Содержание

Об опыте централизации учетных функций в госсекторе журналу «Бюджет» рассказала заместитель губернатора Вологодской области, начальник Департамента финансов Валентина Николаевна АРТАМОНОВА.

— Валентина Николаевна, в прошлом году Вологодская область завершила проект по централизации учетных функций организаций государственного сектора. Что в результате вы получили?

— Да, действительно, в 2018 году Вологодская область завершила проект по передаче учетных функций организаций государственного сектора области, начатый в 2015 году по поручению губернатора Олега Александровича Кувшинникова. На централизованное ведение учета переданы функции всех органов исполнительной государственной власти, государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений области.

Основной площадкой исполнения учетных функций стало государственное казенное учреждение «Областное казначейство». В ведущих отраслях — образовании, здравоохранении, культуре, социальной защите населения — созданы ведомственные центры бухгалтерского учета. Это связано прежде всего со спецификой бухгалтерского учета в каждой сфере и большим количеством подведомственных учреждений.

В государственном секторе Вологодской области создано единое информационное пространство и обеспечено применение электронного юридически значимого документооборота. Каждый факт хозяйственной жизни учреждений отражается в централизованной информационной системе. Унифицированы формы первичных документов, аналитических отчетов. Применяемые электронные документы соответствуют требованиям федерального законодательства в области бухгалтерского учета. Работа системы основана на принципе однократного ввода информации, все регламентные операции выполняются автоматически. Однажды созданный документ многократно используется интегрированными системами отчетности, финансового анализа, планирования, исполнения бюджета.

В ближайшей перспективе Вологодская область планирует полностью отказаться от использования бумажных документов при ведении финансово-хозяйственной деятельности, включая взаимодействие с коммерческим сектором экономики. Этот важный путь по цифровизации экономики мы проходим вместе с органами государственной власти, государственными учреждениями и центрами бухгалтерского учета.

— Вологодская область провела централизацию функций бухгалтерского учета и отчетности учреждений здравоохранения, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования. В чем особенность централизации таких учреждений?

— Перевод на централизованное бухгалтерское обслуживание учреждений здравоохранения области проходил в два этапа. На первом этапе в 2017 году на централизованный бухучет было переведено 27 учреждений, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, на втором в 2018 году — 62 бюджетных учреждения, которые финансируются за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования.

Департамент здравоохранения области принял решение по созданию отраслевого Центра бухгалтерского учета. Принятие данного решения обусловлено спецификой отрасли. Это и разветвленная многоуровневая сеть учреждений, включающая более 600 фельдшерско-акушерских пунктов, около 100 участковых больниц, 25 центральных районных больниц, и сложная и детализированная система оплаты труда. Финансирование отрасли происходит за счет трех основных источников: областной бюджет, средства Фонда ОМС, средства от приносящей доход деятельности. Кроме того, в систему здравоохранения направляются средства федерального бюджета, Фонда социального страхования и другие целевые средства.

За два года на обслуживание в Центр бухгалтерского учета учреждений здравоохранения последовательно переведены учетные функции 89 областных учреждений: 34 учреждений Вологды, 23 учреждений Череповца и 32 учреждений, расположенных в районах области. Одновременно все бухгалтерское обслуживание переведено на программный продукт ГИС «Единая централизованная информационная система бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности Вологодской области».

— Каким образом проходил расчет необходимой предельной штатной численности Центра учета учреждений здравоохранения и средств на его содержание?

— При создании Центра учета учреждений здравоохранения мы исходили из целевых задач, поставленных правительством области по повышению производительности труда. При этом учитывали уже имеющийся опыт создания отраслевых центров. Штатная численность бухгалтеров в учреждениях здравоохранения превышала 900 единиц. В соответствии с согласованными расчетами региональное правительство утвердило предельную штатную численность Центра учета учреждений здравоохранения — 365 единиц.

Расходы на содержание центра учета рассчитываются с учетом расходов на содержание бухгалтерских служб учреждений до проведения централизации. Начиная со дня передачи функций средства, которые ранее учреждения использовали на содержание собственных бухгалтерских служб, перераспределяются в равных долях на содержание центра учета и на решение вопросов, связанных с улучшением условий оказания медицинских услуг населению. В 2018 году объем средств, дополнительно направленный на развитие отрасли, составил 24,6 миллиона рублей; в 2019 году это будет более 100 миллионов рублей. Центр учета содержится за счет средств областного бюджета в соответствии с бюджетной сметой.

— Будут ли централизованы учетные функции в муниципальных образованиях области?

— Централизация учетных функций на уровне муниципальных образований — следующий этап реализации проекта. В соответствии с поручениями губернатора в 2018 году уже созданы единые межведомственные центры учета муниципальных районов и городских округов. В текущем году происходит их переход на Единую централизованную информационную систему бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности Вологодской области.

Чтобы обеспечить единый подход к организации и проведению муниципальными районами и городскими округами централизации учетных функций, Департамент финансов подготовил методические рекомендации для органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Мы провели обучение специалистов финансовых органов муниципалитетов и центров бухгалтерского учета.

Мероприятия по централизации учетных функций на муниципальном уровне реализуются в рамках дорожных карт, утвержденных главами муниципальных районов и городских округов. Сегодня всеми сельскими и городскими поселениями учетные функции переданы в единые межведомственные центры учета муниципальных районов, заключены соответствующие соглашения, определены функциональные обязанности, распределена ответственность.

— С 1 января 2018 года вступили в силу федеральные стандарты бухгалтерского учета. Централизованный учет делает процесс их внедрения более комфортным?

— Могу отметить, что центры бухгалтерского учета Вологодской области стали центрами компетенции по переходу на международные правила учета государственных учреждений области. Они обеспечивают применение единой методологии ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности. Проведенные мероприятия по централизации учета позволили своевременно провести внедрение 11 федеральных стандартов бухгалтерского учета, централизованно осуществить настройку единой информационной системы с учетом консолидированной позиции профессионального сообщества области.

Подготовила Е. П. БЕСПАЛОВА

Специфика централизации учета учреждений здравоохранения

Михаил Давидович ДУГАНОВ, руководитель Центра учета учреждений здравоохранения

Казенное учреждение в сфере здравоохранения Вологодской области «Централизованная бухгалтерия» (Центр учета) создано в соответствии с постановлением регионального правительства от 5 декабря 2016 года № 1097. Взаимодействие между учреждениями здравоохранения и Центром учета строится в строгом соответствии с действующим законодательством РФ.

То, что учреждения здравоохранения финансируются из двух основных источников — областного бюджета и средств ОМС, внесло свои особенности в деятельность Центра учета. Бухгалтерское обслуживание учреждений, финансируемых из областного бюджета (психиатрические больницы, наркодиспансеры, санатории, станции переливания крови и прочие), происходит на основании заключаемого Соглашения о передаче функций. С учреждениями здравоохранения, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств Фонда ОМС, заключены государственные контракты на оказание услуг по выполнению учетных функций. Состав услуг по соглашению и по контракту идентичен.

Для развития системы электронного юридически значимого документооборота в каждом учреждении здравоохранения в контрактных, экономических, кадровых, материально-технических службах организованы рабочие места. Сотрудники имеют доступ к Единой централизованной информационной системе бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности Вологодской области и возможность оформлять в ней первичные документы, отражающие факты хозяйственной жизни учреждений. Документы заверяются электронной цифровой подписью. На базе администратора информационной системы ведется электронный архив документов. Работники Центра учета на основании первичных документов, поступивших в централизованную информационную систему, оформляют платежные поручения, отражают факты хозяйственной жизни в бухгалтерском учете, формируют отчетность, в том числе во внебюджетные фонды.

В учреждениях здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования, размер заработной платы ежемесячно увязывается с выполнением плана по оказанию медицинских услуг. Поэтому требуется четкая координация действий экономических служб учреждений и централизованной бухгалтерии. Кроме того, ведется ежемесячный контроль уровня заработной платы у тех категорий работников, которые поименованы в майских указах Президента РФ.

После получения первичных документов от учреждения (графики, табели, приказы о стимулирующих выплатах) бухгалтер Центра учета начисляет заработную плату. Экономисты учреждения со своих рабочих мест контролируют соответствие начисленных сумм требованиям соответствующего указа Президента РФ и при необходимости вносят корректирующие приказы в Единую централизованную информационную систему учета и отчетности.

В учреждениях расчет стимулирующих выплат очень детализирован, при этом подходы к определению качества работы сотрудников значительно отличаются. Централизация учета позволила по-новому посмотреть на созданную систему оплаты труда и способствовала ускорению внедрения лучших практик учреждений здравоохранения области. В настоящее время департамент здравоохранения региона совместно с учреждениями проводит работу по унификации подходов к расчету заработных плат. Центр учета отрабатывает использование этих расчетов в единой централизованной информационной системе.

В учреждениях здравоохранения отмечается большое движение материальных запасов, продуктов питания и медикаментов. Существует строго регламентированный порядок предметно-количественного учета по всем медикаментам. В целях контроля сроков годности медикаментов, недопущения затоваренности требуется точная информация по остаткам медикаментов в аптеке, у старшей медсестры, на посту. Участниками этого процесса является большое количество материально ответственных лиц. Поэтому при централизации бухгалтерского учета было необходимо организовать доступ с их рабочих мест к единой централизованной информационной системе, чтобы обеспечить ввод информации и формирование электронного документа. Большое внимание было уделено обучению сотрудников работе в системе, а также упрощению ее интерфейса.

>

Об утверждении нормативов численности персонала централизованных бухгалтерий по обеспечению деятельности муниципальных учреждений Тайшетского района

Р о с с и й с к а я Ф е д е р а ц и я

Иркутская область

Муниципальное образование «Тайшетский район»

АДМИНИСТРАЦИЯ РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от ” __20__ ” ____04__________ 2015 г. № __889__

Об утверждении нормативов численности персонала централизованных бухгалтерий по обеспечению деятельности муниципальных учреждений Тайшетского района

В целях упорядочения оплаты труда и обеспечения единого подхода в определении нормативной численности работников централизованных бухгалтерий по обеспечению деятельности муниципальных учреждений Тайшетского района, руководствуясь ст. ст. 22, 45 Устава муниципального образования «Тайшетский район», администрация Тайшетского района

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить нормативы численности персонала централизованных бухгалтерий по обеспечению деятельности муниципальных учреждений Тайшетского района, прилагаются.

2. Руководителям структурных подразделений администрации Тайшетского района осуществить работу по приведению штатной численности работников централизованных бухгалтерий в соответствие с настоящим постановлением.

3. Отделу контроля, делопроизводства аппарата администрации Тайшетского района опубликовать настоящее постановление с приложением в бюллетене нормативных правовых актов Тайшетского района «Официальная среда» и разместить на официальном сайте администрации Тайшетского района.

4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя мэра Тайшетского района по финансово-экономическим вопросам

Мэр Тайшетского района

Утверждены

постановлением администрации

Тайшетского района

от ” ___ ” ________ 2015 г. № ____

Нормативы численности персонала централизованных бухгалтерий

по обеспечению деятельности муниципальных учреждений Тайшетского района

I. Общие положения

1. Нормативы численности персонала централизованных бухгалтерий по обеспечению деятельности муниципальных учреждений Тайшетского района (далее — централизованная бухгалтерия), разработаны в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Об утверждении нормативов предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти» и предназначены для определения и обоснования штатной численности работников централизованных бухгалтерий, оптимального подбора, расстановки и использования кадров, правильного распределения работ между исполнителями, установления должностных обязанностей.

2. Нормативы численности установлены для наиболее распространенных организационно-технических условий выполнения работ централизованной бухгалтерией.

3. Нормативная численность работников, занятых бухгалтерским (бюджетным) учетом и отчетностью, предусматривает выполнение работ по учету расходов обслуживаемых учреждений, сводному бухгалтерскому учету и отчетности и определяется исходя из следующих показателей:

количество учреждений, обслуживаемых централизованной бухгалтерией;

численность и контингент учреждений, обслуживаемых централизованной бухгалтерией;

годовой объем смет бюджетных и внебюджетных средств учреждений, обслуживаемых централизованной бухгалтерией.

II. Нормативы численности работников

централизованных бухгалтерий

4. Централизованные бухгалтерии создаются в организационно-правовой форме муниципального учреждения (казенное или бюджетное), осуществляют обслуживание учреждений в соответствии с заключаемыми договорами на бухгалтерское и иное обслуживание учреждений.

Услуги по указанным договорам оказываются на безвозмездной основе.

5. Бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности учреждений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001 г. «О бухгалтерском учете», инструкциями по бюджетному учету, а также иными нормативными правовыми актами и включает в себя:

1) учет средств, бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования расходов получателей средств;

2) организацию и ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности, обязательных и хозяйственных операций в натуральном и денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения в бухгалтерских регистрах в соответствии с действующим законодательством;

3) составление и представление отчетности в налоговые органы, внебюджетные фонды, органы статистики и иные органы;

4) экспертизу соответствия заключаемых хозяйственных договоров лимитам бюджетных обязательств, своевременности и правильности оформления первичных учетных документов, законности совершаемых финансовых операций;

5) контроль за правильным расходованием целевых бюджетных и внебюджетных средств по утвержденным сметам, наличием и движением имущества, использованием товарно-материальных ценностей, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с нормативами и сметами;

6) расчёт заработной платы, обеспечение выполнения обязательств по своевременной выплате заработной платы работникам обслуживаемых учреждений и других обязательств согласно бюджетным сметам, сметам доходов и расходов;

7) ведение учета доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, целевым и безвозмездным поступлениям;

8) консультирование руководителей обслуживаемых учреждений по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности;

9) представление интересов обслуживаемых учреждений по доверенности в различных организациях (налоговой инспекции, отделении Пенсионного фонда, фондах медицинского и социального страхования и других);

10) разработку методических и инструктивных документов о порядке ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции бухгалтерии;

11) организацию и проведение годовой и периодической инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное определение ее результатов и отражение их в учете;

12) разработку мероприятий по более широкому применению современных средств автоматизации бухгалтерского учета и отчетности;

13) проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;

14) осуществление мероприятий по подготовке и повышению квалификации работников централизованной бухгалтерии;

15) контроль за списанием с бухгалтерского баланса недостач, потерь, дебиторской задолженности и других средств;

16) контроль за правильным списанием товарно-материальных ценностей;

17) хранение бухгалтерских документов и дел до передачи в архив;

18) работы с общероссийскими официальными сайтами по обслуживаемым учреждениям: www. при размещении муниципальных заказов и www. по размещению информации (сведений) об учреждении;

19) формирование и ведение реестра закупок по обслуживаемым учреждениям, внесение информации в реестр контрактов в порядке, предусмотренном законодательством.

6. Численность руководителей и специалистов централизованной бухгалтерии устанавливается исходя из следующих нормативов:

Таблица 1

№ п/п

Наименование должности

Норматив численности

Директор

1 должность

Заместитель директора – главный бухгалтер

1 должность

Заместитель директора по экономическим вопросам

1 должность при количестве обслуживаемых учреждений свыше 40

Заместитель главного бухгалтера

1 должность при количестве должностей бухгалтеров от 5 до 15 единиц включительно;

2 должности при количестве должностей бухгалтеров свыше 15 единиц

Бухгалтер-ревизор

1 должность при количестве обслуживаемых учреждений до 15 включительно;

2 должности при количестве обслуживаемых учреждений свыше 15

Бухгалтер по финансовому учету

1 должность на каждые 100 млн. руб. годового объема смет бюджетных, внебюджетных и целевых средств обслуживаемых учреждений за предыдущий отчётный год

Экономист

1 должность на каждые 75 млн. руб. годового объема смет бюджетных, внебюджетных и целевых средств обслуживаемых учреждений за предыдущий отчётный год

Бухгалтер по учету материалов, основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов

1 должность на 8 обслуживаемых учреждений

Бухгалтер по учету и калькуляции продуктов питания

1 должность на 600 воспитанников (дошкольные организации, интернаты при школах с 3-х разовым питанием);

1 должность на 1800 учащихся с 1-разовым питанием (группы продлённого дня и дети из малообеспеченных семей)

Бухгалтер по учету средств, поступающих от родителей

1 должность на 600 воспитанников

1 должность на 1800 учащихся

Бухгалтер по расчетам с работниками

1 должность на 250 обслуживаемых работников (с учетом выполнения обязанностей по составлению и представлению отчетности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, подготовкой и выдачей справок о доходах и персонифицированного учета)

Бухгалтер по учету в сфере закупок, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд

1 должность

Юрисконсульт

0,5 штатных единиц при количестве обслуживаемых учреждений до 10 включительно;

1 должность при количестве обслуживаемых учреждений свыше 10

Инспектор по кадрам

1 должность на каждые 80 работников

Инженер по охране труда

1 должность при численности свыше 50 работников

Программист

1 должность на каждые 30 обслуживаемых единиц компьютеров

Секретарь руководителя

1 должность

Наименование должности работников централизованной бухгалтерии являются обобщающими, в штатном расписании допускается их конкретизация через указание на выполняемые функции.

7. При расчете итоговой численности должностей производится округление в следующем порядке:

0,13 ­­- 0,37 – округляются до 0,25;

0,38 — 0,62 – округляются до 0,5;

0,63 — 0,87 – округляются до 0,75;

0,88 и свыше – округляются до 1.

8. Соотношение количества должностей в централизованной бухгалтерии устанавливается в соответствии со следующей схемой соотношения количества должностей в централизованной бухгалтерии:

Таблица 2

п/п

Наименование должности

Удельный вес в общей численности персонала, % (*)

Ведущий бухгалтер, ведущий экономист

Бухгалтер, экономист 1 категории

Бухгалтер, экономист 2 категории

Бухгалтер, экономист

Всего

*В общую численность работников не включаются должности директора, заместителей директора, заместителей главного бухгалтера.

9. Сверх численности, определенной нормативами, устанавливаются должности:

1) заведующий хозяйством из расчета 0,5 штатных единиц на количество вспомогательного персонала (рабочих) в централизованной бухгалтерии менее 40 штатных единиц, 1 штатная единица на количество 40 и более штатных единиц вспомогательного персонала (рабочих);

2) водитель – 1 должность на каждую единицу автотранспорта;

3) сторож – 3 единицы;

4) уборщик служебных помещений – 1 должность на 400 кв. м. убираемой площади;

5) рабочий по комплексному обслуживанию зданий – 0,5 должности;

6) дворник – в соответствии с нормами убираемой площади, установленной постановлением администрации Тайшетского района;

7) для централизованной бухгалтерии, обеспечивающей деятельность муниципальных учреждений культуры, подведомственных Управлению культуры, спорта и молодёжной политики администрации Тайшетского района:

Таблица 3

п/п

Наименование должностей (профессий)

Норматив численности

(единиц)

Наименование обслуживаемого учреждения

Начальник хозяйственного отдела

Уборщик служебных помещений

1 квалификационного разряда

1. Муниципальное казённое учреждение культуры «Меж-поселенческая библиотечная система Тайшетского района»

2. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Меж-поселенческий районный Дом культуры «Юбилейный»

3. Муниципальное казённое учреждение культуры «Центр культуры и Досуга «Надежда»

4. Муниципальное казённое учреждение культуры «Район-ный краеведческий музей»

5. Муниципальное казённое учреждение культуры «Краеведческий музей г. Бирюсинска»

Сторож 2 квалификационного разряда

1. Муниципальное казённое учреждение культуры «Меж-поселенческая библиотечная система Тайшетского района»

2. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Меж-поселенческий районный Дом культуры «Юбилейный»

3. Муниципальное казённое учреждение культуры «Центр культуры и Досуга «Надежда»

Сторож (вахтер) 1 квалификационного разряда

1. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Меж-поселенческий районный Дом культуры «Юбилейный»

Сторож 1 квалификационного разряда

1. Муниципальное казённое учреждение культуры «Краеведческий музей г. Бирюсинска»

Оператор котельной

2 квалификационного разряда

1. Муниципальное казённое учреждение культуры «Меж-поселенческая библиотечная система Тайшетского района»

Дворник 1 квалификационного разряда

1. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Меж-поселенческий районный Дом культуры «Юбилейный»

2. Муниципальное казённое учреждение культуры «Район-ный краеведческий музей»

3. Муниципальное казённое учреждение культуры «Краеведческий музей г. Бирюсинска»

Слесарь-сантехник 2 квалификационного разряда

1,5

1. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Меж-поселенческий районный Дом культуры «Юбилейный»

2. Муниципальное казённое учреждение культуры «Центр культуры и Досуга «Надежда»

Гардеробщик 1 квалификационного разряда

1. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Меж-поселенческий районный Дом культуры «Юбилейный»

Делопроизводитель

1. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Меж-поселенческий районный Дом культуры «Юбилейный»

Электрик 5 квалификационного разряда

1. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Меж-поселенческий районный Дом культуры «Юбилейный»

Подсобный рабочий

2 квалификационного разряда

1. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Меж-поселенческий районный Дом культуры «Юбилейный»

Рабочий по комплексному обслуживанию зданий 2 квалификационного разряда

0,5

1. Муниципальное казённое учреждение культуры «Краеведческий музей г. Бирюсинска»

Итого

8) для централизованной бухгалтерии, обеспечивающей деятельность муниципальных учреждений культуры, подведомственных Управлению культуры, спорта и молодёжной политики администрации Тайшетского района:

5 штатных единиц по должности оперативный дежурный единой дежурно-диспетчерской службы 5 квалификационного разряда (в том числе 1 единица за счёт средств бюджета Тайшетского муниципального образования «Тайшетское городское поселение» в соответствии с соглашением о передаче части полномочий, заключённым между Администрацией Тайшетского городского поселения и администрацией Тайшетского района).

Руководитель аппарата

администрации Тайшетского района

Подготовил:

Начальник Финансового управления администрации района

«___» _______________ 2015 г.

Согласовано:

Заместитель мэра района по финансово-экономическим вопросам

«___» _______________ 2015 г.

Начальник Управления правовой и кадровой работы администрации Тайшетского района

«___» _______________ 2015 г.

Начальник Управления экономики

И промышленной политики администрации

Тайшетского района

«___» _______________ 2015 г.

Начальник Управления образования администрации Тайшетского района «___» _______________ 2015 г.

Заместитель начальника Управления культуры, спорта и молодежной политики администрации Тайшетского района

«___» _______________ 2015 г.

Заведующая отделом контроля, делопроизводства аппарата администрации района

«___» _______________ 2015 г.

Руководитель аппарата администрации Тайшетского района

«___» _______________ 2015 г.

Адреса рассылки:

1 экз. – Управление правовой и кадровой работы администрации района

1 экз. – Управление экономики и промышленной политики администрации района

1 экз. – Финансовое управление администрации района

1 экз. – Управление образования администрации района

1 экз. – Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации района

Подлежит включению в Регистр муниципальных

нормативных правовых актов Иркутской области

Начальник управления правовой и кадровой

работы администрации Тайшетского района

Централизованные бухгалтерии: организационно-правовые вопросы

Почему создаются централизованные бухгалтерии

При организации бухгалтерского учета в учреждении основной проблемой всегда была, а с реформированием бюджетной сферы стала еще более актуальной нехватка квалифицированных бухгалтерских кадров. Особенно остро эта проблема ощущается в сельских районах и поселениях. Кроме того, автоматизация учетного процесса, без которой невозможно выполнить требования Минфина России по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета, требует дополнительных затрат: на компьютерное оборудование, соответствующее программное обеспечение, на оплату консультационных услуг разработчика программного обеспечения, абонентскую плату за пользование справочно-правовой системой. Обслуживание компьютерного парка вынуждает расширять штатное расписание как минимум на одну единицу — системного администратора.

Таким образом, стоимость ведения бухгалтерского(бюджетного) учета в учреждениях, включающая оплату труда сотрудников, расходы по начислениям на оплату труда, расходы на содержание рабочих помещений, на оснащение офисным оборудованием, на поддержку информационных баз данных и т.д., за последние годы существенно выросла.

Одним из возможных вариантов оптимизации структуры учреждения является передача функций по ведению бухгалтерского (бюджетного)учета централизованной бухгалтерии.

Основными целями создания централизованной бухгалтерии являются:

  • решение проблемы кадрового дефицита;
  • оптимизация бюджетных расходов;
  • поддержка процессов реформирования бухгалтерского (бюджетного) учета, обеспечивающая быстрый централизованный переход на обновленные условия ведения учета и формирования отчетности;
  • обеспечение достоверного учета имущества и обязательств публичного правового образования;
  • повышение качества ведения учета и составления отчетности на основе единой методологии, позволяющей стандартизировать учетные процедуры от момента создания первичного документа до формирования отчетности;
  • автоматизация бухгалтерского(бюджетного) учета на основе современных программ и технологий, унификация требований к программному обеспечению;
  • снижение уровня коррупции в учреждениях и повышение эффективности управления.

Сфера применения

Передача функций по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета централизованным бухгалтериям целесообразна, прежде всего, при наличии в определенном публичном правовом образовании значительного количества учреждений, принадлежащих к одной сфере деятельности, имеющих каждое в отдельности небольшой объем финансово-хозяйственных операций(например, образовательные учреждения, учреждения культуры).

Однако эту форму организации учета можно применить ко всей бюджетной сфере публичного правового образования(поселения или муниципального района). В этом случае создается межведомственная централизованная бухгалтерия, которая обслуживает все учреждения (или большинство учреждений) независимо от их сферы деятельности, выполняя таким образом функцию учетного центра муниципального образования. При этом подлежат ликвидации существующие ведомственные централизованные бухгалтерии, бухгалтерские службы в администрации муниципального образования, в бюджетных учреждениях.

Правовая основа создания централизованной бухгалтерии

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 ; 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) и п. 5 Инструкции № 157н, руководитель субъекта учета вправе ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности передать в соответствии с законодательством Российской Федерации по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).

Таким образом, субъект Российской Федерации вправе принять решение о создании специализированного учреждения (централизованной бухгалтерии), предметом и целями деятельности которого является осуществление ведения бухгалтерского учета, формирования отчетности созданных субъектом Российской Федерации учреждений (в т.ч. бюджетных и автономных). Данные разъяснения так же даны в письме Минфина России от 11.03.2016 N 02-07-05/13954, от 18.02.2016 № 02-07-05/9219.

Как правило, централизация бухгалтерского учета осуществляется на основании документов, принятых соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления. В соответствии со ст. 162 БК РФ централизованные бухгалтерии создаются в организационно-правовой форме»учреждение».

Учредителем централизованной бухгалтерии выступает орган государственной власти, а на муниципальном уровне — администрация муниципального образования. Работа учетного центра осуществляется на основании устава, утвержденного учредителем (решением представительного органам муниципального образования).

Централизованная бухгалтерия подведомственна, подотчетна и подконтрольна учредителю, является юридическим лицом, соответственно обладает всеми правами и обязанностями юридического лица, определенными ГК РФ. Она имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевой счет, открытый в финансовом органе, печать, штамп со своим наименованием, бланки и другие реквизиты, отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учетного центра несет собственник имущества.

Деятельность централизованной бухгалтерии осуществляется также на основании следующих распорядительных документов, утвержденных ее руководителем (при необходимости — согласованных с учредителем):

  • штатное расписание;
  • положение по оплате труда работников учреждения, разработанное в соответствии с Примерным положением обо плате труда работников учреждений, подведомственных органу государственной власти (местного самоуправления);
  • положение о предоставлении платных услуг по ведению бухгалтерского учета;
  • должностные инструкции работников и др.

Следует учесть!

Централизованная бухгалтерия на основании договора на бухгалтерское обслуживание может оказывать платные услуги по ведению учета и формированию отчетности сторонним организациям, не являющимся участниками бюджетного процесса данного публичного правового образования (своего рода аутсорсинг), например учреждениям, финансовое обеспечение которых осуществляется из другого бюджета. Расходные кассовые ордера, расчетно-платежные ведомости в этом случае подписывают руководитель обслуживаемого учреждения и руководитель учетного центра (в части оформления второй подписи).

Персонал централизованной бухгалтерии группируется в отделы по функциональному признаку, например, отдел учета бюджетных обязательств, отдел учета расчетов по заработной плате, отдел учета нефинансовых активов, отдел учета доходов и продуктов питания, отдел аналитики и отчетности.

Договорные отношения с обслуживаемыми учреждениями

Ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности осуществляется централизованной бухгалтерией на основе заключаемых с учреждениями типовых договоров на бухгалтерское обслуживание. Договоры являются безвозмездными, в этом случае финансовое обеспечение централизованной бухгалтерии осуществляется за счет средств бюджетав пределах утвержденной бюджетной сметы получателя бюджетных средств.

Обязательным является определение в договоре прав и обязанностей каждой из сторон. В договоре также должен быть предусмотрен порядок предоставления информации руководителю обслуживаемого учреждения.

Учитывая, что современные централизованные бухгалтерии призваны стать своеобразными методическими центрами, где руководитель и работники обслуживаемого учреждения смогут получить необходимые консультации, в договоре желательно закрепить конкретного, согласованного сторонами работника централизованной бухгалтерии, ответственного за обслуживание данного учреждения.

В соглашении должна быть прописана ответственность централизованной бухгалтерии по исполнению обязательств по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, хранению документов, осуществлению внутреннего контроля за правильностью совершения хозяйственных операций и (или) по оформлению первичных учетных документов, по своевременности сроков формирования бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности, по подготовке платежных документов и иных функций, предусмотренных переданными полномочиями. В соглашение следует включить требования к уровню квалификации работников централизованной бухгалтерии, осуществляющих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление отчетности по переданным полномочиям, в соответствии с требованиями, установленными Законом № 402-ФЗ и приказом Министерства труда Российской Федерации от 22.12.2014 N 1061н » Об утверждении профессионального стандарта » Бухгалтер». При определении состава функций, передаваемых централизованной бухгалтерии от учреждения, необходимо учитывать, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена передача функций иному учреждению, в том числе централизованной бухгалтерии, по принятию и исполнению обязательств учреждения в результате его финансово-хозяйственной деятельности, а также передача планово-экономических функций. При этом создание централизованных бухгалтерий не предполагает осуществление ими наличных денежных расчетов в интересах учреждения.

Любая схема взаимоотношений между централизованной бухгалтерией и обслуживаемым учреждением предполагает передачу только функций, связанных с ведением бухгалтерского и налогового учета и составлением отчетности. Все функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, а также административные функции осуществляются самими обслуживаемыми учреждениями.

За обслуживаемым казенным учреждением сохраняются полномочия получателя бюджетных средств, следовательно, оно должно самостоятельно контролировать:

  • соответствие заключаемых договоров лимитам бюджетных обязательств;
  • соответствие совершаемых финансово-хозяйственных операций действующему законодательству;
  • расходование средств в соответствии с утвержденными сметами;
  • наличие и движение имущества;
  • использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с нормативами и сметами.

За обслуживаемым главным распорядителем бюджетных средств сохраняются соответствующие полномочия:

  • ведение бюджетной росписи;
  • составление и утверждение бюджетных смет получателей бюджетных средств, смет доходов и расходов от приносящей доход деятельности;
  • доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитов бюджетных обязательств до подведомственных получателей;
  • осуществление перемещений ассигнований и лимитов бюджетных обязательств между подведомственными получателями бюджетных средств;
  • доведение предельных объемов финансирования до подведомственных получателей.

Главные администраторы доходов бюджета также самостоятельно выполняют возложенные на них полномочия:

  • контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, взыскание задолженности по ним;
  • возврат доходов;
  • уточнение вида и принадлежности платежа;
  • доведение до подведомственныхучреждений правовых актов о наделении их полномочиями администраторов доходов бюджета и порядке осуществления ими указанных полномочий, в т. ч. о передаче части полномочий по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет в части их поступлений от приносящей доход деятельности;
  • информационное сотрудничество с территориальным управлением Федерального казначейства в системе электронного документооборота (СЭД);
  • формирование всех первичных документов, являющихся основанием для отражения поступлений главным администраторам доходов бюджета, и передача их в установленные сроки для отражения на счетах бухгалтерского учета и формирования бюджетной отчетности централизованной бухгалтерии;
  • ведение кассового плана.

Руководитель обслуживаемого учреждения сохраняет право:

  • принимать кадровые решения (прием и увольнение работников, повышение окладов, установление надбавок и доплат, разрешение на совмещение и совместительство, атакже на заключение договоров гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждения, при наличии лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации);
  • Заключать хозяйственные договоры (кроме случаев, когда действующим порядком предусмотрена централизованная поставка отдельных видов материальных запасов),принимать другие бюджетные обязательства;
  • получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды; разрешать выдачу авансов и заработной платы работникам учреждения;
  • расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения; утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты о списании пришедших в ветхость и негодность основных средств и других материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством;
  • решать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

>Важный нюанс

Учитывая требования Закона о бухгалтерском учете и особенности централизации учета ответственными за организацию и ведение бухгалтерского (бюджетного) учета являются:

Показатели качества работы

Работа специалистов централизованной бухгалтерии характеризуется показателями качества оказания услуг по ведению учета и составлению отчетности. В качестве таких показателей могут использоваться:

На основании перечня показателей качества предоставляемых услуг, установленных положением по оплате труда, производятся выплаты стимулирующего характера работникам централизованной бухгалтерии за достигнутые результаты работы.

Дальнейшими направлениями совершенствования деятельности централизованной бухгалтерии могут быть установление удаленного информационного доступа обслуживаемых учреждений к базе учетного центра; расширение перечня оказываемых учетным центром платных услуг.

  • за организацию бухгалтерского (бюджетного) учета в централизованной бухгалтерии — руководитель централизованной бухгалтерии;
  • за формирование учетной политики и исполнение распорядительных документов, определяющих особенности реализации учетной политики в обслуживаемых учреждениях, за ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, своевременное представление полной и достоверной отчетности — главный бухгалтер централизованной бухгалтерии;
  • за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций — руководители обслуживаемых учреждений.
    • отсутствие обоснованных жалоб от потребителей услуг;
    • полное выполнение обязательств по договорам о предоставлении услуг (своевременность расчетов и выплат, отсутствие просроченной кредиторской и дебиторской задолженности и т. д.);
    • качество и своевременность предоставления отчетности;
    • отсутствие выявленных проверками нарушений по основной деятельности, фактов искажения отчетности, не целевого и неэффективного использования бюджетных средств.

Минфин разработал проект постановления правительства о порядке передачи в казначейство бухгалтерских функций федеральных и региональных министерств. Казначейство должно обеспечить единый подход к учету и интегрировать его в единую электронную систему для создания прозрачной и полной базы данных. Де-факто речь идет о том, что бухгалтерские мощности казначейства позволяют превратить его в единый расчетный центр. Дублирующие эти функции местные и региональные подразделения органов власти предлагается сократить — по замыслу Минфина экономию от этого можно будет использовать в том числе для повышения зарплат остающихся госслужащих.

Продолжая работу над бюджетной централизацией, Минфин подготовил проект постановления Белого дома, устанавливающий обязательные требования к передаче казначейству бухгалтерских функций федеральных министерств и высших органов исполнительной власти в регионах и муниципалитетах. Как следует из пояснительной записки к проекту, разработки подзаконного акта требовали принятые в июле 2019 года поправки к Бюджетному кодексу о совершенствовании государственного и муниципального контроля за финансами. В частности, нововведения предусматривали передачу министерских функций по бюджетному учету, оплате труда и перечислению обязательных платежей в бюджеты РФ в ведение казначейства и подотчетных ему региональных и муниципальных минфинов —создания централизованной бухгалтерии.

Решение о передаче полномочий принимается федеральным и региональным правительствами, при этом по проекту Минфина оно должно содержать перечень передаваемых казначейству полномочий и сам периметр централизации — подпавшие под процедуру органы исполнительной власти. В частности, правительства должны указывать сроки передачи полномочий, условия по переходному периоду и обязательные требования к организации централизованного учета. Так, казначейство должно обеспечить единый подход к ведению бухучета, исключить дублирование процедур сбора информации, унифицировать документы и интегрировать их в единую информационную систему управления общественными финансами, что должно сократить сроки их обработки и доступа к ним.

Предполагается, что порядок взаимодействия казначейства с получателями средств определит централизованная бухгалтерия, для этого должен быть разработан акт о единой учетной политике. При этом казначейство заменит «централизуемые» органы и в части взаимодействия с ФНС, ФСС, ПФР, Росстатом и другими госорганами.

Ранее глава Федерального казначейства (ФК) Роман Артюхин заявлял, что центры обработки данных Минфина способны справиться с переводом в ФК всего бухучета федеральных органов, при этом настаивать на этом никто не будет (см. “Ъ” от 20 марта). Впрочем, свои бухгалтерии уже утратили Минпросвещения, Миннауки и Минвостокразвития. Напомним, консолидация в казначействе бухгалтерских функций министерств — лишь часть общего процесса сокращения численности госслужащих: по плану в 2020 году оно затронет 10% штатной численности федеральных и 5% состава региональных ведомств, при этом сэкономленные от этого средства Минфин предлагает потратить на повышение окладов остающихся чиновников с тем, чтобы снизить долю переменной части оплаты их труда (доплат и премий) до 40% с нынешних 60%.

Диана Галиева

Особенности работы централизованной бухгалтерии

Централизованный бухгалтерский учет перестал быть прерогативой бюджетных учреждений. По этому принципу работают уже и крупные частные компании, небольшие фирмы предпочитают отказываться от идеи создания собственного штата бухгалтеров и обращаются в специализированные аутсорсинговые организации.

Что такое централизованная бухгалтерия (ЦБ)

Централизованная бухгалтерия (ЦБ) представляет собой учреждение, которое выполняет функции бухгалтерских служб сразу нескольких предприятий. Такой орган специализируется на ведении бухгалтерского и налогового учета. ЦБ может быть организована в нескольких формах:

  • Аутсорсинговая компания.
  • Инсорсинговые услуги.
  • Создание отдельного юридического лица, которое должно объединить решение всего комплекса финансовых вопросов головного предприятия и его дочерних структур.

При аутсорсинге бухгалтерская фирма по договору получает на возмездной основе полномочия по ведению бухгалтерского и налогового учета деятельности других юридических лиц. В случае с инсорсингом учетные функции аккумулируются в головной организации.

КСТАТИ! Отличительная черта централизации бухгалтерских служб в бюджетной сфере: выполнение обязательств реализуется в соответствии с заключенными договорами, но не предполагает оплату таких услуг.

По степени централизации можно выделить такие способы ведения учета:

  • вариант с полной централизацией;
  • форму частичной централизации;
  • контроль деятельности в отдельном сегменте – в сфере централизованных закупок ТМЦ;
  • подготовку сводной отчетной информации – все подопечные организации самостоятельно ведут учет, формируют отчеты, подают их в головной орган, который составляет сводные данные для выявления общей эффективности деятельности компании.

Необходимость создания централизованной бухгалтерии

Письмо Минфина России от 19.082003 № 03-01-01/11-241 указывает на основную цель централизации учета в бюджетной сфере: необходимость минимизации расходов и повышения эффективности работы бухгалтерских служб. К перечню задач, решаемых усилиями ЦБ, можно отнести:

  • увеличение степени достоверности учетных данных;
  • возможность применять к разным случаям единую методологию;
  • понижение уровня налоговых рисков;
  • оперативную подготовку всех видов отчетности;
  • обеспечение экономии фонда оплаты труда за счет сокращения общего штата финансовых сотрудников;
  • уменьшение расходов на организацию учета на предприятии.

ВАЖНО! В Законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорится о праве руководителя хозяйствующего субъекта самостоятельно принимать решение о том, как будет вестись учет в организации: своими силами, третьими лицами или специализированными компаниями на договорной основе (п. 3 ст. 7).

Обязанности централизованной бухгалтерии

Централизованные бухгалтерские органы должны в процессе реализации своей деятельности составлять и утверждать локальные нормативные акты в форме:

  • приказов и распорядительной документации, визируемых руководителем;
  • коллективного договора;
  • положения об учетной политике и премировании сотрудников, системе оплаты труда, об охране руда;
  • правил внутреннего распорядка.

Предназначение ЦБ – ведение налогового и бухгалтерского учета. Функциональные обязанности специалистов единого финансового органа дополнительно включают:

  • подготовку отчетов;
  • отражение всех операций в учете не только в стоимостном выражении, но и в натуральном;
  • проверку первичной документации, контроль своевременности ее оформления и представления в бухгалтерию;
  • мониторинг изменений в количественном и качественном составе ТМЦ;
  • контроль использования трудовых ресурсов и управление финансовыми потоками предприятий;
  • реализацию расчетов с контрагентами и сотрудниками, привлеченными для выполнения отдельных работ физическими лицами.

В область задач центральной бухгалтерии может входить подача отчетной документации в контролирующие органы и ведение управленческого учета, подготовка аналитических материалов, расчет смет доходов и расходов для частных и бюджетных организаций и проверка выполнения утвержденного бюджета. Работники ЦБ могут принимать участие в инвентаризациях и оказывать консультационные услуги. Отдельный сегмент работ – систематизация и организация хранения документации обслуживаемых предприятий.

Преимущества и недостатки

Положительными последствиями внедрения централизованной бухгалтерии могут стать:

  • отсутствие необходимости содержать штат финансового, планового и бухгалтерского отделов;
  • управленческие расходы сокращаются;
  • реализация запланированных проектов и программ происходит в сжатые сроки;
  • единый подход в выполнении разных задач бухгалтерского учета;
  • контролирующие действия унифицированы;
  • использование ресурсной базы предприятия происходит более эффективно благодаря двойной системе мониторинга: со стороны руководства компании и специалистов ЦБ;
  • не надо тратить средства и время на организацию курсов повышения квалификации и спецоценку условий труда для бухгалтерской службы;
  • риски хозяйственной деятельности минимизируются, так как уровень квалификационной подготовки всех специалистов ЦБ очень высокий.

К недостаткам можно отнести сокращение возможностей для руководителя в отношении расходования средств – централизованная бухгалтерия будет соотносить все виды трат с планом доходов и расходов на текущий год. Введение дополнительных обязанностей для сотрудников ЦБ возможно только при условии увеличения платы по договору.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для бюджетной сферы прямые рычаги воздействия на перечень оказываемых услуг у предприятия-заказчика отсутствуют. Степень централизации учета определяется не обслуживаемой организацией, а главными распорядителями средств и органами местного самоуправления.

Как создать централизованную бухгалтерию

Создание централизованной бухгалтерии происходит в несколько этапов:

  1. Выбор правовой формы новой структуры.
  2. Регистрация организации.
  3. Определение функционала финансового органа и его организационной структуры.
  4. Составление образца типового договора на оказание бухгалтерских услуг.
  5. Составление штатного расписания и подбор персонала.
  6. Оформление прейскуранта услуг.

Правовая форма централизованной бухгалтерии

Единство бухгалтерского учета может быть достигнуто путем выделения структурного подразделения, специализирующегося на учете (бухгалтерском, налоговом, управленческом) и планировании или через создание отдельного юридического лица. В последнем случае ответственность за полноту учета возлагается на директора ЦБ. При варианте с выделением бухгалтерии в отдельное подразделение надо будет вносить в Устав изменения, добавлять в него дополнительный вид деятельности – оказание бухгалтерских услуг.

Организационная структура централизованной бухгалтерии

При разработке оптимальной организационной структуры единого органа необходимо предусмотреть:

  1. Управление по подготовке отчетной документации (руководящий состав).
  2. Планово-аналитический или экономический отдел.
  3. Группа главных специалистов.
  4. Расчетчики для начисления и учета расчетов с наемными работниками.
  5. Учетчики.
  6. Хозяйственное подразделение.

Типовой договор оказания услуг

Форма договора может быть разработана для оказания услуг на безвозмездной или возмездной основах. В документе надо прописать:

  • функции ЦБ;
  • права и обязанности сторон соглашения;
  • меры ответственности за конкретные виды нарушений;
  • указание лиц с правом подписи бухгалтерской документации;
  • сроки предоставления в бухгалтерию первичных документов и их обработки;
  • правила документооборота;
  • особенности организации хранения документов и порядок работы с архивом.

Штатное расписание и персонал

В соответствии с разработанной организационной структурой бухгалтерской службы составляется ее штатное расписание. На вакантные должности подбираются высококвалифицированные специалисты общего направления деятельности и узкой специализации. Выбор работников надо организовывать на конкурсных условиях с возможностью перевода (полного или частичного) персонала дочерних структур в ЦБ. Численность штата рассчитывается с учетом предполагаемых трудозатрат в каждом сегменте учета.

Централизация бухгалтерского учета – оптимальное решение для бюджетных организаций и крупных частных предприятий. Создание такого органа позволяет высвободить дополнительные денежные ресурсы и снизить налоговые риски.

«Скальпелем по бухгалтерии»: правительство ЕАО объявило о начале реорганизации финансовой службы здравоохранения

БИРОБИДЖАН, 20 ИЮНЯ, «НАБАТ». — Правительство ЕАО официально объявило о начале реформы финансовой службы в системе здравоохранения ЕАО. Собственные бухгалтерии будут ликвидированы в восьми медицинских заведениях региона. Взамен правительство области создаст новое государственное бюджетное учреждение – Централизованную бухгалтерию в сфере здравоохранения ЕАО. Проект соответствующего нормативно-правового акта опубликован 18 июня на официальном портале органов государственной власти автономии в рамках независимой экспертизы.

Согласно документу, основной целью деятельности вновь создаваемой бухгалтерии станет централизация бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета в областных государственных учреждениях. Учредителем новой службы выступит управление здравоохранения области, которому вместе с комитетом госимущества будет поручено решение всех организационных вопросов. Так, до 31 августа текущего года оба ведомства должны утвердить устав централизованной бухгалтерии и назначить её руководителя, а до 31 октября обеспечить прохождение процедуры государственной регистрации учреждения.

Отдельно в проекте постановления оговаривается судьба финансово-экономических служб в восьми областных учреждениях здравоохранения. Собственные бухгалтерии будут ликвидированы в ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер», ОГБУЗ «Психиатрическая больница», ОГКУЗ «Дом ребенка специализированный», ОГКУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр», ОГКУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД», ОГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», ОГБУЗ «Станция переливания крови», ОГПОБУ «Биробиджанский медицинский колледж». Все работники больничных бухгалтерий будут сокращены. При этом если верить документу, увольняемым бухгалтерам не гарантируется трудоустройство во вновь создаваемой централизованной финансовой службе. Напомним, о намерении управления здравоохранения ЕАО провести полномасштабную финансовую реформу в подведомственных учреждениях интернет-газете «Набат» стало известно ещё в январе текущего года.

Тогда же были озвучены данные о том, что количество работников финансово-экономических служб восьми медицинских заведений составляет 30 человек на 48 ставок (из них 8 – главные бухгалтера). Ежемесячный фонд оплаты труда всех этих работников с начислениями превышает 1 млн 559 тысяч рублей. В централизованной бухгалтерии по проекту штатного расписания будут тратить почти на полмиллиона в месяц меньше — 1 млн 75 тысяч рублей.

Кстати, после планируемой реорганизации в централизованной бухгалтерии должны работать 23 человека. Сегодня в финансово-экономических службах восьми больниц работают 30 человек. Очевидно, что в новом учреждении не найдут себе места сегодняшние главные бухгалтера или другие сотрудники восьми бухгалтерий. Именно на них и планируют сэкономить.

Разместить новую контору собираются на площадях психиатрической больницы, то есть далеко за городом. Для централизованной бухгалтерии понадобится помещение от 150 до 190 кв. м. Оптимально в нём должно быть 15 кабинетов: 8 кабинетов по 8 кв. м. (приёмная, офисы руководителя, его заместителя, главбуха, начальников двух отделов, юрисконсульта и инженера-программиста), 4 кабинета по 18 кв. м. для специалистов, серверная на 4 кв. м., архив на 10 кв.м., столовая.

В пользу создания нового учреждения приводятся не только экономические аргументы. Авторы пояснительной записки указывали, что централизация бухгалтерского учёта повлечёт концентрацию информационных ресурсов, что «необходимо при оперативном принятии обоснованных управленческих решений на основании достоверной информации». Это, в свою очередь, понизит уровень налоговых и хозяйственных рисков, полагают в управлении здравоохранения.

Противоположного мнения придерживаются работники финансово-экономических служб в сфере здравоохранения. Их, как зачастую принято в подобных ситуациях, спросить не пожелали. Во-первых, реорганизация на длительное время может дезорганизовать работу медицинских учреждений. Главные врачи полностью останутся без финансовых служб, что затруднит рабочий процесс. Руководителям медицинских заведений по любым финансовым вопросам придётся либо вызывать к себе сотрудников централизованной бухгалтерии, либо ездить в психбольницу. Кстати, мнение главврачей авторы реформы тоже, по-видимому, не спросили. Во-вторых, не стоит списывать со счетов проблему грозящих сокращений. Своих рабочих мест могут лишиться до половины сегодняшних сотрудников бухгалтерий. В первую очередь, это касается работников пенсионного и предпенсионного возраста.

> Замруководителя Казначейства А. Албычев на TAdviser SummIT – о первых итогах централизации бухгалтерии в федеральных госорганах

2019

Замруководителя Казначейства — о первых итогах централизации бухучета

Александр Албычев, заместитель руководителя Федерального казначейства, рассказал о первых итогах централизации бухгалтерского учета в федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ), выступая на конференции TAdviser SummIT 29 мая 2019 года.

Александр Албычев рассказал о ходе проекта и планах на TAdviser SummIT

В результате реализации проекта органы власти прекратят разрозненные закупки бухгалтерского софта и перейдут на единое решение, созданием которого занимается Казначейство.

Слайд из презентации Александра Албычева

Александр Албычев отметил, что проект сложный, и в рамках него параллельно решаются две задачи. Первая задача – технологическая: перевод на единое сервисное обслуживание бухгалтерских систем, их перенос в единый ЦОД Минфина. Вторая задача – функциональная и более длительная: передача полномочий ведения бухучета.

С января 2019 года первые 12 органов власти с необходимыми полномочиями ведут расчет заработной платы и отчетность в единой системе. Дальнейший постепенный перевод госорганов на новую модель бухучета предполагает, что в 2021 году уже 51 ФОИВ будет работать в централизованной среде.

Исторически сложилось так, что в ФОИВах работали отделы бухгалтерии, куда вся организация приносила массу бумажных документов, после чего данные этих документов вносятся в информационную систему, рассказывает Албычев. Теперь основная задача – разорвать этот принцип, и, как в классических ERP-системах, минимизировать бумажный документооборот и обеспечить интеграцию с другими ИТ-системами. По состоянию на май 2019 года бухгалтерский электронный документооборот составляет порядка 35%.

Слайд из презентации Александра Албычева

Один из основных бизнес-процессов – это единая информационная система управления кадровым составом. Ее оператором является Министерство цифрового развития. С января 2019 года все ФОИВ ведут свое кадровое производство в этой системе. С ней также интегрируются бухгалтерские системы ФОИВ.

Слайд из презентации Александра Албычева

Еще один интегрированный сервис реализуется с платежной системой Казначейства. Здесь основной принцип – необходимо, чтобы прямо из систем бухучета все заявки на платежи напрямую поступали в платежную систему.

Слайд из презентации Александра Албычева

Бухгалтерская система интегрируется и с единой системой госзакупок. По состоянию на май часть работы уже проделана. В частности, это касается смарт-контрактов. Еще одна важная система, с которой проводится интеграция, — «Электронный бюджет».

Выполнив интеграцию с указанными системами, мы подойдем к 85-90% объема обмена документов в электронном виде. Это наша цель, и на этот год мы к этому стремимся, — отметил замруководителя Казначейства.

Слайд из презентации Александра Албычева

О TAdviser SummIT

TAdviser SummIT состоялся в Москве 29 мая 2019 года и привлек более 640 участников — руководителей и экспертов ИТ-подразделений крупнейших компаний и государственных ведомств России, представителей ИТ-разработчиков и подрядчиков. В ходе мероприятия обсуждались перспективы цифровой трансформации бизнеса и госорганов, развитие технологий, продуктов и сервисов. В пленарной части и пяти тематических секциях прозвучало более 70 докладов. Мероприятие прошло в 5 залах Holiday Inn Сокольники.

2018

План перехода ФОИВ на централизованный бухучет

31 октября 2018 года в Минюсте был зарегистрирован приказ Казначейства, устанавливающий график перехода федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и казенных подведомственных учреждений на облачную систему ведения бюджетного учета, а также расчета заработной платы. Согласно ему, первыми ведомствами, которые подключатся к централизованному ПО для учета в 2019 году, станут Минпромторг, Министерство по развитию Дальнего Востока, Минсельхоз, Минстрой, Минфин, Минкомсвязи, Минэкономразвития и др.

В числе ведомств, которые последними подключатся к сервису, станут Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта и др. Минздрав и ФНС также в рядах последних: их подключение должно состояться к 1 января 2020 года.

Всего план охватывает 49 федеральных ведомств. В нем отсутствует Росаккредитация, которая тоже подключается к системе в рамках пилотного проекта. Таким образом, централизация затронет 50 ФОИВов.

Общее число федеральных ведомств составляет около 80. Не планируется подключать, в частности, силовые ведомства.

N п/п Наименование федерального органа исполнительной власти График перехода
Этап 1. Начало оказания услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения для ведения бюджетного учета, в том числе в составе существующих автоматизированных систем Этап 2. Начало предоставления права пользования программным обеспечением для ведения бюджетного учета посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуг облачных вычислений), выполнения работ, оказания услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения для ведения бюджетного учета и выполнения работ, оказания услуг по установке и настройке программного обеспечения для ведения бюджетного учета
1. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 01.01.2019 01.01.2019
2. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока 01.01.2019 01.01.2019
3. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 01.01.2019 01.01.2019
4. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 01.01.2019 01.01.2019
5. Министерство финансов Российской Федерации 01.01.2019 01.01.2019
6. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 01.01.2019 01.01.2019
7. Министерство экономического развития Российской Федерации 01.01.2019 01.01.2019
8. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка 01.01.2019 01.01.2019
9. Федеральная служба по труду и занятости 01.01.2019 01.01.2019
10. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии 01.01.2019 01.01.2019
11. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом 01.01.2019 01.01.2019
12. Федеральное казначейство 01.01.2019 01.01.2019
13. Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа 01.01.2019 01.04.2019
14. Министерство спорта Российской Федерации 01.01.2019 01.04.2019
15. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 01.01.2019 01.04.2019
16. Федеральное агентство лесного хозяйства 01.01.2019 01.04.2019
17. Федеральное агентство по делам молодежи 01.01.2019 01.04.2019
18. Федеральное агентство по делам национальностей 01.01.2019 01.04.2019
19. Федеральное агентство по недропользованию 01.01.2019 01.04.2019
20. Федеральное агентство по рыболовству 01.01.2019 01.04.2019
21. Федеральное агентство связи 01.01.2019 01.04.2019
22. Министерство культуры Российской Федерации 01.01.2019 01.07.2019
23. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии 01.01.2019 01.07.2019
24. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды 01.01.2019 01.07.2019
25. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям 01.01.2019 01.07.2019
26. Федеральная служба по интеллектуальной собственности 01.01.2019 01.10.2019
27. Федеральное агентство водных ресурсов 01.01.2019 01.10.2019
28. Федеральное агентство железнодорожного транспорта 01.01.2019 01.10.2019
29. Федеральная служба государственной статистики 01.04.2019 01.01.2020
30. Министерство здравоохранения Российской Федерации 01.01.2020 01.01.2020
31. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации 01.01.2020 01.01.2020
32. Министерство транспорта Российской Федерации 01.01.2020 01.01.2020
33. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации 01.01.2020 01.01.2020
34. Министерство энергетики Российской Федерации 01.01.2020 01.01.2020
35. Федеральная антимонопольная служба 01.01.2020 01.01.2020
36. Федеральная налоговая служба 01.01.2020 01.01.2020
37. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору 01.01.2020 01.01.2020
38. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 01.01.2020 01.01.2020
39. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения 01.01.2020 01.01.2020
40. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования 01.01.2020 01.01.2020
41. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 01.01.2020 01.01.2020
42. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта 01.01.2020 01.01.2020
43. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору 01.01.2020 01.01.2020
44. Федеральная таможенная служба 01.01.2020 01.01.2020
45. Федеральное агентство воздушного транспорта 01.01.2020 01.01.2020
46. Федеральное агентство морского и речного транспорта 01.01.2020 01.01.2020
47. Федеральное агентство по туризму 01.01.2020 01.01.2020
48. Федеральное дорожное агентство 01.01.2020 01.01.2020
49. Федеральное медико-биологическое агентство 01.01.2020 01.01.2020

Пилотный проект

До конца 2018 года «1С» запустит пилотный проект по переходу федеральных органов на облачную систему бухучета. Ранее в этом же году компания выиграла соответствующий конкурс Федерального казначейства на выполнение работ по созданию подсистемы управления нефинансовыми активами, подсистемы управления кадрами, развитию подсистемы учета и отчетности государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Объем контракта с Казначейством на выполнение этих работ составил около 183 млн рублей.

«1С» в проекте является подрядчиком по разработке решения и запуску пилота (фото — 1c-kpd.ru)

Технологически облачный сервис, разрабатываемый «1С» в рамках проекта, базируется на решениях, развернутых в сервисе «1С:Fresh», но их необходимо доработать под специфические требования Казначейства, рассказала TAdviser замдиректора «1С» по работе с корпоративными клиентами Марина Слесаренко. Система будет более комплексной и будет интегрирована c частью информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Она должна обеспечивать сквозную, более глубокую автоматизацию и роботизацию по сравнению с «1С:Fresh» в «классической» конфигурации.

Развернут сервис будет как частное облако на вычислительных ресурсах Казначейства. Одно из требований к решению – оно должно иметь возможность функционирования на ОС и СУБД, присутствующих в реестре отечественного ПО, указано в ТЗ.

На этапе пилотного проекта к облачному сервису в рамках опытной эксплуатации подключится само Казначейство с частью территориальных органов и Росаккредитация со всеми территориальными органами, говорит Марина Слесаренко.

В общей сложности в рамках постановления правительства РФ по переходу к облачному решению подключатся порядка 1,5-2 тыс. юридических лиц. Для дальнейшего подключения к сервису других ФОИВов будут проводиться новые конкурсы и привлекаться новые подрядчики.

Схожий масштабный проект по разработке сервиса облачной бухгалтерии «1С» ранее реализовывала для госорганов Москвы. Марина Слесаренко отмечает, что проект с Казначейством является более сложным. В нем присутствует большая территориальная разрозненность и особенности процессов разных ФОИВ.

Постановление правительства

В июне 2018 года вышло постановление правительства N 658 о централизованных закупках офисного ПО, а также ПО для ведения бюджетного учета и ПО в сфере информационной безопасности. Документ определил Федеральное казначейство ответственным за централизованные закупки ПО для ведения бюджетного учета для федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), руководство деятельностью которых осуществляет правительство РФ, и подведомственных им казенных учреждений.

В результате проведенного анализа систем бюджетного учета в госорганах федерального уровня Казначейство выяснило, что около 60% администраторов средств федерального бюджета и около 70% подведомственных им учреждений используют ПО на платформах «1С: Предприятие».

На уровне Минфина и Казначейства было принято решение о реализации учетной и зарплатной подсистем «Электронного бюджета» на платформе «1С:Предприятие» на базе конфигураций «1С:Бухгалтерия государственного учреждения» и «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения».

Массовая централизация бухгалтерского ПО федеральных ведомств на базе ЦОД Казначейства должна пройти в 2-3 волны в 2019-2020 гг.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *