ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования (Переиздание)

ГОСТ 33150-2014

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Дороги автомобильные общего пользования

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕШЕХОДНЫХ И ВЕЛОСИПЕДНЫХ ДОРОЖЕК

Общие требования

Automobile roads of general use. Designing of pedestrian and bicycle paths. General requirements

МКС 93.080.30
ОКП 52 1000

Дата введения 2016-02-01
с правом досрочного применения

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» Министерства транспорта Российской Федерации (ФГБУ «РОСДОРНИИ»), Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)
За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

Азстандарт

Армения

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

Кыргызстандарт

Россия

Росстандарт

Таджикистан

Таджикстандарт

Узбекистан

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2015 г. N 1206-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33150-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2016 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на проектирование пешеходных и велосипедных дорожек на автомобильных дорогах общего пользования.
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к проектированию пешеходных и велосипедных дорожек, их размещению и основным параметрам в целях обеспечения безопасности дорожного движения и повышения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог общего пользования.
Настоящий стандарт не распространяется на проектирование тротуаров, а также пешеходных и велосипедных дорожек вне автомобильных дорог общего пользования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 32753-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия противоскольжения цветные. Технические требования
ГОСТ 32846-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация
ГОСТ 33127-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Классификация
ГОСТ 33475-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 велопарковка: Место для длительной стоянки (более часа) или хранения велосипедов, оборудованное специальными конструкциями.

3.2 велосипед: Транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

3.3 велопешеходная дорожка: Велосипедная дорожка, предназначенная для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенная дорожными знаками.

3.4 велосипедист: Лицо, управляющее велосипедом.

3.5 велосипедная дорожка: Отдельная дорога или часть автомобильной дороги, предназначенная для велосипедистов и оборудованная соответствующими техническими средствами организации дорожного движения.

3.6 велосипедная стоянка: Место для кратковременной стоянки (до одного часа) велосипедов, оборудованное стойками или другими специальными конструкциями для обеспечения сохранности велосипедов.

3.7 маломобильные группы населения: Люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, пожилые люди, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом).

3.8 пешеход: Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

3.9 пешеходная дорожка: Размещаемое за пределами земляного полотна инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов вне населенных пунктов в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги.

3.10 плотность пешеходных потоков: Количество людей, приходящихся на единицу площади пешеходного пути.

3.11 полоса для велосипедистов: Велосипедная дорожка, расположенная на проезжей части автомобильной дороги, отделяющая велосипедистов техническими средствами организации дорожного движения (разметкой, дорожными ограждениями и т.д.) от проезжей части и обозначенная дорожным знаком в сочетании с табличкой, расположенными над полосой.

4 Основные положения

4.1 Пешеходные, велосипедные и велопешеходные дорожки должны проектироваться вдоль автомобильных дорог общего пользования.
Размещение пешеходных и велосипедных дорожек в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и согласовывается с местными органами управления.
Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек на автомобильных дорогах общего пользования, проходящих через населенные пункты, допускается выполнять с учетом национальных норм государств — участников Соглашения в области градостроительства.

4.2 Устройство пешеходных и велосипедных дорожек должно обеспечивать безопасные условия движения пешеходов и велосипедистов.
Обустройство автомобильной дороги пешеходными и велосипедными дорожками не должно ухудшать условия безопасности дорожного движения, условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.

4.3 Для обеспечения безопасности дорожного движения пешеходные и велосипедные дорожки должны оборудоваться соответствующими дорожными знаками, разметкой, ограждениями и светофорами.

5 Проектирование пешеходных дорожек

5.1 Пешеходные дорожки при проектировании следует размещать за пределами земляного полотна автомобильных дорог и располагать в зависимости от рельефа местности:
— в равнинной местности — за пределами обочин и не ближе 2,7 м от кромки проезжей части;
— в пересеченной местности (при наличии высоких насыпей или глубоких выемок) — на присыпных бермах.
В стесненных условиях и на подходах к искусственным сооружениям допускается размещение пешеходной дорожки на земляном полотне автомобильной дороги на расстоянии от кромки проезжей части не менее 2,0 м с отделением ее от проезжей части разделительной полосой или техническими средствами организации дорожного движения.

5.2 Пешеходные дорожки в зоне объектов дорожного сервиса следует проектировать при плотности пешеходных потоков не менее 0,3 чел./м.

5.3 Число полос движения на пешеходной дорожке следует определять интенсивностью пешеходного движения.
Интенсивность пешеходного движения следует определять числом пешеходов, проходящих через поперечное сечение пешеходного пути в единицу времени.
При суммарной (в двух направлениях) интенсивности пешеходного движения в часы пик до 50 чел./ч пешеходная дорожка должна иметь одну полосу движения, до 1000 чел./ч — не менее двух полос движения.
При интенсивности пешеходного движения более 1000 чел./ч число полос движения следует увеличивать на одну полосу движения на каждую тысячу человек.

5.4 Ширина одной полосы пешеходной дорожки с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1 м.
В ширину пешеходных дорожек не следует включать площадки для размещения киосков, скамеек, опор освещения и т.п.

5.5 Размер полосы движения и площадок на пешеходных дорожках, на которых могут находиться инвалиды-колясочники и другие маломобильные группы населения, следует назначать с учетом следующих требований:
— ширина полосы для одностороннего движения должна быть не менее 1,2 м; для двухстороннего движения — не менее 2 м;
— для разворота кресел-колясок требуется площадка размером 1,8х1,8 м;
— для остановки инвалидов на креслах-колясках требуется участок шириной 0,9 м и длиной 1,5 м, а взрослых с детской коляской — шириной 0,9 м и длиной 1,8 м;
— для встречного разъезда людей в кресле-коляске, а также в случае наличия пространственно-территориальных возможностей уширение пешеходной дорожки в плане следует выполнять размером не менее: для комфортных условий движения пешеходов — 3,0х1,8 м; для нормальных условий движения пешеходов — 2,0х1,7 м;
— высота прохода должна быть не менее 2,1 м до низа конструкций и не менее 2,3 м до низа ветвей деревьев.
Опасные для маломобильных групп населения участки пешеходных путей следует огораживать.

5.6 Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта следует принимать не более 500 м.
Пешеходные дорожки устраивают в направлении основных потоков пассажиров от посадочных площадок до существующих тротуаров или пешеходных дорожек, а при их отсутствии — на расстоянии не менее расстояния боковой видимости.

5.7 Параметры геометрических элементов поперечного профиля, продольного и поперечного уклонов следует назначать с учетом требований ГОСТ 33475. В таблице 1 приведены требования к параметрам пешеходных дорожек.
Таблица 1 — Требования к параметрам пешеходных дорожек

Параметры

Значения

Ширина полосы движения, м

0,75-4,5

Ширина обочины пешеходной дорожки, проходящей в насыпи, м

0,5

Продольный уклон, ‰

Поперечный уклон, ‰

Примечания
1 В районах с частым гололедом продольный уклон пешеходных дорожек не должен превышать 40‰, при продольных уклонах более 60‰ и устройстве лестниц их следует оборудовать поручнями. Для обеспечения безопасности движения пешеходов при наличии уклонов 25‰ через каждые 100 м наклонной поверхности необходимо предусматривать устройство промежуточных горизонтальных площадок длиной не менее 5,0 м.
2 Продольные уклоны пешеходных дорожек в горных условиях и в районе с сильно пересеченным рельефом следует принимать не более 100‰ при протяженности этого уклона не более 300 м. При уклонах более 100‰ или длине более 300 м предусматривать устройство лестниц (не менее 3-х и не более 12 ступеней в одном марше).
3 Продольные уклоны пешеходных дорожек, предназначенных для пользования лицами, передвигающимися на креслах-колясках, и физически ослабленными лицами, следует принимать не более 40‰, поперечный уклон — не более 10‰.
4 Значения параметров ширины полосы движения и поперечного уклона определяются с учетом национальных норм государств — участников Соглашения.

5.8 Для обеспечения безопасности дорожного движения на пешеходных переходах в одном уровне с автомобильной дорогой следует обеспечивать треугольник видимости (таблица 2).
Таблица 2 — Требования по обеспечению треугольника видимости для условий «пешеход-автотранспорт»

Скорость движения, км/ч

Параметры треугольника видимости, не менее, м

8х40

9х43

10х50

11х57

12х64

13х71

14х78

15х85

Максимальное необходимое расстояние боковой видимости следует определять по формуле

, (1)

где — скорость движения пешехода по пересекаемой дороге, км/ч;
— расчетная скорость автомобиля, км/ч;
— расчетное расстояние видимости из условия остановки перед препятствием, м.

5.9 При пересечениях пешеходными дорожками водотоков и оврагов следует принимать проектное решение для исключения выхода пешеходов на проезжую часть автомобильной дороги.

5.10 При пересечении автомобильных дорог с трубопроводами (водопровод, канализация, газопровод, нефтепровод, теплотрассы и т.п.), а также с кабелями линий связи и электропередачи необходимо соблюдать требования нормативных документов на эти коммуникации.
Пересечения различных подземных коммуникаций с автомобильными дорогами рекомендуется предусматривать под прямым углом. Прокладка этих коммуникаций (кроме мест пересечений) под насыпями дорог не допускается.

5.11 Покрытия пешеходных дорожек следует устраивать из каменных или минеральных материалов, обработанных вяжущими. Материал поверхности покрытия и его структура выбирается с коэффициентом сцепления 0,6…0,75, обеспечиваемым при любых погодных условиях.

5.12 Решетки ливневой канализации следует располагать в стороне от их пешеходной части. В пределах ширины пешеходной части элементов обустройства автомобильных дорог, предназначенных для движения и нахождения на них инвалидов и других маломобильных групп населения, не допускается размещение люков любого назначения.

6 Проектирование велосипедных дорожек

6.1 Велосипедные дорожки располагают на отдельном земляном полотне, у подошвы насыпей и за пределами выемок или на специально устраиваемых бермах.
На подходах к искусственным сооружениям велосипедные дорожки допустимо размещать на обочине с отделением их от проезжей части ограждениями или разделительными полосами.
Однополосные велосипедные дорожки располагают с наветренной стороны от дороги (в расчете на господствующие ветры в летний период), двухполосные — при возможности по обеим сторонам дороги.

6.2 Велосипедные и велопешеходные дорожки следует, как правило, устраивать за пределами проезжей части дорог при соотношениях интенсивностей движения автомобилей и велосипедистов, указанных в таблице 3. Полосы для велосипедистов на проезжей части допускается устраивать на обычных автомобильных дорогах с интенсивностью движения менее 2000 авт./сут (до 150 авт./ч).
Таблица 3

Фактическая интенсивность движения автомобилей (суммарная в двух направлениях), авт./ч

До 400

Расчетная интенсивность движения велосипедистов, вел./ч

6.3 Геометрические параметры велосипедных дорожек представлены в таблице 4.
Таблица 4 — Основные геометрические параметры велосипедной дорожки

Нормируемый параметр

Минимальные значения

при новом строительстве

в стесненных условиях

Расчетная скорость движения, км/ч

Ширина проезжей части для движения, м, не менее:

однополосного одностороннего

1,0-1,5

0,75-1,0

двухполосного одностороннего

1,75-2,5

1,50

двухполосного со встречным движением

2,50-3,6

2,00

Ширина велосипедной и пешеходной дорожки с разделением движения дорожной разметкой, м

1,5-6,0

1,5-3,25

Ширина велопешеходной дорожки, м

1,5-3,0

1,5-2,0

Ширина полосы для велосипедистов, м

1,20

0,90

Ширина обочин велосипедной дорожки, м

0,5

0,5

Наименьший радиус кривых в плане, м:

при отсутствии виража

при устройстве виража

Наименьший радиус вертикальных кривых, м:

выпуклых

вогнутых

Наибольший продольный уклон, ‰

в равнинной местности

в горной местности

Поперечный уклон проезжей части, ‰

Уклон виража, ‰, при радиусе:

5-10 м

более 30

10-20 м

более 20

20-50 м

более 15

50-100 м

Габарит по высоте, м

2,50

2,25

Минимальное расстояние до бокового препятствия, м

0,50

0,50

Ширина пешеходной дорожки 1,5 м, велосипедной — 2,5 м.
Ширина пешеходной дорожки 1,5 м, велосипедной — 1,75 м.
При интенсивности движения не более 30 вел./ч и 15 пеш./ч.
При интенсивности движения не более 30 вел./ч и 50 пеш./ч.

6.4 Велосипедные дорожки следует проектировать как для двустороннего движения (при интенсивности движения до 70 вел./ч), так и для одностороннего (при интенсивности движения более 70 вел./ч).
Наименьшее расстояние от края велосипедной дорожки должно составлять: до кромки проезжей части дорог, деревьев — 0,75 м; до тротуаров — 0,5 м; до стоянок автомобилей и остановок общественного транспорта — 1,5 м.

6.5 Длину велосипедных дорожек на подходах к населенным пунктам следует определять численностью жителей и принимать в соответствии с таблицей 5.
Таблица 5

Численность населения, тыс.чел.

Св. 500

Длина велосипедной дорожки, км

6.6 Ширина разделительной полосы между проезжей частью автомобильной дороги и параллельной или свободно трассируемой велосипедной дорожкой должна быть не менее 2,0 м. В стесненных условиях допускается разделительная полоса шириной 1,0 м, возвышающаяся над проезжей частью не менее чем на 0,15 м, с окаймлением бордюром или установкой барьерного или парапетного ограждения.

6.7 При устройстве пересечения автомобильных дорог и велосипедных дорожек требуется обеспечить безопасное расстояние видимости (таблица 6). При расчетных скоростях автотранспортных средств более 80 км/ч и при интенсивности велосипедного движения не менее 50 вел./ч устройство пересечений велосипедных дорожек с автомобильными дорогами в одном уровне возможно только при устройстве светофорного регулирования.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах I категории устройство пересечений автомобильных дорог с велосипедными дорожками в виде разрывов на разделительной полосе дорожных ограждений при интенсивности движения более 250 авт./ч не допускается.
Таблица 6 — Безопасное расстояние видимости

Ширина проезжей части, м

Расстояние видимости приближающегося автомобиля, м, при различных скоростях движения автомобилей, км/ч

50

7,0

10,5

14,0

6.8 Велосипедные дорожки в зоне пересечений с автомобильной дорогой должны быть освещены на расстоянии не менее 60 м.

6.9 Места пересечений велосипедных дорожек с автомобильными дорогами в одном уровне должны оборудоваться соответствующими дорожными знаками и разметкой.
При необходимости устройства велосипедного или пешеходного путепровода или тоннеля при пересечении велосипедных и пешеходных дорожек с транспортными развязками необходимо разрабатывать технико-экономические обоснования целесообразности строительства путепровода или тоннеля для них.

6.10 Покрытия велосипедных дорожек следует устраивать из асфальтобетона, цементобетона и каменных материалов, обработанных вяжущими, а при проектировании велопешеходных дорожек для выделения полос движения для велосипедистов — с применением цветных покрытий противоскольжения в соответствии с требованиями ГОСТ 32753.

6.11 При обустройстве дождеприемных решеток, перекрывающих водоотводящие лотки, ребра решеток не должны быть расположены вдоль направления велосипедного движения и должны иметь ширину отверстий между ребрами не более 15 мм.

6.12 Открытые велосипедные стоянки следует сооружать и оборудовать стойками или другими устройствами для кратковременного хранения велосипедов у предприятий общественного питания, мест кратковременного отдыха, магазинов и других общественных центров.

6.13 Велопарковки следует устраивать для длительного хранения велосипедов в зоне объектов дорожного сервиса (гостиницы, мотели и др.).
По степени закрытости велопарковки, как правило, разделяются на: открытые, открытые с навесом, закрытые.
Чтобы обеспечить удобство пользования велопарковками и исключить помехи для пешеходов, следует соблюдать необходимые расстояния между стойками и другими объектами (рисунок 1).

Рисунок 1 — Минимальные необходимые расстояния для создания велопарковки

Рисунок 1 — Минимальные необходимые расстояния для создания велопарковки

УДК 625.7/.8:006.354

МКС 93.080.30

ОКП 52 1000

Ключевые слова: дороги автомобильные общего пользования, проектирование пешеходных и велосипедных дорожек, общие требования

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2015

Проектирование пешеходных путей

Проектирование тротуаров. Ширина тротуара Втр определяется с учетом категории и назначения улицы в зависимости от максимальных размеров пешеходного движения, а также размещения в пределах тротуаров опор, мачт, деревьев по формуле

где – ширина полосы пешеходного движения для тротуара – 0,75 м; – интенсивность пешеходного движения в одном направлении, чел-ч; – пропускная способность одной полосы тротуара; а – дополнительная полоса тротуара: 0,5 м – тротуар примыкает непосредственно к газону и 1,2 м – при наличии в его пределах мачт освещения или опор контактной сети; b – полоса безопасности, составляющая 0,6 м в сторону проезжей части или велодорожки и 0,3 м – в сторону застройки (при наличии зеленых защитных насаждений не учитывается).

Полученная по первому слагаемому формулы величина ходовой части ширины тротуара (без полосы безопасности и дополнительной полосы) должна быть округлена до ближайшего значения, кратного 0,75 м.

Пропускную способность одной полосы тротуара Р11еш принимают в соответствии с Рекомендациями по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений по табл. 4.3.

Таблица 4.3

Пропускная способность полосы движения тротуара

Наименование тротуара

Пропускная способность одной полосы, чел-ч

Тротуары, расположенные у линии застройки с наличием магазинов

Тротуары, отделяемые от линии застройки

Тротуары и пешеходные дорожки в пределах зеленых насаждений

Прогулочные пешеходные дорожки

Переходы через проезжую часть в одном уровне

Минимальная ширина тротуара нормируется согласно СП 42.13330.2011 в зависимости от категории улицы (см. табл. 4.2).

Наименьшее количество полос движения на тротуаре – две, наибольшее – восемь.

Очень трудной является задача организации пешеходного движения в районе расположения зрелищных и спортивных сооружений.

Продолжительность выхода зрителей из зрелищных сооружений (стадионов, театров и др.) определяется по формуле

где – число зрителей; – пропускная способность выходов, чел./мин.

Время выхода из зрелищных сооружений не должно превышать 10–15 мин.

Ширина тротуара перед зрелищными сооружениями определяется но приведенной выше формуле по известной интенсивности пешеходного движения.

Проектирование пешеходных переходов. Пешеходным переходом называется специально обозначенный разметкой «зебра» или знаком участок проезжей части или специальное инженерное сооружение (подземный или надземный переход – пешеходный мостик), предназначенные для движения пешеходов.

Пешеходные переходы создают на улицах и дорогах городов при суммарной интенсивности движения транспортного потока в обоих направлениях более 3000 авт./сут и расстояниях между перекрестками, превышающих 200 м.

На участках автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты, пешеходные переходы устраиваются при интенсивности движения более 2000 авт./сут.

Пешеходные переходы оборудуют в одном или разных уровнях с проезжей частью в зависимости от категории улицы, интенсивности движения, ширины проезжей части и др. Подавляющее количество пешеходных переходов наземные.

Наземные переходы могут быть регулируемыми и нерегулируемыми.

На нерегулируемых пешеходных переходах для обеспечения движения пешеходов между автомобилями должны быть достаточные временны́е интервалы. Минимальный интервал, необходимый для пересечения проезжей части одним пешеходом, определяется по формуле

где– ширина проезжей части, м;– скорость пешеходов, м/с;– время запаздывания начала движения пешехода по пешеходному переходу, принимаемое равным 1,5 с.

Скорость движения пешеходов на пешеходных переходах выше, чем при движении по тротуарам, и составляет 1,35 м/с (4,5–5 км/ч).

Граничный интервал, воспринимаемый пешеходами как достаточный, больше минимального интервала в 1,5 раза. Величина граничного интервала на улицах с непрерывным движением зависит от интенсивности движения N и количества полос движения п проезжей части. При п = 2 и N= 300 авт./ч= 10 с; при ЛГ= 700 авт./ч= 7 с. Если этого времени недостаточно для пересечения проезжей части, тогда для повышения безопасности движения следует переходить на регулировку движения на пешеходном переходе.

Пропускная способность нерегулируемого пешеходного перехода на улицах с регулируемым движением зависит от длительности запрещающего сигнала светофора на ближайшем регулируемом перекрестке и от удаленности пешеходного перехода от этого перекрестка.

Максимальный временной интервал, свободный от движения транспорта, рассчитывается по эмпирической формуле

где– длительность светофорного цикла, с;– длительность зеленого сигнала, с;– удаление от светофора, км.

Пешеходы движутся но переходу с интервалом 8г, равным для плотного потока 1,2 с.

С учетом запаздывания движения первого пешехода на= 1,5 с за один интервал между циклами работы светофора на регулируемом перекрестке по одной полосе пешеходного перехода может пройти п пешеходов, определяемых из равенства

Ширина одной полосы пешеходного перехода принимается равной 1,0 м. Ширину нерегулируемого пешеходного перехода рекомендуется определять по расчету в зависимости от интенсивности пешеходного движения, но не менее 6 м.

Введение светофорного регулирования на пешеходном переходе необходимо при наличии следующих условий:

  • – интенсивность движения транспортных средств в час пик составляет не менее 600 авт./ч на улицах без разделительной полосы и 1000 авт./ч – на улицах с разделительной полосой в обоих направлениях, а интенсивность пешеходного движения в одном направлении составляет не менее 150 чел-ч;
  • – на перекрестке суммарная интенсивность право- и левоповоротных транспортных потоков, выходящих с перекрестка в одном направлении, составляет 120 авт./ч и более, а интенсивность пешеходного движения по переходу, пересекаемому указанным транспортным потоком, – не менее 900 чел-ч;
  • – пешеходный переход расположен на магистральной улице, где разрешено движение со скоростью более 60 км/ч;
  • – в течение года на пешеходном переходе совершено не менее трех наездов на пешеходов или других дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов.

При заданной продолжительности зеленой фазы работы светофора tзел и длительности цикла работы светофора Тц пропускная способность одной полосы пешеходного перехода определяется по формуле

Аварийность на регулируемом пешеходном переходе в большой степени зависит от длительности запрещающего (красного) цикла работы светофора.

Расчетное время терпеливого ожидания пешеходами возможности начать переход не должно превышать 30 с.

Переходы в разных уровнях с проезжей частью улицы или дороги необходимо создавать в следующих случаях:

  • – на городских скоростных дорогах, магистральных улицах непрерывного движения и автомобильных дорогах I категории в пределах населенных пунктов;
  • – улицах и дорогах с регулируемым движением при интенсивности пешеходных потоков свыше 3000 чел-ч и ширине проезжей части 14 м и более;
  • – магистральных улицах на пути подхода учащихся к школам.

Кроме того, переходы в разных уровнях целесообразно размещать и в других местах, где затраты на организацию движения пешеходов в разных уровнях окупаются в установленные нормативные сроки.

Пешеходные переходы следует располагать в соответствии со сложившимися маршрутами движения пешеходных потоков, выявляемыми в результате проведения обследования пешеходного движения.

Перекрестки городских улиц и дорог должны быть оборудованы одним или несколькими пешеходными переходами в зависимости от расположения относительно перекрестка объектов притяжения пешеходного движения (жилая застройка, учебные заведения, промышленные, торговые и зрелищные предприятия, административные учреждения, остановочные пункты общественного пассажирского транспорта и т.д.).

На расположение пешеходных переходов влияют схема организации движения транспорта, интенсивность пешеходного движения и планировка перекрестка.

Запрещение пересечения проезжей части на каком-либо подходе к перекрестку должно рассматриваться с учетом возможных экономических потерь, связанных с задержками пешеходов.

Расстояние между пешеходными переходами следует принимать с учетом Рекомендаций по регулированию пешеходного движения (табл. 4.4).

Таблица 4.4

Расстояние между пешеходными переходами

Категория улиц и дорог

Расстояние между пешеходными переходами, м

минимальное

максимальное

Скоростные дороги, магистральные улицы и дороги общегородского значения непрерывного движения

Магистральные улицы и дороги общегородского значения регулируемого движения

Магистральные улицы и дороги районного значения

Улицы и дорога местного значения

Поверхность проезжей части в месте расположения пешеходного перехода должна быть видна водителю на магистральных улицах общегородского значения на расстоянии не менее 140 м, на магистральных улицах районного значения – 100 м, на улицах и дорогах местного значения – 75 м.

В зоне треугольника видимости наземного нерегулируемого пешеходного перехода не допускается размещение строений и зеленых насаждений высотой более 0,5 м. Стороны треугольника видимости следует принимать равными 8 х 40 м при расчетной скорости 80 км/ч и 25 х 100 м – при скорости 100 км/ч. В указанных зонах целесообразно запрещать стоянку и остановку транспортных средств.

В зоне перекрестков наземные пешеходные переходы следует располагать непосредственно по границе, параллельной проезжей части (рис. 4.8, переход 1), в следующих случаях:

  • – если пешеходный переход является продолжением тротуаров, не отделенных от проезжей части разделительными полосами;
  • – пешеходное движение по переходу регулируется пешеходными светофорами;
  • – на подходе к перекрестку выделена (при помощи линий разметки 1.18 «Указательные стрелы» или дорожного знака 4.8 «Направления движения по полосам») специальная полоса проезжей части только для транспортных средств, совершающих поворот с пересечением указанного пешеходного перехода;
  • – радиус закругления бортового камня не превышает 5 м.

В остальных случаях наземные пешеходные переходы в зоне перекрестков следует располагать от ближайшей границы, параллельной переходу проезжей части, не менее чем на ширину газона при наличии его между проезжей частью и тротуаром, но не менее 6 м (рис. 4.8, переход 2).

В случае применения на перекрестке петлеобразной схемы организации левоповоротного транспортного движения расстояние до пешеходного перехода определяется с учетом возможности размещения транспортных средств, поворачивающих налево (рис. 4.8, переход 3).

Островок безопасности на пешеходном переходе для размещения защитных устройств и светящихся тумб должен быть отнесен от ближайшей границы, параллельной переходу проезжей части, на расстояние не менее 1,5 м (рис. 4.8, переход 4).

При устройстве подземных или надземных пешеходных переходов входы в пешеходные тоннели или на мостики следует располагать с учетом основных направлений движения пешеходов. При этом не допускается уменьшение расчетной эффективной ширины тротуара, а расстояние от бордюра до боковой стенки подземного перехода не должно быть менее 0,4 м.

Рис. 4.8. Схемы устройства пешеходных переходов:

1 – расположен непосредственно по границе, параллельной проезжей части; 2 – отнесен на расстояние не менее 6 м; 3 – расположен на расстоянии размещения транспортных средств, поворачивающих налево; 4 – с островком безопасности

Пешеходные переходы в разных уровнях, оборудованные лестницами и пандусами, следует предусматривать с интервалом 400–800 м на дорогах скоростного движения, линиях скоростного трамвая и железных дорогах; 300–400 м – на магистральных улицах непрерывного движения.

Допускается устройство пешеходных переходов в разных уровнях на магистральных улицах регулируемого движения при пешеходном потоке через проезжую часть более 3000 чел-ч.

Пешеходные пути (тротуары, площадки, лестницы) у административных и торговых центров, гостиниц, театров, выставок и рынков следует проектировать из условий обеспечения плотности пешеходных потоков в час пик не более 0,3 чел/м2; на предзаводских площадях, у спортивно-зрелищных учреждений, кинотеатров, вокзалов – 0,8 чел/м2.

Остановочные пункты общественного транспорта на магистральных улицах общегородского значения с регулируемым движением и на магистралях районного значения следует размещать за перекрестком и за наземным пешеходным переходом на расстоянии не менее 25 и 5 м соответственно.

Допускается размещение остановочных пунктов общественного транспорта перед перекрестком на расстоянии не менее 40 м, в случае если:

  • – до перекрестка расположен крупный пассажирообразующий пункт или вход в подземный пешеходный переход;
  • – пропускная способность улицы до перекрестка больше, чем за перекрестком;
  • – сразу же за перекрестком начинается подъезд к транспортному инженерному сооружению (мосту, тоннелю, путепроводу) или находится железнодорожный переезд.

Зарубежный опыт

Важным вопросом с точки зрения повышения безопасности движения является обеспечение хорошей видимости в зоне пешеходных переходов. С этой целью нередко в зоне пешеходного перехода делается сужение автомобильной дороги, при этом припаркованные автомобили не мешают видимости движущихся автомобилей, и сокращается путь движения пешеходов по проезжей части. Примеры таких решений приведены на рис. 4.9.

Рис. 4.9. Пример планировочного решения для обеспечения видимости в зоне пешеходного перехода

На рис. 4.10 показано решение с созданием зоны для велосипедного движения на перекрестке.

Рис. 4.10. Пример планировочного решения для обеспечения видимости в зоне пешеходного перехода с созданием велосипедной зоны

  • равила дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090).

Активное велодвижение является одной из отличительных черт современного европейского города. Однако попытки властей Петербурга создать сеть дорожек для двухколесного транспорта пока успехом не увенчались. При этом экономический эффект от внедрения велодорожек для городского бюджета может составлять миллиарды рублей в год, подсчитали эксперты рынка.

Одной из тем форума Urban Week как раз стало обсуждение перспектив велосипедизации города.

Адепты этого вида транспорта уверяют, что велосипедизация дает существенный эффект для экономики. По данным Европейской велосипедной федерации (European Cyclists’ Federation, ECF), один евро, вложенный в велосипедную культуру, дает обществу 450 евро совокупного экономического эффекта.

По данным ECF, в Европе более 250 млн велосипедистов. Из них 61 млн используют велосипед регулярно, то есть ежедневно. Экономический эффект, который дает велосипед в Европе, составляет более 230 млрд евро. По прогнозам, к 2020 году число активных велосипедистов в странах ЕС увеличится еще на 120 млн человек.

Надежда Солдаткина, генеральный директор ООО «H+H», рассказала: «Дания, откуда «родом» компания H+H, считается по праву одной из самых велосипедных стран Европы, а Копенгаген — велосипедной столицей континента. Согласно исследованию Датского политехнического университета, жители Копенгагена в совокупности проезжают более 2 млн км в день, средняя длина поездки каждого горожанина растет примерно на 1 км в год. При этом число поездок на автомобиле ежегодно снижается на 12%».

По мнению ученых, к такому росту велосипедного движения привели усилия городских властей по наращиванию соответствующей инфраструктуры, вплоть до строительства веломостов. «На велосипедах в Дании передвигаются буквально все, независимо от статуса и звания. Например, члены датского кабинета министров регулярно приезжают на работу именно на велосипеде», — отмечает госпожа Солдаткина.

Принято считать, что развитию велосипедного движения в России мешает климат. Пример Дании, климат которой схож с климатом того же Петербурга, говорит об обратном: там люди катаются и в морозную погоду. «Нам кажется, что дело в менталитете. В России принято считать, что велосипед — это непрестижный способ передвижения, россиянам скорее нужно выделиться, продемонстрировать свое материальное преимущество. Придерживаться здорового образа жизни, «зеленого мировоззрения» в нашей стране пока еще не принято. Возможно, дело в личных примерах — тех же политиков, представителей властей, кумиров молодежи. Показателен последний случай, правда, по Москве. Во всемирный день отказа от автомобиля, который проходил 22 сентября, Москва стояла в громадных пробках, интенсивность которых была самой большой за последние три месяца», — продолжает госпожа Солдаткина.

Многие российские эксперты, подтверждая слова госпожи Солдаткиной об особом пути России, прямого экономического эффекта от этого вида транспорта не видят.

Андрей Макаров, управляющий партнер БЦ «Сова», говорит: «Велосипедист не покупает бензин, не оплачивает парковку, не платит налоги, не оплачивает штрафы, работу эвакуатора. При этом требуются значительные инвестиции в строительство велосети и ее поддержание: ремонт полотна, чистку от снега. Кроме того, в рамках создания велосети необходимо решить задачу загрязнения городского воздуха, так как при текущим состоянии городской экологии ежедневные поездки на велосипеде малопривлекательны».

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», считает, что в случае с велодорожками нецелесообразно использовать термин «экономический эффект». «Велосипед в нашей стране использовать круглогодично весьма затруднительно. А значит, вряд ли он может стать полноценным видом транспорта для большинства населения. Поэтому в данном случае речь может идти исключительно о вложениях бюджетных средств для решения социальных проблем, в частности, о создании инфраструктуры для тех, кто использует велосипед для передвижения по городу. Да, таких людей, возможно, не так много, но они есть, и эта социальная группа также имеет право на удовлетворение ее потребностей, как и все остальные группы», — говорит он.

Впрочем, эксперт признает, что возможный эффект для городских властей от создания сети велодорожек заключается в снижении нагрузки на общественный транспорт города, в улучшении дорожной ситуации (в том случае, когда владельцы машин пересаживаются на велосипеды). «Кроме того, физическая нагрузка может благоприятно сказаться на здоровье горожан. Однако власти каждого города будут самостоятельно решать, сколько и каких именно велодорожек нужно, исходя из возможностей бюджета, особенностей планировки города и перспектив его развития. Так что не стоит ждать, что велодорожки в российских городах будут появляться в «промышленных» количествах», — пессимистичен господин Баранов.

Впрочем, Антон Банин, ведущий аналитик консалтинговой компании «Доверие Истейт», полагает, что выгоду посчитать можно — просто она не прямая, а косвенная. «Экономический эффект от прокладки сети велодорожек в городе складывается из множества факторов. Во-первых, это сокращение потерь от стояния в пробках. По некоторым оценкам, ежедневно Петербург лишается около 112 млн рублей из-за плотного трафика. Если хотя бы 10% автомобилистов пересядут на велосипед, годовая экономия для города составит 2,8-3 млрд рублей. Также можно отметить экологический эффект от сокращения выбросов выхлопных газов в атмосферу и даже эффект от улучшения физического состояния людей, сокращение числа ДТП», — говорит господин Банин. Также он указывает на то, что положительным эффектом для экономики может стать и появление так называемых «брендированных» велодорожек. Они возводятся компаниями-спонсорами и безвозмездно передаются городу взамен на возможность использовать велодорожку как рекламоноситель.

Начальник отдела маркетинга ЗАО «БФА-Девелопмент» Яна Булмистре отмечает, что на сегодняшний день большинство велодорожек сосредоточено на окраинах города — это велодорожка на Витебском проспекте, на Софийской улице, на Парашютной улице, на Северной и Южной дорогах и на проспекте Луначарского. «Ситуация в нашем городе осложняется еще и тем, что многие велолюбители не знают и не соблюдают правила дорожного движения — пересекают «зебру» на велосипеде, не подают сигналы поворота перед перестроением, поворотом или остановкой, поэтому стоит задуматься о повышении дорожной грамотности велосипедистов», — указывает она. Однако госпожа Булмистре оптимистична: «Думаю, что со временем велосипеды в Петербурге будут таким же обыденным явлением, как и в европейских столицах, но этому должен предшествовать кропотливый процесс разработки и устройства велоинфраструктуризации».

Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «Бест-Новострой», говорит, что строительство 1 км велодорожек в Москве обошлось бюджету в 6 млн рублей. При этом в центре столицы общая протяженность этих дорожек — более 3,5 км.

Антон Банин также считает, что затраты на строительство 1 км велодорожек с сопутствующей инфраструктурой в крупных городах России составляют 5-6 млн рублей. «Впрочем, на практике суммы варьируются от 3 до 10 млн рублей. Однако отечественные затраты на возведение оказываются значительно меньше, например, европейских и американских. В западных странах 1 км велодорожки обходится примерно в $300-500 тыс., что составляет более 20 млн рублей. Такая разница в суммах объяснима дополнительной инфраструктурой, которая предусматривается в иностранных проектах (освещение, специальная светоотражающая разметка)», — рассказал господин Банин.

Дмитрий Ким, руководитель отдела оценки АН «АРИН», указывает на то, что, согласно СНиПам, сеть велодорог должна обладать непрерывностью в пределах центра. «С помощью велосипедных дорожек, согласно СНиПу, должен быть осуществлен проезд по свободным от других видов транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам, а в крупнейших и крупных городах — связь в пределах планировочных районов. СНиП также регулирует ширину велодорожек — от 1,5 до 2,25 м и не менее 1 м вдоль тротуара», — рассказал господин Ким.

Ольга Шарыгина, управляющий директор департамента управления активами NAI Becar, резюмирует: «Велосипедизация в Петербурге, безусловно, нужна. Такие проекты очень актуальны в мегаполисах, для которых характерны недостаточно развитая транспортная инфраструктура, автомобильные пробки и большое число людей, которые не могут позволить себе покупку и содержание личных автомобилей. В привлечение инвестиций на такие проекты я на данный момент не верю, за исключением пунктов проката, которые по большей части появляются благодаря частным вложениям. Думаю, что сделать велосипедизацию минимально маржинальным бизнесом возможно».

Олег Привалов

Изменения № 1 в ГОСТ Р 51256-2011 «ТСОДД. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования»

Изменения № 1 в ГОСТ Р 51256-2011 «ТСОДД. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования»

1. Исключена дорожная разметка 1.2.2 «Краевая линия разметки»;

2. Номер дорожной разметки 1.2.1 заменен на номер 1.2

3. Дорожная разметка 1.3 разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах с четырьмя и более полосами для движения в обоих направлениях, с двумя или тремя при ширине полос более 3,75м

4. Номер дорожной разметки 1.23 «…для обозначения полос для маршрутных ТС…» заменен на номер 1.23.1;

5. Дополнены номера и изображения дорожной разметки 1.23.2 «…для обозначения пешеходных дорожек и пешеходной части дорожек…», 1.23.3 «…для обозначения велосипедной дорожки…», 1.24.4 «Дублирование дорожного знака «Фотовидеофиксация»

Номер

Форма, размеры, м

Цвет*, назначение

Обозначение пешеходной дорожки или пешеходной части дорожки, предназначенной для совместного движения пешеходов и велосипедов (рисунок Б.10)

Обозначение велосипедной дорожки (части дорожки) или полосы (рисунок Б.11)

Дублирование дорожного знака «Фотовидеофиксация» и/или обозначение участков дороги, на которых может осуществляться фотовидеофиксация

Изменения № 1 в ГОСТ Р 52605-2006 «ТСОДД. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения»

1. п. 6.2 изложен в новой редакции, в частности «ИН устраивают за 10-15м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений. ИН допускается устраивать на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий:

— в начале опасного участка перед детскими и юношескими учреждениями, …;

— по всей зоне действия знака 1.23 «Дети» через 50м друг от друга».

2. п. 6.4 исключить слова: «при условии ограничения движения пешеходов по наклонному участку возвышающегося пешеходного перехода с помощью ограждений».

Изменение № 1 ГОСТ Р 52765–2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация»

1. Пункт 3.16. Заменить слова: «и/или» на «и».

2. Пункт 3.24 изложить в новой редакции: «3.24 остановочные пункты маршрутных транспортных средств: Комплекс сооружений и устройств, предназначенный для остановки транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам, для посадки, высадки и ожидания пассажиров».

Изменения № 1 в ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»

1. исключить подпункт 4.2.5.4 «Расстояние между краем проезжей части и границей островка должно быть не менее 7,5м для островков, обозначенных разметкой по ГОСТ Р 52289, а для приподнятых островков с бордюрами – не менее 10,5м»

2. п.4.2.5.1 изложен в новой редакции, в частности «…устраивают островки безопасности, которые размещают на проезжей части или разделительной полосе, при этом расстояние между краем проезжей части и границей островка должно быть не менее 7,5м».

3. п. 4.3.2.2. Таблица 1. Головка. Заменить слова: «участка до первой полосы, м» на «участка до первой от него полосы, м». В примечании: заменить значения: 1,5-2,0см на 2,5-3,0 см; 2,5-3,0 см на 1,5-2,0 см.

4. п.4.3.2.4 изложен в новой редакции, а именно «в местах устройства шумовых полос устанавливают дорожные знаки 1.17 «Искусственная неровность» 1.16 «Неровная дорога» …. Знаки не устанавливают при устройстве шумовых полос вдоль края проезжей части и/или по ее оси»

5. п. 4.5.2.1 изложен в новой редакции, а именно: «Пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах устраивают через 200-300м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов»

6. п. 4.5.2.4 изложен в новой редакции, а именно: «Пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников)».

7. п. 5.3.3.8 изложен в новой редакции, а именно: «Посадочную площадку устраивают на границе остановочной площадки. Длина посадочной площадки должна быть равна длине остановочной площадки, а ее ширина должна быть не менее 2 м. В населенных пунктах в стесненных условиях ширина посадочной площадки может быть уменьшена до 1,5 м. Возвышение посадочной площадки над остановочной должно быть 0,20 м»

8. п. 5.3.3.10 дополнить абзацами (после первого): «Размер павильона определяют из расчета 4 чел/м2 с учетом числа пассажиров, одновременно находящихся в час пик на автобусной остановке. Расстояние от края проезжей части (остановочной площадки) до ближайшего к ней края павильона должно быть более 3 м»

9. Добавлен п. 5.3.3.11: «Павильон должен быть надежно закреплен и быть устойчивым к опрокидыванию»

Изменения 2 в ГОСТ Р 52290-2004 «ТСОДД. Знаки дорожные. Общие технические требования»

1. п. 3.2 дополнить словами: «Знаки 1.8, 1.15, 1.16, 1, 1.33, 2.6, 3.11-3.16, 3.18.1-3.25, допускается выполнять на желтом фоне»

2. п. 4.2 дополнить абзацем (после первого): «Фон знаков (частей или вставок), предназначенных для указания туристических объектов, должен быть коричневого цвета»

3. п. 4.20 изложен в новой редакции: «4.20 На знаках, предназначенных для установки на дорогах, по которым проходят маршруты иностранных туристов, надписи, обозначающие объекты инфраструктуры (город, улица, стадион, музей и т. п.) и географические объекты (гора, река, озеро и т. п.) дублируют на английском языке. Допускается сокращать на знаках русские и английские слова в соответствии с таблицей Г.4. Названия населенных пунктов (объектов) стран, где применяют латинский алфавит, допускается писать так, как принято в этих странах. При этом наименования географических объектов и объектов инфраструктуры повторяют буквами латинского алфавита в соответствии с транслитерацией букв русского алфавита по таблице Г.5»

4. Изменено изображение дорожного знака 1.25 «Дорожные работы»:

Изображение и номер знака

Наименование знака

Дорожные работы

5. Номер дорожного знака 4.4 «Велосипедная дорожка» заменен на номер 4.4.1, заменен номер 4.5 «Пешеходная дорожка» на номер 4.5.1

6. Дополнены изображения, номера и наименования предписывающих дорожных знаков — 4.4.2 «Конец велосипедной дорожки или полосы», 4.5.2 «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением», 4.5.3 «Конец пешеходной и велосипедной дорожки с совмещенным движением», 4.5.4 и 4.5.5 «Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения», 4.5.6 и 4.5.7 «Конец пешеходной и велосипедной дорожки с разделением движения».

Изображение и номер знака

Наименование знака

Конец велосипедной дорожки или полосы

Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением

Конец пешеходной и велосипедной дорожки с совмещенным движением

Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения

Конец пешеходной и велосипедной дорожки с разделением движения

7. Дополнены изображения, номера и наименования дорожных знаков особого предписания – 5.11.2 «Дорога с полосой для велосипедов», 5.13.3 и 5.13.4 «Выезд на дорогу с полосой для велосипедов»; 5.14.1 «Конец полосы для маршрутных транспортных средств».

Изображение и номер знака

Наименование знака

Дорога с полосой для велосипедов

Выезд на дорогу с полосой для велосипедов

Конец полосы для маршрутных транспортных средств

8. Заменено наименование дорожного знака 6.4 «Место стоянки» на «Парковка (парковочное место)».

9. Дополнены изображения, номера и наименования знаков дополнительной информации ­ 8.4.9 ­ 8.4.14 «Кроме вида транспортного средства»; 8.23 «Фотовидеофиксация», 8.24 «Работает эвакуатор»

Изображение и номер знака

Наименование знака

Кроме вида транспортного средства

Фотовидеофиксация

Работает эвакуатор

10. Стандарт дополнен приложениями – Ж, И:

«Приложение Ж

(обязательное)

Щиты для размещения изображений дорожных знаков

Ж.1 Щиты для размещения изображений дорожных знаков изготовляют с использованием световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета.

Для изготовления изображений знаков на них используют пленки типа В.

Ж.5 Изображения дорожных знаков на щитах размещают по рисунку Ж.1.

а

б

В скобках указаны размеры щита для знаков типоразмера III

1 − Примеры размещения изображений дорожных знаков типоразмеров II и III на щите: а − на одном щите; б − на отдельных щитах

Приложение И

(обязательное)

Изображения пиктограмм, относящихся

к объектам туризма и спорта на знаках 6.

Музей, усадьба, художественная галерея

Памятник архитектуры (в т. ч. культовое сооружение), исторический памятник

Природный заповедник, национальный парк, ботанический сад

Спортивный объект».

Изменения в ГОСТ Р 52289-2004 «ТСОДД. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

1. п. 5.1.3 изложен в новой редакции: «…действие знаков распространяется на проезжую часть, обочину, трамвайные пути».

2. п. 5.1.6 дополнены абзацами:

«На дорогах с одной полосой для движения в каждом направлении допускается дублировать знаки 3.20 и 3.22, на дорогах с тремя полосами для движения в обоих направлениях −знак 5.15.6. Знаки устанавливают слева от проезжей части.

На дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью»

3. п. 5.1.14 изложен в новой редакции:

«В одном поперечном сечении дороги устанавливают не более трех знаков без учета знаков 5.15.2, дублирующих знаков, знаков дополнительной информации, а также знаков 1.34.1−1.34.3 в местах производства дорожных работ.

Знаки, кроме установленных на перекрестках, остановочных пунктах маршрутных транспортных средств, в местах устройства искусственных неровностей и производства дорожных работ, располагают вне населенных пунктов на расстоянии не менее 50 м, в населенных пунктах – не менее 25 м друг от друга»

4. п. 5.1.16 Таблица 1. В примечании заменить ссылку: СНиП 2.05.02 на СП 34.13330.2012, СНиП 2.07.01 на СП 42.13330.2011;

таблица 2. В примечании 1 заменить ссылку СНиП 2.05.02 на СП 34.13330.2012, СНиП 2.07.01 на СП 42.13330.2011

5. п. 5.1.17 дополнен абзацем:

«На щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2. Допускается применять и другие знаки на таких щитах в местах концентрации ДТП и для профилактики их возникновения на опасных участках».

6. Подраздел 5.1 дополнен пунктом– 5.1.18: «Дорожные знаки 1.8, 1.15, 1.16, 1, 1.33, 2.6, 3.11-3.16, 3.18.1-3.25, выполненные на желтом фоне, применяют в местах проведения дорожных работ. При этом знаки 1.8, 1.15, 1.16, 1, 1.33, 2.6, 3.11-3.16, 3.18.1-3.25, выполненные на белом фоне, закрывают чехлами или демонтируют».

7. Пункт 5.4.2. Третий абзац после слов «навстречу общему потоку» дополнен словами: «а с табличкой 8.14 − на полосу, выделенную для маршрутных транспортных средств».

8. Пункт 5.4.7. Второй абзац изложен в новой редакции «Знак применяют для запрещения перехода на регулируемых перекрестках, где какие-либо направления движения пешеходов запрещены….» Заменены слова: «допускается применять» на «применяют»

9. Пункт 5.4.30. Четвертый абзац. Заменены номера знаков: 3.2 – 3.8 на 3.2, 3.3, 3.5 – 3.8;

дополнен абзацем:

«Действие знака 3.4 не распространяется на автомобили организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности кузова белую диагональную полосу на синем фоне».

10. Пункт 5.5.7. Первый абзац изложен в новой редакции:

«Знак 4.4.1 «Велосипедная дорожка или полоса» применяют для обозначения дорожки, по которой разрешено движение только велосипедов, а при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки, – и пешеходов, а также полосы проезжей части, по которой разрешено движение велосипедов и мопедов»;

четвертый абзац. Заменены слова: «над проезжей частью» на «над полосой для велосипедов и мопедов».

пятый абзац изложен в новой редакции:

«Основной знак устанавливают в начале велосипедной дорожки или полосы, повторный – после каждого пересечения с дорогой, пешеходной или велосипедной дорожкой».

11. Подраздел 5.5 дополнен пунктом − 5.5.7а (после п. 5.5.7): «5.5.7аЗнак 4.4.2 «Конец велосипедной дорожки или полосы» устанавливают в конце дорожки или полосы, обозначенной знаком 4.4.1″.

12. Подраздел 5.5 дополнен пунктом − 5.5.8а(после п. 5.5.8):

«Знаки 4.5.2 «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещеннымдвижением»,4.5.4 и 4.5.5 «Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения» применяют для обозначения дорожек, предназначенных для совместного движения пешеходов и велосипедов:

– знак 4.5.2 – в случаях, когда пешеходы и велосипеды не разделяются на самостоятельные потоки;

– знаки 4.5.4 и 4.5.5 – когда потоки пешеходов и велосипедов разделяются на самостоятельные потоки.

Основные знаки 4.5.2, 4.5.4, 4.5.5 устанавливают в начале дорожки, повторные – после каждого пересечения с дорогой, пешеходной или велосипедной дорожкой, а также дорожкой для совместного движения пешеходов и велосипедов.

Знаки 4.5.3 «Конец пешеходной и велосипедной дорожки», 4.5.6 и 4.5.7 «Конец пешеходной и велосипедной дорожки с разделением движения»,устанавливают в конце дорожки, предназначенной для совместного движения пешеходов и велосипедов»

13. Подраздел 5.6 дополнен пунктами5.6.12а, 5.6.14а:

«5.6.12а Знак 5.11.2 «Дорога с полосой для велосипедов» применяют для обозначения дороги, на которой движение велосипедов осуществляется по велосипедной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

Знаки устанавливают в начале участка дороги над проезжей частью или с обеих сторон дороги.

5.6.14а Знаки 5.13.3 и 5.13.4 «Выезд на дорогу с полосой для велосипедов» применяют для обозначения выездов на дорогу, обозначенную знаком 5.11.2, и устанавливают перед всеми боковыми выездами».

14. Пункт 5.6.15. Первый абзац изложен в редакции: «Знак 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств» применяют для обозначения полосы, по которой осуществляется движение маршрутных транспортных средств».

15. Подраздел 5.6 дополнен пунктом − 5.6.15а: «Знак 5.14.1″Конец полосы для маршрутных транспортных средств» устанавливают в конце полосы, по которой осуществляется движение маршрутных транспортных средств».

16. Пункт 5.6.24. Третий абзац. Исключены слова: «При отсутствии на переходе разметки 1.14», и изложен в следующей редакции: «Знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 – на дальней»;

17. шестой абзац исключить;

18. седьмой абзац. Исключить слово: «нерегулируемых»;

19. Пункт 5.7.5. заменить наименование знака 6.4 «Место стоянки» на «Парковка (парковочное место)»;

20. Пункт 5.7.22. Первый абзац изложить в новой редакции: «Допускается размещать информацию об объектах притяжения участников движения (служебное слово, название, направление движения, расстояние до объекта, пиктограмма или символ) совместно со знаками 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.12, при этом:»;

21. Пункт 5.9.1. Первый абзац дополнить словами: «а также для сообщения участникам движения иной информации»;

22. Подраздел 5.9 дополнить пунктами −5.9.8а, 5.9.27 и сноской, 5.9.28;

«5.9.8а Таблички 8.4.9 – 8.4.14 применяют для указания вида транспортного средства, на который не распространяется действие знака.

Табличка 8.4.14 не распространяет действие знака на транспортные средства, используемые в качестве легкового такси.

5.9.27. Табличку 8.23 «Фотовидеофиксация» применяют со знаками 1.1, 1.2, 1.8, 1.22, 3.1–3.7, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.20, 3.22, 3.24, 3.27–3.30, 5.14, 5.21, 5.27 и 5.31, а также со светофорами для информирования о возможной фиксации нарушений Правил дорожного движения стационарными автоматическими средствами1)на данном участке дороги (территории).

1)Стационарные средства автоматической фиксации – работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото — и киносъемки, видеозаписи, или средства фото — и киносъемки, видеозаписи, размещенные на конструкциях, укрепленных на неподвижном основании, либо внутри указанных конструкций.

5.9.28 Табличка 8.24 «Работает эвакуатор» допускается применять совместно с запрещающими знаками 3.27-3.30, для информирования о возможном задержании транспортного средства и помещении его на специализированную стоянку».

23. Пункт 6.2.3. Перечисление 1) дополнить абзацем (после последнего):

«-на мостовых сооружениях и под ними, а также в тоннелях»;

перечисление 4) после значения «2,5×7,5 м» дополнить значением:»(2,5×6,5 м)1)»;

дополнить сноской − 1): «1) Допускается при минимальной ширине проезда не менее 3,0 м»;

24. Пункт 6.2.4. Первый абзац изложить в новой редакции:

«Разметку 1.2 применяют для обозначения:

— края проезжей части (краевая линия);

— левой границы полосы для велосипедов, выделенной по правому краю проезжей части»;

второй абзац исключить.

25. Пункт 6.2.5 дополнить абзацем: «Допускается наносить разметку 1.3 на дорогах с двумя или тремя полосами для движения в обоих направлениях при ширине полос более 3,75 м».

26. Пункт 6.2.17 дополнить абзацем: «Между линиями разметки 1.14.1 и 1.14.2 допускается окрашивать покрытие проезжей части краской для дорожной разметки желтого цвета или устраивать желтое покрытие противоскольжения».

27. Пункт 6.2.26. дополнить абзацами: «Разметку 1.23.2 и 1.23.3 наносят на дорожках, обозначенных знаками 4.4.1, 4.5.1, 4.5.2, 4.5.4 и 4.5.5. Разметку наносят по оси дорожки(полосы), основанием в сторону движущихся по ней велосипедистов или пешеходовв ее начале и конце и повторяют:

— через 20 м после начала дорожки;

— после каждого перекрестка, выезда с прилегающей территории, пересечения с пешеходной или велосипедной дорожкой;

— на перегонах длиной 500 м и более – через 200 м».

28. Пункт 6.2.27 дополнить абзацем: «Разметку 1.24.1, дублирующую дорожный знак 1.23, применяют у детских учреждений. Одновременно допускается наносить надписи «Дети» или «Школа» на проезжей части между повторным дорожным знаком 1.23 и началом опасного участка или пешеходным переходом».

29. Пункт 6.2.28 дополнить абзацами: «Разметку 1.24.4 допускается применять для дублирования знака дополнительной информации (таблички) 8.23.

Разметку 1.24.4 наносят в том же поперечном сечении дороги со знаком 8.23. На многополосных дорогах разметку 1.24.4 наносят на каждой полосе, за исключением случаев, когда фиксация осуществляется по выделенной полосе.

Разметку 1.24.4 допускается применять самостоятельно. При этом разметку 1.24.4 наносят вне населенного пункта на расстоянии не менее 300 м, а в населенных пунктах − на расстоянии не менее 100 м до начала участка дороги, на котором может осуществляться фиксация, и далее через каждые 500 м на всем его протяжении, на выделенной полосе для маршрутных транспортных средств ­ на расстоянии не менее 25 м от разметки 1.23.1. При наличии примыканий или пересечений разметку 1.24.4 повторяют после каждого перекрестка».

Разметку 1.24.4 наносят посередине каждой полосы, предназначенной для движения в данном направлении, основанием в сторону движущихся по ней транспортных средств.

30. Пункт 6.2.33. Восьмой абзац. Исключить слова: «размещенных на переносной стойке».

31. Пункты 7.1.2 дополнить абзацем: «Не допускается пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофорного цикла регулирования».

32. Пункты 7.2.2, 7.2.3, 7.2.15, 7.2.18 изложить в новой редакции:

«7.2.2 2 применяют для регулирования движения в определенных направлениях в случаях, когда транспортный поток, движущийся по их разрешающемуся сигналу, не имеет в пределах перекрестка пересечений (слияний) с транспортными потоками других направлений.

Светофоры Т.2 допускается оборудовать табличкой белого цвета размером 400×400 мм с изображением черной стрелки(ок), дублирущей изображения стрелки(ок) светофора (рисунок В.23).

7.2.3 1 с дополнительной(ыми) секцией(ями) применяют для раздельного пропуска транспортных средств в определенных направлениях на данном подходе к перекрестку, если в пределах перекрестка предусмотрены пересечения (слияния) транспортных потоков различных направлений, а также при постоянном пропуске транспортного потока на разрешающий сигнал дополнительной секции.

7.2.15 Светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе вводится на дороге с числом полос две и более в каждом направлении, еслиусловие 2 не выполняется по значению интенсивности пешеходного движения.

Светофорное регулирование в местах пересечения дороги с велосипедной дорожкой вводится, если интенсивность велосипедного движения превышает 50 вел./ч при отсутствии регулируемого пешеходного перехода в этом направлении.

7.2.18 7 применяют в случаях если:

-интенсивность движения транспортных средств и пешеходов составляет не менее половины от ее значений для условий 1 и 2 по 7.2.14;

-не обеспечена видимость для остановки транспортного средства, движущегося со скоростью, разрешенной на участке дороги перед перекрестком или пешеходным переходом;

-пешеходный переход расположен на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений;

-по техническим обоснованиям невозможно применение светофорного регулирования по 7.2.15 для обозначения пешеходного перехода».

33. Подраздел 7.3.Наименование. Заменить слово «Порядок»на»Правила».

34. Пункт 7.3.10 дополнить абзацем:

«7 устанавливают над проезжей частью для каждого направления движения».

35. Пункт 7.4.3. Второй абзац после слова «зеленого» дополнить словами: «или красного».

36. Пункт 8.1.27. Четвертый абзац изложить в новой редакции:

» — перильного типа у наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч − при запрещенной остановке или стоянке».

37. Пункт 8.2.4 изложить в новой редакции:

«8.2.4 Допускается устанавливать сигнальные столбики типов С2 и С3 по ГОСТ Р 50970:

— на дорогах с четырьмя полосами для движения в обоих направлениях по оси проезжей части совместно с разметкой 1.3 с шагом 2,0–3,0 м;

— на развязках и кольцевых пересечениях для обозначения островков в местах съездов и въездов совместно с разметкой 1.16.1 – 1.16.3 с шагом 1,0 – 1,5 м».

38. Пункты 8.2.5, 8.2.6 исключить.

39. Приложение В дополнить рисунком − В.14.1:

14.1 – Пример нанесения разметки 1.17

40. Заменить номер: 1.2.1 на 1.2;

исключить номер и изображение разметки 1.2.2;

изображения разметки 1.24.1 и 1.24.2 заменить новыми:

Российские строительные нормы по велодорожкам российские строительные нормы по велодорожкам

1. Городские территории …………………………………………………..

1.1. Территория населенных пунктов

(городская улично-дорожная сеть) ……………………………………………

1.2. Требования по геометрическим параметрам велодорожек ………..

1.3. Требования к строительству велодорожек …………………………….

1.4. Пересечения и примыкания ………………………………………………..

2. ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА ВЕЛОДОРОЖЕК В Г. МОСКВЕ …….

3. ЗАГОРОДНЫЕ ДОРОГИ ……………………………………………………….

4. ВНУТРИПЛОЩАДОЧНЫЕ ВЕЛОДОРОЖКИ ……………………………..

5. ПРАВИЛА СОГЛАСОВАНИЯ УСТРОЙСТВА ВЕЛОДОРОЖЕК

В ПАРКОВОЙ ЗОНЕ ……………………………………………………………….

5.1. Федеральный уровень ……………………………………………………….

5.2. Природный комплекс г. Москвы ………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1.1. Территория населенных пунктов (городская улично-дорожная сеть)

В соответствии с п. 6.17 СНиП 2.07.01-89*, улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значений, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в табл. 7 СНиП 2.07.01-89* (табл. 1)

Таблица 1

Классификация УДС городов

Категория дорог и улиц

Основное назначение дорог и улиц

Магистральные дороги:

скоростного движения

Скоростная транспортная связь между удаленными промышленными и планировочными районами в крупнейших и крупных городах: выходы на внешние автомобильные дороги, к аэропортам, крупным зонам массового отдыха и поселениям в системе расселения. Пересечения с магистральными улицами и дорогами в разных уровнях

регулируемого движения

Транспортная связь между районами города на отдельных направлениях и участках преимущественно грузового движения, осуществляемого вне жилой застройки, выходы на внешние автомобильные дороги, пересечения с улицами и дорогами, как правило, в одном уровне

Магистральные улицы:

общегородского значения:

непрерывного движения

Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами в крупнейших, крупных и больших городах, а также с другими магистральными улицами, городскими и внешними автомобильными дорогами. Обеспечение движения транспорта по основным направлениям в разных уровнях

регулируемого движения

Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и центром города, центрами планировочных районов; выходы на магистральные улицы и дороги и внешние автомобильные дороги. Пересечения с магистральными улицами и дорогами, как правило, в одном уровне

районного значения:

транспортно-пешеходные

Транспортная и пешеходная связи между жилыми районами, а также между жилыми и промышленными районами, общественными центрами, выходы на другие магистральные улицы

пешеходно-транспортные

Пешеходная и транспортная связи (преимущественно общественный пассажирский транспорт) в пределах планировочного района

Улицы и дороги местного значения:

улицы в жилой застройке

Транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения

улицы и дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах)

Транспортная связь преимущественно легкового и грузового транспорта в пределах зон (районов), выходы на магистральные городские дороги. Пересечения с улицами и дорогами устраиваются в одном уровне

пешеходные улицы и дороги

Пешеходная связь с местами приложения труда, учреждениями и предприятиями обслуживания, в том числе в пределах общественных центров, местами отдыха и остановочными пунктами общественного транспорта

парковые дороги

Транспортная связь в пределах территории парков и лесопарков преимущественно для движения легковых автомобилей

проезды

Подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов

велосипедные дорожки

Проезд на велосипедах по свободным от других видов транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам, а в крупнейших и крупных городах связь в пределах планировочных районов

На магистральных улицах регулируемого движения допускается предусматривать велосипедные дорожки, выделенные разделительными полосами.

В зонах массового отдыха населения и на других озелененных территориях следует предусматривать велосипедные дорожки, изолированные от улиц, дорог и пешеходного движения.

В проектной документации могут быть использованы следующие обозначения:

улицы и дороги городов

магистральные дороги:

скоростного движения — ДСД

регулируемого движения — ДРД

магистральные улицы общегородского значения:

непрерывного движения — УНД

регулируемого движения — УРД

магистральные улицы районного значения:

транспортно-пешеходные — УТП

пешеходно-транспортные — УПТ

улицы и дороги местного значения:

улицы в жилой застройке — УЖ

улицы и дороги в научно-производственных,

промышленных и коммунально-складских районах — УПр

пешеходные улицы и дороги — Упш,

ДПш

парковые дороги — ДПар

проезды — Пр

велосипедные дорожки — ДВ

тротуары — Т

Стоянки для хранения велосипедов устраиваются в комплексе с объектами посещения, а также у станций метрополитена и пригородно-городских железных дорог, на конечных пунктах и в узлах пересадки с уличного пассажирского транспорта.

При определении общей потребности в местах для хранения следует также учитывать другие индивидуальные транспортные средства (мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды) с приведением их к одному расчетному виду (легковому автомобилю) с применением следующих коэффициентов:

мотоциклы и мотороллеры с колясками, мотоколяски 0,5

мотоциклы и мотороллеры без колясок 0,25

мопеды и велосипеды 0,1

Ширину разделительных полос между элементами поперечного профиля улиц и дорог следует назначать с учетом размещения подземных коммуникаций, озеленения и снижения отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду, но не менее значений, приведенных в табл. 2.

Таблица 2

Местоположение разделительной полосы

Наименьшая ширина разделительной полосы улиц и дорог, м:

скоростного и непрерывного движения

регулируемого движения

местного значения

сельских поселений

Между основной проезжей частью и местными проездами

Между проезжей частью и полотном трамвайного пути

Между проезжей частью и велодорожкой

Между проезжей частью и тротуаром

Между тротуаром и полотном трамвайного пути (для прямого участка)

Между тротуаром и велодорожкой

ПРИМЕЧАНИЯ: 1. В стесненных условиях и при реконструкции допускается уменьшить ширину разделительной полосы между основной проезжей частью и местным проездом на магистральных улицах непрерывного движения до 3 м; на магистральных улицах регулируемого движения до 2 м; между проезжей частью магистральных улиц непрерывного движения и полотном трамвайного пути до 2 м. Разделительную полосу между проезжей частью улиц регулируемого движения и полотном трамвайного пути допускается не устраивать.

Допускается устраивать велосипедные полосы по краю проезжей части улиц и дорог с выделением их маркировкой двойной линией. Ширина полосы должна быть не менее 1,2 м при движении в направлении транспортного потока и не менее 1,5 м при встречном движении. Ширина велосипедной полосы, устраиваемой вдоль тротуара, должна быть не менее 1 м.

Тротуары и велосипедные дорожки на территории массовой застройки (жилые кварталы) следует устраивать приподнятыми на 15 см над уровнем проездов. Пересечения тротуаров и велосипедных дорожек с второстепенными проездами, а на подходах к школам и детским дошкольным учреждениям и с основными проездами следует предусматривать в одном уровне с устройством рампы длиной соответственно 1,5 и 3 м.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *