Требования к воздушно-тепловому режиму

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Часть 3

2.5. Требования к воздушно-тепловому режиму

2.5.1. Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в общеобразовательных учреждениях следует предусматривать в соответствии с гигиеническими требованиями к общественным зданиям и сооружениям. Теплоснабжение зданий обеспечивается от ТЭЦ, районных или местных котельных. Паровое отопление не используется. В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели, а также допускается использование конвекторов с кожухами. Отопительные приборы ограждаются съемными деревянными решетками, располагаются под оконными проемами и имеют регуляторы температуры. Не следует устраивать ограждений из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80 град. С.

2.5.2. При проектировании в здании общеобразовательного учреждения воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, следует предусматривать автоматическое управление системами для поддержания в помещении в рабочее время расчетных уровней температуры и относительной влажности воздуха в пределах 40-60%. Во внеучебное время в помещении поддерживается температура не ниже 15 град. С.

Температура воздуха, поддерживаемая в системе воздушного отопления, в рабочее время не должна превышать 40 град. С. В учебных помещениях рециркуляция воздуха в системах воздушного отопления не допускается. Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений (групп помещений): классных комнат и учебных кабинетов (при отсутствии воздушного отопления), лабораторий, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медпункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря.

Воздухообмен в столовых рассчитывается на поглощение теплоизбытков, выделяемых технологическим оборудованием кухни. Использование асбестоцементных воздухопроводов не допускается.

2.5.3. Печное отопление допускается только в одноэтажных малокомплектных сельских учреждениях (не более 50 человек). Топка устраивается в коридоре. Не следует устанавливать железные печи. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее чем за два часа до прихода обучающихся.

2.5.4. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

2.5.5. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно таблице 2. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха

Наружная температура,
град. С
Длительность проветривания помещения,
мин.
в малые перемены в большие перемены
и между сменами
От +10 до +6 4 — 10 25 — 35
От +5 до 0 3 — 7 20 — 30
От 0 до -5 2 — 5 15 — 25
От -5 до -10 1 — 3 10 — 15
Ниже -10 1 — 1,5 5 — 10

2.5.6. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:

  • в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях — 18-20 град. С при их обычном остеклении и 19-21 град. С — при ленточном остеклении;
  • в учебных мастерских — 15-17 град. С;
  • в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате — 18-20 град. С;
  • в кабинетах информатики — оптимальная 19-21 град. С, допустимая 18-22 град. С;
  • в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий — 15-17 град. С;
  • в раздевалке спортивного зала — 19-23 град. С;
  • в кабинетах врачей — 21-23 град. С;
  • в рекреациях — 16-18 град. С;
  • в библиотеке — 17-21 град. С;
  • в вестибюле и гардеробе — 16-19 град. С.

2.5.7. Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5 град. С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание — во время перемен при отсутствии обучающихся. При достижении в помещении температуры воздуха в 15-14 град. С проветривание зала следует прекращать.

2.5.8. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха соблюдаться в пределах 40-60%.

2.5.9. В туалетных, помещениях кухни, душевых и мастерских оборудуется вытяжная вентиляция. Вытяжные вентиляционные решетки следует ежемесячно очищать от пыли.

2.5.10. В мастерских для трудового обучения, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется механическая вытяжная вентиляция. Кратность воздухообмена составляет не менее 20 куб. м в час на 1 ребенка. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Часть 5

Санитарно-гигиенические требования к учебным кабинетам

Санитарно-гигиенические требования

к учебным кабинетам.

1. Размещение ученических столов (парт) в кабинете.

В учебных кабинетах обычной прямоугольной конфигурации столы размещаются в три ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов между рядами парт (столов) и стенами. При этом должно выдерживаться следующее расстояние:

· от наружной стены до первого ряда парт (столов) – не менее 0,5м;

· от внутренней стены до третьего ряда – 0,5м;

· от задней стены до последних парт (столов) – 0,65м;

· от классной доски до первых парт (столов) – 2м;

· от классной доски до последней парты (стола) – не более 8м;

· между рядами – 0,6м.

В классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров). Если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за парту большего, чем требуется, номера.

Для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15см. В соответствии с этой шкалой изготавливаются парты и комплекты ученических столов со стульями шести номеров.

Размеры парт, ученических столов и стульев

№ мебели

Группа мебели

Группа

роста,

см

Высота крышки стола, обращенного к ученику (над полом, в см)

Высота переднего края сиденья (над полом, в см)

Цветовая маркировка

стола

Группа столов

№ стульев

Группа стульев

№ мебели

Группа мебели

46,0

26,0

оранж

А

52,0

54,0

30,0

32,0

фиолет

желтый

Б

58,0

60,0

34,0

36,0

желтый

красный

В

64,0

66,0

38,0

40,0

красный

голубой

Г

70,0

72,0

42,0

44,0

зеленый

зеленый

Д

От 175

76,0

78,0

46,0

48,0

голубой

Рассаживание учащихся должно проводиться учителями и классными руководителями под руководством врача (медицинской сестры) после измерения роста учащихся (в обуви) в начале каждого учебного года.

Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в классах и кабинетах за первыми и вторыми партами в любом ряду нужно отводить учащимся со сниженным слухом. Учащиеся с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. При хорошей коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.

Не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парты их росту.

При оборудовании учебных помещений для учащихся 6-летнего возраста рекомендуется использовать дошкольную мебель.

При расстановке в классе мебель меньших размеров ставят ближе к классной доске, а больших размеров — дальше. В тех случаях, когда возникает необходимость поставить мебель больших номеров ближе к классной доске, ее следует ставить только первой в 1-м и 3-м (4-м) рядах.

Поверхность классной доски должна быть ровной, без изъянов и выпуклостей, равномерно окрашенной по всей площади. Цвет покрытия может быть темно-зеленым, темно-коричневым, черным. Состояние зрительных функций, а также работоспособность учащихся более бла­гоприятны при чтении и списывании текста, написанного на темно-зеленой доске ярко-желтым мелом. Нижний край классной доски над полом устанавливается: для начальной школы на уровне 75-80 см, для учащихся 5-1 1-х классов — 80-90 см.

2. Освещение учебных кабинетов.

Естественное освещение классных комнат, учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и других основных помещений считается достаточным, когда коэффициент естественной освещенности на наи­более удаленном от окна месте достигает 1,75-2,0% (средняя полоса России).

Основной поток света в учебных помещениях должен преду­сматриваться только с левой стороны от учащихся. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, поэтому световые про­емы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются. Беспорядочное развешивание на стенах учебных помещений плакатов, стендов и др. резко снижает светоотражение поверхностей, вот почему все пособия следует развешивать на стене, противоположной доске, так, чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 см от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.

В кабинетах черчения и рисования оптимальной является ори­ентация окон на север, северо-восток, северо-запад, а в кабинетах био­логии — на юг.

Светопроемы учебных кабинетов оборудуются регулируемых солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. В нерабочем с стоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами, Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются.

Искусственное освещение имеет не меньшее значение, чем естественное. В средней полосе России при начале занятий в 8 ч. 30 мин. на первых двух уроках освещенность на рабочем месте естественны светом оказывается недостаточной. В связи с этим необходимо на первые два урока включать искусственное освещение.

Классная доска освещается двумя установленными параллельными ей зеркальными светильниками. Указанные светильники размещают выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется:

· не закрашивать оконные стекла;

· не расставлять на подоконниках цветы — их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;

· очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

3. Отделка учебных кабинетов.

Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициента ми отражения:

• для потолка — 0,7-0,8; для стен — 0,5-0,6;

• для пола — 0,3-0,5.

Следует использовать следующие цвета красок:

• для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

• для мебели (парты, столы, шкафы) — цвета натурально дерева или светло-зеленый;

• для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый;

• для дверей, оконных рам — белый.

4. Объем учебной информации, передаваемой аудиовизуальными средствами.

При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных технических средств обучения (АВ ТСО) длительное их непрерывного применения в учебном процессе устанавливает согласно таблице.

Длительность непрерывного применения на уроках

различных технических средств обучения

Классы

Длительность просмотра

мин.)

Воспроизведе­ние звукозаписи (мин.)

Диафильмов, диапозитивов

кино-, видео­фильмов

учебных теле­передач

до 15

до 20

5. Воздушно-тепловой режим.

Площадь исправно работающих фрамуг и форточек в учебных кабинетах должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и фор­точки должны функционировать в любое время года.

Учебные кабинеты проветриваются во время перемен. Длитель­ность сквозного проветривания определяется погодными условиями, а до начала и после занятий осуществляется сквозное проветривание.

Длительность сквозного проветривания учебных помещений

в зависимости от температуры наружного воздуха

Наружная Температура

Длительность проветривания помещений (мин.)

в малые перемены

в большие перемены

от +10~С до +6°С

от +5″С до 0″С

10- 15

от 0~С до -5″С

от-5″Сдо-10″С

ниже -1 ОС

1-1,5

При температуре наружного воздуха более +10°С целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Температура воздуха в классных помещениях, учебных кабине­тах, лабораториях в зависимости от климатических условий должна составлять:

> 18-20°С при их обычном остеклении и 19-21°С — при лен­точном остеклении;

> в учебных мастерских — 15-17°С;

> в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и му­зыки, клубной комнате — 18-20°С;

> в дисплейных классах оптимальная температура — 19-21°С, допустимая 18-22°С;

> в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий -15-17°С;

> в раздевалке спортивного зала — 19-23°С;

> в кабинетах врачей — 21-23°С;

> в рекреациях — 16-18°С;

> в библиотеке — 17-21 °С.

Перепад температуры воздуха в учебном кабинете, как по верти­кали, так и по горизонтали не должен превышать 2-3 С.

Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно — два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5 С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание — во время перемен в отсутствие учащихся.

о

При достижении в помещении температуры воздуха в 15-14 С проветривание зала следует прекращать.

В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40-60%.

В школьных мастерских, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется механическая вытяжная вентиляция. Кратность воздухообмена должна составлять не менее 20 м3 в час на одного ребенка. Станки и механиз­мы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответ­ствующие защитные приспособления.

Школа – это место где молодое подрастающее поколение не только проводит большую часть светового дня, но и самые интересные периоды своей жизни. Поэтому условия, в которым молодые люди получают свои знания, должны соответствовать определенным санитарным нормам, разработанным с учетом особенностей возрастных групп учащихся, а также категорий помещений, где приходится находиться школьникам.

Следует отметить, что в различных регионах страны отдельные температурные нормы могут немного отличаться. Регулируется этот процесс местными органами власти. В нашем небольшом обзоре мы рассмотрим общепринятые в России показатели, применяемые в большинстве областей страны.

Распределение температурного режима по нормам

Изначально стоит обозначить, что распределение меняльной и максимальной температуры в различных школьных помещениях будет отличаться. Особое внимание уделяется местам, где ученики длительное время находится в состоянии спокойствия (учебные классы, библиотеки, актовые залы). Далее следуют помещения активных спортивных занятий (спортзалы), а также школьных коридоров. Отдельно выделяются помещение, где дети переодеваются, моются, проходят медицинский осмотр. Поэтому, если разделить все эти категории по температурному диапазону, то можно выделить такой уровень минимально допустимой температуры в школах:

  • от 15 градусов допускается в мастерских, спортзалах, различных цехах;
  • от 18 градусов выдерживается в библиотеках, учебных классах, актовых залах и туалетах;
  • от 19 градусов в раздевалках спортивного зала;
  • от 21 градуса допустимая температура в школьных медпунктах;
  • 17-21 градуса в библиотеке;
  • 16-19 градусов в вестибюле и гардеробе
  • от 25 градусов необходимо поддерживать в душевых и бассейнах.

Из СанПиН 2.4.2.576-96 Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений

При какой температуре на улице не ходят в школу дети

При этом максимально допустимый комфортный уровень температурного режима в школьных помещениях в различные поры года не должен превышать 25 градусов, вне зависимости летняя пора на улице, либо же лютая зима. Если же температурный режим в школьном помещении не удается выдержать на уровне выше 15 градусов, занятия в школе должны прекращаться во избежание переохлаждения маленьких граждан.

Также важно отметить что для нормального состояния в различных помещениях их постоянно необходимо проветривать. При этом, минимально допустимый уровень температуры внешнего воздуха, при котором разрешается открывать окна для природного проветривания, составляет не меньше 5 градусов. Но если скорость ветра превышает показатель отметку в 2 м/с, открывать окна в помещениях, где находятся дети, даже на короткое время не рекомендуется.

Процедура периодического проветривания классов, спортзала, раздевалок, туалетов, актовых и других залов должна осуществляться во время отсутствия там детей. Делается это обычно на перерывах, когда аудитория полностью освобождается от учащихся. Во избежание создания сквозняков не рекомендуется полностью одновременно открывать окно и внешнюю дверь в помещение, создавая, тем самым значительные ветровые потоки, из-за которых малолетние школьники могут получить переохлаждение (для этого достаточно такого режима на протяжении 10 минут).

Во время создания оптимальных условий быта для школьников важно следить не только за уровнем внешней и внутренней температуры и соблюдения установленного баланса, но и поддерживать допустимый уровень влажности. По нормативу он должен находится в пределах 40 – 60 процентов. Этого достаточно, чтобы избежать переноса различных, передающихся воздушно-капельным путем вирусов и бактерий, а также не допускать теплового перегрева из-за высокой влажности воздуха в помещении.

Когда уроки прекращаются в школе

Очень часто, особенно в зимнее время, администрацией школьных учреждений принимаются меры по предотвращению распространения различных заболеваний, вследствие чего школы на определённый период просто закрываются. В этом случае необходимо выделить два основных критерия, когда такое возможно по действующим на уровне государства нормативным документам.

  1. Превышен допустимый порог однотипного заболевания в регионе, или конкретном учебном заведении. Закрыть школьное учреждение для посещения учениками путем введения карантина администрация имеет право, когда уровень заболевания в регионе однотипным заболеванием (обычно это вирусные болезни) превышает 25% от общей численности такого региона. Дополнительно законодатель предоставил право администрациям школьных учреждений принимать решение о введении карантина в случае, когда больше 30 – 35% учащихся одного класса заболели одной болезнью. В таких случаях посещение школы учениками полностью прекращается.
  2. Когда уровень внешней температуры воздуха привесил допустимые показатели. Для учащихся младших классов (до 6 класса включительно) это минус 25 градусов и ниже, в то время как для всех остальных школьников температура должна опуститься ниже минус 30 градусов. Нужно учитывать, что для отдалённых Северных регионов ведены несколько иные показатели, которые немного отличаются от средних. Утверждаются они местными властями. Нужно понимать, что такой уровень температуры позволяет родителям без каких-либо объяснений не отпускать детей на учебу и им за это ничего не будет. Школы при этом не закрываются, и, если кто-то из учеников все же пришел на занятие, учителя обязаны проводить с такими детьми уроки.

Что можно сделать, чтобы повысить уровень комфорта

Обычно школьные учреждения различных регионов строятся практически по однотипным проектам. Но, как показывает практика, не всегда в однотипных зданиях даже одного региона поддерживается одинаковые бытовые условия. Причин этому может быть множество, от банальной замены старых деревянных окон, через щели которых проникает в помещение холод, на новые, металлопластиковые с высокой степенью герметичности, до утепления внешних стен школьного учреждения. Очень хорошо помогает поддерживать нужный температурный режим замена стандартных радиаторов с возможностью регулировки температуры.

Все это к тому, что достаточно часто родители принимают участие в различных организованных администрацией проектах по благоустройству школьного учреждения. И здесь, учитывая, что в дальнейшем улучшения отразятся на ваших же детях, очень важно правильно определиться с выбором различных приспособлений, материалов, оконных проемов, систем вентиляции и кондиционирования. Жизнь и здоровье ребенка всегда должны быть на первом месте, а уже потом смотрите на все остальное.

Какая температура воздуха должна быть в школе

Говорить только об уровне температуры в школьных помещениях не совсем верно, потому как при разработке нормативов к воздушно-тепловому режиму образовательных учреждений учитываются несколько факторов:
— наличие воздухообмена и его интенсивность;
— относительная влажность;
— температура воздуха.

Из чего складывается оптимальный температурно-влажностный режим

Учитывая вышеперечисленные параметры и изучив их воздействие на здоровье школьников, ученые разработали оптимальные критерии для различных школьных помещений, которые изложены в «Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах (СанПиН 2.4.2.2821 – 10).
Во внимание принимается площадь, максимальный поток учащихся, проходящий за день через тот или иной кабинет, возможность проветривания. Совершенно недопустимы наглухо закупоренные на зиму окна, сделанная раз в день влажная уборка, так как даже при соблюдении оптимальной температуры, но при нарушении уровня влажности, создается не комфортная для детского организма среда.
Не допустимо, чтобы температура в школе определялась настроением администрации, работниками теплосети, обслуживающими котельную школы, или родителями, которые приучили ребенка к более высокой температуре воздуха в помещении. Тем более что температурный режим каждого человека индивидуален. Законом для образовательного учреждения является СанПиН, и иначе быть не может.

Требования к кабинетам

В кабинетах небольшой площади, где проводят индивидуальную работу психолог или логопед, оптимальной считается температура воздуха от 18 до 24 градусов. Такая же приемлема для актового зала, фойе, библиотеки и столовой, где большое количество детей и преподавателей бывает, но не на протяжении всего дня.

В мастерских, где дети заняты зачастую физическим трудом, температура немного ниже (17-20). Эта же норма относится к спортивному залу, где даже рекомендуется держать открытыми фрамуги во время занятий, не допуская сквозняка. Это правило действует, если температура воздуха на улице выше + 5. При низких температурах сквозное проветривание необходимо проводить между уроками.
Если в школе оборудованы при спортивном зале душевые, то там температура должна достигать 22-25 градусов. В спортивных раздевалках и медицинском кабинете 20-22.
Во время каникул допустимо снизить температуру воздуха в школе до 15 градусов. Чтобы осуществлять постоянный контроль соблюдения температурного режима, необходимо все помещения школы снабдить термометрами.
Влажность воздуха не должна выходить за допустимые пределы 40-60 %. Соблюсти эти нормы поможет регулярное проветривание, которое следует проводить в любое время года. Если температура окружающего воздуха ниже –10, то достаточно сквозного 5-минутного проветривания на большой перемене и минутного на маленькой. По мере повышения температуры на улице увеличивается и время проветривания.
Соблюдение этих правил требует регулярного выполнения со стороны учителя, которому, возможно, не всегда хочется выводить весь класс на маленькой перемене из кабинета. А администрации школы следует во время летнего ремонта позаботиться о том, чтобы окна или фрамуги были в рабочем состоянии.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *