Основные направления обеспечения национальной безопасности РФ. Принципы обеспечения национальной безопасности РФ.

Деятельность по обеспечению безопасности РФ неоднородна, в ней выделяются следующие основные направления(функции):

– своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз безопасности РФ, реализация оперативных и долгосрочных мер по их предупреждению и нейтрализации;

– создание и поддержка в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

– управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

– осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

– участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными РФ.

В соответствии с указанными направлениями Концепция национальной безопасности определяет задачи в обеспечении национальной безопасности РФ:

– обеспечение суверенитета и территориальной целостности РФ, безопасности ее пограничного пространства;

– подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

– преодоление научно-технической и технологической зависимости РФ от внешних источников;

– обеспечение на территории РФ личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

– совершенствование системы государственной вла– сти РФ, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства РФ, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

– обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

– обеспечение равноправного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира;

– подъем и поддержка на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

– укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

– принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленных против РФ;

– коренное улучшение экологической ситуации в стране. Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью и криминализацией общественных отношений, представляющих угрозу безопасности РФ, в соответствии с Концепцией национальной безопасности являются: выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность; усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы механизма ее применения; укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности; привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний; расширение взаимовыгодного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами – участниками Содружества Независимых Государств.

Основными принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются: А. Соблюдение Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности.

Б. Единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации.

В. Приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения национальной безопасности;

Г. Реальность (с учетом имеющихся ресурсов, сил и средств) выдвигаемых задач;

Д. Соблюдение норм международного права и российских законов при осуществлении мер принудительного характера (в том числе с использованием военной силы);

Е. Сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей в соответствии с федеративным устройством России части полномочий в этой области органам государс­твенной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

2. Цель и задачи обеспечения национальной безопасности РФ.

Главной целью обеспечения национальной безопасности России является создание и поддержание необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, создающего благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключающего опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать национальные интересы Российской Федерации.

Данная цель достигается путем решения целого ряда задач. Основными из них являются:

— своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

— реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

— обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

— обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

— укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

— обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

— подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

— укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

— принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

— выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;

— усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;

— укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности;

— привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;

— расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами — участниками СНГ;

— содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций;

— достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;

— выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения;

— адаптация существующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению к новым условиям международных отношений, а также разработка при необходимости новых соглашений, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности;

— содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;

— развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом;

— противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств;

— пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции;

— осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства государств — участников СНГ;

— предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;

— предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;

— экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;

— безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;

— создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации;

— совершенствование организации и ведения гражданской обороны на территории Российской Федерации, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств;

— совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;

— противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

3. Внешние, внутренние и трансграничные угрозы для РФ.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз.

В современной международной обстановке существует три типа угроз для России: внешние, внутренние и трансграничные, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил РФ.

К основным внешним угрозам можно отнести:

Развертывание группировок сил и средств для военного нападения на РФ и ее союзников;

Территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

Осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию ОМП;

Вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

Демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

Наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

Нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

Наращивание группировок войск, ведущие к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;

Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;

Деятельность международных исламских радикальных группировок, усиления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

Ввод иностранных войск ( без согласия РФ и Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств;

Вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;

Действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

Дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных странах;

Распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов ОМП.

К основным внутренним угрозам следует отнести:

попытки насильственного изменения конституционного строя;

планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающей политической стабильности в масштабах субъекта РФ;

деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в РФ.

Трансграничные угрозы. Совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз. Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам стимуляции, возможным участникам, возможным участникам) являются внешними. Имеется тенденция к возрастанию значения трансграничных угроз для безопасности РФ. Трансграничные угрозы включают в себя:

создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на территории РФ и территории ее союзников;

поддерживание из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности РФ или стабильности не территории союзников РФ;

ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;

международный терроризм, если его деятельность затрагивает безопасность РФ;

деятельность наркобизнеса, транспортировка наркотиков на территорию или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Основными задачами по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются:

  • своевременное выявление и нейтрализация внешних и внутренних угроз;

  • обеспечение территориальной целостности Российской Федерации и безопасности пограничного пространства страны;

  • подъем экономики страны, проведение независимого социально-ориентированного экономического курса;

  • преодоление научно-технической и технологической зависимости России от внешних источников;

  • обеспечение личной безопасности граждан, их конституционных прав и свобод;

  • обеспечение полноты и совершенствование законодательства, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и социально-политической стабильности общества, Российской государственности, федерализма и местного самоуправления;

  • обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего, с ведущими государствами мира;

  • подъем и поддержание на достаточном уровне военного потенциала государства;

  • укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

  • принятие эффективных мер по пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств против России;

  • коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Основными принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

  • соблюдение Конституции Российской Федерации, законодательства России и норм международного права;

  • уважение прав и свобод человека;

  • единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, гибкое изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;

  • приоритет политических и экономических мер безопасности с опорой на военный потенциал;

  • сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей части полномочий органам власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Обеспечение безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются главным содержанием политики государства.

Во внутриэкономической деятельности на первый план выдвигаются задачи устранения деформаций в структуре российской экономики, обеспечения опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, поддержки отраслей, являющихся основой расширенного воспроизводства, обеспечения занятости населения.

Переход к высокоэффективной и социально-ориентированной рыночной экономике должен осуществляться как постепенный процесс формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.

Существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики, облегчению доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, осуществление реальной государственной поддержки целевых программ структурной перестройки промышленности.

Важнейшие задачи – опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции. В этих целях должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и поддержки развития прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.

Государство должно содействовать становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, созданию равных условий для экономической конкуренции предприятий все форм собственности, защите прав потребителей, созданию условий для прогресса науки и образования.

Целесообразно участие государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний, введение определенных и обоснованных ограничений на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей.

Должны быть разработаны механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных регионов и районов крайнего Севера, а также тарифная политика, обеспечивающая единство экономического пространства страны.

В условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировых рынках товаров и услуг необходимо усиление защиты интересов отечественных товаропроизводителей на рынке.

В международно-финансовой сфере важно проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях.

Эффективные меры должны быть приняты в сфере валютного регулирования и валютного контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.

Принципиально важен приоритет экономических факторов в социальной сфере для укрепления государства, обеспечения реального выполнения социальных гарантий на основе государственной поддержки.

Достижение социально-политической стабильности общества является определяющим фактором по обеспечению национальной безопасности. Основой такой стабильности должно стать, наряду с экономическим подъемом, общественное согласие относительно путей дальнейшего развития страны, укрепления федерализма и упрочения межнациональных интересов.

Основой защиты конституционного строя России являются:

  • приоритет федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации;

  • разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, единства правового пространства и национальных интересов России;

  • выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;

  • совершенствование механизма предупреждения возникновения политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские цели, и пресечение их деятельности.

Требуют консолидации усилия направленные на борьбу с преступностью и коррупцией. Россия крайне заинтересована в резком ограничении экономической и социально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств. Приоритетное значение имеет формирование системы мер социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан.

Эти меры должны быть подчинены интересам защиты права каждого человека на личную безопасность вне зависимости от социального положения, национальности, гражданства, вероисповедания, взглядов и убеждений. Важнейшими задачами борьбы с преступностью являются:

  • выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;

  • усиление роли государства – гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;

  • укрепление системы правоохранительных органов;

  • привлечение органов государственной власти в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных действий;

  • обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, органами государственной власти, политическими партиями, религиозными и общественными организациями.

Принимаемые органами государственной власти решения и меры должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества.

Для профилактики и борьбы с преступностью в первую очередь необходимы развитие правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств России в сфере борьбы с преступностью и охраны прав человека. Важно лишить преступность питательной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере.

В целях предупреждения коррупции в государственном аппарате и устранения условий для легализации нажитых преступным путем капиталов должна быть создана действенная система финансового контроля, проверки имущественного положения, источников и расходов должностных лиц и иных государственных служащих.

В настоящее время терроризм выходит за пределы национальных границ, поэтому одним из путей усиления борьбы с ним должно стать совершенствование координации деятельности наших правоохранительных органов и спецслужб на международном уровне. Необходимо шире использовать международный опыт борьбы с этим явлением, создать скоординированный механизм по противодействию международному терроризму, обеспечить надежное перекрытие всех возможных каналов незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ как внутри страны, так и их поступления из-за рубежа.

Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуществляться на основе общегосударственного специального комплекса контрмер с использованием возможностей сотрудничества специальных служб России с аналогичными службами других стран.

Обеспечение национальной безопасности России включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение великого культурного достояния России, что невозможно без сохранения роли русского языка как фактора духовного единения народа многонациональной России.

В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы усиление внимания общества, законодательных и исполнительных органов государственной власти к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицины, осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.

К числу приоритетных направлений в области обеспечения экологической безопасности относятся:

  • воспитание экологической культуры населения;

  • предотвращение загрязнения природы за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;

  • предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;

  • экологически безопасное хранение и утилизация выведенных из боевого состава вооружения, прежде всего, атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими силовыми установками, ядерных боеприпасов, жидких ракетных топлив, топлива атомных электростанций;

  • безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;

  • создание экологически чистых технологий;

  • разработка и реализация природоохранных мероприятий;

  • рациональное использование природных ресурсов.

Внешняя политика России должна быть направлена на:

  • проведение активного внешнеполитического курса;

  • упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь, совета безопасности ООН;

  • обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, глобальной и региональной стабильности;

  • защиту законных прав и интересов российских граждан, проживающих за рубежом;

  • развитие отношений с государствами – участниками СНГ;

  • полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и политических структурах;

  • содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН, ОБСЕ, СНГ;

  • достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности, сохранение и укрепление режима Договора по ограничению систем противоракетной обороны;

  • обновление или заключение новых юридически обязывающих договоренностей по ограничению и сокращению вооружений и расширение политических обязательств по мерам укрепления доверия и безопасности;

  • содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;

  • развитие международного сотрудничества в борьбе с транснациональными преступностью и терроризмом.

Обеспечение военной безопасности России является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXIвеке, при рациональных затратах на национальную оборону.

В предотвращении войны и вооруженных конфликтов Россия отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы России играют главную роль в обеспечении военной безопасности.

Важнейшей задачей России является обеспечение сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны, а также осуществление союзнических обязательств.

Россия должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству – агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки.

Вооруженные Силы России боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушно космического нападения и решение совместно с другими войсками задач по отражению агрессии в локальной войне, а также развертывание группировки войск (сил) для решения задач в региональной войне.

Одновременно Вооруженные Силы должны обеспечить осуществление Россией миротворческой деятельности, как самостоятельно, так и под эгидой международных организаций.

Интересы обеспечения национальной безопасности России предопределяют, при соответствующих обстоятельствах, необходимость военного присутствия в некоторых стратегически важных районах мира. Размещение в них на договорной основе ограниченных военных контингентов (военных баз) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность России реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии.

Важная роль в обеспечении национальных интересов России принадлежит оборонно-промышленному комплексу. Реструктуризация и конверсия ОПК должна осуществляться без ущерба для развития новых технологий и научно-технических возможностей, модернизации вооружений, военной и специальной техники и укрепления позиций российских производителей на мировых рынках вооружений.

Россия рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов:

  • применение всех имеющихся в распоряжении России сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отпора вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;

  • применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Конституцией и федеральными законами в случаях возникновения угрозы насильственного изменения конституционного строя, территориальной целостности страны, а также жизни и здоровью граждан.

Основными задачами по обеспечению пограничной безопасности России являются:

  • создание нормативно-правовой базы, определяющей полномочия и регламентирующей деятельность органов исполнительной власти в пограничной сфере;

  • активизация деятельности по международно-правовому оформлению государственной границы России и территориальному разграничению с сопредельными государствами;

  • развитие межгосударственного пограничного сотрудничества;

  • противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны;

  • пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, занятой в сферах незаконного перемещения через границу материальных ценностей, наркотиков, оружия, расхищения природных ресурсов, а также незаконной миграции;

  • осуществление необходимых мер по обеспечению коллективной пограничной безопасности государств – участников СНГ.

Особое значение для обеспечения национальной безопасности России имеет использование возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников.

Необходимы новые подходы к организации и ведению гражданской обороны на территории России, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе, дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств.

Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности России являются:

  • реализация конституционных прав и свобод граждан на информационную деятельность;

  • совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;

  • противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Основные принципы обеспечения национальной безопасности

В ст. 2 Федерального закона «О безопасности» перечислены следующие основные принципы обеспечения национальной безопасности:

  • 1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) законность;
  • 3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
  • 4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
  • 5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Перечисленные в федеральном законе принципы можно дифференцировать на общеправовые и отраслевые принципы. К общетгравовым принципам относятся принципы: соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности. В число отраслевых принципов включаются остальные принципы, отражающие характер и способы взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Принцип соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина основан на положениях ст. 17 Конституции РФ, где установлено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Статья 2 Конституции РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, т.е. для их осуществления не нужны какие-либо санкции со стороны публичной власти. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Принцип законности. Применительно к сфере действия Федерального закона «О безопасности» термин «законность», учитывая всеобщие и частные связи всех групп общественных отношений, следует рассматривать в трех аспектах:

  • 1) соблюдение всеми субъектами законодательства в сфере обеспечения всех видов национальной безопасности;
  • 2) соблюдение в рамках обеспечения национальной безопасности требований иного законодательства — не только законов и иных нормативных правовых актов в сфере национальной безопасности, а всего законодательства;
  • 3) необходимость гармоничного нормотворчества, так как законность — это требование, распространяющееся и на правотворчество.

Юридические гарантии законности:

  • — соответствие правовых норм объективной ситуации в обществе, их полнота, что в системе должно обеспечивать их эффективность;
  • — совершенствование правоприменительной деятельности и юридической практики в целом;
  • — адекватный уровень контроля и надзора за реализацией требований правовых норм, в том числе за правоприменением;
  • — адекватность мер юридической ответственности и процесса ее реализации;
  • — последовательная, максимально возможная реализация принципа социальной справедливости в процессе нормотворчества и правоприменения;
  • — эффективное преодоление коллизий и пробелов в праве;
  • — совершенствование деятельности органов государственной власти;
  • — достижение высокого уровня правосознания и правовой культуры в обществе.

Системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности.

Системность предполагает прежде всего преодоление рассогласованности этой деятельности, — начиная от стадии прогнозирования и определения угроз и планирования мер и заканчивая контролем за реализацией мер. Этот принцип призван не допустить деструктивных противоречий в ходе обеспечения всех видов национальной безопасности. Оптимальным представляется здесь системное единство деятельности по прогнозированию угроз, определению мер и средств и осуществлению мер, адекватных динамике общественного развития на основе документов стратегического планирования.

Комплексность означает полноту, взаимосвязанность структурных элементов. Комплексный подход здесь состоит в том, что разработка, реализация и контроль мер по обеспечению одного вида национальной безопасности не должны противоречить разработке, реализации и контролю мер по обеспечению остальных видов национальной безопасности. Это взаимный учет всего многообразия факторов, детерминирующих необходимость разработки, выбора и применения именно той или иной меры (именно той или иной группы мер).

Приоритет превентивных (предупредительных) мер в области обеспечения безопасности. Известно, что лучше предупредить негативные воздействия опасностей и угроз национальной безопасности, нежели их исправлять. Такие меры определены в качестве приоритетных потому, что позволяют (при их адекватности) предотвратить либо действие угрозы, либо само возникновение угрозы национальной безопасности.

Превентивные меры теснейшим образом зависят от надлежащего прогнозирования угроз национальной безопасности. Прогнозирование предопределяет четкое определение (выявление) угроз и их всесторонний анализ на предмет уровня, характера и возможной динамики развития. На основании этого осуществляется и само стратегическое планирование в сфере обеспечения национальной безопасности.

Взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Под взаимодействием надлежит понимать слаженную работу всех звеньев системы обеспечения национальной безопасности, т.е. субъектов обеспечения национальной безопасности.

Формы взаимодействия:

  • — формирование и деятельность совместных координационных органов (комиссий, групп, штабов и пр.);
  • — проведение совместных совещаний, заседаний и иных форм работы звеньев системы обеспечения безопасности;
  • — постоянный обмен информацией;
  • — совместная разработка мер;
  • — совместное обсуждение и реализация мер повышения эффективности взаимодействия;
  • — формирование и реализация адекватной правовой базы взаимодействия.

51. Основные направления и задачи в обеспечении национальной безопасности рф на современном этапе

  • •1. Основные законодательные источники курса
  • •2. Понятие правоохранительной деятельности
  • •3. Основные направления правоохранительной деятельности
  • •4. Общая характеристика правоохранительных и судебных органов рф
  • •5. Судебная власть: понятие и функции
  • •6. Признаки судебной власти
  • •7. Основные этапы развития российской судебной системы
  • •8. Общая характеристика действующей судебной системы рф
  • •9. Понятие судебного звена и судебной инстанции
  • •10. Правосудие и его отличительные свойства
  • •11. Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система
  • •12. Принцип законности правосудия
  • •13. Осуществление правосудия только судом
  • •14. Принцип доступности судебной защиты
  • •15. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
  • •16. Принцип участия граждан в отправлении правосудия
  • •17. Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе
  • •18. Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту
  • •19. Принцип презумпции невиновности
  • •20. Независимость судей и подчинение их только закону
  • •21. Принцип гласности в деятельности суда
  • •22. Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах
  • •23. Районный суд: порядок формирования, структура, полномочия
  • •24. Полномочия мировых судей в рф
  • •25. Суды среднего звена системы общих (гражданских) судов: состав и полномочия
  • •26. Военные суды рф:
  • •27. Полномочия военной коллегии вс рф
  • •28. Место верховного суда рф в системе органов судебной власти и его функции
  • •29. Порядок формирования, состав и структура верховного суда рф
  • •30. Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции
  • •31. Арбитражные суды, их место и роль в судебной системе рф
  • •32. Высший арбитражный суд рф
  • •33. Федеральные арбитражные суды округов
  • •34. Арбитражные суды субъектов рф
  • •35. Компетенция арбитражных судов
  • •36. Порядок образования и деятельности третейских судов
  • •37. Международный коммерческий арбитраж
  • •38. Понятие и место конституционного контроля в государственно-правовом механизме
  • •39. Принципы конституционного судопроизводства
  • •40. Статус судей и организация деятельности конституционного суда рф
  • •41. Полномочия конституционного суда рф
  • •42. Понятие и состав судейского корпуса
  • •43. Правовой статус судей и его обеспечение
  • •44. Приостановление и прекращение полномочий судьи
  • •45. Система органов судейского сообщества
  • •46. Понятие, система и основные направления деятельности органов внутренних дел рф
  • •47. Задачи, организация и полномочия милиции в рф
  • •48. Роль и место следственного комитета мвд россии
  • •50. Система органов миграционной службы
  • •51. Основные направления и задачи в обеспечении национальной безопасности рф на современном этапе
  • •52. Система обеспечения безопасности в рф
  • •53. Правовой статус совета безопасности
  • •54. Структурная организация системы органов федеральной службы безопасности рф, ее основные задачи
  • •55. Основные направления деятельности органов фсб рф
  • •56. Основные задачи и функции федеральной службы рф по контролю за оборотом наркотиков
  • •57. Органы внешней разведки рф
  • •58. Федеральные органы государственной охраны
  • •59. Понятие таможенной деятельности в рф и ее цели
  • •60. Система таможенных органов, их основные функции
  • •61. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями
  • •62. Общая характеристика налоговых органов рф
  • •63. Федеральная служба по финансовому мониторингу
  • •64. Министерство юстиции россии, функции и основные направления деятельности
  • •65. Служба судебных приставов
  • •66. Правовой статус и полномочия судебных приставов
  • •67. Органы уголовно-исполнительной системы минюста россии
  • •68. Предварительное расследование в россии: понятие и формы
  • •69. Органы дознания рф: понятие, задачи и система
  • •70. Органы предварительного следствия рф: задачи и компетенция
  • •71. Следователи и их полномочия
  • •72. Основные исторические этапы развития российской прокуратуры
  • •73. Надзор за исполнением закона
  • •74. Надзор за соблюдением прав и свобод человека
  • •75. Участие прокурора в рассмотрении дел судами
  • •76. Система органов прокуратуры рф
  • •77. Структура органов прокуратуры рф
  • •78. Принципы организации и деятельности прокуратуры
  • •79. Правовой статус прокурорских работников и учреждений прокуратуры
  • •80. Нотариат в рф: понятие, задачи и основы организации
  • •81. Структура и полномочия федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов рф
  • •82. Порядок назначения на должность нотариуса
  • •83. Права и обязанности нотариуса
  • •84. Порядок совершения нотариальных действий
  • •85. Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности
  • •86. Правовой статус адвоката
  • •87. Формы адвокатских образований
  • •88. Органы самоуправления адвокатским сообществом
  • •89. Частная правоохранительная деятельность: понятие, правовая основа и принципы
  • •90. Виды частной правоохранительной деятельности в рф

Принципы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

мент для децентрализации власти, приобщения граждан к процессам управления, формирования автономных социальных подсистем, демократической самоорганизации, что создало благоприятные предпосылки для построения в России гражданского общества.

Библиографический список

1. ГАРФ. Ф. 7523. Оп. 145. Д. 2203.

2. ГАРФ. Ф. 7523. Оп. 145. Д. 2202.

3. РГАНИ. Ф. 89. Оп. 4. Д. 1.

4. РГАНИ. Ф. 89. Оп. 7. Д. 11.

5. XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза: стеногр. отчет. М., 1988. Т. 1.

6. Шейнис В.Л. Конституция 1993 года и российская политическая система // Отечественная история. 2008. № 6.

7. Реформирование России: мифы и реальность (1989-1994). М., 1994.

S.S. Sannikova

The Principles to Ensure National Security in the Russian Federation

Key words and word-combinations: security service, principles, legality, national security.

Рассматриваются основные принципы, на которых основывается деятельность по обеспечению национальной безопасности. Проводится анализ законодательно установленных принципов, а также делается вывод о необходимости закрепления иных принципов в Федеральном законе «О безопасности».

Ключевые слова и словосочетания: органы безопасности, принципы, законность, национальная безопасность.

УДК 327(470+571)

ББК 66.2(2Рос)

С.С. Санникова

ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

юбая деятельность государства в лице его органов основывается на совокупности определенных принципов, которые выступают в качестве основных идей, руководящих положений, определяющих содержание и направления правового регулирования. Не является исключением и сфера обеспечения национальной безопасности. Деятельность соответствующих субъектов, в частности органов Федеральной службы безопасности России (ФСБ России), основывается на определенных принципах, в соответствии с которыми органы, обладающие установленными

14 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

законом правомочиями, обеспечивают безопасность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Как справедливо заметил В.М. Редкоус, «в административно-правовом обеспечении национальной безопасности большое значение имеет правильная выработка правовых принципов обеспечения безопасности, деятельности органов безопасности, осуществления конкретных специальных видов деятельности, так как принципы вносят устойчивость в правовое регулирование и позволяют выработать правильные, отвечающие российскому законодательству решения в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации» .

Наиболее полно и подробно принципы и содержание деятельности по обеспечению национальной безопасности отражены в ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» . Законодателем установлены следующие принципы обеспечения безопасности:

— соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

— законность;

— системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

— приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

— взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

В соответствии с Конституцией в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении своей деятельности Федеральной службой безопасности.

При этом стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только на основании закона и в строго установленных законом пределах (например, в условиях чрезвычайных ситуаций, военного положения и др.).

Одним из важнейших общеправовых принципов, лежащих в основе всех без исключения отраслей права, является принцип законности. Применительно к исследуемой тематике следует заметить, что указанный принцип содержится

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 1 5

во всех важнейших нормативно-правовых актах, которыми устанавливаются основы национальной, военной, техногенной, экологической и иных видов безопасности.

Законность как принцип обеспечения безопасности выражается в соблюдении всеми субъектами таких отношений законодательства в сфере обеспечения всех видов безопасности, а также иного законодательства. Вместе с тем состояние законности в сфере обеспечения национальной безопасности зависит от различных факторов экономического, управленческого, правового характера. К таким факторам можно отнести высокий уровень преступности в стране, неконтролируемую миграцию, правовой нигилизм граждан, недостатки действующего законодательства и другие.

Представляется, что выделение такого принципа, как системность и комплексность применения политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности, обусловлено прежде всего положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, принятой на долгосрочную перспективу (на срок до 2020 г.) . Системность и комплексность мероприятий, направленных на обеспечение национальной безопасности, основываются на непрерывном совершенствовании системы государственного управления Российской Федерации, а также на поступательном развитии системы стратегического планирования в сфере устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности под руководством Президента РФ.

Системность в рамках деятельности по обеспечению безопасности предполагает прежде всего преодоление рассогласованности этой деятельности -начиная со стадии прогнозирования и определения угроз и планирования мер и заканчивая контролем реализации мер и постоперативными мероприятиями . В свою очередь комплексность означает полноту, системность деятельности, взаимосвязанность ее структурных элементов. Комплексный подход подразумевает, что разработка, реализация и контроль мер по обеспечению одного вида безопасности не должны противоречить разработке, реализации и контролю мер по обеспечению остальных видов безопасности .

Приоритет предупредительных мер рассматривается через призму применения мер административного принуждения (административно-предупредительных мер), выражающихся в проверке документов, прекращении (ограничении) движения транспортных средств, пешеходов, различных надзорных проверках, надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, досмотре, карантине, а также мер административного пресечения.

Актуальность введения данного принципа в систему принципов обеспечения национальной безопасности подтверждается тем фактом, что законодательная деятельность государства в сфере обеспечения национальной безопасности направлена в первую очередь на предупреждение общественно опасных деяний (например, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции).

Российская Федерация исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посяга-

1 6 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

тельств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации. Вместе с тем действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня таких мероприятий, которые могут применяться для обеспечения государственной и общественной безопасности.

Принцип взаимодействия в целях обеспечения безопасности представляет собой слаженную работу всех звеньев системы обеспечения безопасности, то есть сил и средств обеспечения безопасности — Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральных органов государственной власти, принимающих участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства — в рамках деятельности по обеспечению безопасности.

Основными элементами системы взаимодействия в сфере обеспечения безопасности государства и общества, участвующими в формировании и реализации направленной на указанные цели политики Российской Федерации, являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Совет Безопасности РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, международные организации, общественные объединения и граждане.

В отличие от ранее действующего законодательства в рассматриваемой сфере перечень принципов подвергся существенной корректировке, что свидетельствует о важности и приоритетности обеспечения разного рода безопасности в нашем государстве. Исключение же из перечня принципов обеспечения национальной безопасности принципа соблюдения жизненно важных интересов личности, общества и государства, принципа взаимной ответственности является неоправданным, поскольку их отсутствие может привести к отстранению граждан и общества от вопросов обеспечения безопасности и концентрации всей власти в указанной сфере исключительно в руках государства. Последствия этого пока не ощутимы, однако думается, что положительного результата в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации добиться будет проблематично в связи с «оторванностью» от такой деятельности населения страны, являющего немаловажным информатором государственных органов о возможных угрозах безопасности.

Несмотря на то что принципы обеспечения национальной безопасности законодательно закреплены, указанный перечень, на наш взгляд, необходимо дополнить. В частности, можно предложить среди принципов обеспечения национальной безопасности выделять также принцип гласности деятельности органов национальной безопасности. Видится, что именно реализация указанного принципа позволит добиться обеспечения такого принципа, как законность, тогда как закрытость деятельности таких важных органов, как прокуратура, полиция, ФСБ России, снижает оценку результатов их деятельности со стороны общественности, что, несомненно, сказывается и на доверии населения к этим органам.

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 1 7

Подводя итог изложенному, следует отметить, что деятельность органов национальной безопасности основывается на совокупности рассмотренных принципов, от соблюдения которых зависит безопасность личности, государства и общества в целом, их дальнейшее развитие, а также их защита от внешних и внутренних угроз. Законодательное закрепление основных принципов не только позволило упорядочить процесс обеспечения национальной безопасности, но и предопределило конкретные направления деятельности, то есть функции органов безопасности. От полноты реализации основных начал специальными субъектами зависит эффективность функционирования всего механизма обеспечения безопасности личности, государства и общества.

Библиографический список

1. Редкоус В.М. Особенности административно-правового обеспечения национальной безопасности в современных условиях // Закон и право. 2010. № 8.

2. О безопасности: Федер. закон от 28 дек. 2010 г. № 390-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *