Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) — Земельное право (Меденцов А.С.)

Сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Законом установлены два вида сервитута – частный и публичный. Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком. Сервитут устанавливается для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, других нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования. Обременение участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. При недостижении соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Собственник участка вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату.

По требованию собственника участка сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Когда участок в результате обременения сервитутом не может использоваться по целевому назначению, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Публичный сервитут устанавливается законами или нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Публичные сервитуты устанавливаются для прохода или проезда через земельный участок; в целях ремонта; размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ; забора воды и водопоя; прогона скота; сенокоса или пастьбы скота; в целях охоты, ловли рыбы, сбора дикорастущих растений; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе.

Если публичный сервитут приводит к невозможности использования участка, его собственник (землепользователь, землевладелец) вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, участка с возмещением убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Если публичный сервитут приводит к существенным затруднениям в использовании участка, его собственник вправе требовать соразмерную плату.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимость.

13. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

Сервитут- право ограниченного пользования чужим ЗУ, а лица имеющие такое право – обладатели сервитута.

Ст. 23. Право ограниченного пользования чужим ЗУ (сервитут)

1. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным НПА РФ, НПА субъекта РФ, НПА ОМС в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия ЗУ.

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через ЗУ;

2) использования ЗУ в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на ЗУ межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на ЗУ;

5) забора воды и водопоя;

6) прогона скота через ЗУ;

7) сенокоса или пастьбы скота на ЗУ в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких ЗУ в пределах земель лесного фонда;

8) использования ЗУ в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на ЗУ замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

9) временного пользования ЗУ в целях проведения изыскательских, исследовательских и др. работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

4. Сервитут м.б. срочным или постоянным.

5. Осуществление сервитута д.б. наименее обременительным для ЗУ, в отношении которого он установлен.

6. Собственник ЗУ, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено ФЗ.

7. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования ЗУ, собственник ЗУ, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в т.ч. путем выкупа, у него данного ЗУ с возмещением органом государственной власти или ОМС, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного ЗУ с возмещением убытков.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании ЗУ, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или ОМС, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

14. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Ст. 20. Юрлица, за исключением государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятиях, центров исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды ЗУ или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того — переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему.

Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юрлиц до введения в действие ЗК, сохраняется.

Граждане или юрлица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных ФЗ, не допускается. Субъект права постоянного (бессрочного) пользования ЗУ обладает такими правомочиями, как владение и пользование ЗУ, но он не вправе продать его, подарить, завещать или совершать иные распорядительные сделки по поводу него.

Ст. 268.ГК Основания приобретения права П(б)П ЗУ. Право П(б)П ЗУ, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юрлицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. Право постоянного пользования ЗУ м.б. также приобретено собственником здания, сооружения и иного недвижимого имущества в случаях, предусмотренных п.1 ст. 271 ГК. В случае реорганизации юрлица принадлежащее ему право постоянного пользования ЗУ переходит в порядке правопреемства.

21. Земельный сервитут.

Сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Законом установлены два вида сервитута – частный и публичный. Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком. Сервитут устанавливается для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, других нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования. Обременение участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. При недостижении соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Собственник участка вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату.

По требованию собственника участка сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Когда участок в результате обременения сервитутом не может использоваться по целевому назначению, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Публичный сервитут устанавливается законами или нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Публичные сервитуты устанавливаются для прохода или проезда через земельный участок; в целях ремонта; размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ; забора воды и водопоя; прогона скота; сенокоса или пастьбы скота; в целях охоты, ловли рыбы, сбора дикорастущих растений; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе.

Если публичный сервитут приводит к невозможности использования участка, его собственник (землепользователь, землевладелец) вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, участка с возмещением убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Если публичный сервитут приводит к существенным затруднениям в использовании участка, его собственник вправе требовать соразмерную плату.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимость

В федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В государственной, муниципальной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю.

Право постоянного (бессрочного) пользования участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа. Со дня введения в действие ЗК РФ земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Правом пожизненного наследуемого владения могут обладать только граждане. Право на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, приобретенный гражданином до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на таком праве после введения в действие ЗК РФ не допускается.

В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:

  1. из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органами государственной власти или органами местного самоуправления – государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на срок не более чем один год;

  2. из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, – гражданам и юридическим лицам на основании договора;

  3. из земель организаций, транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков – гражданам в виде служебного надела;

  4. из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, – религиозным организациям.

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка.

Публичный сервитут устанавливается законами или нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

Земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду по договору аренды.

Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения: отказ землепользователя от принадлежащего им права на земельный участок либо в силу принудительного изъятия.

Основания прекращения аренды земельного участка. Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством.

Прекращение аренды по инициативе арендодателя не допускается: в период полевых сельскохозяйственных работ; в иных установленных федеральными законами случаях.

Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком. Указанное право прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон: по истечении срока, на который участок был предоставлен; при отказе землепользователя от принадлежащего ему права либо в силу принудительного изъятия.

Указанные права прекращаются принудительно:

  1. при использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

  2. использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

  3. неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:

  • отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы;

  • нарушение режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования;

  • систематическое невыполнение мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

  • систематическая неуплата земельного налога;

  • неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях;

  • изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

  • реквизиции земельного участка;

  • в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Основания прекращения сервитута. Частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Публичный сервитут прекращается в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен.

Основаниями прекращения прав на землю также являются:

  1. изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с обстоятельствами в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами;

  2. конфискация земельного участка – безвозмездное изъятие по решению суда в виде санкции за совершение преступления;

  3. реквизиция земельного участка – временное изъятие в целях защиты интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с чрезвычайными обстоятельствами угроз.

Сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком

  • Главная
  • О центре
  • Услуги
    • Земля
    • Градостроительные вопросы
    • Недвижимость
    • Защита интересов в судах
    • Корпоративные споры и сопровождение бизнеса
    • Прочие вопросы
  • Направления
    • Общие вопросы земельных отношений
      • Градостроительный и земельный аудит
      • Защита землепользователей в рамках контрольных мероприятий
      • Кадастровая стоимость земельного участка: порядок определения и обжалования
      • Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
        • Определение вида разрешенного использования земельного участка
        • Изменение вида разрешенного использования земельного участка
        • Вид разрешенного использования объектов капитального строительства
      • Порядок образования земельных участков и установления их границ
        • Первичное образование земельных участков
        • Раздел, выдел, объединение и перераспределение земельных участков
        • Установление (уточнение) границ сформированных земельных участков
      • Приобретение (выкуп) земельных участков из государственной и муниципальной собственности без проведения торгов
        • Процедура приобретения участков без торгов
        • Цена выкупа земельных участков в Москве и Московской области
        • Основания отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов
        • Ограничение земельного участка в обороте и изъятие из оборота
        • Резервирование земельных участков для государственных и муниципальных нужд
        • Запрет на приватизацию земельных участков
        • Спорные вопросы, связанные с оформлением земельных участков в собственность под объектами недвижимости
      • Приобретение земельных участков под зданиями
      • Сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком
      • Статус сведений ЕГРН – «актуальные незасвидетельствованные»
      • Защита прав на землю
        • Иски о защите прав на землю
        • Защита прав на землю путем оспаривания действий либо бездействия публичных органов
    • Земельные отношения в Москве
      • Земля в аренду у г. Москвы
        • Арендная плата за землю в г. Москве
        • Предоставление земельных участков в аренду без торгов под объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты
      • Особенности строительства на арендованном участке в г. Москве. Арендная плата при строительстве
        • Заключение дополнительного соглашения. Расчет арендной платы
        • Проблемные моменты расчета арендной платы. Возможность ее законной оптимизации
        • Рассрочка внесения повышенной арендной платы
        • Особенности договора аренды для достройки объекта незавершенного строительства
      • Разрешённое использование и функциональное назначение земельных участков и объектов капитального строительства в соответствии с законодательством г. Москвы
        • Порядок и основания установления разрешенного использования участка в Москве
        • Классификация видов разрешенного использования в Москве
        • Функциональное назначение объектов капитального строительства в г. Москве
        • Плата за изменение разрешенного использования участков в г. Москве
      • Выбор схемы земельно-правовых отношений при реализации строительного проекта в г. Москве
      • Приобретение в собственность земельных участков в г. Москве
      • Специфика формирования и предоставления земельных участков собственникам объектов недвижимости в г. Москве
      • Налог на имущество по кадастровой стоимости в Москве
      • Ограничения и обременения прав на земельные участки в г. Москве
      • Запрет на строительство (реконструкцию) в г. Москве
        • Порядок установления и снятия запрета на строительство
        • Экономические особенности режима запрета на строительство
      • Статус объектов самовольного строительства в г. Москве
      • Разрешение на строительство не требуется
      • Нецелевое использование земельных участков в г. Москве
      • Условия землепользования в «Новой Москве»
    • Земельные отношения в Московской области
      • Порядок предоставления земельных участков в Московской области
      • Порядок определения арендной платы за земельные участки в Московской области
      • Изменение вида разрешенного использования земельных участков в Московской области
      • Ограничения прав на земельные участки в Московской области
    • Вопросы градостроительной деятельности
      • Комплексное сопровождение строительства
      • Градостроительный регламент участка. Генеральный план и правила землепользования и застройки
        • Изменение ПЗЗ
        • Распространенные нарушения в правилах землепользования и застройки. Судебное оспаривание ПЗЗ
        • Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ)
      • Правила землепользования и застройки и выдача ГПЗУ в Москве
        • Специфика зоны сохраняемого землепользования (индекс «Ф») по ПЗЗ Москвы
        • Изменение Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) Москвы
        • Получение ГПЗУ в Москве
      • Правила землепользования и застройки и выдача ГПЗУ в Московской области
      • Проект планировки территории
        • Ситуации, когда подготовка проекта планировки обязательная
        • Подготовка проекта планировки в Москве
        • Подготовка проекта планировки в Московской области
      • Проект межевания территории
      • Зоны с особыми условиями использования территории
        • Общий порядок установления границ и режима зон с особыми условиями использования их отражения в ЕГРН
        • Зона санитарной охраны питьевого водоснабжения г. Москвы
        • Санитарно-защитная зона
        • Зоны объектов культурного наследия
        • Зоны, связанные с объектами транспорта, энергетики и связи
      • Порядок осуществления строительства
        • Инженерные изыскания и подготовка проектной документации
        • Экспертиза проектной документации
        • Получение разрешения на строительство
        • Осуществление строительства
        • Получение разрешения на ввод в эксплуатацию
        • Строительство без разрешения на строительство
      • Строительство индивидуальных жилых домов (садовых домов и ИЖС)
      • Комплексное устойчивое развитие территории (КУРТ)
        • Договор о комплексном развитии территории по инициативе правообладателя объекта недвижимости
        • Договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления
      • Договор о комплексном освоении территории
        • Заключение договора о комплексном освоении территории
        • Права и обязанности по договору о комплексном освоении территории
        • Преимущества и недостатки договора о комплексном освоении территории
        • Комплексное освоение территории для строительства жилья экономического класса
      • Развитие застроенной территории
        • Порядок заключения договора о развитии застроенной территории и договоров аренды участков
        • Права и обязанности сторон по договору о развитии застроенной территории
        • Основания расторжения договора о развитии застроенной территории
    • Оборот объектов недвижимости
      • Понятие объекта недвижимости
      • Проверка недвижимости перед покупкой
      • Размещение некапитальных объектов
      • Понятие объекта незавершенного строительства и приобретение прав на него
        • Понятие объекта незавершенного строительства и оформление прав на него
        • Права на земельные участки, занятые объектами незавершенного строительства
      • Объекты самовольного строительства и их легализация
        • Регулирование самовольного строительства в г.Москве
      • Защита права собственности
      • Возникновение права собственности на основании приобретательной давности
        • Порядок оформления прав на имущество в порядке приобретательной давности
    • Защита интересов в судах
      • Судебная защита прав на землю
        • Иски о защите прав на землю
        • Защита прав на землю путем оспаривания действий либо бездействия публичных органов
      • Защита права собственности
      • Судебная защита по корпоративным спорам
        • Споры о восстановлении корпоративного контроля
        • Оспаривание решений органов управления юридического лица
        • Оспаривание сделок хозяйственного общества
      • Судебная защита по искам об оспаривании сделок
      • Судебная защита по искам о взыскании
      • Судебная защита по делам об оспаривании действий или бездействия публичных органов
      • Затягивание рассмотрения судебных споров: тактики и контртактики
    • Вопросы банкротства
      • Банкротство: обзор последствий введения процедуры и правовых возможностей
      • В чем выгода процедуры банкротства для должника?
      • В чем выгода процедуры банкротства для кредитора?
      • Как оспорить сделки должника, совершенные в преддверии банкротства?
        • Подозрительные сделки с неравноценным встречным предоставлением
        • Подозрительные сделки с целью причинения вреда другим кредиторам
        • Сделки с предпочтением
        • Сделки, совершенные с целью злоупотребления правом
      • Как заставить директора и владельца бизнеса платить по долгам должника?
      • Как правильно бороться с фиктивными требованиями кредиторов?
      • Банкротство физических лиц: как очиститься от долгов?
      • Образец письма должнику от кредитора с требованием о добровольной уплате долга и описанием последствий введения процедуры банкротства
    • Инвестиционная деятельность
      • Виды инвестиционных договоров в сфере строительства
        • Договоры купли-продажи будущей вещи
        • Смешанные договоры, содержащие элементы подряда и купли–продажи будущей вещи
        • Договор простого товарищества при реализации строительных проектов
      • Инвестиционные контракты с участием публичных субъектов
      • Способы привлечения средств граждан для жилищного строительство. Долевое участие в строительстве
        • Специальные требования при заключении договора долевого участия
        • Условия договора долевого участия
      • Публично-частное партнёрство как форма инвестиций в проекты с государственным участием
        • Концессионные соглашения
        • Государственно-частное и муниципально-частное партнерство
      • тестовая
    • Защита прав участников долевого строительства
      • Гарантии защиты прав и законных интересов участников долевого строительства
      • Нарушение сроков строительства застройщиком: способы защиты
      • Ответственность застройщика перед участником долевого строительства
      • Неустойка за просрочку передачи объекта долевого строительства
      • Передача застройщиком объекта долевого строительства с недостатками
      • Расторжение договора участия в долевом строительстве
      • Применение законодательства РФ о защите прав потребителей по спорам с участием дольщиков
      • Последствия незаконного привлечения застройщиком денежных средств граждан
      • Защита прав участников строительства при банкротстве застройщиков
        • Возможные варианты требований дольщика
        • Процедуры банкротства застройщика
        • Объект незавершенного строительства и земельный участок застройщика-банкрота
        • Реализация с торгов объекта незавершенного строительства и иного имущества
        • Передача завершенного строительством объекта
  • Аналитика
    • Примеры работ
  • Град. аудит
  • Контакты

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) утратил силу с 31 декабря 2013 г.

4. Сервитут может быть срочным или постоянным.

4.1. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

6. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

7. Абзац первый утратил силу с 1 апреля 2015 г.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

10. Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Комментарий к Ст. 23 ЗК РФ

1. Земельный сервитут как юридическая конструкция выполняет весьма важную функцию: он позволяет в заранее оговоренных и ограниченных правом пределах использовать чужой (находящийся в чужом владении) земельный участок. Сервитут, как правило, связывают с возможностью проезжать, проходить, прокладывать коммуникации через чужие земли. Но сервитут может быть предназначен и для других видов использования участка. Главное, обладатель права сервитута не владеет той частью чужой земли, которая является объектом сервитута, а может ею только пользоваться, причем пользоваться определенным образом. В этом смысл ограниченного пользования земельным участком при реализации сервитута.

Признание возможности и права использовать земельный участок соседям или просто неопределенному числу лиц (например, при пользовании прибрежной полосой) проистекает из здравого смысла и разумного использования любой территории. Известно, что владелец земельного участка может наложить максимальный запрет на проникновение в границы своих земель. Такая возможность подкреплена в том числе правом защиты владения. Но тесно расположенные, соприкасающиеся границами земельные участки при таком безусловном праве собственников или пользователей могут создать проблему при передвижении по территории. Ясно, что поиски обхода или объезда занимают известное количество времени и усилий. Сервитут позволяет решить эту проблему.

Правовой опыт выработал два варианта установления сервитута: один — по согласованию сторон, когда владелец участка, на котором предполагается сервитут, может не согласиться на такой вид использования и его воля имеет определенное значение. Тогда речь идет о частном сервитуте. Еще одна особенность этого сервитута — то, что его обладателем является определенный круг заинтересованных лиц.

Другой вариант — когда сервитут устанавливается на основании государственного акта или акта местного самоуправления. В этом случае владелец земельного участка обязан принять такое обременение в интересах сообщества. И поскольку такой «принудительный» сервитут устанавливается именно в публичных интересах, он носит название сервитута публичного.

Право сервитута как разновидность вещного права лиц, не являющихся собственниками имущества, было установлено ст. 216 ГК, а с введением в действие гл. 17 ГК отношения сервитута регулировались статьями данной главы. Большая часть норм ГК относится к регулированию сервитута частного.

Согласно ст. 274 ГК собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях — и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). В этом заключается современное правовое содержание сервитута, установленное гражданским законодательством. Деления сервитута на частный и публичный ГК не знает.

При этом сервитут может устанавливаться для нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута: обеспечения прохода, проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и др.

Указанной выше статьей ГК также подтверждается, что сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Поскольку обладателем сервитута может быть только обладатель права собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на соседний земельный участок или иную недвижимость, законом (ст. 275 ГК РФ) установлено условие, согласно которому сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен. Следует заметить, что указанное положение распространяется не только на собственников, но и на владельцев и пользователей недвижимого имущества, поскольку на основании ст. 274 ГК сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования.

В последнее время судами рассматриваются споры об установлении частного сервитута.

ФАС Поволжского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ч. (г. Пенза) на Определение Арбитражного суда Пензенской области от 6 марта 2006 г. по делу N А49-629/2006-24/12 по иску Ч. к администрации г. Пензы и открытому акционерному обществу «С» (далее — ОАО «С»).

Определением от 6 марта 2006 г. Арбитражный суд Пензенской области исковое заявление Ч. к администрации г. Пензы и ОАО «С» об установлении частного сервитута оставил без рассмотрения.

Как видно из материалов дела, индивидуальный предприниматель Ч., являясь собственником объекта недвижимого имущества — нежилого здания (трансформаторной подстанции) общей площадью 55,1 кв. м по адресу: г. Пенза, ул. Краснова, расположенного на земельном участке по тому же адресу, площадью 294 кв. м (что подтверждается договором купли-продажи, свидетельством о государственной регистрации права, техническим паспортом на трансформаторную подстанцию, кадастровым планом земельного участка (выпиской из государственного земельного кадастра)), обратился в арбитражный суд с исковым заявлением об установлении права ограниченного пользования (частный постоянный сервитут) земельным участком для обеспечения прохода и проезда через указанный участок к своему недвижимому имуществу.

Соседний земельный участок, являясь муниципальной собственностью, предоставлен в аренду ОАО «С» сроком на 49 лет, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу п. 3 ст. 274 ГК сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Спор об установлении или условиях сервитута разрешается судом в случае недостижения соглашения между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка.

Доказательства обращения предпринимателя Ч. к собственнику соседнего земельного участка с целью заключения соглашения об установлении сервитута не представлены.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора. Оставление искового заявления без рассмотрения в порядке п. 2 ст. 148 АПК являлось правомерным.

Частный сервитут может быть прекращен по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, если отпадут основания, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

2 — 3. Правовые основы регулирования публичного сервитута определены земельным законодательством.

Основания установления публичного сервитута во многом совпадают с основаниями установления сервитута частного. Различие заключается в том, что публичный сервитут устанавливается, как уже было сказано, в интересах Российской Федерации, субъекта РФ, интересах муниципальных образований или населения, проживающего на данной территории.

Из правового содержания публичного сервитута, установленного комментируемой статьей 23 Земельного кодекса РФ, следует, что им может пользоваться либо неопределенное число лиц (например, проход, проезд, прогон скота через земельный участок), либо лица определенные, но действующие в публичных интересах. Например, сервитут временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ не может быть установлен как сервитут публичный, если работы проводятся коммерческой организацией и в целях получения ею прибыли. В последнем случае право пользования участком может быть оформлено договором аренды или частным сервитутом.

В качестве особого случая имеет смысл рассмотреть ситуацию, когда собственник земельного участка, построив на нем дорогу, сам предлагает за плату проход и проезд по ней всем желающим. Поскольку по признакам эти отношения не схожи с сервитутом публичным, возникает вопрос о том, идет ли в данном случае речь о частном сервитуте, как и предполагают собственники участков. Но отношения данного рода не подпадают и под понятие частного сервитута, который устанавливается, как уже замечено, в интересах соседних земельных участков соглашением с их владельцами. Очевидно только то, что данного рода использование земельного участка представляет собой разновидность пользования чужим земельным участком, пока не урегулированную правом.

4. Указание п. 4 на то, что сервитут может быть срочным или постоянным, в целом должно быть отнесено как к частному, так и к публичному сервитуту, поскольку вид сервитута в данном случае не указывается. В то же время вызывает определенные сомнения то обстоятельство, что частный сервитут как вещное право может быть не бессрочным (или срок действия которого соответствует сроку существования земельного участка), а устанавливается на срок.

4.1. Комментируемым пунктом установлено достаточно жесткое правило, согласно которому вне зависимости от целей установления публичного сервитута такой сервитут устанавливается до окончания срока резервирования. Таким образом, если обстоятельства складываются так, что за резервированием не следует изъятие участка для государственных или муниципальных нужд либо после изъятия участка делается вывод о возможности действия публичного сервитута на тех же землях, такой сервитут все равно прекращается, но может быть установлен заново.

5. Обременение земельного участка сервитутом в любом случае, публичный это сервитут или частный, не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. При этом смысл сервитута заключается и в том, что право пользования земельным участком, обремененным сервитутом, за собственником сохраняется.

6. На основании комментируемой статьи и ст. 274 ГК собственник участка, обремененного частным сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Плату можно считать компенсацией за то, что собственник земельного участка обязан терпеть установленное обременение. Соразмерность платы может определяться степенью обременения.

Обратим внимание на то, что и ЗК, и ГК предоставляют только собственнику право требовать плату за сервитут. Законодательством не предусматривается право собственника земельного участка требовать плату за установление сервитута публичного.

7. В случае, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник на основании ст. 276 ГК вправе требовать по суду прекращения сервитута. В то же время п. 7 комментируемой статьи действует только в случае установления публичного сервитута и владелец участка вправе по суду потребовать либо признания недействительным государственного акта или акта местного самоуправления об установлении сервитута и прекращения сервитута, либо выкупа (изъятия) земельного участка в установленном законом порядке.

При возникновении споров, связанных с установлением публичных сервитутов, следует иметь в виду разъяснение Пленума ВАС РФ , согласно которому при принятии искового заявления от лиц, права и законные интересы которых затронуты установлением публичного сервитута, необходимо учитывать следующее.
———————————
См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. N 11.

Согласно п. 2 ст. 23 ЗК публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов в силу ч. 3 ст. 191 АПК РФ рассматриваются в арбитражных судах, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом прямо отнесено к компетенции арбитражных судов.

Исходя из взаимосвязанных положений, содержащихся в ст. 52 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 2 ст. 23 ЗК, рассмотрение заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов об установлении публичного сервитута, принятых органами местного самоуправления, относится к компетенции арбитражных судов.

Споры между органом, установившим публичный сервитут, и собственником земельного участка, землевладельцем, землепользователем, связанные с необоснованным отказом в изъятии, в том числе путем выкупа земельного участка, несогласием с выкупной ценой или размером убытков, причиненных установлением такого сервитута, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, каким органом они были установлены.

8. Как и любое другое право, установленное законом, право сервитута подлежит защите. Защита осуществляется в судебном порядке. Иск подается лицом, имеющим право на сервитут, ответчиком по иску является собственник имущества, обремененного сервитутом. Защита права сервитута может осуществляться преимущественно следующими способами:

— признание права сервитута в том случае, если собственник отказывает истцу в установленном законным порядком праве;

— восстановление положения, существовавшего до нарушения права сервитута, пресечение действий, нарушающих право сервитута или создающих угрозу этого нарушения. Данное нарушение может возникнуть в том случае, когда собственник не отрицает сервитута, но начинает строительство или распашку на территории участка, отведенного для осуществления сервитута, и тем самым препятствует его осуществлению;

— самозащита права. В рамках этого права обладатель права сервитута может сам произвести действия, пресекающие нарушение его прав, соразмерные с нарушением. Такими действиями могут быть, например, снесение части забора, препятствующего проезду;

— возмещение убытков и компенсация морального вреда.

В качестве защиты права сервитута могут применяться и иные способы, предусмотренные законодательством.

ФАС Северо-Западного округа, рассмотрев 23 августа 2006 г. в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО «С» на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 5 декабря 2005 г. и Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2006 г. по делу N А56-47075/2005, установил следующее.

ОАО «С» обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ООО «С» и ЗАО «Э» об обязании ответчиков освободить земельный участок, расположенный по адресу: г. Санкт-Петербург, Московское шоссе, от принадлежащих им объектов недвижимости — нежилых помещений, которые представляют собой одно отдельно стоящее здание.

Податель жалобы указывал на следующие обстоятельства. В силу ст. 69 АПК при рассмотрении данного дела не подлежало доказыванию обстоятельство, установленное арбитражным судом по делу N А56-32723/2005, о том, что у ООО «С» отсутствует право пользования земельным участком истца. Поскольку у предыдущих собственников объектов недвижимости отсутствовали зарегистрированные вещные права на землю, то к ответчикам такие права также не могли перейти, а следовательно, они занимают земельный участок самовольно. Предыдущий собственник земельного участка и расположенной на нем недвижимости — ОАО «А» — после продажи участка сохранил право ограниченного пользования участком под зданием (сервитут), однако данное право не было зарегистрировано и не перешло к следующим собственникам недвижимости. Суд не применил подлежащие применению ст. 553 ГК и ст. 37 ЗК РСФСР, неправомерно сослался на Постановление Пленума ВАС от 24 марта 2005 г. N 11.

Как следует из материалов дела, в результате приватизации государственного имущества ОАО «А» стало собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Московское шоссе, путем его выкупа по договору купли-продажи, а также расположенных на участке объектов недвижимости.

В дальнейшем ОАО «А» по договору купли-продажи продало ОАО «С» в числе прочих земельный участок площадью 61745 кв. м.

Переход права собственности к ОАО «С» зарегистрирован органом по государственной регистрации. 25 апреля 2000 г. ОАО «С» выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности и в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая запись.

Из материалов дела видно, что на данном земельном участке находится здание с нежилыми помещениями. Здание на момент продажи земельного участка оставалось в собственности ОАО «А».

В настоящее время нежилые помещения принадлежат на праве собственности ООО «С» и ЗАО «Э».

Исследовав представленные в дело материалы и оценив доводы сторон, суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Кассационная инстанция считает, что вывод судов основан на правильном толковании и применении норм материального права.

Как видно из материалов дела, после приватизации земельный участок и объекты недвижимости находились в собственности одного лица — ОАО «А», а затем вследствие отчуждения земельного участка по договору от 28 марта 2000 г., заключенному до введения в действие ЗК и гл. 17 ГК, права собственности на земельный участок и на объекты недвижимости переходили к разным лицам.

ОАО «А» после продажи земельного участка по договору от 28 марта 2000 г. в силу ст. 553 ГК сохраняло право пользования соответствующей частью земельного участка, занятой недвижимостью и необходимой для ее использования. Поскольку на тот момент гл. 17 ГК не вступила в силу, отсутствие государственной регистрации сервитута не имеет правового значения для оценки наличия у собственника недвижимости права пользования земельным участком. Переход права собственности на земельный участок к другому лицу — ОАО «С» — не повлек прекращения права пользования данным участком собственника недвижимости.

В дальнейшем в связи с переходом права собственности на объекты к ООО «Г» и ЦПО «З» указанные лица в силу п. 3 ст. 552 ГК, п. 1 ст. 35 ЗК приобрели право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и предыдущий собственник недвижимости.

Вследствие перехода права собственности на помещения в здании к ООО «С» и ЗАО «Э» в соответствии с п. 1 статьи 35 ЗК к ним перешло и право на использование земельного участка, занятого недвижимостью и необходимого для ее использования.

Таким образом, право пользования соответствующей частью земельного участка сохранялось за каждым последующим собственником недвижимости в силу закона, а то, что это право не было оформлено, при изложенных обстоятельствах не свидетельствует об отсутствии либо прекращении такого права.

Нахождение на земельном участке истца объектов недвижимости ответчиков при отсутствии у них оформленных документов на землю не могло рассматриваться как самовольное занятие земельного участка.

Освобождение земельного участка в данном случае было бы связано со сносом находящихся на нем объектов недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано за ООО «С» и ЗАО «Э», с уничтожением имущества, имеющего собственников, что повлекло бы прекращение права собственности на вещь в порядке и способами, которые не предусмотрены гл. 15 ГК. Исходя из общих положений гражданского законодательства субъекты должны осуществлять принадлежащие им гражданские права с учетом прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Ссылка подателя жалобы на обстоятельства, установленные решением суда по делу N А56-32723/2005, которые, по его мнению, имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела и подтверждают отсутствие у ООО «С» права пользования земельным участком истца, несостоятельна.

Судебными актами по данному делу суд лишь констатировал факт пользования ООО «С» земельным участком истца без заключенного с учетом формы землепользования в установленном порядке договора аренды с собственником участка и без оплаты стоимости такого пользования.

При изложенных обстоятельствах вывод судов об отказе ОАО «С» в иске следует признать правильным.

9. Сервитут, на основании ст. 131 ГК и ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. При этом частный сервитут регистрируется как вещное право владельца соседнего земельного участка или недвижимости и как обременение земельного участка, на котором сервитут установлен.

Регистрация сервитутов осуществляется на листе Поземельной книги, относящемся к земельному участку, этим сервитутом обремененному, и может быть осуществлена на листе Поземельной книги, в пользу которого этот сервитут образован.

Публичный сервитут может быть зарегистрирован только как обременение.

Государственная регистрация сервитута является существенным моментом при рассмотрении судебных споров.

ФАС Северо-Западного округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО «А» на Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2006 г. по делу N А56-44507/04, установил следующее. ООО «А» обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ЗАО «Н». Истец просил суд обязать ответчика за свой счет и под свою ответственность восстановить поврежденную линию электропередачи — приобрести и установить новый кабель АВВГ 4*120 взамен поврежденного.

В обоснование требования о восстановлении электрокабеля истец сослался на наличие у него ограниченного права пользования принадлежащим ЗАО «Н» зданием для прокладки линии электроснабжения, а также на повреждение указанного кабеля при производстве ответчиком строительных работ, в связи с чем, по мнению истца, ответчик обязан восстановить кабель в прежнем состоянии в целях обеспечения электроснабжения истца.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, апелляционный суд пришел к правомерному выводу о недоказанности истцом как наличия упомянутого сервитута, так и факта повреждения электрокабеля ответчиком.

В соответствии со ст. ст. 131, 274 и 277 ГК и ст. 4 ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество установление каких-либо обременений принадлежащего ответчику недвижимого имущества, в том числе и здания, в пользу истца (частного сервитута) возможно лишь по соглашению сторон или на основании решения суда с обязательной государственной регистрацией.

В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него.

Из правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности ответчика на указанное выше недвижимое имущество, не следует, что последнее обременено каким-либо сервитутом в пользу истца.

При таких обстоятельствах письмо АООТ «А» о согласовании прокладки кабеля по внутренней стене корпусов, на которое ссылался истец в подтверждение наличия у него соответствующего сервитута, правильно оценено апелляционным судом как не имеющее правового значения.

Кроме того, что данное письмо не позволяет идентифицировать упомянутые в нем объекты недвижимости и определить дату его составления, в отсутствие государственной регистрации соответствующего сервитута это письмо не может свидетельствовать о наличии обременения.

Таким образом, наличие правовых оснований для нахождения какого-либо имущества ООО «А», в том числе электрокабеля, на объекте недвижимости ответчика истец не доказал, равно как не доказана и вина ответчика в повреждении кабеля, в связи с чем ответчик не может нести ответственности за сохранность этого имущества и не обязан восстанавливать его вследствие повреждения.

Сервитут на земельный участок: что это такое?

Сервитут является обременением участка земли, не лишающим прав собственности землевладельца, который по-прежнему может распоряжаться своим имуществом. Такое обременение может возникать:

  • когда есть необходимость в обеспечении прохода или проезда через соседский участок;
  • когда существует необходимость прокладки кабелей по участку соседа и обслуживания линий электропередач;
  • когда нужно провести другие коммуникации и разместить межевые, геодезические и дорожные знаки;
  • другие случаи.

Одним из нюансов обременения является то, что землевладелец использует свой участок с некоторым «ущемлением» его прав. И по причине этих «неудобств» землевладелец вправе требовать компенсации.

В соответствии с Земельным Кодексом обременение земельного участка сервитутом может быть установлено двумя способами:

  • по взаимному и добровольному соглашению землевладельцев;
  • по решению судебной инстанции либо согласно правовым нормам.

Сервитут на земельный участок (например, для инженерных сетей или других отношений), как и право собственности, подлежит госрегистрации с выдачей официального документа.

Обладателем сервитута является лицо, которое обладает правом пользования чужим участком земли ограниченно. Обладатель не может продать данное право, заложить его и отчуждать сторонним лицам иным способом, которые не являются владельцами недвижимого имущества, в целях эксплуатации которого определено данное право.

О понятии сервитута в земельном праве, его видах, порядке установления и прекращения расскажет более подробно юрист в следующем видео:

Также вы найдете массу полезной информации о праве ограниченного пользования чужим земельным участком, сервитуте, в видеосюжете ниже:

Стоимость права

Возможность пользования чужим участком является платным, т.е. гражданин, получающий данное право, обязан перечислять платежи владельцу обременяемого участка. При этом стоимость данного права определяется соразмерно финансовой выгоде, которую бы мог получать землевладелец, как если бы земля не имела обременений. К примеру, собственник мог бы получать плату за арендуемый земельный участок при сдаче его части в найм, а не на использование его как сервитута. Стоимость пользования также зависит от характера и интенсивности эксплуатации части земли гражданином, в пользу которого установлено данное право.

В оплату за пользование также могут быть включены и иные расходы землевладельца, связанные с созданием условий для осуществления обременения (расходы, связанные с обеспечением охраны и попуска, поддержанием технического состояния дорожного покрытия и т.д.)

Существуют некоторые различия в определении сумм выплат за отдельные виды обременений.

  • Так, при частном сервитуте его стоимость определяется в соглашении, или же в решении судебного органа при недостижении согласия. Обязанность по оплате возлагается на физическое лицо.
  • А при публичном сервитуте землевладелец может требовать компенсацию от государственного органа, только если обременением значительно затрудняется эксплуатация участка. Стоимость закрепляется тем нормативным документом, которым установлено обременение.

Оценка сервитута

Поскольку право пользование предполагает выплату компенсации, необходимо произвести оценку, определить соразмерную стоимость обременения на участок. Оценивая стоимость ограниченного права, разрешаются споры между землевладельцем и лицами, которые обязаны платить.

Способ произведения оценки достаточно трудоемкий и многообразный. При расчете стоимости обременения учитывается оценочная стоимость участка, принимая во внимание упущенную выгоду, которая возникает в связи с возникновением ограниченного права. При оценке также используются другие факторы, способные точно определить стоимость оплаты за пользование чужим участком.

Так, оценивая соразмерную компенсацию за обременение, принимается во внимание вид сервитута:

  • Если обременение носит частный характер, то оценка осуществляется по соглашению сторон, либо в порядке судебного разбирательства.
  • При публичном сервитуте, ввиду целей его установления, обременение должны быть минимальными, не затрагивающими интересов землевладельца.

В обязательном порядке расчет соразмерной оплаты необходим в тех случаях, когда сервитут значительно затрудняет использование собственником объектов недвижимости. Если же установление обременения делает эксплуатацию недвижимого имущества невозможным, то владелец вправе требовать компенсации убытков либо предоставления другого объекта с аналогичными свойствами без обременений.

Таким образом, расчет размера платы за сервитут на земельный участок включает в себя три показателя:

  1. Величина возможного ущерба, которая рассчитывается прямым способом, либо вытекающая из разницы соотношения стоимости имущества с обременением и без него.
  2. Размер упущенной выгоды, равный сумме возможной прибыли, имеющей место, как при отсутствии обременения.
  3. Величина возможных убытков, причиненных владельцу объекта недвижимости.

Примерный отчет об оценке стоимости земельного участка с сервитутом вы сможете найти во Всемирной паутине.

О том, какие споры чаще всего возникают в связи с наложением сервитута на земельный участок, расскажет известный юрист в следующем видео:

По ст. 216 ГК сервитуты отнесены к ограниченным вещным правам. Ст. 274 – 276 ГК и ст. 23 ЗК посвящены определению сервитутов.

Понятие сервитута в земельном праве

Понятие сервитута приведено в законе №122-ФЗ в 1997 г., по которому сервитут — это право ограниченного пользования чужой недвижимостью для различных целей.

После регистрации сервитут считается неотъемлемой частью земельного участка (ЗУ). Наличие сервитута не лишает владельца участка его прав по владению таким участком.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Земельное право устанавливает частные (ЧС) и публичные (ПС), а также срочные (СС) и постоянные сервитуты.

ЗК регламентирует публичные сервитуты (ст. 23), а частные сервитутов находятся в сфере ГК.

Основными признаками публичного сервитута (ПС) являются:

  • Обеспечение интересов страны, местного управления или населения.
  • Учет общественного мнения.
  • Ввод нормативным актом.

ПС устанавливается законом или другим актом РФ, субъекта РФ или местных органов. Эти действия могут быть произведены в интересах государства, местного управления или населения.

В ст. 23 перечислены основные причины установления сервитута для ЗУ.

К ним относятся:

  • возможность прохода или проезда;
  • использование участка для ремонтных работ линий и сетей или инфраструктуры дорог;
  • проведение дренажных работ;
  • установка геодезических знаков и межевание;
  • эксплуатация водных ресурсов;
  • прогон стада животных с/х назначения;
  • проведение сенокоса или выпаса;
  • использование участка для рыболовства и рыбоводства, а также охоты;
  • проведение изыскательских работ;
  • подход к берегу водоема.

Общественное обсуждение вопроса о публичном сервитуте включает следующие этапы:

  • Подача заявления.
  • Рассмотрение заявления властями.
  • Проведение общественных слушаний.

По итогам общественных слушаний орган власти принимает решение о публичном сервитуте.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

На основании решения органа власти выпускается закон или другой нормативный акт о введении на участок сервитута.

Нормативный акт должен содержать такие данные:

  • место нахождения участка;
  • кадастровый номер;
  • данные на собственника участка;
  • срок действия ПС.

Право сервитута подлежит регистрации в ЕГПР.

Если в результате установки сервитута появились затруднения в эксплуатации участка, то владелец участка может потребовать соразмерную плату за ухудшение качеств участка.

Если же наличие ПС привело к невозможности использования ЗУ, то владелец может потребовать от властей выкупа у него этого участка с возмещением убытков или предоставлением другого равноценного участка.

При установлении ограничений при публичном сервитуте никакой платы не предусмотрено.

ПС может использовать неопределенное количество лиц (например, при переходе или переезде через участок, прогоне скота и т. п.) или определенные лица, действующие в публичных интересах. Однако при срочном сервитуте, связанном с изыскательскими или исследовательскими работами, проводимыми коммерческой организацией, сервитут не может считаться публичным.

В этом случае организация извлекает прибыть и должна работать на основе договора аренды или частного сервитута.

СС устанавливается в том случае, когда какие-то действия будут продолжаться определенный срок. Например, при ремонтных работах или при прокладке электросетей.

Постоянный сервитут используется в случаях, когда время действия на территории земельного участка не определено. Например, при строительстве на участке дорожной магистрали.

Сервитут в гражданском праве

По ст. 274 ГК собственник недвижимости, в том числе ЗУ, имеет право потребовать от собственника соседнего ЗУ возможности ограниченного пользования этим соседним участком.

Такая необходимость может возникнуть во многих случаях, когда соседний ЗУ (служащий) имеет более благоприятное расположение или лучшие ресурсы, чем господствующий участок.

Существуют следующие условия, при которых владелец господствующего ЗУ может потребовать ЧС у владельца служащего ЗУ:

  • Наличие 2 участков, принадлежащих двум лицам на основе собственности (пожизненного владения).
  • Общая граница между 2 участками.
  • Более выгодное положение служащего участка, в результате чего он может удовлетворить требования владельца господствующего участка.

Например, сервитут может потребоваться при необходимости прохода или проезда, для прокладки водопровода, газопровода, а также выполнения других факторов, без которых невозможно нормальное функционирование господствующего участка.

Установление сервитута вносит правовую определенность в отношения между двумя собственниками участков в случае, когда одному из них для удовлетворения возможностей пользования своим участком требуется частичное использование соседнего участка.

Такое использование может быть обеспечено как путем добровольного соглашения между собственниками соседних участков, так и через судебные инстанции по иску лица, которому необходим сервитут.

При этом установление сервитута с помощью судебного рассмотрения возможно в случае наличия между собственниками разногласий и выявления судом невозможности полного использования господствующего участка без признания сервитута.

В частности, проход и проезд к участку прямо отнесен к потребностям, которые должны выполняться, и по которым суды, как правило, принимают положительное решение.

При других обстоятельствах суд должен исходить из баланса сторон и присуждать использование сервитута только в исключительных случаях.

Собственник служащего участка вправе потребовать от владельца господствующего ЗУ плату за пользование участком. Величина платы должна быть соизмерима с той выгодой, которую получит владелец господствующего участка, в случае наличия сервитута. Например, с выгодой, полученной при сдаче этого участка в аренду.

Каждый гражданин РФ может взять землю в аренду под ЛПХ у государства.

У вас многодетная семья и вы хотите купить квартиру в ипотеку? Узнайте, какими программами вы можете воспользоваться. Читайте нашу статью.

В некоторых случаях погасить ипотеку можно, использовав материнский капитал. Какие документы для этого понадобятся, вы можете узнать .


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *