Содержание

Судьи Конституционного суда Российской Федерации

Су́дьи Конституцио́нного суда́ Росси́йской Федера́ции — судьи судебного органа, самостоятельно осуществляющего посредством конституционного судопроизводства конституционный контроль.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Срок полномочий судьи Конституционного суда

Законом РСФСР от 6 мая 1991 г. № 1175-I «О Конституционном Суде РСФСР», устанавливалось, что Конституционный Суд РСФСР состоит из 15 судей, избираемых Съездом народных депутатов РСФСР (избраны были только 13, 2 судей так и не были избраны вплоть до принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.). Полномочия судьи не ограничивались определенным сроком, устанавливался предельный возраст пребывания в должности судьи — 65 лет. Конституционный Суд РСФСР избирал из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря.

Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года установлено, что Конституционный суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации по представлению президента Российской Федерации. Судьи Конституционного суда, избранные до вступления в силу Конституции 1993 года, сохраняли свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны, то есть до достижения 65-летнего возраста. До принятия Федерального конституционного закона от 5 апреля 2005 года № 2-ФКЗ для судей, избранных Съездом народным депутатов РСФСР срок полномочий по-прежнему огранивался достижением 65-летнего возраста.

Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» устанавливалось, что судья Конституционного суда Российской Федерации назначается на должность на срок 12 лет. Устанавливался предельный возраст для пребывания в должности судьи — 70 лет. Законом устанавливалось, что полномочия судьи прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет. Судья Конституционного суда, срок полномочий которого истёк, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием. Конституционный суд в пленарном заседании избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и судью-секретаря сроком на 3 года (допускается возможность переизбрания на новый срок).

Федеральным конституционным законом от 8 февраля 2001 года № 1-ФКЗ «О внесении изменений и дополнения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» установлен новый срок полномочий судьи — 15 лет (вместо 12). Предельный возраст пребывания в должности (70 лет) отменялся. Данные нормы распространены на всех действующих судей, назначенных Советом Федерации с 1994 года.

Федеральным конституционным законом от 15 декабря 2001 года № 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» вновь введена норма о предельном возрасте пребывания в должности судьи — 70 лет (вступала в силу с 1 января 2005 года). Срок полномочий остался прежним — 15 лет.

Федеральным конституционным законом от 5 апреля 2005 года № 2-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» отменено ограничение полномочий судьи определённым сроком (15 лет). Предельный возраст пребывания в должности остался прежним — 70 лет (за исключением председателя). Данные положения распространены на всех действующих судей Конституционного суда (в том числе и избранных ещё Съездом народных депутатов РСФСР в 1991 году).

Судьи Конституционного суда

После даты избрания (в 1991 г.) или назначения (с 1994 г.) указан номер постановления Съезда народных депутатов РСФСР или Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, которым произведено избрание или назначение. После истечения срока полномочий судья обычно исполнял обязанности в течение нескольких месяцев до назначения нового судьи.

  1. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Аметистов Эрнест Михайлович (умер 7 сентября 1998 г.)
  2. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Ведерников Николай Трофимович (полномочия прекратились 31 декабря 1999 г. в связи с достижением 65-летнего возраста, исполнял обязанности судьи до 16 февраля 2000 г.)
  3. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Витрук Николай Васильевич (полномочия прекратились 30 ноября 2002 г. в связи с достижением 65-летнего возраста, исполнял обязанности судьи до 12 февраля 2003 г.)
  4. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Гаджиев Гадис Абдуллаевич
  5. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Зорькин Валерий Дмитриевич
  6. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Кононов Анатолий Леонидович (ушел в отставку с 1 января 2010 г.)
  7. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Лучин Виктор Осипович (полномочия прекратились 31 марта 2004 г. в связи с достижением 65-летнего возраста, исполнял обязанности судьи до 25 февраля 2005 г.)
  8. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Морщакова Тамара Георгиевна (полномочия прекратились 31 марта 2001 г. в связи с достижением 65-летнего возраста, исполняла обязанности судьи до 29 марта 2002 г.)
  9. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Олейник Владимир Иванович (умер 17 февраля 1999 г.)
  10. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Рудкин Юрий Дмитриевич
  11. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Селезнёв Николай Васильевич (полномочия прекратились 31 мая 2015 г. в связи с достижением 70-летнего возраста)
  12. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Тиунов Олег Иванович (полномочия прекратились 31 октября 2002 г. в связи с достижением 65-летнего возраста, исполнял обязанности судьи до 12 февраля 2003 г.)
  13. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Эбзеев Борис Сафарович (4 сентября 2008 г. вступил в должность Президента Карачаево-Черкесской Республики)
  14. 25 октября 1994 г., № 223-I СФ — Туманов Владимир Александрович (полномочия прекратились 31 октября 1996 г. в связи с достижением 70-летнего возраста, исполнял обязанности судьи до 11 июня 1997 г.)
  15. 25 октября 1994 г., № 224-I СФ — Хохрякова Ольга Сергеевна (умерла 31 июля 2019 г.)
  16. 25 октября 1994 г., № 225-I СФ — Ярославцев Владимир Григорьевич
  17. 15 ноября 1994 г., № 248-I СФ — Данилов Юрий Михайлович
  18. 6 декабря 1994 г., № 276-I СФ — Стрекозов Владимир Георгиевич (полномочия прекратились 31 мая 2010 г. в связи с достижением возраста 70 лет, исполнял обязанности судьи до 6 июля 2010 г.)
  19. 7 февраля 1995 г., № 337-I СФ — Баглай Марат Викторович (полномочия прекратились 1 января 2005 г. в связи с вступлением в силу нормы о 70-летнем предельном возрасте, исполнял обязанности судьи до 25 февраля 2005 г.)
  20. 11 июня 1997 г., № 191-СФ — Жаркова Людмила Михайловна
  21. 14 октября 1998 г., № 408-СФ — Слива Анатолий Яковлевич (полномочия прекратились 28 февраля 2010 г. в связи с достижением возраста 70 лет, исполнял обязанности судьи до 18 марта 2010 г.)
  22. 18 мая 1999 г., № 207-СФ — Жилин Геннадий Александрович (полномочия прекратились 31 августа 2016 г. в связи с достижением 70-летнего возраста)
  23. 16 февраля 2000 г., № 10-СФ — Бондарь Николай Семёнович
  24. 29 марта 2002 г., № 166-СФ — Казанцев Сергей Михайлович
  25. 12 февраля 2003 г., № 26-СФ — Клеандров Михаил Иванович (полномочия прекратились 31 августа 2016 г. в связи с достижением 70-летнего возраста)
  26. 12 февраля 2003 г., № 27-СФ — Красавчикова Лариса Октябриевна
  27. 25 февраля 2005 г., № 37-СФ — Маврин Сергей Петрович
  28. 25 февраля 2005 г., № 38-СФ — Мельников Николай Васильевич
  29. 15 октября 2008 г., № 330-СФ — Князев Сергей Дмитриевич
  30. 3 марта 2010 г., № 44-СФ — Арановский Константин Викторович
  31. 3 марта 2010 г., № 45-СФ — Кокотов Александр Николаевич
  32. 14 июля 2010 г., № 269-СФ — Бойцов Александр Ильич

Председатели, заместители председателя и судьи-секретари Конституционного суда

Председатели Конституционного суда Российской Федерации, избранные Конституционным судом: В. Д. Зорькин (1991—1993 гг., с 2003 г.), Н. В. Витрук (и. о. 1993—1995 гг.), В. А. Туманов (1995—1997 гг.), М. В. Баглай (1997—2003 гг.)

Заместители председателя Конституционного суда Российской Федерации, избранные Конституционным судом: Н. В. Витрук (1991—1995 гг.), Т. Г. Морщакова (1995—2002 гг.), В. Г. Стрекозов (2002—2008 гг.), О. С. Хохрякова (2008—2019 гг.)

Заместители председателя Конституционного суда Российской Федерации, назначенные Советом Федерации: С. П. Маврин (с 18 июля 2009 г., № 321-СФ)

Судьи-секретари (в 1991—1995 годах — секретарь) Конституционного суда Российской Федерации, избранные Конституционным судом: Ю. Д. Рудкин (1991—1998 гг.), Н. В. Селезнёв (1998—2001 гг.), Ю. М. Данилов (2001—2009 гг.)

Список отклоненных кандидатур на должность судьи Конституционного суда

В период президентства Б. Н. Ельцина Совет Федерации нередко отклонял по результатам тайного голосования представленные президентом Российской Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного суда. При президентах В. В. Путине и Д. А. Медведеве таких случаев не было.

  1. Краснов Михаил Александрович (кандидатура отклонялась трижды — см. постановления Совета Федерации от 25 октября 1994 г. № 222-I СФ, от 16 ноября 1994 г. № 259-I СФ и от 16 апреля 1997 г. № 93-СФ)
  2. Митюков Михаил Алексеевич (кандидатура отклонялась дважды — см. постановления Совета Федерации от 25 октября 1994 г. № 222-I СФ и от 31 марта 1999 г. № 122-СФ)
  3. Савицкий Валерий Михайлович (кандидатура отклонялась дважды — см. постановления Совета Федерации от 25 октября 1994 г. № 222-I СФ и от 16 ноября 1994 г. № 259-I СФ)
  4. Биктагиров Раиф Терентьевич (см. постановление Совета Федерации от 16 ноября 1994 г. № 259-I СФ)
  5. Калмыков Юрий Хамзатович (см. постановление Совета Федерации от 16 ноября 1994 г. № 259-I СФ)
  6. Вицин Сергей Ефимович (см. постановление Совета Федерации от 6 декабря 1994 г. № 277-I СФ)
  7. Цивилев Роберт Макарович (кандидатура отклонялась дважды — см. постановления Совета Федерации от 16 декабря 1994 г. № 299-I СФ и от 17 января 1995 г. № 310-I СФ)
  8. Федотов Михаил Александрович (см. постановление Совета Федерации от 5 марта 1997 г. № 62-СФ)

Примечания

  1. Должность судьи-секретаря упразднена Федеральным конституционным законом от 2 июня 2009 г. № 2-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О Конституционном суде Российской Федерации“». Этим же законом введена вторая должность заместителя председателя Конституционного суда Российской Федерации.

Ссылки

  • Состав Конституционного суда Российской Федерации
  • Судьи Конституционного суда Российской Федерации на официальном сайте КС РФ
  • Заседания Совета Федерации
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Судья секретарь конституционного суда РФ

Полномочия судей конституционного суда регламентируется федеральным законом «О Конституционных судах РФ», регламентом КС. Судья секретарь конституционного суда РФ имеет следующие полномочия:

  1. выполняет функции непосредственного руководителя аппарата Конституционного суда;
  2. производит организацию и подготовку проведения заседаний Конституционного суда РФ;
  3. информирует соответствующие органы, организации и лица о решениях, которые приняты КС РФ. Также, судья секретарь информирует Конституционный суд об исполнении принятых решений;
  4. осуществляет прочие полномочия, в соответствии с федеральным законом и Конституцией РФ.

Особенности должности судьи секретаря Конституционного суда РФ

Судья секретарь КС РФ параллельно с возложенными на него полномочиями организационного характера в работе Конституционного суда, исполняет судебные обязанности. Следовательно новая редакция закона «О конституционном суде» формулирует данную должность, как судья секретарь, в отличие от прежнего названия, секретарь Конституционного суда.
В случае осуществления судьей секретарем общего руководства аппаратом КС и определением основного направления деятельности, судья секретарь выполняет функции по непосредственному руководству работой аппарата. Это касается подготовки материалов к заседаниям КС и обобщения практики в исполнении решений Конституционного суда Российской Федерации. Кроме того, согласно Регламенту, судья секретарь осуществляет организацию работы комиссии по присвоению чинов, определению стажа и выслуги лет работникам аппарата КС. Также он производит подписи документов, связанных с увольнением и приемом на работу сотрудников аппарата и курирует постоянную комиссию по финансам, управлению и бюджету.

Регламент работы судьи секретаря КС

Судья секретарь не позднее 14 дней со дня их подписания, направляет постановления и заключения Конституционного суда организациям и лицам, перечисленными в статье 77 федерального закона. Кроме того, он контролирует работу Секретариата по подготовке аналитических и информационных материалов об исполнении решений, направляет судьям обобщенные данные по мере необходимости. В конце итогового года, вносит на пленарное заседание предложения по улучшению обеспечения исполнения конституционных решений, согласно Регламента.
Судья секретарь КС РФ производит организационное обеспечение и проведение заседаний КС, как пленарных, так и заседания палат. Совместно с Председателем Конституционного суда он подписывает протоколы пленарных заседаний, как гарант их верности и подлинности.

Судья секретарь организует информационное обеспечение судей Конституционного суда РФ (п.4 ст.27). Это касается вопросов законодательства и прочих, которые связаны с осуществлением конституционного судебного процесса.

Председатель конституционного суда РТ
Нормы Конституции РТ провозгласили ее демократическим и правовым государством. Более того, Конституция закрепила нормы, ценности и принципы являющиеся основой правовой системы…

Конституционный суд Зорькин
Конституционный суд Зорькин – фраза, которая поможет вам найти информацию о председателе суда. Зорькин Валерий Дмитриевич родился в семье военного человека в 1943 году. В 1964…

Председатель конституционного суда РФ
Согласно федерального закона О Конституционном суде РФ,Председатель Конституционного суда РФ, избирается на должность сроком на 6 лет по представлению Президента, Советом…

Председатель конституционного суда Зорькин
Председатель конституционного суда Зорькин Валерий на данную должность избирается уже пятый раз (последний раз в 2012 году путем тайного голосования). Конституционный суд в…

>Федеральный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 N 1-ФКЗ ст 111 (ред. от 29.07.2018)

Статья 111. Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации

Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации и иных подразделений.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации, проводит прием посетителей; рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда Российской Федерации в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда Российской Федерации; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации. Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в пределах своей сметы расходов устанавливает структуру аппарата; утверждает Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации.

Права, обязанности, ответственность сотрудников аппарата Конституционного Суда Российской Федерации, а также условия прохождения ими службы определяются законами и иными нормативными актами о федеральной государственной службе, нормативными актами о правовом положении работников судов, а также законодательством Российской Федерации о труде.

Секретариат Конституционного Суда РФ

Смотреть что такое «Секретариат Конституционного Суда РФ» в других словарях:

  • АППАРАТ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — рабочий орган Конституционного Суда РФ, состоящий из Секретариата и иных подразделений и организаций, обеспечивающий его эффективное функционирование, реализацию им задач конституционного судопроизводства. В частности, Секретариат… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Политический кризис на Украине 2007 года — У этого термина существуют и другие значения, см. Политический кризис на Украине. Политический кризис на Украине 2007 года внутриполитический кризис (с октября 2006 года по декабрь 2007), вызванный тем, что премьер министр Янукович… … Википедия

  • Политический кризис на Украине (2007) — Палаточный городок и митинг сторонников антикризисной коалиции в Киеве на Площади Независимости … Википедия

  • Конфликт Ющенко и антикризисной коалиции — Палаточный городок и митинг сторонников антикризисной коалиции в Киеве на Площади Независимости Политические регионы Украины Политический кризис на Украине 2007 года внутриполитический кризис, вызванный продолжительной борьбой за власть между… … Википедия

  • Конфликт Ющенко и антикризисной коалиции (2007) — Палаточный городок и митинг сторонников антикризисной коалиции в Киеве на Площади Независимости Политические регионы Украины Политический кризис на Украине 2007 года внутриполитический кризис, вызванный продолжительной борьбой за власть между… … Википедия

  • Конфликт между президентом Ющенко и парламентской коалицией — Палаточный городок и митинг сторонников антикризисной коалиции в Киеве на Площади Независимости Политические регионы Украины Политический кризис на Украине 2007 года внутриполитический кризис, вызванный продолжительной борьбой за власть между… … Википедия

  • Конфликт между президентом Ющенко и парламентской коалицией (2007) — Палаточный городок и митинг сторонников антикризисной коалиции в Киеве на Площади Независимости Политические регионы Украины Политический кризис на Украине 2007 года внутриполитический кризис, вызванный продолжительной борьбой за власть между… … Википедия

  • Политический кризис в Украине (2007) — Палаточный городок и митинг сторонников антикризисной коалиции в Киеве на Площади Независимости Политические регионы Украины Политический кризис на Украине 2007 года внутриполитический кризис, вызванный продолжительной борьбой за власть между… … Википедия

  • Политический кризис на Украине в 2007 году — Палаточный городок и митинг сторонников антикризисной коалиции в Киеве на Площади Независимости Политические регионы Украины Политический кризис на Украине 2007 года внутриполитический кризис, вызванный продолжительной борьбой за власть между… … Википедия

  • Разгон Верховной Рады — Палаточный городок и митинг сторонников антикризисной коалиции в Киеве на Площади Независимости Политические регионы Украины Политический кризис на Украине 2007 года внутриполитический кризис, вызванный продолжительной борьбой за власть между… … Википедия

Полномочия судьи конституционного суда

Полномочия судьи конституционного суда определяются исключительно существующим законодательством о деятельности конституционного суда. Судьи КС – это судьи специализированного судебного органа, который представляет собой конституционное судопроизводство и осуществляет конституционный контроль. Следует заметить, что полномочия конституционных судей также отображаются в Конституции.

Все полномочия судьи конституционного суда

  1. Судья имеет право принимать участие в рассмотрение определенных дел;
  2. Назначает помощников и курирует работу определенного судопроизводства;
  3. Ведет статистику дел, занимается вопросами обобщения судебной практики;
  4. Принимает участие в формирование принципов конституционного судопроизводства;
  5. Принимает участие в разработки определенных изменений в конституционные законы, для формирования более прозрачной системы судейства;
  6. Принимает участие в рассмотрении дел, которые касаются компетенции;
  7. Принимает участие в рассмотрение дел, которые могут прямо или же косвенно касаться государственной измены;
  8. Занимается вопросами изучения судебной практики и Конституции в качестве аспекты повышения квалификации;
  9. Исполняет поручения председателя суда, которые не противоречат законодательству, Конституции и закону о деятельности конституционных судей.

Срок полномочий судей КС

Конституционный суд после 1993 года должен состоять из 19 судей, при этом, выбираются судьи на должность посредством конкурсного отбора и после одобрения Советом Федерации. Судьи, которые были избраны до принятия Конституции в 1993 году, сохранили свои полномочия, но, был установлен определенный срок пребывания на должности до 65 лет.
В 1994 году были внесены новые правки, которые определили, что судьи конституционного суда избираются сроком на 12 лет, при этом, пребывать на должности они могут до 70 лет включительно.
В 2001 году также были внесены новые правки, которые увеличились срок полномочий судей на 15 лет.
Следует отметить, что закон о деятельности конституционных судов содержит в себе детальную информацию о выборе претендентов на роль конституционного судьи. Сегодня судьей может стать гражданин страны, который имеет безупречную репутацию и глубокие познания в юриспруденции.
Так как все судьи принимают участие в разработке определенных изменение конституционных норм, для идеального толкования законов, то также очень важным моментом в выборе претендентов является идеальное знание Конституции.

Конституционный суд имеет очень важное значение в развитии нашей страны, поэтому, к выбору судей подходили, и будут подходить весьма внимательно, стараясь сделать конституционную систему судопроизводства идеальной. Все дело в том, что в данном случае решения КС не оспариваются и не подлежат пересмотру, поэтому, не должно быть никаких сомнений в идеальной работоспособности всех судей.

Виды обращений в конституционный суд
Виды обращений в конституционный суд РФ могут быть самыми разными и затрагивают многие вопросы. Сюда относятся и обращения/запросы различных уполномоченных лиц и всевозможных…

Принципы деятельности конституционного суда РФ
Принципы деятельности конституционного суда РФ определяются своеобразной законодательной базой. Все полномочия судей, а также сам принцип работы данного суда описаны в…

Полномочия председателя конституционного суда
Полномочия председателя конституционного суда описываются в законодательстве о работе конституционных судей. Председатель конституционного суда – лицо, которое избирается исключи123

Принципы конституционного суда РФ
Принципы конституционного суда РФ регламентируются Федеральным конституционным законом датированным 21. 07. 1994 г. за N 1-ФКЗ, который называется О Конституционном Суде Российской.

ОСОБЕННОСТИ НАДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЯМИ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

В соответствии со ст. 125 Конституции РФ 1993 г. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. До принятия конституционного закона 1994 г. Конституционный Суд состоял из 15 членов, однако реально было избрано только 13 судей (19). Увеличение состава суда было вызвано чисто политическими причинами — нужно было «разбавить» состав Конституционного Суда новыми, более лояльными к исполнительной власти судьями, что и было успешно произведено.

Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 г. устанавливает, что «Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей».

Статус судей Конституционного Суда в целом не отличается от статуса судей других высших судов России. Конституция РФ в ст. 128 устанавливает также идентичный порядок назначения судей трех высших судов. Отличая в квалификации имеют частный характер.

Судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации должен рассмотреть вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ.

Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.

Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ.

Судья Конституционного Суда РФ приносит присягу следующего содержания: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более».

Законом устанавливается целый ряд так называемых «дисквалификаций» или несовместимостей. Судья Конституционного Суда не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу. Надо сказать что это положение трудновыполнимо, так как предметом рассмотрения в Конституционном Суде может стать любой из весьма широкого круга вопросов.

Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок двенадцать лет с предельным возрастом пребывания в должности судьи Конституционного Суда семьдесят лет. Следует вспомнить, что по Закону «О Конституционном Суде РСФСР» 1991 г. члены Суда назначались пожизненно и это, на наш взгляд, более соответствовало мировой практике, создавало больше гарантий независимости.

Закон ограничивает пребывание на должности судьи Конституционного Суда одним сроком.

Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет.

Независимость судьи Конституционного Суда обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством РФ для судей иных высших федеральных судов. В случаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда РФ предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.

Интересно отметить, что Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» по-новому трактует понятие несменяемости судей. Несменяемость не означает пожизненного в должности, а означает лишь, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». На наш взгляд, это неправильная трактовка несменяемости.

Судья Конституционного Суда пользуется неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Судья Конституционного Суда, личность которого не могла быть известна в момент задержания, по выяснении его личности подлежит немедленному освобождению.

Судья Конституционного Суда РФ не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе и по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им в заседании Конституционного Суда РФ, а также за принятое Конституционным Судом РФ решение.

Все судьи Конституционного Суда РФ пользуются равными правами. Все они имеют право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в пленарных заседаниях Конституционного Суда или в заседаниях его палаты, в состав которой он входит.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если: 1) было дано согласие Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности; 2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности. Приостановление полномочий судьи осуществляется по решению Конституционного Суда, принимаемому не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению. Судья Конституционного Суда РФ, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Суда, а также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы и иную информацию.

Закон предусматривает 12 случаев прекращения полномочий судьи Конституционного Суда:

  • 1) нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ, установленного Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации»;
  • 2) истечения срока полномочий судьи или достижения судьей предельного возраста пребывания в должности;
  • 3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности;
  • 4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;
  • 5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
  • 6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
  • 7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда, занятий или совершения действий, несовместимых с его должностью;
  • 8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
  • 9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  • 10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
  • 11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;
  • 12) смерти судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется по решению Конституционного Суда, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

Председатель и иные должностные лица КС

Существует два способа формирования руководства КС : 1) избрание должностных л и ц самим составом суда; 2) особый порядок их избрания (назначения). Выбор способа избрания (назначения) руководства конституционного суда зависит от того, какая роль отводится председателю и другим должностным лицам КС . Избрание председателя КС и иных его должностных лиц самими судьями из своего состава в пленарном заседании является важной гарантией равенства прав судей, независимости КС . Такой порядок исходит из того, что председатель рассматривается в качестве представителя КС как коллективного органа, а во всем остальном он судья, имеющий равные права со всеми другими судьями. Он ослабляет политизацию выборов председателя КС , снижает его политическую ангажированность. Как правило, председатель КС избирается тайным голосованием на определенный срок (от двух до пяти лет), по истечении которого возможно его переизбрание. Председатель и заместители Председателя КС РФ .

Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. и ФКЗот 21 июля 1994 г. предусматривали наличие в КС РФ следующих должностных лиц: председатель, заместитель, судья-секретарь (до 1994 г. — секретарь), которые избирались судьями тайным голосованием большинством голосов из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года. Первые выборы на основе ФКЗ от 21 июля 1994 г. состоялись при наличии полного состава КС РФ, а последующие проводились не позднее двух месяцев со дня, когда та или иная должность становилась вакантной. Предусматривалась возможность их досрочного освобождения от соответствующей должности.

ФКЗ от 2 июня 2009 г. № 2-ФКЗ1 должность судьи-секретаря КС РФ была упразднена и введена должность еще одного, второго заместителя Председателя КС РФ, а также изменен порядок занятия этих должностей и сроки пребывания в них. Председатель КС РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей КС РФ. Председатель КС РФ имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей КС РФ. Председатель КС РФ и заместитель Председателя КС РФ, избранные судьями до дня вступления в силу принятых изменений в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г., осуществляют свои полномочия до истечения их трехлетнего срока. Председатель и заместители Председателя КС РФ по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок. Председатель и его заместители могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением КС РФ. По инициативе не менее пяти судей КС РФ, считающих, что Председатель или заместитель Председателя КС РФ недобросовестно исполняет свои обязанности либо злоупотребляют своими правами, может быть поставлен вопрос о его досрочном освобождении от должности. Решение о досрочном освобождении от должности соответствующего лица принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа судей КС РФ тайным голосованием. Если должность Председателя или заместителя Председателя КС РФ окажется вакантной, Председатель или заместитель Председателя КС РФ назначается на должность в установленном порядке не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии. По истечении срока полномочий Председатель или заместитель Председателя КС РФ продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность нового Председателя или заместителя Председателя КС РФ.Полномочия Председателя или заместителей Председателя КС РФ устанавливаются ФКЗ от 21 июля 1994 г. Председатель КС РФ на основании ст. 24 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г.:

• руководит подготовкой пленарных заседаний КС РФ, созывает их и председательствует на них;

• вносит на обсуждение КС РФ вопросы,подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

• представляет КС РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию КС РФ выступает от его имени;

• осуществляет общее руководство аппаратом КС РФ, представляет на утверждение КС РФ кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата КС РФ, а также Положение о Секретариате КС РФ и структуре аппарата;

Полномочия Председателя, Заместителя и Секретаря Конституционного суда РФ

Председатель Конституционного суда РФ:

  • 1. Руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда Российской Федерации, созывает их и председательствует на них;
  • 2. Вносит на обсуждение Конституционного Суда Российской Федерации вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях;
  • 3. Представляет Конституционный Суд Российской Федерации в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда Российской Федерации выступает с заявлениями от его имени;
  • 4. Осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда Российской Федерации, представляет на утверждение Конституционного Суда Российской Федерации кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации и структуру аппарата;
  • 5. Осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации также издает приказы и распоряжения.1 ФКЗ О Конституционном Суде Российской Федерации. ст. 232

Заместитель Председателя Конституционного суда РФ:

  • 1. Когда наступает его очередность председательствовать на заседании палаты Конституционного Суда РФ, созывает данные заседания и председательствует на них;
  • 2. Участвует в заседании палаты как член суда, когда председательствует другой судья Конституционного Суда РФ;
  • 3. Участвует в пленарном заседании;
  • 4. По уполномочию Председателя Конституционного Суда РФ

осуществляет отдельные его функции;

  • 5. Выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом РФ;
  • 6. Временно исполняет обязанности Председателя Конституционного Суда РФ, когда последний не в состоянии сам исполнять таковые.

Как председатель, так и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования при обсуждении и принятии Конституционным Судом РФ решения.

Непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ осуществляет судья-секретарь Конституционного Суда РФ. Помимо данного вида деятельности он:

  • 2. Организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда РФ;
  • 2. Доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует Конституционный Суд РФ об их исполнении;
  • 3. Организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда РФ;
  • 4. Контролирует работу Секретариата по подготовке материалов к заседаниям Конституционного Суда по обращениям и запросам, принятым к рассмотрению, к посланиям и выступлениям Конституционного Суда с законодательной инициативой;
  • 5. Контролирует работу Секретариата по подготовке аналитических и информационных материалов об исполнении решений Конституционного Суда. Обобщенные данные этой работы по мере необходимости, а также по итогам календарного года направляет судьям Конституционного Суда;
  • 6. Организует работу комиссии по присвоению классных чинов, определению стажа работы и выслуги лет сотрудников аппарата Конституционного Суда;
  • 7. Визирует проекты приказов и распоряжений Председателя Конституционного Суда, представления начальника Секретариата о приеме на работу и увольнении с работы сотрудников Секретариата Конституционного Суда;
  • 8. Осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда РФ. 1§ 4 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации3


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *