Содержание
Санпин 2.4.2.2821-10 с изменениями на 2019 год
Любое образовательное учреждение должно время от времени применять в учебном процессе новые методы работы. Это помогает исправить имеющиеся ошибки и следовать современным требованиям, предъявляемым к процессу образования.
Накопленный годами опыт позволяет разрабатывать новые нормативные документы, обеспечивающие контроль безопасности учебных заведений и вносить корректировки в процесс их работы. Одним из таких документов является СанПиН для школ 2.4.2.2821-10, с начала 2016 года в который были внесены существенные изменения.
Нормативы и правила
реклама
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН) имеют широкую сферу действия и применения. Они учитываются при разработке СНиП, нормативных или технических документов, должны иметь согласование в соответствующих инстанциях.
Соблюдение правил обязательно для всех государственных и частных предприятий, должностных и физических лиц.
Санитарные нормы направлены на обеспечение нормальных жизненных условий людей и установление нормативов безопасности окружающей среды обитания.
Не исключением является сфера организации обучающего процесса в общеобразовательных организациях.
Только в хорошо оснащенных учебных заведениях можно добиться качественного образования.
Каждой школе должны быть доступны компьютеры и интернет, спортивные залы, отвечающие нормам гигиены столовые и элементная канализация, и горячая вода. Причем последнее имеется не во всех школах.
Именно поэтому новая редакция санитарных правил призвана заложить основы для создания нормальных условий для получения знаний.
С начала 2016 года в СанПиН для школ было внесено 29 изменений. Область их применения коснулась, в том числе деятельности, осуществляемой в сфере присмотра за детьми, занимающихся дополнительно, после основного учебного процесса.
Помещения и оборудование
Определенные изменения коснулись новых строящихся или ремонтируемых объектов:
- На территориях, принадлежащих школам, должны быть предусмотрены места для стоянки транспортных средств, используемых для перевозки учащихся.
- Между несколькими зданиями, возводящимися на одной территории, должны иметься переходы, оснащенные системой отопления.
- Если школы строятся в районах, не имеющих канализаций, установка уличных туалетов не допускается. Помещение следует оборудовать внутренней канализацией, имеющей устройства для очистки.
Помещение для оставления верхней одежды должно отвечать следующим требованиям:
- Оснащение стандартными вешалками для одежды.
- Должны иметься места для хранения обуви.
- Крючки для одежды должны быть расположены по росту и возрасту детей.
- В гардеробе должны устанавливаться скамейки.
Школьные доски:
- Цвет может быть не только стандартным темно-зеленым, но и темно-коричневым.
- Допускает использование технического оборудования, к которым могут относиться сенсорные экраны, а также иные устройства, отображающие информацию.
- Все устройства должны быть безопасны в использовании.
Тепловой режим в душевых не должен превышать 25° С, в туалетных комнатах допускается не более 21°С.
Часть кабинетов для проведения процессов по обучению и питанию, должны иметь нормальный доступ к водоснабжению. Соответственно в них устанавливается канализация.
Образовательный процесс
реклама
Раньше в нормах имелось указание на предельное количество детей, обучающихся в классе. После внесения поправок, количество учащихся определяется из учета расчетов норм площади на одного ученика. В требования включается соблюдение норм, относящихся к правильному освещению, необходимому для сохранения нормального здорового зрения детей, расположению предметом мебели.
Если все условия будут соблюдаться, допускается разделение классов по школьным предметам на группы.
Изменился объем нагрузки для учащихся. В документе устанавливается количество уроков для каждого класса и их продолжительность. Чем старше классы, тем число уроков возрастает.
К 11 классу их должно быть не более 7-8 в день. Например, ученики первого класса должны заниматься по 4 урока в день. В качестве пятого может добавляться урок физической подготовки.
Отдельные требования установлены для учеников первого класса:
- Учебный период с января по май должен распределяться по 4 урока в день.
- Длительность занятий не более 40 минут.
- Нововведения устанавливают возможность организации дополнительных каникул для учащихся первых классов.
- В этом случае не будет иметь значение время предоставления каникул, так как допускается их предоставление в любой четверти.
В школах допускается проводить присмотр за детьми, остающимися после основных уроков на дополнительные занятия. Для этого должны создаваться условия полноценного режима дня для детей, поступивших на обучение в первый класс.
Отдельные требования были установлены для использования компьютерных и цифровых приборов. В нормативах и правилах указывается допустимое количество часов, которые дети могут проводить за работой с ними.
Сотрудники, осуществляющие работу по воспитанию и обучению детей, обязаны два раза в год проходить переподготовку и аттестацию.
реклама
Любая школа должна выступать в качестве безопасного и продуктивного учреждения, дающего обучающимся нормальные и полноценные знания. Новые изменения должны улучшить уже имеющиеся требования, установленные для школ ранее.
СанПиН для школ – это первоочередной документ, к которому должны обращаться руководители учебного процесса, а также родители, в случае возникновения спорных ситуаций, возникающих в период обучения их детей в образовательных учреждениях.
Безусловно, всегда имеется вероятность, что даже после введения новых правил, учебные заведения будут их нарушать.
Поэтому законодателю нужно стремиться довести весь процесс до идеала и в случае крайней необходимости, применять соответствующие меры наказания к нарушителям.
17 Комментариев
Санитарные правила для колледжей
Методические указания разработаны Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР (Белостоцкая Н.А.
), отделом гигиены подростка и студента ЦНИЛ при кафедре гигиены детей и подростков I Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени медицинского института им. И.М.
Сеченова (доктор медицинских наук, профессор Э.Э. Саркисянц, канд. мед. наук Доскин В.А., Миннибаев Т.Ш.
) и отделом гигиены детей и подростков Московского ордена Трудового Красного Знамени НИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана (канд. мед. наук Пономаренко И.И.).
Настоящие Методические указания предназначены для медицинских работников вузов и врачей санитарно-эпидемиологических станций.
В решениях XXVI съезда КПСС и постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР указывается на необходимость разработки мероприятий, направленных на дальнейшее повышение качества подготовки и совершенствование системы охраны и укрепления здоровья учащихся вузов.
На современном этапе развития высшей школы в связи с модернизацией и интенсификацией учебного процесса, строительством новых вузовских комплексов важное значение приобретает осуществление широких гигиенических мероприятий по рационализации учебного режима и отдыха студентов, совершенствованию физического воспитания учащихся вузов.
Решение этих вопросов потребовало специальных исследований, направленных на изучение режима труда и отдыха, питания, физического воспитания студенчества.
Методические указания явились итогом комплексных гигиенических, клинико-физиологических и психолого-педагогических исследований, которые проводились на базе 12 московских вузов, а также в ряде высших учебных заведений других городов страны.
Из всех этих работ в области университетской гигиены следует особо выделить динамические наблюдения за состоянием здоровья 800 студентов трех факультетов I Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени медицинского института им. И.М. Сеченова, которые проводились в течение всех 5 — 6 лет обучения учащихся в институте. Одновременно с изучением состояния здоровья проведены широкие физиолого-гигиенические, биоритмологические и психолого-педагогические исследования, направленные на разработку практических рекомендаций по оптимизации ритма труда и отдыха студентов, двигательной деятельности, а также режима питания учащихся. Такой комплексный подход к изучению студенческой популяции был проведен в СССР впервые. Результаты этих исследований позволили регламентировать с современных гигиенических позиций все виды деятельности учащихся вузов.
ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ
Специфика вузов заключается в существенном разнообразии форм обучения, основными из которых являются: лекции, практические и лабораторные занятия, коллоквиумы, курсовые проекты (работы), производственная практика и др.
Лекция — это основная форма обучения в высшем учебном заведении. Характер труда на лекциях отличается высокой плотностью (95 — 98% от всей продолжительности занятий), активной умственной деятельностью, значительным статическим напряжением позных и мелких мышц кисти.
На практических занятиях и коллоквиумах помимо названных факторов имеет место высокое нервно-эмоциональное напряжение.
Сдача зачетов и экзаменов характеризуется, как правило, стрессовыми ситуациями, что обуславливает наибольшую степень нервно-эмоционального напряжения студентов.
В процессе обучения в институте студенты могут подвергаться воздействию ряда неблагоприятных факторов окружающей среды.
Во время лекций и практических занятий в аудиториях общего пользования такими факторами могут быть: недостаточная освещенность рабочих мест, неудовлетворительный микроклимат; неправильная рабочая поза, обусловленная неудовлетворительной организацией рабочего места и характером работы; шум, возникающий из-за неисправности вентиляционных и технических установок; напряженный характер работы, связанный с большой информационной нагрузкой на зрительный и слуховой анализаторы, и др.
В производственных мастерских и специализированных лабораториях к перечисленным выше факторам внешней среды могут добавляться еще и другие, обусловленные спецификой учебно-технологических процессов: большая плотность расстановки оборудования, повышенная опасность при обучении и работе на электроустановках, вибростендах, грузоподъемных механизмах, с газами, с сосудами под давлением, с химическими реактивами, ионизирующим и электромагнитным излучением и т.д.
При контроле за санитарно-гигиеническими условиями обучения студентов следует учитывать следующее:
1. Оборудование аудиторий, учебных кабинетов, лабораторий должно осуществляться с учетом их специфики (Приложение 1, пункты 2, 13, 14, 16).
2. Состав, площади учебно-производственных помещений специального назначения, их оборудование следует устанавливать по нормативам технического проектирования предприятий соответствующих отраслей промышленности (Приложение 1, пункты 2, 3, 5, 6, 7, 12, 13, 14, 16).
3. Требования к естественному и искусственному освещению помещений вузов должны соответствовать главе СНиП II-4-79 (Приложение 1, пункт 19).
4. Воздушно-тепловой режим учебных и учебно-производственных помещений вуза необходимо соблюдать в пределах требований СНиП II-68-78, СНиП II-33-75, ГОСТ 2.1.005-76 (Приложение 1, пункты 2, 7, 8).
Действующие СанПиН для школьных учебных заведений с изменениями и поправками —
Санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ являются первоочередным документом, которым должны руководствоваться руководители учебных заведений во время организации учебного процесса. СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ периодически дополняется и изменяется. Последние корректировки в документ вносились в 2016 году.
Правила, прописанные в документе, являются обязательными для исполнения во всех государственных и частных образовательных учреждениях. Они должны учитываться при разработке нормативной и технической документации, которая проходит согласование в соответствующих инстанциях.
Цель документа – обеспечение комфортных условий в зданиях и помещениях, в которых обучаются школьники, установление нормативов безопасности окружающей среды. Только в школах, в которых соблюдаются прописанные требования, возможно получение качественного образования.
Правила предписывают, что в каждой школе должна быть современная компьютерная техника и доступ к сети интернет, спортивные залы, столовая, канализация, холодная и горячая вода.
Эти элементарные требования призваны обеспечить необходимые условия, позволяющие концентрироваться на учебном процессе, а не на решении каких-либо бытовых задач.
СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает:
- что на пришкольных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспортных средств, которые используются для перевозки учащихся;
- между корпусами зданий, которые возведены на одной территории, должны находиться отапливаемые переходы;
- школьные гардеробы должны иметь вешалки, ячейки для обуви, крючки для одежды, соответствующие росту школьников; кроме того, для удобства учащихся должны быть оборудованы гардеробные скамейки;
- классные доски должны быть темно-зеленого или темно-коричневого цветов, при этом учебные помещения могут оборудоваться интерактивными досками, сенсорными экранами и другими современными приспособлениями, которые должны отвечать гигиеническим нормам;
- температурный режим в туалетных комнатах должен быть не выше 21С, в душевых – не больше 25С;
- часть кабинетов должна иметь доступ к водоснабжению.
Документ содержит требования и к малокомплектным учебным заведениям. В них должны быть такие обязательные помещения как гардероб, кабинеты для обучения, актовый зал, столовая, библиотека, санузлы, рекреация, подсобка, медицинский кабинет, спортзал, снарядная и другие необходимые административно-хозяйственные помещения.
Требования к организации учебного процесса
Кроме перечисленных требований, САНПИН устанавливает предельно допустимую нагрузку на учеников.
Так, аудиторная нагрузка не должна превышать 26, 32, 33, 35, 36 и 37 академических часов для учащихся 1-х, 2-4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х и 10-11-х классов. Внеурочные занятия должны длиться не более десяти часов в неделю для всех школьников.
СанПиН детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.
Допускается:
- для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
- для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
- для учащихся 5-7-х классов – не более семи уроков ежедневно;
- для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.
Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.
Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.
Интерактивные доски допускается непрерывно использовать в течение пяти минут в 1-4-х классах, десяти минут – в 5-11-х классах.
Общее время использования таких досок не должно превышать 25 и 30 минут соответственно.
При этом во время одного урока запрещается использовать более 2-х электронных приборов для обучения.
Наполняемость классов, организация учебы и отдыха
Ранее в документе указывалась максимально допустимая наполняемость классов, которая составляла 25 человек (за исключением компенсирующих классов).
После внесения изменений предельно допустимое количество учащихся в одном классе рассчитывается исходя из соблюдения нормы площади на одного ученика.
Кроме этого, учитывается соблюдение требований к естественной и искусственной освещенности, расположению мебели, удаленности от светонесущей стены. Все эти требования должны соблюдаться для сохранения зрения детей.
Особые требования прописаны для организации учебы первоклассников. Так, длительность занятий для них не должна превышать сорок минут.
Что касается организации отдыха, документ разрешает организацию дополнительных каникул для учащихся первых классов вне зависимости от учебных четвертей.
СанПиН предусматривает проведение в школах занятий в группах продленного дня, при условии включения в расписание полдника и непродолжительных прогулок. Также документ определяет, что сотрудники школ должны не реже одного раза в 12 месяцев проходить переподготовку и аттестацию.
Предполагается, что новые нормы должны улучшить условия и качество учебного процесса, что положительно скажется на его результатах.
Общий, максимальный, недельный объем аудиторной и внеаудиторной нагрузки приведен в таблице 1:
Таблица 1
Цитата(Вячеслав К. @ 10.6.2015, 17:10) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.1186-03
Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования
а Мне надо не для начельного а для среднего. и так если это одно итоже то ссылку подскожите на документ что применять теже нормы или если есть ссылка для среднего проф образования то подскажите …
Добрый день! возможно будет для вас в тему и актуально
СанПиН для профессиональной образовательной организации
Вопрос:
По какому СанПиНу проектируются колледжи (среднее профессиональное образование)?
Ответ:
1. СанПиН 2.4.3.1186-03 «Учреждения начального профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования». Он применяется и в отношении образовательных организаций среднего профессионального образования <1>.
———————————
<1> В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к основным профессиональным образовательным программам отнесены образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программы подготовки специалистов среднего звена. Образовательный уровень начального профессионального образования, установленный до дня вступления указанного Закона в силу статьи 108 приравнен к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
2. СП 2.1.2.2844-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений».
Опубликован:
Материал подготовлен специально для систем Кодекс/Техэксперт
Настоящий материал не носит нормативного (общеобязательного) характера, присущего официальным разъяснениям законодательства, и адресован только задавшему этот вопрос лицу.
Материал может быть использован в качестве дополнительного средства уяснения правовой нормы и должен рассматриваться в совокупности с действующими нормативными актами и их официальными разъяснениями по данной проблеме.
При использовании положений данного материала рекомендуем ознакомиться с возможными изменениями законодательства, вступившими в силу после даты создания материала.