Содержание

Сервитут и право безвозмездного срочного пользования земельным участком

Собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:

из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления юридическим лицам на срок не более чем один год;

из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

из земель организаций, деятельность в сфере охотничьего хозяйства, государственных природных заповедников и национальных парков в виде служебного надела;

из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости;

из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации случаях.

Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, государственных природных заповедников и национальных парков. Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Что такое сервитут, виды сервитута, срок его действия,
установление сервитута в Балашихе в судебном порядке

Сервитут — это право на ограниченное использование земельного участка, здания или другого недвижимого имущества, находящегося в чужой собственности.

Сервитут бывает двух видов:
— государственный (публичный);
— частный.

Сервитут не должен препятствовать использовать землю её хозяину по назначению. При установлении сервитута все права собственника по владению, пользованию и распоряжению его собственности сохраняются. Сам сервитут не может быть предметом сделки, его нельзя продать, заложить или передать другим лицам, и существовать он будет до тех пор, пока существует право собственности на земельный участок. Самостоятельно, без земельного участка, сервитут не отчуждается, при этом, при продаже земельного участка обременение сохраняется (ст. 275 ГК РФ).
К сервитутам на здания или сооружения применяются правила земельного сервитута.

В каких случаях устанавливается сервитут?

Чаще всего, сервитут на земельный участок устанавливается:
— для проезда или прохода по чужому участку для доступа к своему;
— для проведения системы канализации, газо- и водоснабжения (мелиорация);
— для проведения линий электропередачи.
В соответствии с действующим законодательством, частный водный сервитут устанавливается только на основании договора и решения суда, а частный лестной сервитут — на основании решения суда или акта органов государственной власти. Существуют и другие ограничения, установленные специальными федеральными законами.
Мы в данной статье рассмотрим самый распространенный вид сервитута в Балашихе – частный земельный сервитут.
В Балашихе много частных земельных участков (мкр. Салтыковка, Никольско-Архангельский, Павлино, различные СНТ и т.д.), и не на каждый из участков земли можно получить свободный доступ. Поэтому важно знать свои законные права на получение или прекращение земельного сервитута.
Чтобы требовать установления сервитута, необязательно быть собственником земельного участка, законодательством установлено, что лица, которым земля предоставлена на праве пожизненного наследуемого владения или на праве бессрочного пользования также могут требовать установления сервитута.
Вместе с тем, требование об установлении сервитута необходимо предъявляться исключительно собственнику участка.

Сервитут — платный или бесплатный?

Пункт 5 ст. 274 ГК РФ гласит, что собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Вместе с тем, более подробно вопрос определения платы за сервитут законодательством не рассмотрен. Единственное, что уточнило Правительство РФ, это то, что размер платы за сервитут должен соответствовать тем ограничениям и неудобствам, которые вынужден будет испытывать собственник земельного участка в связи с возникновением обременения. Перечисление конкретных ограничений и неудобств, а также их степень, законодательством также не дается.
При необходимости, размер платы за сервитут может определить оценочная комиссия. Для этого придется назначать оценочную экспертизу в Балашихе. Если Вам требуется оценить плату за сервитут в Балашихинском районе, опытный юрист придёт Вам на помощь

Основания прекращения сервитута

Публичный сервитут прекращается, когда общественные нужды, для которых он был установлен, заканчиваются, например, при окончании строительных работ или работ по мелиорации.
В статье 276 ГК РФ установлены основания для прекращения частного сервитута:
1. по требованию собственника земельного участка, на котором установлен сервитут, ввиду прекращения оснований, по которым он был установлен.
2. в случае, если земельный участок из-за установленного сервитута, не может использоваться по назначению.
Все действия лиц, оказывающихся прекращать сервитут, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Как установить частный сервитут на земельный участок?

Частный сервитут устанавливается по соглашению сторон: собственника участка и лица, которому сервитут необходим. Если участок находится в долевой собственности, то для установления сервитута понадобится согласие всех сособственников. Между собственником земли и лицом, нуждающимся в установлении сервитута (обязанная сторона) заключается некое подобие договора, которое само по себе и называется сервитут.
В данном соглашении прописываются сведения о его сторонах, сведения об участке, его инициализация, цель и задачи сервитута, пределы его действия, размер платы (при наличии) и иные условия, которые стороны сочтут необходимым указать.
По закону сервитут подлежит государственной регистрации в Балашихинском филиале Росреестра . При этом необходимо будет представить в территориальный орган Росреестра помимо сервитута документ об оплате государственной пошлины и пакет документов на землю.
После установления сервитута собственник земельного участка получает обременение на свой участок, запись об этом обременении обязательно вносится в Единый государственный реестр прав. Как было указано выше, при продаже земельного участка, данное обременение сохраняется и переходит к новому собственнику. На саму продажу земельного участка сервитут не влияет, разве что на стоимость.
В случае, если собственник земельного участка отказывается заключать соглашение и категорически возражает против права пользования его собственностью, тогда вопрос об установлении сервитута решается в судебном порядке.

Установление сервитута в судебном порядке.

Судебная практика по установлению сервитутов самая разнообразная и сугубо индивидуальна, разнится от каждого конкретного случая. Поэтому твердо утверждать, что сервитут будет наложен — нельзя.
При правильном соблюдении порядка судебного процесса: грамотного формулирования своей правовой позиции по делу и окончательных требований, формирования полной доказательной базы и компетентного выступления в судебном заседании, суд примет положительное решение по делу.
При вынесении решения, суд не обязывает собственника заключить соглашение, это незаконно. Поэтому крайне важно при написании искового заявления, четко и грамотно сформулировать свои требования, в соответствии с законодательством. В противном случае, в иске будет просто отказано.
Судом сразу выносится решение об установлении сервитута. Решение суда, вступившее в законную силу, подлежит государственной регистрации и является основанием для установления обременения на землю.
Априори, установленный судом сервитут является бесплатным, если собственник земли не заявит встречное требование об установлении непременно платного сервитута с указанием конкретного размера платы. В таком случае предугадать решение суда не представляется возможным, исход дела будет зависеть от доводов встречного иска и возражений к нему.
Любое принятое судом решение можно обжаловать в апелляционном порядке, при наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, и грамотно составленной апелляционной жалобы. Только помните, что согласно ст. 327.1 ГПК, суд апелляционной инстанции не учитывает доказательства по делу, не рассмотренные судом первой инстанции. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Таким образом, если при рассмотрении дела судом первой инстанции не будут представлены полностью все доказательства по делу, в обоснование исковых требований, суд апелляционной инстанции их рассматривать без уважительной причины не будет.
Поэтому, если Вы хотите установить сервитут в судебном порядке — делать это надо очень аккуратно, поскольку у Вас будет всего одна возможность установить сервитут в судебном порядке.

Если у Вас возникла необходимость написать сервитут, или обжаловать действия Вашего соседа в судебном порядке, Вам препятствуют в доступе на Ваш земельный участок, звоните по номер +7-965-2-607-607, наш юрист по земельному праву готов оказать Вам квалифицированную помощь в признании и установлении сервитута в Балашихинском районе.

Статья 27. Государственная регистрация сервитутов. 1. Государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

2. Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута.
(в ред. Федеральных законов от 09.06.2003 N 69-ФЗ, от 11.05.2004 N 39-ФЗ)
Если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется.
(в ред. Федерального закона от 09.06.2003 N 69-ФЗ)
Комментарий к статье 27
1. В соответствии со ст. 1 комментируемого Закона под сервитутом понимается право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.
По сути, сервитут, представляющий собой ограничения (обременения) прав субъекта, выражается в наличии установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества.
2. Одним из видов сервитутов является право ограниченного пользования чужим земельным участком. Согласно ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном комментируемым Законом. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования.
Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.
По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.
В порядке, установленном в ст. 277 ГК РФ, сервитутом могут обременяться также и здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.
3. Сервитут вступает в силу после его регистрации в ЕГРП.
Государственная регистрация сервитутов производится на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте.
Для регистрации сервитута представляются, в частности, следующие документы:
— документы, подтверждающие, что право собственности на обременяемый объект зарегистрировано (копия);
— соглашение об установлении сервитута (подлинник и копия, заверенная нотариально) или решение суда об установлении сервитута (копия, заверенная печатью суда);
— распоряжение уполномоченного органа об установлении сервитута (копия, заверенная органом, установившим сервитут);
— если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, то к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией (органом), по учету объектов недвижимого имущества, план, на котором отмечена сфера действия сервитута. Если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется;
— в документах об установлении сервитута должна содержаться информация о дате начала отношений, о сроке, на который установлен сервитут, о плате за пользование сервитутом (если она установлена).
Государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством установления сервитута, а также единственным доказательством существования зарегистрированного сервитута.
4. Сервитут может быть частным или публичным, срочным или постоянным. Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившим публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
5. Отдельные виды сервитутов установлены в Водном, Земельном, Градостроительном кодексах РФ.
Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного водных сервитутов.
Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный водный сервитут).
В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервитуты могут устанавливаться и на основании судебного решения.
Общие положения о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством, применяются к водным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям Водного кодекса.
Публичные и частные водные сервитуты могут устанавливаться в целях:
— забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств;
— водопоя и прогона скота;
— использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств.
В дополнение к водным сервитутам, предусмотренным Водным кодексом РФ, водным законодательством Российской Федерации могут быть установлены иные водные сервитуты.
Для осуществления водных сервитутов не требуется получение лицензии на водопользование.
Водный сервитут устанавливается водным законодательством Российской Федерации или договором.
Права пользования водными объектами, за исключением публичного водного сервитута, возникают с момента государственной регистрации договора пользования водным объектом.
Договор установления частного водного сервитута заключается водопользователем с лицом, в пользу которого ограничивается право пользования водным объектом.
В соответствии с положениями Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный лесной сервитут).
Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут).
Положения гражданского законодательства, земельного и иного законодательства Российской Федерации применяются к лесным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям Лесного кодекса РФ.
Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают:
— из актов государственных органов;
— из договоров;
— из судебных решений;
— по иным основаниям, допускаемым Лесным кодексом.
Права пользования участками лесного фонда, за исключением публичного лесного сервитута, возникают с момента государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда и договора концессии участка лесного фонда; подписания протокола о результатах лесного аукциона; получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
В соответствии с нормами Земельного кодекса РФ частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Могут устанавливаться публичные сервитуты для:
— прохода или проезда через земельный участок;
— использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
— размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
— проведения дренажных работ на земельном участке;
— забора воды и водопоя;
— прогона скота через земельный участок;
— сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
— использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
— временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
— свободного доступа к прибрежной полосе.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Земельного кодекса РФ права лиц, использующих земельный участок на основании частного сервитута, определяются договором, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут. Частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.
Примеры частных сервитутов установлены в ст. 64 Градостроительного кодекса РФ. Среди них можно указать следующие:
— для строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий, строений и сооружений;
— для строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации объектов инженерной и транспортной инфраструктур;
— для проведения работ по инженерной подготовке территорий, работ по защите территорий от затопления и подтопления,
— устройству подпорных стен;
— для прохода, проезда через чужой (соседний) земельный участок;
— для применения проникающих на чужой (соседний) земельный участок на определенной высоте устройств при возведении зданий, строений и сооружений;
— для эксплуатации и ремонта общих стен в домах блокированной застройки;
— других нужд собственников объектов недвижимости, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

>С какого момента вступает в силу сервитут

Сервитут на срок до года государственной регистрации не подлежит

С заявлением о государственной регистрации сервитута, установленного в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, также вправе обратиться лицо, которому земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения либо безвозмездного пользования или аренды на срок более чем один год. (в ред.Сделки, не подлежащие регистрации, и сделки, требующие нотариального удостоверения Например, обязательной государственной регистрации подлежат договоры купли-продажи жилых помещений, дарения недвижимости, аренды недвижимости, заключенные на срок более одного года. Если в соответствии с законом сделка подлежит государственной регистрации, то она считается заключенной и вступает в силу только с момента государственной регистрации.

Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута. Если регистрация сервитута была произведена не на основании заявления правообладателя, последний в обязательном порядке должен быть уведомлен о произведенной регистрации сервитута. В течение одного месяца учреждение юстиции по регистрации прав, осуществившее регистрацию сервитута, обязано уведомить об этом правообладателя.

Статья 27

1. Общая характеристика сервитутов и определение сервитутов даны в комментарии к ст. 1. Как уже было отмечено ранее, сервитут может устанавливаться на основании соглашения сторон. Такими сторонами являются собственник недвижимого имущества и лицо, в пользу которого установлен сервитут. Сервитут прекращается по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Кроме того, он может быть прекращен в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

2. Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута.

С какого момента вступает в силу сервитут

  1. Собственник должен оказывать содействие для установления сервитута (представить все необходимые документы для регистрации данного договора соответственно законов РФ).
  2. Собственник должен обеспечить исполнение условий соглашения о сервитуте в пассивной или активной форме. Он не должен производить какие-либо действия, которые могут воспрепятствовать сервитуарию пользоваться недвижимостью.
  3. Собственник имеет право требовать от сервитуария своевременную плату за пользование имуществом, в размере определенном условиями договора.
  4. Собственник имеет право потребовать прекращение действия сервитута, еслиэтопредусмотрено законодательством РФ.

Согласно законодательства, под сервитутом подразумевается возможность частичного пользования чужим недвижимым имуществом. Для его оформления необходимо собрать такие документы: заявление, квитанцию об уплате госпошлины, паспорт или учредительные документы (для юридического лица) и документы права собственности на недвижимость или земельный участок.

Сервитут, как правило, устанавливается, когда собственник или иной владелец (пользователь) объекта недвижимого имущества нуждается в дополнительной территории, принадлежащей соседу, для обеспечения своих нужд, которые невозможны по тем или иным причинам без установления сервитута.

Пример из судебной практики. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что в отсутствие зарегистрированного в интересах истца сервитута требования обеспечить беспрепятственный доступ истца в переданный ему объект недвижимого имущества незаконны (см. подробнее: Постановление ФАС Центрального округа от 11 мая 2010 г. по делу N А62-818/2009).

Согласно статье 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Согласно статьи 27 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

Приказом Минюста РФ от 26.07.2004 N 132 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки» установлен порядок государственной регистрации сервитутов.

Сервитут — это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества (статья 1 Закона о регистрации). Сервитут является вещным правом (пункт 1 статьи 216 ГК РФ). Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком (пункт 2 статьи 274 ГК РФ).

Сервитут может быть срочным или постоянным (пункт 4 статьи 23 ЗК РФ).

В случаях и порядке, установленных п. 5 ст. 274 ЗК РФ, п. 6 и 7 ст. 23 ЗК РФ, собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату за пользование участком.

Государственная регистрация сервитута на земельный участок как ограничения (обременения) вещного права на земельный участок возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав (Закона о регистрации).

В том случае, когда определенному лицу предоставляется право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, возникает частный сервитут. Если же право пользования земельным участком возникает у неопределенного круга лиц, речь идет о публичном сервитуте. Лица, которым предоставлены указанные права, являются обладателями сервитута.

Правила установления публичного сервитута определены в Земельном кодексе Российской Федерации. Такого рода обременение возможно только в отношении земельного участка (причем без его изъятия), другая недвижимость (в отличие от частного сервитута) не может быть ограничена публичным сервитутом. Необходимо отметить три ключевых момента.

Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, поэтому права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которым и установлен публичный сервитут (п. 2 ст. 41 ЗК РФ). При этом ни Земельным кодексом, ни иными федеральными нормативными правовыми актами порядок принятия решения об установлении публичного сервитута, а также орган государственной власти, в компетенции которого находится принятие соответствующего нормативного правового акта, не определены (Письмо Минэкономразвития России от 03.11.2009 N Д23-3607).

Во-вторых, цель установления публичного сервитута — исключительно обеспечение интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Закрытый перечень потребностей, для удовлетворения которых может быть установлен публичный сервитут, приведен в п. 3 ст. 23 ЗК РФ. Условно их можно разделить на три категории:

1) сервитуты, предоставляющие право прохода (проезда) через земельный участок, включая сервитут для свободного доступа к прибрежной полосе;

2) сервитуты, предоставляющие право осуществления определенных работ (иных действий) на земельном участке, например для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

3) сервитуты, необходимые для размещения и обслуживания объектов, эксплуатация которых имеет публичный интерес. К примеру, использование земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.

В-третьих, публичный сервитут устанавливается с учетом результатов общественных слушаний.

При установлении публичного сервитута орган власти должен учитывать, что осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен (п. 5 ст. 23 ЗК РФ). Если лицо посчитает, что факт установления в отношении его земельного участка публичного сервитута нарушает его права (интересы), оно может обратиться в суд. Это следует из п. 8 ст. 23 ЗК РФ, согласно которому лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке. Кроме того, согласно ст. 13 ГК РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. На основании п. 1 ст. 192 АПК РФ в суд вправе обратиться гражданин, организация или иное лицо, полагающие, что оспариваемый нормативный правовой акт (его отдельные положения):

— не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

— нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— незаконно возлагает на него какие-либо обязанности или создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (п. 6 ст. 194 АПК РФ). Данный факт подтверждается сдебной праткикой Постановление ФАС ВВО от 16.08.2010 N А17-1285/2010, Постановление ФАС ВСО от 03.04.2012 N А10-4412/2011.

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка, а в случае наличия спора между этими лицами — судом. В таком случае спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. При этом суд не может обязать стороны заключить соглашение об обременении недвижимости сервитутом, поэтому основанием для государственной регистрации сервитута при наличии спора является решение суда (кстати, в резолютивной части которого должны быть приведены все условия сервитута). Как указал Президиум ВАС в Постановлении от 28.02.2012 N 11248/11, суд вправе самостоятельно определить оптимальные условия сервитута, в том числе маршрут проезда и прохода, который бы не только соответствовал интересам истца, но и был бы наименее обременительным для собственника обслуживающего земельного участка. При необходимости разрешения судом вопросов, касающихся отдельных условий сервитута и возможных вариантов его установления, которые требуют специальных знаний (например, в области организации дорожного движения, оценочной деятельности), суд в соответствии с положениями ст. 82 АПК РФ может назначить проведение экспертизы.

Рассмотрим вопросы, встречающиеся при установлении сервитута в правоприменительной деятельности, на примере обзора правовых позиций Президиума ВАС РФ по вопросам частного права.

При наличии спора между сторонами, суд пришедший к выводу о необходимости установления сервитута, может самостоятельно определить оптимальные условия сервитута, в том числе маршрут проезда и прохода, который бы не только соответствовал интересам истца, но и был бы наименее обременительным для собственника обслуживающего земельного участка. При необходимости разрешения судом вопросов, касающихся отдельных условий сервитута и возможных вариантов его установления, которые требуют специальных знаний (например, в области организации дорожного движения, оценочной деятельности), суд в соответствии с положениями ст. 82 АПК РФ может назначить проведение экспертизы.

Основанием для государственной регистрации сервитута при наличии спора между собственником недвижимости и лицом, претендующим на получение права ограниченного пользования этим имуществом, является решение суда, принятое в соответствии с п. 3 ст. 274 ГК РФ. По этой причине в резолютивной части соответствующего судебного акта должны быть приведены все условия, на которых суд устанавливает сервитут.

Согласно ст. 27 Закона о регистрации при государственной регистрации сервитута, если он относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, в орган, осуществляющий такую регистрацию, предоставляются документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута.

Исходя из требований данной статьи при предоставлении истцу права ограниченного пользования в отношении части участка суду в резолютивной части судебного акта следует указывать точные пространственные характеристики сервитута, относящиеся к сфере его действия, которые необходимы и достаточны для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, а впоследствии и для государственной регистрации данного вещного права в ЕГРП.

В том случае, если кадастровые работы для описания конкретных параметров сервитута выполнены и стороны спора согласны с их результатами, отраженными в межевом плане обслуживающего земельного участка, суд принимает решение в соответствии с результатами таких кадастровых работ.

При наличии разногласий сторон относительно конкретных пространственных характеристик сервитута, суд разрешает данный спор и устанавливает границы сервитута, исходя из результатов кадастровых работ, которые проводятся в рамках дела применительно к правилам, предусмотренным ст. 82 АПК РФ.

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости), нужды которого не могут быть обеспечены без установления сервитута, вправе потребовать установления частного сервитута. На сегодняшний день в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ целью обременения земельного участка частным сервитутом могут быть:

— обеспечение прохода и проезда через соседний земельный участок;

— прокладка и эксплуатация линий электропередачи, связи и трубопроводов;

— обеспечение водоснабжения и мелиорации;

— другие нужды собственника недвижимого имущества.

Таким образом, в отличие от публичного сервитута список задач, ради решения которых может быть установлен частный сервитут, не является исчерпывающим.

В соответствии с проектом Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» список видов сервитута ограничен:

— сервитутом перемещения (предполагается, что здесь может быть реализовано право прохода, прогона скота или проезда);

— строительным сервитутом (сервитутом стройки или опоры);

— сервитутом мелиорации (подвод или отвод воды на господствующий земельный участок или с этого участка);

— горным сервитутом (в целях добычи полезных ископаемых);

— коммунальным сервитутом (для размещения, эксплуатации, ремонта и реконструкции объектов коммунального назначения).

С требованием об установлении частного сервитута можно обратиться к собственнику соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и к собственнику другого земельного участка (соседнего участка), а также к собственнику другого недвижимого имущества (например, здания, сооружения), ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком. Имущество, которое обременяется частным сервитутом, называют служащей вещью. Поэтому, если служащая вещь находится в государственной или муниципальной собственности, требование должно быть заявлено соответствующему правообладателю объекта недвижимости.

Необходимо отметить, что соглашение об установлении частного сервитута может быть заключено только с собственником служащей вещи, поэтому требование об установлении частного сервитута нельзя заявить, допустим, землепользователю или арендатору земельного участка. А вот требование об установлении частного сервитута может заявить не только собственник господствующей вещи, но и землевладелец (лицо, владеющее и пользующееся земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования), а также землепользователь (лицо, владеющее и пользующееся земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения п. 4 ст. 274 ГК РФ) Соглашение может быть заключено и владельцем помещений, закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления Письмо Минэкономразвития России от 03.11.2009 N Д23-3607).

Говоря о форме соглашения об установлении частного сервитута должна быть соблюдена простая письменная форма сделки (п. 1 ст. 161 ГК РФ). Следовательно, договор об установлении сервитута должен быть составлен в форме одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение данного требования влечет недействительность указанного договора, что в силу ст. 17, п. 1 статьи 27 Закона о регистрации является основанием для регистрации данного ограничения.

Минэкономразвития в Письме от 03.11.2009 N Д23-3607 отметило: поскольку частный сервитут устанавливается соглашением, порядок, условия установления и осуществления такого сервитута должны быть определены в этом соглашении. Соглашение об установлении частного сервитута должно содержать:

— сведения о сторонах соглашения;

— сведения об обременяемом земельном участке (местоположение, площадь, кадастровый номер);

— цели и задачи установления сервитута;

— пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке;

— размер платы за сервитут и порядок ее внесения (при ее наличии);

— иные права и обязанности сторон.

Минэкономразвития в вышеназванном письме также обратило внимание на то, что на законодательном уровне не утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения об установлении частного сервитута. Предложено как минимум иметь в наличии документы, подтверждающие право собственности (иное вещное право) лица, требующего установления сервитута, на объект недвижимости. Если сервитут относится к части земельного участка, необходим документ, определяющий пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке (кадастровый паспорт, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости).

Сервитут может быть как платным, так и бесплатным. Пунктом 5 ст. 274 ГК РФ предусмотрено: собственник участка, обремененного частным сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Об этом сказано и в п. 6 ст. 23 ЗК РФ. На основании подготовленных поправок в ГК РФ частный сервитут планируется сделать исключительно платным, кроме сервитута, не связанного с осуществлением собственниками господствующей и служащей вещей предпринимательской деятельности (такой сервитут может быть безвозмездным).

Что касается публичного сервитута, если его установление приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник согласно абз. 2 п. 7 ст. 23 ЗК РФ вправе потребовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерной платы.

Как отметило Минэкономразвития в Письме от 21.10.2009 N Д23-3470, по вопросу определения платы за пользование земельными участками на условиях сервитута данный порядок в настоящее время не установлен. Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденные Росземкадастром 17.03.2004, не были зарегистрированы Минюстом и опубликованы в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, поэтому обязательному применению не подлежат. В то же время, соразмерность платы за пользование земельным участком (в случае ее установления) представляет собой ее соответствие тем неудобствам и ограничениям, которые испытывает собственник земельного участка в связи с использованием его участка обладателем сервитута. При этом размер такой платы может быть определен на основании материалов оценки в соответствии с правилами Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Основания прекращения публичного и частного сервитута разные. Согласно п. 2 ст. 48 ЗК РФ публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. Пока существуют указанные причины, сервитут отменен не будет. А что делать, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использовать земельный участок? Тогда собственник земельного участка (землепользователь, землевладелец) вправе потребовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом власти, установившим сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (абз. 1 п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Основания прекращения частного сервитута перечислены в ст. 276 ГК РФ. Это может быть отпадание основания, по которому обременение было установлено. В этом случае с требованием о прекращении частного сервитута может выступить собственник служащей вещи. Невозможность использования служащей вещи по целевому назначению также является основанием для отмены сервитута, но только по решению суда.

Необходимо учитывать: переход прав на объект недвижимости, в отношении которого установлен сервитут, не служит основанием для прекращения сервитута. Об этом свидетельствует не одна норма действующего законодательства. Например, в силу ст. 275 ГК РФ частный сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. При этом сервитут не может выступить в качестве самостоятельного предмета купли-продажи, залога и передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен. В то же время при заключении договора аренды арендодатель обязан предупредить арендатора о всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду имущество, в том числе о сервитуте. Неисполнение этой обязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора и возмещения убытков (ст. 613 ГК РФ). Такие же правила применяются при передаче вещи в безвозмездное пользование (ст. 694 ГК РФ).

В п. 5 ст. 11.8 ЗК РФ сказано: сервитуты, установленные в отношении земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, сохраняются в отношении образуемых земельных участков в прежних границах.

Проект Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 27.04.2012)

В заключении хотелось бы отметить об основаниях для прекращения частного сервитута, предложенных в проекте Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

об основаниях для прекращения частного сервитута, предложенных в проекте федерального закона N 47538-6:

— соглашение собственников вещей, связанных сервитутом;

— отпадание обстоятельств, вызвавших необходимость его установления (требование может быть заявлено любой стороной: не только собственником служащей вещи, но и собственником господствующей вещи);

— соединение служащей и господствующей вещей;

— пользование служащей вещью в соответствии с ее изменившимся назначением стало невозможным при сохранении сервитута;

— истечение срока, на который был установлен сервитут;

— решение собственника, которому одновременно принадлежат и служащая, и господствующая вещи.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *