Содержание
- 1. Область применения
- 2. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха населенных мест
- 3.1. Общие требования
- 3.2. Гигиенические требования к выбору площадки для строительства
- 3.3. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха при разработке проекта
- 3.4. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха на стадии строительства и ввода в эксплуатацию объектов
- 4. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха при эксплуатации объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы
- 4.2. Гигиенические требования при установлении нормативов выбросов загрязняющих веществ на действующих объектах
- 5. Требования к организации производственного лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха населенных мест
- Защита атмосферы. Основные санитарные требования к качеству атмосферного воздуха
- Основные понятия
- Критерии качества атмосферного воздуха
- Оценка качества атмосферного воздуха
- Как качество воздуха влияет на здоровье человека?
- Экологические нормы в гражданской авиации
1. Область применения
Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование Российской федерации
Государственные санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы
2.1.6 АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ И ВОЗДУХ
ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЙ,
САНИТАРНАЯ ОХРАНА ВОЗДУХА
Гигиенические требования
к обеспечению качества атмосферного воздуха
населенных мест
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.1.6.1032-01
Минздрав России
Москва 2001
1. Разработаны: Российская медицинская академия последипломного образования (д-р мед. наук Буштуева К.А., канд. мед. наук Беспалько Л.Е.), Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф Эрисмана Минздрава России (д-р мед. наук Гильденскиольд Р.С.), Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России (Глазкова М.Ф.).
2. Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации — Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации 17 мая 2001 г.
3. Введены взамен СанПиН 2.1.6.983-00 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
4. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации (регистрационный № 2711 от 18 мая 2001 г.)
5. Введены в действие 1 октября 2001 г.
Федеральный закон Российской Федерации
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
№ 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.
«Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний» (статья 1).
«Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» (статья 39).
«За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность» (статья 55).
УТВЕРЖДАЮ
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации, Первый
заместитель Министра здравоохранения
Российской Федерации
Г.Г. Онищенко
17 мая 2001 г.
Дата введения: 1 октября 2001 г.
2.1.6. АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ
И ВОЗДУХ ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЙ,
САНИТАРНАЯ ОХРАНА ВОЗДУХА
Гигиенические требования к обеспечению
качества атмосферного воздуха
населенных мест
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.1.6.1032-01
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999. — № 14, ст. 1650), Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999. — №18, ст. 2222), а также «Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации», «Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554.
Санитарные правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации.
Требования по охране атмосферного воздуха от загрязнения, включаемые в государственные стандарты и ведомственные нормативные документы, не должны противоречить настоящим санитарным правилам.
Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
2. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха населенных мест
2.1. Основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы — предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого и косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания.
Для отдельных веществ допускается использование ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ), для которых устанавливаются сроки их действия.
2.2. В жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться ПДК и 0,8 ПДК — в местах массового отдыха населения, на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации.
К местам массового отдыха населения следует отнести территории, выделенные в генпланах городов, схемах районной планировки и развития пригородной зоны, решениях органов местного самоуправления для организации крупных зон, размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, баз туризма, дачных и садово-огородных участков, организованного отдыха населения (городские пляжи, парки, спортивные базы и сооружения на открытом воздухе).
2.3. Предотвращение появления запахов, раздражающего действия и рефлекторных реакций у населения, а также острого влияния атмосферных загрязнений на здоровье в период кратковременных подъемов концентраций обеспечивается соблюдением максимальных разовых ПДК (ПДКмр).
Предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье населения при длительном поступлении атмосферных загрязнений в организм обеспечивается соблюдением среднесуточных ПДК (ПДКсс).
Для веществ имеющих только среднесуточные ПДК при использовании расчетных методов определения степени загрязнения атмосферы используются ПДКсс.
2.4. Соблюдение для жилых территорий ПДК, а для зон массового отдыха 0,8 ПДК, обеспечивается с учетом суммации биологического действия веществ или продуктов их трансформации в атмосфере, а также загрязнение атмосферы за счет действующих, строящихся и намеченных к строительству объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.
2.5. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе обращаться в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации за получением информации о качестве атмосферного воздуха.
3.1. Общие требования
3.1.1. При размещении, проектировании, строительстве и вводе и эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, при техническом перевооружении действующих объектов граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны осуществлять меры по максимально возможному снижению выброса загрязняющих веществ с использованием малоотходной и безотходной технологии, комплексного использования природных ресурсов, а также мероприятия по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов и отходов.
3.1.2. Запрещается проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы, на территориях с уровнями загрязнения, превышающими установленные гигиенические нормативы.
Реконструкция и техническое перевооружение действующих объектов разрешается на таких территориях при условии сокращения на них выбросов в атмосферу до предельно допустимых выбросов (ПДВ), устанавливаемых с учетом требований раздела 4.2.
3.1.3. Запрещается размещение, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, если в составе выбросов присутствуют вещества, не имеющие утвержденных ПДК или ОБУВ.
3.1.4. Площадка для строительства новых и расширения существующих объектов выбирается с учетом аэроклиматической характеристики, рельефа местности, закономерностей распространения промышленных выбросов в атмосфере, а также потенциала загрязнения атмосферы (ПЗА).
Размещение предприятий, отнесенных в соответствии с санитарной классификацией к I и II классам вредности, на территориях с высоким и очень высоким ПЗА, решается в индивидуальном порядке Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем.
3.1.5. Не допускается размещать в жилой зоне и местах массового отдыха объекты I, II классов вредности.
3.1.6. Для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов.
Санитарная классификация, размер СЗЗ, ее организация и благоустройство определяются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к санитарно-защитным зонам.
3.1.7. Достаточность ширины санитарно-защитной зоны подтверждается расчетами прогнозируемых уровней загрязнения и соответствии с действующими указаниями по расчету рассеивания и атмосфере загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объектов, а также результатами лабораторных исследований атмосферного воздуха в районах размещения аналогичных действующих объектов.
3.1.8. В СЗЗ запрещается размещение объектов для проживания людей. СЗЗ или какая-либо ее часть не могут рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории.
3.2. Гигиенические требования к выбору площадки для строительства
3.2.1. Выбор площадки для строительства объектов осуществляется на предпроектной стадии. Организацию выбора площадки (трассы) для строительства объектов, подготовку необходимых материалов и полноту согласования намечаемых при этом решений обеспечивает заказчик проекта.
3.2.2. Площадка для строительства выбирается в соответствии с действующим земельным, водным, лесным и др. законодательствами и утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией (генеральными планами городов и других поселений, схемами и проектами планировки и застройки территориальных образований и др.).
3.2.3. Материалы по обеспечению качества атмосферного воздуха, представляемые в органы и учреждения государственной санэпидслужбы для заключения о соответствии их санитарным правилам, на стадии выбора площадки должны содержать:
· обоснование выбора района, пункта, площадки (трассы) для строительства, включая особенности физико-географических и аэроклиматических условий, в т.ч. рельефа местности, ПЗА, данные о фоновом загрязнении местности, полученные и согласованные в установленном порядке;
· перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, с указанием для них ПДК пли ОБУВ. Для последних указывается установленный срок действия. В перечень включаются вещества, не имеющие норматива (ПДК или ОБУВ);
· качественные и количественные характеристики выбросов загрязняющих веществ и атмосферу с обоснованными результатами опытно-промышленных испытаний новых технологий, данными длительной эксплуатации действующего аналога, материалами зарубежного опыта по созданию подобного производства;
· намечаемые принципиальные решения по предупреждению загрязнения воздушного бассейна, включая вторичные источники и неорганические выбросы;
· данные о возможных аварийных и залповых выбросах в атмосферу;
· обоснование размеров СЗЗ и объемов финансирования на се организацию;
· расчеты ожидаемого (прогнозируемого) загрязнения атмосферного воздуха с учетом действующих, строящихся и намеченных к строительству объектов;
· перечень и характеристика научно-исследовательских (НИР), экспериментальных и (или) опытных работ, которые необходимо выполнить для осуществления принятых решений по охране атмосферного воздуха от загрязнения и сроки их выполнения. Для веществ, требующих разработки гигиенических нормативов (ПДК, ПДК взамен ОБУВ) НИР должны запрещаться до утверждения проектно-сметной документации;
· графические материалы: ситуационный план с указанием действующих, строящихся и намеченных к строительству объектов и их санитарно-защитных зон, существующих и перспективных районов жилищно-гражданского строительства, с нанесением «розы ветров» и данных о существующем и ожидаемом загрязнении атмосферного воздуха; генплан площадки намечаемого к строительству объекта с нанесением источников выбросов в атмосферу.
3.2.4. По представленным материалам органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы выдают санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии принятых решений по обеспечению качества атмосферного воздуха санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
Вопросы, требующие проведения НИР, экспериментальных и (или) опытных работ, должны быть сформулированы в виде санитарного задания, которое включается в задание на проектирование объекта.
3.2.5. Земельные участки пол строительство предоставляются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
3.3. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха при разработке проекта
3.3.1. Проектно-сметная документация разрабатывается в соответствии с решениями по обеспечению качества атмосферного воздуха, по которым на стадии выбора площадки под строительство было дано заключение об их соответствии санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
Внесение изменений в указанные решения требует дополнительного заключения до окончания разработки проекта.
3.3.2. На заключение в учреждения государственной санэпидслужбы представляется одновременно проектно-сметная документация на строительство объекта и проект организации и благоустройства СЗЗ.
3.3.3. Проект организации и благоустройства СЗЗ разрабатывается в строгом соответствии с гигиеническими требованиями к санитарно-защитным зонам и санитарной классификацией предприятий, сооружений и иных объектов и включает в числе первоочередных мероприятий переселение жителей в случае попадания жилой застройки в СЗЗ.
Сроки реализации проекта организации и благоустройства СЗЗ должны соответствовать срокам окончания строительства объектов.
3.3.4. Проектно-сметная документация на строительство объекта включает следующие материалы технологической части проекта и раздела «Охрана окружающей природной среды»:
· обоснование принятых проектных решений по технологии производства в части уменьшения образования и выделения загрязняющих веществ и сопоставление их с лучшими отечественными и зарубежными аналогами;
· обоснование выбора оборудования и аппаратуры для очистки выбросов в атмосферу с подтверждением принятой эффективности очистки, условиями эксплуатации на аналогичных предприятиях с передовыми технологическими решениями в отечественной и зарубежной практике или материалами лабораторно-производственных испытаний при использовании новых приемов очистки;
· предложения по предотвращению аварийных выбросов загрязняющих веществ;
· мероприятия по снижению неблагоприятного воздействия залповых временных выбросов, предусмотренных технологическими регламентами;
· обоснование мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
· качественные и количественные характеристики выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по отдельным цехам, производствам, сооружениям;
· данные о существующих уровнях загрязнения атмосферного воздуха (фоновые концентрации), полученные и согласованные в установленном порядке;
· результаты расчета загрязнения атмосферного воздуха в районе размещения объекта и его анализ (с учетом продуктов трансформации);
· предложения по ПДВ вредных веществ;
· сметная ведомость о затратах па реализацию мероприятий но обеспечению качества атмосферного воздуха;
· очередность строительства и пусковые комплексы;
· предложения по системе контроля за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объекта;
· графические материалы: ситуационный план района размещения объекта с нанесением на него санитарно-защитных зон действующих, строящихся и намеченных к строительству объектов, мест проживания и зон массового отдыха населения, генплан площадки намечаемого к строительству объекта с нанесением источников выбросов в атмосферу.
Приложения: акт по выбору площадки для строительства; заключение территориального управления гражданской авиации в случае проектирования высоких труб.
3.3.5. Не допускается внесение изменений и дополнений в проектные материалы без заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы о соответствии этих изменений санитарным правилам.
3.4. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха на стадии строительства и ввода в эксплуатацию объектов
3.4.1. Строительство объектов по проектам, не имеющим заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы об их соответствии санитарным правилам, является нарушением ст. 16 и 5 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» и ст. 12, п. 3 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
3.4.2. Необходимость внесения изменений в проектные решения по охране атмосферного воздуха обосновывается проектной организацией — генеральным проектировщиком объекта, и строительство ведется лишь после заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы о соответствии этих изменений санитарным правилам.
3.4.3. Заказчик строящегося объекта должен в установленном порядке уведомить органы и учреждения государственной санэпидслужбы о сроках окончания строительства и формировании приемочной комиссии.
3.4.4. В состав приемочной комиссии должны включаться представители органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы.
3.4.5. Не допускается ввод в эксплуатацию объектов и пусковых комплексов с недоделками, препятствующими их нормальной эксплуатации и соблюдению гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, с отступлениями от утвержденного проекта или состава пускового комплекса, без опробования, испытания и проверки работы всего установленного оборудования и механизмов, выпуска продукции, предусмотренной проектом в объеме, соответствующем нормам освоения проектных мощностей в начальный период, а также готовности предприятия к осуществлению лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха.
Ввод в эксплуатацию объектов и пусковых комплексов при наличии замечаний о нарушении санитарных правил является нарушением санитарного законодательства (ст. 12, п. 3 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
3.4.6. При осуществлении комплексного опробования оборудования заказчик должен обеспечивать проведение лабораторных исследований качества атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объекта. Результаты лабораторных исследований, соотнесенные к объему выпускаемой продукции в начальный период, подписанные заказчиком, являются обязательной составной частью документов приемочной комиссии. После выхода объекта на полную проектную мощность заказчик обеспечивает проведение лабораторных исследований качества атмосферного воздуха в зоне влияния объекта, что должно быть зафиксировано актом приемочной комиссии, и передает результаты исследовании в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы.
3.4.7. При наличии нарушений санитарных правил заказчик принимает необходимые меры по устранению имеющихся нарушений до предъявления объекта и эксплуатацию приемочной комиссии.
3.4.8. Приемка объекта в эксплуатацию приемочной комиссией допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта санитарным правилам и подписи представителя органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы (ст. 12, п. 3 федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
3.4.9. В соответствии со ст. 12, п. 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансированию и (или) кредитованию, в случае выявления нарушений санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.
4. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха при эксплуатации объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы
4.1.1. Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:
· разрабатывать и осуществлять планы организационно-технических или иных мероприятий, направленных на обеспечение качества атмосферного воздуха, соответствующего санитарным правилам;
· обеспечить работу ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов;
· обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнений атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта;
· получать санитарно-эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта);
· обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитной зоны на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами;
· информировать органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации и предотвращению аналогичных ситуаций;
· выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил.
4.1.2. Главные государственные санитарные врачи и их заместители должны вносить предложения индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам о возмещении вреда, причиненного гражданину (гражданам) вследствие допущенного ими нарушения санитарного законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
4.2. Гигиенические требования при установлении нормативов выбросов загрязняющих веществ на действующих объектах
4.2.1. Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.
4.2.2. При разработке предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного источника учитываются выбросы загрязняющих веществ от данного источника и соседствующих, определяющих загрязнение атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов рассматриваемого объекта.
Существующее загрязнение атмосферного воздуха (фоновое загрязнение) при разработке предложений по установлению предельно допустимых выбросов может учитываться расчетным путем или определяться по результатам лабораторных исследований в установленном порядке. Перечень источников выбросов соседствующих объектов, учтенных расчетным путем, и значение фоновой концентрации определяются и согласовываются в установленном порядке.
4.2.3. Проекты нормативов предельно допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их санитарным правилам.
4.2.4. Для проведения экспертизы по каждому объекту должны представляться следующие материалы:
· инвентаризационный перечень стационарных источников выбросов с качественной и количественной характеристикой каждого из них;
· предложения по нормативам предельно допустимых выбросов для каждого источника и загрязняющего вещества;
· план мероприятий по достижению предельно допустимых выбросов;
· способ учета фоновых концентраций;
· результаты прогнозных расчетов (при необходимости — первичные материалы по расчетам) на каждый этап достижения предельно допустимого выброса;
· ситуационный план с изолиниями концентраций на каждый этап достижения ПДВ.
4.2.5. Проекты нормативов ПДВ по отдельным объектам могут быть включены в сводный том только после доработки материалов в соответствии с замечаниями санитарно-эпидемиологического заключения.
4.2.6. В случае невозможности достижения ПДВ современными средствами должны быть предусмотрены меры и конкретные сроки по сокращению или исключению данного загрязнения путем изменения технологического процесса, сокращения мощности или перепрофилирования предприятия.
4.2.7. В плане мероприятий по достижению ПДВ запрещается превышение существующего выброса вредных веществ на отдельных этапах достижения ПДВ.
4.2.8. При наличии данных о неблагоприятном влиянии выбросов объекта, в период достижения ПДВ, на здоровье населения, проживающего в зоне его влияния, юридическое лицо обязано возместить ущерб, причиненный этим влиянием здоровью населения (ст. 57 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
5. Требования к организации производственного лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха населенных мест
5.1. Юридические лица, имеющие источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований загрязнений атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.
5.2. Система контроля и наблюдения должна соответствовать требованиям ГОСТа «Правила контроля качества атмосферного воздуха населенных мест».
5.3. Размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха согласовываются в установленном порядке.
5.4. Результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха должны представляться в территориальные органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и другие органы в установленном порядке.
Защита атмосферы. Основные санитарные требования к качеству атмосферного воздуха
Основные санитарные требования к качеству атмосферного воздуха
Основным критерием контроля качества атмосферного воздуха является ПДК токсичных веществ. При санитарной оценке качества атмосферного воздуха принято выражать содержание загрязняющих веществ в мг на м3 воздуха. Это выражение концентрации применимо для любого агрегатного состояния примесей. За рубежом, например в США, часто пользуются другой концентрацией:
где М — молекулярная масса загрязнителя;
22,4— объем в литрах 1 моля газа при 25°С и 760 мм рт. ст.
Критерием оценки влияния выбросов предприятий на окружающую среду является уровень практических концентраций примесей в атмосфере, полученных в результате рассеивания •выбросов, по сравнению с предельно допустимыми.
Для атмосферного воздуха установлены соответствующиезначения ПДК.
Концентрация вредных веществ в воздухе производственных помещений не должна превышать ПДКрз, в воздухе для вентиляции производственных помещений — 0,3 ПДКрз; в атмосферном воздухе населенных пунктов — ПДКМ р; в зоне отдыха и курортов — 0,8 ПДКм.р.
Нормы ПДК служат исходной базой для проектирования и экспертизы новых машин и механизмов, технологических лиши’1, промышленных сооружений и предприятий, а также для расчета вентиляционных, газопылеулавливающих и кондиционирующих систем, контролирующих приборов и систем сигнализации.
Основные организации, контролирующие выбросы предприятий в атмосферный воздух, — санитарно-эпидемиологические станции (СЭС); территориальные управления Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Государственная инспекция по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок.
Для предотвращения загрязнения атмосферы введены нормативы на выбросы вредных веществ непосредственно из каждого источника (труба, шахта и т.д.). Государственным стандартом (1990 г.) установлены величины предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферу:
ПДВ — количество вредных веществ, выбрасываемых в единицу времени (г/с), которое в сумме с выбросами из других источников загрязнения не создает приземной концентрации примеси, превышающей значение ПДК. Это научно-технический норматив для конкретного источника загрязнения обязательный для данного предприятия.
Физико-химические методы очистки атмосферы от
газообразных загрязнителей
Основное направление защиты воздушного бассейна от загрязнений вредными веществами — создание новой безотходной топологии с замкнутыми циклами производства и комплексным использованием сырья.
Многие действующие предприятия используют технологические процессы с открытыми циклами производства. В этом случае отходящие газы перед выбросом в атмосферу подвергаются очистке с помощью скрубберов, фильтров ит.д. Это дорогая технология, и только в редких случаях стоимость извлекаемых из отходящих газов веществ может покрыть расходы на строительство и эксплуатацию очистных сооружений.
Наиболее распространены при очистке газов адсорбционные, абсорбционные и каталитическиеметоды.
Санитарная очистка промышленных газов включает в себя очистку от СО2, СО, оксидов азота, SO2, от взвешенных частиц.
• Очистка газов от СО2.
а) Абсорбция водой. Простой и дешевый способ, однако эф
фективность очистки мала, так как максимальная поглотитель
ная способность воды — 8 кг СО2 на 100 кг воды.
б) Поглощение растворами этанол-аминов по реакции:
2R — NH2 + СО2 + Н2О -> (R — NH3)2CO3.
В качестве поглотителя обычно применяется моноэтаноламин.
в) Холодный метанол СН3ОН является хорошим поглотите
лем СО2 при -35°С.
г) Очистка цеолитами типа СаА. Молекулы СО2 очень малы
(d = 3,1 А). Для извлечения СО2 из природного газа иудаления продуктов жизнедеятельности (влаги и СО2) в современных экологически изолированных системах (космические корабли, подводные лодки и т.д.) используются молекулярные сита типа СаО.
• Очистка газов от СО.
а) Дожигание на Pt/Pd (платино-палладиевом) катализаторе:
2СО + О2 > 2СО;.
б) Конверсия (адсорбционный метод):
СО + Н2О -* СО2 + Н2.
• Очистка газов от оксидов азота.
В химической промышленности очистка от оксидов азота на 80% и более осуществляется в основном в результате превращений на катализаторах.
а) Окислительные методы основаны на реакции окисления оксидов азота с последующим поглощением водой и образованием HNO3:
окисление озоном в жидкой фазе по реакции: 2NO + О3 + Н2О -> 2HNO3;
окисление кислородом при высокой температуре: 2NO + О2 -> 2NO2.
б) Восстановительные каталитические методы основаны на восстановлении оксидов азота до нейтральных продуктов в присутствии катализаторов или под действием высоких температур в присутствии восстановителей. Процесс восстановления можно представить в виде следующей схемы:
N2O5 >N2O4 >NO2 > NO—————— >N2+O2.
-11°C 21.5°C 140°C 600°C 10000°C
Разложение оксидов азота до нейтральных соединений (2NO -> -> N2 + О2) происходит в потоке низкотемпературной плазмы (10 000°С). Этот процесс при более низких температурах в присутствии катализатора протекает в двигателях внутреннего сгорания. Присутствие восстановителей в зоне реакции (угля, графита, кокса) также понижает температуру реакции восстановления. При температуре 1000°С степень разложения NO в реакции С + 2NO -> СО2 + N2 составляет 100%.
При температуре выхлопных газов автомобиля в двигателе внутреннего сгорания возможна реакция:
2NO + 2СО -> N2 + 2СО2.
в) Сорбционные методы.
Это адсорбция оксидов азота водными растворами щелочей и известью СаСОз и адсорбция оксидов азота твердыми сорбентами (угли, торф, силикагели, цеолиты).
• Очистка газов от SO2-
ТЭС мощностью 1 млн кВт при работе на каменном угле выбрасывает в атмосферу 11 тыс. т SO2, на газе — 20% этого количества.
Очистка дымовых газов электростанций обходится сейчас приблизительно в 300—400 тыс. руб. за 1 кВт в год. Снижение доли серы в нефтепродуктах на 0,5% обходится при этом в 30 тыс. руб. на 1т. Методы улавливания SO2 требуют больших затрат, их можно разделить на аммиачные, нейтрализации и каталитические.
Эффективность очистки зависит от множества факторов: парциальных давлений SO2 и О2 в очищаемой газовой смеси; температуры отходящих газов; наличия и свойств твердых и газообразных компонентов; объема очищаемых газов; наличия и доступности хемосорбентов; потребности в продуктах утилизации SO2; требуемой степени очистки газа.
• Очистка газов от взвешенных частиц, например пыли. Можно выделить несколько методов улавливания частиц пыли:
гравитационное оседание;
центрифугирование;
электростатическое оседание;
инерционное соударение;
прямой захват;
диффузия.
Все процессы очистки осуществляются с помощью специальных фильтров, скрубберов и т.д)
Качество атмосферы – это сочетание его биологических, физических и химических показателей.
Нормирование качества атмосферного воздуха гарантирует безопасность людей, животных и растений, и следит за отсутствием вредного воздействия на состояние здоровья.
Основные понятия
Атмосферный воздух – это жизненно важная составная часть окружающей природы. Она является смесью природных газов из приземистого атмосферного слоя, который расположен за пределами помещений для жилья и производства.
Жизнь на планете невозможна без атмосферного воздуха, как и без воды. По подсчетам ученых один человек за сутки поглощает не менее пятнадцати килограмм воздушного пространства. Атмосфера регулирует климатические и природные процессы. Она не дает произойти остыванию или перегреву Земли, и служит фильтром для проникновения ультрафиолетовых и рентгеновских лучей космоса.
Качество атмосферы напрямую зависит от ее свойств химического, физического и биологического характера.
Загрязнение – это образование в ней новых биологических или химических загрязнителей. Кроме этого, источником загрязнения считаются изменения биологических или физических свойств, негативно воздействующих на состояние здоровья людей, животных и окружающей среды.
Критерии качества атмосферного воздуха
По правилам контроля за атмосферным воздухом обязательным условием является использование критериев качества атмосферного воздуха. Они обозначают допустимые нормативные пределы концентрации для каждого загрязнителя. Расчет этих норм начали производить еще в советское время.
Вредоносные вещества распределены по четырем классам опасности.
Типы пределов допустимой концентрации основных вредоносных веществ:
- пределы допустимой концентрации в рабочей зоне;
- среднесуточная допустимая концентрация в жилых районах;
- максимально допустимая разовая концентрация.
Величиной измерения предельно допустимой концентрации в рабочей зоне является соотношение миллиграмм на метр кубический. Нормы устанавливаются на производственных объектах с восьмичасовым рабочим днем. При другой продолжительности пересчитывают нормы. Цель таких мероприятий – предотвращение вреда здоровью.
Среднесуточная допустимая концентрация при разовом замере на протяжении суток определяет максимальное значение позволительной степени насыщенности атмосферы вредными компонентами.
Максимальная разовая допустимая концентрация – это верхний порог допустимых показателей.
Стандарт качества атмосферного воздуха
Для определения количественного содержания в газообразной оболочке, окружающей Землю (атмосфере), примесей, применяют понятие концентрация. Она отображает количество вещества в измерительной единице объема воздуха в нормальных условиях.
Качество атмосферы определяет уровень влияния воздушных свойств разного характера на представителей животного и растительного мира, сооружения, предметы, вещества и окружающую природу.
Качество атмосферы считается удовлетворительным, если количество примесей в составе не выходят за пределы норм.
Концентрация примеси имеет прямое или косвенное воздействие на человека и экологию.
Прямое воздействие | Причинение организму временного раздражения (боль в области головы, неприятный запах, появление кашля). Регулярное воздействие провоцирует возникновение болезней |
Косвенное воздействие | Влияние нарушений в экологии на условия жизни |
Выделяют две категории пределов, оценивающие качество атмосферного воздуха:
- максимально разовая (ПДКмр) – показатель угрозы вредного вещества;
- среднесуточная (ПДКсх) – показатель канцерогенного, мутагенного и общего токсического влияния веществ на организм.
Совокупность свойств воздуха показывает уровень соответствия экологическим и гигиеническим нормативным требованиям к качеству атмосферного воздуха.
Наименование норматива качества | Определение |
Экологический | Критерий, по которому определяют пределы допустимого присутствия в атмосфере загрязняющих веществ (поллютантов), способных нанести вред экологии, или отмечают их отсутствие. |
Гигиенический | Критерий, определяющий допустимое содержание загрязняющих веществ, не причиняющее вред здоровью человека. |
Нормативы ПДК
Насчитывается более тысячи утвержденных и действующих нормативов для ПДК загрязняющих веществ. Для их расчета значение имеет анализ некоторых статистических данных. В частности – цикличное превышение норм конкретного вещества, повторяемость превышения нормы в пять раз и более, количество случаев, когда норма превышалась в десятки раз.
Индекс загрязнения атмосферы разделяет его на три уровня:
- до 6 единиц – повышенный;
- до 13 – высокий;
- свыше 14 – очень высокий.
СанПиН № 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуханаселенных мест»
Санитарные правила для контроля качества атмосферного воздуха в населенных пунктах составлены с целью предотвратить отрицательное влияние и воздействие загрязнения атмосферы на здоровье населения. Согласно им, при конструировании, возведении и расположении объектов должны учитываться требования к гигиеническим качествам воздуха
Оценка качества атмосферного воздуха
Качества атмосферного воздуха населенных мест являются показателем комфорта и состояния здоровья человека. Для оценки показателей воздуха проводится регулярный мониторинг (с составлением соответствующих протоколов). В этом процессе принимают участие органы государственной власти, местные комитеты, и представители исполнительной власти в области гидрометеорологии.
Оценка качества воздуха входит в программу государственного экологического наблюдения за окружающей средой. Она проводится в законодательно определенном порядке.
Как качество воздуха влияет на здоровье человека?
Наличие загрязнителей в воздухе, их количество и свойства влияют на качество атмосферного воздуха населенных мест и уровень опасности для людей. Она заключается в вероятности моментального отравления или заболеваниях, симптомы которых проявятся по истечении времени. В группу риска попадает не только человек. Разрушение грозит и атмосфере в целом.
Механизм негативного воздействия поллютантов на организм:
- Диоксид серы (бесцветный газ с характерным запахом) – при взаимодействии с водой разрушает ткань легких.
- Диоксид кремния (просвечивающиеся кристаллы с высокой температурой плавления) провоцирует возникновение тяжелых болезней.
- Оксид углерода (бинарное химическое соединение кислорода с углеродом, угарный газ) – вызывает отравление. Его воздействие повышает риск заболеваний сердечно-сосудистой системы.
- Оксид азота (неорганическое соединение кислорода и азота) – наносит вред слизистой организма, ухудшает зрение.
Экологические нормы в гражданской авиации
Показатели загрязнения атмосферы зависят не только от работы наземных организаций. Нормы допустимого количества выбросов вредоносных веществ установлены и для гражданской авиации. Они рассчитаны и утверждены с учетом видов гражданских воздушных судов с различными типами двигателей.
Но эти требования и нормативы не обеспечили соответствие воздушных судов международным стандартам в полной мере. И ужесточение экологических требований изменит положение дел в гражданской авиации.