1. Область применения

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 30 сентября 2009 г. № 58
«Об утверждении СанПиН 2.4.6.2553-09»

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2006, № 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 № 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, № 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, № 27, ст. 3213; 2007, № 46, ст. 5554; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, № 44, ст. 4984; 2008, № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; 2004, № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953), постановляю:

1. Утвердить СанПиН 2.4.6.2553-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста» (приложение).

2. Ввести в действие указанные санитарные правила с 1 января 2010 г.

Г.Г. Онищенко

Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 ноября 2009 г.

Регистрационный № 15172

Приложение

«Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста»

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

СанПиН 2.4.6.2553-09

(утв. приказом Главного государственного санитарного врача РФ
от 30 сентября 2009 г. № 58)

1.1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста» (далее — санитарные правила) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.2. Санитарные правила устанавливают необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности условий труда подростков в возрасте от 14 до 18 лет и условия прохождения производственного обучения (производственной практики) учащимися учебных заведений общего и профессионального образования, с целью обеспечения безопасных и безвредных условий трудового процесса, не оказывающих неблагоприятного влияния на рост, развитие и состояние здоровья подростков.

1.3. Требования санитарных правил являются обязательными для всех юридических и физических лиц, использующих труд подростков и организующих их обучение независимо от вида экономической деятельности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности.

1.4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением требований настоящих санитарных правил осуществляется органами и организациями, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Общие требования

2.1. Трудовая деятельность подростков должна начинаться с возраста, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации.

2.2. До достижения 18 лет не допускается прием на работу подростков (несовершеннолетних), которая может причинить вред их физическому или психическому здоровью. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, определяется постановлением Правительства Российской Федерации.

2.3. Не допускается привлечение подростков к тяжелым работам, связанным с переносом и перемещением тяжестей вручную свыше установленных норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет.

2.4. Условия труда работников моложе 18 лет должны отвечать требованиям настоящих санитарных правил и санитарных правил для отдельных видов экономической деятельности.

2.5. Рабочее время работников, не достигших возраста 18 лет, регламентируется Трудовым кодексом Российской Федерации.

2.6. При привлечении подростков к сменной работе, продолжительность непрерывного времени свободного от работы, не должна быть менее 12 часов.

2.7. Санитарно-бытовое обеспечение лиц, не достигших 18-летнего возраста, организуется в существующих санитарно-бытовых помещениях организации и должно соответствовать требованиям действующих санитарных правил для отдельных видов экономической деятельности.

2.8. Работодатель организует и проводит производственный контроль за соблюдением санитарных правил в соответствии с санитарным законодательством.

3. Предварительные и периодические медицинские осмотры лиц моложе 18 лет при приеме их на работу

3.1. Лица в возрасте до 18 лет при приеме на работу подлежат предварительному обязательному медицинскому осмотру и ежегодному обязательному медицинскому осмотру до достижения возраста 18 лет.

Целью медицинского осмотра является определение возможностей подростка выполнять работу без нарушения процессов роста и развития, ухудшения состояния здоровья, а также для определения соответствия функциональных возможностей требованиям, предъявляемым к профессиям по определенным видам деятельности.

3.2. Медицинские требования к состоянию здоровья и объем необходимых исследований определяются в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

3.3. При периодических осмотрах (или раньше при наличии жалоб на ухудшение состояния здоровья) выносится медицинское заключение о возможности (или невозможности) продолжения работы подростком или даются рекомендации по рациональному трудоустройству.

3.4. Подросткам, имеющим нарушения состояния здоровья, лечебно-профилактическим учреждением предоставляется медицинская профессиональная консультация по подбору профессии, соответствующей его состоянию здоровья и индивидуальным особенностям.

3.5. Подростки с ограниченными возможностями здоровья подлежат освидетельствованию в медико-социальных экспертных комиссиях и могут быть трудоустроены по их рекомендациям на рабочих местах, отвечающих гигиеническим требованиям к условиям труда инвалидов, с учетом степени риска причинения вреда, и соблюдения требований настоящих санитарных правил.

3.6. Подростки, не прошедшие медицинский осмотр и не имеющие медицинского заключения, к работе не допускаются.

4. Гигиенические требования к условиям труда и организации рабочего места лиц,
не достигших 18-летнего возраста

4.1. Условия труда на рабочем месте в организациях по конкретной профессии, в которых используется труд лиц моложе 18 лет, должны отвечать требованиям санитарного законодательства, предъявляемым к факторам производственной среды и трудового процесса, в которых осуществляется деятельность человека.

4.2. Рабочие места для подростков подбираются с таким расчетом, чтобы при наличии вредных или опасных факторов производственной среды (химических, физических, биологических) и факторов трудового процесса, уровень их не превышал гигиенических нормативов, установленных санитарным законодательством и настоящими санитарными правилами.

4.3. Противопоказанными для трудоустройства лиц моложе 18 лет являются условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего подростка и условия труда, воздействие которых создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения острых профессиональных поражений, а именно:

4.3.1. химические факторы, в том числе:

— присутствие химических веществ 3 — 4 класса опасности в концентрациях, превышающих предельно-допустимые концентрации (ПДК) для воздуха рабочей зоны;

— присутствие химических веществ 1 — 2 класса опасности в концентрациях, превышающих ПДК для атмосферного воздуха населенных мест;

— присутствие химических веществ, опасных для развития острого отравления (с остронаправленным механизмом действия и раздражающего действия), веществ, канцерогенных для человека, веществ, опасных для репродуктивного здоровья человека, аллергенов в концентрациях, превышающих ПДК для атмосферного воздуха населенных мест;

— присутствие противоопухолевых лекарственных средства, гормонов-эстрогенов, наркотических анальгетиков (с целью исключения контакта с органами дыхания и кожей при их получении и использовании в работе);

— присутствие ядовитых растений и лекарственного сырья, относящихся к списку «Б» Государственной фармакопеи, и контакт с ними;

4.3.2. биологические факторы, в том числе:

— присутствие в воздухе микроорганизмов-продуцентов и препаратов, содержащих живые клетки и споры микроорганизмов в концентрациях, превышающих ПДК для воздуха рабочей зоны;

— присутствие в воздухе микроорганизмов-продуцентов и препаратов, содержащих живые клетки и споры микроорганизмов, способных вызывать аллергические заболевания в производственных условиях в концентрациях, превышающих ПДК для атмосферного воздуха населенных мест;

— присутствие патогенных микроорганизмов и возбудителей паразитарных болезней, продуктов их жизнедеятельности;

4.3.3. физические факторы, в том числе:

— присутствие слабофиброгенных аэрозолей в концентрациях, превышающих ПДК для воздуха рабочей зоны;

— присутствие высоко- и умереннофиброгенных аэрозолей преимущественно фиброгенного действия в концентрациях, превышающих ПДК для атмосферного воздуха населенных мест;

— шум на рабочих местах, превышающий установленный для подростков предельно-допустимый уровень (ПДУ) эквивалентный уровень звука 70 дБА;

— общая вибрация 1 и 2 категории транспортных и транспортно-технологических машин и механизмов;

— общая вибрация 3 категории (эквивалентный корректированный уровень виброскорости, виброускорение, дБ/раз), превышающая ПДУ на рабочем месте;

— вибрация локальная (эквивалентный корректированный уровень виброскорости, виброускорение, дБ/раз) превышающая ПДУ;

— инфразвук (общий уровень звукового давления, дБ Лин) на рабочем месте, превышающий ПДУ;

— ультразвук воздушный (уровни звукового давления в 1/3 октавных полосах частот, дБ) на рабочем месте, превышающий ПДУ; наличие контактного ультразвука;

— электромагнитные излучения на рабочих местах (постоянное магнитное поле, электростатическое поле, электрические поля промышленной частоты — 50 Гц, магнитные поля промышленной частоты — 50 Гц, электромагнитные излучения радиочастотного диапазона), превышающие ПДУ для населения;

— условия работ с лазерами 2-го, 3-го, 4-го класса опасности.

— ультрафиолетовое излучение при наличии производственных источников (Вт/м2), превышающее установленные нормативы для рабочих мест

— в условиях работ, связанных с наличием радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений;

— параметры микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха), превышающие допустимые на рабочих местах для различных категорий работ.

— параметры световой среды (освещенность рабочей поверхности; показатель ослепленности; коэффициент пульсации; уровни ультрафиолетовой радиации), не соответствующие нормативам, принятым для работ выполняемого класса точности, установленных для рабочих мест в различных видах экономической деятельности;

— отсутствие естественного освещения на рабочих местах;

— при повышенном атмосферном давлении (в кессонах, барокамерах, водолазные работы и т.п.).

4.4. При наличии на производстве вредных физических факторов, превышающих гигиенические нормативы, и которые не могут быть приведены в соответствие с требованиями пунктов 4.3. и 4.3.3., необходимо предусмотреть сокращение времени контакта работников в возрасте от 16 до 18 лет с этими вредными факторами (защита временем) в следующих случаях:

— при превышении уровня шума более 70 дБА, но не превышающего 80 дБА, сократить время работы в условиях шума, в соответствии с требованиями Приложения № 1 настоящих санитарных правил;

— в условиях воздействия общей вибрации 3 категории, соответствующей ПДУ, время работы подростка не должно превышать 3,5 часов в день. Подростки моложе 16 лет к таким работам не допускаются;

— в условиях воздействия локальной вибрации, соответствующей нормативным требованиям, время работы не должно превышать 3,5 часов в день. Подростки моложе 16 лет к таким работам не допускаются.

4.5. Допустимая тяжесть трудового процесса для подростков разного возраста и пола (по физической динамической и статической нагрузке, массе перемещаемого груза, стереотипным рабочим движениям, рабочей позе, перемещениям) не должна превышать величин, представленных в Приложении № 2 настоящих санитарных правил.

4.6. Напряженность труда для подростков должна исключать повышенные нервно-психические нагрузки (интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные и монотонные нагрузки). В связи с этим, для подростков должны быть исключены:

4.6.1. условия труда и виды деятельности с высокой степенью интеллектуальных нагрузок, при которых осуществляется:

— решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций); восприятие сигналов с последующей коррекцией действий, требование принятия срочных решений. Примерами таких работ могут быть операторские профессии на транспорте и при управлении технологическими процессами;

4.6.2. условия (труда) работы и виды деятельности с высокой степенью сенсорных нагрузок, при которых:

— длительность сосредоточенного контроля превышает 50 % рабочего времени;

— плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы превышает 175 сигналов;

— число производственных объектов одновременного контроля составляет более 10;

— имеет место повышенная нагрузка на слуховой анализатор (восприятие речи и дифференцированных сигналов, разборчивость которых менее 70 %; имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 метров);

— нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) превышает половину рабочих часов в неделю.

4.6.3. условия труда и виды деятельности с высокими нагрузками на зрительный анализатор, при которых:

— зрительно-напряженная работа при величине объектов различения от 1 мм — до 0,3 мм превышает более 50 % рабочего времени, при величине объектов менее 0,3 мм — превышает более 25 % времени;

— зрительно-напряженная работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) превышает более 50 % рабочего времени.

— зрительно-напряженная работа при наблюдении за экранами видеотерминалов более 2-х часов в день при буквенно-цифровом типе отображения информации и более 3-х часов в день при графическом типе отображаемой информации;

4.6.4. условия работы, связанные со значительными эмоциональными нагрузками, при которых:

— повышена ответственность за функциональное качество основной работы (задания);

— имеется риск для собственной жизни и безопасности других людей;

4.6.5. условия работы, связанные с высокой степенью монотонности, при которых:

— число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях, менее 6;

— продолжительность операций менее 25 секунд;

— время активных действий менее 10 % продолжительности смены, а в остальное время работы осуществляется контроль за ходом производственного процесса;

4.7. Станки, оборудование, инструменты, рычаги управления, рабочая мебель по своим параметрам должны соответствовать эргономическим требованиям с учетом роста и физического развития подростка.

5. Гигиенические требования к условиям производственной практики подростков

5.1. Условия прохождения производственной практики на штатных рабочих местах подростков, проходящих обучение в системе общего, начального и среднего профессионального образования должны соответствовать требованиям настоящих санитарных правил.

5.2. Условия прохождения производственной практики по отдельным профессиям, входящим в перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, и по обоснованным технологическим причинам и особенностям трудового процесса не могут быть соблюдены указанные требования, определяются санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. К производственной практике на рабочих местах по указанным профессиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Приложение № 1

к СанПиН 2.4.6.2553-09

Длительность работы подростков в условиях производственного шума,
превышающего нормируемый уровень 70 дБА

Уровни звука LА и эквивалентные

Возраст (года)

Уровни звука LА экв., дБА

14 — 15 лет

16 — 18 лет

75 дБА

3,5 часа

5 часов

80 дБА

3 часа

4 часа

Примечание:

1. По истечении допустимого времени работы в условиях шума подростков переводят на другую работу вне действия повышенных для подростков уровней шума.

2. При работах в условиях шума, превышающего 70 дБА, необходимо вводить 15 минутные перерывы через 45 минут работы с отдыхом в нешумном помещении.

3. При импульсном шуме длительность работы соответственно возрасту должна сокращаться на 30 минут.

4. Пребывание подростков в условиях шума больше времени указанного в таблице без применения средств защиты не допускается.

Приложение № 2

к СанПиН 2.4.6.2553-09

«Санитарные правила устройства, оборудования и содержания бань»
(утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 19.06.1972 N 982-72)

Утверждены

Заместителем Главного

государственного

санитарного врача СССР

19 июня 1972 г. N 982-72

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА

УСТРОЙСТВА, ОБОРУДОВАНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ БАНЬ

Настоящие Санитарные правила распространяются на все бани вне зависимости от их ведомственной принадлежности.

1. Нормативные требования, предъявляемые к расчету сети и размещению бань, а также к устройству и оборудованию их помещений, следует принимать в соответствии со СНиП II-80-75 «Предприятия бытового обслуживания населения. Нормы проектирования».

2. Вновь выстроенные здания бань, а также бани после проведенного в них ремонта или работ по реконструкции могут быть допущены к эксплуатации только при наличии разрешения органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

3. Бани подразделяются на следующие типы:

а) русского типа, имеющие мыльные с тазами для мытья, души для обмывания и парильные;

б) комбинированного типа, имеющие душевые и парильные;

в) пропускного типа с учетом возможности использования их в качестве санитарных пропускников при одновременном обслуживании передвижными (в банях от 50 до 100 мест) или стационарными дезинфекционными камерами (в банях от 200 мест и более).

Примечание. По эпидемиологическим показаниям и по указанию органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы стационарные дезинфекционные камеры могут предусматриваться и в банях — санитарных пропускниках вместимостью менее 200 мест.

4. Здания бань должны быть обеспечены водопроводом, канализацией, отоплением, вентиляцией и горячим водоснабжением. Качество воды должно удовлетворять требованиям ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая».

Обработка банных сточных вод может производиться:

а) при наличии поселковой или городской канализации совместно с хозяйственно-фекальными сточными водами, при этом соотношение количества банных сточных вод к хозяйственно-фекальным должно быть не более 1:1 (во время работы бань). Допускается кратковременное повышение указанного соотношения до 1,2:1;

б) при отсутствии поселковой или городской канализации путем устройства местных очистных сооружений. В каждом отдельном случае вопрос об обработке банных сточных вод должен быть согласован с местной санитарно-эпидемиологической станцией.

5. Мебель, устанавливаемая в помещениях бань, может быть жесткая или полужесткая, обитая дерматином, клеенкой или пластиком, легко поддающаяся мытью и дезинфекции. Оборудование помещений мягкой мебелью не разрешается.

6. Тазы, предназначаемые для мытья тела и мытья ног, должны быть металлическими, не подвергающимися коррозии. Тазы для мытья ног должны иметь форму, отличающуюся от формы тазов для мытья тела. Использование для указанных целей деревянных шаек запрещается.

7. Ванны должны быть эмалированными. Использование ванн с поврежденным эмалевым покрытием запрещается.

8. Белье, предназначенное для индивидуального пользования (простыни, полотенца), должно выдаваться посетителям в опломбированных бумажных пакетах. Чистое белье должно храниться отдельно от использованного.

9. Продажа мыла, мочалок, веников и других принадлежностей туалета допускается в специально устраиваемых для этих целей киосках в вестибюлях бань.

Продажа различных предметов туалета в буфетах запрещается.

Выдача посетителям мыла, мочалок, веников, головных гребней и щеток общественного пользования категорически запрещается.

10. В каждом отделении бани должна быть аптечка первой помощи, содержащая нашатырный спирт, йодную настойку, вазелин, перевязочный материал и средства, применяемые при ожогах.

11. В раздевальных помещениях отделений должна быть установлена соответствующая посуда с питьевой водой (графин или бачок с краном), стаканы и полоскательница.

12. Все раздевальные помещения должны быть оборудованы умывальниками с подводкой горячей и холодной воды.

13. Помещения бань с «сухим» режимом должны быть снабжены урнами для мусора и плевательницами.

14. Баня должна быть обеспечена достаточным количеством уборочного инвентаря, который должен храниться в специально отведенных помещениях или шкафах и ящиках.

15. В помещениях бань не разрешается:

а) хранение вещей и предметов, не имеющих отношения к эксплуатации бань, а также инвентаря и неисправного оборудования;

б) стирка и полоскание белья;

в) сушка белья в парильных и других помещениях бань, на лестницах;

г) ночлег или проживание.

Категорически запрещается использование помещений бань не по прямому назначению.

16. В помещениях бань на протяжении всего рабочего дня должна поддерживаться температура в соответствии с действующими нормами. Для осуществления контроля за температурой воздуха в помещениях бани должны быть вывешены термометры.

17. Все помещения бань должны ежедневно проветриваться до открытия, после закрытия и во время проведения уборки.

В банях, оборудованных приточно-вытяжной системой вентиляции с механическим побуждением, вентиляция должна производиться в течение всех рабочих часов.

18. На протяжении всего рабочего дня в мыльных, парильных, душевых, раздевальных и других помещениях должна поддерживаться чистота.

В ванно-душевых кабинетах после каждого посетителя персонал обязан вымыть ванну щеткой с мылом и горячей водой, протереть керосином.

19. Ежедневно после закрытия бани производится тщательная уборка всех помещений, инвентаря и оборудования.

Генеральная уборка помещений бани должна производиться еженедельно в установленный для бани санитарный день.

20. В мыльных и парильных отделениях должна проводиться следующая уборка:

металлические тазы протираются мыльно-керосиновой эмульсией (20 г мыла, 100 г керосина на 1 л воды), после чего промываются водой. Этим же способом очищаются и промываются ванны;

скамьи в мыльных и парильных моются жесткими щетками с горячей водой и мылом;

панели стен в мыльных, парильных, душевых, ванных, а также выступающие конструкции, трубопроводы, отопительные приборы, осветительная арматура и светильники, оконные стекла моются с щетками;

полы помещений протираются щетками при беспрерывном поливании водой.

После окончания мытья полов производится обмывание полов, стен и оборудования горячей водой с помощью шланга.

21. Мебель и оборудование раздевальных — диваны, скамьи, медицинские весы — протираются с применением 0,5-процентного раствора хлорной извести или хлорамина. Полы в раздевальных протираются щетками с применением мыльного или щелочного раствора, а затем моются.

22. Влажная химическая дезинфекция должна производиться один раз в месяц или в другие сроки по требованию органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы силами и средствами городской (районной) санэпидстанции на договорных началах за счет администрации бань; в отдельных случаях по разрешению санэпидстанции допускается производство дезинфекции средствами владельца бани при условии наличия в штате квалифицированного дезинфектора, под контролем санэпидслужбы.

23. Периодически надлежит проводить профилактическую дезинсекцию помещений и мебели (раздевальные, ожидальные, гардероб, ванные и душевые кабины) с применением дуста ДДТ или гексахлорана, которые должны храниться в специально отведенном месте.

24. Посетителям не разрешается:

а) курить в раздевальных, мыльных и парильных;

б) вносить в мыльные и парильные бутылки, стеклянные предметы и белье;

в) стирать белье;

г) употреблять различные лекарственные средства (натирание тела мазями и пр.);

д) выносить тазы из мыльной.

25. Работа мозолиста при банях может производиться лишь по разрешению органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы лицами, имеющими аттестат квалификационной комиссии.

26. Работники бань при приеме на работу подлежат медицинскому осмотру в соответствии с действующей Инструкцией об обязательных медицинских осмотрах лиц, занятых в пищевых предприятиях, на сооружениях по водоснабжению, в предприятиях по санитарно-гигиеническому обслуживанию населения, в лечебных и детских учреждениях N 352-61 и дополнениями к ней от 26.08.65 N 10-83/14-104 и в дальнейшем один раз в месяц.

Судебная практика и законодательство — «Санитарные правила устройства, оборудования и содержания бань» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 19.06.1972 N 982-72)

«МР 3.5.0071-13. 3.5. Дезинфектология. Организация и проведение дезинфекционных мероприятий на различных объектах в период проведения массовых мероприятий. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24.05.2013)

2. СанПиН 982-72 «Санитарные правила устройства, оборудования и содержания бань».

3. СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества».

4. СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги».

Охрана труда

СанПиН комплекс эпидемиологических нормативов и правил, действующих в широкой сфере. СанПиН обязательны для исполнения и должны применяться при разработке технической и нормативной документации.

  1. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 — Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы
  2. СанПиН 2.5.1.051-96 — Условия труда и отдыха для летного состава гражданской авиации
  3. СанПиН 2.2.8.46-03 — Санитарные правила по дезактивации средств индивидуальной защиты
  4. СанПиН 2.3.2.1078-01 — Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов
  5. СанПиН 2.5.2-703-98 — Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания
  6. СанПиН 2.4.4.1251-03 — Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)
  7. СанПиН 2.4.7.007-93 — Производство и реализация игр и игрушек
  8. СанПиН 2.4.4.1204-03 — Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей
  9. СанПиН 2.2.3.1384-03 — Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ
  10. СП 2.3.6.1079-01 — Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья
  11. СанПиН 2.4.7.702-98 — Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования
  12. СанПиН 2.2.3.1385-03 — Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов и конструкций
  13. СанПиН 2.2.4.548-96 — Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений
  14. СанПиН 2.2.8.47-03 — Костюмы изолирующие для защиты от радиоактивных и химически токсичных веществ
  15. СанПиН 2.4.7.960-00 — Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков
  16. СанПиН 2.4.3.1186-03 — Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования
  17. СанПиН 2.3.5.021-94 — Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли
  18. СанПиН 2.4.2.1178-02 — Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях
  19. СанПиН 2.4.1201-03 — Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
  20. СанПиН 2.2.0.555-96 — Гигиенические требования к условиям труда женщин
  21. утв. Главным государственным санитарным врачом СССР от 21 июня 1990 г. N 5182-90) — Санитарные правила для швейного производства
  22. СанПиН 2.4.1.1249-03 — Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений
  23. СанПиН 2.1.2.1199-03 — Парикмахерские. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию
  24. СанПиН 2.4.7.1166-02 — Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования
  25. СанПин 2.2.8.49-03 — Средства индивидуальной защиты кожных покровов персонала радиационно опасных производств
  26. СанПиН 2.3.2.1078-01 — Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов
  27. СанПиН 2.1.7.1322-03 — Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления
  28. СанПиН 2.2.2.1332-03 — Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике
  29. СанПиН 2.1.7.1287-03 — Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы
  30. СанПин 2.2.8.48-03 — Средства индивидуальной защиты органов дыхания персонала радиационно опасных производств
  31. СанПиН 2.1.6.1032-01 — Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест
  32. СанПиН 2.1.2.1331-03 — Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды аквапарков
  33. СанПиН 2.4.6.664-97 — Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков
  34. СанПиН 2.6.1.993-00 — Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома
  35. СанПиН 2.4.7./1.1.1286-03 — Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одна из важных задач в работе с детьми — трудовое воспитание, которое при правильной организации имеет большое значение в формировании здоровья и личности ребенка.

Трудовое воспитание дошкольников должно способствовать повышению их общего развития, расширению круга интересов, знакомству с различными видами труда взрослых, воспитанию любви к их труду, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность, чувство долга. В каждой возрастной группе детям прививают доступные им трудовые навыки.

Младших детей учат правильно одеваться, ухаживать за игрушками, поддерживать порядок в кукольном уголке, помогать старшим по уходу за растениями и животными как в помещении, так и на участке. В группах старшего дошкольного возраста, помимо перечисленных видов труда, вводят дежурства. дети помогают взрослым при уборке помещений, в столовой, на участке, убирают снег, сухие листья, пропалывают грядки, поливают цветы и растения. Кроме этого, они учатся шить, вышивать, делать несложные поделки из природного материала, сувениры. Дети 5—7 лет работают с деревом: распиливают, сколачивают различные детали, приучаются правильно пользоваться молотком, пилой, клещами.

Труд по своему содержанию и продолжительности должен соответствовать как возрастным, так и индивидуальным возможностям каждого ребенка. Воспитатели следят за тем, чтобы при выполнении той или иной работы соблюдались гигиенические требования и техника безопасности. Труд детей, особенно связанный с использованием инструментов, может осуществляться лишь под непосредственным контролем взрослых.

В группах и на участке детского сада должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья ребенка: все шкафы и полки надежно закрепляют; оборудование, пособия, предметы убранства устанавливают и размещают с учетом их полной безопасности и устойчивости; инвентарь, используемый в самостоятельной трудовой деятельности детей, располагают на полках и в шкафах, высота которых не превышает уровня груди ребенка; аквариумы, клетки с животными и комнатные растения в уголках природы размещают так, чтобы ребенок мог ухаживать за ними, стоя на полу; при поливке растений ребенок должен держать лейку ниже уровня своей груди, чтобы вода не стекала в рукава и не попадала на одежду.

Категорически запрещается в группах детей раннего и младшего дошкольного возраста содержать кактусы и другие колючие растения, а также хищных птиц и животных.

При дежурстве в столовой и работе в уголке природы детям не разрешается переносить горячие пищу и воду, горячие предметы. Категорически запрещено привлекать детей к труду, представляющему опасность инфицирования (уборка санузлов, сбор грязного белья, бытовых отходов и пр.). Нельзя привлекать дошкольников и к разведению костров, сжиганию сухих листьев, мусора.

Все инструменты и предметы сельскохозяйственного инвентаря, которыми пользуются дети, должны быть исправны, безопасны, иметь хорошо закрепленные ручки и другие детали. Запрещается использование детьми оборудования и инструментов, предназначенных для взрослых. Все колющие и режущие инструменты следует хранить в закрытых местах. дети могут использовать их лишь с ведома и под контролем воспитателя. Швейные иглы помещают в специальные шкатулки-игольницы, всегда с нитками; количество их систематически проверяют. В процессе работы воспитанники кладут иглы в игольницу, гвозди — в ящик или коробку, ножницы (с тупыми концами) — на специальную под- ставку сомкнутыми концами от себя. Отрезать нитки можно только ножницами, проволоку — кусачками, гвозди вытаскивают клещам и.

Природный и прочий материал для поделок должен быть безопасен: без острых сучков, режущей травы, ядовитых ягод, грибов и растений, твердой проволоки, битого стекла, спичек с неудаленной серной головкой и т.д. Из отходов промышленного производства в работе используют лишь те материалы, которые, по заключению гигиенистов, не представляют опасности для здоровья детей. Запрещается использовать стекловату, стекловолокно, искусственный синтетический мех и материал на капроновой основе; свинец, нитро- и эмалевые краски и лаки, эпоксидную смолу и органические растворители.

Все поделки из древесины изготавливают на специальных столах, оборудованных зажимными устройствами. Эти столы высотой немного ниже пояса ребенка располагают так, чтобы свет падал с левой стороны, К столу прикладывают подкладную доску, обитую войлоком, для работы с молотком. длина доски должна быть равна длине стола, ширина 25—30 см, высота 3—4 см.

Инструменты для работы с деревом помещают в ящик с двумя отделениями: узким — для хранения пилы-ножовки, широким — для молотка, коробки с гвоздями, клещей, линейки и разметочного карандаша. Важно обеспечить безопасность инструментов: пила должна иметь деревянные ручки и во время работы ее надо закрывать распилочной коробкой, предохраняющей левую руку ребенка; конец молотка должен быть закруглен, а масса металлического молотка с деревянной ручкой составлять 180—200 г; гвозди следует подбирать длиной 2—3 см, с широкой шляпкой; использовать ножовку с высотой зуба 4—5 мм, длиной полотна 350 мм, шириной от ручки 4О—5О мм, к концу 25—ЗО мм. В работе применяют древесину мягких пород: сосну, ольху, липу, осину. Материал подготавливают в виде брусков, дощечек, реек, кругляков диаметром не более 4 см. Они должны быть хорошо выструганы, чтобы дети не поцарапались и не занозили руки. Каждому ребенку выдают фартук и удобный головной убор.

для работы с древесиной дошкольников делят на подгруппы по 4—5 человек. Между работающими детьми должно сохраняться расстояние не менее 1 м. Пилой или другими колющими и режущими инструментами за верстаком может работать только 1 ребенок. Перед началом работы воспитатель обязан проверить исправность верстака и инструментов, надежность закрепления обрабатываемого материала в зажимных устройствах. Во время выполнения заданий, особенно при сколачивании, выпиливании, зачистке деталей, дети должны соблюдать правильную осанку.

По окончании работы дошкольники проверяют состояние оборудования и инвентаря, очищают его, укладывают и убирают. Рабочее место приводят в порядок с помощью веника, щетки-сметки и влажной тряпки, которые вместе с совком и детским ведерком для сбора отходов и мусора находятся в каждом трудовом уголке. Не следует позволять воспитанникам сдувать опилки и мусор или смахивать их руками.

При организации трудовой деятельности, требующей значительной затраты сил (перекопка земли, перенос песка, полив огорода и цветника, расчистка участка зимой и т.д.), воспитатель должен внимательно следить за состоянием детей, не допуская их переутомления, перегрева или охлаждения. В случае появления у ребенка учащенного дыхания, покраснения кожи лица и других внешних признаков утомления воспитатель предлагает ему отдохнуть.

Продолжительность трудового процесса при выполнении однообразной, монотонной работы (прополка, сбор ягод, протирание стульев, различные виды ручного труда) не должна превышать 30 мин. Через каждые 7—1О мин необходимо производить смену деятельности или устраивать перерывы.

В жаркие солнечные дни труд дошкольников в огороде и цветнике организуется утром, до завтрака, и вечером, во время прогулки. Воспитатель должен постоянно следить за сохранением правильной позы и осанки детей в процессе работы.

Воспитанники 6—7 лет без особого напряжения могут поднимать и переносить на небольшое расстояние груз массой 2,0 —2,5 кг, лейку или ведро с водой вместимостью 2,5— 3,0 л. Лучше переносить воду не в одном, а в двух ведрах (объем ведра при этом должен быть в 2 раза меньше — 1,0— 1,5 л): тяжесть будет распределяться равномерно на обе руки и нарушение осанки при работе исключается.

Поскольку дети переносят груз на садовых носилках вдвоем, поэтому общая масса его Может в 2 раза превышать ту, которую поднимает один ребенок. Груз, перевозимый на тачке, которой пользуются Индивидуально, рассчитывают на одного ребенка. В случае даже незначительного ранения, ушиба дети немедленно должны обращаться к воспитателю. В уголке труда или медицинской комнате обязательно наличие аптечки, содержащей предметы и лекарства, необходимые для оказания первой помощи детям.

Глава, раздел ??? ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одна из важных задач в работе с детьми – трудовое воспитание, должно способствовать повышению их общего развития, расширению круга интересов, знакомству с различными видами труда взрослых, воспитанию любви к их труду, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность, чувство долга. В каждой возрастной группе детям прививают доступные им трудовые навыки.

Младших детей учат правильно одеваться, ухаживать за игрушками, поддерживать порядок в кукольном уголке, помогать старшим по уходу за растениями и животными как в помещении (в «уголках живой природы», обустроенных в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.2660-10), так и на участке. В группах старшего дошкольного возраста вводят дежурства: дети помогают взрослым при уборке помещений, в столовой, на участке, убирают снег, сухие листья, пропалывают грядки, поливают цветы и растения. Кроме этого, они учатся шить, вышивать, делать несложные поделки из природного материала, сувениры. Дети 5—7 лет работают с деревом: распиливают, сколачивают различные детали, приучаются правильно пользоваться молотком, пилой, клещами.

Труд по своему содержанию и продолжительности должен соответствовать как возрастным, так и индивидуальным возможностям каждого ребенка. Воспитатели следят за тем, чтобы при выполнении той или иной работы соблюдались гигиенические требования и техника безопасности. Труд детей, особенно связанный с использованием инструментов, осуществляется под непосредственным контролем взрослых.

Инвентарь, используемый в трудовой деятельности детей, располагают на полках и в шкафах, высота которых не превышает уровня груди ребенка. При поливе растений ребенок должен держать лейку ниже уровня груди, чтобы вода не попадала на одежду.

При дежурстве в столовой детям не разрешается переносить горячие пищу и воду, горячие предметы. Категорически запрещено привлекать детей к труду, представляющему опасность инфицирования, к разведению костров, сжиганию сухих листьев, мусора.

Все инструменты и предметы сельскохозяйственного инвентаря, которыми пользуются дети, должны быть исправны, безопасны, иметь хорошо закрепленные ручки и другие детали. Запрещается использование детьми оборудования и инструментов, предназначенных для взрослых. Все колющие, режущие и др. травмоопасные инструменты (швейные иглы, ножницы, гвозди, клещи, молотки) следует хранить в закрытых местах. Дети могут использовать их лишь с ведома и под контролем воспитателя.

Природный и прочий материал для труда должен быть безопасен, например, для поделок из дерева используют брусочки, реечки, кругляки (диаметром не более 4 см) из древесины мягких пород дерева, без сучков и хорошо выструганное.

Все поделки из древесины изготавливают на специальных столах (верстаках), оборудованных зажимными устройствами. Эти столы высотой немного ниже пояса ребенка располагают так, чтобы свет падал с левой стороны. К столу прикладывают подкладную доску, обитую войлоком, для работы с молотком. Длина доски должна быть равна длине стола, ширина 25—30 см, высота 3—4 см.

Важно обеспечить безопасность инструментов: пила должна иметь деревянные ручки и во время работы ее надо закрывать распилочной коробкой, предохраняющей левую руку ребенка; конец молотка должен быть закруглен, масса металлического молотка с деревянной ручкой составлять 180—200 г; гвозди следует подбирать длиной 2—3 см, с широкой шляпкой. Каждому ребенку выдают фартук и удобный головной убор.

Между работающими детьми должно сохраняться расстояние не менее 1 м. За верстаком может работать только 1 ребенок. Перед началом работы воспитатель обязан проверить исправность верстака и инструментов, надежность закрепления обрабатываемого материала в зажимных устройствах.

По окончании работы дошкольники проверяют состояние оборудования и инвентаря, очищают его, укладывают и убирают. Рабочее место приводят в порядок с помощью веника, щетки-сметки и влажной тряпки, которые вместе с совком и детским ведерком для сбора отходов и мусора находятся в каждом трудовом уголке.
При работе на участке, требующей значительной затраты сил (перекопка земли, перенос песка, полив огорода и т.д.), воспитатель должен следить за состоянием детей, не допуская их переутомления, перегрева или охлаждения. При поливе дети 6 – 7 лет могут переносить ведро или лейку с водой вместимостью не больше 2,5 – 3 л, могут поднимать и переносить на небольшое расстояние груз массой 2 – 2,5 кг.

Продолжительность трудового процесса при выполнении однообразной, монотонной работы не должна превышать 30 мин. Через каждые 7—10 мин. необходимо производить смену деятельности или устраивать перерывы. Нагрузки при трудовой деятельности учитываются для каждого ребенка индивидуально, с учетом его возраста и физического развития.

В уголке труда или медицинском блоке обязательно наличие аптечки, содержащей предметы и лекарства, необходимые для оказания первой помощи детям.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯК ПРОГУЛКАМ И ЭКСКУРСИЯМ

Детям свойственна повышенная двигательная активность, которая может быть удовлетворена в процессе проведения прогулок и экскурсий. Прогулки на свежем воздухе оказывают благоприятное воздействие на нервную систему, улучшают аппетит, сон, настроение, повышают общий тонус жизнедеятельности ребенка. В условиях ДОУ прогулку используют как средство всестороннего воспитания и обучения, а также как средством закаливания. Летом большую часть времени дети должны находиться на воздухе. Зимой прогулки проводят 2 раза в день. Для детей в возрасте до 1,5 лет прогулки заменяют сном с широким доступом свежего воздуха.

Перед прогулкой важно правильно одеть и обуть ребенка в соответствии с погодой и сезоном, что обеспечит ему свободу движений и тепловой комфорт.

Дети до 3 лет зимой выходят на прогулку при температуре воздуха не ниже —15°С и скорости ветра до 7 м в сек. , более старшего возраста (4—7 лет) — при температуре —18 — 20 °C. При низких температурах время прогулки необходимо сократить. Обращается внимание детей на изменения, происходящие в природе, состояние погоды.

Прогулка должна начинаться со спокойной деятельности .

С раннего детства детей приучают самостоятельно одеваться и раздеваться. Первое время воспитатель показывает, как это надо делать, и помогает каждому ребенку. Старшие помогают одеваться малышам. Во избежание перегрева одетых детей немедленно выводят на улицу.

Польза от прогулки во многом зависит от ее организации, оснащения и эмоционального настроя воспитанников. В зависимости от возраста детей и погоды во время прогулки организуются различные игры (игры с правилами, творческие, строительные), спортивные развлечения (катание на санках, лыжах и коньках), труд на участке. Прогулки можно проводить и за пределами ДОУ, при этом дети знакомятся с природой, учатся ориентироваться в окружающей обстановке. Такие прогулки тренируют сердечнососудистую систему и двигательный аппарат.

Летом в теплую погоду с детьми дошкольного возраста проводят экскурсии утром. Детей ослабленных или имеющих плоскостопие на экскурсию брать не следует. Одежда дошкольников должна быть удобной, легкой, а в солнечный день — светлой: на голове — панама, на ногах — носки и легкие свободные полуботинки или специальные туфли для туризма (тесная обувь затрудняет кровообращение в нижних конечностях, что вызывает быстрое утомление ребенка). Сандалии и босоножки надевать на экскурсию не следует. Не рекомендуется носить обувь без носков, так как носки впитывают влагу, защищают ноги от пыли, песка, предупреждают потертость.

Детей 3—4 лет выводят за пределы участка сначала на 5— 10 мин, а затем на 20 мин. Воспитанники 4—5 лет могут совершать прогулки общей протяженностью 2 км, 6—7 лет — на З км. Через каждые 10— 15 мин ходьбы дети должны иметь пятиминутный отдых, а в середине экскурсии в сухом месте — привал на 20—30 мин.
На экскурсиях по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых воспитатель принимает необходимые меры, обеспечивающие безопасность детей. Во время экскурсии детей должны сопровождать не менее двух взрослых.

Зимой воспитанники старших групп могут совершать лыжные прогулки продолжительностью 40—60 мин (для начинающих 30 мин). При организации таких прогулок следует учитывать индивидуальные возможности детей, погоду, дорогу.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *