Содержание

Изменения в Инструкции N 162н: как вести бюджетный учет в 2019 году

14 февраля 2019

10 февраля вступил в силу приказ, которым внесены изменения в Инструкцию N 162н. Новшества нужно применять при составлении учетной политики и показателей бюджетного учета уже с 2019 года. Правок много, в частности, при формировании номера счета нужно учитывать новые коды КОСГУ. Изменились и правила учета: по-другому надо признавать безвозмездно полученные или переданные нефинансовые активы, а также неучтенные объекты, выявленные при инвентаризации. Есть изменения в учете расчетов, обязательств, доходов, расходов.

Счета формируют как и прежде, но с учетом новой КОСГУ

В обновленной Инструкции N 162н уточнено, что счета раздела нефинансовых активов, счета расчетов по доходам (205 00), по выданным авансам (206 00), с подотчетными лицами (208 00), по ущербу и иным доходам (209 00), по принятым обязательствам (302 00) надо формировать так:

  • в 1–17 разрядах — соответствующий код (составная часть кода) бюджетной классификации;
  • в 24–26 разрядах — подстатьи КОСГУ согласно экономической сущности операции.

Пример: Казенное учреждение приобретает бутилированную воду, так как орган санитарно-эпидемиологического надзора признал воду централизованного питьевого водоснабжения непригодной для питья. Бухгалтер принимает такую воду к учету:

Дебет КРБ 1 105 36 349 Кредит КРБ 1 302 34 730 (КРБ 1 208 34 660, если вода приобретена через подотчетное лицо).

Активы, полученные (переданные) безвозмездно, учитывают по-новому

Изменения в правилах учета связаны с введением дополнительных кодов КОСГУ. Рассмотрим, каким образом отражать активы, если они получены или переданы безвозмездно:

Вид актива

Было

Стало

Получены безвозмездно (вне внутриведомственных расчетов)

Основные средства

Дебет 0 101 00 310

Кредит 0 401 10 189, 0 401 10 151, 0 401 10 152, 0 401 10 153

Дебет 0 101 00 310

Кредит 0 401 10 190

Нематериальные активы

Дебет 0 102 30 320

Кредит 0 401 10 189, 0 401 10 151, 0 401 10 152, 0 401 10 153

Дебет 0 102 30 320

Кредит 0 401 10 190

Непроизведенные активы

Дебет 0 103 00 000

Кредит 0 401 10 189, 0 401 10 151

Дебет 0 103 00 000

Кредит 0 401 10 190

Нефинансовые активы (в сумме ранее начисленной амортизации)

Нефинансовые активы (в сумме ранее начисленной амортизации) в состав имущества казны

Дебет 0 401 10 189, 0 401 10 151

Кредит 0 104 00 000

Дебет 0 401 10 151, 0 401 10 189

Кредит 0 104 50 000

Дебет 0 401 10 190

Кредит 0 104 00 000

Дебет 0 401 10 190

Кредит 0 104 50 000

Материальные запасы

Дебет 0 105 30 340

Кредит 0 401 10 189, 0 401 10 151

Дебет 0 105 30 340

Кредит 0 401 10 190

Вложения в нефинансовые активы

Дебет 0 106 00 000

Кредит 0 401 10 189, 0 401 10 151, 0 401 10 152, 0 401 10 153

Дебет 0 106 00 000

Кредит 0 401 10 190

Нефинансовые активы имущества казны

Дебет 0 108 50 300

Кредит 0 401 10 189, 0 401 10 151, 0 401 10 152, 0 401 10 153

Дебет 0 108 50 300

Кредит 0 401 10 190

Нефинансовые активы (в сумме ранее начисленного убытка от обесценения)

Дебет 0 401 10 189, 0 401 10 151

Кредит 0 114 00 000

Дебет 0 401 10 190

Кредит 0 114 00 000

Денежные документы

Дебет 0 201 35 510

Кредит 0 401 10 189, 0 401 10 151

Дебет 0 201 35 510

Кредит 0 401 10 150

Ценные бумаги (кроме акций)

Дебет 0 204 20 520

Кредит 0 401 10 189, 0 401 10 151

Дебет 0 204 20 520

Кредит 0 401 10 189, 0 401 10 150, 0 401 10 190

Переданы безвозмездно (вне внутриведомственных расчетов)

Основные средства

Дебет 0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 251, 0 401 20 252, 0 401 20 253

Кредит 0 101 00 410

Дебет 0 401 20 280, 0 401 20 250

Кредит 0 101 00 410

Нематериальные активы

Дебет 0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 251

Кредит 0 102 30 420

Дебет 0 401 20 280

Кредит 0 102 30 420

Непроизведенные активы

Дебет 0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 251, 0 401 20 252, 0 401 20 253

Кредит 0 103 00 000

Дебет 0 401 20 280, 0 401 20 250

Кредит 0 103 00 000

Нефинансовые активы (в сумме ранее начисленной амортизации)

Нефинансовые активы (в сумме ранее начисленной амортизации) из состава имущества казны

Дебет 0 104 00 000

Кредит 0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 251

Дебет 0 104 50 000

Кредит 0 401 20 241, 0 401 20 251, 0 108 50 400

Дебет 0 104 00 000

Кредит 0 401 20 280, 0 401 20 250

Дебет 0 104 50 000

Кредит 0 401 20 280, 0 401 20 250, 0 108 50 400, 0 108 90 410

Материальные запасы

Дебет 0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 251, 0 401 20 252, 0 401 20 253

Кредит 0 105 30 440

Дебет 0 401 20 240, 0 401 20 250

Кредит 0 105 30 440

Вложения в нефинансовые активы

Дебет 0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 251, 0 401 20 252, 0 401 20 253

Кредит 0 106 00 000

Дебет 0 401 20 240, 0 401 20 280, 0 401 20 250

Кредит 0 106 00 000

Нефинансовые активы имущества казны

Дебет 0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 251, 0 401 20 252, 0 401 20 253

Кредит 0 108 50 400

Дебет 0 401 20 240, 0 401 20 250, 0 401 20 280

Кредит 0 108 50 400

Нефинансовые активы (в сумме ранее начисленного убытка от обесценения)

Дебет 0 114 00 000

Кредит 0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 251

Дебет 0 114 00 000

Кредит 0 401 20 250, 0 401 20 280

Денежные документы

Дебет 0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 251

Кредит 0 201 35 610

Дебет 0 401 20 240, 0 401 20 151

Кредит 0 201 35 610

Ценные бумаги (кроме акций)

Дебет 0 401 20 241, 0 401 20 251

Кредит 0 204 20 620

Дебет 0 401 20 240, 0 401 20 250

Кредит 0 204 20 620

Выбор подстатьи КОСГУ в новых проводках будет зависеть от контрагента и экономического содержания операции.

Пример: Организация госсектора безвозмездно передает казенному учреждению компьютер. Бухгалтер принимающей стороны делает следующие записи:

Дебет КРБ 1 101 34 310 Кредит КДБ 1 401 10 195

— компьютер принят к учету;

Дебет КДБ 1 401 10 195 Кредит КРБ 1 104 34 411

— отражена ранее начисленная амортизация;

Дебет КДБ 1 401 10 195 Кредит КРБ 1 114 34 412

— отражен ранее начисленный убыток от обесценения.

Выявленные при инвентаризации неучтенные неденежные активы отражают по подстатье 199 КОСГУ

Если после инвентаризации обнаружен неучтенный объект (основное средство, матзапасы и т.д.), то, принимая его к учету, нужно использовать новую подстатью 199 КОСГУ.

Пример: По итогам инвентаризации в учреждении обнаружен неучтенный нематериальный актив. По акту о результате инвентаризации (ф. 0504835) бухгалтер приходует его по первоначальной (справедливой) стоимости:

Дебет КРБ 1 102 30 320 Кредит КДБ 1 401 10 199

Если объект не отражен в учете в результате ошибок прошлых лет, то и учитывать его нужно как исправление ошибок прошлых лет, т.е. обособленно с использованием счетов 0 304 86 (96) 000, 0 401 28 (29) 000.

Отметим, что по подстатье 199 КОСГУ также учитывают:

  • основные средства, которые получены по результатам НИОКР;
  • материальные запасы, которые остались в распоряжении учреждения после ремонтных работ, в том числе демонтажа объектов нефинансовых активов;
  • изменение стоимости земельного участка (в том числе в составе казны) из-за изменения кадастровой стоимости.

Невыясненные поступления показывают по подстатье 189 КОСГУ

Согласно новым правилам операции по невыясненным поступлениям отражают следующим образом:

Дебет 0 210 02 189 Кредит 0 205 81 660

— начисление суммы доходов, требующих уточнения, отражают при их поступлении. Основание — выписка из лицевого счета администратора доходов бюджета;

Дебет 0 205 81 560 Кредит 0 210 02 189

— корректировка суммы дохода по невыясненным поступлениям отражается при их уточнении. Основание — уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.

Доходы от пожертвований можно учитывать как доходы будущих периодов

Для отражения доходов от пожертвований, грантов, благотворительных (безвозмездных) перечислений в новой редакции Инструкции N 162н предусмотрен счет 0 401 10 150 (был и ранее), а также счет 0 401 40 150. Полагаем, использовать приведенную ниже корреспонденцию нужно при целевом назначении поступлений. Такой вывод можно сделать из ФСБУ «Доходы». Начислить доход текущего периода следует проводкой:

Дебет 0 401 40 150 Кредит 0 401 10 150.

Возврат бюджетными и автономными учреждениями остатков субсидии отражают иначе

Если бюджетное (автономное) учреждение не выполнило госзадание (не достигнуты цели), то остатки субсидии оно должно вернуть учредителю. Последний отражает полученные доходы следующим образом:

Дебет 0 209 34 560 Кредит 0 206 41 660.

Возмещение виновным лицом ущерба в натуральной форме проводят через счет 209 00

Возмещение ущерба виновными лицами в натуральной форме, отражают так:

Дебет 0 100 00 000 Кредит 0 209 00 000.

Оприходование материальных запасов в отдельных случаях уменьшает забалансовый счет 02

При оприходовании матзапасов, которые образовались в результате принятия уполномоченным органом решения о реализации или безвозмездной передаче выбывшего из эксплуатации движимого имущества, нужно уменьшить забалансовый счет 02.

Пример: по решению уполномоченного органа казенное учреждение отдает другой организации старые компьютеры, которые больше не используются. Чтобы произвести эту передачу имущества, учреждению необходимо оприходовать учтенные на забалансовом счете 02 старые компьютеры, применив такую проводку:

Дебет КРБ 1 105 36 340 Кредит КДБ 1 401 10 172 (с одновременным уменьшением забалансового счета 02).

Нереальную к взысканию дебиторку не списывают за баланс

По старым правилам, если учреждение списывало нереальную к взысканию дебиторскую задолженность по произведенным авансам, предоставленным кредитам, займам (ссудам), подотчетным суммам, то ее надо было отражать на забалансовом счете 04. Теперь эти суммы за балансом не учитывают.

В учете появились и другие новшества

В приказе есть еще изменения, в частности следующие.

Изменения, касающиеся непроизведенных активов

Дебет

Кредит

Учреждение получило земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе в случае, если он расположен под объектами недвижимости

0 103 11 330

0 401 10 195

Земельный участок возвращен при прекращении права пользования

1 401 10 195

1 103 11 430

Орган власти (местного самоуправления) вовлек в хозяйственный оборот земельный участок, собственность по которому не разграничена

1 103 13 330

1 401 10 199

>Закрытие счетов по резервам в конце года> Вопрос

Подскажите пожалуйста, необходимо учреждению в конце года производить закрытие счетов 50690 и 50299 по резервам или они переносятся на следующий финансовый год?

Ответ

Письмо Минфина России, Казначейства России от 07.04.2017 №№ 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308

О составлении и представлении месячной и квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета в 2017 году

По строке 911 раздела 3 Отчета ( ф.0503128):
графы 4-6, 8-10, 12 не заполняются;
показатель графы 7 должен равняться показателю графы 11.
Показатели (кредитовые остатки), сформированные на конец отчетного финансового года (2016 г.) по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» формируют показатели по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» на начало года следующего за отчетным (2017 г.).
Показатели счета 1 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» формируется в объеме резерва предстоящих расходов (1 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов») созданного по данным обязательствам.
При этом в графе 7 раздела 3 Отчета ( ф.0503128) отражается показатель по счету 1 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» на конец отчетного периода (кредитовый остаток по счету), который должен соответствовать показателю по счету 1 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» на конец отчетного периода (кредитовый остаток по счету).
Учитывая, что бюджетные обязательства по выплате заработной платы принимаются к учету единовременно на весь годовой объем доведенных лимитов бюджетных обязательств на осуществление расходов по заработной плате, включая в том числе расходы на выплату отпускных, компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника (служащего) учреждения (по дебету счета 1 501 13 211 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств по заработной плате на текущий финансовый год» и кредиту счета 1 502 11 211 «Принятые обязательства по заработной плате на текущий финансовый год»), при отражении в бюджетном учете операций по отложенным обязательствам необходимо учитывать следующее.
Принятие обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника (служащего) учреждения за счет резерва, созданного ранее на эти цели, отражаются в бюджетном учете по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета XX XX 00000 00000 1XX 1 401 60 211 «Резервы предстоящих расходов по заработной плате» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета XX XX ХХХХХ ХХХХХ 1XX 1 302 11 730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате».
Одновременно по счетам 0 500 00 000 «Санкционирование расходов» отражаются следующие корреспонденции:

а) принятие обязательств за счет ранее сформированных отложенных обязательств (резерва предстоящих расходов) для предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника (служащего) учреждения:
по дебету счета 1 502 99 211 «Отложенные обязательства по заработной плате на иные очередные годы (за пределами планового периода)» и кредиту счета 1 502 11 211 «Принятые обязательства по заработной плате на текущий финансовый год»;*
по дебету счета 1 501 13 211 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств по заработной плате на текущий финансовый год» и кредиту счета 1 501 93 211 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по заработной плате на иные очередные годы (за пределами планового периода)».

б) уменьшение ранее принятых бюджетных обязательств по выплате заработной платы (по оплате отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника (служащего) учреждения) на сумму принятых обязательств за счет отложенных обязательств (резерва предстоящих расходов):
методом «Красное сторно» по дебету счета 1 501 13 211 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств по заработной плате на текущий финансовый год» и кредиту счета 1 502 11 211 «Принятые обязательства по заработной плате на текущий финансовый год».
Обращаем внимание на необходимость обеспечения идентичности (равенства) показателей, отраженных в графе 12 по строке 999 «Итого» Отчета ( ф.0503128) за минусом показателей в части обязательств по государственному (муниципальному) долгу, отраженных в разделах 1, 2, 3 Отчета ( ф.0503128), показателю в графе 9 Сведений ( ф.0503169) (строки «Всего» минус (сумма показателей строки «Итого по синтетическому коду счета 1 205 00 000», строки «Итого по синтетическому коду счета 1 209 00 000», суммы соответствующих строк по номеру счетов КДБ 1 303 00 000).

Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля ИДПО «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса

Как бюджетному и автономному учреждению отразить в бухучете плановые показатели3

Как учесть отложенные обязательства по резервам предстоящих расходов

Как отразить в учете бюджетного (автономного) учреждения отложенные обязательства по резервам предстоящих расходов

Если вы приняли решение создавать резервы предстоящих расходов, отразите в учете отложенные обязательства. Резервы создавайте на оплату отпусков, ремонт основных средств и т. д.1

В бухучете отложенные обязательства отражайте одновременно с проводками по созданию резервов на счете 401.60 «Резервы предстоящих расходов» в зависимости от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Отложенные обязательства, а также суммы внесенных изменений в сторону увеличения или уменьшения отразите проводками:

Дебет счета Кредит счета
1. Приняты (увеличены) отложенные обязательства на сумму резерва 0.506.90.000 0.502.99.000
2. Уменьшены обязательства.
Например, если пересчитали сумму резерва
Методом «красное сторно»
0.506.90.000 0.502.99.000
3. Когда принимаете обязательства за счет резерва:
3.1 принято обязательство текущего финансового года за счет резерва 0.502.99.000 0.502.11.000
3.2 одновременно: скорректированы плановые назначения на расходы, начисленные за счет резерва<7> 0.506.10.000 0.506.90.000
4. Когда начисляете отпускные за счет резерва, сделайте дополнительную запись (на сумму отпускных)<8> Методом «красное сторно»*
0.506.10.000 0.502.11.000

000 – код КОСГУ.

<7> Корректировку плановых назначений согласуйте с учредителем и закрепите в учетной политике, так как в Инструкции № 174н такой проводки нет.

<8> Такую проводку сделайте, чтобы сумма не увеличила обязательства по зарплате, ведь их принимают к учету единовременно на сумму годовых плановых назначений.

Такой порядок приведен в пунктах 4, 167, 174 Инструкции № 174н и разъяснен в пунктах 1.2.3, 2.4 письма от 07.04.2017 Минфина № 02-07-07/21798 и Казначейства № 07-04-05/02-308.

Пример, как отражать в учете отложенные обязательства по резерву на оплату отпускных

Бюджетное учреждение «Альфа» утвердило в плане ФХД назначения по расходам на зарплату в размере 1 000 000 руб. Также в учреждении создан резерв на оплату отпусков в размере 200 000 руб.

В первый рабочий день года бухгалтер отразил в учете обязательство по зарплате на всю сумму плановых назначений на эти цели и отложенное обязательство на сумму резерва.

В июне бухгалтер начислил отпускные в размере 80 000 руб. за счет резерва. Он отразил обязательство по отпускным, а также скорректировал ранее принятые обязательства.

В учете бухгалтер сделал проводки.

>Резервы предстоящих расходов в бухгалтерском учете учреждения

Зачем нужны резервы предстоящих расходов

Данное понятие впервые появилось в Инструкции № 157н от 01.12.2010 и описывает суммы, для которых нельзя определить величину или время исполнения. Это слабо прогнозируемые статьи расходов, тем не менее их нужно каким-то образом относить на финансовый результат учреждения. Резервы предстоящих расходов и платежей формируются именно для того, чтобы равномерно распределять такие суммы в течение года. Подход к их учету особый и не всегда понятный даже опытным бухгалтерам.

Инструкция № 157н не обязывает учреждения закладывать такие расходы на будущее, но, учитывая рекомендации Минфина России (письмо № 02-07-07/28998 от 20.05.2015) формировать резервы все-таки стоит для некоторых видов затрат:

  • штрафных санкций/пеней/компенсаций;
  • выплат за предстоящие отпуска по фактически отработанному времени;
  • компенсаций за неиспользованные работниками отпуска, в том числе суммы за социальное страхование;
  • финансовых обязательств, которые могут возникнуть в силу реструктуризации или ликвидации учреждения;
  • резервы на гарантийное обслуживание;
  • иных обязательств, для которых нельзя установить точную сумму и/или время исполнения.

Суммы отпускных и компенсаций — самый наглядный и распространенный вид предстоящих расходов. Подробные разъяснения по ним дал Минфин России в том же письме № 02-07-07/28998.

В каждом учреждении может быть свой перечень предстоящих расходов. Важно, чтобы он был зафикисрован в учетной политике с указанием вида резерва, даты его создания, периодичности расчета (раз в месяц, квартал или год) и пр.

Резерв предстоящих расходов vs расходы будущих периодов

Несмотря на то что оба понятия определяют суммы, которые будут потрачены в будущем, существует определенная разница в содержании и учете этих расходов.

В отличие от резервов, расходы будущих периодов — это уже начисленные учреждением суммы. Размер этих затрат определен, они относятся к одному или нескольким периодам в будущем и в бухгалтерском учете признаются согласно датам

В бухгалтерском учете доходы такого типа отражаются на счете 0 401 40 000 (п. 301 Инструкции № 157н от 01.12.2010). Когда наступает период, к которому относятся ранее учтенные доходы, суммы переходят на текущие доходы учреждения.

Резервы предстоящих доходов и платежей отличаются прежде всего тем, что нельзя точно спрогнозировать величину и/или время исполнения: будут ли они потрачены полностью, во II или в III квартале и пр.

Учет резервов предстоящих расходов

Резервы предстоящих расходов и платежей зачисляются на отдельный счет 0 401 60 000 (п. 302 Инструкции № 157н). Анализ потраченных средств по этому счету позволяет учреждению определять резервные суммы, чтобы покрыть отложенные обязательства.

Минфин России в письме от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 «О порядке отражения в учете операций с отложенными обязательствами» рекомендует учреждениям детализировать счет и в приложении № 1 приводит пример такой детализации.

Рис. 1. Рабочий план счетов


Учреждение может разработать собственную детализацию расходных статей, но ее также следует утвердить в учетной политике учреждения.

Чтобы в бухгалтерском учете правильно отразить операции по счету, надо опираться на положения инструкции, соответствующей типу учреждения:

— для казенных — Инструкция № 162н от 06.12.2010;

— для бюджетных — Инструкция № 174н от 16.12.2010;

— для автономных — Инструкция № 183н от 23.12.2010.

Рис. 2. Основные операции, используемые для учета


Счет 401 60 требует равномерно относить расходы на финансовый результат. С учетом трудозатрат учреждение может установить удобную для него периодичность — раз в месяц или реже.

Учреждение вправе менять или списывать суммы резервов. Их корректировка проводится с опорой на результаты инвентаризации в порядке, утвержденном учетной политикой. Изменяется сумма резерва той же операцией, что используется при формировании, но методом «красное сторно».

Резерв можно потратить только на те цели и обязательства, для которых он и был сформирован. Если резерв не был израсходован в отчетном году, остаток надо скорректировать и перенести на следующий год на ту же статью расходов. Если такого же вида затрат учреждение не планирует, резервная сумма должна быть скорректирована.

Пример. МАУ «Петровская районная школа искусств» на 30 июня 2017 года начислило резервы предстоящих расходов на отпускные выплаты — 400 000 рублей и уплату страховых взносов — 120 000 рублей. Резервы были сформированы из средств, полученных от коммерческой деятельности.

В августе 2017 года пять сотрудников отправились в отпуск. Бухгалтерия начислила им отпускные в сумме 90 000 рублей, сумма страховых взносов составила 27 000 рублей.

Данные операции будут выглядеть так:

Учет доходных операций по новым правилам

Алексеева М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 01.01.2018 операции с доходами государственных (муниципальных) учреждений следует отражать в соответствии с положениями обновленных инструкций № 157н, № 162н, № 174н и № 183н. Напомним, что изменение инструкций последовало за принятием ряда федеральных стандартов бухучета, разработанных для госсектора, а также утверждением поправок, внесенных в Указания № 65н. Рассмотрим основные нюансы учета поступлений по новым правилам.

Вкратце о новшествах

В связи с детализацией статей 120, 130, 140, 170, 180 КОСГУ отдельными подстатьями план счетов казенных, бюджетных и автономных учреждений дополнен новыми аналитическими счетами к синтетическим счетам:

  • 020500000 «Расчеты по доходам»;

  • 0 209 00000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»;

  • 040110000 «Доходы текущего финансового года»;

  • 040140000 «Доходы будущих периодов».

Также введены счета, предназначенные для отражения бухгалтерских записей по ошибкам с доходными операциями прошлых лет, корректирующих финансовый результат, формируемый в прошлых годах (п. 298 Инструкции № 157н):

  • 040118000 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному» – в части ошибок, допущенных в году, предшествующем году их исправления;

  • 040119000 «Доходы прошлых финансовых лет» – в части ошибок, не подлежащих отражению на счете 040118000.

От редакции: подробнее о порядке применения счетов 040118000 и 040119000 читайте в следующих выпусках журнала.

Доходные операции и их учет

Организация учета доходов.

Государственные (муниципальные) учреждения вправе осуществлять деятельность, приносящую доход (при условии что такая деятельность указана в их учредительных документах), только если она соответствует целям, ради которых созданы эти учреждения, и служит их достижению (ст. 298 ГК РФ).

При этом следует знать, что доходы от такой деятельности, полученные бюджетными и автономными учреждениями, поступают в их самостоятельное распоряжение, а доходы казенных учреждений должны быть направлены в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 298 ГК РФ, ст. 161 БК РФ).

По общему правилу учет доходов ведется методом начисления, то есть результаты признаются по факту совершения операций независимо от периода получения денежных средств (или их эквивалентов) при расчетах, связанных с осуществлением этих операций(п. 3, 295 Инструкции № 157н).

Оценка доходов производится по продажной цене, сумме сделки, указанной в договоре, а дата их признания определяется по дате перехода права собственности на услугу, товар, готовую продукцию, работу.

Если невозможно определить дату перехода собственности при выполнении работ, оказании услуг по долгосрочным договорам, в которых указаны этапы выполнения, применяется равномерное отнесение доходов и расходов на финансовый результат деятельности учреждения или их списание в соответствии со сметой или планом финансово-хозяйственной деятельности.

Напомним, что для учета доходов, полученных в текущем году, предназначен счет 040110000. Если же доходы относятся к следующим отчетным периодам, то их учет организуется на счете 040140000, с постепенным переносом суммы доходов на финансовый результат текущего года при наступлении отчетного периода, к которому они относятся.

Доходы текущего года участвуют в формировании финансового результата деятельности учреждения, который определяется как разница между начисленными доходами и расходами за отчетный период. Суммы начисленных доходов учреждения сопоставляются с суммами начисленных расходов, при этом кредитовый остаток по указанным счетам отражает положительный результат, дебетовый – отрицательный (п. 295 Инструкции № 157н).

В конце финансового года суммы начисленных доходов, а также признанных расходов, отраженные на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года, закрываются на финансовый результат прошлых отчетных периодов – счет 040130000 (п. 297 Инструкции № 157н).

Учет расчетов по доходам.

Доходные операции отражаются в бухгалтерском учете с применением синтетических счетов 020500000 «Расчеты по доходам» и 020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам».

Счет 020500000 предназначен для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам на основании договоров, соглашений, при выполнении учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат (п. 197 Инструкции № 157н).

Счет 020900000 используется для формирования в денежном выражении информации о состоянии расчетов по суммам причиненного учреждению ущерба, а также по иным доходам. С его применением осуществляется учет расчетов (п. 221 Инструкции № 157н):

  • по суммам выявленных недостач, хищений, порчи денежных средств и иных ценностей;

  • по суммам причиненного имуществу учреждения ущерба, подлежащим возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке;

  • по суммам предварительной оплаты, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;

  • по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы);

  • по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;

  • по суммам излишне произведенных выплат;

  • по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев;

  • по суммам ущерба, причиненного вследствие действий (бездействия) должностных лиц учреждения;

  • по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ;

  • по иным ущербам, а также иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженным на счетах расчетов 020500000.

В целях определения финансового результата деятельности учреждения доходы группируются учреждениями в разрезе статей (подстатей) КОСГУ. Приведем таблицу соответствия этих статей (подстатей) отдельным счетам, предназначенным для учета расчетов по доходам и поступлениям от ущерба.

Статья (подстатья) КОСГУ

Группировочные, аналитические счета

0 205 00 000

0 209 00 000

120 «Доходы от собственности»

121 «Доходы от операционной аренды»

0 205 21 000

122 «Доходы от финансовой аренды»

0 205 22 000

123 «Платежи при пользовании природными ресурсами»

0 205 23 000

124 «Проценты по депозитам, остаткам денежных средств»

0 205 24 000

125 «Проценты по предоставленным заимствованиям»

0 205 25 000

126 «Проценты по иным финансовым инструментам»

0 205 26 000

127 «Дивиденды от объектов инвестирования»

0 205 27 000

128 «Доходы от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»

0 205 28 000

129 «Иные доходы от собственности»

0 205 29 000

130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»

131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»

0 205 31 000

132 «Доходы от оказания услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования»

0 205 32 000

133 «Плата за предоставление информации из государственных источников (реестров)»

0 205 33 000

134 «Доходы от компенсации затрат»

0 209 34 000

135 «Доходы по условным арендным платежам»

0 205 35 000

136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет»

0 209 36 000*

140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба»

020540000*

141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»

0 205 41 000*

0 209 41 000

143 «Страховые возмещения»

0 209 43 000

144 «Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»

0 205 44 000*

0 209 44 000

145 «Прочие доходы от сумм принудительного изъятия»

0 205 45 000*

0 209 45 000

150 «Безвозмездные поступления от бюджетов»

151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

0 205 51 000*

152 «Поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств»

0 205 52 000

153 «Поступления от международных финансовых организаций»

0 205 53 000

170 «Доходы от операций с активами»

172 «Доходы от операций с активами»

0 205 71 000
0 205 72 000
0 205 73 000
0 205 74 000
0 205 75 000*

0 209 71 000
0 209 72 000
0 209 73 000
0 209 74 000
0 209 82 000

180 «Прочие доходы»

181 «Невыясненные поступления»

0 205 81 000

183 «Доходы от субсидии на иные цели»

0 205 83 000**

184 «Доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений»

0 205 84 000**

189 «Иные доходы»

0 205 89 000

0 209 89 000

* Счета используются только при ведении бюджетного учета казенными учреждениями.

** Счета используются только при ведении бухгалтерского учета бюджетными и автономными учреждениями.

Выделим основные бухгалтерские записи, в которых применяются указанные счета:

Дебет*

Кредит*

Доходы текущего года

Начислены доходы, в том числе от ущерба, подлежащего возмещению

0 205 хх 560
0 209 хх 560

0 401 10 ххх

Поступили доходы, суммы ущерба:

– в кассу учреждения

0 201 34 510

0 205 хх 660
0 209 хх 660

– на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения

0 201 11 510

0 205 хх 660
0 209 хх 660

– на счет, открытый в кредитной организации в рублях

0 201 21 510

0 205 хх 660
0 209 хх 660

– на счет, открытый в кредитной организации в иностранной валюте

0 201 27 510

0 205 хх 660
0 209 хх 660

– в бюджет бюджетной системы РФ**

0 210 02 ххх

0 303 05 830

0 205 хх 660
0 209 хх 660

Доходы, относящиеся к будущим отчетным периодам

Начислены доходы будущих периодов

0 205 хх 560

0 401 40 ххх

Зачислены доходы будущих периодов в доход текущего отчетного периода

0 401 40 ххх

0 401 10 ххх

* В бухгалтерском учете автономного учреждения указанные операции отражаются с указанием в 24 – 26-м разрядах номеров счетов нулей (за исключением счетов 040110 ххх, 040140 ххх).

** Данные корреспонденции счетов отражаются в учете казенных учреждений.

Ситуации из практики

Рассмотрим на примерах порядок отражения в учете операций с доходами.

Пример 1.

Государственное бюджетное учреждение культуры в декабре 2017 года заключило соглашение о предоставлении субсидии на выполнение госзадания в сумме 12000000руб. В январе 2018 года эта сумма поступила на лицевой счет учреждения.

Исходя из Указаний № 65н доходы, полученные в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываются по подстатье 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ (ранее применялась статья 130 КОСГУ).

В бухгалтерском учете учреждения в соответствии с Инструкцией № 174н отражаются следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Декабрь 2017 года

Начислены доходы будущих периодов в сумме субсидии на выполнение госзадания до наступления даты предоставления субсидии на основании соглашения

4 205 31 560

4 401 40 130

12 000 000

Межотчетный период (01.01.2018)

Отражен перенос остатка по счету в связи с изменением рабочего плана счетов и порядка применения КОСГУ

4 401 40 130

4 401 40 131

12 000 000

Январь 2018 года

Поступили денежные средства в сумме субсидии на выполнение госзадания

4 201 11 510
Забалансовый счет 17 (КОСГУ 131)

4 205 31 660

12 000 000

Признаны доходы текущего отчетного года за счет ранее начисленных доходов будущих периодов по субсидии на госзадание

4 401 40 131

4 401 10 131

12 000 000

Пример 2.

Дом культуры, являющийся автономным учреждением, сдает торговой организации в аренду помещение. Первоначальная стоимость помещения (прописана в акте о приеме-передаче объекта) равна 350 000 руб. В договоре аренды предусмотрены следующие условия: срок аренды – два года, ежемесячная арендная плата – 17 700 руб. (в том числе НДС – 2 700 руб.), за арендатором закреплена обязанность по возмещению расходов на электроэнергию согласно фактическим показаниям счетчика. За текущий месяц сумма возмещаемых арендатором расходов составила 2 500 руб. Арендные платежи и средства в возмещение расходов на электроэнергию поступают на лицевой счет учреждения.

В рассматриваемой ситуации объект учета относится к операционной аренде (см. СГС «Аренда»). На основании Указаний № 65н:

  • доходы от арендных платежей, являющихся платой за использование арендованного имущества (арендной платой), возникающие при предоставлении во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договорам операционной аренды, отражаются по подстатье 121 «Доходы от операционной аренды» КОСГУ;

  • доходы от возмещения затрат по содержанию имущества, находящегося в аренде согласно договору аренды, в том числе доходы от компенсации затрат (расходов) по оплате коммунальных услуг, отражаются по подстатье 135 «Доходы по условным арендным платежам» КОСГУ.

Что касается операций автономных учреждений по начислению НДС и налога на прибыль организаций, то они отражаются по соответствующей подстатье КОСГУ (131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы») в зависимости от решения учреждения, принятого в рамках его учетной политики.

Операции по арендным отношениям согласно Инструкции № 183н отражаются в учете арендодателя следующими проводками:

Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2019 году

Прежде чем охарактеризовать бухгалтерский учет в казенных учреждениях в 2019 году, рассмотрим понятие данного типа госучреждений. Это отдельный тип государственных и муниципальных организаций, созданный для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемый за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Правовое регулирование

Правила организации и ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях в 2019 году регламентированы:

  • законом № 402-ФЗ в части ключевых вопросов организации БУ;
  • инструкциями № 157н и № 162н в части единого плана счетов и правил его применения;
  • инструкцией № 132н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
  • инструкцией № 191н в части состава и порядка формирования отчетности в КУ;
  • порядком № 209н в части формирования КОСГУ;
  • федеральными стандартами БУ, регламентирующими отраслевые методы учета;
  • методическими рекомендациями, письмами и пояснениями Министерства финансов РФ и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.

Также в основную систему нормативного регулирования БУ можно отнести региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие отдельные правила учета и составления отчетности.

Новое в бюджетном учете в 2019 году для казенных учреждений

В 2019 году были скорректированы практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Чиновники опубликовали новый порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций — Приказ №132н. Общая структура КБК сохранена, однако изменения есть, и их довольно много.

Также нововведения коснулись и действующего порядка формирования КОСГУ. С января 2019 применяется Приказ № 209н. Новыми положениями добавлены новые бухгалтерские коды, названия некоторых старых изменены, а некоторые вовсе исключены.

Обратите внимание, что изменения коснулись и Единого плана счетов — инструкция № 162н. Например, чиновники закрепили на законодательном уровне, какими бухгалтерскими операциями следует отражать движение ОС при передаче активов в аренду, доверительное управление или безвозмездное пользование.

Подробно об этих нововведениях читайте в статьях «Изменения по КБК с 2019 года: что важно знать бюджетникам и НКО» и «Работаем правильно: все инструкции по бюджетному учету».

Помимо скорректированных инструкций, чиновники утвердили еще пять новых федеральных стандартов к действующим пяти, которые детализировали порядок ведения бухучета в госучреждениях бюджетного сектора. Планируется ввести еще 20 стандартов, однако нововведения будут поэтапными и завершатся до 2020 года.

Напомним, что первые пять ФСБУ 2018 года определили, что учет основных средств в казенных учреждениях в 2019 году будет осуществляться по-новому. Изменены счета учета, добавлены новые методы начисления амортизации, также увеличены стоимостные пределы для исчисления амортизации. Подробнее об этих изменениях читайте в статье «Разбираемся в новых стандартах бухучета».

ФСБУ 2019 года скорректировали совершенно новые направления бухучета. Так, чиновники:

  • утвердили новые требования к учетной политике,
  • утвердили отчет о движении денежных средств,
  • утвердили порядок определения событий после отчетной даты,
  • охарактеризовали объект учета — доходы,
  • обозначили влияние изменения курсов иностранных валют.

Учитывая данные изменения, КУ пришлось скорректировать локальные документы, регламентирующие способы и методы ведения БУ, то есть обновить учетную политику. Утвердить данные изменения нужно было еще в декабре 2018 года. Проверить учетную политику на 2019 год для казенных учреждений, новшества — все ли изменения учтены в главном документе, можно в статье «Учетная политика: как составлять по новым требованиям».

Также обратите внимание на статью о том, как правильно вести бухучет банковских гарантий.

Санкционирование расходов в бюджетном учете

Отличительной особенностью учета в казенных учреждениях является обязательное санкционирование произведенных расходов. Такие операции отражаются на специальных счетах ПСБУ — 0 500 00 000. Так, для отражения обязательств текущего периода и плановых лет используется сч. 0 502 00 000 «Обязательства». Отметим, что регистрировать операции необходимо только на основании документов, подтверждающих факт принятия конкретного обязательства. Перечень такой документации, которую будет применять организация в своей деятельности, следует закрепить в учетной политике.

Проводки по санкционированию расходов казенного учреждения в 2019 году следует отражать в разрезе кредиторов, договоров и соглашений и прочих аналитических показателей, которые установлены для субъекта учета в его учетной политике. Объединение и обобщение информации в обход организации достоверного аналитического учета недопустимо. Остатки по принятым обязательствам на конец отчетного года подлежат обязательной перерегистрации в следующем периоде.

Отчетность казенного учреждения в 2019 году

Как отмечено выше, состав и порядок составления отчетности для таких организаций установлен Приказом Минфина № 191н. С особенностями составления бюджетных отчетных форм и актуальными бланками можно ознакомиться в статье «Как отчитываются бухгалтеры бюджетных организаций».

Большинство вопросов бухгалтеров связаны с составлением пояснительной записки к годовому отчету казенного учреждения.

Отчетная форма состоит из пяти разделов:

  1. Организационная структура субъекта бюджетной отчетности (БО).
  2. Результаты деятельности субъекта БО.
  3. Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом БО.
  4. Анализ показателей финансовой отчетности субъекта БО.
  5. Прочие вопросы деятельности субъекта БО.

Каждый из разделов отчета содержит в себе специальные табличные формы и текстовую информацию — пояснения к показателям годовой отчетности.

Актуальный бланк: пояснительная записка к балансу казенного учреждения за 2019 год

ВАЖНО! Вышестоящий распорядитель вправе установить дополнительные отчетные формы, детализированную информацию и отраслевые требования по формированию пояснительной записки. Такие требования должны быть доведены до КУ отдельным распорядительным актом.

Образец пояснительной записки к балансу 0503160 казенного учреждения


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *