосуточный пост на число коек в отделениях (палатах):

Наименование отделений (палат)

Число коек на 1 круглосуточный пост

для взрослых

для подростков

для детей

Психиатрических:

при среднем пребывании больного на койке до 100 дней включительно

при среднем пребывании больного на койке более 100 дней

Наркологических:

для страдающих алкоголизмом

для страдающих наркоманиями и токсикоманиями

3.2. Должности санитарок-буфетчиц устанавливаются из расчета 1 должность на 25 коек.

3.3. Должности санитарок-ваннщиц устанавливаются в отделениях до 25 коек включительно — 1 должность, в отделениях более 25 коек 2 должности.

3.4. Должности санитарок для наблюдения за больными и их сопровождения устанавливаются из расчета 1 должность на 25 коек.

3.5. Должность сестры-хозяйки устанавливается из расчета 1 должность на одно отделение.

3.6. Должности санитарок лаборатории, рентгеновского кабинета (отделения) устанавливаются соответственно должностям врачей-лаборантов, врачей-рентгенологов, включая должности заведующих.

3.7. Должности санитарок физиотерапевтического кабинета устанавливаются из расчета 1 должность на 2 должности медицинских сестер по физиотерапии.

3.8. Должности санитарок стоматологического кабинета устанавливаются соответственно должностям врачей-стоматологов (зубных врачей), но не более 1 должности.

3.9. Должности санитарок приемного покоя устанавливаются из расчета 1 круглосуточный пост на 500 коек.

3.10. Должности младшего медицинского персонала патолого-анатомических отделений (прозекторских) устанавливаются по действующим штатным нормативам соответствующих подразделений.

4. Персонал аптек:

4.1. Должность заведующего аптекой устанавливается в каждой больнице, имеющей 100 и более коек (на правах заведующего отделением больницы).

4.2. Должность заместителя заведующего аптекой устанавливается в больницах, имеющих 1000 и более коек.

4.3. Должности провизоров-технологов устанавливаются из расчета 1 должность на каждые 500 коек.

4.4. Должности фармацевтов устанавливаются из расчета 1 должность на каждые 300 коек.

4.5. Должности провизоров-аналитиков устанавливаются: в аптеках больниц от 400 до 1000 коек — 0,5 должности, более 1000 коек — 1 должность.

4.6. Должность провизора-технолога для приготовления концентрированных растворов, полуфабрикатов и т. д. устанавливается в больницах на 800 и более коек.

4.7. Должности фасовщиц устанавливаются из расчета 1 должность на каждые 500 коек.

4.8. Должности санитарок аптеки устанавливаются из расчета 40% от общего штата провизоров-технологов и фармацевтов, но не менее 1 должности.

5. Педагогический персонал:

5.1. Должности воспитателей устанавливаются из расчета 1 должность на 15 обучающихся детей.

5.2. Должности логопедов устанавливаются из расчета 1 должность на 30 детей.

6. Медицинский и педагогический персонал лечебно-производственных (трудовых) мастерских и лечебно-производственных предприятий:

6.1. Должности медицинского и педагогического персонала устанавливаются по штатным нормативам, утвержденным приказом Минздрава СССР от 30.04.59 N 225 (с последующими дополнениями) для лечебно-производственных (трудовых) мастерских.

7. Иной персонал:

7.1. Должности психологов устанавливаются из расчета 1 должность на 50 коек.

7.2. Должности социальных работников устанавливаются из расчета 1 должность на 50 коек.

7.3. Должность юрисконсульта устанавливается из расчета 1 должность на 800 коек, но не менее 1 должности на больницу.

7.4. Для оформления медицинской документации с применением звукозаписывающей аппаратуры (магнитофонов, диктофонов), компьютеров могут вводиться должности медицинских регистраторов (с выполнением машинописных работ) из расчета 1 должность на 75-100 коек.
При централизации этой работы и наличии не менее 5 должностей медицинских регистраторов (с выполнением машинописных работ) может устанавливаться должность старшей медицинской сестры. Указанные должности (старшая медицинская сестра и медицинские регистраторы) устанавливаются за счет общей численности должностей медицинского персонала, полагающейся больнице.

8. Персонал кухонь:

8.1. Должности служащих и профессии рабочих кухонь устанавливаются по действующим нормативам работников указанных подразделений.
Примечания:

1. Должности медицинского и педагогического персонала психоневрологических диспансерных отделений (кабинетов) в составе психиатрических больниц устанавливаются по штатным нормативам этих отделений (кабинетов).

2. Округления при расчете численности должностей проводить в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минздрава СССР от 17.04.80 N 404.

3. Для проведения больным консультаций разрешается приглашение специалиста из других учреждений. Необходимые средства для оплаты консультаций должны предусматриваться в смете больниц.

4. Используемый для расчета числа должностей врачей, среднего и младшего медицинского персонала в психиатрических отделениях и палатах показатель средней длительности пребывания больного на койке исчисляется по формуле:

Д

П =

Ч1+Ч2-Ч3

где П — средняя длительность пребывания больного на койке в отделении (палате);
Д — число проведенных всеми больными койко-дней в отчетном году в отделении (палате);
Ч1 — число больных, состоящих на начало отчетного года в отделении (палате);
Ч2 — число больных,поступивших в отделение (палату) в течение отчетного года;
Ч3 — число больных, поступивших в отчетном году из других психиатрических отделений (учреждений).
При расчете штатов вновь открываемых психиатрических больниц (отделений) показатель средней длительности пребывания больного на койке принимается на уровне предусматриваемого в расчетах к плану.

Приложение 4. Штатные нормативы медицинского, фармацевтического, педагогического и иного персонала психоневрологических диспансеров, диспансерных диспансеров, отделений, кабинетов*

Приложение N 4
к Приказу МЗМП РФ
от 13.02.95 N 27

* Штатные нормативы медицинского персонала судебно-психиатрических экспертных комиссий утверждены приказами МЗМП РФ от 28.08.92 N 240 и от 24.03.93 N 49.

1. Штатные нормативы медицинского, фармацевтического, педагогического и иного персонала психоневрологических диспансеров, диспансерных отделений республиканских, краевых, областных больниц:

1.1. Врачебный персонал:

1.1.1. Должности врачей для оказания всех видов психиатрической помощи (кроме наркологической) устанавливаются из расчета 1 должность:
участкового врача-психиатра на 25 тысяч взрослого (18 лет и старше) населения;
участкового подросткового врача-психиатра на 15 тысяч подростков (в возрасте от 15 до 17 лет включительно);
участкового детского врача-психиатра на 15 тысяч детей (до 14 лет включительно).

1.1.2. Должности участковых врачей-психиатров для оказания амбулаторной психиатрической помощи населению сельских районов и жителям населенных пунктов, подчиненных администрации городов (то есть административно не входящих в сельский район), устанавливаются из расчета 1 должность на 40 тысяч населения (взрослых, подростков, детей), но не менее 1 должности участкового врача-психиатра на район (с учетом этих должностей в диспансерных отделениях (кабинетах) городов районного подчинения).

1.1.3. Должности детских (подростковых) врачей-психиатров для оказания помощи учащимся школ-интернатов для детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных профессионально-технических училищ устанавливаются из расчета 1 должность на каждое указанное учреждение.

1.1.4. Должности врачей для обеспечения консультативной и организационно-методической работы по психиатрии устанавливаются в штате областного (республиканского, краевого) психоневрологического диспансера (отделения) из расчета 1 должность:
врача-психиатра на 250 тысяч взрослого населения административной территории;
врача-психиатра на 100 тысяч подростков административной территории;
врача-психиатра на 150 тысяч детей административной территории.

1.1.5. Должности врачей-психотерапевтов для больных, находящихся на диспансерном наблюдении, устанавливаются из расчета 1 должность на 100 тысяч населения (взрослых, подростков, детей).

1.1.6. Должность заведующего организационно-методическим консультативным отделом устанавливается в одном из психиатрических учреждений области, края, республики, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

1.1.7. Должность заместителя главного врача по медицинской части устанавливается в штате диспансера при наличии не менее 10 врачебных должностей, включая должность главного врача.

1.1.8. Должность заведующего диспансерным отделением областной (республиканской, краевой) психиатрической больницы устанавливается вместо 0,5 должности врача-психиатра при наличии 4 врачебных должностей; свыше 5 врачебных должностей — сверх этих должностей.

1.2. Средний медицинский персонал:

1.2.1. Должности участковых медицинских сестер устанавливаются соответственно должностям участковых врачей-психиатров, участковых подростковых врачей-психиатров и участковых детских врачей-психиатров, предусмотренных пп. 1.1.1, 1.1.2.

1.2.2. Должности медицинских сестер врачебных кабинетов устанавливаются соответственно должностям врачей, предусмотренных пп. 1.1.4, 1.1.5.

1.2.3. Должности медицинских сестер социальной помощи устанавливаются из расчета 2 должности на 5 должностей участковых врачей-психиатров, участковых подростковых врачей-психиатров, участковых детских врачей-психиатров, полагающихся в соответствии с пп. 1.1.1, 1.1.2.

1.2.4. Должности медицинских сестер процедурного кабинета для оказания амбулаторной помощи устанавливаются из расчета 1 должность в смену.

1.2.5. Должности медицинских сестер физиотерапевтического кабинета устанавливаются из расчета норм времени на соответствующие виды работ.

1.2.6. Должность медицинского статистика устанавливается в штате диспансера при наличии не менее 12 врачебных должностей. В штате организационно-методического консультативного отдела дополнительно устанавливается должность медицинского статистика.

1.2.7. Должности медицинских регистраторов устанавливаются из расчета 1 должность на 8 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, кроме должностей врачебно-психиатрических экспертов, но не менее 1 должности на диспансер.

1.2.8. Должность старшей медицинской сестры физиотерапевтического кабинета устанавливается при наличии в штате диспансера не менее 4 должностей медицинских сестер по физиотерапии вместо одной из них.

1.2.9. Должность главной медицинской сестры устанавливается в диспансерах при наличии не менее 40 должностей медицинского персонала.
В диспансере (диспансерном отделении) с меньшим числом должностей устанавливается должность старшей медицинской сестры.

1.3. Младший медицинский персонал:

1.3.1. Должность сестры-хозяйки устанавливается в каждом диспансере (диспансерном отделении).

1.3.2. Должности санитарок врачебных кабинетов устанавливаются из расчета 0,5 должности на каждую должность врача, полагающуюся в соответствии с пп. 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, 1.1.5.

1.3.3. Должности санитарок процедурного кабинета устанавливаются соответственно должностям медицинских сестер этого кабинета.

1.3.4. Должности санитарок физиотерапевтического кабинета устанавливаются из расчета 1 должность на 2 должности медицинских сестер по физиотерапии.

1.4. Должности медицинского и педагогического персонала наркологических диспансерных отделений, психиатрических, наркологических и психотуберкулезных отделений и палат стационара, лечебно-производственных (трудовых) мастерских, лечебно-производственных предприятий, для оформления медицинской документации с применением звукозаписи устанавливаются в диспансерах по штатным нормативам, утвержденным приказом Минздрава СССР от 18.03.76 N 270 (по наркологическим диспансерам, отделениям, кабинетам), от 30.04.59 N 225 с последующими дополнениями, а также служебным письмом Минздрава СССР от 05.03.83 N 02-14/14-14 о штатных нормативах медицинского персонала для ведения медицинской документации.

1.5. Персонал аптек:

1.5.1. Должности фармацевтического и подсобного персонала аптек в диспансерах со стационаром на 100 и более коек устанавливаются по штатным нормативам персонала аптек психиатрических больниц.

1.6. Педагогический персонал:

1.6.1. Должности логопедов для оказания амбулаторной помощи взрослым, подросткам и детям устанавливаются в зависимости от объема работы с учетом обеспечения этой помощью прикрепленных контингентов населения, включая сельское.

1.7. Иной персонал:

1.7.1. Должности психологов устанавливаются из расчета 1 должность на 75 тысяч населения.

1.7.2. Должности специалистов по социальной работе устанавливаются из расчета 1 должность на 75 тысяч населения.

1.7.3. Должности социальных работников устанавливаются из расчета 1 должность на каждый участок*.

* Должности социальных работников могут вводиться вместо должностей медицинских сестер социальной помощи.

1.7.4. Должности юрисконсультов устанавливаются из расчета 1 должность на диспансер (отделение).

1.8. Персонал кухонь:

1.8.1. Должности служащих и профессии рабочих кухонь устанавливаются по действующим нормативам работников указанных подразделений.

2. Штатные нормативы медицинского и педагогического персонала психоневрологических диспансеров отделений (кабинетов) в составе городских поликлиник или больниц в городах:

2.1. Должности медицинского и педагогического персонала устанавливаются в штате одной из городских поликлиник или больниц при отсутствии в городе (городском административном районе) психоневрологического диспансера в соответствии с пп. 1.1.1-1.1.4, 1.1.5, 1.2.1-1.2.3, 1.2.6 (в диспансерных отделениях и кабинетах больниц, не имеющих поликлинических отделений), 1.3.1, 1.3.2, 1.3.3 (в диспансерных отделениях и кабинетах больниц, не имеющих поликлинических отделений), 1.6 и дополнительно по следующим нормативам:

2.1.1. Врачебный персонал:

2.1.1.1. Должность заведующего психоневрологическим диспансерным отделением устанавливается в отделении, которому в соответствии с пп. 1.1.1-1.1.3 полагается не менее 2 должностей врачей-психиатров всех наименований вместо одной из них, а в отделении, которому полагается не менее 3,5 указанных должностей, вместо 0,5 должности врача.

2.1.1.2. Должность заведующего психоневрологическим диспансерным отделением в составе больницы, которому полагается до 3,5 должностей врачей-психиатров всех наименований, не вводится, если по числу психиатрических коек в больнице может быть установлена должность заведующего отделением стационара.

2.1.2. Средний медицинский персонал:

2.1.2.1. Должности медицинских сестер социальной помощи в штате отделения устанавливаются соответственно должностям участковых врачей-психиатров (в том числе подростковых и детских) в пределах численности должностей среднего медицинского персонала, полагающейся по штатным нормативам амбулаторно-поликлиническим учреждениям (подразделениям), подведомственным соответствующим органам здравоохранения, и диспансерному психоневрологическому отделению (включая должности, предусмотренные для него п. 1.2.3) с внесением необходимых данных в справки о плановых показателях для расчета штатов этих учреждений.

2.1.2.2. Должности медицинских сестер процедурного кабинета в составе диспансерных отделений больниц, не имеющих поликлинических отделений, устанавливаются из расчета 1 должность на 3 должности врачей, ведущих амбулаторный прием, но не более одной должности в смену.

2.1.2.3. Должность медицинского статистика устанавливается в штате организационно-методического консультативного кабинета диспансерного отделения. Если последнее организовано в составе областной (краевой, республиканской) больницы, эта должность может быть введена в штат отделения медицинской статистики организационно-методического отдела этой больницы.

2.1.2.4. Должность старшей медицинской сестры психоневрологического диспансерного отделения устанавливается в отделении с числом полагающихся должностей врачей-психиатров всех наименований для обеспечения амбулаторного приема не менее 5.
Примечания:

1. В штатные расписания могут вводиться только целые, 0,25, 0,5 или 0,75 должности.
Округление по одноименным должностям может производиться как по отдельным структурным подразделениям, так и по нескольким, или на учреждение в целом в следующем порядке: итоговые цифры менее 0,13 отбрасываются, цифры 0,13-0,37 округляются до 0,25; цифры 0,38-0,62 округляются до 0,5; цифры 0,63-0,87 округляются до 0,75; а свыше 0,87 — до единицы.
В таком же порядке допускается округление по категориям персонала (врачи, средний и младший медицинский персонал и др.), но лишь в целом по учреждению.

2. Штатное расписание учреждения не предопределяет рабочее место медицинского работника.

3. Для проведения консультаций больных разрешается приглашение специалистов из других учреждений в пределах средств, предусмотренных для этих целей в смете учреждений.

Приложение 5. Штаты персонала общежитий для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи

Приложение N 5
к Приказу МЗМП РФ
от 13.02.95 N 27

1. Руководящие работники, специалисты, служащие и рабочие:

1.1. Должность заведующего общежитием устанавливается в каждом общежитии.

1.2. Должность кастелянши, численность уборщиц, рабочих, дворников и др. устанавливаются по нормам на соответствующие виды работ.

2. Медицинский персонал:

2.1. В общежитиях до 100 мест устанавливается 0,25 должности врача-психиатра, на 100 и более мест — 0,5 должности.

2.2. Должности медицинских сестер устанавливаются из расчета 1 круглосуточный пост на 30 мест в общежитии.

2.3. Должности санитарок устанавливаются соответственно должностям медицинских сестер.

3. Иной персонал:

3.1. Должности воспитателей устанавливаются из расчета 1 должность на 10 мест в общежитии.

3.2. Должность социального работника устанавливается из расчета 1 должность на 100 мест.

4. Работники кухонь:

4.1. Одна единица повара устанавливается в общежитии на 50 мест.

4.2. Чистильщик картофеля, мойщик посуды, кухонный рабочий — из расчета 1 единица указанных профессий на 25 мест в общежитии.

Текст документа сверен по:
«Сборник ведомственных приказов по штатам
лечебно-профилактических учреждений,
Москва», 1998 год

Сколько положено больных на постовую сестру

В соответствии с п.86 приказа 376 Оклады по занимаемым штатным должностям медицинских работников из числа рядового и начальствующего состава повышаются на 60 процентов за работу в специально созданных учреждениях (больницах, отделениях, палатах) для лечения больных СПИД и ВИЧ-инфицированных. В каждом учреждении должен быть составлен и утвержден перечень сотрудников, которым с учетом конкретных условий работы в данном учреждении, подразделении и должности (лечение, обеспечение диагностики, непосредственное обслуживание или контакт с больными и др.) может устанавливаться повышение, в том числе и за каждый час работы.
В соответствии с п.93 того же приказа, надбавки к окладам по занимаемым штатным должностям выплачиваются в размерах: медицинским работникам из числа лиц начальствующего состава за работу в специально созданных для лечения больных СПИД и ВИЧ-инфицированных учреждениях, больницах, отделениях, палатах — в размере 20 процентов.
Что касается вольнонаемных работников, то в соответствии с п.8 прил. 3 к приказу 624 размеры должностных окладов и ставок работников медицинских учреждений уголовно-исполнительной системы с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда повышаются: в учреждениях (подразделениях) здравоохранения, предназначенные для лечения больных СПИДом, ВИЧ-инфицированных и обследования на ВИЧ-инфекцию.
Согласно п.13 того же приказа, гражданскому персоналу учреждений здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также гражданскому персоналу, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека,выплачивать надбавку за работу в опасных для здоровья условиях труда в размере 20 процентов оклада (тарифной ставки), в том числе и за каждый час работы в указанных условиях.
Получается следующее. Если вы — аттестованный или вольнонаемный сотрудник, и у вас есть специализированная палата (отделение) для лечения ВИЧ-инфицированных, и вы их ведете, то ваш оклад повышается на 60% и к нему выплачивается надбавка 20%.
Если вы аттестованный сотрудник, и у вас нет специализированного отделения, то вы не получаете ничего. Единственно, в обход 376 приказа, вам могут установить почасовое повышение оклада на 60% и почасовую же надбавку в 20%.
Вольным проще. Если нет специализированного отделения, то им устанавливается почасовое повышение оклада и почасовая надбавка.
Кроме того, Постановлением Министерства труда от 8 августа 1996 года №50, работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных устанавливается сокращенная рабочая неделя (36 часов) и ежегодный оплачиваемый отпуск в 36 дней.

Нормы нагрузки для процедурной медицинской сестры в терапевтическом отделении

Имеются ли нормы нагрузки на одну должность процедурной медицинской сестры по проведению инъекций, систем и других процедур в терапевтическом отделении?

Нормы нагрузки медицинской сестры процедурной официально не утверждены. Как известно, в здравоохранении применяются следующие виды нормативов по труду: нормы времени, нормы нагрузки (обслуживания), нормативы численности.

Нормы времени – регламентированная продолжительность выполнения единицы работы в определенных организационно-технических условиях. Нормы времени выражаются в минутах, условных единицах, условных единицах трудоемкости (УЕТ).

Нормы нагрузки (обслуживания) – количество работы, выполняемой в единицу времени при определенных организационно-технических условиях. Нормы нагрузки (обслуживания) выражаются в числе посещений в час, год; больных в день; числе исследований, процедур в день, год или за другой период времени. Величина норм времени и норм нагрузки (обслуживания) имеет обратную математическую зависимость.

Нормативы численности – необходимая численность персонала для выполнения всех возложенных на то или иное учреждение (подразделение) функций и определенного объема работы, рассчитываемая по нормативным показателям и их сочетаниям, расчетным величинам.

Из всех указанных показателей для медицинской сестры процедурной имеются нормативы численности, утверждаемые приказами Минздрава СССР, Минздравсоцразвития России и Минздрава России. Должность медицинской сестры процедурной в амбулаторно-поликлинических учреждениях устанавливается в расчете на число врачей амбулаторного приема, в больничных учреждениях – на число коек. Например, должность медицинской сестры процедурной городской поликлиники, по приказу Минздрава СССР от 11.10.1982 №999 “О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек”, устанавливается из расчета на 10 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием; в терапевтическом отделении городской больницы по приказу Минздрава СССР от 06.06.1979 № 600 “О штатных нормативах медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников кухонь городских и детских городских больниц, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек” – из расчета 1 должность на 50 коек (при 2-степенной системе обслуживания больных).

Руководители учреждений здравоохранения имеют право устанавливать численность персонала в зависимости от объема работы. При этом первоначально определяются нормы времени на те или иные процедуры. Разработка норм времени осуществляется, как правило, путем проведения хронометражных наблюдений; однако трудоемкость этой работы не позволяет рекомендовать широкое применение хронометража в практике здравоохранения. В этих целях рекомендуем использование норм времени для медицинской сестры процедурной, разработанных НИИ социальной гигиены и экономики здравоохранения им. Н.А. Семашко (в настоящее время – ФГБУ “Национальный НИИ общественного здоровья и здравоохранения” РАМН) и приведенных в таблице:

Наименование процедур

Затраты времени (мин) при оказании медицинской помощи

взрослым

детям

Внутримышечные и подкожные инъекции

3,6

4,0

Внутривенные вливания

9,0

10,0

Взятие крови из вены

9,8

10,8

Компрессы, перевязки

8,2

9,0

Банки

9,6

10,5

Определение группы крови

3,9

4,3

Следующим этапом расчета является определение объема работы. Основным условием для такого расчета является четкое ведение учета всех процедур. Расчеты проводятся путем умножения затрат времени на одну процедуру – на число процедур и суммированием полученных произведений.

Пример

В процедурном кабинете ЛПУ для взрослого населения в течение года было проведено 25 000 внутримышечных и подкожных инъекций и 1500 внутривенных вливаний. Затраты времени на этот объем работы составляют 103 500 мин (3,6 × 25 000 + 9,0 × 1500).

Заключительным этапом расчета является определение численности должностей медицинских сестер процедурной по данному объему работы. Расчеты осуществляются делением годовых затрат рабочего времени (т. е. 103 500 мин, как приведено в примере) на годовые временные возможности должности для выполнения указанного объема работы.

Методика расчета годового бюджета рабочего времени должности при разных режимах работы и конкретные данные на 2013 г. были представлены в журнале “Главная медицинская сестра” ранее.

Пример

При 39-часовой рабочей неделе и 28-дневном рабочем отпуске (в числе календарных дней) годовой бюджет составляет 1764,6 ч, или 105 876 мин. Однако не все рабочее время медицинская сестра затрачивает на выполнение процедур. Опыт нормирования труда показывает, что из 6,5-часового рабочего дня около одного часа медицинская сестра процедурной затрачивает на подготовительно-заключительную работу: подготовку и уборку рабочего места, составление заявки и получение медикаментов, подготовку разовых инструментов к утилизации и др.; совещания, конференции, служебные разговоры; прием пищи и личное необходимое время. Следовательно, коэффициент использования рабочего времени на непосредственное проведение процедур составляет 0,85 ((6,5–1,0) : 6,5). Таким образом, на проведение процедур в течение года медицинская сестра затрачивает 89 995 мин (105 876 × 0,85).

Расчеты показывают, что на указанный в примере объем работы необходимо 1,25 должности медицинской сестры процедурной (103 500 : 89 995 = 1,15, что можно округлить до 1,25 должности, согласно приказу Минздрава СССР от 17.04.1980 № 404 “О введении в штаты учреждений здравоохранения 0,25; 0,5; 0,75 должности и изменении правил округления при расчете численности должностей медицинского, фармацевтического, педагогического, инженерно-технического персонала и работников столовых и кухонь”).

Применение представленной методики расчета позволит привести в соответствие численность должностей медицинской сестры процедурной с объемом проводимой работы.

Материал проверен экспертами Актион Медицина


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *