Содержание
Приказываю:
Утвердить прилагаемые методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения.
Министр | В.И. Скворцова |
Утверждены
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 20 апреля 2018 N 182
Методические рекомендации
о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения
1. Настоящие методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения (далее — методические рекомендации) разработаны в рамках исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N 2905-р и направлены на оказание методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при расчете нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения и определении потребности в медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, с учетом сложившейся региональной инфраструктуры здравоохранения, уровня обеспеченности объектами здравоохранения, а также кадровой обеспеченности в целях обеспечения доступности медицинской помощи гражданам путем оптимального использования государственных ресурсов и размещения медицинских организаций на территории субъекта Российской Федерации.
2. Нормы ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения рекомендуется рассчитывать с учетом нормативов объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — территориальные нормативы объемов медицинской помощи), а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
3. Расчет нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения (далее — нормативы и нормы) при определении потребности в медицинской помощи и медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, рекомендуется проводить в рамках разработки текущих и стратегических планов развития здравоохранения в субъектах Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации на основании методических рекомендаций самостоятельно могут определять возможности применения нормативов и норм в зависимости от:
особенностей половозрастного состава населения субъекта Российской Федерации;
уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации;
уровня и структуры смертности населения субъекта Российской Федерации;
климатических и географических особенностей региона и транспортной доступности медицинских организаций;
сбалансированности объема медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
4. Для оценки использования имеющихся ресурсов здравоохранения и возможности применения нормативов и норм рекомендуется провести анализ следующих плановых и фактических показателей в динамике за прошедшие 3-5 лет:
объем первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, в том числе в неотложной форме, и в условиях дневного стационара;
объем специализированной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях и в условиях дневного стационара;
объем скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
объем паллиативной медицинской помощи;
обеспеченность койками дневных стационаров, больничными койками*(1), *(2);
обеспеченность врачебными кадрами и специалистами со средним профессиональным (медицинским) образованием*(3), *(4);
уровень и структура смертности и заболеваемости населения.
Кроме того, для оценки деятельности отдельных видов медицинских организаций рекомендуется проводить сравнение плановой и фактической численности обслуживаемого ими населения с учетом его плотности и территориальной доступности медицинской организации.
По результатам указанного анализа могут быть сформированы основные требования к планированию сети медицинских организаций с учетом требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения*(5) и номенклатуры медицинских организаций*(6).
5. В целях соблюдения этапов оказания медицинской помощи, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи, планирования рационального размещения медицинских организаций в зависимости от административно-территориальной принадлежности и вида оказываемой медицинской помощи, а также определения нормативов объема медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинские организации (за исключением медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю «акушерство-гинекология»)*(7) могут быть распределены по трем уровням:
первый уровень — медицинские организации, оказывающие населению муниципального образования, на территории которого расположены: первичную медико-санитарную помощь и (или) паллиативную медицинскую помощь и (или) скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, и (или) специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь;
второй уровень — медицинские организации, имеющие в своей структуре отделения и (или) центры, оказывающие преимущественно специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь населению нескольких муниципальных образований по широкому перечню профилей медицинской помощи, и (или) диспансеры (противотуберкулезные, психоневрологические, наркологические и иные);
третий уровень — медицинские организации, имеющие в своей структуре подразделения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь.
6. При расчете потребности в оказании медицинской помощи рекомендуется учитывать инфраструктуру здравоохранения и территорию обслуживания медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, скорую, в том числе скорую специализированную медицинскую помощь, расположенных в граничащих субъектах Российской Федерации, с возможностью планирования объемов медицинской помощи в рамках межтерриториального взаимодействия.
7. Для определения потребности в мощностях медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в условиях дневного стационара и в стационарных условиях, рекомендуется проводить расчеты обеспеченности коечным фондом по каждому профилю медицинской помощи.
Обеспеченность коечным фондом (К) медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, рассчитывается следующим образом:
,
где:
Nк/д — число койко-дней на 1 000 жителей (произведение уровня госпитализации на 1 000 жителей на средние сроки лечения 1-го больного в стационаре);
Н — численность населения;
Д — среднегодовая занятость койки.
С помощью данной методики рекомендуется определять абсолютное количество коек, необходимое для реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в целом по субъекту Российской Федерации, а также по профилям медицинской помощи.
Фактическая среднегодовая занятость койки (Д) рассчитывается следующим образом:
Д = 365 дней в году — ,
где:
— среднее время простоя койки на ремонт, для расчета этого показателя необходимо общее число койко-дней закрытия на ремонт разделить на среднегодовое число развернутых коек;
— простой койки, то есть время, необходимое на санитарно-гигиеническую обработку;
F — плановый оборот койки (число пролеченных больных на одной койке за год).
Плановый оборот койки (F) рассчитывается следующим образом:
.
где:
Т — средние сроки лечения.
8. Общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи рекомендуется формировать исходя из следующих примерных нормативов:
в районах компактного проживания населения (с высокой плотностью населения) при длине радиуса обслуживания равной 20 км — 1 бригада на 10 тыс. чел. обслуживаемого взрослого населения, 1 бригада на 10 тыс. чел. обслуживаемого детского населения;
в районах с низкой плотностью населения при длине радиуса территории обслуживания равной 30 км — 1 бригада на 9 тыс. чел. населения, 40 км — 1 бригада на 8 тыс. чел. населения, 50 км — 1 бригада на 7 тыс. населения, свыше 50 км — 1 бригада на 6 тыс. чел. населения.
Специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи рекомендуется формировать исходя из примерного норматива — 1 бригада на каждые 100 тыс. чел. обслуживаемого населения.
9. В целях полного и своевременного удовлетворения потребности населения в лекарственных препаратах для медицинского применения на территории субъекта Российской Федерации рекомендуется планировать размещение аптечных организаций, площадей индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, с учетом пешеходно-транспортной доступности.
*(1) Для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, число коек определяется исходя из территориальных нормативов объемов медицинской помощи, с учетом уровня медицинской организации и профилей оказываемой медицинской помощи.
*(2) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 555н «Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июня 2012 г., регистрационный N 24440) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 декабря 2014 г. N 843н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2016 г., регистрационный N 35536).
*(3) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 июня 2014 г. N 322 «О методике расчета потребности во врачебных кадрах».
*(4) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 февраля 2018 г. N 73 «О методике расчета потребности в специалистах со средним профессиональным (медицинским) образованием».
*(5) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 февраля 2016 г. N 132н «О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2016 г., регистрационный N 41485).
*(6) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2013 г., регистрационный N 29950).
*(7) Оказание медицинской помощи по профилю «акушерство-гинекология» осуществляется в медицинских организациях, отнесенных к соответствующим группам согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 572н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2013 г., регистрационный N 27960) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 января 2014 г. N 25н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 марта 2014 г., регистрационный N 31644), от 11 июня 2015 г. N 333н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июля 2015 г., регистрационный N 37983), от 12 января 2016 г. N 5н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 февраля 2016 г., регистрационный N 41053).
Изменения нормирования труда в здравоохранении
Нормирование труда в здравоохранении характеризуется частым пересмотром действующих нормативных актов, разработкой новых норм и штатных нормативов.
Рассмотрим изменения в порядках оказания медпомощи, которые произошли в 2018 году, их положительные и отрицательные моменты.
Новое положение об оказании первичной помощи детям
В 2018 году было утверждено новое положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям (приказ Минздрава от 07.03.2018 № 92н).
Как применять новые приказы Минздрава по нормированию труда в 2019 годускачать презентацию >>
Одними из обсуждаемых стали положения приказа о рекомендуемых штатных нормативах для медучреждений, а также о наименованиях должностей медицинских специалистов.
Минздрав утвердил новый приказ по амбулаторно-поликлинической помощи детям. Рекомендуемые штатные нормативы медработников вы можете скачать в журнале «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах»
Рассмотрим ряд положительные и отрицательных изменений.
Положительные изменения:
1. Изменения в наименованиях подразделений и должностей по сравнению с предыдущим приказом 366н.
Сравним некоторые положения этих документов:
2. Изменения в числе должностей — врач-детский уролог-андролог, врач-нефролог, врач-акушер-гинеколог. Изменены избыточные нормативы, уравнены те, которые не соответствовали необходимому количеству должностей.
3. Введение норматива должности врачи ультразвуковой диагностики. Ранее такой норматив утвержден не был, более того с внедрением УЗИ-исследования как информативно ценного в программу диспансеризации, именно этого норматива не хватало.
Ошибки в приказе 92н
1. Игнорирование расчетного способа установления норм труда медицинских работников.
Ранее в приказах всегда указывалась следующая формулировка: «должность устанавливается из расчета…». Например, 1 должность на 20 коек.
Это значило, что если в медучреждении 30 коек, можно устанавливать 1,5 должности, на 10 коек — 0,5 должности специалиста.
! Какие остались противоречия в приказе № 92н, узнайте в Системе Экономика ЛПУ
В настоящее время эти записи исчезли, когда в порядке приводятся рекомендуемые штатные нормативы по факту — это типовые штаты, которые сформированы без слов «устанавливается из расчета».
2. Норматив должности главного врача, заместителя, заведующего подразделением. В приказе 366н было указано число должностей на 10 тыс. детского населения — 1 главный врач. Получается, что на 20 тыс. населения нужно 2 главврача. В новом приказе эта ошибка не исправлена.
Кроме того, в приказе 1183н указано, что должность заместителя должна быть установлена по соответствующему разделу работы. В приказе 92н о разделах работы ничего не сказано.
3. Полное отсутствие нормативной численности лаборантов, санитарок.
Получается, что в лаборатории детской поликлиники санитарки нет, в перевязочной детской поликлиники санитарок не положено.
4. Старые и новые несовпадения нормативной численности должностей с приказами о порядках.
Анализ несовпадений по должностям травматолога-ортопеда, акушера-гинеколога, детского эндокринолога в приказе 92н и приказов по порядкам представлены на рисунке ниже.
Как изменились штатные нормативы по паллиативной помощи
В 2018 году были изменены и штатные нормативы по паллиативной медицинской помощи (приказы Минздрава № 210н и 401н):
- Появилась должность «массажист» вместо должности медицинской сестры по массажу, предусмотренной приказами 541н, 1183н, 83н.
- Введено 0,25 должности врача анестезиолога-реаниматолога для проведения искусственной вентиляции легких.
- Изменен норматив должности врача по паллиативной медицине: установлена 1 должность на 15 коек, 2 должности на 30 коек, (в целях организации работы 1 круглосуточного поста на 30 коек).
Штатные нормативы по остеопатии
Приказом Минздрава № 21н от 19.01.2018 утвержден порядок оказания населению медпомощи по профилю «Остеопатия».
В данном порядке содержится грубая ошибка относительно применения норм труда — нарушены этапы применения норм труда.
В тексте этого приказа написано, что должность остеопата устанавливается в санаториях, родильных домах, перинатальных центрах и т.д. Однако, далее, в нормативной части численность должности врача-остеопата для санаториев отсутствует.
Для расчета должности необходимы нормы времени — сколько затрачивает остеопат на 1 процедуру или прием, какое количество при том или ином заболевании посещений у него должно быть?
Существуют определенные этапы разработки и применения норм труда нормы: нормы времени — нормы нагрузки и обслуживания — нормативы численности. эти этапы представлены также в межотраслевых приказах № 235 и № 541 Минтруда.
В связи с этим, из-за отсутствия необходимых данных рассчитать должность врача-остеопатов невозможно.
★ Что изменил Минздрав в штатных нормативах по паллиативной помощи, читайте в журнале «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах»
Штатные нормативы по эндоскопии
Данные нормативы утверждены приказом № 974н от 06.12.2017 года (О проведении эндоскопических исследований).
Специалистами отмечается несоответствие двух положений порядка:
- В тексте присутствует нормативная запись: количестводолжностейэндоскопистов в смену — не менее 1 должности в смену
- Нормативный показатель для должностей вспомогательной лечебно-диагностической службы, в том числе и по эндоскопии, должен содержать: число врачей амбулаторного приема, число коек, объем работы и т.д.
В связи с этим по этому приказу невозможно установить количество должностей в смену, количество смен, например, на 10 тыс. прикрепленного населения.
Как должны выглядеть штатные нормативы, пример:
Эта формулировка не дает конкретного норматива, но, тем не менее, она дает пояснение, как посчитать необходимое количество должностей, отталкиваясь на нормы, количество исследований и т.д.
Расчет количества должностей медработников вспомогательной службы
Штатные нормативы по пластической хирургии
Утверждены приказом Минздрава № 529н от 14.08.2018 года.
Нормативы в приказе:
- Изменен норматив должности врача-пластического хирурга в стационаре: 1 на 10 коек
- Исключена должность санитара (буфетчицы), санитара (уборщицы).
Ошибочные положения:
Должность врача – пластического хирурга в поликлинике – на кабинет, но из текста нормативов неясно, какое количество кабинетов необходимо, например, на 10 тыс. населения.
Материал проверен экспертами Актион Медицина
Как составить пятилетний график обучения: рекомендация Минздравасохранить файл >> Состав аптечки «АнтиВИЧ» – памяткасохранить файл >> План по зарплатам медиков-2020: доклад Скворцовойсохранить файл >> |
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен |
Штатное расписание медицинского учреждения
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по кадровым вопросам. Штатное расписание- графа 1 «Наименование структурного подразделения». В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» дано определение структурных подразделений, к которым отнесены филиалы, представительства, отделы, цеха и др. Правила, определяющие порядок внесения наименований структурных подразделений в штатное расписание, не установлены. Заполнение этой графы обычно начинается с указания подразделений, включающих руководство (например, «Дирекция» или «Администрация»), и далее в порядке подчинения. Обращаем внимание, что в некоторых случаях наименование подразделения влияет на предоставление льгот (дополнительный отпуск, выход на пенсию), поэтому, если на предприятии существуют вредные факторы или штатное расписание составляется в учреждениях здравоохранения, при разработке наименования необходимо руководствоваться отраслевыми классификаторами вредных производств;