В структуру положения о системе управления охраной предлагается включать разделы (подразделы), определяющие:
— политику и цели работодателя в области охраны труда;
— распределение обязанностей и ответственности в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя;
— процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда;
— порядок контроля функционирования СУОТ, мониторинга реализации процедур, планирования улучшений функционирования СУОТ;
— порядок реагирования на инциденты, аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
— порядок управления документами.
Определяя политику, рекомендуется учитывать необходимость обеспечения, в первую очередь, приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.
Кроме того, учитывая декларативный характер такого документа, как политика, не менее важно отразить личную приверженность работодателя к обеспечению, насколько это возможно, безопасных условий труда и соответствия условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда, а также гарантированное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов по вопросам охраны труда, к участию в управлении охраной труда. Следуя указанным рекомендациям, можно быть уверенным в реальном осознании работодателем значимости охраны труда и первоочередности управления ее процессами. Однако не следует забывать, что принципы требуют реализации. Это мы и попытались сделать, предложив не только примерную организационную структуру управления охраной труда, но и рекомендуемый набор обязанностей участников отношений в сфере управления охраной труда.
Безусловно, особая роль отведена не только работодателю, который всегда и везде полноценно ответственен за СУОТ, но и специализированным его подразделениям (при наличии таковых). Имеются в виду служба охраны труда, штатные специалисты по охране труда, организация или специалисты, оказывающие услуги в области охраны труда, которые привлекаются работодателем по гражданско-правовому договору. В отношении таких структур и лиц на каждом уровне управления определен соответствующий функционал.
Перечень конкретных обязанностей в сфере охраны труда, в значительной степени, сформирован исходя из предусмотренных ТК РФ обязанностей работодателя и работника.
Также имплементированы положения российских (добровольного применения) и международных документов по управлению охраной труда, что, по нашему мнению, позволяет формировать СУОТ не столько более современную, учитывая уровень развития применяемых технологий, сколько более цивилизованную, исходя из уровня понимания значимости этого направления работы каждым участником.
Достижение целей работодателя в области охраны труда предложено обеспечить путем реализации следующего набора процедур:
— подготовка работников по охране труда;
— оценка условий труда;
— управление профессиональными рисками;
— наблюдение за состоянием здоровья работников;
— информирование работников;
— обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников;
— обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
— обеспечение работников молоком (другими равноценными пищевыми продуктами) или лечебно-профилактическим питанием;
— проведение подрядных работ или снабжение безопасной продукцией.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ
Остановимся на совершенно новой процедуре — управление профессиональными рисками. Так, впервые приведен примерный набор опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, которые могут рассматриваться в ходе управления профессиональными рисками.
Рекомендована стандартная для мировой практики схема управления профессиональными рисками — выявление опасностей, оценка уровня профессиональных рисков, снижение (устранение) профессиональных рисков.
В свое время при обсуждении проекта Типового положения о СУОТ отдельные участники указали на ошибочность такого подхода и необходимость выделения из общего процесса управления профессиональными рисками мероприятий по выявлению опасностей и их оценке.
Стоит отметить, что значительная часть международных документов, в том числе ИСО/МЭК 31010:2009 «Менеджмент риска. Методы оценки риска», рассматривают процедуры выявления опасностей, их анализа или оценки исключительно как составляющие общей процедуры по управлению рисками.
Автор фото: Billion Photos / Shutterstock.
ИСО/МЭК 31010:2009 «Менеджмент рисков. Методы оценки рисков» сосредоточен на оценке рисков. Оценка риска помогает лицам, принимающим решения, понять риски, которые могут повлиять на достижение целей также хорошо, как адекватное управление уже на месте. ИСО/МЭК 31010:2009 фокусируется на понятиях, процессах и выборе метода оценки рисков.
Методы оценки уровня профессиональных рисков рекомендуется выбирать с учетом характера деятельности работодателя и сложности выполняемых им операций.
Также даны рекомендации по исключению или снижению уровней профессиональных рисков, в том числе:
— исключение опасной работы (процедуры);
— замена опасной работы (процедуры) менее опасной;
— реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;
— реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников (защита временем);
— использование средств индивидуальной защиты;
— страхование профессионального риска.
Целью настоящего стандарта является содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом, и профессиональных заболеваний на производстве.
На национальном уровне стандарт служит:
а) для установления национальных основ системы управления охраной труда, подкрепленных национальными законами и иными нормативными правовыми актами;
b) руководящими указаниями по применению добровольных мероприятий по охране труда в организациях, направленных на соблюдение норм и иных нормативных правовых актов, ведущих к непрерывному совершенствованию деятельности в области охраны труда;
с) руководящими указаниями для развития национальных и специальных корпоративных стандартов по системам управления охраной труда для качественного обеспечения практических потребностей организаций в соответствии с их размером и характером деятельности.
На уровне организации стандарт предназначен:
а) служить руководящими указаниями по объединению элементов системы управления охраной труда в организации в качестве составной части общей политики и системы управления;
b) способствовать активизации всех работников организации, в том числе работодателей, собственников, управленческого персонала, работников и их представителей с целью применения современных принципов и методов управления охраной труда, направленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда