Содержание
- Приложение 3. Гигиенические рекомендации к расписанию уроков
- Приложения к СанПиН 2.4.2.2821-10
- Таблицы для проверки зрения
- Правила прохождения тестов на зрение
- Таблица Сивцева
- Таблица Головина
- Таблица Снеллена (Snellen)
- Таблица Орловой
- Звезда Сименса
- Таблицы для диагностики специфики зрения
- Как проверяют зрение у водителей
- Проверка зрения у слабовидящих
- Можно ли запомнить таблицы для проверки зрения
- Советы и рекомендации
- Особенности составления расписания с помощью программы «Ректор»
- ИЗМЕНЕНИЯ В СанПин ДЛЯ ШКОЛ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
- Требования к помещениям и оборудованию СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает:
- Требования к организации учебного процесса
- Изменения СанПиН на 2019 год детализируют и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.
- Изменения на 2019 год затронули требования к помещениям и оборудованию:
- Школьный общепит также должен соответствовать определенных требованиям:
- Специфика образовательного процесса:
- Гигиенические рекомендации к расписанию уроков
- Скачать СанПин для школ 2019
Приложение 3. Гигиенические рекомендации к расписанию уроков
Информация об изменениях:
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 в приложение внесены изменения
См. текст приложения в предыдущей редакции
Приложение 3
к СанПиН 2.4.2.2821-10
Гигиенические рекомендации к расписанию уроков
С изменениями и дополнениями от:
24 ноября 2015 г.
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 — 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 — 3-х уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования — на 2-х, 3-х, 4-х уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 — 4-х уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
Таблица 1
Шкала трудности предметов для 1 — 4 классов
Общеобразовательные предметы |
Количество баллов (ранг трудности) |
Математика |
8 |
Русский (национальный, иностранный язык) |
7 |
Природоведение, информатика |
6 |
Русская (национальная) литература |
5 |
История (4 классов) |
4 |
Рисование и музыка |
3 |
Труд |
2 |
Физическая культура |
1 |
Таблица 2
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5 — 9 классах
Общеобразовательные предметы |
Количество баллов (ранг трудности) |
||||
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
|
Химия |
— |
— |
13 |
10 |
12 |
Геометрия |
— |
— |
12 |
10 |
8 |
Физика |
— |
— |
8 |
9 |
13 |
Алгебра |
— |
— |
10 |
9 |
7 |
Экономика |
— |
— |
— |
— |
11 |
Черчение |
— |
— |
— |
5 |
4 |
Мировая художественная культура (МХК) |
— |
— |
8 |
5 |
5 |
Биология |
10 |
8 |
7 |
7 |
7 |
Математика |
10 |
13 |
— |
— |
— |
Иностранный язык |
9 |
11 |
10 |
8 |
9 |
Русский язык |
8 |
12 |
11 |
7 |
6 |
Краеведение |
7 |
9 |
5 |
5 |
— |
Природоведение |
7 |
8 |
— |
— |
— |
География |
— |
7 |
6 |
6 |
5 |
Граждановедение |
6 |
9 |
9 |
5 |
— |
История |
5 |
8 |
6 |
8 |
10 |
Ритмика |
4 |
4 |
— |
— |
— |
Труд |
4 |
3 |
2 |
1 |
4 |
Литература |
4 |
6 |
4 |
4 |
7 |
ИЗО |
3 |
3 |
1 |
3 |
— |
Физическая культура |
3 |
4 |
2 |
2 |
2 |
Экология |
3 |
3 |
3 |
6 |
1 |
Музыка |
2 |
1 |
1 |
1 |
— |
Информатика |
4 |
10 |
4 |
7 |
7 |
ОБЖ |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Таблица 3
Приложения к СанПиН 2.4.2.2821-10
Приложение 1 к СанПиН 2.4.2.2821-10
Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся
В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения в общеобразовательном учреждении воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Для этого необходимо посвятить специальный урок в первых классах.
Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.
При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.
Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.
Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки, и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.
При овладении навыками письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя — сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.
В учебном кабинете следует поместить таблицу «Правильно сиди при письме», чтобы обучающиеся всегда имели ее перед глазами. Вместе с тем обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.
Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех — четырех лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.
Учитель при сотрудничестве с родителями может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся 1 — 4 классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 — 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.
Приложение 2 к СанПиН 2.4.2.2821-10
Размеры инструментов и инвентаря, используемого при трудовом обучении и организации общественно-полезного труда
1. Размеры некоторых столярных и слесарных инструментов
Инструменты | Возраст обучающихся | |
10-12 лет | 13-15 лет | |
Ножовка столярная | ||
Длина полотна | 280-300 мм | 320-350 мм |
Шаг зубьев | 5 мм | 5 мм |
Длина ручки (формы призмы) | 80 мм | 90 мм |
Ширина со стороны полотна | 13 мм | 15 мм |
Ширина со стороны ладони | 20 мм | 24 мм |
Ширина со стороны боковой грани | 29 мм | 31 мм |
Шерхебель | ||
Длина колодки | 220 мм | 250 мм |
Ширина колодки | 38 мм | 45 мм |
Длина железки | 140 мм | 180 мм |
Ширина железки | 25 мм | 30 мм |
Рубанок | ||
Длина | 210 мм | 244 мм |
Ширина | 48 мм | 56 мм |
Длина металлической колодки | 220 мм | 250 мм |
Ширина металлической колодки | 47 мм | 52 мм |
Длина железки | 140 мм | 180 мм |
Ширина железки | 30-40 мм | 40 мм |
Молоток столярный | ||
Масса | 200 г | 300 г |
Сечение ручки в месте хвата | 26х20 мм | 28х22 мм |
Рашпиль | ||
Общая длина | 200 | 250 |
Длина рычагов | 125 мм | 150 мм |
Расстояние между сторонами рычагов в месте хвата | 27 мм | 27 мм |
Напильники | ||
Общая длина | 200 мм | 250 мм |
Длина ручки | 112 мм | 120 мм |
Диаметр наиболее | 31,5 мм | 34 |
Ножовка слесарная | ||
Длина полотна | — | 275 мм |
Длина ручки | — | 120 мм |
Диаметр наиболее толстой части брюшка | — | 34 мм |
Молоток слесарный | ||
Масса | 300 г | 400 г |
Длина | 280-300 мм | 300-320 мм |
Сечение ручки в месте хвата | 26х20 мм | 28х22 мм |
Ножницы по металлу Длина режущей части | 60 мм | 60 мм |
2. Объем ведер и леек
Для детей 8-10 лет – не более 3 литров; Для детей 11-12 лет – не более 4 литров; Для детей 13-14 лет – не более 6 литров; Для детей 15-16 лет – не более 8 литров.
Приложение 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10
Гигиенические рекомендации к расписанию уроков Современными научными исследованиями установлено, что биоритмический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для обучающихся 2 и 3 ступени образования – на 2-х, 3-х, 4-х уроках. Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблицы 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большом количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4-х уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах. Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с писменными заданиями и контрольные работы. При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или0 СРЕДУ. Таблица 1 Шкала трудности предметов для 1-4 классов
Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) |
Математика | 8 |
Русский (национальный, иностранный) | 7 |
Природоведение, информатика | 6 |
Русская (национальная) литература | 5 |
История (4 классов) | 4 |
Рисование и музыка | 3 |
Труд | 2 |
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах
Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) | ||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
Химия | — | — | 13 | 10 | 12 |
Геометрия | — | — | 12 | 10 | 8 |
Физика | — | — | 8 | 9 | 13 |
Алгебра | — | — | 10 | 9 | 7 |
Экономика | — | — | — | — | 11 |
Черчение | — | — | — | 5 | 4 |
Мировая художественная культура (МХК) | — | — | 8 | 5 | 5 |
Биология | 10 | 8 | 7 | 7 | 7 |
Математика | 10 | 13 | — | — | — |
Иностранный язык | 9 | 11 | 10 | 8 | 9 |
Русский язык | 8 | 12 | 11 | 7 | 6 |
Краеведение | 7 | 9 | 5 | 5 | — |
Природоведение | 7 | 8 | — | — | — |
География | — | 7 | 6 | 6 | 5 |
Граждановедение | 6 | 9 | 9 | 5 | — |
История | 5 | 8 | 6 | 8 | 10 |
Ритмика | 4 | 4 | — | — | — |
Труд | 4 | 3 | 2 | 1 | 4 |
Литература | 4 | 6 | 4 | 4 | 7 |
ИЗО | 3 | 3 | 1 | 3 | — |
Физическая культура | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Экология | 3 | 3 | 3 | 6 | 1 |
Музыка | 2 | 1 | 1 | 1 | — |
Информатика | 4 | 10 | 4 | 7 | 7 |
ОБЖ | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 |
Таблица 3 Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10-11 классах
Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) | Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) |
Физика | 12 | Информатика, Экономика | 6 |
Геометрия, Химия | 11 | История, Обществознание, МХК | 5 |
Алгебра | 10 | Астрономия | 4 |
Русский язык | 9 | География, Экология | 3 |
Литература, Иностранный язык | 8 | ОБЖ, Краеведение | 2 |
Биология | 7 | Физическая культура | 1 |
Приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10
Рекомендуемый комплекс упражнений
физкультурных минуток (ФМ)
Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее — ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (далее — и.п.) — сидя на стуле. 1 — 2 — отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 — 4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 — и.п., 3 — 4 — то же правой рукой. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх. 2 — переменить положения рук. Повторить 3 — 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 — 2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 — 4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6 — 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6 — 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища:
1. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.
2. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — 5 — круговые движения тазом в одну сторону, 4 — 6 — то же в другую сторону, 7 — 8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.
3. И.п. — стойка ноги врозь. 1 — 2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 — 4 — и.п., 5 — 8 — то же в другую сторону. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п., 5 — плавно наклонить голову назад, 6 — и.п., 7 — голову наклонить вперед. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6 — 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс, 2 — левую руку на пояс, 3 — правую руку на плечо, 4 — левую руку на плечо, 5 — правую руку вверх, 6 — левую руку вверх, 7 — 8 — хлопки руками над головой, 9 — опустить левую руку на плечо, 10 — правую руку на плечо, 11 — левую руку на пояс, 12 — правую руку на пояс, 13 — 14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4 — 6 раз. Темп — 1 раз медленный, 2 — 3 раза — средний, 4 — 5 — быстрый, 6 — медленный.
Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10
Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 — 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 — 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 — 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 — 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 — 6. Повторять 4 — 5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3 — 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторять 1 — 2 раза.
Приложение 6 к СанПиН 2.4.2.2821-10
Рекомендации к организации и режиму работы
групп продленного дня
Общие положения.
Комплектовать группы продленного дня рекомендуется из обучающихся одного класса либо параллельных классов. Пребывание обучающихся в группе продленного дня одновременно с образовательным процессом может охватывать период времени пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении с 8.00 — 8.30 до 18.00 — 19.00.
Помещения групп продленного дня для обучающихся I — VIII классов це лесообразно размещать в пределах соответствующих учебных секций, включая рекреации.
Рекомендуется для обучающихся первых классов группы продленного дня выделять спальные помещения и игровые комнаты. При отсутствии в общеобразовательном учреждении специальных помещений для организации сна и игр могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью: шкафы, одноярусные кровати.
Для обучающихся II-VIII классов в зависимости от конкретных возможностей рекомендуется выделить закрепленные помещения для организации игровой деятельности, кружковой работы, занятий по желанию обучающихся, дневного сна для ослабленных.
Режим дня.
Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности обучающихся, посещающих группы продленного дня, необходима рациональная организация режима дня, начиная с момента прихода в общеобразовательное учреждение, и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно-полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, если он предусмотрен образовательной программой), а после самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).
В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, про гулка, дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных обучающихся II — III классов, самоподготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Отдых на свежем воздухе.
После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 часов. Основная часть этого времени отводится на свежем воздухе. Целесообразно предусмотреть прогулки:
— до обеда длительностью не менее 1 часа, после окончания учебных занятий в школе;
— перед самоподготовкой в течение часа.
Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными иг рами и физическими упражнениями. В зимнее время полезно организовать занятия конькобежным спортом, лыжами 2 раза в неделю. В теплое время года рекомендуется организовать занятия легкой атлетикой, волейболом, баскетболом, теннисом и другими спортивными играми на открытом воздухе. Рекомендуется также использовать плавательный бассейн для занятий плаванием и водным спортом.
Обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе или перенесшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр выполняют упражнения, не связанные со значительной нагрузкой.
Одежда обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений.
В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения.
Местом для отдыха на свежем воздухе и проведения спортивного часа может быть пришкольный участок или специально оборудованные пло щадки. Кроме того, для этих целей могут быть использованы прилежащие скверы, парки, лес, стадионы.
Организация дневного сна для первоклассников и ослабленных детей.
Сон снимает усталость и возбуждение детей, длительное время находящихся в большом коллективе, повышает их работоспособность. Длительность дневного сна должна быть не менее 1 часа.
Для организации дневного сна должны быть выделены либо специаль ные спальные, либо универсальные помещения площадью из расчета 4,0 м на одного учащегося, оборудованные подростковыми (размером 1600 х 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями.
При расстановке кроватей необходимо соблюдать расстояние между: длинными сторонами кровати — 50 см; изголовьями — 30 см; кроватью и наружной стеной — 60 см, а для северных районов страны — 100 см.
За каждым обучающимся должно быть закреплено определенное спальное место со сменой постельного белья по мере загрязнения, но не реже 1 раз в 10 дней.
Спальные помещения рекомендуется проветривать за 30 минут до сна, сон проводить при открытых фрамугах или форточках.
Подготовка домашних заданий.
При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:
— приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;
— начинать самоподготовку в 15 — 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
— ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.;
— предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней труд ности для данного обучающегося;
— предоставлять обучающимся возможность устраивать произволь ные перерывы по завершении определенного этапа работы;
— проводить «физкультурные минутки» длительностью 1-2 минуты;
— предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).
Внеурочная деятельность.
Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.
Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должна составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1 — 2 классов, и не более полутора часов в день — для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1 — 3 классов и 1,5 — для обучающихся 4 — 8 классов.
Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятель ности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.
Питание.
Правильно организованное и рациональное питание является важнейшим оздоровительным фактором. При организации продленного дня в общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено трехразовое питание обучающихся: завтрак — на второй или третьей перемене во время учебных занятий; обед — в период пребывания на продленном дне в 13-14 часов, полдник — в 16-17 часов.
Приложение 7 к СанПиН 2.4.2.2821-10
Таблицы для проверки зрения
При появлении первых признаков ухудшения зрительной функции следует срочно принимать меры, иначе можно потерять время и запустить болезнь. Глаза постоянно краснеют, быстро утомляются, появляется повышенная чувствительность к солнечному свету – все это тревожные знаки, свидетельствующие о начале заболевания.
Таблица для проверки зрения является самым простым способом офтальмологической проверки зрения, которая висит в кабинете любого окулиста. Несмотря на то, что в настоящее время появилось множество усовершенствованных технологий, табличный метод до сих пор не потерял своей актуальности. Согласно офтальмологическим терминам, острота представляет собой возможность глазных органов отчетливо различать 2 отдельные точки, которые располагаются на минимальном отдалении друг от друга. В идеале, человек способен увидеть их под угловым разрешением в одну минуту. В этом случае можно с уверенностью говорить о 100 %-ном зрении, это значит, что V= 1.0.
С помощью таблиц можно получить ориентировочное представление о том, как видит человек, нет ли необходимости обращаться к врачу. Проверку зрения можно пройти онлайн, и все же, она не должна полностью заменить обращение к специалисту.
Благодаря таблицам зрения можно самостоятельно выполнить проверку зрения, не посещая окулиста. Однако при первых проявлениях ухудшения зрения рекомендуется незамедлительно обратиться к офтальмологу для своевременной диагностики и лечения патологий.
Правила прохождения тестов на зрение
Приступать к проверке следует только при хорошем самочувствии. Если есть какое-либо недомогание: повысилась температура, появились головные боли, чувствуется слабость во всем теле, то от процедуры лучше пока отказаться. Не стоит проверяться и после длительного напряжения глаз, а также после приема некоторых лекарственных препаратов.
Для того чтобы начать обследование, необходимо создать определенные условия:
- в комнате, где находится испытуемый, должно быть очень светло;
- голову наклонять ни в коем случае нельзя;
- рассматривая таблицу, глаза щурить не надо;
- монитор должен стоять ровно.
Только при соблюдении всех правил, можно получить максимально точные результаты.
Таблица Сивцева
Таблица для проверки зрения Сивцева имеет нанесенные буквы черного цвета на белом фоне различной величины, назначение которых – определить остроту зрения. В таблице размещаются разнообразные варианты из 7 букв одинаковой высоты и ширины, но имеющих различные размеры. Согласно эталонным показателям, хорошо визуализируют 2 равноудаленные точки с угловым разрешением 1/60 градуса.
Таблица Сивцева помогает определить остроту в интервальном промежутке от 0,1 до 0,5 при расстоянии пять метров. Ряды представлены следующим образом:
- первые десять рядов отличаются шагом в 0,1 (V = 0,1 – 1,0);
- два ряда имеют отличие в 0,5 (V = 3,0 – 5,0);
- три ряда в 0,1. (V = 3,0 – 5,0).
Есть дополнительная информация. В левой колонке указано расстояние, выраженное в метрах, с которого способен видеть пациент со стопроцентным зрением, а в правой – эталонные показатели, при просмотре с 5 м.
Правила проведения теста
Чтобы получить максимально точные результаты, нужно соблюдать определенные правила. Табличное полотно помещают в пяти метрах от глаз пациента. Оно обязательно должно освещаться 2-мя люминесцентными лампами. Световой поток направляют на полотно, а не в глаза испытуемого.
Каждый глаз следует проверить отдельно, при этом их необходимо прикрыть ладонью или взять для этого какой-либо предмет. Сильно давить на закрытый глаз не надо, зажмуривать его тоже нельзя. Допустимо совершить не больше двух-трех ошибок. На все отводится не более трех секунд. Цифровое выражение находится в последней строчке, где были совершены ошибки, превышающие норму. Способность видеть все десять строк с расстояния в 10 метров нельзя назвать показателем дальнозоркости, в этом случае говорят о значительном превышении нормы, так называемом, «орлином зрении».
Как расшифровать показания
В нижней части находится специальная колонка, начинающаяся с «D = …», в этой области указывают расстояние, выраженное в метрах, с которого способен различать элементы человек с идеальной остротой зрения. Другая колонка «V = …» численные показатели при чтении с пяти метров.
Таблица Головина
Таблица для проверки зрения Головина состоит из нескольких оптотипов, с помощью которых выявляется качество зрения. В ней представлены четыре одинаковых по высоте и ширине кольца с разрывом. В соответствии с установленной нормой, пациент, обладающий стопроцентным зрением, визуализирует 2 отдельные лежащие точки, находящиеся на равноудаленном расстоянии с угловым разрешением в одну минуту, что составляет 1/60 градуса.
Оптотипы размещаются следующим образом:
- 10 рядов имеют различие в 0,1 шаг;
- два ряда – 0,5 шагов;
- три добавочных – 0,1 шага.
Для расшифровки результатов используют дополнительные колонки: «D =» и «V =». В первой колонке предложено расстояние, выраженное в метрах с которого видит человек, имеющий идеальное зрение, а во второй даны результаты диагностики, соответствующие способности визуализировать предметы, находящиеся отдалении до пяти метров.
Таблицу потребуется подсвечивать, используя две люминесцентные лампы, освещенностью 700 лк. Ни в коем случае световой поток не должен быть направлен в лицо испытуемого.
Чтение результатов
Методика Головина используется для определения остроты зрения с пятиметрового расстояния: от 0,1 в верхнем ряду до 2,0 в нижнем. Если пациент с установленного отдаления не видит знаки, то исследование проводится с более близкого и дальнего расстояния, в этом случае в расчетах нужно использовать формулу: V = d/D, при этом V – это острота зрения, d – расстояние от пациента до таблицы зрения, D – расстояние, с которого обычный глаз визуализирует представленный ряд.
При идеальном качестве зрения все знаки в каждой строке будут названы точно. При неполной остроте, допустимо ошибиться один раз в рядах от 0,3 до 0,6 и два раза в рядах от 0,7 до 1,0. Нормальной считается острота зрения 1,0. Чтобы определить зрительную функцию в пределах менее 0,1, пациента нужно постепенно перемещать ближе к таблице через каждую половину метра и делать отметки на полу. Это делают, пока человек не сможет отчетливо распознать все знаки, которые есть в первом ряду. Затем применяя формулу, производят все необходимые подсчеты. Наиболее удобным вариантом для исследования остроты глаз 0,1 будут оптотипы Поляка.
Таблица Снеллена (Snellen)
Наиболее распространенным методом диагностики зрения является таблица для проверки зрения Снеллена, которая была составлена в 1862 году врачом-окулистом из Голландии Херманном Снелленом. Она имеет следующий вид: в несколько линий размещаются буквы, при этом их размер с каждой последующей строкой уменьшается, начиная сверху.
Самые большие буквы расположены вверху. Человек, имеющий идеальное зрение, с легкостью прочитает их с 60-метрового отдаления. Нижние строки прочитываются с 36, 24, 18, 12, 9, 6, 5 метров.
Как проводить обследование
Если планируется проводить обследование на компьютере, то испытуемого отсаживают на шесть метров от экрана. Один глаз закрывают, не оказывая на него давления, вторым начинают считывать по порядку знаки. Если человеку удалось считать самый последний ряд, это говорит об отличном уровне зрения. В норме требуется прочитать одну из последних строчек, находясь от нее на расстоянии шести метров (6/6), некоторым это удается сделать с пяти метров. В случае, когда пациент способен распознать только строчки, которые находятся выше ряда, который в норме прочитывается с 12-метрового расстояния, остроту зрения отмечают 6/12.
Таблица Орловой
Таблицу Орловой применяют для выявления остроты зрения у детей до семи лет. В строчках находятся картинки, которые уменьшаются о строки к строке, начиная сверху. С левой и правой сторон указываются показатели нормы: D – расстояние, выраженное в метрах, с него ребенок с идеальным зрением может визуализировать все строки, за эталон берутся показания: 50 м для первой строки и 2,5 м для последней; V – выражается в условных единицах, она показывает остроту зрения с расстояния пять метров, оценка производится следующим образом: 0,1 – если с 5 метров хорошо просматривается только первый ряд, 2,0 – если визуализируется последний ряд.
Идеальным фиксируют зрение 1,0 – это говорит о том, что дошкольник может отчетливо различать 10-ую строчку с пяти метров.
Если со стандартного отдаления ребенок не может видеть первый ряд, его нужно ставить ближе к таблице через каждые полметра до тех пор, пока он не будет способен увидеть предметы, напечатанные в самом верху.
Отличия проверки детского зрения
Прежде чем начать процедуру, малыша нужно подвести к табличке и попросить назвать несколько изображений. Следует убедиться в том, что ребенок понимает, что нарисовано на картинках, в то же время, он должен точно осознавать, что именно от него требуется, только в этом случае, можно начинать исследование.
Чем младше по возрасту ребенок, тем быстрее он устанет, поэтому не следует показывать каждую картинку. Достаточно предложить ему назвать два или три изображения в каждой строчке. Но если малыш в одном из рядов не назвал картинку, его просят рассмотреть и попытаться назвать все предметы, которые есть в этой строке. Проблемный ряд укажет на качество зрения.
Звезда Сименса
Звезда Сименса выполнена в виде фигуры диаметром 10 см, состоящей из 54 лучей, которые выделяются на белом фоне. Лучи направляются от края к центру.
Человек с хорошим зрением располагается на расстоянии пять метров от изображения и начинает прослеживать слияние лучей в единое целое на половинном участке длины, это находится в 2,5 см от центра. Размер одного луча составляет 5 см. Если отойти подальше то лучи соединятся в единое серое пятно. Это происходит потому, что сетчатка характеризуется ограниченной разрешающей функцией.
При дефектах рефракции лучики будут расплываться, и перекрывать друг друга. При приближении они могут даже слиться с общим фоном, но в центре будут отчетливо визуализироваться. Общий вид картинки станет напоминать негатив, то есть там, где пролегает черный луч появится светлый фон, и наоборот, на месте фона проляжет черная полоса луча. Такой процесс может наблюдаться нескольких участках, особенно, если фигуру поднести очень близко к лицу.
Таблицы для диагностики специфики зрения
Цветовая таблица Рабкина
Цветовые таблицы для проверки зрения Рабкина позволяют определить наличие заболевания, которое называют дальтонизмом. Это значит, что человек не может адекватно воспринимать цвета и допускает ошибки в их определении. Используя данную таблицу, офтальмолог выявляет этот диагноз, кроме того, распределяет пациентов на три типа:
- трихромант – это показатель нормы;
- протоаноп – невозможность точно воспринимать красный цвет;
- дейтераноп – невозможность точно воспринимать зеленый цвет.
Перед обследованием требуется подготовиться, пациент должен находиться в хорошем расположении духа. Плохое самочувствие может отразиться на результатах и исказить их. Одно изображение требуется просматривать в течение 10 секунд. Затем приступают к осмотру другой картинки. На картинках изображены цифры на полихроматическом фоне, он затрудняет визуализацию цифры. Если у пациента имеются проблемы с различением цветов, некоторые элементы он может не увидеть. По окончании процедуры специалист подсчитывает правильные ответы, на основе полученных данных он анализирует степень цветовосприятия пациента.
Система Бейли-Лоуви
Методика имеет следующий вид: в таблице в виде геометрической прогрессии располагаются латинские буквы. Между знаками выдержан разный интервал, это усложняет восприятие. В первом ряду буквы имеют крупные размеры, они находятся на большом расстоянии друг от друга. В следующем ряду размер букв уменьшается, меньше становятся и пробелы между ними. Такой вариант диагностики часто применяется для аттестации пилотов и водителей.
Таблица РОРБА
Данная методика очень напоминает таблицу Сивцева, с той разницей, что в ней присутствует не 7, а 11 буквенных значков. Используют не только кириллицу, но также и латиницу. Система размещается на двух листах, на одном – четыре ряда, с большими буквами, на второй – 12 строк. Таким образом, можно выявить остроту зрения в пределах от 0,25 до 2,0.
В интернете имеется огромное множество разработок и программ, с помощью которых можно проверить зрение. Пройдя обследование и обнаружив отклонение от нормы, можно обратиться к врачу, но этот метод не должен заменить обследование у специалиста. Далеко не всегда подобным образом можно выявить отклонение о нормы, а это значит, пропустить начало заболевания. Чтобы этого не произошло, требуется регулярно в профилактических целях посещать окулиста.
Как проверяют зрение у водителей
Проверка зрения у водителей является обязательной процедурой, ее делают для того, чтобы выдать водителю медицинскую справку. Только при наличии такой справки можно получить права на вождение автомобилем. Для диагностики предлагают три табличных варианта: методику Сивцева, Головина и тест на цветовосприятие для водителей по таблице Рабкина. Обычно, достаточно одного из вариантов тестирования на цветовосприятие, другие предлагается, когда нужны дополнительные сведения. Основным методом диагностики является таблица Рабкина.
Порядок проведения процедуры – стандартный. Водителю предлагают просмотреть знаки поочередно одним и другим глазом. Затем врач интерпретирует результаты.
В случаях, если было зафиксировано отклонение от нормы, водитель должен будет предпринять меры для улучшения качества зрения. Потребуется пройти курс корректировки зрения, или нужно будет приобрести контактные линзы или очки, а возможно, сделать операцию – это решит врач.
Когда проблема будет устранена, последует повторная проверка, и если показатели будут хорошие, водителю выдадут справку. При плохом зрении справку не дадут, такой водитель представляет собой опасность на дороге и может стать причиной аварийной ситуации.
Проверка зрения у слабовидящих
В случаях, когда испытуемый не может точно визуализировать оптотипы, находясь в двух метрах от них, исследование осуществляют с помощью движения пальцев перед лицом пациента. Условным обозначением метра берут параметр 0,2. Человеку предлагают назвать, что он видит. Если он не может это сделать, предлагают определить справа или слева от него совершается движение, при этом окулист делает взмахи руками поочередно с каждой стороны. Если больному и это не удается, то используют источник света. Когда человек не реагирует на свет, диагностируют нулевое зрение.
Можно ли запомнить таблицы для проверки зрения
Некоторые люди, имеющие недостаточно хорошее зрение, желают запомнить данные таблиц для проверки зрения, чтобы пройти диагностику и получить справку, разрешающую ту или иную деятельность. Все методики, которые используют в своей практике врачи, есть в свободном доступе в интернете, они имеют стандартный вид. Любой желающий может запросто выучить и запомнить буквы или табличные символы и использовать их по своему усмотрению.
Воспользовавшись онлайн таблицами, человек получает возможность самостоятельно пройти проверку зрения на компьютере либо распечатать таблицы в формате А4. И все же, самостоятельная диагностика не заменит посещения врача. Максимально точные результаты можно получить, только обратившись к офтальмологу.
Конечно же, можно выучить все таблицы для проверки зрения, пройти диагностику и получить справку, но подобный подход не приветствуется, поскольку он предоставляет ложные результаты. Более того, если вовремя не предпринимать никаких мер, зрение начнет падать, болезнь затягиваться. Если водитель с заболеванием органов зрения получит справку на вождение обманным путем, он может создать аварийную ситуацию на дороге, в результате которой пострадает он сам и окружающие люди. Крайне не желательно прибегать к обману, желая получить справку. Такой вариант опасен. Необходимо своевременно обнаруживать проблему и предпринимать меры по ее устранению.
Чем раньше будет начато лечение, тем выше шанс на то, что качество зрения придет в норму, тогда можно будет получить справку честным путем.
Советы и рекомендации
Специалисты рекомендует своевременно проходить профилактический осмотр у офтальмолога во избежание многих проблем. Эта мера позволит человеку держать под контролем свое здоровье, при необходимости своевременно начинать лечение.
Даже если не наблюдается ухудшения зрения, требуется посещать окулиста:
- после рождения;
- в 6-месячном возрасте;
- в 3 года;
- при подготовке к поступлению в школьное учреждение;
- ежегодно в период школьного обучения;
- в возрасте от 20 до 65 лет врача нужно посещать раз в год.
Такие меры нужны для того, чтобы не пропустить начало болезни, проследить состояние глазных органов в случае их травмирования. Люди, по долгу своей трудовой деятельности, испытывающие повышенную нагрузку на глаза, могут посещать врача два раза в год и принимать меры устранению отрицательных последствий. Часто справка от офтальмолога необходима для выдачи разрешения на занятия тем или иным видом деятельности.
Одним лишь просмотром таблиц излечить и вернуть зрение не получится, в этом случае не помогут даже самые прогрессивные разработки. Это всего лишь диагностический метод, который поможет зафиксировать наличие патологии. На основе полученной информации специалист должен назначить курс лечения, чтобы избежать дальнейшего прогрессирования недуга. Именно с этой целью и следует регулярно ходить к офтальмологу на профилактический осмотр.
Особенности составления расписания с помощью программы «Ректор»
Процесс составления расписания – очень трудоемкий и продолжительный по времени, который может продолжиться до одного месяца, даже с использованием специализированных программ. Программы облегчают и ускоряют процесс, но они не могут учесть всех человеческих условий, поэтому приходиться использовать комбинированный режим работы с программами.
При составлении расписании заместитель директора по УР сталкивается со следующими требованиями, которые хотя бы частично должны быть учтены (полный перечень требований изложен в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормах СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные в 2002 году, вводятся в действие с 1 сентября 2003 г. СанПиН содержит Приложение 6, в котором даны рекомендации по составлению расписания уроков в части распределения учебной нагрузки в течение дня и недели.)
1. Методический день учителя.
Учителю на основании коллективного договора предоставляется методический день. Он устанавливается при условии объема учебной нагрузки, не нарушающей учебного режима, не создающей перегрузки учащихся. Методический день не является дополнительным выходным днем.
2. Окна в расписании учителя.
Никаких нормативов по количеству окон не существует. По нормативам, рабочее время работника может быть разделено на два периода. То есть, если у учителя в течение рабочего дня два окна – это незаконно, а если одно, но любой продолжительности, то законно. Специфика рабочего времени учителя (в том числе и окна) должна быть прописана в локальном нормативном акте школы: либо в правилах внутреннего трудового распорядка, либо в коллективном договоре
3. Гигиенические требования – распределение учебной нагрузки по дням недели по баллам .
Научными исследованиями установлено, что оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны приходиться на 2–3 уроках, а для II и III ступеней – на 2, 3, 4 уроках.
Таблица 1. Наиболее благоприятные и неблагоприятные дни недели.
Классы | Дни недели | |
благоприятные | неблагоприятные | |
1–4 | Вторник, среда (небольшое снижение), четверг | Понедельник, пятница, суббота |
5 | Понедельник, вторник | Среда, четверг, пятница, суббота |
6 | Вторник, четверг, пятница (небольшое снижение), суббота | Понедельник, среда |
7–8 | Вторник (небольшое снижение), среда, четверг, суббота | Понедельник, пятница |
9–11 | Среда, четверг, пятница | Понедельник, вторник, суббота |
Таблица 2. Наиболее продуктивные и непродуктивные уроки.
Классы | Уроки | |
продуктивные | непродуктивные | |
1–2 | 1, 2, 4 | 3 |
3–5 | 1, 2, 3 | 4 |
6–7 | 1, 2, 3, 5 | 4,6 |
8 | 1, 2, 3, 5 | 4,6 |
9 | 1, 2, 3, 5 | 4,6 |
10 | 1, 2, 3, 5 6 | 4 |
11 | 1, 2, 3, 4, 5, 6 (при правильно выбранных методах и формах обучения) | – |
Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни недели. Наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов приходится для 8–11-х классов – на вторник, среду и четверг; для 1–7-х классов – на вторник и четверг (среда – несколько облегченный день); суммарная нагрузка в начале и конце недели должна быть наименьшей (по ранговой шкале трудности). Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2–4 уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
Таблица 3. Шкала трудности учебных предметов для расписания начальной школы (по 11-балльной шкале И.Г. Сивкова).
Предмет | Количество баллов | Предмет | Количество баллов |
Математика | 11 | Физическая культура, ритмика | 5 |
Иностранный язык | 10 | Художественный труд | 4 |
История | 8 | Рисование | 2 |
Русский язык, чтение | 7 | Пение, музыка | 1 |
Природоведение, естествознание, окружающий мир | 6 |
Таблица 4. Шкала трудности учебных предметов для учеников 5-9-х классов (по 13-балльной шкале М.И. Степановой, И.Э. Александровой, А.С. Седовой).
Школьные предметы* | Количество баллов (ранг трудности) | ||||
5-е классы | 6-е классы | 7-е классы | 8-е классы | 9-е классы | |
Алгебра | 10 | 9 | 7 | ||
Биология | 10 | 8 | 7 | 7 | 7 |
География | |||||
Геометрия | 12 | 10 | 8 | ||
ИЗО | |||||
Иностранный язык | 9 | 11 | 10 | 8 | 8 |
Информатика | 2 | 10 | 4 | 7 | 7 |
История, обществознание | 5 | 8 | 6 | 8 | 10 |
Литература | 4 | 6 | 4 | 4 | 7 |
Математика | 10 | 13 | |||
Музыка | 2 | 1 | 1 | 1 | |
МХК | 5 | 5 | |||
ОБЖ | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 |
Природоведение | 7 | 8 | |||
Ритмика | 4 | ||||
Русский язык | 8 | 12 | 11 | 7 | 6 |
Труд | 4 | 3 | 2 | 1 | 4 |
Физика | 8 | 9 | 13 | ||
Физическая культура | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Химия | 13 | 10 | 12 | ||
Черчение | 5 | 4 | |||
Экология | 3 | 3 | 3 | 6 | 1 |
Экономика | 11 | ||||
Этикет | 7 | 5 |
* В перечень включены и факультативные курсы.
Таблица 5. Шкала трудности учебных предметов для учащихся 10-11-х классов (по 13-балльной шкале М.И. Степановой, И.Э. Александровой, А.С. Седовой).
Предмет | Количество баллов | Предмет | Количество баллов |
Физика | 12 | Информатика Экономика |
6 |
Геометрия, химия | 11 | История Обществознание МХК |
5 |
Алгебра | 10 | Астрономия | 4 |
Русский язык | 9 | География Экология | 3 |
Литература, иностранный язык | 8 | ОБЖ Москвоведение | 2 |
Биология | 7 | Физическая культура | 1 |
Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.
На практике из перечисленных выше требований полностью выполнить удается только первое, два других требования, как правило, учитываются только частично. Это может быть связано и с большим количеством классов, нехваткой учебных кабинетов, привлечение вузовских преподавателей и т.д.
Помимо требований со стороны законодательства выставляемых к составлению расписания, необходимо учитывать следующие моменты:
1. Пожелания учителей к составлению расписания.
У каждого учителя существуют личные причины работать в тот или иной день, время или в том или ином кабинете и т.д.
2. Загруженность классов с дополнительными услугами.
На практике встречаются “классы +” – это классы с дополнительными услугами, у них кроме основных учебных предметов ведутся занятия бальных танцев, бассейн, дополнительные занятия по математике, английскому языку и т.д.
3. Распределение учебных кабинетов.
Нехватка учебных классов из-за большого количества классов, проведение занятий в две смены. Так же здесь необходимо учитывать проведение дополнительных занятий для подготовки к олимпиадам, различным конференциям, консультаций по ЕГЭ, а так же индивидуальную работу учителя с учащимися.
С чего же начать составлять расписание начинающему:
А) Распределение учебной нагрузки между учителями. Особое внимание следует обратить на предметы, где занятия проходят при делении на подгруппы (например, английский язык, информатика и т.д.). Удобно, если пары учителя работают в одних и тех же классах.
Например: Английский язык
Ф.И.О. | 2а | 2б | 2в | 3а | 3б | 3в | 4а | 4б | 4в | 5а | 5б | 5в | 11б |
Валиева С.Т. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3\3 | ||||||
Ергулева Е.В. | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | ||||||||
Ерзина Л.В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||||
Шайдулина З.Р. | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3/3 |
Надо постараться, чтобы как можно меньше было ситуаций, когда один учитель ведет занятия в обоих подгруппах класса (из примера выше Шайдуллина З.Р. в 5в классе, Валиева С.Т. в 11 б классе)
Б) Распределение методических дней учителей: подсчитать общее количество баллов недельной нагрузки в каждом классе по учебному плану (можно использовать таблицы 3–5), с учетом факультативов. Распределите баллы на дни недели с учетом благоприятных и неблагоприятных дней (таблицы 1–2).
В) Ввод данных об учителе в программе Ректор:
- в разделе Списки – Свойства учителя
чтобы указать методический день необходимо выделить выходным день недели и количество желаемых методических дней указать 0, чтобы программа сама не определила методдень на свое усмотрение. Из примера1 у учителя Басовой методический день – среда (см. Рисунок 1).
Рис. 1
- в разделе Нагрузка – Учителя
желательно ввести кроме основных часов учителя, также указать все дополнительные часы. Это необходимо сделать, чтобы при составлении расписания зарезервировать день и час для данных занятий, например:7 уроками для проведения консультаций, чтобы было удобно учащимся. Можно попросить учителей, чтобы они обсудили это время заранее с учащимися.
В аналогичных ситуациях необходимо искать предмет, с которым можно объединиться в пару. Обязательно нужно проконтролировать общую нагрузку учителя, с данном случае часто происходит потеря часов.
- Совместители: Учителя по совместительству работают по определенным дням, поэтому при вводе данных в разделе Списки – Свойства учителя необходимо сразу указать дни и время их работы.
Г) При составлении расписании удобно использовать таблицу 6.
Таблица 6 (Приложение 1).
В столбце Ф.И.О. вводиться список учителей по кафедрам, сначала учителя русского языка и литературы, математики и информатики, физики, биологи, химии, английского языка, татарского языка, технологии, музыки, ИЗО, физической культуры, ОБЖ. Данную таблицу можно получить и программе ректор в разделе Расписание – Учителя и запустить Мастер печати расписания учителя. Для удобства обработки и сортировки данных необходимо выбрать формат файла Excel. Конечно, таблица получается не на один лист, а на несколько, но зато по ней можно увидеть большое количество информации: распределение недельной нагрузки всех учителей, окна, методический день, во сколько заканчиваются уроки в классах по сменам, и многое другое. Данную таблицу хорошо научиться читать по вертикали, это позволяет при необходимости быстро находить замены учителей в классах. Совет: Чтобы быстро запомнить расписание учителей и легко в нем ориентироваться, то данную таблицу заполнить самому карандашом. И если затем будут производиться изменения в расписании, то и в данной таблице обязательно нужно вносить корректировки. Расписание в таком виде всегда должно находиться под рукой у замдиректора по УР.
Начинать составление расписания надо с учителей, которые ведут занятия в подгруппах, используя функцию поиска расписания. Еще раз следует отметить, что программа при составлении расписании для учителей в парах, может получить расписание одному учителю без окон, а другому учителю, стоящему с ним в паре, может оставить большое количество окон. Поэтому полученное расписание необходимо занести в таблицу 6 (или распечатать ее из программы только на данных учителей), проанализировать и исправить неточности в расписании.
Далее аналогичным способом обрабатываем расписание учителей, где уроки должны быть в парах. Затем обрабатываем учителей-совместителей, русского языка, математики, и т.д.
Список используемой литературы:
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196.
- Санитарные правила ст. 28 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований.
- http://profi.intergu.ru/index.asp?main=answer&t100=0&id_sec=1896
- И.Г. Корнеева. Рекомендации по составлению расписания// “Справочник заместителя директора школы”, № 3, 2008 г.
>МБОУ гимназия №3>СанПиН 2.4.2.2821-10 с изменениями 2019 год для школ Описание
ИЗМЕНЕНИЯ В СанПин ДЛЯ ШКОЛ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ являются первоочередным документом, которым должны руководствоваться руководители учебных заведений во время организации учебного процесса. СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ периодически дополняется и изменяется.
Правила, прописанные в документе, являются обязательными для исполнения во всех государственных и частных образовательных учреждениях. Они должны учитываться при разработке нормативной и технической документации, которая проходит согласование в соответствующих инстанциях.
Цель документа – обеспечение комфортных условий в зданиях и помещениях, в которых обучаются школьники, установление нормативов безопасности окружающей среды. Только в школах, в которых соблюдаются прописанные требования, возможно получение качественного образования.
Правила предписывают, что в каждой школе должна быть современная компьютерная техника и доступ к сети интернет, спортивные залы, столовая, канализация, холодная и горячая вода.
Эти элементарные требования призваны обеспечить необходимые условия, позволяющие концентрироваться на учебном процессе, а не на решении каких-либо бытовых задач.
Требования к помещениям и оборудованию СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает:
- что на пришкольных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспортных средств, которые используются для перевозки учащихся между корпусами зданий, которые возведены на одной территории, должны находиться отапливаемые переходы;
- школьные гардеробы должны иметь вешалки, ячейки для обуви, крючки для одежды, соответствующие росту школьников;
- кроме того, для удобства учащихся должны быть оборудованы гардеробные скамейки;
- классные доски должны быть темно-зеленого или темно-коричневого цветов, при этом учебные помещения могут оборудоваться интерактивными досками, сенсорными экранами и другими современными приспособлениями, которые должны отвечать гигиеническим нормам;
- температурный режим в туалетных комнатах должен быть не выше 21С, в душевых – не больше 25С;
- часть кабинетов должна иметь доступ к водоснабжению.
Документ содержит требования и к малокомплектным учебным заведениям. В них должны быть такие обязательные помещения как гардероб, кабинеты для обучения, актовый зал, столовая, библиотека, санузлы, рекреация, подсобка, медицинский кабинет, спортзал, снарядная и другие необходимые административно-хозяйственные помещения.
Требования к организации учебного процесса
Кроме перечисленных требований, СанПин устанавливает предельно допустимую нагрузку на учеников.
Так, аудиторная нагрузка не должна превышать 26, 32, 33, 35, 36 и 37 академических часов для учащихся 1-х, 2-4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х и 10-11-х классов. Внеурочные занятия должны длиться не более десяти часов в неделю для всех школьников.
Изменения СанПиН на 2019 год детализируют и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.
Допускается:
- для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
- для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
- для учащихся 5-7-х классов – не более семи уроков ежедневно;
- для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.
Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.
Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.
Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.
Изменения на 2019 год затронули требования к помещениям и оборудованию:
на школьных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспорта, который перевозит учеников; если школа состоит из нескольких строений, они должны быть сообщены между собой и оснащены отопительной системой; не допускается установка уличных туалетов для учеников, если нет централизованной канализации (в этом случае следует предусмотреть внутреннюю канализацию).
Школьный общепит также должен соответствовать определенных требованиям:
- свободный доступ к водоснабжению;
- питьевая вода и продукты питания должны проходить контроль качества;
- работники столовой дважды в год должны проходить медицинский осмотр и т.д.
Специфика образовательного процесса:
- количество учеников зависит от площади, которая приходится на каждого ребенка; документ определяет количество уроков для каждой возрастной группы, таким образом расписание уроков должно составляться согласно нормативам (например, для первого класса не должно быть более четырех уроков ежедневно, к последнему классу их может быть 7-8);
- учебный год первоклассников может включать дополнительные каникулы;
- учителя должны раз в два года проходить переподготовку, а после этого аттестацию.
Школа должна быть безопасным и продуктивным учреждением, которое дает полноценные знания обучающимся. Изменения, вносимые в СанПин, должны совершенствовать требования, которые были установлены более ранними законодательными документами.
Гигиенические рекомендации к расписанию уроков
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 — 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2 — 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования — на 2, 3, 4 уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности, либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 — 4 уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
Скачать СанПин для школ 2019
Скачать санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ с поправками, актуальными на 2019 год, вы можете на нашем сайте по ссылке