>Состав Совета Безопасности Российской Федерации

Совет Безопасности РФ

Определение 1

Совет Безопасности Российской Федерации (СБ России, Совбез России) – это конституционный орган при Президенте РФ, который носит совещательный характер и осуществляет подготовку решений руководителя страны по вопросам обеспечения важнейших интересов, прав и свобод личности, государства и общества от внешних и внутренних угроз, реализует проведение единой политики государства по обеспечению национальной безопасности.

Совет Безопасности РФ предоставляет все условия для того, чтобы Президент РФ мог реализовать свои конституционные полномочия по охране суверенитета РФ, защите интересов, прав, свобод человека и гражданина, по охране целостности и независимости государства.

Замечание 1

Даты назначения на основные государственные должности и даты включения данных лиц в состав Совета Безопасности России не совпадают.

В число постоянных членов состава СБ России входит Секретарь Совета Безопасности. На протяжении всего существования Совета секретарь отдельными указами из Совета исключался.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основные направления деятельности Совета Безопасности РФ:

  • ежегодная подготовка доклада Президента РФ Верховному Совету (как основного программного документа) по вопросам обеспечения безопасности государства для государственных органов исполнительной власти, включающего вопросы внешней, внутренней, военной политики, для разработки нормативно-правовых актов в сфере защиты основных интересов, прав и свобод личности, государства и общества от внутренних и внешних угроз;
  • организация работы межведомственных комиссий (временных и постоянных), которые формируются Советом Безопасности на региональной и функциональной основе, как основного средства для разработки проектов решений Президента;
  • разработка предложений по предоставлению и гарантированной защите государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности Российской Федерации.

Состав Совета Безопасности России

Президент РФ в соответствии с Конституцией и Федеральным законом «О безопасности» определяет порядок формирования состава Совета Безопасности.

Президент является председателем СБ, он назначает постоянных членов и членов Совета Безопасности, определяет кто входит в состав Совета.

В прямом подчинении у Президента находится секретарь Совета Безопасности, выполняющий ряд функций: обеспечивает функционирование и руководит работой аппарата Совета Безопасности, проводит рабочие совещания.

В Совет входят члены Совета Безопасности и постоянные члены, которые назначаются не по должности, а на персональной основе. Количество непостоянных членов колеблется и в разные года составляло от 7 до 19 человек. Все непостоянные члены имеют право совещательного голоса.

Состав постоянных членов Совбеза России (данные на 18.02.2019 г.):

  • Председатель Правительства РФ (Медведев, Д.А.);
  • Председатель Совета Федерации (Матвиенко В.И.);
  • Директор Службы внешней разведки (Нарышкин С.Е.);
  • Председатель Государственной Думы (Володин В.В.);
  • Руководитель Администрации Президента (Вайно А.Э.);
  • Специальный представитель Президента по вопросам охраны окружающей среды, экологии и транспорта (Иванов С.Б.);
  • Секретарь Совета Безопасности (Патрушев Н.П.);
  • Министр обороны (Шойгу С.К.);
  • Министр иностранных дел (Лавров С.В.);
  • Министр внутренних дел (Колокольцев В.А.);
  • Директор Федеральной службы безопасности (Бортников А.В.).

В состав Совета входят непостоянные члены: Генеральный прокурор (Чайка Ю.Я.); Первый заместитель Председателя Правительства (министр финансов) (Силуанов А.Г.); заместитель Председателя Правительства (представитель Президента в Дальневосточном ФО) (Трутнев Ю.П.); заместитель Секретаря Совета Безопасности (Нургалиев Р.Г.); руководитель Федеральной таможенной службы (Булавин В.И.); начальник Генерального штаба ВС России (Герасимов В.В.); директор Федеральной службы войск нацгвардии РФ (Золотов В.В.); министр юстиции (Коновалов А.В.); министр по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Зиничев Е.Н.); представитель Президента в Центральном ФО (Щеголев И.О.); представитель Президента в Северо-Западном ФО (Гуцан А.В.); представитель Президента в Приволжском ФО (Комаров И.А.); представитель Президента в Северо-Кавказском ФО (Матовников А.А.); представитель Президента в Сибирском ФО (Меняйло С.И.); представитель Президента в Южнм ФО (Устинов В.В.); представитель Президента в Уральском ФО (Цуканов Н.Н.); мэр г. Москвы (Собянин С.С.); в.и.о. губернатора г. Санкт-Петербурга (Беглов А.Д.).

Основные функции и задачи Совета Безопасности РФ

Основными задачами Совета Безопасности являются Правоохранительные органы определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и по организации их ликвидации;

разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;

совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

Основными функциями Совета Безопасности являются:

  • · рассмотрение вопросов внутренней, внешней и, военной политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, решения стратегических проблем государственной, экономической, социальной, оборонной, экологической и иных видов безопасности, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятия мер по их предотвращению и преодолению их последствий;
  • · подготовка проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, развития глобальных информационных систем, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих безопасность;
  • · рассмотрение вопросов создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения безопасности, а также вопросов их деятельности;
  • · рассмотрение и оценка информации о состоянии безопасности Российской Федерации и факторах, угрожающих ей;
  • · накопление, анализ и обработка информации о функционировании системы обеспечения безопасности Российской Федерации, выработка рекомендаций по ее совершенствованию, организация разработки федеральных программ в области обеспечения безопасности Российской Федерации, а также оценка их эффективности;
  • · организация подготовки федеральных целевых программ обеспечения безопасности, осуществление контроля за ходом их реализации;
  • · организация научных исследований в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
  • · решение иных задач в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями Президента Российской Федерации.

Состав совета безопасности российской федерации

Совет Безопасности формируется Президентом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом «О

безопасности». Постоянные члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности РФ.

В настоящее время в состав Совета Безопасности входят: Председатель Совета Безопасности — Президент РФ.

Постоянные члены Совета Безопасности:

  • · Председатель Правительства РФ;
  • · Секретарь Совета Безопасности РФ;
  • · Министр иностранных дел РФ;
  • · Директор Федеральной службы безопасности РФ;
  • · Министр обороны РФ.
  • · Члены Совета безопасности РФ:
  • · Председатели палат парламента России;
  • · Руководитель Администрации Президента РФ;
  • · Все полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;
  • · Директор Службы внешней разведки;
  • · Генеральный директор федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ;
  • · Генеральный прокурор РФ;
  • · Министр внутренних дел РФ;
  • · Директор федеральной пограничной службы России;
  • · Министр юстиции РФ;
  • · Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Совет безопасности является совещательным органом при Президенте, его решения носят рекомендательный характер.

Значительны полномочия секретаря Совета безопасности, который является должностным лицом Совета Безопасности, подчиненным непосредственно Президенту, который назначает и освобождает его от должности.

При Совете безопасности создаются постоянные и временные комиссии по функциональному или региональному принципам, которые являются основными рабочими органами Совета безопасности.

В целях научного обеспечения деятельности Совета Безопасности при нем образован научный совет. В его состав включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также отдельные специалисты.

Все решения Совета безопасности по важнейшим государственным вопросам оформляются указами Президента РФ, иные решения — протоколами, а все решения Совета безопасности вступают в силу только после утверждения их Председателем Совета безопасности, т.е. Президентом РФ. В своей деятельности Президент РФ использует в качестве рабочего органа Администрацию Президента РФ, которая является государственным органом, обеспечивающим деятельность главы государства

Положение о Совете Безопасности Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ
О СОВЕТЕ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(утверждено Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 590, с изменениями согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 октября 2019 г. № 530)

1. Совет Безопасности Российской Федерации (далее — Совет Безопасности) является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее — национальная безопасность), организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

2. Правовую основу деятельности Совета Безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности», другие федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, а также настоящее Положение.

3. Задачами Совета Безопасности являются:

а) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения национальной безопасности;

б) формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией;

в) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз национальной безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

г) подготовка Президенту Российской Федерации предложений:

о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;

о применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности;

о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения, а также о введении и об отмене военного положения;

о реформировании существующих или об образовании новых государственных органов и организаций, осуществляющих функции в области обеспечения национальной безопасности;

об утверждении и уточнении стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны;

д) формирование основных направлений государственной внешней и военной политики;

е) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения национальной безопасности;

ж) оценка эффективности, разработка критериев и показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности.

4. Функциями Совета Безопасности являются:

а) рассмотрение вопросов обеспечения национальной безопасности, организации обороны, в том числе строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, планирования их применения, вопросов оборонного производства, мобилизационной подготовки, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;

б) проведение стратегической оценки на основе анализа информации:

о ходе реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения национальной безопасности;

о социально-политической и об экономической ситуации в стране;

о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;

о состоянии правопорядка и законности в стране, об эффективности принимаемых мер по противодействию терроризму и экстремизму;

о военной опасности и военной угрозе;

о разработке, производстве и внедрении современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения национальной безопасности;

о ходе реализации государственной антинаркотической политики;

о состоянии военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;

о состоянии информационной безопасности Российской Федерации и о развитии информационного общества в Российской Федерации;

о деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;

о координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения национальной безопасности;

в) разработка и уточнение критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;

г) осуществление стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности, в том числе:

оценка эффективности работы по реализации документов стратегического планирования;

корректировка документов стратегического планирования и стратегических национальных приоритетов;

координация деятельности по разработке в федеральных округах документов стратегического планирования;

д) участие в реализации основных направлений государственной внешней и военной политики, государственной политики в области оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

е) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Совета Безопасности;

ж) подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, организации обороны и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

з) организация разработки федеральных (государственных) целевых программ в области обеспечения национальной безопасности и осуществление контроля за их реализацией;

и) организация контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на финансирование расходов по обеспечению национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

к) рассмотрение ежегодного доклада Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению;

л) рассмотрение ежегодного Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации;

м) рассмотрение ежегодных докладов о результатах и основных направлениях деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;

н) организация научных исследований по вопросам, входящим в компетенцию Совета Безопасности.

5. Президент Российской Федерации может возложить на Совет Безопасности иные задачи и функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Совет Безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации формирует и возглавляет Президент Российской Федерации.

7. В состав Совета Безопасности входят:

а) Председатель Совета Безопасности Российской Федерации (далее — Председатель Совета Безопасности), которым по должности является Президент Российской Федерации;

б) Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации (далее — Секретарь Совета Безопасности);

в) постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности.

8. Постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по должности. Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности.

Постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности включаются в состав Совета Безопасности и исключаются из него Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.

9. Работой Совета Безопасности руководит Председатель Совета Безопасности.

10. Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний.

По решению Председателя Совета Безопасности могут проводиться совместные заседания Совета Безопасности и совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации.

11. Заседания Совета Безопасности проводятся на регулярной основе в соответствии с планами, утверждаемыми Председателем Совета Безопасности по представлению Секретаря Совета Безопасности, как правило, один раз в квартал. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета Безопасности.

Заседания Совета Безопасности ведет Председатель Совета Безопасности.

12. Повестка дня заседаний Совета Безопасности, порядок их организации и проведения определяются Председателем Совета Безопасности по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Организацию подготовки заседаний Совета Безопасности и проектов его решений осуществляет Секретарь Совета Безопасности.

Присутствие на заседаниях Совета Безопасности постоянных членов Совета Безопасности и членов Совета Безопасности обязательно.

Делегирование постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности своих полномочий в Совете Безопасности иным должностным лицам не допускается.

В зависимости от содержания рассматриваемых вопросов к участию в заседаниях Совета Безопасности могут привлекаться другие лица.

13. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета Безопасности простым большинством голосов от общего числа присутствующих постоянных членов Совета Безопасности.

Постоянные члены Совета Безопасности обладают равными правами при принятии решений.

Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса.

14. В целях обсуждения текущих вопросов обеспечения национальной безопасности, требующих принятия управленческих решений, Председатель Совета Безопасности проводит с постоянными членами Совета Безопасности оперативные совещания Совета Безопасности, как правило, один раз в неделю.

Оперативные совещания Совета Безопасности проводятся в соответствии с планами, утверждаемыми Председателем Совета Безопасности.

Повестка дня оперативных совещаний Совета Безопасности и состав участников определяются Председателем Совета Безопасности по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Организацию подготовки оперативных совещаний Совета Безопасности и проектов его решений осуществляет Секретарь Совета Безопасности.

15. Решения Совета Безопасности оформляются протоколами заседаний Совета Безопасности или протоколами оперативных совещаний Совета Безопасности и вступают в силу после их утверждения Президентом Российской Федерации.

В целях реализации решений Совета Безопасности могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента Российской Федерации.

16. Вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.

17. В целях подготовки заседаний Совета Безопасности и оперативных совещаний Совета Безопасности Секретарь Совета Безопасности может проводить рабочие совещания с постоянными членами Совета Безопасности, членами Совета Безопасности, иными представителями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

18. Информационно-аналитическое обеспечение подготовки заседаний и оперативных совещаний Совета Безопасности осуществляет аппарат Совета Безопасности.

Организационно-техническое обеспечение заседаний и оперативных совещаний Совета Безопасности осуществляет Управление протокола Президента Российской Федерации.

19. В целях подготовки решений Президента Российской Федерации по стратегическим направлениям социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Секретарь Совета Безопасности проводит с постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности совещания по стратегическому планированию.

Повестка дня, состав участников совещаний по стратегическому планированию из числа постоянных членов Совета Безопасности и членов Совета Безопасности определяются Председателем Совета Безопасности по представлению Секретаря Совета Безопасности. Состав иных участников совещаний по стратегическому планированию определяется Секретарем Совета Безопасности.

Совещания по стратегическому планированию проводятся в соответствии с планами, утверждаемыми Председателем Совета Безопасности.

Решения совещаний по стратегическому планированию оформляются протоколами, утверждаемыми Председателем Совета Безопасности. В целях реализации решений совещаний по стратегическому планированию могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента Российской Федерации.

Организацию подготовки материалов к совещаниям по стратегическому планированию осуществляет Секретарь Совета Безопасности.

Информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение совещаний по стратегическому планированию осуществляет аппарат Совета Безопасности.

20. В целях подготовки заседаний и оперативных совещаний Совета Безопасности, совещаний по стратегическому планированию, а также в целях рассмотрения отдельных проблем обеспечения национальной безопасности и совершенствования координации деятельности в данной области Секретарь Совета Безопасности по поручению Президента Российской Федерации проводит совместные с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах выездные совещания в субъектах Российской Федерации с участием руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и иных должностных лиц.

Выездные совещания проводятся по согласованию с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах в соответствии с планами, утверждаемыми Секретарем Совета Безопасности.

Повестка дня и состав участников выездных совещаний определяются Секретарем Совета Безопасности.

Решения выездных совещаний оформляются протоколами, утверждаемыми Секретарем Совета Безопасности. Протоколы выездных совещаний направляются в федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации для реализации.

Организацию подготовки материалов к выездным совещаниям осуществляет Секретарь Совета Безопасности.

Информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение выездных совещаний осуществляют аппарат Совета Безопасности и аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации в соответствующих федеральных округах.

21. Секретарь Совета Безопасности является должностным лицом, обеспечивающим реализацию возложенных на Совет Безопасности задач и функций.

Секретарь Совета Безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

Секретарь Совета Безопасности подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации.

Секретарь Совета Безопасности организует работу Совета Безопасности и руководит аппаратом Совета Безопасности.

22. Секретарь Совета Безопасности:

а) информирует Президента Российской Федерации о состоянии национальной безопасности;

б) разрабатывает планы работы Совета Безопасности и вносит их на утверждение Председателя Совета Безопасности;

в) формирует повестку дня заседаний и оперативных совещаний Совета Безопасности, совещаний по стратегическому планированию, выездных совещаний;

г) подготавливает и представляет на утверждение Председателя Совета Безопасности проекты протоколов заседаний и оперативных совещаний Совета Безопасности, совещаний по стратегическому планированию, при необходимости представляет проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации;

д) организует и координирует деятельность рабочих органов Совета Безопасности — межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации (далее — межведомственные комиссии Совета Безопасности), временных межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации (далее — временные межведомственные комиссии Совета Безопасности) и научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации (далее — научный совет при Совете Безопасности), в том числе вносит Председателю Совета Безопасности предложения об их образовании, реорганизации, упразднении, задачах, функциях и составе, а также в случае необходимости проводит совещания с председателями указанных комиссий;

е) координирует работу федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подготовке материалов к заседаниям и оперативным совещаниям Совета Безопасности, совещаниям по стратегическому планированию, выездным совещаниям;

ж) осуществляет контроль за исполнением решений Совета Безопасности, а также контроль деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в том числе с привлечением государственных контрольных и надзорных органов;

з) представляет Президенту Российской Федерации ежегодный доклад о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению;

и) организует работу по осуществлению стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности, по разработке и уточнению стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны, стратегических национальных приоритетов;

к) организует разработку и представление Президенту Российской Федерации предложений по реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения национальной безопасности при подготовке ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

л) организует проведение экспертизы проекта бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в части, касающейся обеспечения национальной безопасности;

м) участвует в выработке и реализации внешнеполитического курса Российской Федерации;

н) проводит по поручению Президента Российской Федерации мероприятия, направленные на укрепление международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;

о) представляет Совету Безопасности предложения по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в связи с чрезвычайными ситуациями;

п) координирует проведение научно-исследовательских работ, подготовку федеральных (государственных) целевых программ в области обеспечения национальной безопасности, а также работу по осуществлению контроля за их реализацией, привлекает для выполнения отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

р) организует рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности;

с) участвует в формировании государственной кадровой политики, политики в области государственной службы в интересах обеспечения национальной безопасности;

т) организует разработку проектов указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности;

у) участвует в заседаниях коллегий, военных советов, в совещаниях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов при рассмотрении ими вопросов обеспечения национальной безопасности;

ф) организует проведение экспертизы документов стратегического планирования, проектов решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, а также подготовку соответствующих заключений для рассмотрения на заседаниях Совета Безопасности;

х) представляет Президенту Российской Федерации кандидатуры для назначения на должность заместителей Секретаря Совета Безопасности, помощников Секретаря Совета Безопасности и вносит Президенту Российской Федерации предложения об освобождении их от должности;

ц) запрашивает и получает в установленном порядке от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, от организаций и должностных лиц материалы, необходимые для осуществления деятельности Совета Безопасности и аппарата Совета Безопасности;

ч) выступает с разъяснениями принятых Советом Безопасности решений.

23. В целях реализации своих полномочий Секретарь Совета Безопасности издает распоряжения.

24. Секретарь Совета Безопасности несет ответственность за обеспечение деятельности и исполнение решений Совета Безопасности.

25. Совет Безопасности в соответствии с своими задачами и функциями образует рабочие органы — межведомственные комиссии Совета Безопасности, временные межведомственные комиссии Совета Безопасности и научный совет при Совете Безопасности.

26. Межведомственные комиссии Совета Безопасности могут создаваться по функциональному или региональному признаку.

27. (утратил силу).

28. Положения о межведомственных комиссиях Совета Безопасности и их состав по должностям утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.

29. Межведомственные комиссии Совета Безопасности осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, способствуют координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности и исполнению решений Совета Безопасности.

30. Заседания межведомственных комиссий Совета Безопасности проводятся в соответствии с планами, как правило, согласованными по тематике с планами заседаний и оперативных совещаний Совета Безопасности, совещаний по стратегическому планированию, выездных совещаний, а также иных мероприятий, проводимых в рамках деятельности Совета Безопасности.

В случае необходимости по решению Секретаря Совета Безопасности могут проводиться внеочередные заседания межведомственных комиссий Совета Безопасности и совместные заседания двух или нескольких межведомственных комиссий Совета Безопасности.

31. Решения межведомственных комиссий Совета Безопасности, утвержденные Секретарем Совета Безопасности, направляются в соответствующие органы и организации для рассмотрения с последующим уведомлением межведомственных комиссий Совета Безопасности о результатах рассмотрения и, при необходимости, о принятых мерах.

32. Информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности межведомственных комиссий Совета Безопасности осуществляется в соответствии с положениями об этих комиссиях.

32.1. Временные межведомственные комиссии Совета Безопасности могут образовываться для подготовки предложений по отдельным вопросам обеспечения национальной безопасности.

Положения о временных межведомственных комиссиях Совета Безопасности и их состав по должностям утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности временных межведомственных комиссий Совета Безопасности осуществляется в соответствии с положениями об этих комиссиях.

33. Научный совет при Совете Безопасности осуществляет научно-методологическое обеспечение деятельности Совета Безопасности и его рабочих органов.

Решения научного совета при Совете Безопасности носят рекомендательный характер.

Положение о научном совете при Совете Безопасности и его персональный состав утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Организационно-техническое обеспечение деятельности научного совета при Совете Безопасности осуществляет аппарат Совета Безопасности.

34. Совет Безопасности на регулярной основе издает информационный сборник о своей деятельности.

35. Деятельность Совета Безопасности обеспечивается Администрацией Президента Российской Федерации, а по вопросам, отнесенным настоящим Положением к его ведению, — аппаратом Совета Безопасности.

36. Положение об аппарате Совета Безопасности утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности, согласованному с Руководителем Администрации Президента Российской Федерации.

Совет Безопасности РФ Одним из органов, который формирует и возглавляет Президент России, является Совет Безопасности РФ. Совет Безопасности Российской Федерации — конституционный совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности . Орган решает такие важные для безопасности страны задачи:

  • обеспечение условий для осуществления Президентом России полномочий в области обеспечения безопасности;
  • формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией;
  • прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;
  • подготовка предложений Президенту РФ:
    — о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;
    — о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
    — о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;
  • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом РФ решений в области обеспечения безопасности;
  • оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности .
    В свою очередь, к основным функциями Совета Безопасности РФ относятся:
  • рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;
  • анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;
  • разработка и уточнение стратегии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;
  • осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;
  • рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности РФ;
  • подготовка проектов нормативных правовых актов Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
  • организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией;
  • организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности РФ .

Крайне высокий статус придает ему не только факт председательства в нем главы государства, но и вхождение в него многих высокопоставленных должностных лиц. В состав Совета Безопасности РФ входят постоянные члены, замещающие следующие должности :

  • Председатель Правительства РФ;
  • Председатель Совета Федерации ФС РФ;
  • Председатель Государственной Думы ФС РФ;
  • Руководитель Администрации Президента РФ;
  • Секретарь Совета Безопасности РФ;
  • Министр обороны РФ;
  • Министр внутренних дел РФ;
  • Министр иностранных дел РФ;
  • директор Службы внешней разведки РФ;
  • директор Федеральной службы безопасности РФ;
  • заместитель Секретаря Совета Безопасности РФ Нургалиев Р.Г.;
  • постоянный член Совета Безопасности РФ Грызлов Б.В.

Примечательно, что последние 2 постоянных члена входят в состав совета скорее по причине большого опыта и ранее занимаемым должностям, нежели сегодняшним положением в системе государственного управления. Помимо указных лиц в Совет Безопасности РФ входят члены :

  • полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;
  • Генеральный прокурор РФ;
  • Министр финансов РФ;
  • Министр юстиции РФ;
  • начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ — первый заместитель Министра обороны РФ;
  • директор ФСКН России;
  • Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Мэр Москвы;
  • Губернатор Санкт-Петербурга.

Что касается разницы между постоянными членами и членами Совета Безопасности РФ, то здесь 2 основных отличия. Во-первых, Президент РФ, проводя заседания совета, не всегда проводит его с приглашением всех лиц, входящих в него. В последнее время все чаще в заседаниях участвуют только постоянные члены. Во-вторых, члены, в отличие от постоянных членов, при решении вопросов обладают лишь правом совещательного голоса . Как видно из рисунка, кроме Председателя, членов и Секретаря Совета Безопасности РФ, в его структуру имеется аппарат, научный совет и межведомственные комиссии.Аппарат, возглавляемый Секретарем Совета Безопасности РФ (с 2008 г. это Патрушев Н.П.), является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ на правах управления и решает такие задачи, как:

  • информационно-аналитическое сопровождение деятельности Президента РФ и Совета Безопасности РФ по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности страны, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;
  • информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ по разработке и уточнению стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны, критериев и показателей обеспечения национальной безопасности, стратегических национальных приоритетов, иным вопросам стратегического планирования;
  • информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности межведомственных комиссий Совета Безопасности РФ;
  • организационно-техническое, документационное и информационно-справочное обеспечение деятельности научного совета при Совете Безопасности РФ;
  • подготовка Президенту РФ и Совету Безопасности РФ предложений по вопросам безопасности и обороны;
  • контроль за реализацией федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации решений Президента РФ по вопросам координации деятельности в области обеспечения национальной безопасности, а также решений Совета Безопасности РФ и совещаний по стратегическому планированию .

Для осуществления подготовки предложений и рекомендаций Совету Безопасности РФ по основным направлениям государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, способствования координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов федерации по обеспечению национальной безопасности, исполнения решений Совета Безопасности РФ по решению Президента России создаются межведомственные комиссии Совета Безопасности РФ. Они могут образовываться по функциональному или региональному признакам. В настоящее время действуют:

  • Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по безопасности в экономической и социальной сфере;
  • Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по военной безопасности;
  • Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по информационной безопасности;
  • Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по общественной безопасности;
  • Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по проблемам Содружества Независимых Государств;
  • Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по проблемам стратегического планирования;
  • Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по экологической безопасности.

Они состоят из представителей федеральных органов исполнительной власти (как правило, руководителей или заместителей), аппарата Совета Безопасности РФ, Российской академии наук и др. Также существует научный совет при Совете Безопасности РФ. Он образован для научно-методологического и экспертно-аналитического обеспечения деятельности Совета Безопасности РФ, его рабочих органов и аппарата . Возглавляет его Секретарь Совета Безопасности РФ, в состав входят сотрудники Администрации Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти, представители госкорпораций, акционерных обществ с государственным участием, учреждений, вузов и научных организаций. П. 1 Положения о Совете Безопасности Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 06.05.2011 № 590). П. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.10.2010 № 390-ФЗ «О безопасности». П. 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.05.2012 № 715 «Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации». П. 4 ст. 15 Федерального закона от 28.10.2010 № 390-ФЗ «О безопасности». П. 3 Положения об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 06.05.2011 № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации»). П. 1 Положения о научном совете при Совете Безопасности Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 06.05.2011 № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации»).

Секретарь Совета безопасности

Последние месяцы 1998-го и начало 1999 года были временем отчаяния и тревоги в жизни обитателей Кремля. Стало ясно: президент Ельцин настолько тяжело болен, что неизвестно, сколько времени он продержится.

История болезни Бориса Ельцина в основном остается тайной. Но академик Евгений Иванович Чазов, руководитель кардиологического центра, в котором Ельцину делали операцию, пишет, что у Бориса Николаевича было пять инфарктов. Шестой мог стать смертельным. Чазов считает, что здоровье Ельцина было подорвано не только физическими и эмоциональными перегрузками, но и злоупотреблением горячительными напитками, а также неумеренным приемом успокаивающих и снотворных препаратов.

Мысль, кто придет после него и как он себя поведет, не покидала ни самого Бориса Николаевича, ни его ближайшее окружение. Ведь тогда сильны были позиции тех, кто говорил, что Ельцина надо судить за развал страны. И в устах некоторых политиков это звучало угрожающе.

В какой-то момент Ельцин, кажется, даже был готов передать государство Примакову, который пользовался в стране широкой поддержкой. Через две недели после назначения Евгения Максимовича главой правительства президент вдруг многозначительно и доверительно заговорил с ним:

— Давайте думать о стратегических вопросах. Я мыслю вас на самом высшем посту в государстве!

Примаков благоразумно отказался развивать эту тему. Да и Ельцин быстро понял, что Евгений Максимович слишком самостоятелен.

Эскизный портрет преемника набросать несложно: молодой, энергичный, располагающий к себе, желательно из военных, из тех, кто в политике недавно и не успел примелькаться. Такие качества, как верность и надежность, обязательны.

Первым на этот пост и опробовали Николая Николаевича Бордюжу.

Казалось, он подходит идеально. Из военной семьи, двадцать лет прослужил в военной контрразведке, занимался кадрами, политико-воспитательной работой, потом в Федеральном агентстве правительственной связи и информации и в пограничных войсках. Он стал регулярно приходить в Кремль и многих буквально очаровал. Худощавый, подтянутый, улыбчивый — военная косточка, спокойный, внимательный, умеет ладить с людьми. Чем не кандидат в преемники?

В сентябре 1998 года нового ельцинского фаворита сделали секретарем Совета безопасности, а в декабре еще и поставили во главе президентской администрации (вместо Юмашева). Такой концентрации власти еще не было ни у кого из кремлевских администраторов.

Генерала призвали в Кремль в тот момент, когда Ельцин был очень слаб и левая оппозиция требовала его отставки. В книге «Президентский марафон» мотивы назначения Бордюжи изложены весьма откровенно:

«Легко стучать кулаком по думской трибуне, в очередной раз “отправляя в отставку” ненавистного Ельцина, выводить на площади колонны демонстрантов под красными флагами, когда он лежит в больнице. Труднее это сделать, когда рядом с президентом возникает фигура генерал-полковника, который одновременно совмещает две важнейшие государственные должности — и главы администрации, и секретаря Совета безопасности».

Ельцин и его окружение надеялись, что молодой генерал-полковник станет им надежной защитой. Бордюжа, условно говоря, был Путиным номер один. Но исполнительный и доброжелательный офицер оказался непригодным к этой работе. Он не только не разобрался в сложнейших кремлевских интригах, но и не проявил к ним ни малейшего интереса и склонности. Он либо совершенно не понял, чего от него ждут, либо не желал этим заниматься. Не хватило ему и других искомых качеств — беспредельной жесткости и твердости.

Бордюжа поехал послом в маленькую Данию, потом получил назначение генеральным секретарем Организации Договора о коллективной безопасности, должность эта полувоенная, полудипломатическая, но во всяком случае далекая от власти…

Пост секретаря Совета безопасности передали Владимиру Путину.

Аппарат Совета безопасности разместился в одном из бывших зданий ЦК КПСС, известном тем, что там до августовского путча находился аппарат ЦК Компартии РСФСР. Совету безопасности отдали помещения на тех этажах, где когда-то находилась военно-промышленная комиссия ЦК. Эти комнаты, уверяют специалисты, надежно защищены от прослушивания. Любой посетитель Совета должен был миновать тройной кордон — у ворот комплекса, при входе в здание и при выходе из лифта на нужном этаже.

Нравы остались прежними: проголодавшийся посетитель мог заглянуть в буфет, но в столовую охрана пускала только по отдельным пропускам. Скучные кабинеты сотрудников аппарата Совета безопасности обставили все той же цековской канцелярской мебелью, на окнах все те же белые занавески. Главное отличие состояло в том, что в кабинетах установили компьютеры, подключенные к закрытым правительственным информационным сетям. И появилась — по американскому образцу — ситуационная комната, где можно заседать в случае кризиса: здесь есть все виды связи.

Но в общем ничего особо таинственного в работе Совете безопасности никогда не было. По коридорам тоскливо бродили такие же люди, как и в любом госучреждении, курили в отведенных для этого местах, жаловались на низкую зарплату и жадно прислушивались к слухам.

Как аналитический центр, способный облегчить президенту принятие ключевых решений, Совет безопасности в те годы никак себя не проявил. Возможно, в силу ограниченности интеллектуальных ресурсов аппарата. Надо еще иметь в виду, что Совет безопасности постоянно перестраивался и реорганизовывался. Сотрудники были заняты исключительно устройством личных дел и с испугом или безразличием ожидали очередного приказа о выводе всех за штат.

Иностранцы считали российский Совет безопасности новым политбюро, которое стоит выше правительства и втайне принимает ключевые решения. Или просто называли Совет безопасности тайным правительством, которое принимает все основные решения.

На самом деле есть как бы два Совета безопасности. Один — учреждение, входящее в администрацию президента. Другой — просто собрание высших должностных лиц государства, которые нашли удобное название для своих заседаний по секретным делам. Когда Борису Ельцину надо было обсудить какое-то сложное и опасное дело (скажем, военную операцию в Чечне), он созывал ключевых министров — и это называлось заседанием Совета безопасности. Но к работе самого Совета такое закрытое совещание обычно никакого отношения не имело.

Новая должность приблизила Путина к президенту и его окружению. И сам Борис Николаевич, и его семья хотели получше присмотреться к новому человеку. Им всем предстояло вверить ему свою судьбу…

Поделитесь на страничке

Следующая глава >


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *